Автомобиль как экономический фактор относится к

Содержание
  1. Факторы, влияющие на автомобильный рынок
  2. Автомобиль как экономический фактор относится к
  3. Влияние экономических факторов на автопром
  4. Достаточно ли будет лишь вливание денег в фактические дотации покупок гражданами новых машин?
  5. Экономические ресурсы
  6. Влияние экономических факторов на развитие национального автомобильного рынка Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
  7. Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Татьяна Евгеньевна
  8. THE INFLUENCE OF ECONOMIC FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL AUTOMOTIVE MARKET
  9. Текст научной работы на тему «Влияние экономических факторов на развитие национального автомобильного рынка»
  10. Влияние макроэкономических факторов на развитие российского автомобильного рынка Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
  11. Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калугина О.В., Рохчин В.Е.
  12. Impact of macroeconomic factors upon the development of Russia automobile market (Russia, St. Petersburg)
  13. Текст научной работы на тему «Влияние макроэкономических факторов на развитие российского автомобильного рынка»

Факторы, влияющие на автомобильный рынок

Маркетинговая среда.

Маркетинговая среда любой организации включает в себя внешнюю и внутреннюю среду. Внешняя среда непосредственно включает в себя потребителей, поставщиков, конкурентов и посредников. А также макросреду, которая включает в себя влияние различных факторов.

Охарактеризовать микросреду возможно с помощью результатов проведённого нами анкетирования. Анкета включала в себя 15 вопросов. Условно её можно было разделить на 3 группы: вопросы личного характера (возраст, пол, род деятельности покупателя) с целью определения характеристик потенциальных и реальных потребителей; вторая группа вопросов состояла в основном о преимуществах автомобиля Ford, для определения предпочтений потребителя; а третья группа охарактеризовала конкурентную среду, в том числе основных конкурентов Ford.

По итогам опроса было выявлено, что основными характеристиками потребителей данной организации, а точнее их продукции (автомобилей Ford) являются мужчины в возрасте от 22 до 47 лет, занимающиеся предпринимательской деятельностью, либо занимающие высокие посты в предприятиях (менеджеры высшего звена, директора и т. п.), годовой доход которых превышает 150000 рублей. Преимущественно предпочтение отдают Ford Focus благодаря его внешнему виду, комфортабельности, средней ценовой группе и большому количеству модификаций (67 модификаций). По итогам пороса так же удалось выяснить, что основным конкурентом Ford считается Nissan, второе место занимает Mitsubishi.

А по итогам продаж за 2006 год выявлены такие лидеры:

«Самой популярной иностранной маркой на российском рынке в прошлом году стал Ford – продано 115 тыс. 985 автомобилей, второе место заняла марка Chevrolet (включая продажи автомобилей СП “GM-АвтоВАЗ”) – 111 тыс. 458 автомобилей, на третьем месте Hyundai с продажами 100 тыс. 685 автомобилей.

Самым популярным автомобилем на российском рынке в 2006 г. стал Ford Focus, на втором месте оказался Renault Logan, а на третьем – Mitsubishi Lancer.»(из сообщения комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России).

Макросреду можно охарактеризовать влиянием следующих факторов:

По словам партнера аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Стэнли Рута «в 2006 г. объем продаж российских автомобилей в РФ снизился на 5% – до 800 тыс. штук, а объем продаж иномарок российского производства вырос на 87% – до 280 тыс. Импорт новых автомобилей в Россию вырос на 76% – до 720 тыс. Импорт подержанных автомобилей снизился на 19% – до 260 тыс. штук. Объем продаж автомобилей в денежном выражении в 2006 г. вырос на 45% – до 32 млрд долл.».

Он также добавил, что «способность российского автомобильного рынка потреблять новые автомобили, вызванная растущими потребительскими способностями населения, привела к росту инвестиций в розничный автомобильный сектор, а также к увеличению производства автомобилей внутри России.» “В будущем рост авторынка может замедлиться в связи с недостаточным инвестированием в рыночную инфраструктуру”, – отметил эксперт. По его мнению, рост будет зависеть от нескольких основных факторов:

o развитие производства автокомпонентов;

o улучшение административно-экономического климата для предприятий малого и среднего бизнеса;

o инвестиции в поддержание на должном уровне дорожной инфраструктуры;

o инвестиции во вторичный рынок автомобилей;

o изменения в налогообложении;

o развитие технологий эффективной утилизации автомобилей.

Самое основное влияние на автомобильный рынок оказывают экономические факторы. На выбранный нами рынок основное влияние оказывают такие факторы, как:

o Доходы населения:

“Министерство промышленности и энергетики (Минпромэнерго) РФ представило итоги промышленной политики в автомобильной промышленности России в 2006 г. По данным министерства, если в 2005 г. 54% автомобилей в России покупалось в сегменте до 10 тыс. долл., а 18% – в сегменте до 20 тыс. долл., то в 2006 г. динамика покупок изменилась. Сегодня 46% автомашин покупается в сегменте до 10 тыс. долл. и 23% машин – в сегменте до 20 тыс. долл. Как указывается в материалах министерства, повышение спроса на более дорогие машины указывает на рост благосостояния россиян”.

o Доступность кредита:

Теперь кредит на автомобиль может получить практически каждый гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. При этом не во всех банках является обязательным подтверждение доходов, (см. Приложение 1: кредит)

Политические факторы также оказывают влияние на автомобильный рынок:

Из доклада Минпромэнерго: «В минувшем году одним из важных направлений деятельности стала подготовка проектов технических регламентов. В том числе: специальный технический регламент “О безопасности автотранспортных средств” (разработан и в настоящее время проходит согласование с федеральными органами исполнительной власти); специальный технический регламент “О требованиях к конструктивной безопасности автотранспортных средств” (находится в стадии разработки в Минпромэнерго РФ, проведены первые общественные слушания); специальный технический регламент “О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам” (в настоящее время идут согласительные процедуры по замечаниям заинтересованных ведомств).

В соответствии с техрегламентом “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ” и выданными одобрениями типа транспортного средства отечественными автопроизводителями в 2006 г. прекращен выпуск для внутреннего рынка автомобилей, не соответствующих экологическим требованиям “Евро-2”. Также прекращен ввоз в РФ импортных автомобилей с уровнем токсичности ниже “Евро-2”

Непосредственное влияние оказывают и технологические факторы:

o В РФ Ford реализует машины, адаптированные к российским условиям и дорогам (более высокая посадка, дополнительная комплектация);

Важную роль играет демографический фактор. По итогам нашего опроса владельцами Ford являются люди в возрасте от 20 до 50 лет, следовательно объём реализованной продукции прямо зависит от доли экономически активного населения страны.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Автомобиль как экономический фактор относится к

Влияние экономических факторов на автопром

Автомобильная промышленность России переживает сегодня не самые лучшие времена. Подскочивший курс иностранной валюты на фоне введения экономических санкций против нашей страны осложнил существенно работу во всех промышленных сферах, а в автопроме в особенности. Ведь многие последние годы выполнялся курс на интеграцию с зарубежными партнерами и отечественные предприятия стали зачастую весьма зависимыми от зарубежных поставщиков комплектующих узлов и деталей. Построенные же в России сборочные предприятия ведущих мировых авто производителей к локализации производства на месте относились весьма прохладно. Таким образом в относительно невысокой стоимости автомобилей, выпущенных в нашей стране, значительным обременением являются материалы, поставляемые из-за рубежа.
Да и соблюдение условий вступления в ВТО, о котором еще совсем недавно мечтали многие, совсем не на пользу в условиях санкций пошло российским заводам.

Как мы видим, спустя пару месяцев после начала действия программы утилизации российскому авто прому удалось в целом сохранить объемы продаж. И прежде всего это касается заводов, участвующих в программе

Не учитывать важность продолжения стабильной работы автомобильных заводов и их многочисленных смежных предприятий, на которых работает огромное количество наших сограждан, правительство РФ не может. Не случайно появилась новость о том, что Минпромторг выдвинул инициативу о продлении программы аж на три года! Вопрос находится сегодня на рассмотрении правительства. А какова цена вопроса можно посчитать, зная что за 4 месяца планировалось потратить 10 млрд рублей. Сумма может получиться без преувеличения гигантской! По карману-ли она России сегодня?

Читайте также:  Акт о передаче автомобиля для перевозки грузов

Достаточно ли будет лишь вливание денег в фактические дотации покупок гражданами новых машин?

Многие экономисты относятся к идее Минпромторга скептически. Макро экономические процессы последних месяцев оптимизма не внушают. Дело в том, что покупательская способность населения начала стремительно падать, на фоне инфляции, достигшей по оценкам ЦБ, 8,6%. Достаточно взглянуть бегло на ценники в продуктовых магазинах, квитанции по оплате услуг ЖКХ, на стоимость товаров и услуг первой необходимости, что бы понять, что покупка нового автомобиля, даже эконом класса, становится для большинства граждан далеко не первым приоритетом.
Говорить об автомобилях премиум класса и вовсе не приходится. Они по-прежнему продаются у нас в динамике, устраивающей их создателей. А центр мирового потребления дорогих авто естественным образом уходит в Китай, где мощная экономика простимулировала рост доходов населения, способного теперь в большом объеме потреблять элементы роскоши, в том числе и роскошные автомобили.

Снижение потребления услуг и товаров высокого класса коснулось и авто прокатные компании. Даже в Москве, совсем не бедном городе, спрос на услуги по прокату авто с водителем падает очевидно. Недавно принятое решение о скором значительном повышении цен на автомобильное топливо в совокупности со снижением доходов населения столицы поставит под угрозу и само существования многих, прежде всего небольших, транспортных предприятий. Неизбежно, в случае резкого роста цен на ГСМ, и повышения стоимости услуг дешевого такси, а значит и его доступность может стать не такой как прежде.
И, к сожалению, повышением цен лишь на пассажирские перевозки дело не ограничится.

Источник

Экономические ресурсы

Мобильный фактор производства – это ресурс, который можно использовать в любом производстве вне зависимости от его направленности и его легко переместить из одного производства в другое.

Производственные ресурсы делятся на воспроизводимые и невоспроизводимые.

К воспроизводимым производственным ресурсам принадлежат те, что создаются и восстанавливаются природой (водные бассейны, грунт, флора, фауна) и обществом (средства производства). К воспроизводимым одновременно и природой, и обществом принадлежат трудовые ресурсы: люди появляются на свет как биологические существа и приобретают в обществе необходимые знания и привычки для производственной деятельности.

К невоспроизводимым принадлежат полезные ископаемые, которые потребляются как сырье. Кроме того, время воспроизведения некоторых ресурсов такое продолжительное, что их можно отнести к невоспроизводимым. Имеем ввиду, в частности, уничтоженные черноземы, вырубленные леса, загрязненные водоемы.

Ограниченность ресурсов определенной мерой относительна, ведь она обусловлена уровнем нужд, претензий потребителей на вещи и услуги. Ограничив нужды, можно относительно уменьшить и ограниченность ресурсов. Однако такое объяснение причин ограниченности ресурсов и их уменьшения затрагивает лишь одну сторону проблемы. Некоторые виды ресурсов, и прежде всего невоспроизводимые, ограниченны самой природой, следовательно, раньше или позже наступит время их исчерпания. Ученые уже подсчитали общие размеры запасов нефти, газа, угля, и других полезных ископаемых и сроки их исчерпания. Ограниченными является площади черноземов, водохранилищ, рек, лесов ит.п. Что касается этих ресурсов, то они абсолютно ограничены.

Ограниченность производственных ресурсов предопределяет появление целого ряда сложных технико-экономических проблем. Во-первых, в каждый данный момент именно имеющиеся производственные ресурсы определяют границу производства, изменить которую можно, только применив новые технологии. Например, если площадь пахотных земель в стране не может быть увеличена, то объемы сельскохозяйственного производства в ней определяются применяемыми технологиями выращивания культур. Именно они обеспечивают определенные уровни урожайности. При этих условиях увеличить объемы производства можно, лишь изменивши технологии.

В-третьих, возникает потребность всесторонней экономии производственных ресурсов, которая затрагивает не только технологические, а и организационные проблемы: целесообразного размещения связанных производств, налаживание снабжения ресурсов, стимулирование экономии их использования.

И, в-четвертых, именно через ограниченность ресурсов актуальной становится проблема их выбора, поисков альтернативных вариантов использования.

Все экономические ресурсы можно разделить на:

1. материальные ресурсы (земля, капитал);

2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);

Такие экономические ресурсы, как земля, капитал, труд и предпринимательская способность, называют также в экономической науке факторами производства.

Земля как экономический ресурс – это все блага природы, которые применяются в производстве: пахотные земли, пастбища, леса, растения, животные, залежи природных ископаемых, водные ресурсы, ветер, климатические условия и т. д.

Основными природными условиями, которые существенно влияют на развитие страны, являются: климатические условия, богатство природных ископаемых, характер земной поверхности, географическое расположение.

Капитал – все изготовленные производственные орудия: машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспортные средства, и т. д.

Свойства ресурса-капитала:

В экономике часто капитал называют физическим капиталом или средством производства.

Капитал как фактор производства делят на:

Деньги не относят к физическому капиталу, так как они ничего не производят. Деньги – это финансовый капитал.

Труд включает в себя совокупность всех физических и умственных способностей человека, которые применяются в производстве жизненных благ. Труд – источник всех действий, направленных на превращения даров природы в вещи, удовлетворяющие потребности человека. Развитие национальной экономики и её результативность зависят от количества и качества труда.

Количества труда зависит от численности населения, его возрастного и полового состава, уровня физического здоровья и хозяйственной активности.

Качество труда определяется образовательным и профессиональным уровнями работников, общественным и техническим разделением труда, степенью личной свободы, психолого-физиологичными условиями.

Все факторы, которые влияют на качество труда, повышают его продуктивность.

Под продуктивностью труда понимают количество продукции, которую производят за единицу времени; чем больше производят, тем выше продуктивность.

Предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Предприниматель выполняет такие функции:

Информация (от лат. Informatio – разъяснение, изложение, сведения, знакомство) – означает совокупность некоторых сведений, данных, знаний.

Основные свойства информации:

1.полнота – мера представления информации об объекте, необходимая для принятия правильного решения;

2. ценность (полезность) – максимально возможная полезность, которую способна дать информация для достижения цели;

3.достоверность (объективность) – правдивость представлений об источнике информации;

4.доступность (ясность, понятность) – способность адресата к восприятию информации;

5. актуальность – получение информации в нужный момент.

Общим свойством всех экономических ресурсов является их ограниченность, вследствие чего и объём производства продуктов ограничен. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.

Источник

Влияние экономических факторов на развитие национального автомобильного рынка Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Татьяна Евгеньевна

Представлена динамика продаж новых автомобилей в России за последние десять лет. Выделены этапы подъема и спада автомобильного рынка. Рассмотрены экономические факторы, влияющие на развитие национального автомобильного рынка. Прослежена взаимосвязь развития автомобильного рынка и изменений в экономике России.

THE INFLUENCE OF ECONOMIC FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL AUTOMOTIVE MARKET

The sales dynamic of new cars in Russia over the last ten years is presented. The stages of growth and decline of the automotive market are allocated. The economic factors influencing the development of the national automotive market are considered. The correlation of the automotive market and alterations in the Russian economy is tracked.

Читайте также:  Автомобиль напрокат во владимире

Текст научной работы на тему «Влияние экономических факторов на развитие национального автомобильного рынка»

Исследование проблем развития автомобильного рынка в условиях текущего кризиса (стагнации экономики) имеет значительный практический и научный интерес, принимая во внимание роль автомобильной отрасли для экономики России и необходимость в усилении конкуренции на мировом рынке. В связи с этим особое значение принимает всеобъемлющий анализ тенденций развития российского автомобильного рынка во взаимосвязи с влиянием на него экономических факторов.

Восстановление рынка в 2010 г. повлекло положительную динамику и в 2011-2012 гг. Небольшим и монобрендовым дилерам во время финансового кризиса 2008-2009 гг. пришлось уйти с рынка. Поэтому в 2010-2012 г. более сильные участники рынка смогли укрепиться и увеличить долю рынка за счет ушедших дилеров. Так, в 2011 г. объем продаж новых автомобилей значительно увеличился на 39,3 % по сравнению с 2010 г. и составил 2443,258 тыс. шт., в том числе 1815,184 тыс. шт. зарубежных брендов, 628,074 тыс. шт. отечественных брендов. Позитивное влияние оказало также программа утилизации, закрепление рубля, снижение безработицы, рост экономики в целом [4].

Динамика продаж новых автомобилей в России в 2010-2015 гг.

2011 2012 2013 2014

□ Зарубежные бренды □ Отечественные бренды

Рис. 1. Продажи новых автомобилей в России за 2010-2015 гг., шт. [6]

Эксперты прогнозируют падение автомобильного рынка в 2016 г. на 20-25 %, что может составить 1,1-1,2 млн штук автомобилей [1]. Причиной такого скачкообразного развития автомобильного рынка, безусловно, является негативная ситуация в экономике. Рассмотрим влияние экономических факторов на продажи автомобилей (см. рис. 2).

Рис. 2. Динамика продаж новых автомобилей во взаимосвязи с динамикой цен на нефть за 2009-2015 гг.

Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Источник

Влияние макроэкономических факторов на развитие российского автомобильного рынка Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калугина О.В., Рохчин В.Е.

Impact of macroeconomic factors upon the development of Russia automobile market (Russia, St. Petersburg)

Текст научной работы на тему «Влияние макроэкономических факторов на развитие российского автомобильного рынка»

______________________________ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА

соискатель кафедры экономики и управления народным хозяйством Санкт-Петербургского государственного экономического университета

профессор кафедры экономики и управления народным хозяйством Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук

Статья посвящена уточнению понятия факторов экономического развития, направлена на изучение основных факторов, оказывающих влияние на развитие российского автомобильного рынка. В результате проведенного исследования разработана классификация внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие автомобильного рынка. Более подробно рассмотрены макроэкономические факторы, диктующие стратегию развития автомобильного рынка в перспективе.

Ключевые слова: автомобильный рынок, макроэкономические факторы, экономическое развитие, факторы прямого и косвенного воздействия, государственное регулирование.

Рис.1. Классификация факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие автомобильного рынка

Источник: [разработано авторами]

В современных условиях развития экономики автомобильному рынку присуще избыточное предложение, низкий спрос на продукцию и ожесточенная конкуренция. Вышеуказанные экономические условия заставляют автомобилестроительные предприятия, которые стремятся удерживать свои конкурентоспособные позиции среди мировых автомобильных лидеров, учитывать влияние многочисленных макроэкономических факторов развития экономики.

Факторы экономического развития рассматриваются многими учеными-экономистами в своих исследованиях. Весомый вклад в развитие современных научных концепций развития экономических систем внес М. Портер. Именно он выявил наиболее значимые факторы международной конкуренции стран и отдельных регионов. В качестве основных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность региона,

М. Портер рассматривал: развитый национальный спрос, наличие кластеров взаимно поддерживающих отраслей, жесткую конкуренцию внутри страны, современные методы управления.

При этом в качестве главных факторов развития экономики регионов М. Портер выделил, в первую очередь, не трудовые и природные ресурсы, а коммуникацию, науку и образование [3].

Термин «фактор» широко используется в различной экономической литературе, однако отдельно выделить работы, посвященные определению главных характеристик факторов экономического развития и разработке их классификации, пока науке не удалось. В общем случае, факторы определяются как условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние на экономический процесс и результат этого процесса. Факторы развития отрасли представляют собой совокупность возможностей её изменений в соответствие с установленными требованиями и условий их реализации [1].

По способу воздействия на развитие автомобильного рынка макроэкономические факторы следует подразделять на две группы:

1) Факторы прямого воздействия (оказывающие незамедлительное влияние на рынок и под требования, которых необходимо полностью адаптироваться).

2) Факторы косвенного воздействия (непосредственно не влияют на рынок, однако оказывают свое влияние на состояние и дальнейшее развитие рынка, затрудняют предугадать наступление возможных последствий от данного воздействия).

Совокупность внешних факторов прямого и косвенного воздействия, влияющих на развитие автомобильного рынка, можно отразить в виде классификации, представленной на рис. 1.

Макроэкономические факторы тесно взаимосвязаны между собой, рассматривать их изолированно друг от друга невозможно. В современных условиях значение внешних факторов косвенного воздействия резко повышается в связи с возрастанием сложности рыночных отношений. Именно эти факторы позволяют определить стратегию развития автомобильного рынка в перспективе и позволяют оценить эффективность развития определенной отрасли.

Среди всей совокупность макроэкономических факторов в условиях глобализации мировой экономики необходимо выделить ключевые факторы, определяющие развитие автомобильного рынка в России в 2014-2015 гг.:

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

Рис. 2. Государственная поддержка автомобильного рынка

Источник: [разработано авторами]

– сложная геополитическая ситуация (усиление конфликта на Украине);

– введение торговых санкций в отношении России со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки;

– неблагоприятная ситуация на нефтяных площадках;

– неблагоприятная ситуация на рынке автомобильного кредитования;

– государственная поддержка, направленная на стимулирование автомобильного рынка.

Говоря о факторах геополитического характера, то, безусловно, необходимо отметить события в Крыму, усиление конфликта на востоке Украины, проблемы геополитики, торговые санкции. Это именно те факторы, которые в настоящее время дестабилизируют экономическую и политическую ситуацию в стране, оказывают негативное воздействие не только на состояние автомобильного рынка, но и на экономику страны в целом.

Безусловно определяющими факторами, оказывающих влияние на спрос на автомобили, являются девальвация рубля, повышение цен всеми автомобильными производителями и падение реальных доходов населения. Доходы населения находятся под огромным давлением. В 2014 году инфляция в России составила 11,4%, в то время как тенденция получения доходов у населения резко снижается, люди не торопятся тратить свои накопления на дорогостоящие покупки, и откладывают решение о покупке автомобилей, ощущая назревшую экономическую нестабильность в стране.

Одним из ключевых факторов успеха автомобильных производителей на российском рынке эксперты аналитического агентства «PricewaterhouseCoopers» называют «локализацию производства». Подписанные автомобильными производителями соглашения о «промышленной сборке» предусматривают четкий график локализации. Так, с 2018 по 2020 год истекает срок действия большинства соглашений о промышленной сборке, после чего таможенные пошлины будут снижены. В результате практически исчезнет барьер, обеспечивающий дополнительное преимущество для локальных производителей. В этот период локальное производство может стать выгоднее импорта только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне [2].

Прогнозируемое в 2015 г. снижение продаж может привести к уходу с российского рынка ряда брендов. В зоне риска находятся производители легковых автомобилей со сравнительно небольшим объемом продаж в России относителен о глобальных результатов этих автомобильных концернов. Также можно ожидать банкротства некоторых автомобильных дилеров [4].

Читайте также:  Автомобиль ода панель приборов

В целях предотвращения значительного падения продаж в 2015 г., целесообразно рассмотреть возможность применения дополнительных мер стимулирования спроса, а именно:

– увеличение источников финансирования и продление программы обновления автомобильного парка;

– разработка программы снижения эффективной ставки по автомобильным кредитам;

– направление по снижению стоимости владения автомобилем, в том числе изменение схемы расчета транспортного налога с целью стимулирования покупки автомобилей с низким уровнем выбросов (возможно только для новых автомобилей и на определенный срок);

– увеличение государственных закупок автомобилей российского производства;

– использование материнского капитала на приобретение автомобиля;

– создание благоприятных условий для экспорта автомобилей, произведенных в РФ [2].

Совокупность мер по стимулированию автомобильного рынка представлена нами на рис. 2.

В современных условиях развития экономики автомобильному рынку присущи следующие признаки:

– Слабая законодательная база.

Именно данные признаки доказывают острую необходимость государственного регулирования автомобильного рынка. Благодаря усилиям, направленным на совершенствование макроэкономических регуляторов, возможно достичь эффективного развития автомобильного рынка.

В правительстве была разработана Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, основная её направленность — анализ современного состояния отрасли, прогноз развития рынка автомобильной продукции различного назначения, определение путей реформирования отрасли и выработка основных принципов структурных преобразований, экономическое и финансовое обоснование реализации этих стратегий. В стратегии определяется главная цель государственной политики в области развития автомобильной отрасли в России — создание условий для стабилизации и последующего развития национальной автомобильной индустрии как одной из ключевых отраслей, активно влияющих на темпы экономического и социального развития страны. Важнейшая задача макроэкономического регулирования автомобилестроения состоит в обеспечении льготного режима хозяйствования при проведении необходимых программ внутрифирменного развития и адаптации к рынку, включая такие стратегические программы, как: оптимизация имущественного комплекса; формирование нового порядка взаимоотношений с поставщиками и использование комплектующих мирового уровня качества; оптимизация номенклатуры собственного производства, совершенствование модельного ряда автомобилей, снижение себестоимости производства автомобильной техники, развитие технологического взаимодействия с иностранными партнерами [6].

Вышеперечисленные программы стратегического развития в перспективе могли бы стать объектом государственной поддержки с применением различных средств и методов прямого и косвенного макроэкономического регулирования. Данная система программных мероприятий, реализуемая посредством рационального зарубежного опыта, позволит автомобильным заводам укрепить свое экономическое положение, обеспечить конкурентоспособность выпускаемых автомобилей, отработать эффективную систему партнерства и сформировать базу для последующего развития.

Динамика развития автомобильного рынка во многом обусловлена макроэкономическими факторами. Оценка влияния факторов осуществляется для того, чтобы: выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегии; определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для предприятия и отрасли в целом; оценить, какие факторы можно использовать для достижения стратегической цели. Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы, одна часть которых открывает новые возможности, создает благоприятные условия, другая, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Чтобы успешно продвигаться в долгосрочной перспективе, необходимо понимать, какие факторы макроэкономического развития представляют угрозу для развития, а какие, наоборот, дают новые возможности роста.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА Литература

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики — 2002. — 525 с.

2. Литвиненко С. Автомобильный рынок России: итоги 2014 г. и перспективы развития // PricewaterhouseCoopers, 2015 — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/pwc-automotive-press-briefing.jhtml Дата обращения 21.05.2015

3. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 72 «Об условиях применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» на территориях государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» // КонсультантПлюс, 2014. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163753/ Дата обращения 21.05.2015

5. Саксонова Е.Л., Кустова Т.Н., Клементьева Н.А. Учебный комплекс по экономике. Макроэкономика. Ч. II. Рыбинск, 2003. — 144 с.

6. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: Приказ Минпро-мторга России от 23 апреля 2010 г. № 319. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

профессор кафедры глобальных социальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,

доктор философских наук t-naumenko@yandex.ru

аспирант-соискатель Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,

кандидат философских наук

Статья посвящена особенностям потребительского выбора, осуществляющегося в условиях современного общества, проанализирована проблема полезности различных видов приобретаемых благ, рассмотренных в аспектах субъективной и объективной полезности, рассмотрены различные модели потребительского поведения — эффект Веблена, эффект Дидро, эффект сноба и др., рассмотрена закономерность развития консалтингового бизнеса, а также предпринята попытка классификации товаров с точки зрения эластичности по отношению к информации.

Ключевые слова: потребительский выбор, зашумленная информационная среда, модели потребительского поведения, полезность, эластичность товаров к информации.

УДК 330.34 ББК 65.01; 65.013; 65.9(3)

Современное общество, названное обществоведами постиндустриальным, обладает набором отличительных черт, порожденных, прежде всего, бурным технологическим развитием, что и налагает специфические характеристики на сущность потребления, создает новые эффекты и стратегии поведения потребителей. Один из основоположников теории постиндустриализма Д. Белл считал, что постиндустриальное общество — суть общество информационное, но понятие информационного общества отражает не ступень общественного развития, а имманентную сущность постиндустриализма, в основе общественного производства которого стоит информация [2].

Потребление в условиях информационного общества становится важнейшим элементом экономического роста и в связи с особенностями финансовой системы вынуждено носить массовый характер. Бесконечность потребления осуществляется за счет формирования дополнительных потребностей, а потребительский выбор во многих случаях определяется проявлением внутренних мотиваций. Информационная среда, возросшая на порядок с переходом к постиндустриализму, ставит вопрос потребительского выбора в ином ключе, требует рассмотрения данного вопроса в рамках понятия ограниченной рациональности, в связи с тем, что трансакционные издержки, затрачиваемые на аналитическую обработку информации для максимизации функции полезности при потребительском выборе, зачастую превышают эффект от его оптимизации.

1. Потребительский выбор и влияние информации

Определение стратегии поведения потребителей в рамках зашумленной информационной среды, которую мы имеем возможность наблюдать, является объектом пристального внима-

ния и требует отдельного изучения. Одним из базовых понятий, лежащих в основе оптимизации потребительского выбора, является понятие полезности различных видов приобретаемых благ. В то же время набор благ, участвующих в потребительском выборе в эпоху постиндустриализма, существенно расширился, прежде всего, за счет структурных изменений, произошедших в постиндустриальной экономике.

Для анализа структуры потребительского выбора имеет смысл использовать классификацию самого потребительского выбора, исходя из понятия объективной и субъективной полезности каждого блага. Согласно данной классификации, в постиндустриальной экономике существенно возросло количество благ, имеющих субъективную полезность, что вносит в решение задачи потребительского выбора неопределенность, требующую формализации понятия полезности конкретного вида блага. Мы будем понимать под благами, имеющими объективную полезность, те блага, которые имеют объективные характеристики, лежащие в основе данной полезности. Например, объективным благом/характеристикой является частота процессора компьютера, имеющая совершенно конкретную цифровую величину. Под субъективной полезностью, напротив, понимается полезность, не обладающая прямым цифровым значением, для отыскания ее применяются статистические методы ранжирования и прочие методики.

К товарам, обладающим благами с субъективной полезностью, относится, прежде всего, товары, подверженные эффекту демонстративного потребления (так называемый эффект Веблена), следования большинству, эффекту сноба и ряду других. Рассмотрим статистические данные по динамике продаж товаров, подверженных вышеназванным эффектам. Данные

Источник

Ответы на популярные вопросы