Аккумуляторы для автомобиля переполюсовка

Содержание
  1. Аккумуляторы и батареи
  2. Переполюсовка аккумулятора
  3. Зарядка аккумулятора переполюсовкой
  4. Чем опасна переполюсовка при прикуривании
  5. Как сделать переполюсовку аккумулятору
  6. Порядок действий при переполюсовке аккумулятора
  7. Аккумулятор – переполюсовка своими руками
  8. Переполюсовка аккумулятора, восстановление – видео
  9. Переполюсовка
  10. Конструкция и принцип работы
  11. Причины естественной переполюсовки
  12. Специфика переполюсовки аккумулятора
  13. Зарядка аккумулятора переполюсовкой
  14. Чем опасна переполюсовка при прикуривании
  15. Как сделать переполюсовку аккумулятору
  16. Советы по переполюсовке своими руками
  17. Видео
  18. Что такое переполюсовка аккумулятора и как её сделать
  19. Зачем нужна переполюсовка
  20. Как это делается
  21. В чём опасность процедуры
  22. На каких АКБ можно проводить
  23. Как самостоятельно выполнить переполюсовку аккумулятора
  24. Что такое переполюсовка, что она даёт
  25. Как сделать переполюсовку АКБ своими руками
  26. Как правильно сделать переполюсовку автомобильного аккумулятора
  27. Чем опасна переполюсовка

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Переполюсовка аккумулятора

Правильное обслуживание авто необходимо, чтобы транспортное средство работало безотказно. Но даже при правильном уходе автомобильный аккумулятор теряет емкость. Если причиной неисправности является осадок сульфата свинца на поверхности пластин, спасти может переполюсовка, как крайняя операция по восстановлению. Специалисты утверждают, что шоковая операция может привести к полному внутреннему разрушению или частичному восстановлению емкости.

Зарядка аккумулятора переполюсовкой

Ваш аккумулятор не принимает заряд, через 3-4 минуты начинает кипеть, а разряжается за считанные минуты автомобильной лампочкой? Если электролит светлый, в нем нет мути, а на свинцовых пластинах виден белый налет – произошла сульфатация. Нерастворимый осадок не позволяет ионам подойти к пластине, зарядить ее. Вы пытались разрушить накипь всеми известными способами, не получилось?

Осталось сдать отработанную батарею на утилизацию. Только когда все способы десульфатации исчерпаны применяется переполюсовка – смена соединения ЗУ с плюсовой клеммы на минусовую. При этом свинцовая пластина аккумулятора получает положительный заряд, а диоксид свинца отрицательный. У новых бюджетных моделей АКБ свинцовые пластины тонкие, они могут разрушиться, прежде чем растворится сульфат. Переполюсовка аккумулятора может иметь дурные последствия, если есть банки с коротким замыканием или осыпавшейся активной массой.

Чем опасна переполюсовка при прикуривании

Не всегда провода для прикуривания имеют маркировку для соединения плюса и минуса аккумулятора. В темноте, тесноте, спешке перепутать их можно. Это единственная причина переполюсовки при прикуривании автомобиля. Поэтому во всех инструкциях есть пункт, проверить соединение дополнительно.

Перепутанные провода соединят 2 батареи последовательно, выдав напряжение 24 В. На выходе перемычка – организовано короткое замыкание. Последствия – ожоги рук, возгорание. В этот момент может взорваться аккумулятор меньшей мощности.

Часто, вопреки инструкции, при этом еще включен автомобиль донор, у обеих машин может отказать ЭБУ, сгореть диодный мост. Но если спохватиться и снять провода быстро, обойдется несколькими предохранителями. Аккумулятор автомобиля после обнаружения ошибки необходимо быстро разрядить, проверить состояние и правильно зарядить от сети. В современных авто предусмотрена защита аккумулятора и бортовой сети от переполюсовки.

Как сделать переполюсовку аккумулятору

Любой аккумулятор, отработав 2-3 года, теряет емкость по разным причинам. Какая-то из ячеек может сесть из-за осыпавшейся массы. Случится короткое замыкание, и банку нужно менять. Иногда электролит становится черным от окислившейся пластины, иногда высокое сопротивление токам зарядки создает твердый осадок белого цвета на пластинах. Сульфатирование убирают разными способами, но если налет на пластинах остается, крайний способ – переполюсовка. Нельзя использовать метод, если в банках мало электролита, нужно добавить. Старые модели аккумуляторов имеют толстые свинцовые пластины и лучше других выдерживают смену полярности.

Необслуживаемые кальциевые аккумуляторы чистят от сульфатирования импульсными токами. Переполюсовка для них противопоказана – нельзя выполнять глубокий разряд и организовать «кипение». Даже замер плотности электролита в необслуживаемом устройстве проблематичен.

К чему может привести переполюсовка литиевого аккумулятора? Такие АКБ требовательны к эксплуатации, не переносят перенапряжения и глубокого разряда. Аккумуляторы работают с балансирами и специальными контроллерами защиты, предупреждающими выход за режим безопасности. Сульфатации устройства не подвержены, переполюсовка недопустима.

Порядок действий при переполюсовке аккумулятора

Операция проводится в вентилируемом помещении. Необходимо контролировать процесс, придерживаясь рекомендаций. Перед зарядкой убедиться, что пробки на банках сняты. Выделяющаяся при реакции смесь взрывоопасна.

Предлагается схема переполюсовки аккумулятора от специалистов.

Процесс может идти несколько суток. За это время нерастворимый осадок постепенно диссоциирует ионы свинца в раствор электролита, его плотность повышается. В конце зарядки ареометр покажет рабочие параметры, пластины очистятся. Этот процесс называют переполюсовкой, и оставляют аккумулятор работать так после восстановления емкости.

Двойная переполюсовка аккумулятора — процесс, когда после снятия первого заряда любым сопротивлением, прибор снова ставят на зарядку, но в прямом направлении. В этот момент возвращается классическая полярность, и восстановленный переполюсовкой автомобильный аккумулятор сохранит работоспособность на годы.

Предлагаем посмотреть видео о порядке восстановления аккумулятора методом переполюсовки.

Аккумулятор – переполюсовка своими руками

Прежде чем делать переполюсовку аккумулятора самостоятельно, нужно попытаться провести растворение сульфата свинца другими способами. Опасность процесса в конструкции АКБ. Российские европейские производители ставят более толстые свинцовые пластины, они выдерживают нагрузку переполюсовки. Но замыкание банок и в них не исключено. Поэтому набивать руку следует на аккумуляторе, подготовленном на утилизацию по причине сульфатирования.

Результаты восстановления аккумулятора переполюсовкой получаются разными. Отзывы на эту операцию противоречивые, но сводятся к тому, что лучше купить новый аккумулятор, чем вздрагивать каждый раз, когда запуск мотора авто затрудняется.

Читайте также:  Автохимия для автомобиля в красноярске

Переполюсовка аккумулятора, восстановление – видео

Предлагаем посмотреть доступное объяснение специалиста, нужно ли и как реанимировать аккумулятор переплюсовкой. Автор просто излагает пошаговую инструкцию с собственными рекомендациями.

Источник

Переполюсовка

Аккумуляторные источники тока являются химическими источниками многоразового действия. Их работа основана на обратимых химических процессах, по-разному протекающих при заряде и разряде. Поскольку химические составляющие не обладают абсолютной чистотой, и реакции достаточно сложны, то в процессе работы происходит изменение первичного состава элементов, и аккумулятор уже не в состоянии обеспечить первоначальную емкость.

Конструкция и принцип работы

Свинцовые аккумуляторные батареи во время работы используют реакцию между свинцом и серной кислотой. Состав пластин анода и катода отличается:

В процессе разряда происходят реакции веществ катода и анода. На обоих электродах образуются соединения свинца с электролитом (водным раствором серной кислоты). В результате образования сульфата свинца количество серной кислоты в растворе падает, его плотность уменьшается.

Во время заряда происходит обратная реакция, в результате чего на аноде образуется диоксид свинца, а на катоде – свинец. Кислотный остаток переходит в раствор, и его плотность повышается.

В идеальном случае подобные реакции могут происходить бесконечно, но в силу различных факторов с течением времени емкость аккумулятора снижается, поскольку реакции происходят не полностью.

Причины естественной переполюсовки

В результате регулярных глубоких разрядов, при работе при высокой температуре происходит отложение крупных кристаллов сульфата свинца, которые не полностью участвуют в химических реакциях из-за своих размеров. Со временем количество таких кристаллов возрастает, и емкость аккумулятора падает. Такой процесс называется сульфатацией.

Сульфатация – это основная причина снижения емкости аккумулятора, повышения внутреннего сопротивления. Крупные кристаллы сульфатов разрушают материал пластин, что приводит к их осыпанию и межэлектродному замыканию. В конечном итоге аккумулятор полностью приходит в негодность.

В определенный момент на одном из электродов количество сульфата свинца может превысить норму, и произойдет смена полярности, то есть при измерении остаточного напряжения на аноде образуется минус, а на катоде – плюс. Такое явление называется переполюсовка аккумулятора.

Во время заряда такого аккумулятора в начальный момент времени происходит устранение переполюсовки, затем начинается сам процесс заряда.

Специфика переполюсовки аккумулятора

Способ переполюсовки заключается в том, что анод и катод батареи меняются местами. Таким образом, процессы заряда и разряда меняются местами. Из положительных качеств этого явления следует отметить то, что в работу вступают вещества пластин, ранее не работавшие. Это позволяет использовать переполюсовку аккумулятора для восстановления емкости.

Зарядка аккумулятора переполюсовкой

Увеличение емкости аккумулятора со сменой полярности – крайняя мера, к которой можно прибегать только в случае острой необходимости. Используя инверсию полярности, можно частично восстанавливать емкость полностью засульфатированной АКБ.

Важно! Никто из производителей не даст гарантию на срок и надежность работы переполюсованной батареи.

Чем опасна переполюсовка при прикуривании

При потере емкости аккумулятора, особенно в зимний период, часто прибегают к «прикуриванию», когда севшая батарея подключается при помощи удлинительных проводов к иному авто с нормальным аккумулятором. Происходят частичное восстановление емкости и запуск двигателя.

Если при глубоком разряде произошла самопроизвольная переполюсовка, то АКБ двух автомобилей оказываются включены встречно, что чревато выходом из строя исправной батареи из-за резкого увеличения разрядного тока.

Важно! При наличии полного разряда необходимо проверить наличие переполюсовки вольтметром. Автомобиль с неисправным аккумулятором «прикуривать» нельзя.

Как сделать переполюсовку аккумулятору

Для выполнения переполюсовки необходимо выполнить зарядку, изменив полярность, то есть, подключив положительный полюс зарядного устройства к катоду аккумулятора, а отрицательный (землю или массу) – к аноду.

Так как изменение переполюсовка АКБ – крайняя мера, то наиболее важным является соблюдение правил техники безопасности, поскольку о сохранности аккумулятора речь уже не идет.

Обратите внимание! Переполюсовке подлежат только те устройства, у которых ухудшение характеристик произошло более-менее одинаково во всех банках. Неравномерное изменение плотности электролита или усиленное кипение в одной из банок говорит о коротком замыкании или обрыве. Такие батареи нет смысла восстанавливать, поскольку вероятность нормализации близка к нулю.

Порядок действий при процедуре смены полярности следующий:

Важно! Нельзя замыкать клеммы у не полностью разряженной батареи. Велика вероятность осыпания активной массы пластин.

Обратите внимание! Кипение – это жаргонное выражение. На самом деле на электродах выделяются кислород и водород в результате электрохимического разложения воды.

Советы по переполюсовке своими руками

Перед планированием работы следует помнить, что невозможно восстановить автомобильный аккумулятор со следующими признаками:

Прежде, чем приступать к экспериментам с батареей, нужно попытаться восстановить ее работоспособность классическим способом: провести цикл заряд-разряд несколько раз подряд. Только если эта мера не дает положительный результат, и устранение сульфатации не произошло, то можно выполнить переполюсовку.

Для выравнивания плотности используют дистиллированную воду, но, если плотность мала только в одной банке, то туда можно долить аккумуляторный электролит.

Важно! При достижении положительного результата необходимо надежно промаркировать клеммы, поскольку последствие неправильного подключения – выход из строя электрооборудования автомобиля, что во много раз дороже нового аккумулятора.

Переполюсовка АКБ – крайне вынужденная мера, к которой можно прибегать только в случае невозможности установки новой батареи. Нельзя гарантировать долгую работу восстановленного устройства, при первой возможности обязательно заменить его.

Читайте также:  Адресные программы первый автомобиль и семейный автомобиль

Видео

Источник

Что такое переполюсовка аккумулятора и как её сделать

Автомобильные АКБ выполняют несколько задач, поставленных перед ними. Основная функция заключается в обеспечении запуска двигателя. Также батарея может выступать источником питания для разных потребителей, таких как магнитола, подключённый к прикуривателю автопылесос, компрессор и пр.

При старте ДВС АКБ теряет часть своего заряда. Компенсируется он за счёт подпитки от генератора при работе двигателя во время поездок. Если этого недостаточно, аккумуляторы снимают и подзаряжают на специальных устройствах (ЗУ).

Под влиянием различных факторов, включая естественный износ, аккумулятор теряет ёмкость. Случается так, что падение ёмкости связано с выпадением осадка сульфата свинца на поверхностях пластин. Такой процесс называют сульфатацией. Одним из решений такой проблемы может стать переполюсовка.

Зачем нужна переполюсовка

Представьте ситуацию, когда при подключении зарядного устройства к АКБ она буквально через несколько минут начинает кипеть. При этом разряд происходит буквально от незначительного потребителя. Не всегда удаётся даже запустить двигатель.

Когда проверка состояния электролита показывает, что он прозрачный, отсутствуют мутные следы, но на свинцовых пластинах формируются отложения в виде белого налёта, вывод очевиден. Это сульфатация.

Осадок не растворяется, он не позволяет ионам подходить к пластинам, чтобы зарядить АКБ.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, можно выбрать 2 пути. Это утилизация АКБ либо попытка её восстановления.

Реанимировать батарею, которая столкнулась с сульфатацией, можно с помощью переполюсовки автомобильных аккумуляторов.

Использовать переполюсовку, то есть изменение полярности клемм при зарядке АКБ, рекомендуется только в крайних случаях, когда другие меры не помогают.

Суть переполюсовки достаточно простая. Нужно поменять местами соединения клемм между аккумулятором и зарядным устройством. Плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.

Переполюсовка ведёт к тому, что на свинцовые пластины поступает положительный заряд, а на диоксид свинца идут отрицательные заряды.

Недорогие АКБ отличаются тем, что у них толщина пластин незначительная, что может привести к их разрушению. При переполюсовке можно столкнуться с некоторыми негативными последствиями. Поэтому будьте предельно аккуратными, планируя провести подобное мероприятие.

Как это делается

Теперь немного подробнее о том, как правильно сделать переполюсовку на аккумуляторе и что следует знать о проведении этой процедуры.

Обязательно выбирается хорошо проветриваемое помещение либо помещение с принудительной вентиляцией. Весь процесс следует строго контролировать, не оставляя батарею без внимания.

Перед началом операции пробки с банок нужно обязательно снять. Пары, выделяющиеся при возникновении реакции, имеют взрывоопасный характер.

Если вы решили сделать переполюсовку для своей АКБ, строго придерживайтесь правил пожарной безопасности и индивидуальной защиты.

Сама переполюсовка для аккумулятора от автомобиля правильно выполняется в такой последовательности.

Если переполюсовка для аккумулятора вашего автомобиля будет выполнена правильно, произойдёт процесс, обратный сульфатации. То есть нерастворимый осадок начнёт постепенно разрушаться, плотность электролита увеличиваться. По завершению процедуры на ареометре можно увидеть вполне рабочие показатели, а пластины станут чистыми.

В качестве внешнего сопротивления, когда выполняется переполюсовка путём изменения полярности АКБ от автомобиля, можно использовать обычную лампочку.

Завершив переполюсовку, требуется оставить АКБ для полного восстановления ёмкости на зарядном устройстве.

Двойной переполюсовкой называют процесс, при котором снимается первый заряд сопротивлением, АКБ снова заряжают, но уже при правильном положении клемм. То есть применяется нормальная полярность, когда плюс идёт на плюс, а минус соединяется с минусом.

Если всё сделать грамотно, тогда батарея после восстановления сможет прослужить ещё не один год. Но прибегать к таким мерам следует лишь в том случае, когда никакие другие методы уже не помогают, а на покупку нового аккумулятора денег нет.

В чём опасность процедуры

Некоторые автомобилисты, узнав о таком методе восстановления старых и изношенных АКБ, подверженных сульфатации, сразу же спешат переполюсовать батарею.

Но спешить точно не стоит. Следует напомнить, что это крайняя мера, которая не всегда даёт положительный результат.

Бывает и так, что переполюсовка проводится случайно. Чаще всего это встречается при прикуривании от другого автомобиля. В этом случае, перепутав провода-крокодилы местами, батареи соединятся последовательно, и напряжение возрастёт до 24 В. Это может привести к:

На современных автомобилях предусмотрена защита от случайной переполюсовки для АКБ и бортовой сети.

Что же касается обычной переполюсовки, когда АКБ соединяется с зарядным устройством, то здесь возможно несколько вариантов. Если пластины не осыпались и короткого замыкания на них нет, всё пройдёт нормально.

Когда АКБ не предназначена для таких процедур, ей противопоказана смена полюсов, тогда произойдёт отказ, может повредиться не только батарея, но и само зарядное устройство. Также пострадает сам человек, находящийся рядом. Не исключается разрыв корпуса, выход наружу электролита, являющегося по своей сути разбавленной, но очень опасной серной кислотой.

На каких АКБ можно проводить

Сульфатация проявляется в виде накапливания твердого белого осадка на пластинах. Есть разные способы его удаления. И крайним решением считается переполюсовка.

Ни в коем случае не применяйте такой метод, если уровень электролита в батарее снижен. Сначала нужно долить жидкость.

Приведём примеры того, в каких случаях можно, а когда нельзя проводить подобные мероприятия по восстановлению аккумуляторных батарей, в зависимости от их типа.

Читайте также:  Автомобиль не эксплуатируется амортизация

В итоге получается, что изменить полярность получится только на обслуживаемой аккумуляторной батарее свинцово-кислотного типа, у которой используются достаточно толстые свинцовые пластины. Но даже для них такая процедура потенциально опасная.

Все остальные виды АКБ для переполюсовки не подходят.

Источник

Как самостоятельно выполнить переполюсовку аккумулятора

Автомобильный аккумулятор – прибор, который мы не замечаем до тех пор, пока он не начинает проявлять строптивость, отказываясь прокручивать стартер. Обычно, если не нарушать условий эксплуатации, батарея деградирует постепенно, теряя свою ёмкость, пока её не окажется недостаточно для пуска двигателя.

Но российский автомобилист не слишком склонен выполнять рекомендации производителей, поэтому не исключены ситуации, когда АКБ приходит в негодность гораздо раньше заявленного срока.

Довольно частой причиной досрочного «ухода на пенсию» является сульфатация пластин – возникновение на их поверхности слоя сульфата свинца, который уже не в состоянии разлагаться на составляющие во время зарядки, как это происходит в норме.

Существует немало способов десульфатации, но когда они оказываются безрезультатными, прибегают к достаточно рискованному, но часто дающему нужный эффект методу. Имя его – переполюсовка.

Что такое переполюсовка, что она даёт

Терминологически переполюсовка автомобильного аккумулятора имеет два неравноправных значения.

Одно из них предполагает, что при выполнении зарядки АКБ с помощью зарядного устройства водитель по невнимательности перепутал полярность, подключив к плюсовой клемме минусовый провод. Такая ошибка вызывает короткое замыкание с самыми неприятными последствиями и для ЗУ, и для автомобиля.

Но существует и другая интерпретация – когда аккумулятор разряжают «в ноль» и затем совершенно осознанно заряжают с обратной полярностью. Для чего это делается?

Ответ на этот вопрос банален: для борьбы с сульфатацией пластин. Считается, что если зарядить батареи не в обычной полярности, удастся избавиться от налёта сульфата свинца, который закупоривает положительные пластины батареи, тем самым существенно снижая площадь контакта электролита с намазкой электродов.

То есть если сделать минусовую клемму плюсовой, то можно добиться того, что фактически «мёртвый» источник питания становится работоспособным. Правда, рассчитывать на то, что он прослужит более одного сезона, не стоит. Но месяца на 3–5 батареи вполне может хватить, и это вполне может стоить затраченных усилий.

Использование метода переполюсовки многими специалистами не рекомендуется, особенно если не апробированы другие, более безопасные и щадящие методы. Если ёмкость батареи просела на 15–20%, переполюсовку выполнять однозначно не стоит. Она допустима только в наиболее критичных случаях, когда реанимировать АКБ другими способами не удаётся.

Как сделать переполюсовку АКБ своими руками

Сульфатация пластин – процесс неизбежный, но неосмотрительные действия или пренебрежение уходом за батареей могут ускорить этот процесс. Если вы не следите за уровнем электролита, если у вас старое нерегулируемое зарядное устройство, но вы никогда не контролируете процесс зарядки, допуская длительное кипение жидкости, вот вам и причины ускоренного образования на пластинах солей свинца в виде белого твёрдого налёта.

Существует немало методов борьбы с этим явлением, но если они не дают практических результатов, остаётся один из самых кардинальных способов – изменение полярности аккумулятора. Отметим, что наилучшие результаты достигаются на аккумуляторах устаревших моделей – на них стоят достаточно толстые пластины, которым вполне по силам выдержать такой экстремальный эксперимент, как смена полярности.

Допустимо ли изменение полярности АКБ, изготовленных по литиевой технологии? Ответ также будет отрицательным. Такие батареи отличаются высокой требовательностью к условиям эксплуатации, для них глубокий разряд, как и для кальциевых аккумуляторов, губителен. К тому же литиевые батареи комплектуются специальными балансирами и защитными чипами, которые не позволяют выполнять зарядку в критически опасных режимах. Наконец, здесь электроды не подвержены сульфатации, поэтому переполюсовка может одномоментно вывести АКБ из строя.

Как правильно сделать переполюсовку автомобильного аккумулятора

Как и в случае обычной зарядки, операцию следует проводить в хорошо вентилируемом помещении, придерживаясь основных правил техники безопасности при работе с электрическими приборами и химически активными веществами.

Если уровень электролита в батарее недостаточный, его надо долить. Переполюсовка осуществляется при открученных пробках, при этом нужно помнить, что из отверстий могут выделяться взрывоопасные газы.

Если желаемого улучшения вы не добились, можно попытаться выполнить двойную переполюсовку. Суть процедуры заключается в повторной полной разрядке аккумулятора внешним сопротивлением и ещё одной зарядкой, но уже в нормальной полярности. Часто именно такая операция помогает восстановить ёмкость батареи до приличного уровня.

Чем опасна переполюсовка

Нужно понимать, что падение показателей АКБ не означает, что причина кроется именно в сульфатации пластин. Возможно, всё дело в закорачивании банок или в изменении плотности электролита. В таких случаях процедура зарядки методом переполюсовки гарантированно не улучшит ситуацию и, скорее всего, приблизит кончину источника питания. Не стоит пытаться применить её и в отношении дешёвых батарей – там часто экономят именно на свинце, делая пластины слишком тонкими, чтобы иметь шанс на десульфатацию.

Рассмотрим случаи, когда переполюсовать аккумулятор бесполезна:

Так что пред использованием переполюсовки желательно убедиться в отсутствии вышеназванных проблем.

Отрицательные моменты процедуры:

Так что перед переполюсовкой стоит испробовать другие методы десульфатации.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector