139 fmb коробка передач

Двухступенчатый автомат двигателей серии FMB

Хотелось бы по подробнее рассказать о необычной модификации двигателя 139FMB, с двухступенчатой коробкой передач. Данные двигатели использовались на мопедах фирмы Sachs и Iron Eagle.

В задачи конструкции входит автоматизирование системы управления мопедом (упрощение), при этом не растеряв КПД, как это обстоит с вариатором.

Суть конструкции такова – поочерёдное срабатывание центробежных сцеплений с разным передаточным соотношением, пригодным для бодрого старта и последующей передачей, пригодной для комфортной езды.

Скорей всего в голову приходит мысль о каком-то навороченном механизме, подобному коробке на Babetta 225 (кстати, ведь именно чехам принадлежит патент на изобретение автоматической двухступенчатой коробки передач, как, впрочем, и самого центробежного сцепления). Но, при вскрытии двигателя всё оказывается намного проще.

Ну например, мы видим всего 2 корзинки сцепления (что, впрочем, логично). Одна из которых насажана на коленвал, вторая является промежуточным звеном между ведомым валом и ведущим. Механизм первой корзинки прост – обычное кулачковое сцепление на пружинках, исключение лишь в том, что оно не сухое, а рассчитано для работы в масляной ванне.

Вторая корзинка имеет более сложный механизм, аналогичный полуавтоматическому сцеплению Honda Cub.

В корзинке плотно сложены диски сцепления между двух колоколов,

два колокола имеют шестерни, одна из которых имеет обгонную муфту (механизм свободного вращения в одну сторону, и срабатывания сцепления в другую).

Между дисками находятся распорные пружины, которые сжимаются под действием грузиков находящегося на дне одного из колоколов, в виду чего происходит сцепление. Сама корзинка соединена с коленвалом через шестерню, с пониженным передаточным соотношением, в виду чего, её активизация происходит с запозданием, после срабатывания первого сцепления. После срабатывания второго сцепления общее передаточное число понижается, начинает работать обгонная муфта, действие первого сцепления прекращается, вся нагрузка ложится на вторую корзинку.

Читайте также:  Москвич 2141 двигатель renault

Интересным нюансом явился факт регулировки разницы срабатывания сцеплений по оборотам. И если для первого требуется подборка пружин, то для второго лишь требуется уменьшить или увеличить количество шариков (грузиков) в корзинке, или изменить их вес, в виду чего время срабатывания второго сцепления изменится, а первое, соответственно, можно настроить подборкой звёзд.

Кстати, некой особенностью данного двигателя, в отличии от других модификаций с полуавтоматическим и механическим сцеплениями, является возможность запуска с кик-стартёра при разомкнутом сцеплении ведомого вала и ведущего, т. к. как кик-стартёр соединён через отдельную шестерню с коленвалом.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector