Автомобиль как элемент системы вадс

Модель взаимодействия комплекса ВАДС.

Так как по дороге передвигаются автомобили, имеющие автомобильное хозяйство, которое состоит из следующих элементов: подвижной состав, парк автомобилей, сеть автомобильных дорог, материально-техническая база для обслуживания подвижного состава.

Перемещение грузов и пассажиров по автомобильным дорогам сложный производственный процесс с участием человека, автомобилей, дорог и дорожных сооружений.

Эта совокупность объединена в комплекс ВАДС и в его структурной схеме выделяют 12 прямых и обратных связей.

Комплекс ВАДС представляет собой иерархическую систему, в которой кроме парных связей между элементами и подсистемами существуют множительные связи.

Пример: ВАД, ДАВ, САВ, СДА.

Эти связи описывают взаимные воздействия элементов системы. При системном анализе взаимодействия комплекса ВАДС применяют следующие понятия и определения:

Дорожные условия складываются из:

– транспортного потока; дорожных условий; состояния окружающей среды.

В качестве теоретической базы управления состоянием и организации движения выделяют следующие положения:

1. Изменения, происходящие в процессе функционирования как в отдельных элементах комплекса “ВАДС” так и во взаимодействиях его системы.

3. Эксплуатационные качества системы ДУ также управляемы и могут быть обеспечены в заданных пределах не зависимых от природно-климатических условий.

4. Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог определяются на этапе проектирования и должно поддерживаться на заданном уровне в процессе эксплуатации управляемого объекта (автомобильные дороги).

1. Заранее известные: район проектирования трассы, природно-климатические условия, экономика и социальные условия.

2. Зависящие от управляющего органа или задаваемые им элементы решения которые могут изменятся в заданных пределах: технические характеристики дорог; уровень содержания организации движения.

3. Неизвестные в данный момент времени: метеоусловия, интенсивность и состояние транспортного потока, социально-экономический фактор.

Источник

Современное состояние системы ДД (уровень надежности, характеристики элементов и отказов системы ВАДС).

Дорожное движение – сложная социально-техническая система, представляющая собой совокупность участвующих в движении пешеходов и различных ТС, управляемых людьми.

Дорожно-транспортная система – совокупность всех ТС.

ТП – совокупность отдельных ТС.

При увеличивающемся уровне автомобилизации перед обществом встают две основные проблемы: 1.Проблема обеспечения эффективности дорожно-транспортной системы (снижение загрузки дорог и поддержание достаточно высокой средней скорости потока). 2) Проблема интегральной транспортной безопасности (связь м\у аварийностью и экологической ситуацией).

Причины проблем: 1) Недостаточная обеспеченность АТ соответствующими по параметрам путями сообщения (особенно заметна диспропорция развития автомобилизации и УДС в крупных городах). Статистически подтверждена зависимость м\у ДТП и плотностью дорожной сети (оптимальная плотность дорожной сети=0,3 км/км 2 ). 2) Недостаточная изоляция ТП от других участников движения. 3) Массовость профессии водителя, что сопровождается невысоким уровнем квалификации. Увеличивается вероятность возникновения ситуаций где водитель не имеет навыков и опыта по выходу из опасных ситуаций. 4) Повышение уровня экологической нагрузки при функционировании ДТ системы.

Решение данной проблемы: а) конструктивный способ, б)законодательная база (в настоящее время это Евро-2), в)организационный аспект (можно уменьшить выбросы СО и СН до 40-45% при правильной организации движения).

Характеристики элементов ВАДС:

В ОДД можно выделить такие компоненты : 1-ПДД, 2-Надзор за ДД, 3-Автоматизированное и автоматическое регулирование ДД, 4-Средства пассивного регулирования, 5-Уровни обслуживания движения.

3) Подсистема водитель должна учитывать свою внутреннюю структуру, оценивая следующие свойства: 1-Квалификация, 2-Возраст, 3-Пол, 4-Психофизиол. особенности, 5-Физическое состояние.

Читайте также:  Автомобиль опель блиц видео

4) Подсистема окружающая среда т.ж. имеет 2 составляющих 1.Социальная (социально-экономические факторы), 2.Климат.

Уровень надежности. Обоснование: Создание абсолютно надежной системы невозможно. Пусть F-уровень теоретически абсолютной надежности системы (вероятность отказаов=0), Fр– допустимая реальная надежность системы, в таком случае уровень надежности системы ВАДС будет определяться абсолютным значением – ΔF=F-Fр. Таким образом, задача обоснования надежности заключается в обосновании этой величины. Отказы системы ВАДС бывают 2 видов:

1)Мелкие отказы (ухудшение состояния дороги и т.п которые вытекают в ухудшение режимов движения, а следовательно ухудшение эффективности системы ВАДС).

2)Крупные отказы (ДТП). Они в свою очередь приводят к мелким отказам. Зная причины отказов, разрабатываются мероприятия по их снижению. Вводятся всевозможные ограничения как технические, так и законодательные.

Источник

Характеристика системы ВАДС. Факторы, связанные с внешней средой.

Характеристика системы водитель – автомобиль – дорога – среда

На безопасность дорожного движения оказывает влияние множество факторов, как объективных (конструктивные параметры и состояние дороги, интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования, время года, часы суток), так и субъективных (состояние водителей и пешеходов, нарушение ими установленных правил).

Таким образом, на дорогах существует сложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов человек, автомобиль, дорога, функционирующих в определенной среде. Эти элементы единой дорожно-транспортной системы находятся в определенных отношениях и связях друг с другом и образуют целостность. Они формируют факторы риска, которые могут привести к ДТП. С точки зрения безопасности дорожного движения интерес для системного изучения представляют как сами факторы риска, так и их различные сочетания, а именно:

Все разнообразие мер, применимых в качестве основных инструментов для повышения безопасности дорожного движения, можно подразделить по основным факторам риска ДТП на три группы:

Факторы, связанные с внешней средой

К факторам, связанным с внешней средой, увеличивающим потенциальный риск ДТП, относятся темное время суток, неблагоприятные погодные условия, опасное состояние дорожного покрытия, перегруженность дороги транспортными средствами, проведение дорожно-ремонтных работ. Эти факторы взаимосвязаны с дорожными, они увеличивают число ДТП, усиливая нагрузку на психику человека и требуя от него принятия решений в нестандартных ситуациях.

Такое соотношение определено условиями плохой видимости и тем, что ночью за рулем может быть больше водителей в состоянии алкогольного опьянения, утомленных, а поэтому менее внимательных. Неблагоприятные погодные условия ночью оказывают более негативное влияние, чем днем.

Неблагоприятные погодные условия.Статистические данные подтверждают, что во время осадков число ДТП увеличивается. Выявлены закономерности, что неожиданные осадки после продолжительного сухого периода вызывают резкое увеличение риска ДТП, а затяжные осадки вызывают адаптацию водителей, в результате чего число ДТП постепенно уменьшается.

Состояние дорожного покрытия.На скользком дорожном покрытии, сразу после наступления гололеда, риск возникновения ДТП возрастает.

По мере адаптации водителей к сложным дорожным условиям число ДТП постепенно уменьшается, влияние неблагоприятного внешнего фактора снижается.

Влияние состояния дорожного покрытия на относительный риск ДТП следующее:

Состояние дорожного покрытия Относительный риск ДТП

Неровности дорожного покрытия в сочетании с неблагоприятными погодными условиями способствуют увеличению риска ДТП.

В северных районах, характеризующихся продолжительными и холодными зимами, существуют недостаточные условия видимости и сцепные качества дорожных покрытий.

Наличие снега и льда увеличивает тормозной путь и опасность потери контроля над управлением транспортных средств. Снежные заносы вдоль дороги снижают видимость и уменьшают используемую ширину проезжей части дороги. Низкий коэффициент сцепления приводит к увеличению тормозного пути.

Перегруженность дороги транспортными средствами.Движение в насыщенном транспортном потоке характеризуется повышенной нагрузкой на психику водителей, поскольку движение в таких условиях требует от водителя быстрой реакции, напряженного внимания, прогнозирования действий других водителей, а также ограничивает возможности для маневра. Возрастает число ошибок участников дорожного движения, конфликтных ситуаций, что приводит к росту числа ДТП:

Читайте также:  Акустика для машины на автомобиль

Уровень транспортной Относительный риск ДТП

перегруженности на дорогах (число ДТП на 1 млрд. авт.-км)

Проведение дорожно-ремонтных работ.Наличие на дороге участков, где проводятся дорожно-ремонтные работы, создает препятствие для плавного движения транспортного потока, ограничивает пропускную способность дороги. На таком участке может возникать перегруженность дороги, что приводит к увеличению риска ДТП. Дорожные работы выступают как фактор неожиданности для водителя, особенно это опасно на участке, которым водитель привычно пользуется ежедневно.

Для предотвращения негативных последствий проведения дорожно-ремонтных работ рекомендуется:

использование средств сигнализации для привлечения внимания водителей, особенно в темное время суток;

информирование о проведении на дороге дорожно-ремонтных работ через средства массовой информации и сообщение об альтернативных маршрутах движения для разгрузки участка с ограниченной пропускной способностью;

использование эффекта присутствия представителей ГИБДД МВД России на подъездах к опасным участкам.

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 67 | Нарушение авторских прав

Источник

При строительстве новых дорог в проектах предусматривают обеспечение БДД при движении с расчетной скоростью в зависимости от категории дороги. При этом учитывают 3 фактора: 1) условия строительства дороги; 2) ТС; 3) особенности водителя.

В литературе это называется комплексом Д+А+В+С=БД

Дорога. Влияние дороги на БД имеет две составляющих:

1. постоянная- определяется геометрией трассы и земляного полотна.

2. переменная- а) природные факторы

б) климатические условия

в) времена года, месяца, суток.

Дорога влияет на БД через элементы ее трассы:

а) качество покрытия,

б) геометрич. параметры дороги

в) плотность дорожной сети

При правильном выборе и удачном сочетании 3 элементов трассы дорога может «вести» а/м, облегчая выбор параметров водителю: а)переходных кривых; б) поперечного уклона, психологически подсказывая водителям направление дальнейшего движения за пределами зоны непосредственной видимости.

Вывод: Рационально запроектированная дорога – один из путей снижения ДТП.

Водитель. Самая активная составляющая в комплексе, т.к водитель может корректировать недостатки в проектных решениях дороги и а/м: 1) правильной оценкой ДУ; 2) современным изменением режима движения.

Однако характеристики принимаемых водителем режимов движения весьма усреднены, потому что миллионы водителей отличаются друг от друга: а) квалификацией; б) индивидуальными психологическими особенностями.

Таким образом, БД обеспечивается в нормах на проектирование

1. режимами движения, заложенными в расчетные схемы

2. элементами плана

3. условиями управления а/м основной массой водителей.

Оценки условий движения с использованием линейных графиков (10.2)

Каждый коэф-т аварийности характеризует относительную вероятность возникновения ДТП на данном участке. По одной из причин, но по совместному влиянию в соответствии с теорией вероятности можно оценить общий коэф-т аварийности произведением частных коэф-ов:

Установленный в настоящее время перечень коэф-ов ХХХ не является исчерпывающим.

Уточнения должны идти по 2 направлениям:

1) для разных природно-географических районов

2) установление коэф-та, учитывающего неравномерности изменения транспортно-эксплуатационных характеристик по длине дороги при гололеде, тумане, периоде распутицы.

Существует 9 параметров при разной интенсивности движения в сутках:

К1– зависит от количества полос на дороге

К2– зависит от обочины (укрепленная/не укрепленная)

К3– зависит от ширины обочины

К4– зависит от продольного уклона

К5– от радиуса кривых в плане

К6– от видимости в плане

К7– от видимости в профиле (длина прямого участка)

К8– тип пересечений

К9– тип пересечений в одном уровне

Итоговый Кав-ти определяют на основе линейного графика исследуемого участка. На график наносят сжатый план и профиль дороги с выявлением на них элементов, влияющих на БДД.

При построении графиков трассу анализируют по данным каждого коэф-та.

Читайте также:  Автомобиль на ремонте рисунок

Метод коэф-ов аварийности может быть использован в следующих случаях:

1) при организации дорожной службы

2) проектными организациями БД при строительстве.

Источник

Взаимодействие элементов системы ВАДСУ при столкновении транспортных средств Текст научной статьи по специальности « Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Семенов Юрий Николаевич, Семенова Ольга Сергеевна

Interaction of “Driver Car Road Environment other Participants of movement” system elements at vehicles collision

Model “Driver Car Road Environment other Participants of movement” ( DCREP ) system is described. Interaction of DCREP system elements with each other at vehicles collision is considered. Parameters values influence on transition probability DCREP system in this or that condition is investigated.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие элементов системы ВАДСУ при столкновении транспортных средств»

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ВАДСУ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Рассмотрим модель системы “Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда-другие Участники

движения”. Отличие предлагаемой модели от ВАДС состоит в том, что “другие участники движения” выделяются в отдельную подсистему. Это позволяет учесть влияние элементов, входящих в данную подсистему, на уровень безопасности дорожного движения, а также используя системный подход рассмотреть взаимодействие элементов всех подсистем ВАДСУ.

Рассмотрим взаимодействие двух транспортных средств (/-го и /-го), движущихся по участку улично-дорожной сети. Для водителя /-го транспортного средства В/ “другим участником движения” будет являться водитель/-го транспортно-

а для водителя /-го транспортного

водитель /-го транспортного средства В/. Состояние системы ВАДСУ стабильно,

если водители /-го и /-го транспортного средства адекватно реагируют на дорожную обстановку и действия друг друга.

Стабильное состояние системы характеризуются следующими выражениями:

Л/ (, Д, С, В,) Гв(л1, Д, С, В,) )

реакция водителя /-го

Возникновение опасной дорожно-транспортной обстановки предполагает, что хотя бы один из водителей транспортных средств неадекватно реагирует на состояние остальных элементов систе-

мы ВАДСУ, однако систему еще можно перевести в стабильное состояние, то есть

д(л, Д, С, В/ )г ¥в(Аг, Д, С, В/)

Рис.1. Влияние скорости движения ведущего автомобиля на безопасную дистанцию

Основные параметры системы ВАДСУ

К основным параметрам, значения которых должны быть оценены при столкновении транспортных средств следует отнести: координаты месторасположения и характеристики препятствий, ограничивающих обзорность; характеристики дорожной разметки; режим и характер работы светофорных объектов; координаты расположения транспортных средств и место их столкновения; характер движения транспортных средств до и

Взаимодействие элементов системы ВАДСУ друг с другом при попутном столкновении ведущего и ведомого транспортного средства

В качестве примера взаимодействия элементов системы ВАДСУ друг с другом рассмотрим попутное столкновение ведущего и ведомого транспортного средства. Пусть система ВАДСУ имеет следующие значения параметров: скорость

Аварийное состояние системы

Опасное состояние системы

Скорость движении ведущего автомобиля, км/ч Рис. 2. Состояния системы ВАДСУ, в зависимости от скорости движения ведомого автомобиля и

после столкновения; техническое состояние и загруженность транспортного средства; расстояние перемещения транспортных средств в заторможенном состоянии до и после столкновения; места контакта транспортных средств при столкновении; расположение транспортных

средств и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга; дальность видимости препятствия.

Влияние значения параметров элементов системы ВАДСУ на вероятность ее перехода в то или иное состояние можно оценить с помощью моде-

При исправной тормозной системе ведомого автомобиля существуют две причины столкновения: либо запаздывание водителя ведомого автомобиля, либо неправильно выбранная им дистанция.

Согласно [1] и (2-5) система ВАДСУ находит-

безопасная дистанция между автомобилями,

ся в опасном состоянии, если Sф > S6,

В противном случае (Sф Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Источник

Ответы на популярные вопросы