Автомобиль чайка интересные факты

Интересные и правдивые факты о ГАЗ-13 «Чайка»

Отечественный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» отличается большим количеством положительных преимуществ, которые были известны многим водителям.

Автомобиль никогда не выпускался за деньги, но советские водители мечтали на нем поездить. Выпуск серийного лимузина стартовал 16 января 1959 года. Но, несмотря на это, легендарным он смог стать намного раньше, завоевав большое уважение и симпатию со стороны водителей.

Технические параметры. Под капотом автомобиля был установлен 3,5-литровый мотор, мощность которого 90 лошадиных сил. Предельная скорость машины 120 километров в час. Такие данные были приемлемы для 40-х годов, но оказались недостаточными в 50-е, когда автомобиль стали эксплуатировать не только советские власти, но представители органов управления США, а также высокопоставленные чиновники других стран.

Учитывая это, конструкторы не подвели тех, кто рассчитывал на новый автомобиль и в 1959 году была представлена доработанная версия автомобиля, которая получила большое количество технических изменений.

После доработок машина была оснащена 5,5-литровым мотором, мощность которого 195 лошадиных сил. Для разгона до 100 километров требовалось 20 секунд. Максимальная скорость была зафиксирована на отметке 160 километров в час. Именно его эксплуатировали представители власти на протяжении 20 лет, вплоть до наступления восьмидесятых.

Комплектация с новым радиоприемником. Производители были уверены, что такая 5-диапазонная версия радиоприемника лучше подходила модели, учитывая потребности представительского класса. Вместе с радиоприемником автомобиль имел электрический привод телескопической антенны.

7 мест в салоне. Автомобиль действительно считался семиместным, потому что сзади располагалось два откидных кресла, предназначенных для охранников. Конечно, представители власти не сидели на этих сиденьях, но для охранников они были вполне комфортными и нужными. На обновленной модели были установлены электрифицированные стеклоподъемники.

ГАЗ-13Б. Лимузин, разработанный на базе этой машины, подвергался незначительным изменениям. Несколько кабриолетов эксплуатировались только для парадов, во время которых на них передвигались представители Министерства обороны. Наибольший тираж получила так называемая «Скорая для элиты». Этот автомобиль был разработан для представителей властей, которые хотели, чтобы даже скорые у них были престижными.

Современное производство. Сегодня на конвейере ГАЗ, расположенном в Нижнем Новгороде, продолжают выпускать легковые машины. Но они не имеют ничего общего с ранее представленными модификациями. По словам производителей, в ближайшее время их место займут современные модели марки Aurus.

Итог. Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» считается моделью с богатой историей. Машина имела большое количество отличительных особенностей, которые выгодно выделяли ее на фоне других машин. В сравнении со стандартными версиями, разработанными для простых граждан страны, этот автомобиль действительно был шикарным. Именно поэтому вокруг него столько тайн и мнений, которые интересны всем.

Источник

Неизвестные факты о «Чайке»

«Чайка» была революционным для советского автопрома автомобилем. На нем впервые в истории ГАЗ были использованы четырехкамерный карбюратор, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподьемники. На поздних версиях ГАЗ-13 появился радиоприемник с автопоиском и выдвижной антенной с электроприводом. Собирали «Чайки» вручную.

Большинство деталей 5,5-литрового двигателя V8 были изготовлены из алюминиевого сплава. Мотор развивал мощность 195 лошадиных сил и легко разгонял 2,5-тонную машину до 160 километров в час. Позже этот двигатель ставили на бронетранспортеры. Трансмиссия у «Чайки» автоматическая, с кнопочным управлением. Кнопок было четыре: нейтраль, движение, тихий и задний ход.

Еще до начала официального выпуска экспериментальный образец ГАЗ-13Э бирюзово-молочного цвета с позолоченной радиаторной решеткой отправили на всемирную выставку EXPO-58 в Брюссель, где экспозиция СССР получила золотую медаль.

Официальным цветом ГАЗ-13, как и всех советских представительских автомобилей, был черный. Помимо выставленного в Бельгии предсерийного образца была собрана еще одна выставочная «Чайка» двухцветного окраса: малиновая с белым. Белый ГАЗ-13 подарили Валентине Терешковой. На красном лимузине самовольно разъезжал начальник пожарной охраны Москвы.

Изобретательные советские военные ликвидировали классовое неравенство, наладив на ремонтных заводах производство гибридов из кузова ЗиМ с агрегатами от «Чайки». Такие машины охотно покупало начальство помельче, механики прозвали их «овцебык» и «ослобык». Как минимум одна списанная «Чайка» была переделана в дрезину.

Отслужив свое в правительственных и обкомовских гаражах, лимузины передавались в «Интурист» и ЗАГСы.

На рижском заводе микроавтобусов RAF из «Чаек» делали санитарные автомобили для 4-го главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего руководство страны. Машина с индексом ГАЗ-13С имела кузов «универсал», усиленные задние рессоры, синюю мигалку на крыше и спецсвязь в салоне. Всего было построено порядка 20 таких автомобилей.

Задачу рижане выполнили. Правда, отечественный кондиционер весил 300 килограммов и был ненадежен, в «Чайку» поставили более практичный японский. Спецкатафалки самолетом доставили в Ханой и загнали в спецгараж. Там они, по всей видимости, стоят и сейчас.

История патриаршьей машины была бы неполной без упоминания о ее уникальном салоне. Сделанная для Пимена «Чайка» имела, как и другие автомобили этой модели, обтянутый генеральским сукном интерьер и сиденья из кожзаменителя. В 1979 году в Москву из Франции привезли выставку моды, В составе делегации был Пьер Карден, попросивший аудиенции у русского патриарха. Пимен прислал за модельером автомобиль.

Карден выразил восхищение внешностью «Чайки» и умолчал про ее неказистый интерьер. После того, как выставка вернулась во Францию, патриарх получил от Кардена посылку. В ней оказался драп цвета сливочного мороженого и записка с указанием, как его раскроить. Так Пимен стал ездить на машине от Брежнева с интерьером от Кардена. Сейчас этот уникальный автомобиль выставлен в столичном музее.

Источник

Чужая внешность, первый советский автомат и кузов универсал: мифы и факты о ГАЗ-13 Чайка

В отличие от массовых Волг и хорошо знакомых водителям-профессионалам грузовых «Газонов», горьковские лимузины были практически неизвестны рядовому гражданину, ведь и конструкция «Чаек» двух поколений, и история их разработки не слишком афишировались в советской автомобильной периодике. Именно поэтому задолго до интернет-экспертов и форумных псевдознатоков нехватку в знании матчасти ГАЗ-13 и ГАЗ-14 гаражные корифеи компенсировали щедростью фантазии и буйностью воображения. Как вам, к примеру, нелепое, но реальное утверждение, что масло для автоматической коробки передач Чайки было ядовитым? Сегодня мы будем разбираться в том, что из утверждений про ГАЗ-13 является мифом, а что имеет прямое отношение к истории и особенностям этой «важной черной птицы».

Читайте также:  Автомобиль мерседес бенц 140 кузов

Можно со смелостью утверждать, что советский легковой автопром как явление возник благодаря сотрудничеству с американцами – точнее, с компанией Ford, ведь и ГАЗ-А, и «эмка» были лицензионными копиями моделей, произведённых фирмой Генри Форда. Довоенный представительский лимузин ЗИС-101, как и его наследник под индексом 110, также являлись «наследниками» пары «американцев» – Buick-32-90 и Packard Super Eight соответственно.

Во внешности послевоенных моделей также прослеживалось очевидное влияние американской школы – особенно по части внешнего вида. Это касалось и Победы, и «двадцать первой» Волги, и лимузинов ГАЗ и ЗИЛ. Неудивительно, что многие современники советских автомобильных художников тут же обвинили их в плагиате, неизменно приводя в качестве исходника парочку Паккардов – Patrician и Caribbean.

Передняя часть «карибского Паккарда» имеет много общего с нашей Чайкой. Но не более того​

Действительно, в конце 1955 года научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт закупил указанные модели для того, чтобы специалисты НАМИ, а также инженеры и конструкторы советских автозаводов смогли изучить новейшие образцы американского автопрома. Безусловно, стиль экстерьера автомобилей Packard наложил определённый отпечаток на внешность Чайки, которая должна была «догнать и перегнать» заокеанских потенциальных одноклассников не только по уровню комфорта, но и по современности внешнего вида, чего нельзя было сказать про архаичный ЗИМ ГАЗ-12.

ИНТЕРЕСНАЯ ДЕТАЛЬ: ДИЗАЙНЕР ГАЗА ЛЕВ ЕРЕМЕЕВ, ПРИНЯВШИЙ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ НАД ОБЛИКОМ «ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЙ» ВОЛГИ И НОВОЙ ЧАЙКИ, КОГДА-ТО ЗАНИМАЛСЯ И ВНЕШНОСТЬЮ ЗИМА. УДИВИТЕЛЬНЕЕ ВСЕГО, ЧТО ЕРЕМЕЕВ ПОБЕДИЛ И В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ, СВЯЗАННОМ С ДИЗАЙНОМ БУДУЩЕГО ЗИЛ-111! ИМЕННО ПОЭТОМУ МОСКОВСКИЙ И ГОРЬКОВСКИЙ ЛИМУЗИНЫ ТАК СХОЖИ МЕЖДУ СОБОЙ.

Сохранив проамериканский образ, кузов получил оригинальные пропорции, ведь советская машина стала шестиоконной, в то время как у Patrician позади второй пары дверей не было дополнительных стёкол.

Согласитесь, что это похожие, но всё же разные автомобили​

Да и в деталях ГАЗ-13 отличался некоторыми оригинальными решениями, среди которых – и характерная хромированная «птичка» на задних дверях, перекликающаяся с аналогичными деталями на решетке радиатора и крышке багажника. Ну а Caribbean был и вовсе двухдверным автомобилем с кузовами типа хардтоп или кабриолет.

И вряд ли Чайка, если была бы просто «срисована» с какой-то машины, смогла бы еще до начала серийного производства, то есть в 1958 году, взять Гран-при Всемирной промышленной выставки ЭКСПО-58 в Брюсселе, где достижения советских дизайнеров и конструкторов были высоко оценены профильными специалистами.

Из-за специфического назначения ГАЗ-13, суть которого заключалась в обслуживании партийно-номенклатурной верхушки, многие современники считали этот автомобиль консервативным и не относили рамную Чайку к последнему слову автомобильной техники, признавая её современность разве что в «трансмиссионном» отношении, ведь Чайка оснащалась АКП, которая в нашем сегодняшнем «разборе полётов» заслуживает отдельного раздела. Однако скепсис в отношении технической прогрессивности ГАЗ-13 совершенно напрасен: многие технические решения в этом автомобиле в советском автомобилестроении применены действительно впервые. Так, классическое, казалось бы, решение в виде рамной конструкции кузова получило в этом случае новое прочтение, ведь хребтовая Х-образная рама не имела боковых лонжеронов, а кузов крепился к ней через резиновые подушки. Помимо гидротрансформатора и планетарной коробки передач, Чайка получила и такие опции комфорта, как гидроусилитель рулевого управления и вакуумный усилитель тормозов, которые на передних колёсах стали дисковыми вместо традиционных барабанов; сами же покрышки опять же впервые в советском автомобилестроении стали бескамерными.

Не стоит и сбрасывать со счетов и V-образный двигатель, который также впервые оснастили центробежным масляным фильтром. Но и это еще не всё: новый советский автомобиль, пусть и не рассчитанный на «простых смертных», получил пятидиапазонный радиоприёмник с автонастройкой и электрическим приводом антенны, а также электрические стеклоподъемники.

Приёмник ГАЗ-13 по тем временам был просто шикарным

Откидные страпонтены предназначались для охранников и прочих сопровождающих лиц.

Даже довольно далёкие от отечественных машин середины прошлого века автомобилисты знают, что обе Чайки оснащались автоматической трансмиссией, считавшейся в СССР настоящей диковинкой. Ведь, не считая автобусов ЛиАЗ, на советской технике АКП было встретить невозможно, а все без исключения Чайки оснащались только такой коробкой, которую в то время называли ГМП. Она состояла из гидравлического трансформатора и планетарной трехступенчатой передачи с коэффициентом трансформации 2,35. Оригинальным решением был кнопочный селектор автомата, расположенный на передней панели.

Предшественник ЗИМ также отличался весьма оригинальным трансмиссионным решением – гидромуфтой, которая располагалась между двигателем и сцеплением. Она позволяла водителю трогаться практически с любой передачи и обеспечивала высокий уровень комфорта благодаря мягкости переключений. Однако гидромуфта не была аналогом «автомата», поскольку водитель всё же должен был переключать передачи самостоятельно, пусть и делать это приходилось гораздо реже, чем на машине с обычной «механикой».

ГАЗ-13 же получил классическую гидромеханическую трансмиссию, созданную по образу и подобию АКП на американцах тех лет. И именно для этого НАМИ как раз и приобретал в середине пятидесятых парочку Паккардов, а также два экземпляра Ford Mainline. Хотя работы над ГМП в самом НАМИ велись еще за несколько лет до этого – в частности, по проекту «Д2» для Победы, а еще автоматом НАМИ-ДК оснащался экспериментальный минивэн НАМИ-013. Но считать Чайку первой советской легковушкой с автоматом нельзя, ведь на пару лет раньше в серию пошла другая модель седана из Горького – Волга ГАЗ-21, которая поначалу также оснащалась автоматической трансмиссией! Примерно полторы тысячи «двадцать первых», выпущенных в период с 1957 по 1959 год, оснащались гидроавтоматом, конструктивно схожим с фордовской ГМП Ford-O-Matic. Увы, из-за отсутствия в обиходе необходимого масла типа ATF и низкой технической культуры «сервисменов» большинство советских автоматов на Волгах довольно быстро вышло из строя, вынуждая многих владельцев уже спустя пару лет после покупки машин устанавливать вместо необычной коробки обычную трехступенчатую механику.

ИЗ-ЗА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ ЧАЙКА ЛИШИЛАСЬ «КРИВОГО СТАРТЕРА», ПОЭТОМУ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕРНУТЬ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ (НАПРИМЕР, ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ ЗАЖИГАНИЯ) ЭТУ ОПЕРАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ НЕОБЫЧНЫМ СПОСОБОМ – С ПОМОЩЬЮ ОТВЕРТКИ, КОТОРУЮ УПИРАЛИ В ЗУБЦЫ ВЕНЦА ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА. ЭТО ПОЗВОЛЯЛО ПРОВЕРНУТЬ КОЛЕНВАЛ НА МЕСТЕ, НО ЧТОБЫ ДОБРАТЬСЯ ДО ЗУБЦОВ, КОНСТРУКТОРАМ ПРИШЛОСЬ ПРЕДУСМОТРЕТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЛЮК В НИЖНЕЙ ЧАСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Правительственные лимузины иногда получали какие-то дополнительные модификации кузова (например, фаэтон), но никак не утилитарно-практичные, к которым относится кузов универсал.

Читайте также:  Акт сдачи автомобиля в чермет

Лимузин или фаэтон – изначально варианты типа кузова звучали именно так. И только так.

Однако двухобъемная Чайка действительно существовала, хотя к перевозке грузов она не имела никакого отношения. Точнее, волею судьбы Чайки-универсалы регулярно перевозили «грузы особого назначения» – живые и очень ценные. В начале семидесятых годов в составе Четвертого главного управления при Минздраве СССР появилось новое учреждение – «Объединенная спецбольница с поликлиникой», которая в народе получила неофициальное название «Кремлевская больница» или «кремлевка». В этой медицинской организации проходили лечение практически все высокопоставленные чиновники и руководители страны, возраст которых в то время уже стал преклонным. Для обслуживания «кремлевки» было решено создать спецавтомобили, которые позволяли бы осуществлять госпитализацию высокопоставленных пациентов в случае необходимости.

Чтобы быстро создать такую машину «малой кровью», было решено использовать ГАЗ-13 – разумеется, с изрядно доработанным кузовом, который в соответствии с назначением автомобиля должен был превратиться в большой универсал. Высота крыши при этом не имела особого значения, ведь больной при перевозке располагался в салоне лёжа, а каких-либо реанимационных действий или другой экстренной медицинской помощи в пути производить не предполагалось. Впрочем, высокую крышу к Чайке приладить всё же попробовали, но затем поняли, что это потребует слишком масштабных переделок и скажется на внешности автомобиля не лучшим образом.

Поскольку сам Горьковский автозавод был перегружен заказами не только для легковой отрасли, но и для народного хозяйства, а также ВПК, штучным производством универсалов на базе «тринадцатой» должна была заняться Рижская автобусная фабрика (РАФ), которая обладала большим опытом серийного выпуска санитарных микроавтобусов. Она располагала и подходящими производственными мощностями (цехом малых серий в Риге), и штатом высококвалифицированных модельщиков и жестянщиков. Руководил необычным проектом инженер Артур Эйсерт, который являлся автором внешности авангардного концепта РАФ-982, ставшего впоследствии всенародно любимым «рафиком».

Стандартные седаны, прибывшие в Ригу из Горького, частично разбирали, удаляя фрагменты крыши и багажника. Новая крыша состояла из трех частей, а в задней части кузова появилась пятая подъемная дверь. Еще одна отличительная особенность ГАЗ-13С – пара дополнительных боковых стекол, из-за чего машина стала уже восьмиоконной!

Если под капотом ЗИМа находилась обычная рядная «шестёрка», то Чайка получила V-образный многоцилиндровый двигатель, который был обычным явлением для американских машин этого класса. Однако в СССР подобного мотора не было, а впоследствии двигатели V8 массово применялись разве что на грузовиках – «газоне» (ГАЗ-53) и «шишиге» (ГАЗ-66). Из-за этого многие не слишком технически грамотные водители горьковских грузовиков и стали считать, что Чайка получила «грузовой» агрегат, хотя в действительности всё было ровно наоборот!

Взяв за основу крайслеровскую «восьмерку», на ГАЗе её «творчески переосмыслили», попутно унифицировав свой V8 с двигателем «двадцать первой» Волги по деталям поршневой группы и механизма газораспределения. И блок цилиндров, и головки, и впускной коллектор и даже поршни «чайкомотора» выполнили из алюминиевого сплава – это решение в то время было не просто прогрессивным, но и крайне редким даже в мировой практике.

Двигатель Чайки – восемь цилиндров, свыше пяти литров и почти две сотни «лошадок»​

Первые опытные образцы при рабочем объеме 4,89 литра выдавали около 180 л.с., и после проведения ряда испытаний в 1958 году специалисты посчитали их мощность недостаточной, увеличив литраж до 5,5 л, что позволило снять с мотора 195 «лошадок». Крутящий момент в 412 Нм мотор развивал уже при 2200 об/мин, поэтому, даже несмотря на автоматическую трансмиссию, Чайка могла разогнаться до 160 км/ч, набирая первую сотню за 20 секунд.

«Дорогой Леонид Ильич» ездил на ЗИЛах и любимых иномарках, но при желании мог позировать и на фоне Чайки​

Так что ответ на вопрос «Кто на ком стоял?» прост и однозначен: этот двигатель был спроектирован специально Чайки и впоследствии в несколько измененном виде использовался не только на грузовиках, но даже и на БРДМ-2. Более того, именно на базе «чайковского» мотора были созданы версии моторов ЗМЗ с уменьшенным рабочим объемом, которые затем много лет устанавливали на грузовики ГАЗ и автобусы ПАЗ.

Обратите внимание на то, как располагалось запасное колесо в багажнике предсерийного прототипа

ЕЖЕГОДНО В ГОРЬКОМ ПРОИЗВОДИЛИ ОКОЛО ПОЛУТОРА СОТЕН «ЧАЕК», А ВСЕГО С 1959 ПО 1980 ГОД БЫЛО ВЫПУЩЕНО 3179 ЭКЗЕМПЛЯРОВ ГАЗ-13. ИНТЕРЕСНО, ЧТО НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ (С 1977-ГО) ЛИМУЗИН ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ ВЫПУСКАЛСЯ ОДНОВРЕМЕННО С ГАЗ-14

Согласно красивой легенде, поскольку ГАЗ-13 относился к более высокому классу, чем «двадцать первая», то благодаря своему названию Чайка словно парила над Волгой во всех смыслах, включая семантический. «Маркетологи» Всесоюзного объединения «Автоэкспорт» пытались сделать привязку названия автомобиля к реальности более простым способом, объясняя «орнитологическое» имя машины тем, что жители Горького часто любуются, как чайки стремительно летают над гладью великой русской реки Волги, на которой и стоит город. Как бы там ни было, у Чайки-автомобиля действительно есть связь с Волгой, ведь обе эти машины были созданы в одно время и одними людьми.

Удивительный факт: ЗИМ в СССР теоретически мог приобрести в личное пользование любой желающий, поскольку ГАЗ-12 официально продавался так же свободно, как и Победы с Москвичами. Правда, до реформы 1961 года ЗИМ стоил заоблачные 40 000 рублей – то есть почти в четыре раза дороже, чем Москвич-400 (9000 руб.) и почти втрое дороже, чем стоила Победа (16 000 руб.). Именно поэтому для большинства советских граждан с их зарплатами стоимость ЗИМа и его гипотетическая доступность представляли разве что умозрительный интерес.

Такси свободен? В случае с ЗИМ М-12 эта фраза звучала вполне обосновано

Новый лимузин, в отличие от предшественника, никогда не трудился в такси и не был предназначен для продажи «частникам» даже на уровне концепции. Поэтому оказаться за рулём ГАЗ-13 мог только профессиональный водитель, которому предстояло вращать большую «баранку» по долгу службы. И, разумеется, управлять машиной, предназначенной для перевозки высокопоставленных чиновников, доверяли только по-настоящему опытным шофёрам.

Тем не менее прокатиться на Чайке «простой смертный» мог, причем не один, а вместе со своей второй половиной и в компании друзей! Правда, лишь в качестве пассажира и в определённый момент: после того, как Чайки отслужили назначенный срок в различных ведомствах и министерствах, они проходили капремонт и нередко передавались в ЗАГСы и дворцы бракосочетаний.

Читайте также:  Автомобиль киа соло фото цена

Именно там «черную птицу» можно было взять напрокат, что лет сорок назад обходилось желающему прокатиться на «персоналке с водителем» в пятьдесят рублей – то есть вдвое дороже, чем нужно было отдать за аналогичную по времени аренду Волги. Однако подобная услуга пользовалась спросом, и в светлое будущее в салоне Чайки когда-то въезжало множество новоиспеченных советских семей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Тест машины, которую никогда не продавали: Чайка ГАЗ‑14

Первый серийный ГАЗ‑14 появился в 1976 году. Применять термин «товарный» в этом случае как-то неприлично, ведь продавать Чайку никто никому и никогда не собирался. О новой отечественной машине высшего, как писали тогда, класса уже рассказывала пресса. Но более важным и освещаемым в стране событием 1976 года было, конечно же, 70‑летие Генерального секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Маршала Советского Союза Леонида Ильича Брежнева. По этому поводу на экраны страны вышел полнометражный документальный фильм «Повесть о коммунисте». Школьников водили на него добровольно-принудительно. Впрочем, подобные культпро­светпоходы не вызывали особого раздражения, поскольку проводились вместо уроков. А из темного зала при определенной ловкости можно было и улизнуть.

Первую новую Чайку — вишневую, со светлым салоном — как раз и подарили юбиляру Брежневу. Мир казался прочным и стабильным, а жизнь Чайки виделась долгой и счастливой.

Птичья фамилия

Разработку нового представительского автомобиля в Горьком начали почти за десять лет до этого, еще в 1967 году, когда новая Волга ГАЗ‑24 была уже фактически готова к производству. Предыдущая Чайка ГАЗ‑13 на фоне зарубежных аналогов уже в начале 1960‑х выглядела динозавром, чудом пережившим пару этапов эволюции автомобильного мира. Конечно, машина была сделана для особого мира и особой жизни с особыми представлениями о развитии. Но похвастаться ею где-нибудь на международной выставке, как в 1958‑м в Брюсселе, где некогда показали первую Чайку, уж, конечно, не получилось бы.

Новую Чайку делали долго и тщательно. Изготовили семь прототипов, отличающихся друг от друга. И хотя машину, как и ГАЗ‑13, проектировали по американским канонам, в результате получился не только вполне современный, но и достаточно самобытный автомобиль.

Абсолютно новый кузов и интерьер дополнили свежими техническими решениями. ГАЗ‑14 получил бесшкворневую переднюю подвеску, тормозную систему с тремя усилителями, двумя независимыми контурами и дисками спереди. Восьмицилиндровый двигатель модернизировали, подняв мощность с 195 до 220 л.с. благодаря установке двух карбюраторов. Кстати, такое решение на серийном советском автомобиле применили первый и последний раз.

В общем, для советского автопрома ГАЗ‑14 был явным и значительным шагом вперед. Машина встала в отечественном легковом типаже на полступеньки ниже членовозов марки ЗИЛ, предназначенных лишь для членов Политбюро и самых почетных иностранных гостей. А Чайку создали для чиновников уровня секретарей обкомов и министров. Делали ГАЗ‑14 в бóльших количествах, чем ЗИЛы, но тоже совсем немного. В 1976 году собрали всего одну машину — ту самую, брежневскую, в 1977‑м — пять. В последующие годы производство немного нарастили.

САМЫЕ РЕДКИЕ

До начала серийного производства сделали семь прототипов ГАЗ‑14. Модификаций у Чайки было немного, и собирали их единицами.

Большому кораблю

Ощущения знакомые. Сравнивая «тринадцатую» Чайку и ГАЗ‑14, убеждаюсь: если первая не только внешне, но и по ездовым качествам очень похожа на американские машины 1950‑х годов, то в преемнице логично читаются заокеанские «крейсеры» 1960‑х.

ГАЗ‑14 ожидаемо очень мягок на ходу, очень комфортен. Черный «крейсер» уверенно переплывает всяческие дорожные неровности. Несмотря на гигантские габариты (длина более шести метров), автомобиль даже расслабляет.

ГАЗ‑14 порезвее предыдущей модели, но — не сильно. Динамика не ошеломляет, скорее — вызывает ироничную усмешку. На длинной прямой вдавливаю педаль газа в пол и… Мотор зарычал хищно и недовольно, слово разбуженный раньше срока медведь. Однако лишь через несколько мгновений коробка с заметным рывком подоткнула передачу пониже, и машина наконец-то начала ускоряться, но — плавно и неторопливо. Впрочем, и это вполне по-американски. Большинство заокеанских машин того времени стремительностью разгона тоже не поражали.

А пассажиру Чайки, облаченному в серый строгий костюм и столь же серые плащ и шляпу, торопиться и не пристало. Ведь это всё равно, как если бы он, покинув задний «диван», вдруг стремительно запрыгал по широченной лестнице здания обкома. Не по чину! Да и совещание без первого лица не начнут.

Впрочем, машина даже в поворотах ведет себя прилично. Один из знакомых профессиональных испытателей, опробовавших в свое время на полигоне все легковые ЗИЛы и ГАЗ‑14, предпочтение отдавал именно последнему — по части управляемости. Но у Чайки неожиданно тяжелый руль. Хотя это иллюзия: реакции огромной, «рояльной» крышки капота, простирающейся перед глазами водителя, а потом и всего автомобиля на повороты руля в любом случае замедленные и ленивые.

В этом автомобиле есть особая гармония. Не его дело — проталкиваться в пробках современного суетного города. Его стихия — широкие проспекты и просторные площади. А для пущего удобства передвижения — машина ГАИ спереди. Или, по крайней мере, милиционер у тротуара, почтительно отдающий честь.

Вообще-то, ГАЗ‑14 — прекрасный автомобиль для дальних путешествий. И здесь тоже читается родство с заокеанскими машинами. Плывешь себе по ровному и широкому хайвею. Знай слушай Дюка Эллингтона или, скажем, Фрэнка Синатру, бархатно воркующего из динамиков стереосистемы, да не забывай доливать бензин. Но можно ли представить себе секретаря обкома, который отправился с семьей на курорт не самолетом, пройдя через депутатский зал, а за рулем просторного автомобиля, загрузив в него домочадцев и весь багаж? Театр абсурда! Даже если из динамиков самой продвинутой на тот момент советской автомобильной стереосистемы будет звучать голос Людмилы Зыкиной или Муслима Магомаева.

ДРУГИЕ БЕРЕГА

Во всем мире автомобили класса ГАЗ‑14 во второй половине 1970‑х делали лишь несколько компаний.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector