Состав основных фондов на автотранспорте
Производственный процесс на каждом АТП осуществляется при участии средств производства, т.е. средств труда и предметов труда, которые составляют вещественное содержание основных и оборотных фондов. Отнесение средств производства к основным и оборотным производится в зависимости от характера их участия в производственном процессе и их роли в образовании готового продукта.
Основные фонды транспорта — это средства труда, которые целиком участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа.
Критерием отнесения средств производства (имущества) к основным фондам является срок их годности, который должен превышать один год.
В зависимости от роли и назначения основные фонды разделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные основные фонды — это средства труда, которые прямо или косвенно участвуют в транспортном процессе и переносят свою стоимость на выполненные перевозки.
Непроизводственные основные фонды используются для удовлетворения культурно-бытовых нужд работников предприятия (жилые здания, объекты культуры, здравоохранения и т.п.).
Производственные основные фонды образуют материальную базу экономического потенциала предприятия.
Производственные основные фонды автотранспортных и ремонтных предприятий по действующей типовой классификации подразделяются на следующие группы:
1) здания — производственные (гаражи, мастерские), административно-управленческие, складские и др.;
2) сооружения — хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные пути, шоссейные дороги, водонапорные башни и др.;
3) передаточные устройства — водопроводные сети, электросети, теплосети, газонефтепроводы и т.д.;
4) машины и оборудование, включающие следующие средства труда:
а) силовые машины и оборудование — электромоторы, электрогенераторы, трансформаторы, электроаппараты и т.д.;
б) рабочие машины и оборудование — моечные машины, во
домаслогрейки, вулканизационные аппараты, станки, прессы и др.;
в) измерительные и регулирующие приборы, устройства и
лабораторное оборудование — приборы для измерения параметров,
стенды для испытания, выносные пульты управления и т.д.;
г) вычислительная техника;
5) транспортные средства — автомобили грузовые, легковые, автобусы, специальные автомобили, прицепы, полуприцепы и т.д.;
6) инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь — инструмент общего назначения, рабочие столы, верстаки, стеллажи, инвентарная тара, мебель и пр.
Структура основных фондов на разных АТП может быть различной — в зависимости от состава автомобильного парка, наличия производственных помещений для технического обслуживания и ремонта, уровня механизации гаражных процессов, режима работы автотранспорта и т.д. \
В зависимости от роли основных средств в производственном процессе они подразделяются на активные и пассивные. Машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты принимают непосредственное участие в технологических процессах, поэтому относятся к активно действующей части основных фондов. Другие группы основных фондов (здания, сооружения, передаточные устройства и инвентарь) способствуют выполнению производственных функций и относятся к пассивной части.
В настоящее время используемая в учете классификация дает лишь общее представление о составе основных фондов. Ее недостатком является сборный характер отдельных групп, объединяющих основные фонды, различающиеся ролью в производственном процессе и сроками службы.
Так, в группу зданий включаются здания, имеющие различное назначение. Чрезвычайно разнообразна по своему составу и группа сооружений, куда включаются объекты, связанные с хранением и подачей топлива, а также обслуживающие подвижной состав (открытые стоянки), гидротехнические и другие сооружения.
Для получения более правильного представления о составе основных фондов с точки зрения их роли в производственном процессе нужна дальнейшая детализация отдельных групп действующей классификации.
Основные фонды учитываются в натуральных единицах и денежном выражении. Учет основных фондов в натуральных единицах необходим для изучения их количественного и качественного состава, определения
производственной мощности предприятия. Основные фонды измеряются в различных физических единицах: грузовые автомобили учитываются числом единиц и количеством автомобилетонн, автобусы — числом единиц и количеством автомобилемест, здания гаражей — числом единиц и количеством автомобилемест одновременной вместимости.
Обобщенную числовую характеристику объема всей совокупности основных фондов получают в денежном выражении. Денежная оценка используется при изучении динамики объема основных фондов и их структуры, исчислении размеров амортизации основных фондов. Она может быть различной в зависимости от времени и состояния фондов. В зависимости от времени различают первоначальную, восстановительную и балансовую стоимость, в зависимости от состояния — полную и остаточную.
Полная первоначальная стоимость — это сумма, фактически уплаченная за объект при его строительстве или приобретении, с присоединением к ней затрат на доставку и монтаж, а также дополнительных затрат на расширение или модернизацию, сделанные в последующие периоды. По этой оценке основные фонды зачисляются на баланс предприятия. Полная первоначальная стоимость используется при определении суммы амортизации.
Остаточная первоначальная стоимость представляет собой оценку с учетом износа основных фондов. Ее определяют вычитанием из полной первоначальной стоимости суммы износа, которая соответствует величине амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов.
Полная восстановительная стоимость основных фондов соответствует сумме затрат, которая необходима для приобретения (включая доставку и монтаж) или строительства нового объекта в условиях периода, когда производится переоценка. Она может быть определена при инвентаризации и переоценке основных фондов.
Остаточная восстановительная стоимость — это полная восстановительная стоимость с учетом износа, т.е. для ее расчета необходимы полная восстановительная стоимость и сумма износа по восстановительной стоимости.
Остаточная балансовая стоимостьпредставляет собой смешанную оценку: по остаточной восстановительной стоимости учитываются все объекты, введенные до последней переоценки, а по первоначальной стоимости — объекты, введенные после нее.
Для определения восстановительной стоимости основных фондов производится их переоценка, целью которой являются:
• создание для предприятий необходимых условий формирования обоснованных накоплений денежных средств на обновление основных фондов;
• создание экономически обоснованной исходной стоимостной базы для оценки имущества в период его приватизации.
Исходными данными для переоценки являются полная балансовая стоимость основных фондов, определенная по результатам инвентаризации, и коэффициенты пересчета балансовой стоимости в восстановительную по группам основных фондов.
Средняя годовая (квартальная) стоимость основных фондов может быть определена по формуле средней хронологической. Сумма основных фондов предприятия постоянно меняется. Она может увеличиваться за счет ввода в действие новых зданий, сооружений, поступления новых автотранспортных средств. В то же время происходит выбытие фондов из-за физического и морального износа, передачи или продажи другим предприятиям. Поэтому определяют среднюю стоимость (годовую или квартальную).
Источник
Структура основных фондов на автотранспортном предприятии
Тема 2: ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Структура основных фондов на автотранспортном предприятии.
2.2. Оценка стоимости основных фондов.
2.3. Физический и моральный износ основных фондов.
2.4. Амортизационные отчисления.
2.5. Пути улучшения использования основных фондов.
Основные фонды транспорта— это средства труда, которые целиком участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа.
Критерием отнесения средств производства (имущества) к основным фондам является срок их годности, который должен превышать один год.
В зависимости от роли и назначения основные фонды разделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные основные фонды —это средства труда, которые прямо или косвенно участвуют в транспортном процессе и переносят свою стоимость на выполненные перевозки.
Непроизводственные основные фонды используются для удовлетворения культурно-бытовых нужд работников предприятия (жилые здания, объекты культуры, здравоохранения и т.п.).
Производственные основные фонды образуют материальную базу экономического потенциала предприятия.
Производственные основные фонды автотранспортных и ремонтных предприятий по действующей типовой классификации подразделяются на следующие группы:
1) здания — производственные (гаражи, мастерские), административно-управленческие, складские и др.;
2) сооружения — хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные пути, шоссейные пути, шоссейные дороги, водонапорные башни и др.;
3) передаточные устройства — водопроводные сети, электросети, теплосети, газонефтепроводы и т.д.;
4) машины и оборудование, включающие следующие средства труда:
• силовые машины и оборудование — электромоторы, электрогенераторы, трансформаторы, электроаппараты и т.д.;
• рабочие машины и оборудование — моечные машины, во-домаслогрейки, вулканизационные аппараты, станки, прессы и др.;
• измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование — приборы для измерения параметров, стенды для испытания, выносные пульты управления и т.д.;
• транспортные средства — автомобили грузовые, легковые, автобусы, специальные автомобили, прицепы, полуприцепы и т.д.;
• инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь — инструмент общего назначения, рабочие столы, верстаки, стеллажи, инвентарная тара, мебель и пр.
Структура основных фондов на разных АТП может быть различной — в зависимости от состава автомобильного парка, наличия производственных помещений для технического обслуживания и ремонта, уровня механизации гаражных процессов, режима работы автотранспорта и т.п.
В зависимости от роли основных средств в производственном процессе они подразделяются на активные и пассивные. Машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты принимают непосредственное участие в технологических процессах, поэтому относятся к активно действующей части основных фондов. Другие группы основных фондов (здания, сооружения, передаточные устройства и инвентарь) способствуют выполнению производственных функций и относятся к пассивной части [12].
2.2. Оценка стоимости основных фондов
Основные производственные фонды хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта учитываются в натуральном и стоимостном выражениях. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить провозную способность автомобильного транспорта, интенсивность использования автотранспортного потенциала, мощность производственно-технической базы, срок эксплуатации автотранспортных средств, прогрессивность структуры подвижного состава, показатели технико-организационного уровня автотранспортного производства.
Для осуществления воспроизводственной политики, определения степени износа (амортизации) основных производственных Фондов, анализа экономической эффективности использования Основных фондов важнейшее значение имеет стоимостное измерение состояния основных производственных фондов.
На современном этапе развития рынка автотранспортных услуг существует два подхода к определению стоимости основных фондов: бухгалтерский и рыночный.
Для бухгалтерского учета используется измерение первоначальной, восстановительной и остаточной стоимостей основных производственных фондов. Для системы налогообложения имущества применяется бухгалтерский подход.
Первоначальная стоимость отражает фактические затраты хозяйствующего субъекта по приобретению основных фондов (с учетом доставки и монтажа) в ценах, действующих в год приобретения.
Сб = Спок + Стр + Сум
где Сб — первоначальная (балансовая) стоимость, руб.; Спок — стоимость покупки, руб.; С — стоимость транспортировки, руб.; Сум — стоимость установки и монтажа, руб. По первоначальной стоимости приобретенные основные фонды ставятся на баланс автотранспортного предприятия, поэтому ее называют балансовой стоимостью. Этот вид стоимости используется для определения амортизационных отчислений, расчета показателей экономической эффективности основных производственных фондов. Недостатком метода оценки основных фондов но первоначальной (балансовой) стоимости является отсутствие учета фактора разновременности их приобретения в условиях разной ценовой ситуации. Это не позволяет определить динамику стоимости основных производственных фондов в сопоставимых условиях. Устранению этого недостатка способствует проведение расчета восстановительной стоимости основных фондов.
Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных фондов, приведенная к условиям и ценам, действующим в период оценки.
Остаточная стоимость (учет первоначальной или восстановительной стоимости) отражает степень изношенности основных фондов исходя из оценки и выражает часть первоначальной или восстановительной стоимости, еще не перенесенной на себестоимость автотранспортной продукции. Остаточная стоимость определяется по формуле
2.3. Физический и моральный износ основных фондов
По мере использования и утраты основными фондами своей потребительной стоимости происходит перенос стоимости на продукт. Находясь длительное время в процессе производства, основные фонды подвергаются физическому износу. Различают физическийй и моральный износ основных фондов.
Физический износ — утрата основными фондами своих произодственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влиянии природно-климатических условий.
Физический износ бывает двух родов.
Износ I рода происходит во время работы, в результате чего основные фонды полностью утрачивают свою потребительную стоимость (производственные качества).
Износ II рода возникает под действием сил природы. Физический износ основных фондов зависит от степени загрузки основных фондов, их качества и надежности, правильной эксплуатации и ухода, своевременного и качественного ремонта. Физический износ определяется по формуле
где Тф — фактический срок службы средства труда; То — остаточный срок службы средства труда, который устанавливается экспертным путем. Кроме физического износа основные фонды подвергаются моральному изнашиванию.
Моральный износ — это потеря экономической эффективности и целесообразности использования основных производственных фондов до истечения срока полного физического износа. При этом потеря стоимости происходит независимо оттого, участвовали основные производственные фонды в производственном процессе или нет.
Различают два вида морального износа.
Моральный износ I рода является следствием понижения стоимости воспроизводства существующих основных фондов в связи с повышением его (воспроизводства) эффективности в соответствующих отраслях и определяется по следующей формуле
где Кв — восстановительная (с учетом морального износа I рода) стоимость; Кп — первоначальная стоимость изготовления существующих основных фондов. Моральный износ I рода, в отличие от любого другого рода износа, не сопровождается такими последствиями, которые требовалось бы устранить путем организации капитального ремонта, модернизации и т.п. Необходимо осуществлять мероприятия по интенсификации морального износа I рода, т.е. по повышению эффективности воспроизводства анализируемой техники. Моральный износ I рода сопровождается снижением морального износа II рода, так как последний изменяется в обратном направлении в сравнении с повышением эффективности производства.
Моральный износ II рода является следствием технического прогресса и проявляется через обесценение существующих основных фондов в сравнении с вновь вводимыми из-за относительно меньшей эффективности первых. Показатель морального износа II рода можно представить следующим образом
где Эп — эффективность прогрессивного объекта; Эс — эффективность существующего объекта основных фондов.
При рассмотрении морального износа II рода выделяют частичный и полный износ, а также его скрытую форму.
Частичный моральный износ — это частичная потеря потребительной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличивающиеся его размеры на отдельных операциях могут достичь таких значений, при которых окажется целесообразным использовать машину на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.
Полный моральный износ — это полное обесценение машины, когда ее дальнейшая эксплуатация в любых условиях убыточна. Вероятна ситуация, когда неубыточные операции еще возможны, н.| они реализуются на более производственных машинах. Устаревшую машину разбирают на запасные части или списывают в металлолом.
Способами преодоления морального износа являются непрерывное совершенствование производства, развитие науки и техники, в результате чего создаются новые машины, оборудование или модернизируются существующие.
Типовая модернизация — это внесение однотипных изменений в серийные конструкции.
Например, в конструкциях автомобилей ранних выпусков производится замена двигателей на более мощные.
Целевая модернизация проводится в связи с изменяющейся технологией и организацией производства. Она осуществляется на предприятии применительно к группе оборудования или отдельным его видам.
Например, внедрение поточных линий в зоне ТО автомобилей требует специализации оборудования в зоне.
Автотранспортные предприятия, имеющие автомобили более новых и совершенных конструкций и располагающие новыми coвременными средствами для ТО и ремонта автомобилей, будут иметь более высокие производственные показатели.
2.4. Амортизационные отчисления
Амортизация — это процесс переноса стоимости основных фондов на стоимость произведенной продукции.
Денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенной на готовый продукт, называется амортизационными отчислениями. Эти отчисления составляют амортизационный фонд предприятия, который служит источником воспроизводства I редств труда.
Величина амортизационных отчислений должна быть достаточной для воспроизводства и расширенного воспроизводства основных фондов, так как новые основные фонды обладают более высокими технико-эксплуатационными показателями. Расчет амортизационных отчислений осуществляется на основе нормативов амортизации, установленных Правительством Российской Федерации. В соответствии с положением по бухгалтерскому учету
«Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н (в ред. Приказа Минфина России от 18.05.2002 №45н), в бухгалтерском учете существуют четыре способа начисления амортизации основных средств:
• списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
• списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В соответствии с п. 3 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (части первой и второй) в зависимости от срока полезного использования основные средства объединяются в десять амортизационных групп: «п. 3. Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в следующие амортизационные группы:
первая группа — все недолговечное имущества со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
третья группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
четвертая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
шестая группа — имущество со сроком полезного использования свыше Шлет до 15 лет включительно;
седьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
девятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет».
Согласно Налоговому кодексу (НК) Российской Федерации (ст. 259) для налогообложения возможно применение только двух методов начисления амортизации:
Амортизационные отчисления по основным средствам (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком службы выше 20 лет) начисляются линейным и нелинейным методом.
При применении линейного метода норма амортизации рассчитывается по формуле
nм — срок полезного действия объекта в месяцах.
Сумма начисленной амортизации за каждый месяц будет равна:
При использовании нелинейного метода норма амортизации рассчитывается по формуле
Сумма, начисленная за каждый месяц амортизации, будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости основного средства на начало месяца.
По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, входящим в амортизационные группы 8-10, предприятия должны применять только линейный метод амортизации.
Возможно также использование метода ускоренной амортизации — применительно к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга с коэффициентом не более трех или в условиях с повышенной стоимостью в работе с коэффициентом не более двух.
Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту основных средств.
Если приобретенный объект основных средств находился в эксплуатации у предыдущих собственников в течение т лет и по нему принято решение начислять амортизацию линейным методом, то по такому объекту норма амортизации рассчитывается по формуле
Нематериальные активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в хозяйственном обороте, и переносят равномерно (ежемесячно) свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования.
Для транспортных средств (после 1 января 2002 г.) в настоящее время применяется общий порядок амортизации, устанавливаемый для всех видов основных производственных фондов.
Объектами для начисления амортизации являются транспортные средства, находящиеся в АТП на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также переданные по договору аренды.
В основу исчисления норм амортизационных отчислений на полное восстановление вышеуказанного подвижного состава положен пробег автомобилей. Это относится ко всем группам подвижного состава, за исключением грузовых автомобилей малой грузоподъемности (до 2 т), автобусов особо малого класса (вместимостью менее 15 пассажиров), легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) и специальных автомобилей.
Субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортзацицию основных производственных средств по удвоенной норме и списывать дополнительно в виде амортизации до 50% их первоначально стоимости, если срок полезного использования объекта I (составляет более трех лет.
2.5. Пути улучшения использования основных фондов
11овышение интенсивности эксплуатации основных производственных фондов является важнейшим условием и резервом роста эффективности производства.
Для оценки эффективности использования основных фондов ни автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов, а также различные коэффициенты.
Фондоотдача (ФО) — показатель, который отражает сумму доходов, приходящуюся на 1 руб. основных производственных фондов Фосн.
Фондоотдача — важнейший обобщающий показатель использования основных фондов. В общем виде она свидетельствует о том, насколько эффективно используются подвижной состав, производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование — все без исключения группы основных фондов. Уровень и динамика фондоотдачи характеризуются совокупным влиянием технических, технологических, организационных и экономических факторов — с одной стороны, формирующих масштабы, техническое и технологическое совершенство и уровень использования основных производственных фондов, а с другой стороны, определяющих объем и структуру производства (тарифы, объем перевозок).
Фондоемкость (ФЕ) — показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость ОПФ, приходящуюся на каждый рубль похода Д:
Фондовооруженность (ФВ) — показатель, характеризующий обеспеченность каждого работника основными производственными фондами:
где Чссп — среднесписочная численность работников АТП, т.е. количество человек.
Рентабельность основных фондов представляет собой отношение балансовой прибыли Прбал автотранспортного предприятия к сумме основных производственных фондов:
Кроме перечисленных показателей для оценки использования основных производственных фондов на автомобильном транспорте используются коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования, интенсивной нагрузки и сменности работы основных фондов.
Коэффициент экстенсивного использования основных фондов (или коэффициент экстенсивной загрузки) представляет собой отношение фактически отработанного времени в часах за смену (сутки, месяц, год) Тф.см к возможному Тв:
Коэффициент интенсивного использования основных фондов определяется соотношением фактически выполненного объема работ в единицу времени Wф к плановому Wn,
или к максимально возможной выработке за то же время:
Коэффициент интегральной нагрузки основных фондов учитывает использование основных фондов во времени с учетом производительности труда и вычисляется как произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования основных фондов предприятия:
Среди показателей экстенсивного использования орудий труда заслуживает внимания коэффициент сменности работы оборудования, который демонстрирует, сколько смен в течение суток работала в среднем каждая единица установленного оборудования. Он определяется посредством деления числа отработанных во всех сменах машиносмен Мс на количество установленного оборудовании М:
Улучшение использования основных производственных фондов АТП и современных условиях связано, прежде всего, с повышением уровня коэффициента технической готовности и особенно коэффициента выпуска подвижного состава с увеличением продолжительности его использования. В этой связи на каждом предприятии должны проводиться постоянная рекламная работа и другие маркетинговые мероприятия, направленные на повышение спроса на услуги, активное использование аренды подвижного состава и др.
Улучшение использования основных фондов автомобильного транспорта может быть достигнуто за счет увеличения межремонтных пробегов автомобилей, прицепов и полуприцепов.
В комплексе мер, способствующих улучшению использования основных фондов, существенное значение имеет правильное применение экономических рычагов и стимулов. На это же направлены совершенствование оперативного планирования, автоматизированный учет работы и всесторонний анализ использования средств труда, повышение квалификации работников.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник