Автомобиль является индивидуальной собственностью

Автомобиль является индивидуальной собственностью

3.2. Типы и формы собственности

Отношения собственности в ходе исторического развития образовались в различные формы. Формы собственности отличаются друг от друга по субъектам собственности, объектам собственности, а также по сочетаниям субъектов и объектов собственности, преобладающим в обществе в ту или иную историческую эпоху (см. табл. 3.1.).

Чем же различаются формы собственности друг от друга? В зависимости от количества субъектов собственности (людей, присваивающих один объект собственности) все формы собственности можно подразделить на три типа собственности: индивидуальная, общая и смешанная собственность.

Индивидуальный тип собственности отражает отношение отдельного человека к объекту собственности как лично своему. Этот тип собственности выражается в двух формах: личная собственность и частная собственность.

Личная форма собственности возникает в том случае, если объект собственности может принадлежать только одному человеку (знания, квалификация, предметы личного потребления) с целью удовлетворения его личных потребностей. Когда объект собственности, принадлежащий одному человеку, начинает использоваться для удовлетворения общественных потребностей, то такую форму собственности называют частной формой собственности.

Личная форма собственности может преобразовываться в частную в процессе использования объекта собственности. Например, если легковой автомобиль, используется собственником для личных поездок на работу, в магазин или для отдыха с семьей, в наличии личная форма собственности. Но в том случае, когда автомобиль владельцем начинает использоваться в качестве такси с целью получения дохода, то этот автомобиль превращается в средство производства и становится объектом частной собственности на средства производства.

Экономисты марксистского направления различают трудовую и нетрудовую частную собственность на средства производства. Субъектами первого вида собственности являются фермеры, ремесленники, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, то есть собственники, живущие своим трудом. Нетрудовой собственностью считается такая, при которой средства производства, принадлежащие отдельным лицам, включаются в процесс производства при помощи рабочей силы, отчужденной от средств производства (наемных работников). В этом случае лица, отчужденные от средств производства, находятся в экономической зависимости от собственников (зависимость в предоставлении рабочих мест, в оплате труда, в условиях труда).

Объектами частной собственности могут выступать не только материальные ценности, но и результаты духовной и интеллектуальной деятельности человека (нематериальные активы).

Государственная собственность на средства производства до начала 90-х годов составляла в России около 90% всей собственности в стране. В соответствии с законодательством эта собственность считалась общенародной, но право владения и распоряжения объектами собственности фактически было предоставлено немногим представителям государственного бюрократического аппарата. Поэтому большинство народа не ощущало себя хозяевами объектов государственной собственности. То есть, происходило отчуждение собственников от объектов собственности: присвоение результатов производства, распределение и потребление произведенной продукции осуществлялось не каждым собственником на равных, а лишь административной элитой.

Можно сказать, что существует обратная связь между масштабами объекта собственности, количеством субъектов собственности и фактическими правами по использованию и распоряжению объектами собственности. Иначе говоря, с ростом масштабов собственности возрастает и отчуждение отдельных собственников с равными юридическими правами от объектов собственности. Это наблюдается и при коллективной, и, особенно, при государственной формах собственности, а также при акционерной форме собственности, которая относится к смешанной собственности.

во-первых, право распоряжения своей долей собственности: они могут ее продавать, дарить, передавать в наследство;

во-вторых, право получения доходов со своей доли собственности;

в третьих, право управления общей собственностью в целях улучшения ее использования и получения больших доходов;

в четвертых, право на получение части имущества при ликвидации общей совместной собственности в соответствии с долей вложенного капитала.

С другой стороны, каждый отдельный совладелец не может самостоятельно распоряжаться всей совместной собственностью. Все решения по управлению совместной собственностью решают все совладельцы на собрании или сообща предоставляют право решать отдельные вопросы по управлению выборным органам и наемным управляющим.

В связи с тем, что основой совместной собственности является частная собственность отдельных физических и юридических лиц, смешанный тип собственности называют также частной собственностью, хотя возможности владельцев капитала при смешанной собственности по управлению своей собственностью ограничены. Кроме того, в совместной собственности могут участвовать не только частные владельцы, но и государство, коллективные собственники и муниципалитеты. Поэтому, все-таки, следует разделять смешанный тип собственности от частной.

Источник

Собственность: индивидуальная и общая

Индивидуальная собственность.

Рассмотрим небольшой пример:
Имеется квартира, которая оформлена на мужчину. Допустим, он эту квартиру купил.
Его это собственность?

Формально, по документам, это индивидуальная собственность только его. И никто другой вроде бы к его индивидуальной собственности отношения иметь не должен. Но на деле — это не всегда так.

Если квартира была приобретена во время брака, то собственность — не только того мужчины, который значится в документах, а еще и его супруги, хоть супруга в документах никак не фигурирует.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Статья 256. Общая собственность супругов:

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
.

Но это справедливо лишь для «возмездных» сделок, таких сделок в которых участвовали совместно заработанные деньги семьи.

Если квартира стала собственностью путем безвозмездной сделки, такой как дарение, наследство или приватизация, то даже если эта сделка произошла в период брака, супруг(а) собственника никакого отношения к собственности не имеет: деньги семьи для получения этой собственности не участвовали.

Общая собственность.

Различают общую долевую собственность и общую совместную собственность(без определения долей).

При долевой собственности каждому из участников долевой собственности принадлежит четко определенная доля (1/3; 1/2, 5/16), доли также могут быть выражены в виде десятичных дробей.

Важно, что доли каждого из участников долевой собственности четко определены.

При общей совместной собственности доли каждого из участников — не известны. Живут муж и жена, совместно ведут хозяйство. Какая разница, какая доля кому из них принадлежит?

Но доля каждого участника совместной собственности не имеет значения ровно до того момента, пока участники общей совместной собственности не захотят что-то со своими долями сделать (или обстоятельства так сложатся, что необходимо будет перейти от общей совместной собственности к долевой).
Участники общей совместной собственности могут перейти к долевой собственности, самостоятельно распределив доли между собой в любой пропорции по взаимному согласию.
Если же желание распределить доли имеется, а договоренности не достигаются, тогда для определения кому какая доля собственности должна причитаться, нужно обращаться в суд, чтобы он решил, кто из участников общей совместной собственности на какую долю имеет право претендовать.

После смерти одного из участников общей совместной собственности также важно перейти к долевой собственности для того, чтобы понимать, какая доля собственности принадлежала умершему, и, соответственно, какая доля собственности подлежит разделу между наследниками.

Доли идеальные и реальные.

Различают доли «идеальные» и «реальные». Идеальные доли — не соответствуют ни одной из комнат, в то время, как реальные доли не только соответствуют площадям комнат квартиры по метражу, но и документально оформлены соответствующим образом.

То есть, если в квартире две комнаты 10 и 20 кв. м., и одному участнику долевой собственности принадлежит 1/3 квартиры, а другому — 2/3, то не смотря на то, что метраж соответствует долям, принадлежщим каждому из сособствеников, доли будут считаться «идеальными». То есть, все-равно что считать, что одному из участников долевой собственности принадлежит 1/3 и в одной и в другой комнате, а другому — 2/3 также и в одной, и в другой комнате. Реальными доли станут лишь в том случае, если будет определено документально, что одному — принадлежит 1/3 квартиры в виде комнаты №1, площадью 10 кв.м., а второму — 2/3 квартиры в виде комнаты №2, площадью 20 кв.м.

Подробнее о реальных и идеальных долях в разделе: комнаты и доли.

Что еще нужно знать об общей собственности?

Существует премущественное право покупки. Если кто-то из участников долевой собственности продает свою долю, то в первую очередь он должен предложить свою долю другим участникам долевой собственности, и только если каждый из других участников долевой собственности откажется ее купить по предложенной цене, только тогда можно продавать долю другим.

Информация актуальна по состоянию на 18.08.2010

Источник

Гражданское право и процесс : Право собственности на автомобиль

1. Понятие и содержание права собственности

2. Автомобиль с гражданско-правовой точки зрения

3. Автомобиль с точки зрения публичного права

4. Нормы о регистрации (учете) автомобилей

Автомобиль, как известно, не роскошь, а средство передвижения.

Сегодня этот лозунг в Российской Федерации воплощен в жизнь.

Иностранцы уверяют, что ни в одной стране мира не увидишь больше

«шестисотых» «Мерседесов», «ВМW», «Тойот» и «Ниссанов», чем в России. Вне

центральных городов ситуация, конечно, несколько иная, но даже в поселках

городского типа, не говоря об областных центрах, владелец «Москвича» или

«Жигулей» уже не является предметом пересудов.

Количество автомобилей, приобретаемых россиянами, неуклонно растет, и

качество их улучшается. Не могут изменить эту тенденцию даже чреватые

серьезными последствиями попытки юридически неграмотных инспекторов

дорожного движения, и иных должностных лиц трактовать и применять имеющиеся

в их распоряжении отдельные законодательные предписания.

К сожалению, автовладельцы далеко не всегда знают о своем гражданско-

правовом статусе и еще реже о порядке изменения и прекращения этого

статуса. Почти у всех наличие автомобиля ассоциируется прежде всего с

со взысканиями административных штрафов. Некоторые группы автомобилистов

информированы также о наличии таможенного права (которое является частью

административного). Но вряд ли кто-то из них задумывался о том, как

выглядят связанные с автомобилем действия с точки зрения гражданского

закона, какие правовые последствия в сфере имущественных интересов

Именно о таких ситуациях, когда совершение указанных действий приводит

к нарушениям субъективных гражданских прав и охраняемых законом

имущественных интересов автолюбителей, когда юридические результаты

совершенных действий оказываются отличными от ожидавшихся, о способах

предупреждения таких ситуаций и выхода из них рассказывает данная статья.

1. Понятие и содержание права собственности

Право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию

вещное право, которое дает возможность своему обладателю-собственнику и

только ему определять содержание и направления использования принадлежащего

ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство». В п.

1 ст. 209 ГК правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной

для русского гражданского права «триады» правомочий: владения, пользования

и распоряжения, охватывающих в своей совокупности все возможности

Читайте также:  Автомобиль с вариатором на бездорожье

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически

обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в

своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т. п.).

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность

эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем

извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с

правомочием владения, ибо по общему правилу можно пользоваться имуществом,

только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает аналогичную

возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его

принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача

по наследству, уничтожение и т. д.).

У собственника одновременно концентрируются все три названных

правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не

собственнику, а иному законному (титульному, то есть опирающемуся на

арендатору. Последний не только владеет и пользуется имуществом

собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия

сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу, внести в имущество

улучшения, следовательно, в известных рамках распорядиться им. Итак, сама

по себе «триада» правомочий еще недостаточна для характеристики прав

Правомочия собственника устраняют, исключают всех других лиц от какого-

либо воздействия на принадлежащее ему имущество, если на то нет его воли. В

отличие от этого правомочия иного законного владельца не только не

исключают прав на то же имущество самого собственника, но и возникают

обычно по воле последнего и в предусмотренных им пределах.

Более того, характеристика правомочий собственника как «триады»

возможностей свойственна лишь нашему национальному правопорядку. Впервые

она была законодательно закреплена в ст. 420 (т. Х, ч. 1) Свода законов

Российской империи, откуда затем по традиции перешла и в гражданские

кодексы 1922 и 1964 годов. В зарубежном законодательстве имеются иные

характеристики этого права. Так, согласно 903 Германского гражданского

уложения собственник распоряжается вещью по своему усмотрению; в

соответствии со ст. 544 Французского гражданского кодекса собственник

пользуется и распоряжается вещами наиболее абсолютным образом; в англо-

американском праве, не знающем в силу своего прецедентного характера

легального (законодательного) определения права собственности, его

исследователи насчитывают от 10 до 12 различных правомочий собственника,

причем способных в разных сочетаниях одновременно находиться у различных

лиц, и т. д. Дело, таким образом, заключается не в количестве и не в

названии правомочий, а в той мере реальной юридической власти, которая

предоставляется и гарантируется собственнику действующим правопорядком.

С этой точки зрения главное, что характеризует правомочия собственника

усмотрению (п. 2 ст. 209 ГК), а именно самому решать, что делать с

принадлежащим имуществом, руководствуясь исключительно собственными

2. Автомобиль с гражданско-правовой точки зрения

Статья 130 Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации делит вещи

на движимые и недвижимые. Пункт 2 ст. 130 определяет, что движимыми вещами

или движимым имуществом признаются всякие вещи, не относящиеся к

недвижимости. А недвижимость перечислена исчерпывающим образом в п. 1

указанной статьи. К недвижимым вещам (недвижимому имуществу или

недвижимости) относятся: земельные участки; участки недр; обособленные

водные объекты; все, что прочно связано с землей (т.е. объекты, перемещение

которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе

леса, многолетние насаждения, здания, сооружения); подлежащие

государственной регистрации воздушные и морские суда; суда внутреннего

плавания; космические объекты; иное имущество, отнесенное к недвижимым

Поскольку автомобилей в этом списке нет, можно сделать вывод о том,

что гражданское законодательство относит автомобиль к движимому имуществу

(п. 2 ст. 130 ГК). О практическом значении деления вещей на движимые и

недвижимые сказано в том же п. 2 ст. 130: «регистрации прав на движимые

вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе». Значит, недвижимость

отличается от движимости тем, что субъективные гражданские права на

недвижимость по общему правилу подлежат регистрации, без которой эти права

просто не могут возникнуть, если иное прямо не установлено законом (п. 2

регистрации не нужно, если иное прямо не установлено законом. Сразу

отметим, что закона (именно федерального закона, иного акта недостаточно),

который предусматривал бы обязательную регистрацию субъективных гражданских

прав на автомобиль, в настоящее время нет. Но к проблеме регистрации мы

ГК объявляет вещи разновидностью имущества, объявляя само имущество

основным объектом гражданских прав (правоотношений). Такой вывод следует из

сопоставления ст. 2 (в части предмета регулирования Кодекса) и 128 ГК.

Выделение в особую законодательную категорию понятия об объектах

гражданских прав имеет сугубо практический смысл, который раскрывается в

ст. 129 ГК («Оборотоспособность объектов гражданских прав»). Согласно п. 1

данной статьи, все объекты гражданских прав обладают свойством

оборотоспособности, т.е. могут свободно отчуждаться или переходить от

одного лица к другому в порядке универсального правопреемства

(наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если

только они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

нахождение которых в обороте (т.е. отчуждение или переход по иным

основаниям) не допускается. Такие объекты должны быть прямо указаны в

Объекты, ограниченные в обороте (или ограниченно оборотоспособные

определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте

допускается по специальному разрешению. Перечень таких объектов

определяется в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК).

Закона, установившего перечень объектов, изъятых из оборота, в

настоящее время нет, как и установленного законом порядка определения

объектов, ограниченных в обороте.

Объектами каких субъективных гражданских прав могут быть вещи вообще?

Прежде всего, конечно, объектами вещных и обязательственных прав. Главное

зафиксировано в п. 1 и 2 ст. 209 ГК: «Собственнику принадлежат права

владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе

по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества

любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не

нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе

отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им,

оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения

имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,

распоряжаться им иным образом». Упомянутое правомочие распоряжения означает

возможность собственника определять юридическую судьбу имущества, например,

хозяин вправе делать его предметом обязательства или обременения, т. е.

предметом обязательственных или ограниченных вещных прав.

Кто может быть собственником? Об этом сказано в нескольких статьях ГК,

в частности, в п. 2 ст. 212: «Имущество может находиться в собственности

граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов

Российской Федерации, муниципальных образований». Причем «особенности

приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения,

пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в

собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской

Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования,

могут устанавливаться лишь законом» (п. 3 ст. 212).

Столь подробный анализ ст. 128-130, 209 и 212 ГК, на первый взгляд, не

имеющих ничего общего с автомобилями, приводит нас к очень важному в

гражданского права, такая же движимая вещь (материальный предмет, созданный

человеком, и ценный в силу своих естественных свойств), как и любая иная,

обычно не вызывающая столь широкого почитания и преклонения, такая, как,

например, стол, ложка, пальто, наручные часы и т.п. Автомобили могут

принадлежать на праве собственности любому правоспособному гражданину, в

том числе несовершеннолетнему и недееспособному, могут быть завещаны,

подарены, проданы, куплены, обменены, внесены в уставный или складочный

капитал юридического лица, сданы и взяты в аренду или ссуду, заложены или

иным образом обременены, сданы и приняты на хранение, могут быть предметом

фидуциарного или комиссионного поручения, предметом доверительного

управления, объектом страхования и т.д. На автомобили, принадлежащие лицу

на праве собственности, может быть обращено взыскание, они могут быть

предметами реквизиции и конфискации, естественно, осуществляемой в порядке,

Следует развеять одно распространенное заблуждение. Гражданские права

на автомобиль никак не связаны с наличием у лица права на управление

автомобилем (так называемые права автовождения). Гражданин может не иметь

ни навыков автовождения, ни водительских прав, но, тем не менее, вправе

иметь в собственности, залоге или на всяком ином праве любое количество

автомашин любой стоимости и в любом состоянии. Более того, гражданин может

пребывать в состоянии, когда ему в принципе не может быть предоставлено

право автовождения (несовершеннолетие, недееспособность), однако это не

является препятствием для того, чтобы быть собственником автомобилей. И

приобретать автомобиль, он вполне может использовать свои права для езды на

чужом автомобиле. Вообще никакие нарушения водителем правил дорожного

движения, в том числе и те, которые могут послужить основанием для лишения

права автовождения (неправильная парковка, проезд на «красный свет»,

превышение скорости, неподчинение требованию инспектора ГАИ, игнорирование

указания дорожного знака и т.п.), не могут служить основаниями для

прав на автомобиль. То же самое относится и ко всем иным административным

правонарушениям, связанным с автомобилями, в частности, неуплате или

недоплате налоговых или таможенных платежей.

Можно (при наличии соответствующих оснований) лишить гражданина права

автовождения (субъективного административного права) путем изъятия

водительских прав. Но запретить ездить на конкретном автомобиле лицу с

водительскими правами адекватной категории, запретить продавать данный

автомобиль или иным образом им распоряжаться, против воли собственника

отогнать его на «штрафную стоянку», чинить фактические препятствия в

пользовании (например, путем установки блокиратора колес), подвергнуть

автомобиль так называемому задержанию или изъятию нельзя ни в коем случае.

Как изъятие автомобиля, так и ограничение собственника в пользовании и

(или) распоряжении автомобилем будут в этих случаях незаконными. Статья 301

ГК позволяет собственнику истребовать свое имущество из чужого незаконного

владения (т. е. устранить нарушения его правомочия владения), а ст. 304 ГК

— потребовать устранения нарушений иных правомочий, хотя бы и не связанных

с лишением владения.1

3. Автомобиль с точки зрения публичного права

Прежде всего остановимся на составе «автомобильного» административного

законодательства, его содержании, проанализируем причины его существования

и роль, которую эта отрасль законодательства должна играть.

Основу российского «автомобильного» законодательства составляет

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного

движения». Непосредственное отношение к вопросам о правах и обязанностях

лиц, участвующих в гражданских правоотношениях по поводу автомобилей и их

частей, имеют его ст. 15-20, 24-29. Для понимания сути данного Закона (и

«автомобильного» законодательства в целом) важна также ч. 2 ст. 1 Закона, в

которой определено, что «задачами настоящего Федерального закона являются:

охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных

интересов, а также защита интересов общества и государства путем

предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их

Итак, и цель, и природа публичного «автомобильного» законодательства

Читайте также:  Автомобиль тесла в красноярске

определены. Действительно, даже в гражданском праве, в такой его

подотрасли, как деликтное право, автомобиль квалифицируется как источник

повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК). Причинение вреда деятельностью,

связанной с эксплуатацией источника повышенной опасности, предполагает

особые (гораздо более обременительные) условия наступления гражданско-

правовой ответственности за этот вред. Вполне естественной поэтому является

охрана государством не только публичного порядка, но также прав и интересов

частных лиц, которые могут пострадать от неправильного, неумелого или

преступного использования источников повышенной опасности третьими лицами.

Именно предотвращение и предупреждение нарушений субъективных гражданских

прав и охраняемых законом имущественных и личных интересов граждан, а также

имущественных прав и интересов государства и организаций цель публичного

Причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) могут стать не

только действия лица, управлявшего автомобилем, но и действия (бездействие)

собственника автомобиля (не содержавшего автомобиль надлежащим образом,

выпустившего автомобиль на линию в неисправном состоянии и т.п.); действия

(бездействие) лиц, осуществлявших техническое обслуживание автомобиля

(установка некачественных или несертифицированных запасных частей,

некачественное выполнение ремонта и т.п.). Поэтому «автомобильное»

законодательство предусматривает целый ряд административно-правовых

обязанностей, которые должны нести как собственники автомобилей, так и

лица, управляющие ими и обслуживающие автомобили.

Следовательно, те нормы «автомобильного» законодательства, которые

возлагают на определенных законом лиц обязанности, исполнение которых имеет

целью обеспечить охрану частных прав и законных гражданско-правовых

интересов государства и частных лиц, иными словами, нормы, которые

определяют юридическое бремя содержания автомобиля как источника повышенной

опасности для окружающих, должны быть признаны по общему правилу

необходимыми и обоснованными. Оценивать отдельные подобные нормы можно

только применительно к конкретным способам их толкования и применения.

К сожалению, «автомобильное» законодательство в России пытаются

приспособить для достижения ряда других, отличных от перечисленных в Законе

целей. Существующие в этом законодательстве институты и конструкции

государство применяет для охраны собственных интересов, интересов отдельных

чиновников, их групп и структур, а также для облегчения исполнения ряда

собственных публично-правовых обязанностей. И интересы, для отстаивания

которых прибегают к нормам «автомобильного» законодательства, далеко не

всегда законны. Подобные нормы необходимо изменять или просто беспощадно с

ними расставаться, а до того момента, пока законодательный механизм

сработает, решительно бороться с порочной практикой применения данных норм.

Можно указать несколько основных направлений подобного «нецелевого»

использования норм «автомобильного» законодательства.

Во-первых, автомобиль является достаточно емким (сравнительно с

доходами граждан) объектом вложения денежных средств. Вместе с тем эта

капиталоемкость не перевешивает тех преимуществ, которые дает автомобиль,

т.е. не столь велика, чтобы затруднить все более широкое распространение

автомобилей среди населения. Сочетание двух этих обстоятельств делает

автомобиль и все, что с ним связано, благоприятным объектом для

Основные виды налогов, взимаемых с владельцев автомобилей, определены

Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее Закон). Их

а) на реализацию горюче-смазочных материалов,

б) на пользователей автомобильных дорог,

в) с владельцев транспортных средств,

г) на приобретение автотранспортных средств.

Первые два и последний налоги взимаются только с организаций, второй и

так и с граждан-предпринимателей и рядовых граждан.

Налог с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона) уплачивается

ежегодно. Ставки этого налога, установленные Законом, могут изменяться

законами субъектов Российской Федерации. Ставка данного налога на легковые

автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно

то, что рядовые граждане-автомобилисты не уплачивают налога на

пользователей автодорог, взимание ежегодного налога за право иметь

транспортное средство и пользоваться им (ездить на нем по дорогам общего

пользования) представляется справедливым. Остается желать лишь отмены нормы

п. 3 ст. 6 Закона, устанавливающей, что «регистрация, перерегистрация или

технический осмотр транспортных средств. без предъявления квитанции или

платежного поручения об уплате налога не производится».

4. Нормы о регистрации (учете) автомобилей

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 12

августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных

средств и других видов самоходной техники на территории Российской

Федерации» и в целях приведения Правил регистрации автомототранспортных

средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного

движения в соответствие с нормами действующего законодательства действуют

правила Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в

Государственной инспекции безопасности дорожного движения (с изменениями от

30 июня, 29 июля 1997 г., 7 июля 1998 г.).

Настоящие Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов

к ним устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок

государственной регистрации в Государственной инспекции безопасности

дорожного движения автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя

более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и

прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам

общего пользования и принадлежащих организациям (в том числе предприятиям,

учреждениям) независимо от организационно-правовых форм, гражданам

Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без

гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других

государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6

В Государственной инспекции не регистрируются транспортные средства,

изготовленные из составных частей, предметов оборудования, запасных частей,

принадлежностей, которые не прошли сертификацию на соответствие действующим

в Российской Федерации правилам, нормативам и стандартам в порядке,

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников

пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на основании

доверенности, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные

данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в

течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных

агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения

регистрационных данных, а также снять их с учета по месту регистрации перед

прекращением права собственности либо в случаях изменения места

Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении каких-

либо сведений, указанных в выданных подразделениями Государственной

инспекции, в которых совершены регистрационные действия, регистрационных

документах, или при возникновении необходимости внесения в указанные

документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.

К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации

транспортных средств или технические паспорта транспортных средств, если не

произведена их замена в порядке, установленном приказом МВД России от 21

июля 1993 г. N 346 (зарегистрирован в Минюсте России 22 июля 1993 г. N

Транспортные средства регистрируются только за юридическими или

физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства,

предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и шасси

транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, ГТК России и

Госстандарта России от 30 июня 1997 г. N 399/388/195 и настоящими

транспортных средств, организацией, осуществляющей торговую деятельность,

гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя,

имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или ином

документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства.

Регистрация транспортных средств, снятых с учета в связи с изменением их

места регистрации (без прекращения права собственности), а также

возобновление регистрации снятых с учета транспортных средств в связи с

изменением волеизъявления собственников, производится на основании

паспортов транспортных средств.

или предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами на

основании лицензий, не регистрируют транспортные средства, предназначенные

Сотрудники регистрационных подразделений обязаны оказывать содействие

в осуществлении прав и защите законных интересов собственников транспортных

средств либо лиц, от имени собственников пользующихся и (или)

распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, по их

требованию предоставлять возможность ознакомления с документами и

материалами, непосредственно затрагивающими права и законные интересы

указанных лиц, а также предоставлять иную информацию, послужившую

основанием для принятия решений о производстве регистрационных действий или

об отказе в их совершении.

Сотрудникам регистрационных подразделений запрещается разглашать

сведения, которые стали им известны в связи с совершением регистрационных

действий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Представляемые для совершения регистрационных действий документы,

удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные

агрегаты, должны содержать: дату и место их составления, сущность и условия

сделки (решения государственного органа), в том числе стоимость

транспортного средства, адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических

(марка, модель, модификация (тип), год выпуска, идентификационный номер

транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем,

цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (коляски,

прицепа), двигателя, серию, номер, дату выдачи паспорта транспортного

средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их

Не принимаются к совершению регистрационных действий документы,

исполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые

слова, а также неоговоренные исправления. Текст указанных документов должен

быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества граждан должны быть

написаны полностью с указанием места их жительства, а наименования

указанием юридических адресов. Копии представляемых для совершения

регистрационных действий документов, за исключением случаев,

предусмотренных законодательством, а также регистрационных и иных,

выдаваемых регистрационными подразделениями, документов (в том числе

фотокопии и светокопии) не могут служить заменой подлинников.

Договоры и иные документы, удостоверяющие установление, изменение и

прекращение права собственности на транспортные средства, принимаются для

совершения регистрационных действий при условии представления паспортов

транспортных средств, выданных и оформленных в установленном порядке.

Регистрация транспортных средств, номерных агрегатов за физическими

или юридическими лицами производится на основании справок-счетов,

выдаваемых организациями-изготовителями транспортных средств, торговыми

организациями, предпринимателями, либо иных документов, удостоверяющих

право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты и

подтверждающих возможность допуска транспортных средств к эксплуатации на

территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской

Федерации сделки юридических лиц между собой и с гражданами, а также сделки

граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз

установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях,

простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального

Регистрация транспортных средств, номерных агрегатов за физическими

или юридическими лицами, которые приобрели право собственности на снятые с

учета в Государственной инспекции транспортные средства, номерные агрегаты

на основании договора, заключенного в простой письменной форме,

подписанного сторонами сделки, а также заверенного печатью, если одним из

участников сделки является юридическое лицо, производится при представлении

договора, заявления (приложения 1, 2) и паспорта транспортного средства

либо документа на номерной агрегат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 159 Гражданского кодекса Российской

Федерации сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена

письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

Регистрация транспортных средств, номерных агрегатов за физическими

лицами, которые приобрели право собственности на снятые с учета в

Государственной инспекции транспортные средства, номерные агрегаты на

основании договора, заключенного устно, производится при представлении

заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной

Регистрационное делопроизводство, оформление регистрационных

документов, и иных документов, выдаваемых регистрационными подразделениями,

ведется на русском языке. Допускается заполнение указанных документов на

иных языках народов Российской Федерации в порядке, установленном законами

Читайте также:  Автосалон форд в воронеже цены на автомобили

регистрации транспортного средства дублируются буквами латинского алфавита

в соответствии с требованиями Конвенции о дорожном движении, принятой на

Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене

8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета

СССР 29 апреля 1974 г.

Документы, удостоверяющие право собственности на транспортные

средства, и иные документы, представляемые для совершения регистрационных

действий, составленные на другом языке, должны быть переведены на русский

язык и иметь удостоверительные надписи нотариуса о верности перевода с

одного языка на другой, либо другого должностного лица, имеющего право

совершать такие нотариальные действия.

Для совершения регистрационных действий принимаются документы,

составленные за пределами Российской Федерации с участием должностных лиц

компетентных органов других государств или исходящие от указанных органов,

при условии их легализации консульскими органами МИД России или

официальными органами других государств путем проставления на документах

апостиля в порядке, установленном Гаагской Конвенцией, отменяющей

требования легализации иностранных официальных документов, вступившей в

силу на территории Российской Федерации 31 мая 1992 г. в соответствии с

постановлением Верховного Совета СССР от 17 апреля 1991 г. N 2119-1, либо

эти документы должны быть скреплены гербовой печатью в соответствии с

требованиями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по

гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Минске 22 января

1993 г. государствами, входящими в Содружество Независимых Государств*(7),

и ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации 4 августа 1994

г. N 16-ФЗ, если иное не предусмотрено другими международными договорами

Право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты,

ввезенные на территорию Российской Федерации, удостоверяется документами,

выдаваемыми таможенными органами Российской Федерации при таможенном

оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке,

установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, за исключением

ввоза транспортных средств, номерных агрегатов из государств СНГ,

являющихся с Российской Федерацией членами Таможенного Союза в порядке,

предусмотренном законом и иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г.

N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» регистрация за

физическими и юридическими лицами легковых и грузовых автомобилей,

автобусов, мотоциклов и мотороллеров без предъявления квитанции или

платежного поручения об уплате налога с собственников данных транспортных

средств не производится.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного закона регистрация за

юридическими лицами и предпринимателями легковых и грузовых автомобилей,

автобусов, пикапов, легковых фургонов, специальных автомобилей, прицепов и

полуприцепов, приобретенных путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в

уставной капитал, без предъявления квитанции или платежного поручения об

уплате налога на приобретение данных транспортных средств не производится.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от

8 апреля 1992 г. N 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией

автомототранспорта в Российской Федерации» сотрудниками регистрационных

подразделений осуществляется контроль за представлением собственниками

транспортных средств квитанций или платежных поручений об уплате

регистрационных сборов за совершение регистрационных действий, выдачу

регистрационных документов, регистрационных знаков и другой специальной

продукции, необходимой для допуска автомототранспорта к участию в дорожном

Представление квитанций или платежных поручений не требуется, если

собственники транспортных средств освобождены от уплаты указанных налогов,

сборов в порядке, установленном законодательством.

Сотрудники регистрационных подразделений при совершении

регистрационных действий устанавливают личность собственников транспортных

средств или их представителей на основании паспорта или заменяющего его

документа, выданного в установленном порядке. При обращении представителя

собственника совершать данные действия проверяются его полномочия

представлять интересы собственника на основании документов, составленных в

соответствии с законодательством.

В случае, когда собственником транспортного средства является лицо,

признанное судом недееспособным или ограниченным в дееспособности, в

такое лицо представляют опекун или попечитель соответственно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской

Федерации полномочия представителя юридического лица подтверждаются

доверенностью от имени юридического лица, заверенной подписью его

руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными

документами, с приложением печати этой организации.

Установление личности граждан в возрасте от 14 до 16 лет производится

в присутствии родителей (усыновителей), опекунов (попечителей) или

представителей органов опеки и попечительства при предъявлении

свидетельства о рождении несовершеннолетнего лица.

Регистрационные действия в случаях, когда собственниками транспортных

средств являются лица, не достигшие 14-летнего возраста, совершаются от их

имени только родителями, усыновителями или опекунами, а в случаях, когда

усыновителей или попечителя.

При совершении регистрационных действий производится осмотр

представленных транспортных средств на предмет их соответствия документам,

удостоверяющим право собственности, регистрационным документам и (или)

паспортам транспортных средств, а также возможности допуска к участию в

Не принимаются к производству регистрационных действий транспортные

средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не

соответствует требованиям действующих в Российской Федерации правил,

нормативов и стандартов в части безопасности дорожного движения или

представленным документам, а также транспортные средства, предназначенные

для оперативных и специальных целей и не соответствующие требованиям

Не принимаются к регистрации транспортные средства, ранее

зарегистрированные в подразделениях Государственной инспекции и не снятые с

учета по месту регистрации.

При обнаружении признаков подделки представленных документов,

государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки,

нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями,

несоответствия номеров агрегатов представленным документам или

регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных

средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе

утраченных (похищенных), такие документы, регистрационные знаки

задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая

информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством.

Наложенные ограничения на совершение регистрационных действий

снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних

дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела. В случае

вынесения постановления о возбуждении уголовного дела совершение

регистрационных действий откладывается до окончания производства по делу в

порядке, установленном законодательством.

Задержание транспортных средств осуществляется в порядке,

Регистрационные и иные документы, выдаваемые регистрационным

подразделением, удостоверяются подписью должностного лица и печатью этого

подразделения. Факт получения документов, а также регистрационных знаков

удостоверяется подписью собственника либо лица, от имени собственника

пользующегося и (или) распоряжающегося транспортными средствами на

основании доверенности, в реестре зарегистрированных транспортных средств

или в заявлении при автоматизированном совершении регистрационных действий.

Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников

пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на основании

доверенности, считающие, что при совершении регистрационных действий

нарушены их права и законные интересы, вправе подать об этом жалобу в

вышестоящий орган внутренних дел или в суд.

В соответствии с законодательством должностные лица органов внутренних

дел, действия или решения которых обжалуются в судебном порядке, обязаны

документально доказать в суде законность обжалуемых действий (решений);

гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых

действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Рассмотрев тему права собственности на автомобиль можно сделать

определенные выводы. Автомобиль является разновидностью имущества, одним из

объектов гражданских прав (правоотношений). Такой вывод следует из

сопоставления ст. 2 (в части предмета регулирования Кодекса) и 128 ГК.

Согласно п. 1 данной статьи 129 ГК, все объекты гражданских прав

обладают свойством оборотоспособности, т.е. могут свободно отчуждаться или

переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства

(наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если

только они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Право собственности на автомобиль довольно полно урегулировано

российским законодательством. Но есть и пробелы, так например, нельзя

назвать справедливым налог на приобретение автотранспортных средств (ст. 7

Закона), который уплачивают предприятия, организации, учреждения,

предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-

продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд. Уплата налога

производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного

средства. Установление налога на совершение сделки купли-продажи

определенного оборотоспособного имущества вступает в прямое противоречие с

принципом свободного перемещения на всей территории Российской Федерации

товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК). Никакими соображениями

охраны частных интересов оправдать существование такого налога нельзя;

налицо злоупотребление государством принадлежащими ему полномочиями,

использование их с целью безосновательного пополнения собственного бюджета.

На территории Москвы взимается также так называемый налог на

перепродажу автотранспортных средств, введенный решением Малого совета

московского городского Совета народных депутатов от 28 июня 1993 г. Это

также не что иное, как произвол, творимый на основе федерального

законодательства (п. «и» ст. 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря

1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») и

допущенный, как совершенно откровенно сказано в решении, «в целях

финансовой поддержки органов внутренних дел города Москвы». Ставка налога

составляет 5 % от суммы сделки по перепродаже автотранспортного средства.

Налог уплачивается продавцами в момент совершения ими сделки по продаже

ранее зарегистрированных в ГАИ автотранспортных средств.

Кстати, нотариальное удостоверение сделок, предметом которых является

автомобиль, не является обязательным. Это означает, что, по крайней мере,

вопрос о том, платить государственную пошлину за нотариальное удостоверение

контрагентов этих сделок, а отнюдь не в пользу «вездесущего» российского

государства. Во-вторых, несмотря на все усилия российского Правительства,

направленные на поддержку отечественных производителей автомобилей,

российские граждане предпочитают приобретать автомобили импортные. Это

обстоятельство делает весьма удобным объектом манипулирования нормы

режимов и ставках таможенных пошлин. Наконец, в-третьих, процедуры

технической регистрации и технического осмотра автомобилей пытаются

приспособить для облегчения работы компетентных государственных органов по

выявлению и раскрытию преступлений, предметами которых являются автомобили.

Конечно, раскрытие преступлений работа весьма и весьма важная, но ее нельзя

осуществлять за счет частных лиц, не имеющих никакого отношения к этим

Список использованных источников:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и

третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997

г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26

ноября 2002 г., 10 января 2003 г.)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция)

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая

4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности

5. Барсегян А.Г Необходимо ли нотариально заверять доверенность на

право управления автомобилем //Законодательство. 1997. N 6. С. 86-88.

6. Белов В. А Автомобиль как объект права собственности

гражданина.//Законодательство. 1998. № 11, 12.

8. Гражданское право: Учебник// Под ред. Е.А. Суханова, 2-е изд. М.,

1 Гражданское право: Учебник// Под ред. Е.А. Суханова, 2-е изд. М., 1998. Т

1 Гражданское право: Учебник// Под ред. Е.А. Суханова, 2-е изд. М., 1998. Т

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector