Автомобиль это объект культуры

Объект культурного наследия (понятие, виды и категории) по ФЗ-№73

Понятие и категории объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) приведены в Федеральном законе №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — это объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 ФЗ-№73 от 25.06.2002).

Объекты культурного наследия в соответствии со статье 3 ФЗ-№73 от 25.06.2002 подразделяются на следующие виды:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Подразделение объектов культурного наследия на категории приведено в статье 4 ФЗ-№73 от 25.06.2002.

Согласно статье 4 данного ФЗ-№73 объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Источник

Автомобиль, как элементы культуры

Многие исследователи считают автомобиль необычным товаром, называют его знаковым, уделяют ему особое внимание.

По словам философа Ж. Бодрийяра, автомобиль занимает отдельное место в системе вещей, представляя собой важнейшее расширение человека.

Автомобиль — часть мира техники, но его значение в нашей жизни куда больше. Не каждый автолюбитель интересуется тем, какой двигатель установлен в его машине, но почти для всех автомобиль не просто средство для перемещения из точки А в точку Б.

Машина воспринимается как символ престижа, показатель социального статуса, жизненной позиции и образа жизни. Она дает человеку ряд новых возможностей: свободу передвижения, невиданную ранее скорость, личное пространство, именно поэтому с появлением автомашины значительно преобразуется социальная практика.

Как в техническом, так и в социальном смысле автомобиль олицетворяет прогресс, привносит изменения, новые возможности, а вместе с тем и идеалы. Дж. Урри уверен, что автомобиль формирует особую культуру, присущую современным людям. Р. Кононенко замечает, что автомобильная культура, возникшая в Соединенных Штатах Америки, на данный момент «не определяется ценностной системой либерального капитализма», потому интересно ассмотреть это феномен в контексте социокультурного развития либерально-капиталистической Америки и Союза Советских Социалистических Республик.

США. Автомобиль, несомненно, является одним из символов американского капитализма. Просторный, блестящий, он воплотил в себе американскую мечту. Автомобильная индустрия не случайно имела такой потенциал именно в США. Этому способствовали темпы развития промышленности, широкий ассортимент машин, наличие качественных автошкол, повсеместное качественное дорожное покрытие, успешные промышленные города, которые олицетворяли здоровый рост жизненно важного для страны производства. Личный транспорт, коим является автомобиль, был необходим для немалой по площади страны, которая к тому же пропагандировала ценности индивидуальности и личного успеха.

В США и сегодня сравнительно слабо развит пригородный общественный транспорт, и в целом он не является необходимым в стране, где машина есть у каждого. Интенсивное эволюционное развитие отрасли существенно отразилось на автомобильной культуре, машина стала способом самовыражения — каждый мог выбрать автомобиль в зависимости от своих возможностей и потребностей (источник).

СССР. История автомобиля в СССР — «совершенно другая история со своими особенными метафорами». Интересно, что если в США приобретение машины повышало статус своего владельца, то в СССР вплоть до 1960-х гг. невозможно было иметь авто, не будучи статусной фигурой. Машины дарили как знаки отличия или распространяли среди представителей номенклатуры и партийной элиты. Автомобили стали относительно доступны в 1972 г., через два года после выпуска первых «Жигулей», — в тот момент количество легковых автомашин превысило количество грузовиков. Это способствовало развитию особой советской автомобильной культуры.

Автомобиль «олицетворял и усугублял разрыв между тем, что советский коммунизм поощрял, и тем, что предоставлял». Предполагалось, что автомобиль будет символом коммунизма, но он стал, по сути, средством десоветизации, значительно изменившим советский образ жизни и повседневную деятельность. Машина начала символизировать свободу личности, независимость, приватное пространство. Это стимулировало самостоятельный советский автотуризм без путевок. В машине можно было не только передвигаться, но и жить. Особое значение приобрели ритуалы ухода за автомобилем, что, в свою очередь, преобразовало пространство советского двора в территорию, где автомобилисты встречались и осуществляли коллективный ремонт своих машин.

По материалам статьи: Санкина А.С. Визуализация ценности в автомобильной рекламе // МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. 6(78). 2013.

Примеры слоганов в рекламе автомобилей В прежние времена наши предки бились за лучшие ресурсы для собственного выживания. Сейчас, когда средой обитания человека стали «каменные джунгли», законы выживания не изменились — просто видоизменилось понятие «ресурсы». Структура мировой автомобильной промышленности В группе машиностроительных отрас­лей автомобилестроение относится к числу широко распространенных, ориен­тированных на массового потребителя. Производство автомобилей в странах мира В группе машиностроительных отрас­лей автомобилестроение относится к числу широко распространенных, ориен­тированных на массового потребителя.

Источник

Объект культурного наследия

1. Понятие объекта культурного наследия.

2. Признаки объекта культурного наследия.

3. Виды и категории объектов культурного наследия.

1. Понятие объекта культурного наследия

Объекты недвижимости, отнесенные к культурному наследию, занимают особое место среди прочего недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации.

Согласно этому закону к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

Читайте также:  Адреса магазинов запчастей для американских автомобилей

2. Признаки объекта культурного наследия

Исходя из анализа положений Закона № 73-ФЗ можно сделать вывод о том, что к памятникам истории и культуры относятся только объекты, обладающие совокупностью определенных характеристик. Это:

♦ недвижимое имущество (в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона №73-ФЗ, объект культурного наследия является особым видом недвижимого имущества (здания, сооружения, постройки) вместе с их исторически сложившимися территориями (земля));

♦ наличие историко-культурной ценности (к объектам культурного наследия может быть отнесен не любой объект недвижимости, а только представляющий собой значительную ценность для общества и государства, с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры);

♦ возраст (к объектам культурного наследия могут быть отнесены объекты недвижимости, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее 40 лет;

♦ особый статус (включение в государственный реестр объектов культурного наследия на основании решений соответствующих государственных органов исполнительной власти).

Важно! Только при наличии в совокупности всех 4 перечисленных признаков можно говорить о том, что тот или иной объект недвижимости является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры).

3. Виды и категории объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством, подразделяются на следующие виды:

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории:

объекты культурного наследия федерального значения (это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры РФ, а также объекты археологического наследия);

объекты культурного наследия регионального значения (это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ);

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения (к ним относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования).

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Источник

Автомобиль это объект культуры

§ 7. Объекты культуры как недвижимое имущество

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Памятники истории и культуры прямо не указаны в перечне недвижимого имущества, данного в ст. 130 ГК. В основном они могут быть отнесены к зданиям и сооружениям, однако многие из них находятся в таком разрушенном состоянии, что их трудно назвать таковыми. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Следует отметить, что понятию памятника истории и культуры законодатель придает особый смысл, который заключается в том, что объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того, чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О слабых возможностях государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения*(214).

В связи с этим все чаще ставится вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права. Речь не обязательно идет об их передаче в частную собственность. Так, весьма актуальной является проблема передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации. Проблема заключается в том, что правовое регулирование разграничения объектов, которые должны находиться в федеральной собственности и собственности субъектов федерации (в том числе и памятников культуры), весьма несовершенно.

В настоящее время основополагающим правовым актом, регулирующим эти вопросы, является Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Указанное постановление содержит немалое количество норм, неоднозначно истолковываемых правоприменительными органами. К ним относятся и положения, регулирующие порядок разграничения государственной собственности на объекты, являющиеся памятниками истории и культуры.

Следует прежде всего обратить внимание на неудачную формулировку п. 3 раздела I приложения 1 к Постановлению N 3020-1. Согласно этому пункту исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации. Редакция данной правовой нормы допускает неоднозначное толкование. При ее буквальном толковании можно придти к выводу, что все объекты историко-культурного наследия являются федеральной собственностью. Однако, как известно, объекты исторического и культурного наследия подразделяются на объекты (памятники истории и культуры) федерального (общероссийского), регионального и местного значения. В целях сохранения историко-культурного наследия России наиболее значимые объекты включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.

Как было отмечено в литературе*(215), некоторое время назад как арбитражные суды, так и органы по управлению государственным имуществом рассматривали указанный пункт Постановления N 3020-1 как основание для отнесения всех памятников истории и культуры независимо от их категории исключительно к федеральной собственности. При этом слова «общероссийского значения» понимались как относящиеся только к учреждениям культуры. Однако, вскоре стало очевидно, что указанное постановление противоречит другим правовым актам и, в частности Основам законодательства РФ о культуре. В настоящее время судебная практика изменилась и слова «общероссийского значения» распространяются также на объекты историко-культурного наследия.

Согласно действующему законодательству исключительно к федеральной собственности относятся:

— в соответствии с п. 6 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487*(216), все объекты, внесенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

— памятники истории и культуры общероссийского значения, включенные в Перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176*(217).

Памятники истории и культуры местного значения могут находиться не только в муниципальной собственности, но и иных публично-правовых образований, в том числе в федеральной собственности. Так, согласно п. 1 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Читайте также:  Автомобиль не попадает в декларацию по транспортному налогу

Действующее законодательство допускает приватизацию объектов культурного наследия. Согласно п. 1 ст. 29 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества*(218) объекты культурного наследия могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены указанным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию, которые получили название охранных обязательств. Исключение составляют объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия, которые приватизации не подлежат. Таким образом, охранные обязательства должны служит гарантией сохранности памятников истории и культуры. Согласно ст. 9 постановления Правительства РФ от 16.12.2002 N 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия»*(219) условия охранного обязательства включаются в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия. В случае выявления нарушений условий охранного обязательства орган охраны объектов культурного наследия направляет собственнику предписание об устранении нарушений условий охранного обязательства, а в случае их неустранения собственником в установленный срок обращается в суд с иском о понуждении собственника выполнить условия охранного обязательства в натуре и (или) о взыскании с него убытков, причиненных нарушением условий охранного обязательства.

Особый режим установлен для приватизации объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Возможны ситуации, когда объектами культурного наследия являются сами жилые помещения либо жилые помещения являются частью объекта культурного наследия. Такие жилые помещения также подлежат приватизации. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.

Собственник объекта культурного наследия может осуществлять в отношении этого объекта владения, пользования и распоряжения, однако осуществление этих правомочий связано с определенными ограничениями. Прежде всего, на него возлагается обязанность сохранить объект культурного наследия. Следует отметить, что обязанности собственника объекта культурного наследия по его сохранности сформулированы в самом общем виде. Представляется необходимым в законе указать конкретные права и обязанности лиц, которые станут собственниками памятников культуры. Особое внимание должно быть обращено на двусторонние акты технического осмотра памятника, определение плана ежегодных работ, разработку проектно сметной документации, реставрацию, консервирование, опись находящихся на памятнике движимых культурных ценностей.

Важно отметить, что согласно ст. 240 ГК допускается выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Они могут быть изъяты по решению суда путем выкупа государством или продажи с публичных торгов только в том случае, если их содержание собственником грозит утратой ими своего значения. Согласно п. 3 ст. 52 Закона об объектах культурного наследия под утратой назначения понимается не только физическая гибель вещи, но и угроза изменения облика и интерьера объекта в соответствии с его особенностями, послужившими основанием для включения культурного объекта в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.

Контроль за сохранностью объектов культурного назначения осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 301*(220) Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источник

Автомобиль это объект культуры

В 1885 г. был изобретён первый самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем – трехколёсник Карла Бенца, который с полным правом можно назвать первым автомобилем (хотя попытки создания подобных механизмов с использованием паровой или иной силы предпринимались и ранее). Уже 14 августа 1893 года во Франции приняли первые правила движения для автомобилей. Началась новая эра в истории человечества – эра «железного коня». Из средства роскоши он превратился в «обязательный» атрибут каждого члена современного общества. За последнее столетие было выпущено более миллиарда автомобилей. Так, по данным компании JATO, только в 2016 г. в мире было продано до 84,24 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Автомобиль стал не просто средством передвижения: он превратился в образ жизни, который связан со специфическим пониманием мира, пространства и времени. Современные исследователи признают, что автомобиль вышел за рамки материального объекта, активно участвуя в преобразованиях образа жизни человека, культуры, общества в целом. Британский социолог Джон Урри даже ввёл специальный термин для обозначения комплекса социальных и культурных практик, связанных с автомобилем – автомобильность.[1] Автомобильность, с точки зрения Дж. Урри, – это основная система мобильности периода постмодерна. В её основе лежит движение на небольшом механическом средстве, находящемся в частной собственности и имеющем двигатель внутреннего сгорания, работающий на нефтепродуктах. Именно автомобильность, считает социолог, определяет облик XX в., подчиняет себе культурные, социальные, политические, хозяйственные практики и формы жизни.

«Началась новая эра в истории человечества – эра «железного коня». Из средства роскоши он превратился в «обязательный» атрибут каждого члена современного общества»

Автомобильность – мощный комплекс, связанный с огромным числом иных сфер и отраслей: правоохранительными органами, нефтедобычей и нефтепереработкой, городским планированием, системой дорожного строительства и ремонта, станциями обслуживания, автозаправками, гостиницами, развитием пригородных районов, созданием торговых комплексов и мест досуга, рекламой, маркетингом, системой образования и здравоохранения. Весь этот комплекс позволяет обеспечивать бесперебойный автомобильный поток и приносит гигантские прибыли. Автомобильность – это нелинейная самоорганизующаяся система, постоянно распространяющаяся по миру и трансформирующая иные общественные сферы, с которыми «имеет дело».

Дж. Урри сравнивает автомобиль с готическим собором: автомобиль в современном городе также виден отовсюду[2]. Если символом средневекового города и господства веры был готический собор, то символом современного города является автомобиль. Город сегодня спланирован и построен так, чтобы быть пространством, удобным для перемещения автомобиля.

Как самый востребованный товар массового потребления, автомобиль создаёт мощнейший пласт культуры: от дорог и правил дорожного движения до устройства города и его окрестностей, от способов коммуникации и статусных символов до особых режимов восприятия собственного тела. Автомобиль является индикатором различных качеств владельца – взрослости, ответственности, статуса, связей, сексуальности, безопасности, карьерных достижений, маскулинности и даже хороших манер. Облик машины может приобретать черты характера хозяина, отражать его политические предпочтения и гражданскую позицию, образ мысли, культуру поведения.

Автомобильная культура стала доминирующей культурой современного мира. Она во многом имеет универсальный характер, присущий всем сообществам, социальным стратам и государствам. Тем не менее, нельзя отрицать и её национальную специфику. Так, опытные путешественники всегда подмечают особенности страны, связанные с культурой и практикой вождения. Недаром в обиходе встречаются фразы «национальный способ вождения», а некоторые страны являются узнаваемыми, в том числе, благодаря специфическим особенностям культуры автомобильности. Ярким примером здесь является Индия.

«Автомобильность является индикатором различных качеств владельца – взрослости, ответственности, статуса, связей, сексуальности, безопасности, карьерных достижений, маскулинности и даже хороших манер»

Россия также имеет свои особенности автомобильной культуры, которая на данном этапе находится в стадии формирования. Современная культура автомобильности в стране является наследницей культуры автомобильности Советского Союза. Российский социолог Ростислав Коненко связывает культуру советского автомобиля с гендерной политикой[3]. Популярны были плакаты, демонстрирующие женщину за рулём или рядом с автомобилем во вполне «буржуазном» по советским меркам образе. Несмотря на недостаток и низкое качество выпускаемых автомашин, женский образ должен был символизировать достижения советского государства: высокий уровень жизни, гендерное равенство, урбанизацию, развитие промышленности. Недоступность автомобиля для большинства населения приравнивала его к «редкой награде» для наиболее «достойных» граждан советского государства. Образ женщины, владеющей недоступным, дорогим и высокостатусным объектом, имел особую символичность.

Читайте также:  Автомобиль луаз где выпускался

Автомобильный дефицит превращал автовладельцев в особую привилегированную касту, в которую входили, в основном, только мужчины. Женщина за рулём в те времена — большая редкость. Это было обусловлено во многом отсутствием необходимой для автомобилей инфраструктуры: необходимого количества заправочных станций, ремонтных мастерских, дорог с качественным покрытием, запчастей и т.д. В результате свобода автолюбителя в таких условиях находилась под большим вопросом, а сама культура автомобильности, несмотря на декларируемое гендерное равенство, наоборот укрепляла неравенство полов. Женщина рассматривалась как некомпетентный водитель, не способный самостоятельно справиться со всеми сложностями «автопремудрости».

Товарный дефицит советского времени создавал особую культуру использования вещей, особенно таких недосягаемых, как личная машина. Автомобиль «жил» долго, хранился, о нем постоянно заботились и планомерно ремонтировали. Приобретённый автомобиль «оставался» с человеком, как правило, на всю жизнь и даже передавался в наследство детям.

Становление новой экономики, разрушение системы ценностей, появление нового класса собственников в сочетании с социально-экономическим кризисом и разгулом преступности породили особую автомобильную культуру 1990-х годов. Автомобиль по-прежнему являлся высокостатусным классовым символом. Однако изменились признаки высокого статуса и его носители. В стране начинают продаваться, так называемые, «иномарки», как правило подержанные и перегнанные из-за рубежа не всегда законным путем. Владельцы «иномарок» маркировались обществом как субъекты, связанные с криминалом и нечестной наживой. Черный автомобиль с тонированными стёклами выступал в общественном сознании как непременный атрибут криминального мира. Не случайно заставка культового в начале 2000-х гг. сериала «Бригада», романтизирующего образ криминала конца XX в., изображала главных героев на фоне тонированного чёрного авто.

Обогащение представителей так называемого класса «субпролетариев», не отличающихся высокой культурой и дисциплинированностью, отсутствие контроля со стороны рухнувшего государства, привели к низкой культуре вождения, отсутствию уважения на дороге к другим участникам движения, особенно пешеходам. Дорожная культура была построена по признаку доминирования сильного над слабым, а сам автомобиль долгое время являлся важным объектом криминальных сводок. Угон, поджог, порча машин являлись распространенной практикой «бурных девяностых».

Культура автомобильности современной России находится в развитии. С одной стороны, расширение авторынка приводит к тому, что автомобиль из символа престижа и статуса всё больше становится средством передвижения. Продажи новых автомобилей осуществляются через официальных дилеров, формируются салоны-посредники для перепродажи машин с пробегом. Расширяется и совершенствуется структура, обслуживающая передвижение на личном авто. С другой стороны, сохраняются элементы советской системы: несмотря на огромное число женщин-автомобилисток еще существуют гендерные стереотипы «о бабе за рулём», старшее поколение сохраняет отношение к автомобилю как к «другу на долгое время», а не товару потребления, который необходимо периодически менять.

Об изменении культуры вождения сегодня свидетельствует не только соблюдение правил дорожного движения на пешеходных переходах, но и формирование неформального правила благодарить или извиняться миганием «аварийки», попытки самоорганизации в пробках, когда водители не дают едущим по обочине двигаться быстрее общего потока и т.д. Рост культуры вождения является как маркером развития общей культуры российского общества, так и укрепления правопорядка на дорогах. Тем не менее, элементы «права сильных» из 1990-х гг. не изжиты полностью. Интересным элементом культуры автомобильности стало одиозное движение «СтопХам», чьи методы борьбы с неправильной парковкой находятся на грани законности и беззакония.

«Дорожная культура была построена по признаку доминирования сильного над слабым, а сам автомобиль долгое время являлся важным объектом криминальных сводок. Угон, поджог, порча машин являлись распространенной практикой «бурных девяностых»

Автомобиль для многих является не просто средством передвижения или символом статуса. Автомобиль сегодня — это также способ самовыражения, особенно характерный для молодого поколения: необычная покраска, намеренное занижение автомобилей.

Надписи на авто выступают определённым барометром социальных настроений и политических предпочтений. «Спасибо деду за Победу», «Вперед на Берлин!», «Обама чмо», «Можем повторить!» и другие наклейки на задних стеклах автомобилей стали своеобразной демонстрацией политических взглядов, лояльности курсу правительства. Практика «украшения» авто георгиевскими лентами, флагами с государственной символикой СССР и России к 9 маю является выражением приверженности патриотическим ценностям.

Специфической особенностью российской культуры автомобильности стал фольклор. Р. Кононенко отмечает складывание особого сленга на отечественном рынке подержанных автомобилей. Сегодня автомобильный фольклор перекочёвывает в интернет-пространство. Сервис «Яндекс.Навигатор», представляющий возможность комментирования дорожных событий, стал не только средством коммуникации, но и выражения народного «творчества».

Заметное место в современной культуре автомобильности занимает реклама. Реклама апеллирует к национальной специфике: бездорожью, холодной и снежной зиме, огромной территории. В зависимости от класса автомобиля подчёркиваются его свойства, интересные целевой группе: стиль, скорость, статус, вместимость, доступность. Вне зависимости от рекламируемой марки автомобиль изображается как непременный атрибут счастья. Обыденным явлением стали теле- и радиопередачи, посвященные автомобильной тематике. На рынке печатной прессы существуют специализированные издания. Многие интернет-сервисы имеют специальные разделы для автолюбителей: «Яндекс.Авто», «Mail.Авто» и другие.

Ежегодно вопреки кризисам и негативным прогнозам число автомобилей в России растёт в среднем на 1,5 млн. штук и скоро приблизится к отметке в 60 млн. Строительство дорог, транспортных развязок, ремонт мостов, реконструкция и создание заправочных станций, придорожных мотелей стало прибыльной отраслью российской экономики. Наряду с процессами опустынивания территорий страны происходит концентрация населения вдоль трасс. Обслуживание автотрафика стало способом заработка для значимой группы населения. Торговля продуктами промыслов, личного хозяйства и собирательства позволяет выживать малоимущим слоям населения, а для некоторых превратилась в прибыльный бизнес. Распространение личных автомобилей дало развитие пригородным районам крупных городов, концентрирующих в основном представителей среднего класса.

«Создание зелёных зон, велосипедных дорожек, расширение тротуаров, развитие сетки метро – всё это способ превратить Москву из города, где всюду, как готический собор, виднеется автомобиль, в город, удобный для пешеходов»

Вместе с тем транспортная инфраструктура не выдерживает такой нагрузки и не успевает развиваться в нужном темпе. В результате этого длительные пробки для жителей многих городов становятся ежедневной нормой. Власти мегаполисов вынуждены постоянно искать способы решения транспортных проблем. В Москве состояние транспортного вопроса является одним из ведущих показателей эффективности городских властей.

Кроме введения платных парковок в центре города и строительства новых «колец» власти столицы пытаются внедрить новую концепцию, которую можно обозначить как «Москва для пешеходов». В ее основе лежит идея о том, что для решения транспортного вопроса в Москве необходимо заставить людей «захотеть» пойти, а не поехать. Современная инфраструктура Москвы, в первую очередь, создана для автомобилистов. Но только строительство новых дорог, развязок и тоннелей не способно решить проблемы, связанные с трафиком. Чтобы люди перестали в городе пользоваться автотранспортом, им должно быть приятно идти пешком или ехать на общественном транспорте. Создание зелёных зон, велосипедных дорожек, расширение тротуаров, развитие сетки метро – всё это способ превратить Москву из города, где всюду, как готический собор, виднеется автомобиль, в город, удобный для пешеходов.

Автомобиль в современной России стал не просто материальным объектом, а образом жизни и культуры, затрагивающим каждого и влияющим на будущее сообществ. От того, какие векторы станут ведущими в дальнейшем развитии культуры автомобильности, зависит решение многих проблем: не только транспортного аврала, но и безопасности передвижения, экологических проблем, крайнего индивидуализма и безграничного потребления.

Автор: Оксана Хлопкова

Источник фото: poli.ru

[1] Урри Дж. Мобильности. М.: «Праксис», 2012.

[2] Sheller M., Urry J. The city and the car // International Journal of Urban and Regional Research. 2000. Vol. 24.4.

[3] Кононенко Р. Автомобильность в России. М.: ООО «Вариант», 2011.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector