Амортизация автомобиля для директора

Содержание
  1. Как произвести расчет амортизации автомобиля
  2. Амортизация авто. Как и зачем?
  3. Методы расчета амортизации
  4. Амортизация для легкового авто
  5. Амортизация для грузового авто
  6. Порядок расчетов
  7. Пример расчетов №1
  8. Пример №2
  9. Удобные методы расчета амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – примеры
  10. Методы расчета в организации в бухгалтерском учете
  11. Как рассчитать линейным способом?
  12. Пример
  13. Ускоряющий коэффициент
  14. Пример при лизинге
  15. Как посчитать по километражу машины?
  16. Пример начисления на 1 км пробега авто
  17. Проводки
  18. Способы для налогового учета
  19. Полезное видео
  20. Выводы
  21. Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете
  22. Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете
  23. Похожие публикации
  24. Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете
  25. Норма амортизационных отчислений на автомобиль
  26. Амортизация лизингового автомобиля
  27. Оплата амортизации личного автомобиля
  28. Дорогой автомобиль дорог вдвойне
  29. Критерий новый, правила старые
  30. Дорогое авто: покупаем.
  31. . модернизируем.
  32. . продаем.
  33. . и передаем (получаем) в лизинг
  34. Грядущие изменения

Как произвести расчет амортизации автомобиля

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.

Общие положения и законодательные нормы по вопросу амортизации в бухгалтерском учете.

Амортизация авто. Как и зачем?

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.

Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Пример №2

Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.

Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).

Источник

Удобные методы расчета амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – примеры

Автомобиль, которым владеет организация, является амортизируемым движимым имуществом. С месяца, следующего за месяцем принятия транспортного средства к учету, компания должна начислять амортизацию.

Для этого нужно правильно определить срок полезного использования ТС и выбрать методы амортизационных отчислений, отразив свой выбор в бухгалтерской и налоговой учетной политике.

Методы расчета в организации в бухгалтерском учете

Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.

В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01 предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:

Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.

Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств.

Читайте также о расчете амортизации:

Рекомендуем:

Как рассчитать линейным способом?

Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.

Норма А. = 1 / СПИ в месяцах * 100%.

Ежемесячная А. = Первоначальная стоимость * Норма А.

Пример

Исходные данные:

Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.

Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.

В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.

Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).

Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.

Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.

Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.

Ускоряющий коэффициент

Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.

Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.

За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.

Норма А. = 1 * Куск. / СПИ в годах * 100%.

Куск. – ускоряющий коэффициент в пределах 3.

Стоимость ост. = Стоимость первоначальная – Начисленная амортизация.

Годовая А. = Стоимость ост. * Норма А.

Ежемесячная А. = Годовая А. / 12 мес.

В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.

Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.

Пример при лизинге

Исходные данные:

Организация в декабре 2019 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.

По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.

Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.

Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.

Начисление начинается с 1 января 2020 года.

Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.

Стоимость ост. = 350 000.

Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.

Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.

Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.

Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881

Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.

Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.

Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.

Как посчитать по километражу машины?

Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.

Читайте также:  Автомобиль пежо 206 не заводится

В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.

Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.

Норма А. = Стоимость первоначальная / Нормативный пробег.

Амортизация за 1 месяц = Фактический пробег в километрах * Норма А.

Пример начисления на 1 км пробега авто

Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.

Срок полезного использования – 7 лет.

Нормативный пробег = 180 000 километров.

За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.

Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км

А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.

А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.

Проводки

Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.

Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.

Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.

Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.

Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.

Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 смотрите здесь.

Способы для налогового учета

Амортизацию важно знать в целях правильного расчета налога на прибыль. Амортизационные отчисления уменьшают налогооблагаемую базу за счет списания в расходы.

НК РФ достаточно строго определяет порядок списания стоимости основных средств посредством отчислений.

Для определения срока полезного использования разработана Классификация, в соответствии с которой для автомобиля может быть выбрана 3, 4 или 5 амортизационная группа. Как выбрать амортизационную группу для автомобиля?

В налоговом учете в соответствии с п.1 ст.259 НК РФ возможны только два способа начисления амортизации:

Организация может выбрать любой, отразив его в налоговой учетной политике.

Важно, что прописанный метод расчета будет действовать абсолютно для всех объектов основных средств.

Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу. Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет.

Исключением является имущество, перечисленное в п.3 ст.259 НК РФ, для него обязательно применение линейного метода списания независимо от общего выбранного способа (зданий, сооружений, передаточных устройств).

Полезное видео

Что входит в первоначальную стоимость при приобретении основных средств, расчет амортизации автомобиля, срок полезного использования автомобиля нового и бывшего в эксплуатации, подробно рассмотрено в данном видео:

Выводы

Автомобиль признается основным средством, если он не предназначен для перепродажи. Для него определяется срок полезного использования и начисляется амортизация.

В бухгалтерском учете удобно выбирать либо линейный метод расчета, либо пропорционально объему работ – по километражу (исходя из пробега).

В налоговом учете можно выбрать линейный или нелинейный метод.

По автотранспорту в лизинге можно использовать ускоренный способ отчислений с применением ускоряющего коэффициента.

Источник

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Похожие публикации

Автомобиль, как и другое имущество, относящееся к основным фондам, амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования. Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640. В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам, и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Таблица амортизации автомобиля:

Технические характеристики авто

Грузовые с дизельным двигателем

Массой не более 3,5 тн

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой не более 3,5 тн

Легковые малого класса

Грузовые общего назначения

Автотранспорт специальный: Бетоновозы

Для коммунального хозяйства и дорожных работ

Аварийно-спасательные и полицейские

Для перевозки нефтепродуктов и газа

Легковые большого и высшего класса

Объемом двигателя свыше 3,5 л

От 7-ми до 10-ти лет

Грузовые с дизельным двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

Грузовые с дизельным двигателем

Массой свыше 12 тн

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой свыше 12 тн

ТС спецназначения: тягачи седельные

Амортизация грузового автомобиля, как и легкового, начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован. Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС. Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Определившись со сроком эффективной эксплуатации автомобиля, устанавливают норму амортизации (НА). Рассчитывается НА в процентах по формуле:

Пример

НА = 1/48 х 100% = 2,083%, т.е. амортизация авто будет ежемесячно в размере 2,083% от 400 000 руб. и составлять 4332 руб.

Амортизационные расходы на автомобиль отражаются в учете проводкой Д/т 20 (44) К/т 02.

Амортизация лизингового автомобиля

Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя. К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он. Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.

Амортизация автомобиля в лизинге, если его передают на баланс лизингополучателя, начисляется так:

При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.

Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.

Оплата амортизации личного автомобиля

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует. Поэтому компаниями практикуется возврат топлива по маршрутным картам, навигационному оборудованию и пробегу, а амортизацию начисляют принятым в организации способом. Проще и удобнее применять линейный метод амортизации.

Размер возмещения оформляют отдельным соглашением или приложением к трудовому договору. Усложняет расчет тот факт, что автомобиль используется и в личных целях, и в работе. Для расчета износа следует принимать во внимание такие факторы, как стоимость приобретения, амортизация машины и доля, падающая на эксплуатацию в производстве. Этот вопрос обсуждается отдельно, ориентиром служит специфика работы и интенсивность поездок. Часто, для установления наиболее точных сумм, руководство требует ведения документации по служебным разъездам, например, путевых листов. В каждой фирме обычно разработан собственный порядок возмещения подобных расходов. Предлагаем примерный расчет амортизации линейным способом:

Допустим, цена автомобиля 500 000 руб. Средний СПИ – 5 лет (60 мес.).

НА = 1/60 х 100 = 1,67

Читайте также:  Автомобиль черри цена в казани

500 000 х 1,67 = 8350 руб.

Амортизация легкового автомобиля в месяц составит 8350 руб. Бухгалтеру на основе путевых листов, предстоит рассчитать, какую долю из общего пробега делает автомашина сотрудника непосредственно в производственных целях.

Например, если из общего пробега в 1200 км за месяц 600 км падает на рабочие поездки, то амортизация авто работника составит 4175 руб. (8350 руб. / 2).

Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ.

Источник

Дорогой автомобиль дорог вдвойне

«ГОРЯЧАЯ» ТЕМА: АВТОМОБИЛИ, АВТОМОБИЛИ.

Покупка компанией дорогостоящего легкового автомобиля не всегда прихоть. Зачастую такая машина необходима организации для представительских целей. А потому, чтобы произвести хорошее впечатление на потенциальных клиентов или партнеров, руководство за ценой не постоит. И то, что списывать расходы на такую покупку, скорее всего, придется в 2 раза дольше, чем обычно, его не остановит. Однако это далеко не единственная проблема, которую доставит бухгалтеру дорогостоящее авто.

асходы на покупку автомобиля списывают через амортизационные отчисления. По легковушкам, имеющим первоначальную стоимость более 600 000 рублей, эти отчисления в налоговом учете рассчитывают в особом порядке. При начислении амортизации в отношении таких машин нужно использовать специальный понижающий коэффициент 0,5(*1). Как правильно его применять, Налоговый кодекс практически не поясняет. Между тем вопросов здесь традиционно больше, чем ответов.

Критерий новый, правила старые

Стоимостной критерий, равный 600 000 рублей, действует с 1 января 2008 года. Ранее специальный коэффициент 0,5 применялся по легковушкам стоимостью свыше 300 000 рублей. В связи с чем возникли сомнения: как быть с машинами промежуточной стоимости (от 300 000 до 600 000 руб.), которые были куплены и введены в эксплуатацию до 2008 года? Нужно ли по ним продолжать применять понижающий коэффициент? Специалисты Минфина России считают, что да. В своих разъяснениях финансисты подчеркивают, что «организация не может менять выбранный метод начисления амортизации». Таковы требования пункта 3 статьи 259 Кодекса. А значит, амортизация по указанным транспортным средствам в 2008 году должна начисляться с применением коэффициента 0,5(*2). Однако не совсем понятно, причем тут метод начисления (линейный и нелинейный), когда речь идет именно о норме амортизации, которая и применяется со спецкоэффициентом. В рассматриваемой ситуации ни метод начисления амортизации, ни сама норма амортизации не меняются. Изменения касаются лишь суммы, которую компания ежемесячно учитывает при расчете базы по налогу на прибыль.

На наш взгляд, пользоваться указанными письмами финансового ведомства не следует. Хотя не исключено, что, прекратив применение понижающего коэффициента, фирма столкнется с претензиями проверяющих. Арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. В качестве аргумента в свою пользу организация может привести следующее. Начисление амортизации по нормам, ниже установленных статьей 259 Кодекса, допускается исключительно по решению руководителя организации. Оно должно быть закреплено в приказе по учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала и в течение всего налогового периода(*3). Так что вышеуказанные письма еще и противоречат тексту Кодекса, поскольку применять понижающий коэффициент, который не установлен ни приказом о налоговой политике, ни законодательством, просто неправомерно.

Дорогое авто: покупаем.

Компания может приобрести дорогой автомобиль, как новый, так и бывший в употреблении. Рассмотрим особенности начисления амортизации в обеих ситуациях.

Легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно. Это следует из положений статьи 258 Налогового кодекса и классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы(*4). С новыми автомобилями все просто. Компания самостоятельно устанавливает полезный срок использования автомобиля на дату ввода его в эксплуатацию в рамках указанного интервала.

Если выяснится, что автомобиль использовался прежними хозяевами 5 лет и более, то компания вправе самостоятельно определить срок его полезного использования. Только следует учесть требования техники безопасности и другие факторы(*6). Кроме того, новый срок использования транспорта должен быть не менее 12 месяцев. В противном случае такое основное средство не будет отвечать критериям амортизируемого имущества(*7).

Применение понижающего коэффициента приводит к тому, что фирма фактически не сможет списать стоимость автомобиля в установленный срок полезного использования. Рассмотрим на примере.

Пример
Организация в марте приобрела легковой автомобиль первоначальной стоимостью 650 000 руб. В этом же месяце его ввели в эксплуатацию. Приобретенный автомобиль входит в 3-ю амортизационную группу. Организацией установлен срок полезного использования 4 года (48 месяцев) и линейный метод начисления амортизации.
По легковым автомобилям организация к основной норме амортизации применяет специальный коэффициент 0,5. Ежемесячная норма амортизации с учетом специального коэффициента равна:
(1 / 48) x 100% x 0,5 = 1,04166%.
Ежемесячная сумма начисленной амортизации составит:
650 000 руб. x 1,04166% = 6 770,83 руб.
В течение срока полезного использования сумма амортизации будет равна:
6770,83 руб. x 48 мес. = 324 999,84 руб.

Как видим, полученная сумма почти в 2 раза меньше первоначальной стоимости приобретенного автомобиля. Как быть? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 2 апреля 2008 года N 03-03-06/2/34. Как пояснило ведомство, применение понижающего коэффициента предполагает продление срока полезного использования, установленного классификацией, в целях налогообложения прибыли в 2 раза. Разъяснение ведомства хоть и не бесспорно, но в этом случае выгодно компаниям. Ведь, увеличив срок полезного использования автомобиля, организация сможет списать оставшуюся часть стоимости имущества. К этому письму мы еще вернемся при рассмотрении порядка продажи дорогого авто.

Применение понижающего коэффициента обусловлено лишь стоимостным критерием. Новую ли машину приобретает компания или бывшую в употреблении — значения не имеет. Если автомобиль стоит более 600 000 рублей, амортизация по нему должна начисляться с учетом коэффициента 0,5.

. модернизируем.

Первоначальная стоимость автомобиля может увеличиваться. Например, в результате проведенной модернизации, дооборудования и т. п. В итоге стоимость машины может превысить норматив, установленный статьей 259 Кодекса. Значит ли это, что компания должна будет применять спецкоэффициент? Данный момент в Кодексе не прописан. Налоговое ведомство настаивает, что в этом случае фирма должна со следующего после модернизации месяца начислять амортизацию с применением коэффициента 0,5(*8).

Однако с данными выводами можно поспорить. Коэффициент 0,5 применяется в случае, если первоначальная стоимость автомобиля превысит установленный лимит. Данная стоимость формируется именно в момент приобретения машины. Как она будет меняться в дальнейшем, увеличиваться или уменьшаться, не важно. На наш взгляд, измененная стоимость не может называться первоначальной. Поэтому применять спецкоэффициент в данном случае не нужно. Аналогичной логики придерживаются и специалисты столичного налогового ведомства. Так, в одном из своих разъяснений они рассмотрели ситуацию, когда стоимость автомобиля превысила установленный предел в результате переоценки. По мнению ведомства, применение понижающего коэффициента не зависит от того, как изменяется в дальнейшем восстановительная стоимость объекта(*9).

Пунктом 9 статьи 259 Налогового кодекса определено, что по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.
Если в результате проведенной модернизации первоначальная стоимость увеличится и превысит установленный лимит, то с 1-го числа следующего после модернизации месяца амортизация должна начисляться с применением коэффициента 0,5. При этом пунктом 1.1 статьи 259 Кодекса предусмотрена возможность единовременно признавать в составе расходов до 10 процентов затрат на капитальные вложения, осуществленные при модернизации. Такую налоговую премию учитывают в расходах единовременно в месяце, следующем за вводом модернизированного основного средства в эксплуатацию (письма Минфина России от 16.07.2007 N 03-03-06/1/486, от 26.07.2007 N 03-03-06/1/529). В то же время затраты на капвложения, осуществляемые после ввода объекта в эксплуатацию, признают в периоде, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости (письмо Минфина России от 22.01.2008 N 03-03-06/1/29). После списания премии амортизация начисляется на оставшуюся сумму.

Читайте также:  Автомобиль корд михаила громова

. продаем.

При реализации основного средства полученные доходы можно уменьшить на остаточную стоимость проданного имущества. Она равна разнице между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации(*10). Не исключено, что в результате такой операции фирма может получить убыток. Его включают в расходы равными долями в течение срока, который определяют как разницу между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента продажи(*11).

Как мы уже отмечали, по мнению Минфина России, применение спецкоэффициента увеличивает срок полезного использования автомобиля в 2 раза. В данном случае разъяснение ведомства невыгодно компаниям. Ведь по логике финансистов получается, что списывать убыток от реализации машины компании также придется в 2 раза дольше.

Аналогичного мнения финансисты придерживались и ранее. Так, в одном из писем они разъяснили, что при учете убытка от реализации легковушки, являющейся предметом лизинга, срок полезного использования должен быть скорректирован в том числе на понижающий коэффициент 0,5(*12). За применение спецкоэффициента при списании убытка от продажи дорогостоящего автомобиля ратует и налоговое ведомство(*13).

Однако, по нашему мнению, позиция финансового ведомства более чем спорна. В письме N 03-03-06/2/34 снова можно наблюдать некорректное обращение с понятиями. Как уже подчеркивалось, спецкоэффициент относится только к норме амортизации, уменьшая ее вдвое. При этом срок полезного использования остается без изменения. Ведь, как следует из пункта 1 статьи 258 Кодекса, данный срок может быть увеличен лишь в результате проведения реконструкции, модернизации или техперевооружения объекта основных средств. Таким образом, применять при списании убытка понижающий коэффициент не нужно. Вдобавок обратимся к письму Минфина России от 27 декабря 2005 года N 03-03-04/1/454. В нем финансисты отметили, что убыток от реализации амортизируемого имущества, которое фактически используется дольше установленного срока полезного использования, учитывают единовременно.

. и передаем (получаем) в лизинг

Начислять амортизацию по переданному (полученному) в лизинг автомобилю должна та сторона, которая учитывает машину на своем балансе. Рассмотрим порядок расчета амортизационных отчислений по дорогостоящим авто, являющимся предметом лизинга.

В этом случае компания рассчитывает амортизацию с учетом сразу 2 коэффициентов: понижающего, равного 0,5, и повышающего, равного 3. Получается, что если автомобиль стоимостью более 600 000 рублей является предметом лизинга, то компания должна рассчитывать амортизацию по нему с применением совокупного коэффициента 1,5 (0,5 x 3).

Отметим, что применение повышающего коэффициента является добровольным. Фирма вправе установить свой повышающий коэффициент, но не выше 3. Свое решение компания должна зафиксировать в приказе по учетной политике для целей налогообложения. Повышающий коэффициент должен быть установлен на дату ввода предмета лизинга в эксплуатацию. При этом возможность изменения размера данного коэффициента в течение срока амортизации лизингового имущества Кодексом не предусмотрена. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 6 октября 2006 года N 03-03-04/1/682. То есть логика финансового ведомство по вопросам применения понижающих и повышающих коэффициентов совпадает.

Предметом лизинга может выступать имущественный комплекс, в состав которого могут входить и автотранспортные средства, в том числе дорогостоящие. В этом случае применение коэффициента ускоренной амортизации не выше 3 возможно в отношении каждого амортизируемого объекта основных средств, входящего в комплекс. Исключение составляет имущество, относящееся к 1, 2 и 3-й амортизационным группам, если амортизация по данным объектам начисляется нелинейным методом(*14). В любом случае амортизация по дорогостоящему авто, входящему в состав комплекса, должна определяться с учетом понижающего коэффициента 0,5.

Рассмотрим следующую ситуацию. Лизингополучатель в период действия договора лизинга передает свои права и обязанности другому лицу (перенаем). При этом предмет лизинга (в нашем случае дорогостоящий автомобиль) будет учитываться у лизингодателя. Сможет ли он в таком случае продолжать применять при амортизации данного основного средства специальный коэффициент не выше 1,5? Минфин России дает положительный ответ на данный вопрос.

Грядущие изменения

Почти 6 лет прошло с того момента, как законодатели ввели в действие понижающий коэффициент 0,5. Тем не менее порядок его применения до сих пор не стал понятнее. Однако в скором времени все недоразумения, связанные с использования спецкоэффициента, должны исчезнуть. Дело в том, что с 1 января 2009 года в Налоговый кодекс вносятся существенные изменения, которые затрагивают порядок начисления амортизации. Одна из поправок попросту отменяет применение понижающего коэффициента к легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам(*15). Правда, пока неясно, коснется ли эти изменения всех транспортных средств или только машин, которые будут введены в эксплуатацию в следующем году. На наш взгляд, прекратить применение спецкоэффициента нужно будет по всем дорогостоящим авто. Не исключено, что Минфин России выскажет другую точку зрения. Однако доказать ее финансистам будет непросто. Снова сослаться на то, что фирма не имеет права менять выбранный метод начисления амортизации, а потому должна продолжать применять коэффициент 0,5, не удастся. Ведь согласно новой редакции пункта 1 статьи 259 Кодекса допускается изменение метода начисления амортизации с начала очередного налогового периода. А значит, если ведомства будут упорствовать, то мы рекомендуем учесть, что организация вправе перейти с линейного на нелинейный метод начисления амортизации. Причем для данного перехода никаких ограничений не установлено. Соответственно, если перейти по 3, 4 и 5-й группам на новый, нелинейный метод, то можно будет не только забыть про понижающий коэффициент, но и повысить амортизационные отчисления на суммы выше, чем при линейном методе.

Из новой редакции главы 25 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ) исключена норма, согласно которой к легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам первоначальной стоимостью 600 000 и 800 000 рублей соответственно применяется понижающий коэффициент 0,5. Для налогоплательщика такое изменение улучшает его положение, поскольку амортизация будет списываться быстрее в 2 раза.
В силу пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, если предусматривают это. Законом N 158-ФЗ прямо не прописано, что введенные им нормы относительно амортизации распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до вступления его в силу.
Таким образом, вносимые изменения действуют в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов первоначальной стоимостью 600 000 и 800 000 рублей соответственно, введенных в эксплуатацию уже после 1 января 2009 года. При начислении амортизации по машинам, введенным в эксплуатацию до 2009 года, следует продолжать применять понижающий коэффициент 0,5.

При применении нелинейного метода, если по автомобилю истек срок полезного использования, его можно вообще исключить из состава амортизационной группы. При этом суммарный баланс этой группы на дату вывода машины из ее состава не изменится, а начисление амортизации исходя из суммарного баланса продолжится. Срок полезного использования автомобиля, введенного в эксплуатацию до 1-го числа года, с начала которого фирма перешла на нелинейный метод, принимают с учетом срока эксплуатации объекта до указанной даты без всякого понижающего коэффициента.

О других изменениях, произошедших в порядке начисления амортизации, вы можете прочитать на стр. 18 нашего журнала.

Все уже привыкли к списку самых богатых людей, который ежегодно публикует журнал «Форбс». Пожалуй, каждый уважающий себя бизнесмен мечтает рано или поздно попасть в этот список. Однако немногие знают, что аналогичные соревнования проводятся и среди автомобилей. Так, в 2008 году самым дорогим спортивным авто был признан Lamborghini Reventon. Купить такую машину смогут только 20 счастливчиков. Если, разумеется, они будут в состоянии выложить за данный эксклюзив около миллиона евро.
Но, как известно, важно не только то, за сколько машина куплена, но и то, сколько придется потратить на ее обслуживание. И по этому показателю также ежегодно составляется десятка лидеров. Так, согласно американскому рейтингу самые дорогие в эксплуатации автомобили — немецкие. На первом месте списка стоят Audi A8 и Mercedes-Benz G-класса. Средняя стоимость каждого текущего гарантийного ремонта обоих автомобилей за 5 лет составила около 1640 долларов США. Несколько дешевле обойдется техобслуживание машины Jaguar XK. Заплатить за него придется 1629 американских долларов. Третье место в рейтинге занимает Range Rover. Его ремонт обойдется в среднем в 1600 долларов США.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector