Автомобиль это источник повышенной опасности в пдд

Автомобиль это источник повышенной опасности в пдд

Денежные обязательства

Банкротство

Арбитраж

Недвижимость и земельные отношения

Вы припарковали свой автомобиль, ушли на работу и, так получилось, что рядом с вашей ласточкой произошло ДТП, в результате которого ваш автомобиль тоже был поврежден. Какие последствия могут быть для вас в таком случае?

Неподвижно стоящий автомобиль (допустим, автомашина стояла на открытом участке дороги, в светлое время суток, водитель в автомашине отсутствовал) не может быть признан источником повышенной опасности. В таком случае вред причиненный таким предметом должен возмещаться на общих основаниях, т.е. при наличии вины. Вины собственника такого неподвижного автомобиля в произошедшем ДТП, как правило, либо нет либо установить очень сложно.

Такие выводы основаны на положениях ст. 1079 ГК РФ, согласно которой источником повышенной опасности признается определенного рода деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих. Иными словами, не может быть общественно-опасной для окружающих деятельность вне связи с деятельностью человека или не обусловленной вредоносными свойствами объекта.

Признание транспортного средства источником повышенной опасности связано с повышенной вероятностью последующего причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ним со стороны человека. Исходя из этого, стоящее неподвижно транспортное средство не может быть отнесено к источнику повышенной опасности.

Такой же правовой позиции придерживаются суды при вынесении решений. (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N ВАС-13185/09; Обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за июль 2003 года Дело N 33-2304 Сыктывкарского федерального суда; Справка Кемеровского областного суда от 18 сентября 2007 г. N 01-19/518 о практике рассмотрения судами области гражданских дел в первом полугодии 2007 года по кассационным и надзорным данным; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2012 г. № 5АП-2405/12).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» (пункт 18) также определяет, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях.

Не следует путать ситуацию, когда автомобиль стоит неподвижно, но в то же время является участником дорожного движения, например при остановке на запрещающий сигнал светофора. В этом случае автомобиль будет признан источником повышенной опасности.

Не меняется ситуация и в случае парковке в неположенном месте. В момент отсутствия в нем человека, автомобиль не обладает опасными свойствами для окружающих (исключение составляют масса, габариты, которые могут сыграть свою роль в случае ограниченной видимости).

В таком случае следует обращать внимание на правомочность запрещающих знаков. Ведь, согласитесь, довольно часто видите знаки либо не отвечающие требованиям по их изготовлению, либо установленные самостоятельно ненадлежащими лицами.

В такой ситуации целесообразно запросить схему дислокации дорожных знаков, обязательно зафиксировать их наличие либо отсутствие в момент ДТП.

Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (пункт 4.1.1ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 221). Ссылку на данный документ приводил и Верховный суд РФ в постановлении от 7 августа 2009 г. N 18-АД09-7.

Источник

Автомобиль это источник повышенной опасности в пдд

Источниками повышенной опасности (ИПО) могут стать различного рода процессы, факторы и объекты, которые создают или могут создать опасные условия для окружающего мира, жизни и здоровья людей. На законодательном уровне перечень таких источников остается открытым.

Транспортное средство, в частности автомобиль, безусловно, может быть отнесено к ИПО. При его использовании надлежит знать правила эксплуатации, технические характеристики объекта, следить за их исправностью. Автомобиль является сложным устройством, которое обладает опасными свойствами для окружающих и в полном объеме не поддается контролю со стороны человека.

Читайте также:  Аккумуляторы для грузовых автомобилей в гомеле

Судебный орган при определении компенсации за причиненный вред имущественного или иного характера руководствуется критериями:

— Нанесение ущерба при передвижении посредством автомобиля;
— Возникновение повреждения имущества или нанесение урона жизни и здоровью человека из-за технических свойств ТС (например, неисправность какого-либо механизма);

Автомобиль, находясь в состоянии покоя не может стать ИПО. Например, на автомобильной стоянке лицо, открывшее дверь транспортного средства, повредило рядом припаркованную машину (осталась вмятина, нарушилась целостность лакокрасочного покрытия и пр.). В этом случае вред возмещается по общим основаниям в соответствии со статьей 15 ГК РФ. Однако водитель, который не смог остановить автомобиль из-за отказа тормозной системы, не справился с управлением или даже сбил пешехода, не нарушая ПДД, в результате чего нанес вред имуществу третьих лиц или жизни и здоровью человека, будет нести гражданско-правовую ответственность в соответствии со статьей 1079 ГК РФ.

Ответственность владельца объекта ИПО

Собственник отвечает за вред, причиненный таким источником во всех случаях, если не докажет следующее:

— Вред возник в случае непреодолимой силы;
— Ущерб нанесен из-за умышленных действий или бездействия самого потерпевшего;
— Источник выбыл из обладания ввиду противоправного деяния третьих лиц.

Под владельцем транспортного средства, как ИПО, законодатель понимает лицо, которое обладает правом собственности на указанный объект либо владеет им на ином законном основании (например, управление ТС по доверенности, использование авто по договору аренды и др.).

Последствия нанесения ущерба при использовании автомобиля, как источника повышенной опасности

Чаще всего, обстоятельством, при котором может быть нанесен ущерб субъектам и объектам окружающего мира посредством управления автомобилем, является дорожно-транспортное происшествие.

Чаще всего, ДТП является следствием нарушения ПДД одним или несколькими участниками дорожного движения, за нарушение которых российским законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости от характера и степени причиненного вреда:

— Административная;
— Уголовная;
— Гражданско-правовая.

Административную и уголовную ответственность лица могут нести только в случае установления их вины в совершенном деянии. Помимо этого, положения Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации прямо предусматривают ответственность водителя и владельца транспортного средства. Например, ответственность в соответствии с УК РФ может понести только лицо, которое непосредственно находилось за рулем автомобиля в момент ДТП. Административной ответственности могут быть подвержены и водитель, и владелец ТС (передача управления транспортом лицу, находящемуся в состоянии какого-либо опьянения и, соответственно, управление ТС в состоянии опьянения).

Гражданско-правовые споры могут быть производными как из уголовных преступлений, так и на самостоятельной основе.

Гражданско-правовую ответственность, исходя из норм статьи 1079 ГК РФ, несут владельцы транспортных средств, в том числе, без установления факта их виновности в нарушении ПДД, однако должна быть причинно-следственная связь между наступившими последствиями и опасными свойствами самого объекта – автомобиля. Чаще всего деликтные обязательства подразумевают под собой возмещение:

Материального вреда;
Морального вреда;
Оплаты на прохождение лечения в медицинском учреждении;
Затрат на лекарственные и иные средства для восстановления здоровья пострадавшего;
Оплаты на погребение;
Ежемесячной или разовой выплаты по потере кормильца.

Таким образом, главным критерием ответственности владельца ИПО остается выплата денежных средств в пользу пострадавших лиц, если не будет установлено иное.

Источник

Новости

МВД России

Москва

Главная Центральный федеральный округ Рязанская область

Дорожное движение регламентировано специальным нормативным актом – Правилами дорожного движения РФ, а эксплуатация транспортных средств Основными положениями по допуску транспортных средство к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993 года.

Нарушение ПДД влечет за собой, в том числе и уголовную ответственность. Поэтому в законе и выделена самостоятельная норма, устанавливающая уголовную ответственность за данное преступление, поэтому лицо, имеющее автомобиль или любое другое механическое транспортное средство должно разбираться в таком вопросе как «Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств» (УК РФ ст. 264).

Статья 264 УК РФ – Нарушение ПДД – гласит, что составом преступления выступают деяния человека, который находился за рулем и нарушал правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, что в итоге привело к причинению тяжкого вреда здоровью человека или смерти человека.

Ответственность по ст. 264 УК РФ могут нести водители-профессионалы, автолюбители, лица, не имеющие удостоверения или лишенные в установленном порядке права управления транспортом, угонщики транспортных средств, достигшие шестнадцати лет. Не имеет значения для ответственности по ст. 264 УК РФ, кому принадлежало транспортное средство. Не может быть привлечен к ответственности ученик, управляющий транспортным средством с двойным управлением в присутствии инструктора. Если же он самовольно взял машину и совершил ДТП, то он отвечает как любой водитель, управляющий транспортным средством без удостоверения на право управления автомобилем или иным транспортным средством.

Читайте также:  Автомобиль сверху для фотошопа

Статья 264 УК РФ предусматривает различную степень наказания, в зависимости от квалификации преступленного деяния. Самым максимальным является наказание по части 6 ст. 264 УК РФ в виде лишения свободы сроком до 9 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Отсутствие нижнего предела наказания оставляет широкий простор судейскому усмотрению.

В рамках уголовного дела по ст. 264 УК РФ в силу пункта 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ предъявляются гражданские иски к собственнику транспортного средства о возмещении морального вреда и имущественного ущерба. Обязанность возмещения возлагается как на гражданина, так и на юридическое лицо, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. В этом случае, ответственность за причиненный вред несут лица, противоправно завладевшие источником повышенной опасности (пункт 2 ст. 1079 ГК РФ).

Источник

ГИБДД предупреждает: автомобиль – источник повышенной опасности. В ряде случаев за нарушение ПДД предусмотрена уголовная ответственность

Дорожное движение регламентировано специальным нормативным актом – Правилами дорожного движения Российской Федерации, а эксплуатация транспортных средств Основными положениями по допуску транспортных средство к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993 года.

Нарушение правил дорожного движения влечет за собой, в том числе и уголовную ответственность. Поэтому в законе и выделена самостоятельная норма, устанавливающая уголовную ответственность за данное преступление, поэтому лицо, имеющее автомобиль или любое другое механическое транспортное средство должно разбираться в таком вопросе как «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (Уголовный кодекс Российской Федерации статья 264).

Статья 264 УК РФ – Нарушение правил дорожного движения – гласит, что составом преступления выступают деяния человека, который находился за рулем и нарушал правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, что в итоге привело к причинению тяжкого вреда здоровью человека или смерти человека.

Ответственность по ст.264 УК РФ могут нести водители-профессионалы, автолюбители, лица, не имеющие удостоверения или лишенные в установленном порядке права управления транспортом, угонщики транспортных средств, достигшие шестнадцати лет. Не имеет значения для ответственности по ст.264 УК РФ, кому принадлежало транспортное средство. Не может быть привлечен к ответственности ученик, управляющий транспортным средством с двойным управлением в присутствии инструктора. Если же он самовольно взял машину и совершил ДТП, то он отвечает как любой водитель, управляющий транспортным средством без удостоверения на право управления автомобилем или иным транспортным средством.

Статья 264 УК РФ предусматривает различную степень наказания, в зависимости от квалификации преступленного деяния. Самым максимальным является наказание по части 6 статьи 264 УК РФ в виде лишения свободы сроком до 9 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Отсутствие нижнего предела наказания оставляет широкий простор судейскому усмотрению.

В рамках уголовного дела по статье 264 УК РФ в силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявляются гражданские иски к собственнику транспортного средства о возмещении морального вреда и имущественного ущерба. Обязанность возмещения возлагается как на гражданина, так и на юридическое лицо, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. В этом случае, ответственность за причиненный вред несут лица, противоправно завладевшие источником повышенной опасности (пункт 2 статьи 1079 ГК РФ).

Следственное управление УМВД России по Рязанской области

Источник

Ответственность водителя при наезде на пешехода

Пора признать свою личную ответственность. Вы катаетесь не на аттракционе “Автодром”, а на настоящем автомобиле по настоящей дороге. Случись чего, вы уже не сможете во всем обвинить владельца аттракциона и его персонал.

Теперь вся ответственность лежит на вас!


Водительское удостоверение – это не билет на “покататься”. Это расписка в том, что вы знаете всю полноту своей ответственности.

Вы отвечаете за то, чтобы вы сами и ваши пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности. Отвечаете за исправность вашего автомобиля. Вы отвечаете за то, что вы “как стеклышко”.

Получив водительское удостоверение вы уже не можете найти понимание у полицейских и общества на фразу: “Я не знал”. Вы обязаны знать и точка.

Ответственность пешехода при ДТП

Мне могут возразить, что пешеход может сам нарушать Правила дорожного движения.

Читайте также:  Автомобиль хендай акцент неисправности

Конечно, пешеходы не всегда “пушистые и белые”. Они иногда переходят дорогу в неположенном месте, переходят дорогу на красный свет и т.д. Никто, в таком случае, не снимает вины с пешехода. Водителю в подобных ситуациях не предъявляются претензии в нарушении ПДД. Тем не менее …

Пешеход может внезапно выбежать из зоны ограниченной видимости (из калитки, из-за автобуса и т.д.). Но есть общее правило: “Не вижу, не еду”. Если обзор не велик, то правила и здравый смысл требую двигаться с сообразной скоростью и вниманием.

Вы же не будет упрекать дерево, которое упало прямо перед вами во время урагана, что оно нарушило правила дорожного движения?

Пешеход, это такое же “дерево” в плане ответственности, вашей ответственности за его жизнь. Он мягкий и беззащитный, в противовес вам, находящемуся в тепле и сухости, пристегнутому ремнем безопасности и подстрахованному подушкой безопасности.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе

Глава 14 ПДД требует уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе. Также требуется снижать скорость при недостаточном обзоре. Поэтому любой наезд на пешехода, кроме умышленных действий пешехода или обстоятельств непреодолимой силы, трактуется против водителя.

Перед знаком пешеходного перехода, особенно когда рядом есть люди, всегда надо снижать скорость. Просто уберите ногу с педали газа.

Обстоятельства непреодолимой силы

Неисправные тормоза, скользкая дорога не считаются такими обстоятельствами. Правилами запрещается эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой. Также правила требуют двигаться сообразно дорожной обстановке.

Но если вы совершили наезд на пешехода из-за того, что сзади ваш автомобиль ударил другой – это будет считаться обстоятельством непреодолимой силы. Т.е любой фактор, на который вы не могли влиять.

Наезд на пешехода, при переходе им дороги в неположенном месте

Что такое “неположенное место” с точки зрения ПДД

ПДД косвенно описывают места, где запрещено пешеходам переходить дорогу. Пешеходам разрешается переходить дорогу вне пешеходных переходов при условии их отсутствия в зоне видимости:

“При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.”

При этом на дороге не должно быть разделительной полосы и ограждений. Следовательно пешеход вправе переходить дорогу при соблюдении перечисленных условий:

При наличии хоть одного такого ограничения участок дороги будет считаться “неположенным для перехода местом”.

Распределение вины между пешеходом и водителем

При наезде на пешехода в неустановленном ПДД месте вина часто возлагается на пешехода, но не всегда. Водитель при этом сам не должен нарушать свои обязанности: разговаривать по телефону, быть пьяным, практиковать опасное вождение, не включать указатели поворотов и т.д.

Скорость движения автомобиля должна не просто соответствовать установленным ограничениям, но также выбираться с учетом интенсивности движения, характере груза, дорожных и метеорологических условий, в частности видимость в направлении движения (Пункт 10.1 ПДД).

Вина водителя также будет очевидна, если он не предпринял действий к предотвращению наезда на пешехода. Например, не тормозил или не маневрировал. Это может означать, что водитель умышленно хотел сбить пешехода. Например, для получения страховки.

Наезд на пешехода, упавшего с тротуара

Любой человек может упасть. Гололедица, болезнь, детская игра, алкогольное опьянение. Все это может привести к падению. Тут также действует пункт 10.1 ПДД. Водитель должен учитывать дорожные условия.

Водителю фактически запрещается двигаться с большой скорость вблизи тротуаров с пешеходами.

Источник повышенной опасности – автомобиль

Я напомню, что водитель управляет “средством повышенной опасности” (с юридической точки зрения, транспортное средство – источник повышенной опасности). Это автоматически делает водителя, за редким исключением, виновным во ВСЕХ ДТП с пешеходами. Не согласны? Так вот вам доказательства.

Гражданский кодекс РФ ст. 1079:
“1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего…”

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”:
“18. Судам надлежит иметь в виду, что в силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.”

Иными словами, сел за руль – получи по полной, удовольствие и ответственность.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector