История компании Plymouth
Plymouth (Пли́мут) — автомобильный бренд в составе Chrysler. За время своего существования с 1928 по 2001 год, Плимут занимался выпуском легковых машин и минивэнов. Весь модельный ряд Плимут.
История
В год основания было произведено всего несколько машин с именем Plymouth, недорогих авто, оснащенных 4-х цилиндровыми моторами. Будучи немного дороже своих конкурентов, Плимуты были совершеннее конструктивно.
К маю 1929 был основан завод в Детройте, а уже к 1930 появился Plymouth U, который также обошёл своих одноклассников наличием радиоприемника, что было по тем временам достаточно редким явлением для стандартной комплектации.
За счет своих неоспоримых преимуществ Плимут занял достойное место среди автопроизводителей США. Летом 1934 года через ворота предприятия вышел миллионный автомобиль. Plymouth 14С, появившийся в продаже в 1942 году поразил клиентов не только размерами салона, но автоматически включаемым при открытии дверей освещении.
Чуть позже представлена модель 15S, ставшая прототипом для всех дальнейших Плимутов до 1949 года. В военное время, как и многие другие, заводы Плимута работали на выполнение оборонных заказов. Производство авто снова началось в 1945.
Послевоенная история
Послевоенная публика с жадностью и не особой разборчивостью покупала Плимуты лучше, чем Форды, что позволило бренду закрепиться на второй позиции ценового диапазона. «Голод» покупателей был удовлетворен и интерес к машинам Plymouth значительно угас.
Их консервативный вид, выполненные из качественного толстого металла кузова, но скучные интерьеры и отсутствие разнообразия цветовой гаммы снискали популярность только в такси, потребитель хотел большего. Модельный ряд 1953-54х годов, благодаря существенным доработкам конструкции получили достаточно современный по тем временам экстерьер, но продолжали сильно уступать в технических параметрах.
Изменил положение новый руководитель подразделения Плимут – Вирджиа Экснер. Первым его шагом была разработка новых авто с силовыми агрегатами V8 и АКПП. И уже осенью 1954 новые машины своим дизайном напоминавшие реактивные истребители эпохи Корейской войны, за что получили награду за самый лучший дизайн года. Так Плимут избавился от ярлыка машины для пожилых и такси.
В начале шестидесятых в модельной линейке Plymouth появляются первые небольшие экземпляры, созданные для конкуренции с европейскими машинами. Одной из таких моделей стала Valiant. В 1964 году в продажу поступил Plymouth Barracuda (Плимут Барракуда), конкурент основоположника пони кар Ford Mustang Shelby GT500, однако особого успеха он не принес.
Очередная волна успеха Плимута пришлась на конец 1960-х и начало 1970-х годов. Особенным спросом пользовался Valiant, который выпускался в вариантах от седана до спорткара. Также до самого начала бензинового кризиса были популярны модели Road Runner и GTX с их многолитровым V8 моторами и достаточно стильным дизайном.
К 70-м ощущается приличный спад, несмотря на популярность полноразмерных Плимутов их приевшийся дизайн сильно отразился на продажах. Также из-за нехватки средств для разработки своего субкомпакта, в 1972 году приходится продавать английский Hillman Avenger.
На конец семидесятых, компания имела в своем арсенале разработанный в Европе Horizon, устаревший Volaré и несколько произведённых в Азии моделей, продавая их как свою продукцию. Только с появлением на свет в 1980 году переднеприводного компактного автомобиля Plymouth Reliant продажи начали наполняться собственной продукцией компании. Что, впрочем, не помогло ему обойти конкурентов.
В 1989 году появляется спортивный автомобиль Plymouth Lazer, разработанный совместно с концерном Mitsubisi, но просчеты в рекламной и маркетинговой политике привели к быстрому завершению ее выпуска.
Лебединая песня
90-е — фирма в основном занималась продажами под своей маркой японских модели, но кроме того, ей удалось выпустить переднеприводную модель Acclaim. Попытка влить живую струю в производство фирмы осуществилась в 1995: все имеющиеся автомобили бренда, кроме Acclaim и минивэнов, заменены на единственный удачный компакт Neon, к 1996 выпускается среднеразмерный Breeze.
Но к этому моменту Plymouth был уже забыт и не интересен покупателю. Руководство концерна Daimler-Chrysler, которому на тот момент принадлежала компания, на основании данных о продажах приняло решение о прекращении работы Plymouth причине его нерентабельности. К концу 2001 модельного года оставшиеся в производстве модели стали продаваться с логотипами Chrysler и Dodge.
История компании Chrysler
Plymouth Hemi Cuda
История компании Fiat
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Источник
Американские марки автомобилей плимут
История Plymouth
Во 2-й половине 20-х гг. в США было только два производителя бюджетных автомобилей: Chevrolet и Ford. Уолтер Крайслер, открывший собственную компанию в 1924 г., также стремился выйти в этот сегмент рынка, но престижный статус марки Chrysler не позволял выпускать под ней дешёвые модели. Лучшим решением проблемы было создание нового бренда, и в 1928 г. с конвейера завода Chrysler в Детройте сошла первая машина под названием Plymouth. На логотипе Plymouth был изображён парусный корабль Mayflower, который в 1620 г. причалил к мысу Плимут-Рок (Массачусетс) с переселенцами из Англии.
В первый же год продажи Plymouth составили 66097 ед., а в 1929 г. достигли 108345 ед. Из-за высокого спроса компания в рекордные сроки запустила новый завод в Детройте.
Чтобы сравниться с конкурентами по мощности, Plymouth получил рядный 6-цилиндровый двигатель L-head объёмом 3112 см3 и мощностью 70 л.с. Кроме того, модельный ряд впервые был разделён на две серии: бюджетный Plymouth PC с колёсной базой 107″ и более дорогой Plymouth PD с колёсной базой 113″, унифицированный с Dodge DP. Вторая серия продавалась намного лучше, и впоследствии стала известна как Plymouth Deluxe.
Для Plymouth P-2 осталось одно шасси с колёсной базой 113″, но список вариантов кузова увеличился до 10, причём все они имели ряд аэродинамических усовершенствований. В 1936-1939 гг. компания привлекает покупателей такими инновациями, как резиновые крепления кузова, утопленная панель приборов, загнутые внутрь дверные ручки и дефлектор для обдува стёкол, впервые применяющимися на машинах такого класса. 3.3-литровый мотор развивал уже 82 л.с.
Plymouth Deluxe 1939 г. стал первым автомобилем массового производства, оснащённым мягкой крышей с электроприводом. Он также имел рычаг коробки передач на рулевой колонке и спидометр, светящийся зелёным, жёлтым или красным светом в зависимости от скорости. Продажи Plymouth достигли 417528 ед.
Запущены в серию новые модели Deluxe и Special Deluxe с разным уровнем отделки, оснащённые 3.3-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 87 л.с. В 1942-1945 гг. заводы Chrysler перешли на выпуск военной техники.
После войны у компании Chrysler не было ни времени, ни средств на разработку новых моделей, поэтому в продажу поступили серии Deluxe и Special Deluxe в исполнении 1942 г., с 3.6-литровым рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 95 л.с. В 1947-1948 гг. они оставались без изменений.
Вместе с очередным рестайлингом модельный ряд Plymouth расширился до трёх серий, получивших новые названия: базовой Concord (2-местное купе, 2-дверный седан, 3-дверный универсал), средней Cambridge (4-местное купе, 4-дверный седан) и престижной Cranbrook (4-дверный седан, кабриолет, 4-местное купе и 2-дверный хардтоп Belvedere). Такая схема обозначений сохранилась и в 1952-1953 г., за исключением отменённой в 1953 г. серии Concord. В эти годы на Plymouth появились такие инновации, как электрические стеклоочистители, амортизаторы Oriflow, автоматический овердрайв и цельное изогнутое лобовое стекло.
Из-за устаревшего стиля в 1954 г. марка Plymouth продала только 399000 автомобилей и опустилась на пятое место среди американских производителей. Чтобы исправить ситуацию, в 1955 г. компания Chrysler провела радикальный рестайлинг моделей Plymouth в соответствии с концепцией «Forward Look» Вирджила Экснера. Plymouth впервые стал оснащаться двигателями V8 семейства Hemi: 3.9-литровым V8 241 мощностью 157 л.с. или 4.3-литровым V8 260 мощностью 167 или 177 л.с. На заказ устанавливались автоматическая коробка передач и кондиционер.
Все автомобили Plymouth получили шасси с колёсной базой 118″, переднюю подвеску на продольных торсионах и новый кузов «1960-го года» в стиле Forward Look. В дополнительное оснащение вошли более мощные двигатели V8 301 (4.9 л., 215 или 235 л.с.) и V8 318 (5.2 л., 290 л.с.), а также 3-ступенчатая автоматическая коробка передач TorqueFlite. В этом году был выпущен 10-миллионный Plymouth, и общий объём продаж превысил 700000 ед. На следующий год Plymouth поступил в продажу с двойными фарами, а на Fury был установлен 5.7-литровый мотор V8 350 Golden Commando мощностью 305 л.с. Главным недостатком моделей 1957-1958 гг. было низкое качество металла, вызывавшее коррозию.
Plymouth Fury, ранее доступный как эксклюзивная модель только с кузовом хардтоп купе белого цвета, стал отдельной серией с вариантами 2-х и 4-дверный хардтоп и седан. На ступень выше него поднялся Plymouth Sport Fury с более дорогой отделкой, поворачивающимися передними сиденьями и кузовами хардтоп купе и кабриолет. Обе модели оснащались 5.2-литровым (230 или 260 л.с.) и 5.9-литровым (305 л.с.) двигателями V8.
Полноразмерные серии Fury, Belvedere и Savoy в 1960 г. также получили несущий кузов, но сохранили прежние габариты и комплектацию. Для Fury в качестве опции предлагался 6.3-литровый инжекторный мотор V8 383 мощностью 330 л.с. Проблемы с качеством металла были устранены, но теперь покупателей не устраивал дизайн. Высокие хвостовые плавники вышли из моды, и в 1961 г. их убрали, заменив покатым багажником с фонарями в форме ракетных выхлопов.
В 1962 г. продажи Plymouth резко упали до 340000 ед. из-за сокращения габаритов полноразмерных моделей и их непопулярного стиля. Руководство Chrysler возложило ответственность за провал на Вирджила Экснера, поэтому в 1963 г. на должности главного дизайнера его сменил Элвуд Энгель. Для 1963-го модельного года серии Sport Fury, Fury, Belvedere и Savoy были значительно пересмотрены, и продажи снова вернулись к прежнему уровню. Для участия в гонках NASCAR на серийный Plymouth был установлен высокопроизводительный 7-литровый двигатель V8 426 Max Wedge с клиновидными камерами сгорания и двумя 4-камерными карбюраторами, мощностью 425 л.с.
В 1963 г. также был представлен компактный Valiant второго поколения, теперь доступный как 2-х или 4-дверный седан, хардоп купе, кабриолет и универсал. В 1964 г. Valiant получил опциональный 4.5-литровый мотор V8 273 мощностью 180 л.с. и 4-ступенчатую механическую коробку передач.
Более успешным в 1964 г. оказался полноразмерный Plymouth с аэродинамической крышей хардтоп и легендарным мотором Hemi V8 426: он был непобедимым в NASCAR, из-за чего организаторы гонок даже запретили использовать Hemi в 1965 г. Марка сохраняла 4-е место на рынке с продажами 551633 ед.
Полноразмерные машины Fury и Sport Fury, основанные на платформе C-body, в 1965 г. увеличились в размерах и получили угловатый кузов с вертикальными передними фарами. Кнопочное управление коробкой передач TorqueFlite заменил напольный селектор. В 1966 г. появилась ещё одна престижная серия под названием Plymouth VIP, которая включала хардтоп купе и хардтоп седан с виниловой крышей и предлагалась только с двигателями V8. Общие продажи Plymouth составили 728228 ед. в 1965 г. и 687514 ед. в 1966 г.
В рамках программы Rapid Transit System в модельном ряду Plymouth появилось ещё несколько высокопроизводительных автомобилей. На основе Barracuda третьего поколения, построенного на новой платформе E-body, был создан muscle-кар Plymouth ‘Cuda, доступный с моторами V8 340, 383, 440 и 426, мощностью от 275 до 425 л.с. Место прежнего Barracuda как спортивной версии компактного Valiant занял 2-дверный хардтоп Plymouth Duster, также предложенный с 5.6-литровым двигателем V8 340 мощностью 275 л.с.
Чтобы добиться окончательной победы над Ford в гонках NASCAR, марка Plymouth пошла на смелый шаг: в 1970 г. она выпустила 1920 ед. гоночной версии Plymouth Road Runner под названием Superbird. Это был экзотический автомобиль с конусообразным передним обтекателем, всплывающими фарами и огромным задним антикрылом. Несмотря на высокую цену, большинство машин удалось продать, и Superbird получил омологацию в NASCAR. Результат был ошеломляющим: команда выиграла 22 гонки, в 18-ти из них первым приходил Ричард Петти. Параллельно Дэн Герни с командой All American Racers выступал на ‘Cuda в чемпионате Trans Am, а команда Sox & Martin использовала Plymouth в дрэг-рейсинге.
Последними muscle-карами от Plymouth стали обновлённые Road Runner и GTX 1971 г., которые имели кузов полу-фастбэк с длинным капотом и коротким багажником и оснащались стандартным набором двигателей (V8 340, 383, 440 и 426). Однако спрос на высокопроизводительные машины резко упал в связи с увеличением страховых взносов, а ужесточение норм вредных выбросов в 1972 г. существенно снизило мощность силовых агрегатов. V8 426 Hemi был отменён, а на смену V8 383 пришёл 6.6-литровый V8 400 мощностью 225 л.с. К компактному седану Valiant присоединился 2-дверный хардтоп Plymouth Scamp, основанный на той же платформе A-body.
Plymouth Fury и Gran Fury в последний раз увеличились в размерах вместе с полноразмерной платформой C-body. В 1974-1977 гг. Gran Fury с вариантами кузова хардтоп купе, седан и хардтоп седан оставался топ-моделью Plymouth, а обычный Fury в 1975 г. был перемещён на среднеразмерную платформу B-body, но по габаритам незначительно уступал Gran Fury. Его спортивная 2-дверная версия называлась Road Runner и продавалась только в 1975 г. Также планировалось выпустить купе класса personal luxury под названием Plymouth Sebring, но его в последний момент переименовали в Chrysler Cordoba и Dodge Charger. Производство Plymouth Barracuda прекратилось в 1974 г.
Plymouth возвращает полноразмерную модель Gran Fury в кузове седан на заднеприводной платформе R-body, значительно сокращённую в габаритах. Автомобиль оснащается 6-цилиндровым мотором 225 (90 л.с.), V8 318 (120 л.с.) и V8 360 (130 л.с.). За два года продажи составили всего 26443 ед. В 1982-1989 гг. Plymouth Gran Fury являлся двойником седана Dodge Diplomat на среднеразмерной платформе M-body.
После того, как продажи Plymouth опустились ниже 200000 ед/, модельный ряд был сокращён до трёх переднеприводных автомобилей: компактного Plymouth Neon (двойник Dodge Neon), среднеразмерного Plymouth Breeze (двойник Dodge Stratus) и минивэнов Voyager/Grand Voyager. Исключение составил только экзотический родстер в ретро-стиле Plymouth Prowler, доступный в небольших количествах в 1997-2002 гг.
Продажи Plymouth упали до 108546 ед., не считая 123869 ед. Voyager. Пересмотренный Neon стал последним автомобилем марки Plymouth. Дальнейшее существование бренда не имело смысла, поскольку вся продукция Plymouth дублировала другие модели корпорации Chrysler. В 2001 г., после сборки 38657 экземпляров Plymouth Neon, производство машин под названием Plymouth завершилось.
Источник
Plymouth
Plymouth ( [ˈplɪməθ] ) — самостоятельное подразделение в составе Chrysler Corporation, существовавшее с 1928 по 2001 год. Занималось производством легковых автомобилей и минивэнов.
Содержание
История
Название
По версии авторов книги Chrysler: The Life and Times of an Automotive Genius, название Plymouth было введено вице-президентом «Крайслера» Джо Фрезером, которому это слово показалось «славным старым американским названием», кроме того, перекликающимся с названием имевшего очень высокую репутацию среди американских фермеров брендом шпагата Plymouth binder twine производства Plymouth Cordage Company, что позволяло создать у потребителя положительные ассоциации между названием автомобиля и такими качествами, как прочность, крепость, надёжность. Эмблема марки в течение многих десятилетий представляла собой стилизованное изображением «Мэйфлауэра» — корабля, на котором прибыли в Америку отцы-пилигримы, причалившие у Плимутского камня.
Довоенная история
Первые автомобили, носящие марку Plymouth, сошли с конвейера в 1928 году. Это был целый модельный ряд недорогих автомобилей, оснащённых 4-цилиндровыми двигателями и способных на равных конкурировать с аналогичными «народными» марками — Ford и Chevrolet. Несколько превосходя конкурентов по цене, Plymouth имели при этом и более свежую, технически совершенную конструкцию — в частности, гидравлические тормоза вместо механических и крепление кузова к раме через резиновые подушки, значительно улучшившее его шумо- и виброизоляцию.
В мае 1929 в Детройте был построен завод по выпуску автомобилей Plymouth. А уже в 1930 модель Plymouth U при сравнимой с одноклассниками цене имела радиоприемник в качестве стандартного оборудования, редкое решение не только по тем временам. В 1931 году на Plymouth Model PA впервые в данном ценовом сегменте появилась плавающая подвеска двигателя (фирменное название Floating Power) — двигатель не жёстко крепился к раме, передавая на неё все вибрации, как у конкурентов, а подвешивался между её лонжеронами в двух точках — спереди в районе водяного насоса и сзади под картером коробки передач — через резиновые опоры. Такая конструкция допускала раскачивание силового агрегата в определённых пределах и гасила исходящие от него сотрясения и вибрацию, что значительно повышало комфортабельность.
Эти и другие конкурентные преимущества позволили Plymouth прочно занять место среди наиболее массовых производителей автомобилей США. В августе 1934 сошёл с конвейера миллионный «Plymouth».
Как модель 1942 года компания представила Plymouth 14С с просторным салоном и автоматическим включением освещения при открывании двери. Позднее появилась модель 15S, послужившая базой для всех Plymouth вплоть до 1949 года.
1950-е: Style Leader
В годы Второй мировой войны заводы компании выполняли оборонные заказы. Выпуск автомобилей возобновился в 1945 году (как моделей 1946 модельного года). Первые несколько лет изголодавшаяся за военные годы по новым автомобилям американская публика была не особо разборчива. В течение нескольких лет Plymouth продавались даже лучше автомобилей Ford, что вывело марку на вторую позицию в её ценовом диапазоне.
Однако после спада послевоенного бума наступает снижение интереса покупателей к автомобилям Plymouth. Plymouth конца 1940-х — начала 1950-х годов были консервативными, солидными, крепкими и живучими, сделанными с высоким качеством машинами с просторными высокими кузовами из толстого металла, за что они пользовались популярностью в такси, но имели архаичный дизайн и скучные с точки зрения вкусов тех лет однотонные интерьеры, обычно мышино-серого или бежевого цвета; кроме того, на них не предлагались восьмицилиндровые двигатели и настоящая автоматическая трансмиссия.
Покупатель же в то время начинает обращать гораздо больше внимания на комфортабельность, дизайн и скоростные качества, стал более разборчивым. Долговечность при этом не ценилась, так как производители навязывали очень быстрые темпы обновления модельного ряда — например, Ford в те годы ввёл в оборот трёхлетние циклы полного обновления моделей с обязательным рестайлингом каждый год. То есть, через три года после начала выпуска модель считалась совершенно устаревшей и снималась с производства. Остаточная стоимость трёхлетнего автомобиля отныне становилась символической практически вне зависимости от его степени сохранности и состояния.
В результате к 1952 модельному году выпускающая устаревающие модели фирма, традиционно конкурировавшая с Ford и Chevrolet за места в тройке лидеров рынка недорогих автомобилей, скатилась до пятого места по объёму сбыта машин. Plymouth тех лет имел имидж автомобиля для пожилых людей и таксопарков. Существенный вред делам фирмы нанесла и Корейская кампания начала пятидесятых — хотя Chrysler в целом получил неплохие прибыли от военных поставок, объёмы ресурсов, идущих на выпуск гражданской продукции — в первую очередь стального проката и стратегически важных материалов, вроде никеля и хрома — были существенно ограничены, что в первую очередь ударило по производителям наиболее массовых моделей, вроде Plymouth; одно время речь шла даже о возможности перехода на военное положение и полного сворачивания производства легковых автомобилей в США, но политическая ситуация в мире вовремя стабилизировалась, и до этого дело не дошло.
Модели 1953-54 годов, созданные путём глубокой модернизации своих предшественников, имели несколько более современный стиль, но всё же существенно уступали конкурентам как по дизайну, так и по оборудованию.
Ситуация переменилась после прихода на пост руководителя подразделения Plymouth Вирджила Экснера. Первым же его указом на новом посту была «с чистого листа» начата разработка совершенно новых моделей этой марки, причём впервые в её истории предусматривалась возможность установки двигателей V8 и полностью автоматических коробок передач. В серию эти автомобили пошли с 1955 модельного года, осенью 1954 календарного. Дизайн их, источником вдохновения для создателей которого послужили новейшие реактивные истребители периода Корейской войны, был одним из наиболее передовых в отрасли. От американского Сообщества иллюстраторов (Society of Illustrators) они получили престижную награду «Самый красивый автомобиль года» (Most Beautiful Car of the Year). Не меньшей революцией стал и впервые в истории марки предложенный покупателям небольшой, но сравнительно мощный восьмицилиндровый мотор, позаимствованный из производственной программы Dodge. Вместе эти факторы в мгновение лишили Plymouth репутации машины «для пенсионеров», сменив её на имидж современного, динамичного и стильного автомобиля начальной ценовой категории (low-price field).
С 1957 с конвейеров стали сходить ещё более совершенные модели с революционным для своего времени дизайном и образцовой для своего размерного класса управляемостью, обеспеченной новейшей передней бесшкворневой подвеской на торсионных стержнях. Компанией Chrysler в своё время утверждалось, что эти модели изначально были разработаны для 1960 модельного года, и лишь в последний момент было принято решение поставить их в производство уже в 1957. Вне зависимости от того, насколько этот рекламный слоган соответствовал действительности — новые Plymouth по внешнему виду действительно оказались действительно как минимум на один модельный год впереди своего времени. По легенде, сразу после их публичной демонстрации тогдашний руководитель дизайн-студии General Motors Харли Эрл указал главному дизайнеру Chevrolet на дверь, бросив ему на стол рекламный буклет с изображениями новых Plymouth: настолько более современно и привлекательно выглядели эти автомобили по сравнению с Chevrolet того же года (по иронии судьбы, сегодня ставшего мечтой коллекционеров классических автомобилей).
Вместе с тем, модели этого периода нанесли существенный ущерб репутации Plymouth как производителя качественных и долговечных автомобилей, не в последнюю очередь ввиду того, что для изготовления их кузовов использовался более тонкий стальной лист, а это в сочетании с плохой обработкой значительно понизило их устойчивость к коррозии. В штатах с сырым климатом сквозная коррозия стала появляться на кузовах Plymouth конца пятидесятых годов, не прошедших дополнительную обработку, уже через год-два. Кроме того, качество сборки также существенно упало, а многие детали и узлы из-за преждевременного вывода автомобилей на рынок так и остались недоработанными. По воспоминаниям занимавшихся в то время продажами этих автомобилей дилеров, Plymouth 1957 года в дождь текли по всем уплотнителям дверей и окон, плохо нанесённая краска начинала отслаиваться хлопьями, обивка салонов расходилась по швам, а изящные наружные дверные ручки постоянно отламывались, так что для работников фирменных станций технического обслуживания их гарантийный ремонт превратился в настоящее бедствие. Даже двигатели Chrysler, до сих пор славившиеся своей надёжностью и основательностью, имели немало дефектов — многие из Plymouth этого года выпуска не отходили до первой переборки силового агрегата и 30 тыс. миль (ок. 50 тыс. км).
Тем не менее, в 1957 году компания вернула себе третье место среди североамериканских автопроизводителей по объёму реализуемой продукции — продажи выросли сразу почти на 200 тысяч. В результат на Plymouth в том году пришлась примерно половина всех продаж Chrysler Corporation. Дизайн легковых Plymouth этого времени в фирменном стиле корпорации Chrysler Forward Look по праву считался передовым и лидерским, а представленные в том году автоматическая трансмиссия TorqueFlite и торсионная передняя подвеска на десятилетия вперёд стали технической основой продукции фирмы.
Однако самый конец десятилетия ознаменовался появлением неуклюжих внешне, перегруженных декоративными деталями моделей 1960 модельного года, что стало индикатором вырождения фирменного стиля.
При этом с точки зрения техники и технологии они были большим шагом вперёд: переход к несущему кузову от рамного — по меркам Америки тех лет весьма радикальный шаг — позволил существенно увеличить жёсткость кузова, примерно вдвое повысив его сопротивляемость скручиванию (Plymouth 1960 года в рекламных материалах изображали рядом с массивными инженерными сооружениями вроде мостов или дамб, чтобы подчеркнуть этот факт; рекламным слоганом модели 1960 года было — The Solid Plymouth, то есть, «крепкий, надёжный Plymouth»); во-вторых — была существенно улучшена антикоррозийная обработка, в результате чего особо уязвимыми для коррозии у новых Plymouth были лишь полости крыльев, ржавление которых не несло никакой угрозы безопасности движения — остальной кузов по долговечности не уступал аналогам производства других фирм, несмотря на замену отдельной рамы на интегрированную в днище кузова систему несущих элементов в виде замкнутых полостей, предоставляющих хорошие условия для развития коррозии.
1960-е: переменный успех
В начале 1960-х в модельном ряду Plymouth, как и других американских марок низшего ценового диапазона, появляются «компактные» модели, направленные против европейских автомобилей, которые в те годы в больших количествах стали импортировать США. «Компактный» Plymouth Valiant стал одним из наиболее успешных автомобилей корпорации Chrysler в те годы. Только за счёт официального включения статистики его продаж в общие показатели подразделения Plymouth (ранее Valiant позиционировался в качестве модели самостоятельной марки, хотя и продавался через дилерскую сеть Plymouth) последнему, несмотря на невысокую популярность большинства моделей, удалось в 1961 году опуститься лишь на одну строчку в рейтинге производителей автомобилей, заняв четвёртое место по продажам на рынке США, хотя и с огромным (примерно в 4 раза) отрывом от первого и второго мест.
Полноразмерные Plymouth были серьёзно обновлены к 1962 модельном году, получив новый дизайн в характерном «турбинном» стиле, отчасти идущем от концепт-кара корпорации Chrysler с газотрубинным мотором, который широко использовал в оформлении мотивы круглых воздухозаборников и сопел реактивных двигателей. Хотя в целом этот стиль и был воспринят публикой намного лучше, чем авангардистские эксперименты рубежа пятидесятых и шестидесятых, он не оказал существенного влияния на американскую автомобильную моду шестидесятых годов, оказавшись в конечном итоге её боковым ответвлением. Свой вклад в эту ситуацию привнесла и тяжёлая болезнь главного стилиста Chrysler Вирджила Экснера, замены которому на этом посту найдено так и не было. В результате в серию практически без доработки пошли его ещё очень сырые, по сути поисковые макеты автомобилей 1961 и 1962 модельных годов, отличавшиеся весьма экстравагантным и далеко не для всех привлекательным дизайном.
Однако наиболее неудачной особенностью Plymouth модели 1962 года стал не дизайн, а продиктованное общим маркетинговым просчётом корпорации Chrysler существенное уменьшение габаритных размеров автомобилей всех семейств. В начале 1960-х годов в автомобильных кругах Америки активно циркулировали слухи о том, что тогдашний лидер рынка — корпорация General Motors — вслед за появлением в её модельном ряду «компактных» моделей Corvair и Chevy II пойдёт на существенное уменьшение габаритных размеров всех остальных своих автомобилей, сохранив при этом привычный покупателям объём салона за счёт более рациональной компоновки (вполне вероятно, что подобные слухи появились вследствие сознательной дезинформации со стороны General Motors). Не желая оставаться в стороне от современных трендов в автомобилестроении и видя положительную реакцию рынка на появление собственных «компактов», руководство Chrysler решилось на аналогичные меры в отношении всего корпоративного модельного ряда 1962 года, включая и Plymouth. Новые автомобили разрабатывались с таким расчётом, чтобы при таком же объёме салона, как и у моделей 1960—1961 годов, иметь ощутимо меньшие наружные габариты, что должны были подчеркнуть особенности дизайна, заставляющие их выглядеть ещё компактнее, чем на самом деле.
Между тем, остальные производители не последовали этому примеру, а, напротив, к новому модельному году в очередной раз увеличили размеры своих автомобилей. На самом деле опытные «уменьшенные» автомобили General Motors, слухи о которых дошли до руководства Chrysler, должны были не заменить обычные «полноразмерные» модели, а занять место между «полноразмерными» автомобилями и «компактами» — они вышли в свет к 1964 модельному году под названием GM A-Body и получили обозначение «среднеразмерные» (Midsizes) или «промежуточные» (Intermediates).
Принадлежащие же Chrysler марки автомобилей, в особенности — представлявшие бюджетный сегменте рынка, по сути остались на 1962—1964 модельные годы без полноценных «полноразмерных» моделей, способных на равных конкурировать с аналогичными автомобилями конкурентов. И хотя объём салона всех моделей Plymouth 1962—1964 годов был ничуть не меньше, чем у аналогов, к чему добавлялась великолепная для их класса топливная экономичность, при визуальном сравнении они явно проигрывали своим конкурентам от «Форда» или GM — что для покупателей тех лет было зачастую намного важнее, чем какие либо рациональные аргументы.
Dodge сумел как-то исправить сложившуюся ситуацию, наладив к середине 1962 модельного года производство модели Custom 880 — по сути минимально изменённого варианта кузова Dodge модели 1961 года с новой облицовкой передка и отделкой салона, но зато с длинной 122-дюймовой (3099 мм) колёсной базой, которая фактически заняла рыночную нишу автомобилей упразднённой годом ранее марки DeSoto. Plymouth же такого шанса дано не было, в результате чего даже самая дорогая и хорошо укомплектованная модель этой марки, Plymouh Fury, в 1962 году выпускалась на короткой 116-дюймовой базе (2946 мм), будучи явно неконкурентоспособной с аналогичными моделями Ford и Chevrolet, в том же году имевших колёсную базу в 119 дюймов (3023 мм).
По итогам 1962 модельного года Plymouth по продажам скатился с четвёртого на восьмое место в отрасли, в более удачном следующем сезоне — поднялся лишь до пятого.
Поддержать приемлемый уровень продаж удалось только за счёт популярного «компакта» Plymouth Valiant. Однако его продажи были омрачены появлением сходного автомобиля у Dodge — модели Dodge Lancer. Вообще, с начала 1960-х годов и впоследствии марки Plymouth и Dodge, до этого имевшие свои, чётко очерченные ниши на рынке (Plymouth занимал позицию чуть ниже с точки зрения цены и престижности, Dodge — несколько выше, в низшем-среднем ценовом сегменте), стали позиционироваться в качестве «альтернативных» друг для друга, создавая неблагоприятную ситуацию внутренней конкуренции между подразделениями одной компании. Эта маркетинговая ошибка в конце концов, по сути, и загнала Plymouth в могилу. Dodge Dart был немного крупнее, чем Valiant, имел более мощные двигатели и лучший уровень оснащения — при не намного более высоких ценниках.
Неплохим подспорьем в разгоравшейся в американском автопроме шестидесятых годов с новой силой «гонке лошадиных сил» стали удачные высокопотенциальные двигатели V8 семейства HEMI с полусферическими камерами сгорания. Между тем, наряду с ними появились более дешёвые в производстве семейства двигателей V8 с полисферическими и клиновыми камерами сгорания. Компактные и наиболее бюджетные полноразмерные модели оснащались экономичными и нетребовательными в эксплуатации шестицилиндровыми двигателями семейства SlantSix.
В середине 1960-х в линейке Plymouth появляются новые имена. На 1964 год пришёлся выпуск первого поколения модели Plymouth Barracuda — конкурента Ford Mustang и одного из основателей сегмента pony cars, хотя и не добившегося сравнимого с фордовским «пони» успеха. Помимо полноразмерных и «компактных» автомобилей, в производственной программе появляются промежуточные между ними модели среднего размера — Belvedere и спортивный Satellite.
Источник