Амортизационная группа легкового автомобиля бывшего в употреблении

Содержание
  1. Амортизационная группа: автомобиль легковой
  2. Амортизационная группа автомобиль легковой
  3. Похожие публикации
  4. Амортизационная группа: автомобиль легковой
  5. К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль
  6. Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица
  7. Организация купила подержанный автомобиль: как установить срок полезного использования?
  8. Как новому собственнику определить срок полезного использования бывшего в употреблении имущества
  9. Как определить срок полезного использования для автомобилей
  10. Может ли новый срок полезного использования автомобиля быть менее 12 месяцев
  11. Ответ недели: нормы амортизации б/у авто, купленного у физического лица
  12. Приобретение подержанного автомобиля
  13. Подержанный автомобиль как объект ОС
  14. Трудности выбора амортизационной группы
  15. Ошибки бывшего собственника нужно исправить
  16. Налоговый кодекс в буквальном прочтении
  17. СПИ при линейном методе начисления амортизации
  18. Учитываем период эксплуатации бывшим собственником
  19. Запасаемся документами
  20. Проявляем полную самостоятельность
  21. СПИ по объекту ОС – предмету лизинга
  22. Применение нелинейного метода начисления амортизации
  23. Напоминание
  24. Бывший владелец сведения не представил

Амортизационная группа: автомобиль легковой

Амортизационная группа автомобиль легковой

Похожие публикации

Использование легкового транспорта в деятельности организации обязывает его владельца начислять износ. Как определить амортизационную группу автомобиля? Какой срок полезного использования установить при вводе транспорта в эксплуатацию? Ответы на эти и другие злободневные вопросы далее.

Амортизационная группа: автомобиль легковой

Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.

Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).

К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль

Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.

Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица

В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.

Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.

Источник

Организация купила подержанный автомобиль: как установить срок полезного использования?

Организация, которая приобрела бывший в употреблении автомобиль, вправе определять норму амортизации по нему с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Как новому собственнику определить срок полезного использования бывшего в употреблении имущества

Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

При этом согласно пункту 12 статьи 258 Налогового кодекса приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 Налогового кодекса).

Поэтому, организация вправе определить норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации их предыдущим собственником.

Как определить срок полезного использования для автомобилей

При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, руководствуются кодами ОКОФ.

Указаний, характеризующих порядок отнесения объектов классификации к определенному коду подраздела ОКОФ в описании (введении) классификатора, не содержится.

Определение кода Общероссийского классификатора основных фондов основывается на субъективном суждении (письмо Минфина России от 21.09.2017 г. № 02-06-10/61195).

При этом, по мнению Минфина, чтобы не допустить завышения расходов, связанных с амортизационными начислениями и занижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, при выборе кодов ОКОФ для определения амортизационной группы в соответствии с Классификацией, целесообразно выбрать амортизационную группу с наибольшим сроком полезного использования.

Легковые автомобили по ОКОФ относятся к группировке «Транспортные средства», код 310.29.10.2.

Этому коду в Классификации соответствует 3-я амортизационная группа со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Такие автомобили согласно Классификации к 5-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно.

К этой же группе относятся автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) (код ОКОФ 310.29.10.24).

Учитывая разъяснения Минфина, при приобретении организацией таких автомобилей, целесообразнее включать их в 5-ю амортизационную группу.

Может ли новый срок полезного использования автомобиля быть менее 12 месяцев

Представители Минфина выступают против того, чтобы исключить бывшее в употреблении основное средство, которое приобрела организация, из состава амортизируемого имущества в случае, если срок его полезного использования менее 12 месяцев.

По их мнению, основное средство, бывшее в употреблении, вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования из состава амортизируемого имущества не исключается (письмо Минфина от 03.08.2010 № 03-03-06/1/509).

В другом своем разъяснении Минфин это подтвердил: основные средства принимаются к налоговому учету получающей стороной в качестве амортизируемого имущества, вне зависимости от остаточной стоимости данного имущества и оставшегося срока полезного использования (письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-03-06/1/241).

В случае, если предыдущий собственник неправильно определил срок полезного использования, новый может самостоятельно определить срок полезного использования приобретенных основных средств, в том числе бывших в употреблении (письмо Минфина России от 03.10.2017 № 03-03-06/1/64282).

Также можно поступить и в случае, если приобретенный подержанный объект ОС уже полностью отработал свой срок.

При установлении срока полезного использования такого объекта нужно руководствоваться возможностью дальнейшего его использования в деятельности фирмы, его способностью приносить доход и его техническими характеристиками (постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. № Ф03-А73/07-2/3272).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Источник

Ответ недели: нормы амортизации б/у авто, купленного у физического лица

Вопрос: купили б/у авто у физического лица. Как амортизировать в налоговом учете?

Сообщаю Вам следующее:

В рассматриваемой ситуации предыдущим собственником приобретенного автомобиля является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При приобретении объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом положений п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. Норма амортизации по таким объектам ОС устанавливается как в отношении нового объекта ОС.

Бухгалтерские проводки приведены в документе 1.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации операции, связанные с приобретением автомобиля, бывшего в эксплуатации, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем? В каком порядке определяется срок полезного использования и производится начисление амортизации по указанному объекту основных средств (ОС)?

Организация по договору купли-продажи, заключенному с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль, бывший в эксплуатации у предыдущего собственника 5,5 лет (66 месяцев) (срок эксплуатации установлен на основании паспорта транспортного средства). Договорная стоимость автомобиля составила 203 500 руб. Автомобиль приобретен и начал использоваться в июле. Оплата продавцу произведена в безналичной форме также в июле.

Ожидаемый срок использования автомобиля составляет 25 месяцев. В соответствии с учетной политикой организации начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом (методом). Для целей налогообложения учет ведется методом начисления, амортизационная премия не применяется.

Читайте также:  Автомобиль уаз 452 чертеж

Бухгалтерский учет

Приобретенный автомобиль предполагается использовать для служебных нужд организации на протяжении длительного времени (более 12 месяцев). Следовательно, автомобиль принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Затраты на приобретение объектов ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сформированная первоначальная стоимость объекта, принятого к учету в составе ОС, списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений по объекту ОС рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного организацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии организацией объекта ОС к бухгалтерскому учету срок его полезного использования определяется исходя из ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью или исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, либо в соответствии с нормативно-правовыми и другими ограничениями использования этого объекта.

В рассматриваемой ситуации исходим из допущения, что автомобиль предполагается эксплуатировать в обычном режиме и нормальных условиях, какие-либо ограничения его использования отсутствуют. Поэтому при принятии к учету данного объекта срок его полезного использования определен исходя из ожидаемого срока использования этого объекта (25 месяцев) (абз. 3 п. 20 ПБУ 6/01, абз. 3 п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01, п. 55 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Таким образом, ежемесячная норма амортизации автомобиля составит 4% (100% / 25 мес.), ежемесячная сумма амортизационных отчислений — 8140 руб. (203 500 руб. x 4%).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету (в данном случае — с августа), и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Начисление амортизации по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» — для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией самостоятельно на дату ввода его в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).

В данном случае организацией приобретен объект ОС, бывший в употреблении. По общему правилу приобретенные объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода амортизации налогоплательщик вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Если срок фактического использования данного ОС у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов (п. 7 ст. 258 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации предыдущим собственником приобретенного автомобиля является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При приобретении объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом положений п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. Норма амортизации по таким объектам ОС устанавливается как в отношении нового объекта ОС.

Дополнительно по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Учитывая приведенные разъяснения, организация устанавливает срок полезного использования по автомобилю, приобретенному у физического лица, не являющегося предпринимателем, исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.

В соответствии с Классификацией основных средств легковые автомобили (за исключением автомобилей, отнесенных к иным группам) относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ). В данной консультации исходим из предположения, что организация установила минимальный срок полезного использования данного ОС в пределах указанной амортизационной группы, который равен 37 месяцам.

Следовательно, для целей налогообложения величина ежемесячных амортизационных отчислений по легковому автомобилю в данном случае составляет 5500 руб. (203 500 руб. x (1 / 37 мес. x 100%)) (п. 2 ст. 259.1, пп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (в рассматриваемом случае — с августа) (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Исчисление и уплату НДФЛ в отношении доходов, полученных от реализации имущества, физические лица производят самостоятельно. В связи с этим у организации, приобретающей имущество у физического лица, не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). В рассматриваемом случае заметим, что доход от продажи автомобиля не будет облагаться НДФЛ, поскольку автомобиль находился в собственности физического лица более трех лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Сумма амортизационных отчислений, ежемесячно признаваемых расходом в бухгалтерском учете (8140 руб.), превышает амортизацию, включаемую в расходы для целей налогового учета (5500 руб.). В связи с этим в учете организации ежемесячно возникают вычитаемые временные разницы (ВВР) в размере 2640 руб. (8140 руб. — 5500 руб.) и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА) в размере 528 руб. (2640 руб. x 20%) (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В бухгалтерском учете стоимость объекта ОС будет списываться через амортизацию в течение 25 месяцев. Следовательно, начиная с 26-го месяца по мере начисления амортизации в налоговом учете указанные ВВР и ОНА будут уменьшаться на 1100 руб. (5500 руб. x 20%) ежемесячно до полного погашения (п. 17 ПБУ 18/02).

Возникновение ОНА отражается записью по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (абз. 5 п. 14 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов). При уменьшении (погашении) ОНА производится обратная бухгалтерская запись по указанным счетам.

Читайте также:  Автомобиль который покорил весь мир

Инвентарная карточка учета объекта основных средств Перечислены продавцу денежные средства за легковой автомобиль 60 51 203 500 Выписка банка по расчетному счету Ежемесячно с августа в течение 25 месяцев Отражена сумма начисленной амортизации 26

(44) 02 8140 Бухгалтерская справка-расчет Отражен ОНА 09 68 528 Бухгалтерская справка-расчет Ежемесячно начиная с 26-го месяца до полного погашения стоимости ОС либо его выбытия Уменьшен (погашен) ОНА 68 09 1100 Бухгалтерская справка-расчет

В данной схеме не рассматриваются иные расходы, связанные с приобретением автомобиля, которые могут формировать его первоначальную стоимость.

Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов см. комментарий.

О налоге на имущество организаций см. Путеводитель по сделкам. Купля-продажа движимого имущества (основного средства, бывшего в эксплуатации). Покупатель.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Трясцына Оксана Вадимовна

Источник

Приобретение подержанного автомобиля

Автор: О. В. Давыдова

В какую амортизационную группу должны быть включены приобретенные транспортные средства, бывшие в употреблении, подлежащие принятию к учету в качестве объектов основных средств? Как определить срок полезного использования таких объектов?

Приобретение транспортных средств, бывших в употреблении, организациями, работающими в сфере транспорта, – дело обычное. Для того чтобы такое ТС принять к налоговому учету в качестве объекта основных средств (то есть включить его в соответствующую амортизационную группу), организации понадобятся сведения о том, в какой группе объект числился у продавца. Также для нового собственника представляет интерес информация о периоде эксплуатации ТС прежним владельцем. Каким образом указанные сведения влияют на налоговый учет нового собственника? Что делать, если их нет?

Подержанный автомобиль как объект ОС

Вне зависимости от того, является ли приобретаемое транспортное средство новым, оно принимается к налоговому учету в качестве объекта основных средств в том случае, если отвечает следующим условиям:

Таким образом, приобретенные ТС, бывшие в употреблении, при выполнении перечисленных условий признаются основными средствами, поэтому их стоимость погашается путем начисления амортизации выбранным организацией способом (линейным или нелинейным).

Срок полезного использования нужен не только для того, чтобы определить, является ли приобретенное имущество объектом основных средств. Исходя из этого срока амортизируемое имущество (включая основные средства) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако в отношении объектов амортизируемого имущества, бывших в употреблении, действует специальное правило: они подлежат учету организацией-покупателем в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

В силу прямого указания п. 12 ст. 258 НК РФ покупатель обязан включить приобретенные объекты основных средств, бывшие в употреблении, в амортизационные группы, в которые данные объекты были включены продавцом (Постановление АС УО от 09.02.2015 № Ф09-9862/14 по делу № А76-20764/2013). Это утверждение подлежит безусловному применению в ситуации, когда амортизационная группа определена продавцом верно.

Трудности выбора амортизационной группы

Организация-покупатель может столкнуться с ситуацией, когда бывший собственник неверно определил срок полезного использования ТС и, как следствие, включил его не в ту амортизационную группу. Как быть в этом случае, ведь положения Налогового кодекса диктуют организации ориентироваться на сведения о действиях бывшего собственника (если таковые имеются)? Порядок разрешения данной ситуации приобретает еще большую актуальность для налогоплательщиков (организаций-покупателей), начисляющих амортизационную премию. Это связано с тем, что максимальный размер единовременного включения в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения (в том числе части первоначальной стоимости приобретенных основных средств) зависит от того, к какой амортизационной группе относится объект ОС. Если основные средства относятся к 3 – 7-м группам, амортизационная премия может составлять 30% первоначальной стоимости объекта, по остальным основным средствам – 10% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Ошибки бывшего собственника нужно исправить

ВС РФ поддержал позицию о том, что в описанной ситуации налогоплательщик должен учесть объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они должны были быть включены предыдущим собственником (Определение от 01.04.2015 № 304-КГ15-1793, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А45-1386/2014, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 № 07АП-7318/2014 и АС ЗСО от 11.12.2014 № Ф04-12840/2014). Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, заострили внимание на следующих моментах:

В арбитражной практике имеются и другие дела, при рассмотрении которых судьи пришли к выводу о необходимости пересмотра амортизационной группы, если таковая бывшим собственником была определена неверно. Так, в деле № А55-4802/2014 установлено, что предыдущим собственником имущества амортизационные группы определены неверно. Следовательно, общество должно было самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы[1], что оно и сделало. В итоге вывод налогового органа о неправильном определении обществом срока полезного использования имущества признан ошибочным (Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 № 11АП-11467/2014 и АС ПО от 06.03.2015 № Ф06-21153/2013).

Еще один яркий пример – Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 15АП-17226/2014, 15АП-17876/2014 по делу № А53-27549/2013, оставленное без изменения Постановлением АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015. Обществу в силу закона следовало установить правильный срок и амортизационную группу приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации. Ошибочное определение предыдущим собственником амортизационной группы (подгруппы) (что выявили судебные инстанции в рассматриваемом случае) не освобождает налогоплательщика от обязанности учитывать объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе амортизационной группы (подгруппы), определенной исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Иное толкование норм Налогового кодекса противоречило бы предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 38 НК РФ принципам наличия у налогоплательщиков обязанности по уплате законно установленных налогов при возникновении у них объектов налогообложения. Поэтому у общества отсутствовали причины для применения иных, отличных от определенных законом элементов налогообложения исключительно по формальным основаниям, свидетельствующим об ошибочном учете объектов налогообложения предыдущими собственниками объектов основных средств. По согласованию с предыдущим собственником общество могло внести соответствующие изменения в акты приема-передачи и другие первичные учетные документы в установленном порядке.

Налоговый кодекс в буквальном прочтении

В отдельных случаях судьи поддержали налогоплательщиков, которые при определении амортизационной группы подержанных основных средств воспользовались неверными данными продавца. Именно так поступили судьи ФАС ПО при рассмотрении дела № А65-24092/2012 (Постановление от 24.10.2013 № Ф06-9156/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2013 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 № 11АП-2895/2013). Заявитель, применяющий согласно учетной политике линейный метод начисления амортизации, правомерно отнес приобретенные основные средства, бывшие в употреблении, к тем амортизационным группам, к которым их относил предыдущий собственник. Сроки полезного использования, установленные им для приобретенных основных средств, находятся в пределах, предусмотренных для соответствующих амортизационных групп. Доводы же налоговой инспекции о необходимости проверки и исправления сроков полезного использования, определенных предыдущим собственником, основных средств, бывших в употреблении, не приняты, поскольку налоговым законодательством такой обязанности не установлено.

СПИ при линейном методе начисления амортизации

Если организация производит начисление амортизации с использованием линейного метода, в отношении объекта основных средств обязательно должен быть определен конкретный срок полезного использования. При применении этого метода начисление амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества путем умножения его первоначальной (восстановительной) стоимости на норму амортизации, рассчитанную для объекта исходя из его срока полезного использования (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 258 НК РФ под сроком полезного использования понимается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей осуществления деятельности налогоплательщика. Он устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В пункте 7 ст. 258 НК РФ в целях применения линейного метода начисления амортизации прописаны особенности определения СПИ по приобретенным объектам ОС, бывшим в употреблении. Здесь, по сути, представлены возможные варианты установления организацией СПИ.

Читайте также:  Акт осмотра автомобиля при виновнике

Для налогоплательщиков, применяющих линейный метод списания амортизации, Налоговым кодексом предусмотрены особые правила определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства.

Учитываем период эксплуатации бывшим собственником

Первый вариант, использование которого – право (не обязанность) налогоплательщика: норма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации объекта предыдущими собственниками (при условии, что таковые являются юридическими лицами[2] или индивидуальными предпринимателями[3]). Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное ОС время или нет. За основу он может взять как срок полезного использования, определенный им по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и срок, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива (Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Кстати, в этом деле суд выяснил, что налогоплательщик устанавливал срок полезного использования имущества равным минимально разрешенному Налоговым кодексом сроку полезного использования, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц. Полученный срок полезного использования уменьшался на количество месяцев эксплуатации такого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи зданий (сооружений) и основных средств. При отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный срок полезного использования не уменьшался. Описанный способ определения срока полезного использования основных средств арбитры сочли не противоречащим закону.

Запасаемся документами

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы. Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п. 1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.2014 по делу № А60-12753/2014). В названном деле они пришли к выводу, что налогоплательщик правомерно определил срок полезного использования основных средств с учетом их изношенности, исходя из:

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Проявляем полную самостоятельность

Второй вариант определения СПИ предложен для применения в ситуации, когда срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, или превышает этот срок. Такая ситуация возникает в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Минфин считает, что также нужно поступить в ситуации, когда срок полезного использования приобретенного основного средства с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников составляет менее 12 месяцев (Письмо от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141). Кстати, в указанных обстоятельствах выбор организацией-покупателем не той амортизационной группы не приведет к искажению сумм амортизационных отчислений, поскольку СПИ определяется ею самостоятельно (Постановление АС СЗО от 27.11.2014 № Ф07-8784/2014 по делу № А26-2860/2013) (естественно, если не возникают проблемы с амортизационной премией).

СПИ по объекту ОС – предмету лизинга

Как известно, налогоплательщики согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении учитываемых у них амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ). В абзаце 2 п. 13 ст. 258 НК РФ сказано, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом определить срок полезного использования по ТС – предмету лизинга, если продавец к норме амортизации по названному объекту применял повышающий коэффициент? Ответ дан Минфином в Письме от 22.03.2011 № 03-03-06/1/168.

Итак, в случае приобретения объекта основных средств (предмета лизинга) у налогоплательщика, осуществлявшего его амортизацию с применением повышающего коэффициента, установление новым собственником для такого имущества сокращенного срока полезного использования с учетом применявшегося повышающего коэффициента неправомерно. Срок полезного использования таких объектов может определяться как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования (без учета применяемого им в налоговом учете повышающего коэффициента), уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Применение нелинейного метода начисления амортизации

Если налогоплательщик начисляет амортизацию нелинейным методом, главное – правильно выбрать для приобретенного транспортного средства, бывшего в употреблении, амортизационную группу (подгруппу). В этом случае сумма амортизации определяется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из месячной нормы амортизации, установленной Налоговым кодексом для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (п. 4 ст. 259.2). Данная норма корректировке не подлежит (за исключением ситуации, когда применяются повышающие или понижающие коэффициенты, – п. 13 ст. 258 НК РФ). В составе амортизационных групп формируются подгруппы в том случае, если к нормам амортизации по отдельным основным средствам применяются повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Напоминание

В отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8 – 10-ю амортизационные группы, может применяться только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Бывший владелец сведения не представил

Организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости (Письмо Минфина РФ от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61194). Тем более это касается ситуации, когда при приобретении подержанного имущества невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе оно относилось. Тогда срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Самостоятельность придется проявлять и в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В этом случае организация не вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ. Это связано с тем, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Следовательно, у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объекта в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (письма Минфина РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

Приобретенные на праве собственности транспортные средства, бывшие в употреблении, признаются в целях налогообложения прибыли основными средствами, если используются для извлечения дохода, их первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (а со следующего года – 100 000 руб.), а срок полезного использования составляет более 12 месяцев. Если налогоплательщик (покупатель) применяет линейный метод начисления амортизации, для него особую актуальность приобретает порядок установления срока полезного использования подержанных автомобилей. В частности, данный срок можно определить с учетом фактически отработанного основным средством времени у предыдущего собственника. Возможен и другой вариант, когда при установлении СПИ новый владелец проявляет полную самостоятельность, учитывая требования техники безопасности и другие факторы. Также важным является выбор амортизационной группы, в которую следует включить приобретенное ТС. По общему правилу это должна быть та самая группа, которая была выбрана предыдущим владельцем. Однако если им амортизационная группа была определена неверно, новый собственник данную ошибку должен исправить (такого мнения придерживается большинство судей, включая ВС РФ).

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[2] См. письма Минфина РФ от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17911, от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector