Амортизация за покупку грузового автомобиля

Онлайн калькулятор амортизации автомобиля — расчет линейным способом и по километражу

В отношении автомобиля чаще всего выбирается либо линейный способ расчета амортизации, либо пропорционально объему выполненных работ (фактическому километражу). Организация сама выбирает удобный способ амортизационных отчислений и закрепляет свой выбор в учетной политике.

Ниже приведены два онлайн калькулятора для расчета амортизации автомобиля, первый позволяет произвести расчет линейным способом, второй — пропорционально километражу.

Онлайн калькуляторы для расчета амортизации автомобиля

Ниже представлены два простых калькулятора, которые позволяют в режиме онлайн рассчитать амортизационные отчисления по приобретенному грузовому или легковому автомобилю.

Для расчета необходимо заполнить поля онлайн формы, после чего производится автоматический расчет.

Линейный способ

Это самый распространенный способ расчета амортизационных отчислений. Чтобы рассчитать амортизацию за год, месяц, достаточно двух исходных параметров:

В калькулятор вносятся данные о первоначальной стоимости и сроке использования, выраженного в месяцах. Результаты расчета показывают размер годовой и ежемесячной нормы амортизации в процентах, а также размер годовой и ежемесячной суммы амортизационных отчислений.

Ниже можно найти пример расчета амортизации авто линейным методом в данном онлайн калькуляторе.

По километражу

Данный способ также широко применяется в отношении транспортных средств, основывается он на нормативном и фактическом пробеге в километрах.

Чтобы рассчитать амортизационные отчисления по километражу для авто в данной калькуляторе, нужно заполнить следующие поля:

После заполнения указанных данных в калькуляторе, проводится онлайн расчет. Итогом вычислений становятся данные о норме амортизации, выраженной в рублях на 1 километр, а также сумме отчислений за год или месяц.

Пример вычислений по километражу представлен ниже.

Примеры для 2020 года

Пример 1 для линейного метода:

Организация купила легковой автомобиль за 750 000 руб. Для него установлен срок полезного использования 5 лет (5*12мес. = 60 мес.).

Заполняется две строки в калькуляторе:

Результаты онлайн вычислений:

Пример 2 по километражу:

Организация купила легковой автомобиль, для которого нормативный пробег до 250 000 км. Стоимость авто составила 350 000 руб.

В первый месяц ТС проехал 15 000 км. Рассчитаем амортизацию, которую нужно списать в первый месяц эксплуатации.

В калькуляторе заполняем три поля — 1, 2 и 4 (350000, 250000 и 15000).

Итоги онлайн вычислений:

Как рассчитать амортизационные отчисления для авто?

В отношении транспортных средств чаще всего выбирается либо линейный метод, либо пропорционально пройденным километрам.

Формулы расчета линейным способом:

Норма А. за год = 1 / СПИ в годах * 100%

Годовая А. = Первонач. стоимость * Норма А. за год

Норма А. за месяц = 1 / СПИ в месяцах * 100%

Ежемесячная А. = Первонач. стоимость * Норма А. за месяц (или Годовая А. / 12).

Можно ввести ускоряющий коэффициент для более быстрого списания стоимости авто в первые годы использования. При этом устанавливается коэффициент ускорения (в пределах 3-х).

Если выбран способ вычисления пропорционально пройденному пробегу в километрах, то формулы будут другие.

Формулы расчета по километражу:

Норма А. = Первонач. стоимость / Нормативный пробег в километрах

Годовая А. = Фактический пробег в километрах за год * Норма А.

Месячная А. = Фактический пробег в километрах за месяц * Норма А.

Источник

Приобретение подержанного автомобиля

Автор: О. В. Давыдова

В какую амортизационную группу должны быть включены приобретенные транспортные средства, бывшие в употреблении, подлежащие принятию к учету в качестве объектов основных средств? Как определить срок полезного использования таких объектов?

Приобретение транспортных средств, бывших в употреблении, организациями, работающими в сфере транспорта, – дело обычное. Для того чтобы такое ТС принять к налоговому учету в качестве объекта основных средств (то есть включить его в соответствующую амортизационную группу), организации понадобятся сведения о том, в какой группе объект числился у продавца. Также для нового собственника представляет интерес информация о периоде эксплуатации ТС прежним владельцем. Каким образом указанные сведения влияют на налоговый учет нового собственника? Что делать, если их нет?

Подержанный автомобиль как объект ОС

Вне зависимости от того, является ли приобретаемое транспортное средство новым, оно принимается к налоговому учету в качестве объекта основных средств в том случае, если отвечает следующим условиям:

Таким образом, приобретенные ТС, бывшие в употреблении, при выполнении перечисленных условий признаются основными средствами, поэтому их стоимость погашается путем начисления амортизации выбранным организацией способом (линейным или нелинейным).

Срок полезного использования нужен не только для того, чтобы определить, является ли приобретенное имущество объектом основных средств. Исходя из этого срока амортизируемое имущество (включая основные средства) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако в отношении объектов амортизируемого имущества, бывших в употреблении, действует специальное правило: они подлежат учету организацией-покупателем в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

В силу прямого указания п. 12 ст. 258 НК РФ покупатель обязан включить приобретенные объекты основных средств, бывшие в употреблении, в амортизационные группы, в которые данные объекты были включены продавцом (Постановление АС УО от 09.02.2015 № Ф09-9862/14 по делу № А76-20764/2013). Это утверждение подлежит безусловному применению в ситуации, когда амортизационная группа определена продавцом верно.

Трудности выбора амортизационной группы

Организация-покупатель может столкнуться с ситуацией, когда бывший собственник неверно определил срок полезного использования ТС и, как следствие, включил его не в ту амортизационную группу. Как быть в этом случае, ведь положения Налогового кодекса диктуют организации ориентироваться на сведения о действиях бывшего собственника (если таковые имеются)? Порядок разрешения данной ситуации приобретает еще большую актуальность для налогоплательщиков (организаций-покупателей), начисляющих амортизационную премию. Это связано с тем, что максимальный размер единовременного включения в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения (в том числе части первоначальной стоимости приобретенных основных средств) зависит от того, к какой амортизационной группе относится объект ОС. Если основные средства относятся к 3 – 7-м группам, амортизационная премия может составлять 30% первоначальной стоимости объекта, по остальным основным средствам – 10% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Ошибки бывшего собственника нужно исправить

ВС РФ поддержал позицию о том, что в описанной ситуации налогоплательщик должен учесть объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они должны были быть включены предыдущим собственником (Определение от 01.04.2015 № 304-КГ15-1793, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А45-1386/2014, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 № 07АП-7318/2014 и АС ЗСО от 11.12.2014 № Ф04-12840/2014). Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, заострили внимание на следующих моментах:

В арбитражной практике имеются и другие дела, при рассмотрении которых судьи пришли к выводу о необходимости пересмотра амортизационной группы, если таковая бывшим собственником была определена неверно. Так, в деле № А55-4802/2014 установлено, что предыдущим собственником имущества амортизационные группы определены неверно. Следовательно, общество должно было самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы[1], что оно и сделало. В итоге вывод налогового органа о неправильном определении обществом срока полезного использования имущества признан ошибочным (Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 № 11АП-11467/2014 и АС ПО от 06.03.2015 № Ф06-21153/2013).

Еще один яркий пример – Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 15АП-17226/2014, 15АП-17876/2014 по делу № А53-27549/2013, оставленное без изменения Постановлением АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015. Обществу в силу закона следовало установить правильный срок и амортизационную группу приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации. Ошибочное определение предыдущим собственником амортизационной группы (подгруппы) (что выявили судебные инстанции в рассматриваемом случае) не освобождает налогоплательщика от обязанности учитывать объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе амортизационной группы (подгруппы), определенной исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Иное толкование норм Налогового кодекса противоречило бы предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 38 НК РФ принципам наличия у налогоплательщиков обязанности по уплате законно установленных налогов при возникновении у них объектов налогообложения. Поэтому у общества отсутствовали причины для применения иных, отличных от определенных законом элементов налогообложения исключительно по формальным основаниям, свидетельствующим об ошибочном учете объектов налогообложения предыдущими собственниками объектов основных средств. По согласованию с предыдущим собственником общество могло внести соответствующие изменения в акты приема-передачи и другие первичные учетные документы в установленном порядке.

Налоговый кодекс в буквальном прочтении

В отдельных случаях судьи поддержали налогоплательщиков, которые при определении амортизационной группы подержанных основных средств воспользовались неверными данными продавца. Именно так поступили судьи ФАС ПО при рассмотрении дела № А65-24092/2012 (Постановление от 24.10.2013 № Ф06-9156/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2013 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 № 11АП-2895/2013). Заявитель, применяющий согласно учетной политике линейный метод начисления амортизации, правомерно отнес приобретенные основные средства, бывшие в употреблении, к тем амортизационным группам, к которым их относил предыдущий собственник. Сроки полезного использования, установленные им для приобретенных основных средств, находятся в пределах, предусмотренных для соответствующих амортизационных групп. Доводы же налоговой инспекции о необходимости проверки и исправления сроков полезного использования, определенных предыдущим собственником, основных средств, бывших в употреблении, не приняты, поскольку налоговым законодательством такой обязанности не установлено.

Читайте также:  Автономный отопитель салона для легкового автомобиля цена

СПИ при линейном методе начисления амортизации

Если организация производит начисление амортизации с использованием линейного метода, в отношении объекта основных средств обязательно должен быть определен конкретный срок полезного использования. При применении этого метода начисление амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества путем умножения его первоначальной (восстановительной) стоимости на норму амортизации, рассчитанную для объекта исходя из его срока полезного использования (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 258 НК РФ под сроком полезного использования понимается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей осуществления деятельности налогоплательщика. Он устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В пункте 7 ст. 258 НК РФ в целях применения линейного метода начисления амортизации прописаны особенности определения СПИ по приобретенным объектам ОС, бывшим в употреблении. Здесь, по сути, представлены возможные варианты установления организацией СПИ.

Для налогоплательщиков, применяющих линейный метод списания амортизации, Налоговым кодексом предусмотрены особые правила определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства.

Учитываем период эксплуатации бывшим собственником

Первый вариант, использование которого – право (не обязанность) налогоплательщика: норма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации объекта предыдущими собственниками (при условии, что таковые являются юридическими лицами[2] или индивидуальными предпринимателями[3]). Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное ОС время или нет. За основу он может взять как срок полезного использования, определенный им по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и срок, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива (Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Кстати, в этом деле суд выяснил, что налогоплательщик устанавливал срок полезного использования имущества равным минимально разрешенному Налоговым кодексом сроку полезного использования, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц. Полученный срок полезного использования уменьшался на количество месяцев эксплуатации такого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи зданий (сооружений) и основных средств. При отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный срок полезного использования не уменьшался. Описанный способ определения срока полезного использования основных средств арбитры сочли не противоречащим закону.

Запасаемся документами

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы. Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п. 1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.2014 по делу № А60-12753/2014). В названном деле они пришли к выводу, что налогоплательщик правомерно определил срок полезного использования основных средств с учетом их изношенности, исходя из:

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Проявляем полную самостоятельность

Второй вариант определения СПИ предложен для применения в ситуации, когда срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, или превышает этот срок. Такая ситуация возникает в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Минфин считает, что также нужно поступить в ситуации, когда срок полезного использования приобретенного основного средства с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников составляет менее 12 месяцев (Письмо от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141). Кстати, в указанных обстоятельствах выбор организацией-покупателем не той амортизационной группы не приведет к искажению сумм амортизационных отчислений, поскольку СПИ определяется ею самостоятельно (Постановление АС СЗО от 27.11.2014 № Ф07-8784/2014 по делу № А26-2860/2013) (естественно, если не возникают проблемы с амортизационной премией).

СПИ по объекту ОС – предмету лизинга

Как известно, налогоплательщики согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении учитываемых у них амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ). В абзаце 2 п. 13 ст. 258 НК РФ сказано, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом определить срок полезного использования по ТС – предмету лизинга, если продавец к норме амортизации по названному объекту применял повышающий коэффициент? Ответ дан Минфином в Письме от 22.03.2011 № 03-03-06/1/168.

Итак, в случае приобретения объекта основных средств (предмета лизинга) у налогоплательщика, осуществлявшего его амортизацию с применением повышающего коэффициента, установление новым собственником для такого имущества сокращенного срока полезного использования с учетом применявшегося повышающего коэффициента неправомерно. Срок полезного использования таких объектов может определяться как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования (без учета применяемого им в налоговом учете повышающего коэффициента), уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Применение нелинейного метода начисления амортизации

Если налогоплательщик начисляет амортизацию нелинейным методом, главное – правильно выбрать для приобретенного транспортного средства, бывшего в употреблении, амортизационную группу (подгруппу). В этом случае сумма амортизации определяется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из месячной нормы амортизации, установленной Налоговым кодексом для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (п. 4 ст. 259.2). Данная норма корректировке не подлежит (за исключением ситуации, когда применяются повышающие или понижающие коэффициенты, – п. 13 ст. 258 НК РФ). В составе амортизационных групп формируются подгруппы в том случае, если к нормам амортизации по отдельным основным средствам применяются повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Напоминание

В отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8 – 10-ю амортизационные группы, может применяться только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Бывший владелец сведения не представил

Организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости (Письмо Минфина РФ от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61194). Тем более это касается ситуации, когда при приобретении подержанного имущества невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе оно относилось. Тогда срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Самостоятельность придется проявлять и в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В этом случае организация не вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ. Это связано с тем, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Следовательно, у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объекта в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (письма Минфина РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

Приобретенные на праве собственности транспортные средства, бывшие в употреблении, признаются в целях налогообложения прибыли основными средствами, если используются для извлечения дохода, их первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (а со следующего года – 100 000 руб.), а срок полезного использования составляет более 12 месяцев. Если налогоплательщик (покупатель) применяет линейный метод начисления амортизации, для него особую актуальность приобретает порядок установления срока полезного использования подержанных автомобилей. В частности, данный срок можно определить с учетом фактически отработанного основным средством времени у предыдущего собственника. Возможен и другой вариант, когда при установлении СПИ новый владелец проявляет полную самостоятельность, учитывая требования техники безопасности и другие факторы. Также важным является выбор амортизационной группы, в которую следует включить приобретенное ТС. По общему правилу это должна быть та самая группа, которая была выбрана предыдущим владельцем. Однако если им амортизационная группа была определена неверно, новый собственник данную ошибку должен исправить (такого мнения придерживается большинство судей, включая ВС РФ).

Читайте также:  Автомобиль при прямолинейном движении массой 3 тонны

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[2] См. письма Минфина РФ от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17911, от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905.

Источник

Как начислять амортизацию по автомобилю

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств , переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.

Начало и прекращение начисления амортизации

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).

Приостановление начисления амортизации

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:

— за период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;

— за период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице .

Способы начисления

В бухучете амортизацию можно начислять:

— способом уменьшаемого остатка;

— способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице .

Срок полезного использования

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:

— срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;

— предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.

Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице .

Бухучет

В зависимости от характера использования автомобиля начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка:

Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08. ) Кредит 02

– начислена амортизация по автомобилю.

Если организация провела реконструкцию ( модернизацию ) автомобиля, то меняется его первоначальная стоимость, а в некоторых случаях и срок полезного использования. Эти изменения могут повлечь за собой изменение суммы ежемесячных амортизационных отчислений.

ОСНО

Если организация применяет общую систему налогообложения, амортизацию по автомобилю начисляйте по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ. В налоговом учете начислять амортизацию можно одним из двух способов:

С начала очередного налогового периода организация вправе изменить выбранный метод начисления амортизации. При этом перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации можно не раньше чем через пять лет после начала его применения.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Чтобы рассчитать амортизацию по автомобилю, нужно определить срок его полезного использования. Сделать это можно на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице .

Начисление амортизации до регистрации

Ситуация: можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)?

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации после снятия с регистрации

Ситуация: можно ли в бухгалтерском и налоговом учете продолжать начислять амортизацию по автомобилю после снятия его с регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)? Автомобиль продолжает числиться на балансе организации.

Ответ: да, можно, если в дальнейшем автомобиль будет использоваться в деятельности организации.

Это объясняется следующим образом.

Одним из критериев включения автомобиля в состав основных средств (в бухучете) и в состав амортизируемого имущества (в налоговом учете) является использование его в деятельности, направленной на получение дохода организации. Это следует из положений пункта 4 ПБУ 6/01, пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Списание основного средства с учета производится при прекращении хотя бы одного из условий принятия актива к учету. Таким образом, основное средство, которое не предназначено для использования в деятельности организации (не способно приносить организации доход в будущем), подлежит списанию. При этом необходимость списания с учета такого основного средства не связано с фактом его снятия с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Аналогичные разъяснения в отношении объектов недвижимости содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.

Исходя из этого можно сделать вывод: если автомобиль после снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора) не будет в дальнейшем использоваться в деятельности организации, то он выбывает из состава основных средств (амортизируемого имущества). Амортизацию по такому автомобилю прекратите начислять с месяца, следующего за месяцем снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Это следует из положений пункта 22 ПБУ 6/01, пункта 5 статьи 259.1, пункта 10 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/468. Например, такая ситуация может возникнуть, когда автомобиль снимается с учета с целью его дальнейшей продажи. Тогда с момента принятия решения о продаже автомобиля исключите его из состава амортизируемых основных средств.

Если автомобиль снят с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора), но в дальнейшем планируется его использование в деятельности организации, то из состава основных средств (амортизируемого имущества) он не выбывает. В этом случае начислять амортизацию не прекращайте. Такая ситуация возможна, например, когда изменяется место регистрации автомобиля при его передаче из организации в филиал.

Применение понижающего коэффициента

До 1 января 2009 года все организации должны были применять понижающий коэффициент 0,5 при начислении амортизации:

— по легковым автомобилям, первоначальная стоимость которых более 600 000 руб.;

— по пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых более 800 000 руб.

С 1 января 2009 года этот коэффициент не применяется (ст. 27.2 Закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ). Таким образом, начиная с 1 января 2009 года амортизацию по названным основным средствам нужно начислять по основным нормам, независимо от того, когда они были введены в эксплуатацию. При этом организация вправе к основной норме применить понижающий коэффициент (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизация бывших в эксплуатации автомобилей

Если автомобиль, приобретенный организацией, в течение определенного периода находился в эксплуатации у прежнего владельца, то при расчете амортизации линейным методом срок его полезного использования можно уменьшить на продолжительность этого периода (абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ). При нелинейном методе автомобиль, бывший в эксплуатации, нужно включить в ту амортизационную группу, в которую он был включен у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).
.

Разницы по ПБУ 18/02

Из-за различий в правилах амортизации имущества в бухгалтерском и налоговом учете суммы амортизационных отчислений, которые включаются в расходы при определении балансовой и налогооблагаемой прибыли, могут не совпадать. В частности, размер амортизационных отчислений будет различным:

— если различается первоначальная стоимость автомобиля;

— если организация применяет разные способы начисления амортизации;

— если по одному и тому же объекту установлены разные сроки полезного использования;

— если при начислении амортизации применяются разные повышающие (понижающие) коэффициенты;

— если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом и ввела в эксплуатацию неоплаченный автомобиль.

В каждом из этих случаев будут возникать постоянные или временные разницы (п. 3 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете придется отражать постоянные или отложенные налоговые активы (обязательства). Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.

Пример образования постоянных и временных разниц в связи с различными способами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Организация «Альфа» приобрело легковой автомобиль и ввело его в эксплуатацию в декабре 2013 года. Дальнейшая перепродажа автомобиля не планировалась. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – 200 000 руб. При определении срока полезного использования организация применяет Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Автомобиль включается в третью амортизационную группу. Установленный срок полезного использования – 4 года.

Согласно учетной политике, амортизация по транспортным средствам начисляется:
— в бухучете – способом по сумме чисел лет срока полезного использования;
— в налоговом учете – линейным методом.

В июне 2015 года «Альфа» безвозмездно передала автомобиль детскому дому.
В бухучете амортизация по автомобилю была начислена в следующих размерах.
Сумма чисел лет срока полезного использования равна:
1 + 2 + 3 + 4 = 10.

В 2014 году (первый год эксплуатации):
— годовая сумма амортизации – 80 000 руб. (4 : 10 × 200 000 руб.);
— месячная сумма амортизации – 6667 руб. (80 000 руб. : 12 мес.).

В 2015 году (второй год эксплуатации):
— годовая сумма амортизации – 60 000 руб. (3 : 10 × 200 000 руб.);
— месячная сумма амортизации – 5000 руб. (60 000 руб. : 12 мес.).

В 2015 году амортизация начисляется с января по июнь. Сумма начисленной амортизации составляет:
6 мес. × 5000 руб. = 30 000 руб.

За весь период эксплуатации автомобиля в бухучете по нему была начислена амортизация в сумме:
80 000 руб. + 30 000 руб. = 110 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в бухучете на момент выбытия равна:
200 000 руб. – 110 000 руб. = 90 000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений была одинакова и составляла:
200 000 руб. : 48 мес. = 4167 руб./мес.

Общая сумма амортизации, начисленной в налоговом учете за весь период эксплуатации автомобиля (18 месяцев), составляет:
200 000 руб. : 48 мес. × 18 мес. = 75 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в налоговом учете на момент выбытия равна:
200 000 руб. – 75 000 руб. = 125 000 руб.

В бухучете амортизация начисляется в большем размере, чем в налоговом. Поэтому возникают вычитаемые временные разницы.

В 2014 году ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет:
6667 руб. – 4167 руб. = 2500 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 500 руб. (2500 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

В 2015 году (с января по июнь) ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет:
5000 руб. – 4167 руб. = 833 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 167 руб. (833 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

Общая сумма отложенных налоговых активов за полтора года эксплуатации автомобиля равна:
500 руб. × 12 мес. + 167 руб. × 6 мес. = 7002 руб.

При выбытии автомобиля бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– 200 000 руб. – списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 110 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации по выбывающему автомобилю;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 90 000 руб. (200 000 руб. – 110 000 руб.) – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 99 Кредит 09
– 7002 руб. – списан отложенный налоговый актив с разницы в суммах амортизации, начисленной в бухгалтерском и налоговом учете.

При расчете налога на прибыль расходы в виде остаточной стоимости безвозмездно переданных основных средств не учитываются. Поэтому возникает постоянная разница в размере 90 000 руб., которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

Бухгалтер «Альфы» отразил его проводкой:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 18 000 руб. (90 000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство, связанное с выбытием автомобиля.

Эксплуатация самортизированного автомобиля

Читайте также:  Автооценка автомобиля в перми

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль зарплату водителя, отчисления с нее, а также стоимость ГСМ, если у автомобиля, на котором ездит сотрудник (водитель), закончился срок эксплуатации (вся стоимость автомобиля списана на расходы)?

Действующее законодательство не запрещает использовать имущество, по которому полностью начислена амортизация.

Следовательно, ограничения на то, чтобы включить в расходы ГСМ, зарплату водителя, начисленные с нее взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, отсутствуют.

Главное, чтобы автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Для расчета единого налога организации, применяющие упрощенку, амортизацию не начисляют. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость приобретенных автомобилей уменьшает налоговую базу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Если организация платит единый налог с доходов, такие расходы на расчет налоговой базы не влияют. Поскольку при данном объекте налогообложения не учитываются никаких расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Независимо от выбранного объекта налогообложения организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме, в том числе и объектов основных средств (ст. 2, 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

Организация обязана оформить первичную документацию и регистры бухучета. Формы документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Учетные регистры можно составить в произвольной форме.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы суммы и порядок начисления амортизации по автомобилю не влияют. При этом организации, уплачивающие ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме. Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

ОСНО и ЕНВД

Амортизацию по автомобилю учитывайте по правилам того режима налогообложения, в деятельности на котором используется данное основное средство.
Если автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, то амортизационные отчисления по нему нужно распределить.

Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 274 и пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Пример распределения амортизации по основному средству, которое одновременно используется в разных видах деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» в январе приобрело и ввело в эксплуатацию легковой автомобиль, который одновременно используется в обоих видах деятельности. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно методом начисления. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском и налоговом учете организация применяет линейный способ амортизации. При вводе автомобиля в эксплуатацию в бухгалтерском и налоговом учете были определены одинаковые:
— первоначальная стоимость – 288 000 руб.;
— срок полезного использования – 4 года (48 месяцев).

В бухучете годовая норма амортизации автомобиля равна:
1 : 4 года × 100% = 25%.

Годовая сумма амортизационных отчислений составляет:
288 000 руб. × 25% = 72 000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна:
72 000 руб. : 12 мес. = 6000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячной амортизации автомобиля составляет:
288 000 руб. : 48 мес. = 6000 руб.

«Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД. Поскольку автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, начисленная по нему амортизация подлежит распределению. Сумма амортизации, начисленная по автомобилю в феврале, составляет 6000 руб.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет:
— по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.;
— по розничной торговле – 650 000 руб.

Чтобы распределить в налоговом учете амортизацию между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за февраль составляет:
1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Сумма амортизации по автомобилю, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за февраль, равна:
6000 руб. × 0,735 = 4410 руб.

Сумма амортизации по автомобилю, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет:
6000 руб. – 4410 руб. = 1590 руб.

Поступление автомобиля и начисление амортизации по нему бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60
– 288 000 руб. – приобретен автомобиль;

Дебет 01 Кредит 08
– 288 000 руб. – отражен ввод в эксплуатацию автомобиля;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения» Кредит 02
– 4410 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации, облагаемой ЕНВД» Кредит 02
– 1590 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на ЕНВД.

Источник

Ответы на популярные вопросы