341 двигатель дизель генератора

ВАЗ 2104 дизель: история, основные характеристики, плюсы и минусы

Отечественный автопром представлен множеством самых различных моделей. Однако в истории АвтоВАЗа есть одна модификация, которая и сегодня вызывает самые разноречивые отзывы. Это ВАЗ 2104, оборудованный дизельной силовой установкой. Зачем нужен был такой инженерный ход? Получилось ли создать автомобиль с более чёткими характеристиками и мощностями? Что думают сами владельцы о дизельной версии «четвёрки»?

ВАЗ 2104 дизель

Для отечественно автопрома дизельные силовые установки не характерны. Поэтому появление ВАЗ 2104 с дизелем стало сенсацией. Однако насколько успешной можно считать эту модификацию?

На ВАЗ 2104 устанавливался вихрекамерный дизельный мотор ВАЗ-341. Двигатель производили на отечественном предприятии АО «Барнаултрансмаш». Из-за этого устройства инженеры АвтоВАЗа несколько изменили и саму конструкцию авто:

При этом на практике благодаря использованию дизельного агрегата удалось существенно снизить потребление топлива, когда как по всем остальным параметрам дизельный ВАЗ 2104 ничуть не уступал бензиновому.

ВАЗ 2104 дизель

История возникновения дизельного мотора ВАЗ

Впервые ВАЗ 2104 был выпущен в Тольятти в 1999 году. Изначально планировалось оснащение автомобиля более мощной силовой установкой объёмом 1.8 литра, но эта задумка так и не была реализована.

Новый дизельный двигатель ВАЗ-341 характеризовался высокой стоимостью и пониженной мощностью. И даже учитывая низкую цену на дизельное топливо в 1999 году, целесообразность такой модификации ставилась экспертами под сомнение.

Дизельный двигатель ВАЗ-341

Дизельный двигатель ВАЗ-341 был создан в 1983 году. По сути, новый образчик стал результатом модернизации «троечного» двигателя. Инженеры существенно усилили имеющийся блок цилиндров и соотношение хода поршней. Из-за множества мелких доработок двигатель ВАЗ-341 впервые стал испытываться на автомобилях только в конце 1999-ых годов.

Технические характеристики

Двигатель на ВАЗ 2104 (дизельная версия) состоит из четырёх цилиндров, расположенных в ряд. Рабочий объём мотора — 1.52 литра. Как уже говорилось ранее, изначально были планы по установке двигателя 1.8 литра, но испытания провалились. Мощность агрегата составляет всего 52 лошадиных силы. Изначально дизельная версия ВАЗ 2104 была рассчитана на новичков в вождении и неторопливых водителей.

Дизель ВАЗ-341

Для работы двигателя используется жидкостная система охлаждения.

Важным отличием от бензиновой установки считается дополнительное оснащение стартером высокой мощности и модифицированный блок предпусковых свечей накаливания. Это необходимо для того, чтобы двигатель быстро заводился в зимний период.

Таким образом, ВАЗ-341 нельзя назвать мощной силовой установкой. Однако именно благодаря этому автомобиль получил звание одного из самых экономичных в линейке ВАЗ: расход топлива на трассе составляет всего 5.8 литра, в городской среде — 6.7 литра. Учитывая низкие цены на дизтопливо на рубеже 2000-х годов, можно говорить о том, что эксплуатация модели была не затратной.

Время разгона до скорости 100 км/ч у неторопливого дизельного ВАЗ 2104 составляет 23 секунды.

Производители обозначили и ресурс дизельного мотора — он требует капитального ремонта по прохождению каждых 150 тысяч километров.

Гонка с ВАЗ 2104 дизель

Преимущества дизельного двигателя ВАЗ-341

Зачем производителям потребовалось экспериментировать с двигателями ВАЗ 2104? Гонка среди автомобилестроителей на рубеже XX — XXI века привела к тому, что нужны были новые модификации и разработки, чтобы завоевать «свой» сегмент покупателей.

Главным преимуществом дизельного ВАЗ 2104 является низкий расход топлива, что при минимальных ценах на топливо делает автомобиль самым бюджетным в линейке производителя.

Вторым преимуществом модели можно считать её надёжность — дизельная установка и усиленные узлы сделали автомобиль повышенной работоспособности. Соответственно, владельцам не требовался частый ремонт и профильное обслуживание так, как это необходимо было делать на бензиновых версиях «четвёрки».

И третьим достоинством ВАЗ 2104 можно считается высокая тяга мотора даже при мощности в 52 лошадиных силы. Поэтому автомобиль очень активно приобретается:

ВАЗ 2104 дизель создан для неторопливой и безопасной езды

И, разумеется, дизельный двигатель ВАЗ-341 отлично выдерживает русские морозы. Например, установленная температура холодного запуска мотора возможна даже при температуре минус 25 градусов. Это преимущество очень актуально для российских водителей всех категорий.

Недостатки дизельного двигателя ВАЗ-341

Владельцы дизельных версий ВАЗ 2104 отмечают несколько недостатков своих автомобилей:

Регулировка клапанов на ВАЗ 2104 дизель

ВАЗ 2104 дизель: отзывы владельцев

Рекламная кампания при старте продаж дизельного ВАЗ 2104 была ориентирована на неспешных и экономичных водителей. При этом производитель обещал предоставить российским автолюбителям модель, которая хорошо бы заводилась при низких температурах:

Дизель на моей машине действительно барнаульский. Однако на качество сборки пока не жалуюсь. Саляркой как в «Икарусе» не пахнет. С зимним пуском пока трудностей нет. Выручает подогрев топлива установленный на фильтре тонкой очистки топлива. Из опыта — в минус 25 пускается без проблемм. Что касается динамики то она меня вполне устраивает. В городе из транспортного потока не вываливаюсь.

Taas

https://forum.zr.ru/forum/topic/245411-%D0%B2%D0%B0%D0%B7–2104-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE/

При усиленной шумоизоляции салона водители всё равно продолжают жаловаться на сильный шум во время движения:

Недостатком моей машины, да и, по-видимому, всех 21045 является высокий уровень шума при отжатой педали сцепления. Указание на такой же дефект я уже где-точитал в Интернете. Гул (слабый) был слышен даже на новой машине при ее покупке. Возможно это явление связано с повышенной вибрацией дизеля. В сцеплении применен специальный ведомый диск 21045 или 21215 (с дизельной «Нивы»)/

Alex

http://avtomarket.ru/opinions/VAZ/2104/300/

Однако большинство владельцев подчеркивает надежность автомобиля ВАЗ 2104 (дизель) и её долгий срок службы:

Таким образом, в целом задумка инженеров АвтоВАЗа удалась: водители получили качественное авто для многолетней эксплуатации. Однако производство дизельных ВАЗ 2104 было прекращено в 2004 году, так как из-за высокой конкуренции на рынке производитель не смог удержать своих позиций.

Источник

Двигатель ваз 341 дизель

Texничecкиe xapaктepиcтики

Mнeниe вoдитeлeй o мoтope

Heиcпpaвнocти и cпocoбы иx ycтpaнeния

Ecли нe зaвoдитcя: зaлёг oбpaтный клaпaн нa вxoдe тoпливa в нacoc, нe coздaётcя нyжнoe дaвлeниe в фopcyнкax (пepeпycкaeт нacoc).

Здpaвcтвyйтe! Kaк и гдe мoжнo зaкaзaть зaпчacти нa дизeль 341?

Ecли нe гopят фoнapи нa BAЗ 2110, кoгдa вы eдeтe зaдoм, тo cкopeй вceгo вышeл из cтpoя дaтчик зaднeгo xoдa. Пpoчитaйтe этy cтaтью, чтoбы yзнaть, гдe oн нaxoдитcя, кaк пpoвepить eгo paбoтocпocoбнocть, кaк eгo пoмeнять и eгo цeнy.

Kpoмe тoгo, чтo вы пoлyчитe пoдpoбнyю инcтpyкцию, чтo нaдo дeлaть, вы yзнaeтe, чтo пpoиcxoдит, ecли кapбюpaтop нe oтpeгyлиpoвaн.

Из этoй cтaтьи вы yзнaeтe, пoчeмy нeльзя экcплyaтиpoвaть мoтop, ecли нaтяжкa цeпи ocлaблeнa, кaк oпpeдeлить, чтo цeпь pacтянyлacь, и кaк ee нaтянyть. Kcтaти, вы yзнaeтe 3 cпocoбa, кaк вoccтaнoвить нaтяжкy цeпи.

Читайте также:  Лада xray обзор двигателя

Большинство авто, сошедшие с конвейера Тольятти, оснащены бензиновыми агрегатами. Но отдельные модификации, ездящие на солярке, все-таки запускались в производство. Одна из таких «диковинок» — ВАЗ 2104 дизель. Универсал в данном исполнении успешно себя зарекомендовал. Выпускался в одной модификации (а планировалось в двух). Исследуем этот редкий экземпляр, именуемый ВАЗ-универсал с дизельным мотором. Чем конструкция этого мотора принципиально отличается от инжекторных и карбюраторных «Жигулей»? Рассмотрим плюсы и недостатки дизельных модификаций, ресурс в условиях в реальной эксплуатации, а также неисправности после длительной эксплуатации.

Модификации дизельных «четвёрок»

За историю выпуска четвёрки проектировалось 2 модификации на дизтопливе:

Первый вариант универсала начал выпускаться в малых партиях с 1999 года. Оснащён двигателем барнаульского происхождения — ВАЗ-341. Технические характеристики предусматривают мощность всего лишь 50 лошадиных сил при объеме 1,5 литра. Понять, мало это или нет, можно, сравнив с «лошадями» 1,3-литровой бензиновой «четвёрки», максимум которых равен 64 силы. Агрегат оборудован четырьмя цилиндрами, по 2 клапана на каждый. Производитель топливного насоса высокого давления — немецкая компания «Бош».

Характеристики ВАЗ 21045Д Числовые показатели
Максимум крутящего момента. 92 Нм.
Расход топлива ВАЗ 2104 на дизеле. 6,7 литров на 100 км по городу и 5,8 л по трассе.
Нормы токсичности. Соответствуют стандарту Евро 2.
Степень сжатия. 23.

Автомобиль также заднеприводный, с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Шины для дизельного варианта предусмотрены радиальные, с шириной 175 мм, профилем — 65 %. Спереди подвеска независимая, на задней оси — многорычажная.Диаметр колёсного диска равен 13 дюймов. Максимальная скорость и время разгона до сотни у дизельной модификации худшие среди всех Лада 2104. Первый показатель составляет 125 км/ч, второй — целых 23 секунды.

Вторая, более мощная версия ВАЗ 2104 на дизеле, так и не выпускалась. Заводом планировалось улучшить модель 21045Д и выдать ВАЗ 21048 с 1,8-литровым движком. Схожая судьба у модификации ВАЗ 21041, которая также не была запущена в производство.

Отличия от бензиновых коллег по цеху

В модификации ВАЗ 2104 с дизелем введены изменения.

Главное отличие заключается в самой технологии воспламенения горючей смеси в цилиндре. В отличие от «бензинника» ВАЗ, дизельный двигатель ВАЗ не смешивает воздух с горючим на этапе впуска. Сначала запускается только воздух. Затем, когда он нагреется примерно до 600 градусов, и поршень устремится вверх, впрыскивается солярка.

Смесь загорается без помощи искры от свечей зажигания. В дизеле ВАЗ также предусмотрены свечи — накаливания. Они помогают нагревать воздух в цилиндре в холодное время года, чтобы тот быстрее набрал оптимальную температуру, и произошел впрыск топлива.

Под капотом на ВАЗ 21045Д новое устройство — топливный насос высокого давления (ТНВД). Этот прибор по конструкции напоминает сам движок. Привод — механический, а не электрический, как у бензонасоса. При помощи плунжеров нагнетает колоссальное давление в форсунки. Очень важная деталь дизеля, служит для поддержания в системе питания движка давления около 100 кг/см2 (почти 100 атм).

Форсунка у движка поколения ВАЗ 2104 также механическая. Главный её элемент — игла, которая под давлением дизтоплива поднимается и по тоненьким каналам солярка впрыскивается в цилиндр. Поскольку воспламенение в данном случае должно произойти без искры, то дисперсность топливной аэрозоли значительно меньше, чем у ВАЗ 2104 инжектор или карбюратор.

Расположение двигателя также отличается от бензиновых машин. Под капотом агрегат установлен вдоль движения авто. Степень сжатия в цилиндре равна 23, что для инжектора и карбюратора — недостижимые числа.

Достоинства «брутального» дизеля

Чем аргументируют свой выбор любители дизеля? В первую очередь это низкий расход топлива, в отличие от остальных модификаций, которые требуют много бензина. Природа этого явления — более мощное воспламенение в гильзе цилиндра.

В результате поршень получает сильный импульс, и коленвал вращается интенсивнее. Как следствие, получаем максимальный крутящий момент на меньших оборотах. Пик крутящего момента у ВАЗ 21045 дизель равен 92 Нм, но достигается этот показатель уже при 2500 об/минуту коленвала.

Максимальная тяга на таком моторе также достигается на средних оборотах. У «четверки» частота вращения вала на пике мощности составляет 4600 об/мин. Это безоговорочное преимущество данного мотора. Ведь у бензинового агрегата максимум «лошади» обычно достижим при 5000–5500 об/мин. Такой режим езды, с педалью в пол на максимальной передаче, — не частое явление для водителя карбюраторных и инжекторных авто, ведь расход «сумасшедший».

Дизель позволяет использовать потенциал двигателя по максимуму при каждодневной езде.

Минусы такого движка

Хоть двигатель ВАЗ 2104 и использует мощность по максимуму, но в данном автомобиле она чересчур мала. Ещё один недостаток — это дорогой ремонт деталей топливной системы. Если ломается ТНВД или форсунка, починка обойдется в копеечку. Это обусловлено конструкцией и назначением данных элементов.

Топливный фильтр ежесекундно работает в режиме давление около 100 атм, его конструкция должна быть очень герметичной. Все зазоры между движущимися деталями этого прибора измеряются практически на «микронном» уровне. Поэтому малейшее отклонение от нормального положения чревато спадом давления и повреждением элементов насоса. ТНВД ВАЗ 2104 — это самый дорогой компонент топливной магистрали, в частности, и в плане ремонта. Не сильно отстает от него топливная форсунка.

Из-за того, что дизель требует мелкой фракции горючего, зазоры в форсунке очень маленькие. Их нарушение приводит к неправильному положению иглы и недостаточному количеству впрыскиваемой солярки в мотор.

Ресурс и характерные поломки ВАЗ 21045Д

По отзывам владельцев дизельной четвёрки, ресурс двигателя у данного авто большой. На примере одного ВАЗ 2104 замеряли падение мощности за время эксплуатации. Когда в 2000 году была выпущена первая тысяча движков ВАЗ-341, это авто начали активно эксплуатировать. Паспортная мощность в начале езды составляла заявленные 50 л. с (36,5 кВт). Ресурсный пробный пробег в 125 тысяч км, который ВАЗ 2104 прошла за 3 года, снизил пик тяги ненамного — 2,1 кВт (6 %).

После этого заглянули в сам двигатель. На стенках гильзы цилиндра были ещё даже видны следы хода, что говорит о минимальном износе. Поскольку дизель, в отличие от карбюратор ВАЗ 2104, постоянно работает в режиме высоких нагрузок, не исключены поломки движущихся деталей. В области верхнего компрессионного кольца была изношена канавка на 0,05 мм. Также после такого пробега требуется регулировка клапанов ВАЗ.

Ещё одна слабость — прокладка между головкой блока цилиндров и самим блоком. Неисправность зачастую приводит к нарушению функций системы охлаждения. Происходит разгерметизация, в расширительном бачке могут наблюдаться пузырьки. В таком случае стрелка температуры двигателя начинает зашкаливать.

Замена прокладки решит проблему в большинстве случаев, когда поломка не связана с выходом из строя термостата либо водяной помпы.

НУ ВОТ, ИСЧЕЗЛА ДРОЖЬ В РУКАХ

В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»:

Пробег на момент отчета: 125 тыс. км

Предыдущие публикации в журнале:

2000, № 7, 11; 2001, № 1, 4, 9;

Читайте также:  Двигатель для безредукторной лебедки

2002, № 1, 7; 2003, № 2, 4, 7

Это был первый легковой дизель нашего автопарка. Как всякий первенец, он доставил немало хлопот. Но сегодня, готовя финальный отчет об эксплуатации VAZ 21045, мы испытываем легкую грусть — под окнами редакции больше не тарахтит баклажановый универсал, оповещая коллег: «Сачков домой поехал!». Первенец — это ведь не только заботы, но и радости.

В сентябре ему «стукнуло» 120 тысяч: до ресурса, заявленного производителем, оставалось всего 5000 км. Значит, пора собираться в Барнаул, на родину мотора ВАЗ-341, чтобы подвергнуть его полной ревизии. Дорогой как раз наберем недостающий пробег.

Четыре дня — и вот мы за четыре тысячи километров от дома. Дорога в Алтайский край «четверке» знакома. Еще в юности она первой из редакционных машин проложила путь на восток.

Благоразумно не соревнуясь с торопливыми «десятками», одолели европейскую часть, подкоптили уральское небо (на затяжных подъемах мотор без полной подачи топлива скисал), а на сибирских просторах вышли в лидеры (наших 100–110 км/ч достаточно — здесь как-то не принято лихачить).

Правда, на сей раз путь оказался чуть длиннее — лишняя сотня километров в объезд ремонтируемой тольяттинской плотины через Волгу.

Бежать по проторенной дорожке дизелю было проще — общая средняя скорость без учета обеденных пауз составила 85,9 км/ч, что почти на 5 км/ч выше результата трехлетней давности. И это при почти неизменном аппетите — расход топлива от Москвы до Барнаула составил 7,2 л/100 км. Выходит, за сто с лишним тысяч мотор не растерял сил. Впрочем, это субъективная оценка, а объективные характеристики получим на заводе.

На этом самом стенде «гоняли» только что собранный двигатель в начале 2000 года — тогда «Барнаултрансмаш» выпустил первую тысячу дизелей ВАЗ-341. На заводе хранят данные питомцев: поднимаем дело № 897, это номер нашего двигателя. Мощность, которую он показал «во младенчестве», — 36,5 кВт. А сегодня?

Ресурсный пробег, разумеется, не прошел даром — мотор выдал 34,3 кВт. Впрочем, это всего на 6% меньше начальной величины — совсем недурно!

Результаты измерений приведены в таблице, а нам пора приступать к операции, которую и инженеры, и медики именуют одинаково. Несколько часов — и двигатель разложен по косточкам.

Осмотр с пристрастием начали с главной детали — блока цилиндров. Напомним, что блок, поршни и кольца отходили не весь срок. На 35-й тысяче кольцо разбило канавку в поршне и натерло ямку в цилиндре (о причине — ниже); вышедшие из строя детали меняли по гарантии. Второму блоку повезло больше — на стенках цилиндров прекрасно видны следы хона. Учитывая, что глубина хонингования в среднем 5 мкм, а блок отправляют в ремонт при износе 0,15 мм (75 мкм по радиусу), этой детали суждена еще очень долгая жизнь. Если, конечно, с поршнями все будет нормально.

Дизельный поршень испытывает куда большие нагрузки, чем бензиновый. Область вокруг канавки первого компрессионного кольца нуждается в упрочнении. На поршнях ВАЗ-341 ее переплавляют: электронным лучом вносят добавки, которые усиливают стойкость к нагрузкам. Первый комплект поршней оказался бракованным, канавка и зона переплава не совпали — вот и причина капремонта на 35-й тысяче. Увы, не нас одних постигла эта неудача.

Тогда завод выполнил гарантийный ремонт мотора. Новые поршни, прослужив 90 тысяч, остались в неплохом состоянии, хотя на одном канавка несколько износилась — зазор между стенкой и кольцом 0,35 мм при допустимом 0,3 мм. Специалисты предположили, что поршня хватило бы еще тысяч на 50, то есть заявленный ресурс поршневая группа отработает. Импортные кольца «Шоттле» прошли ревизию без замечаний.

Кстати, после того случая завод усовершенствовал технологию изготовления поршня, увеличив глубину проплава. А сегодня в Барнауле испытывают совсем новые поршни: в зоне первого кольца у них упрочняющая вставка, которая сводит риск брака к минимуму. Кроме того, есть наработки по иной форме поршня: конструкторы обещают снизить расход масла до уровня бензиновых двигателей.

Наш дизель просил примерно 0,3 л моторного масла на 1000 км; ВАЗ допускает 0,6 л, хотя на практике этот расход выглядит чрезмерным. Проявление дизельного аппетита — выброс масла в воздушный фильтр через шланг вентиляции картера: у нас при «допустимом» расходе бумажный элемент через 5 тысяч уже принимал масляные ванны.

Рады сообщить, что и эту детскую болезнь дизеля завод вылечил — шланг вывели за фильтр. Расход этим, конечно, не уменьшить, но, по крайней мере, элемент не страдает, а владельца не пугает лужа масла в «кастрюле».

Коленчатый вал, вкладыши, упорные полукольца честно прослужили все 125 тысяч. Более того — размеры деталей и сегодня укладываются в чертежные допуски, так что их смело можно отправлять на участок сборки новых двигателей. То же самое относится к распредвалу и толкателям.

Увы, столь приятную картину подпортила головка блока цилиндров (ГБЦ): направляющие втулки оказались изношены, зазоры между ними и клапанами составляли в нижней части до 0,2 мм. Руководство по ремонту разрешает «терпеть» до 0,3 мм, так что запас у нас еще был — вопрос, какой?

Возможно, в неважном состоянии втулок есть и наша вина: мы приехали в Барнаул с «никакими» тепловыми зазорами, клапаны были «пережаты». Привыкнув, что дизель с его непосредственным приводом клапанов а-ля «Самара» лишь изредка требует регулировки, мы провели ее в начале эксплуатации, потом на 35-й и 70-й тысяче и. расслабились, тем более что больше одной-двух шайб менять не приходилось.

Еще одним слабым местом в дизеле оказалась прокладка между головкой и блоком. Незадолго до разборки двигатель стал перегреваться, а в расширительном бачке появились пузырьки. Негерметичность газового стыка диагностировали верно — после замены прокладки все вернулось в норму. Отметим, что ее пробой — не единичный случай, а еще одна детская болезнь ВАЗ-341. Дело в том, что дизелю необходимы собственные болты ГБЦ, с большим усилием затяжки. До некоторого времени они были унифицированы с бензиновыми моторами переднеприводных моделей: иногда усилия не хватало и прокладки начинали пропускать. На нынешних моторах блок и головку стягивают специальные дизельные болты — их можно отличить по особой головке.

Масляный насос, исправно отработавший полный ресурс, нетрудно перепутать с новым. А в подшипнике насоса системы охлаждения появился небольшой люфт — лучше заменить, дабы не испытывать судьбу. Правда, не всякая «жигулевская» помпа (узел для дизеля отличается только большим диаметром крыльчатки) выхаживает положенный ресурс.

Топливная аппаратура «Бош» вопреки уверениям скептиков («нежную плунжерную пару погубит российская „соляра“, деликатные регулировки падут под пятой русского сервиса») отработала 125 тысяч на «отлично». Ревизия на 100-й тысяче, выполненная мастерами фирменного сервиса, это подтвердила. Они лишь профилактически заменили ролики ТНВД (топливного насоса высокого давления).

К форсункам и ТНВД лучше всего применять принцип: не мешай машине работать! Судите сами: в одном очень именитом институте нам предлагали заплатить 250 долларов за замену распылителей всех форсунок и регулировку ТНВД — дескать, «оно уже подстукивает». Было это сто тысяч километров тому назад, а аппаратура все работает. Однажды нам попытались отрегулировать дымность на стенде — в результате мотор перестал тянуть. Еще бы — все его силы уходили, чтобы пропихнуть через глушитель чудовищные порции сажи. В Барнаул мы приехали с неверно отрегулированным углом опережения впрыска топлива и перетянутыми форсунками — еще один результат некорректной работы сервисменов.

Читайте также:  Коробка передач гетраг 240

Конечно, иногда подкрутить гаечки и винтики ТНВД полезно — нам, например, приходилось увеличивать обороты холостого хода в жаркую погоду, иначе мотор останавливался при резком сбросе газа. Как подрегулировать дымность «строго на глаз», мы рассказывали. Как заменить форсунку — тоже, работа не из сложных. Но в целом единожды отрегулированная аппаратура в вашем вмешательстве не нуждается. Даже легкое постукивание форсунки не повод для беспокойства — само пройдет, когда вы угостите машину хорошим топливом.

Насчет «плохой соляры»: за три с половиной года мы всего дважды нарвались на откровенно плохое топливо, когда мотор переставал тянуть и неважно пускался. Ценой одного отравления стала форсунка — прямо на челябинской улице мы ее заменили, а снятую впоследствии перебрали (пардон, прямо в подвале редакции) и с тех пор возили с собой как запчасть.

О навесном оборудовании говорить особо нечего — генератор тот же, что на бензиновой «классике», и вел себя предсказуемо. Оригинальный узел — вакуумный насос — отработал весь срок без замечаний.

Дизельная модификация любого автомобиля дороже бензиновой. Но благодаря меньшему расходу топлива разницу удается окупить. Как быстро? Мы постоянно следили за ценами бензина и дизтоплива, считали средний расход — наш и аналогов, VAZ 21043 из редакционного автохозяйства. Дизельная «четверка» вышла в ноль при пробеге 76 тыс. км. К 125-й тысяче она принесла, так сказать, чистой прибыли больше 16 тысяч рублей. Пусть невелика выгода, но это абсолютно реальные деньги, которые остались в кармане! Кстати, сегодня, когда разница в цене бензина и дизтоплива выросла до 2 рублей, «сорок пятая» окупается вдвое быстрее!

Вы же не учли, скажет дотошный читатель, лишние литры недешевого масла, поглощенные дизелем. В ответ можно напомнить про меньшую трудоемкость ТО (долой регулировку зажигания, зазоров в свечах, даже клапанов каждые 10 тысяч). Впрочем, есть точные данные — вот график расходов на эксплуатацию VAZ 21045 (см. рис.). Без учета дизтоплива каждый километр обошелся нам в 41 копейку — совсем неплохо для любых «жигулей» при таком пробеге!

В общем, дизель в самом деле оказался «малобюджетным», подтвердив свою репутацию. За это дизельные моторы и ценят во всем мире; надеемся, распробуют и у нас.

Дизель сделал свое дело, дизель может уходить: автомобиль отработал ресурс и списан из автопарка ЗР. Результаты на этом длительном тесте он показал не выдающиеся, не прекрасные — в целом просто неплохие. Но почему-то жалко, что 125 тысяч и три с половиной года уже позади.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-341 ПОСЛЕ ПРОБЕГА 125 ТЫС. КМ:

1 — блок цилиндров; 2 — головка блока; 3 — распредвал и детали привода клапанов; 4 — насос системы охлаждения; 5 — ТНВД; 6 — клапаны; 7 — прокладка ГБЦ (газового стыка); 8 — форсунки; 9 — поршневые кольца; 10 — масляный насос; 11 — поршни; 12 — шатуны и шатунные подшипники; 13 — коленвал и коренные подшипники; 14 — вакуумный насос. Зеленый цвет: узел прошел 125 тыс. км без замечаний и готов к дальнейшей службе (3, 5, 8, 10, 12, 13, 14). Желтый — ресурс пройден, но перед дальнейшим использованием требуется ремонт (2, 4, 6). Красный — деталь пришлось заменять в процессе эксплуатации (1, 7, 9, 11).

ЗА И ПРОТИВ ДИЗЕЛЬНОЙ «ЧЕТВЕРКИ»

Главное достоинство — экономичность, но расплачиваться приходится худшей, чем у бензинового автомобиля, динамикой. С другой стороны, мотор во многом «удобнее» на ходу, особенно если изучить его характер. Например, ровнее тяга, не нужен «подсос». Кстати, благодаря выгодной характеристике крутящего момента на дизельной «четверке» проще и безопаснее ездить по зимним дорогам (отмечено экспертами ЗР). Увы, зимой же вас могут подстерегать проблемы с пуском — ниже минус 20 автомобиль заводился неохотно. Дизель больше шумит на холостом ходу, но на скорости вы едва ли отличите его гул от бензинового собрата. Еще один аргумент «за» не столь ценится в России: дизельная «четверка» выполнила нормы Евро II.

Мотор не слишком надежен? Увы, это было, но изготовитель вылечил детские болезни, модернизирует конструкцию. К сожалению, сервис совершенно не готов обслуживать и ремонтировать дизель — утешением может служить простота и ремонтопригодность конструкции, надежность импортной топливной аппаратуры.

Дизельные «четверки» теперь в дефиците. Их будет выпускать «Ижмаш» — намечена программа до 5 тысяч машин в год. Впрочем, этот недостаток VAZ 21045 — малый тираж — сегодня легко исправить самим потребителям, создав спрос.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ РЕДАКЦИОННОГО

ДИЗЕЛЯ НА ЗАВОДСКОМ СТЕНДЕ

Мощность при 4500 об/мин, кВт 36,5 34,3

Момент при 2500 об/мин, Н.м 88 83,5

ТАК ЛЕЧИЛИ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ДИЗЕЛЯ ВАЗ-341:

а — на некоторых первых моторах быстро изнашивались упорные полукольца. Коленвал получал «свободу» в продольном направлении. Проблему помогла снять конструкция с четырьмя полукольцами;

б — темный участок вокруг канавки первого кольца — упрочняющий переплав. Здесь его участок мал, канавка будет разбита. На нынешних поршнях зона переплава увеличена — показана пунктиром;

в — специальные «дизельные» болты крепления ГБЦ (справа) с большим пределом текучести повысили надежность газового стыка. Они «крепче» притягивают головку к блоку. Возможно, на будущих моторах будет изменена и прокладка;

г — через шланг вентиляции в воздушный фильтр попадало масло. После модернизации оно минует «кастрюлю», поступая сразу во впускной трубопровод.

В конце 2000-го «четверка» вместе с дизельной «Волгой» наведалась в гости к родителям в Тольятти и Н. Новгород (ЗР, 2001, № 1).

При восстановлении двигателя головка потребует ремонта: придется заменить направляющие втулки клапанов. Фаски клапанов и седла нуждаются в шлифовке.

Топливная аппаратура «Бош» готова отработать еще один ресурс.

Ранней весной 2001 года после капремонта мы обкатали машину в качестве такси (ЗР, 2001, № 4).

Затраты на обслуживание и ремонт VAZ 21045 без учета расходов на топливо. Самые большие «ступеньки» появились в результате покупки шин, но не ремонта мотора!

В отпускной сезон-2001 два дизеля — «четверка» и «Волга» — махнули на юг (ЗР, 2001, № 9). Это лишь несколько страниц редакционной биографии VAZ 21045.

. Которая закончилась там же, где и началась — в Барнауле, на родине дизельного двигателя ВАЗ-341.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector