Автомобиль как товар бухгалтерский учет

Списание и продажа автомобиля: учет и оформление

О порядке списания полностью самортизированного ОС (автомобиля), учете и документальном оформлении его реализации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Волкова и Вячеслав Горностаев.

Фирма хочет продать принадлежащий ей полностью самортизированный автомобиль. Каков порядок списания при продаже данного основного средства? Какие документы и в каком порядке следует оформить? Какие следует сделать бухгалтерские проводки?

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм, но при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ. При этом можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 (см. также информацию Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Решение о списании объекта ОС принимается созданной для этих целей комиссией и оформляется в акте на списание объекта ОС с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п.п. 77, 78 Методических указаний). За основу для разработки акта на списание автомобиля можно принять унифицированную форму № ОС-4а, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта ОС производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения (п. 80 Методических указаний). В учете делаются проводки:

Дебет 01, субсчет “Выбытие основных средств” Кредит 01, субсчет “Основные средства в эксплуатации”

– списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет “Выбытие основных средств”

– списана сумма начисленной амортизации.

Нормы российского законодательства не предусматривают каких-либо особых правил перехода права собственности на автомобили и не требуют госрегистрации данного факта. В общем случае датой перехода права собственности на автомобиль, реализуемый по договору купли-продажи, будет дата его передачи покупателю. Стороны вправе определить в договоре и иной порядок перехода права собственности на автомобиль к покупателю (например, по факту его оплаты).

Передача объекта ОС в собственность других лиц оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС (п. 81 Методических указаний), на основании которого производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта ОС. За основу формы акта приема-передачи может быть взята унифицированная форма № ОС-1, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, в которой предусмотрены обязательные для заполнения поля “Организация-получатель” и “Организация-сдатчик”. Если ОС передается физическому лицу, в указанную форму нужно внести соответствующие изменения.

Доходы и расходы от продажи ОС, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности, признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 “Доходы организации” и п. 11 ПБУ 10/99 “Расходы организации” в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 “Прочие доходы и расходы” в том отчетном периоде, к которому они относятся, т. е. в периоде их продажи (п. 31 ПБУ 6/01):

Дебет 62 Кредит 91, субсчет “Прочие доходы”

– по цене реализации отражен доход от продажи автомобиля;

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС”

– отражен НДС по реализованному объекту ОС (со стоимости реализации);

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 01, субсчет “Выбытие основных средств”

– списана остаточная стоимость объекта ОС;

Дебет 99 “Прибыли и убытки” (Кредит 91, субсчет “Сальдо прочих доходов и расходов”) Кредит 91, субсчет “Сальдо прочих доходов и расходов” (99 “Прибыли и убытки”)

– выявлен финансовый результат (убыток или прибыль) от реализации объекта ОС.

Для целей подтверждения факта передачи товара покупателю продавец вправе потребовать с него расписку (п. 2 ст. 408 ГК РФ), требования к содержанию которой стороны определяют самостоятельно. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (техпаспорт, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Источник

Учет затрат и доходов в автосалоне на ОСНО и УСН

Специфика работы автосалона заключается в осуществлении одновременно нескольких видов деятельности. Соответственно, бухгалтерия организации должна учитывать финансово-хозяйственные операции по всем актуальным направлениям. Входной НДС, доходы и затраты учитываются по видам деятельности. Нередко в автосалоне осуществляются облагаемые и не облагаемые НДС операции.

Общие правила действуют для организации и ведения бухучета розничной продажи автомобилей. То же самое касается учета операций, связанных с реализацией бонусных программ (скидки, программа лояльности, периодические акции).

Основные особенности организации учета в автосалоне

Ключевым в организации является розничное торговое направление. Бухгалтерский учет продажи автомобилей формируется аналогично учету непродовольственных товаров. Но некоторые нюансы все же имеются, на них стоит обратить внимание. Часто затраты в учете очень сложно разделить по направлениям. В этом случае бухгалтеру рекомендовано распределять затраты по удельному весу прибыли в отношении к общей сумме дохода.

НДС к вычету отражается в бухучете в автосалоне после отображения операции оплаты товара на счету организации. Порядок применяется стандартный, специфические нюансы и рекомендации отсутствуют.

Особняком стоят услуги дооснащения автомобилей. Подавляющее большинство салонов предлагают такие опции. Если дооснащение осуществляется на предпродажном этапе, затраты на него рекомендовано включать в себестоимость движимого имущества. Модернизация постфактум оформляется отдельным договором и проводится отдельным платежом. Соответственно, такие поступления и затраты на реализацию услуги учитываются обособленно.

Скидки и бонусы в бухучете автосалона включаются в состав внереализационных расходов.

Применяемые контировки

Бухгалтерия автосалона работает обычно со счетами 90, 44, 004, 41, 69 и 70. Каждый используется для отражения определенных операций. Основной 90 счет отражает выручку, затраты по всем видам деятельности. На счету 44 отражаются отдельные расходы. Счет 41 служит для учета товара для реализации после приобретения у поставщика. 70 счет используется для отражения зарплатных расчетов. А счет 69 отражает расчеты по социальному страхованию.

Что касается непосредственно контировок, по дебету счета 44, например, проводятся зачисление соцналога и списание цен материалов для предпродажной подготовки автомобилей. По дебету счета 90 проводится списание затрат на предпродажную подготовку. Принимаются автомобили к учету по дебету счета 41.

Налогообложение автосалона

Современные автоцентры могут совмещать режимы налогообложения. Основной системой выступает ОСНО или УСН. Для применения последней установлены ограничения по обороту, количеству сотрудников, остаточной стоимости основных средств и т.п. Применение ОСНО доступно всем организациям, от небольших до сетевых.

Специфика налогообложения определяется типом актуального режима. На ОСНО автосалоны рассчитывают и уплачивают максимальное количество налогов. УСН заменяет налоги на прибыль, имущество одним совокупным.

Если компания осуществляет несколько видов деятельности, для которых применяются разные налоговые режимы, обязателен раздельный бухгалтерский учет.

Первичные документы

Все операции, согласно нормативным требованиям, должны быть подтверждены документально. Бухгалтеру автомобильного салона приходится обрабатывать большой объем первичных документов. В необходимый минимум первички входят:

товарные накладные (для отражения выручки от продажи автомобилей);

акты приема-передачи (для оприходования машин);

бухгалтерские справки (для фиксации исполнения договорных обязательств, аннулирования себестоимости проданных авто, начисления НДС, оприходования товара, корректировки контировок при обнаружении учетных ошибок).

Также в автосалонах используются приходные, расходные кассовые ордеры, отчетные справки кассиров. Последние отражают поступление доплат по реализованным в розницу автомобилям.

Приведенный перечень является базовым. Организация вправе дополнить его самостоятельно разработанными учетными формами.

ТОП ошибок бухгалтера автосалона

Бухгалтерский учет сложен и специфичен. И чем больше направлений деятельности, тем выше риск ошибки при ведении учета одним специалистом.

Практика показывает, что погрешности в документах автосалонов – обычное дело. И нередко имеют место бухгалтерские ошибки. Последние могут иметь серьезные финансовые последствия. О репутации и говорить нечего. Недобросовестный налогоплательщик – ненадежный партнер. Стоит ли ставить прибыльный бизнес под угрозу, экономя на бухучете?

Продолжая разговор о бухгалтерских ошибках, стоит отметить несколько типовых:

неверный подсчет показателей в налоговой отчетности (технические ошибки, не связанные с занижением налоговой базы и суммы налога);

отсутствие раздельного учета при совмещении налоговых режимов;

отсутствие обязательных реквизитов в первичных документах, отсутствие расшифровки подписи ответственного лица, точного наименования товара и т.п.;

невыделение НДС в документах по налогооблагаемым операциям.

Если допускаются ошибки, занижающие налоговую базу, сумма штрафа может составить 20–40% от недоимки. Плюс будет насчитана пеня за каждый день просрочки расчета с бюджетом.

Что делать, если обнаружили ошибку в отчетности? Оформлять и подавать уточненную декларацию, доплачивать недоимку. Это минимизирует финансовые последствия и позволит избежать крупных штрафов.

Что делать, если нагрузка на бухгалтерию растет, а ресурсов на расширение штата не хватает? Передайте функцию на аутсорсинг. Это позволит оплачивать конкретные бухгалтерские услуги (от ведения учета до сдачи отчетности), а не рабочее время специалистов и соцпакет.

Источник

Приобретение и регистрация автотранспортного средства в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0. – ч. 1

Уж сколько материалов по учету автотранспортных средств мы выпустили за последнее время – не сосчитать! Про штрафы из ГИБДД писали, полисы ОСАГО и КАСКО рассматривали, и про такие расходы на служебный автомобиль как оплата парковки и аптечки не забыли вам рассказать. Конечно, не можем не упомянуть наши мастер-классы «Учет ГСМ и запчастей в 1С: Бухгалтерии», «Лизинг. Учет у лизингополучателя». Казалось бы, обо всём поговорили! А нет, «главного виновника торжества», как говорится, не рассмотрели, а именно: приобретение и регистрацию самих автотранспортных средств в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0. Спешим скорее исправиться.

Итак, начнем с теоретической части. Договор купли-продажи автомобиля обычно заключается в простой письменной форме в трех экземплярах: для продавца, покупателя и органов ГИБДД. Нотариально оформлять такую сделку не требуется, об этом гласят ст. 158, 160, 161, 163 ГК РФ.

Помимо договора в обязательном порядке оформляется акт приёма-передачи. Этот документ является подтверждением факта передачи автомобиля от продавца к покупателю.

Следующим шагом нового владельца к оформлению автомобиля является поход в отделение ГИБДД в течение 10 суток после приобретения. Там необходимо заполнить специальное заявление для постановки транспортного средства на государственный учет согласно пп. 1 п. 3 ст. 8 ФЗ от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ и оплатить обязательную госпошлину, размеры которой установлены пп. 36, 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

От того какие цели вы преследуете при приобретении автомобиля зависит его отражение в программе.

Если автомобиль куплен для перепродажи, то такое имущество необходимо принимать как товар на счет 41.

Если же в отношении него будут одновременно выполняться нижеперечисленные условия п.4 ПБУ 6/01, тогда автомобиль принимается к учету в качестве объекта основных средств:

• объект будет использоваться в производственной или управленческой деятельности, или сдаваться за плату во временное пользование;
• срок использования объекта превышает 12 месяцев;
• не предполагается дальнейшая продажа объекта;
• объект способен приносить экономические выгоды в будущем.

Рассмотрим условный пример: 07.07.2020 г. организация ООО «Конфетпром» приобретает автомобиль KIA Sportage 2020 года выпуска стоимостью 2 300 500,00 руб. (в т.ч. НДС 20% – 383 416,67 руб.) с мощностью двигателя 180 л.с. Автомобиль введен в эксплуатацию 09.07.2020 г. и 13.07.2020 г. зарегистрирован в ГИБДД г. Краснодара. Государственная пошлина за регистрацию автомобиля в размере 3 500,00 руб. уплачена 13.07.2020 г. и включена в расходы организации.

Шаг 1. Оплата поставщику.

Введем документ списания с расчетного счета, укажем в нём все основные данные: получателя, сумму, номер и дату договора.

Нажмем кнопку «Провести». Программа сформирует нам следующие проводки: Дт 60.02 Кт 51.

Шаг 2. Отражение факта приобретения автомобиля.

Далее примем автомобиль на учет в качестве основного средства. Для этого зайдем в раздел «ОС и НМА» и создадим новый документ «Поступление оборудования».

Позицию номенклатуры на вкладке «Оборудование» оформим согласно следующего рисунка. Вид номенклатуры должен быть обязательно «Оборудование (объекты основных средств)»

По кнопке «Провести» программа сформирует проводки зачета аванса Дт 60.01 Кт 60.02, отнесет автомобиль на счет 08.04.1 и выделит НДС, согласно Инструкции по применению плана счетов, на счет 19.01.

Создадим новый документ по кнопке «Создать».

Вводим необходимые нам данные: Материально-ответственное лицо, местонахождение автомобиля.

На вкладке «Внеоборотный актив» обязательно указываем способ поступления ОС «Приобретение за плату».

На вкладке «Основные средства» добавляем новый элемент по кнопке «Создать».

Обязательно указываем группу учета ОС «Транспортные средства».

Далее заполняем вкладку «Бухгалтерский учет», выбираем способ начисления амортизации, срок полезного использования ОС.

В налоговом учете срок полезного использования ОС устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

В бухгалтерском учете этот срок устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом в бухгалтерском учете срок может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета рекомендуем выбираем одинаковый способ начисления амортизации и срок полезного использования на вкладке «Налоговый учет».

Заполнение вкладки «Амортизационная премия» принимается вами самостоятельно. Почитать об этом можно в нашей статье «Амортизационная премия при приобретении основных средств в 1С: Бухгалтерии 8 ред. 3.0».

Посмотрим поводки, сформированные программой: Дт 01.01 Кт 08.04.1

Шаг 3. Отражение госпошлины.

Теперь необходимо отразить оплату и учет госпошлины.

Плата за регистрацию автомобиля в органах ГИБДД считается госпошлиной на основании пп. 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Госпошлина, уплаченная за регистрацию автомобиля в органах ГИБДД, может учитываться двумя способами:

1) включаться в первоначальную стоимость автомобиля как объекта ОС (п. 8 ПБУ 6/01), если она уплачена до принятия объекта на учет в качестве основного средства, т.е. до ввода в эксплуатацию;

2) если автомобиль уже введен в эксплуатацию до регистрации в ГИБДД, то пошлина учитывается либо в составе расходов по обычным видам деятельности, либо в составе прочих расходов (п. 14 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99). Этот пункт зависит от назначения использования объекта.

В нашем примере автомобиль введен в эксплуатацию 09.07.2020 г. до регистрации в органах ГИБДД г. Краснодара. Государственная пошлина за регистрацию автомобиля в размере 3 500,00 руб. уплачена 13.07.2020 г. и включена в расходы организации.

Оплатим госпошлину и сформируем банковскую выписку.

При вводе документа «Списание с расчетного счета» выбираем Вид операции «Уплата налога». В поле Налог вручную создаем необходимый нам элемент по кнопке «Создать».

Введем наименование госпошлины и необходимый нам КБК 18810807141011000110. Нажмем кнопку «Записать и закрыть».

Госпошлина за регистрацию автомобиля является федеральным сбором на основании п. 10 ст. 13 НК РФ. Укажем это при выборе счета 68.10.

По кнопке «Провести и закрыть» программа сформирует проводки Дт 68.10 Кт 51.

Может быть ситуация, когда госпошлина оплачивается наличными денежными средствами в терминале в самом ГИБДД. Тогда вы должны сделать в программе авансовый отчет.

Так как госпошлина уплачена после ввода объекта ОС в эксплуатацию, то она учитывается в составе расходов. Делается это ручной операцией в разделе «Операции».

Введём необходимые нам данные. Статью затрат «Госпошлины» создаем вручную для корректного отражения затрат на счете 26.

Вид расхода укажем «Налоги и сборы».

Шаг 4. Начисление амортизации.

Проверим начисляется ли автоматически амортизация на наш автомобиль.

Для этого зайдем в раздел «Операции» и выберем процедуру «Закрытие месяца».

Выполним закрытие месяца за август 2020 г.

Откроем проводки по регламентной процедуре «Амортизация и износ основных средств».

Как видим, программа прекрасно рассчитала амортизационные отчисления.

Ознакомиться с самыми распространенными ошибками при начислении амортизации можно тут.

Расчет транспортного налога по автомобилю и отражение этих данных в декларации по транспортному налогу рассмотрим в нашей следующей статье.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Источник

Демонстрационный автомобиль: учет, налоги

Автор: С. В. Манохова

Каков порядок бухгалтерского учета автомобилей, используемых дилером для совершения тестовых поездок потенциальными покупателями? Могут ли указанные автомобили амортизироваться в целях налогообложения?

В большинстве автосалонов потенциальный покупатель может прокатиться на понравившейся ему модели авто (как правило, дилеры имеют целый парк автомобилей для тест-драйва – по одной-две машины на каждую модель). Указанные автомобили регистрируются в органах ГИБДД, как правило, страхуются по КАСКО на случай ДТП. Впоследствии тестовые экземпляры автомобилей продаются с существенной скидкой. Каков порядок бухгалтерского учета названных авто? Могут ли они амортизироваться в целях налогообложения?

Формулировки дилерского соглашения.

Прежде чем приступить к анализу ситуации, озвучим условия стандартного дилерского договора: поставщик предоставляет дилеру неисключительное право, а дилер принимает на себя обязанность осуществлять продажу договорной продукции клиентам (автомобилей и оригинальных и (или) рекомендованных поставщиком и приобретенных у поставщика запасных частей, расходных материалов и аксессуаров для автомобилей), а также обеспечивать сервисное и гарантийное обслуживание продукции.

Согласно договору дилер обязан иметь демонстрационные автомобили, допущенные к дорожному движению, находящиеся в исправном и готовом для использования состоянии, в количестве и ассортименте моделей, предусмотренных в годовом плане поставки. Предназначение таких автомобилей – предоставить возможность потенциальному клиенту совершить ознакомительную поездку «тест-драйв», в результате которой можно установить достоинства (недостатки) автомобиля определенной марки (модели).

В отношении демонстрационных автомобилей заключаются договоры купли-продажи отдельно на каждый автомобиль. Минимальный срок использования автомобиля в качестве демонстрационного составляет шесть месяцев со дня постановки на учет. По окончании срока демонстрационный автомобиль может быть выведен из тест-драйва, снят с учета и продан конечному потребителю со скидкой (расчетная скидка – 10% от рекомендованной розничной цены).

Бухгалтерский учет.

Для ответа на первый вопрос (каков порядок бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей?) обратимся к положениям ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Основные средства».

Согласно п. 2 первого из названных документов в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются четыре условия:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Прочитав формулировки названных выше ПБУ, однозначно сказать, к какому из этих двух типов активов относится демонстрационный автомобиль, нельзя.

Условия признания актива в качестве ОС

Выполняется (+), не выполняется (-)

Демонстрационный автомобиль предназначен для использования в предпринимательской деятельности торгового предприятия (в частности, для активизации покупательского спроса)

Данное условие можно считать выполненным, если автомобиль в качестве демонстрационного образца организация планирует использовать свыше 12 месяцев

По окончании эксплуатации демонстрационный автомобиль планируется продать (при этом данный автомобиль будет считаться бывшим в употреблении, поскольку он был зарегистрирован, а потом снят с учета в органах ГИБДД)

Четвертое условие признания актива в качестве ОС по своему смыслу близко к первому, поскольку использование актива в деятельности предприятия само по себе подразумевает его способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем

Таким образом, автомобиль, предназначенный для тест-драйва, – нечто среднее между двумя видами активов (товар, основное средство). Как правило, торговые организации при принятии решения о том, в качестве какого актива учитывать данные автомобили, ориентируются на предполагаемый срок их эксплуатации в автосалоне. Если планируется использовать ТС в качестве демонстрационных автомобилей длительное время (более одного года), целесообразно принимать их на учет в качестве ОС. Если же планируемый срок эксплуатации невелик (скажем от шести месяцев до одного года), разумнее учитывать их в качестве товаров.

Налоговый учет.

Итак, выше мы рассмотрели вопросы бухгалтерского учета автомобилей, используемых для тест-драйва. Далее поговорим о налоговой стороне вопроса. Идентичны ли правила квалификации ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Какое имущество признается амортизируемым в целях налогообложения прибыли?

Под основными средствами в целях применения гл. 25 НК РФ понимается часть имущества:

используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией;

первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Понятие амортизируемого имущества содержится в ст. 256 НК РФ. Так, амортизируемым признается имущество:

которое находится у налогоплательщика на праве собственности;

которое используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

со сроком полезного использования более 12 месяцев;

первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Обратите внимание: критерии признания активов в качестве основных средств (амортизируемого имущества) в бухгалтерском и налоговом учете не идентичны. В частности, в целях ведения налогового учета не имеет значения дальнейшее применение актива (то, что организация предполагает последующую его продажу). Кроме того, в налоговом учете речь идет о сроке полезного использования объекта ОС, под которым понимается период, в течение которого он служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика, при этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы[1]. В то время как в бухгалтерском учете важен другой критерий – предназначение актива для использования в течение длительного времени на конкретном предприятии.

Возникает вопрос: вправе ли организация учитывать автомобили, предназначенные для тест-драйва, в составе товаров в целях ведения бухгалтерского учета и в составе амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли? Теоретически, да. В подтверждение этого вывода приведем пример из арбитражной практики (см. Постановление АС ВВО от 30.05.2017 № А79-5411/2016).

Мнение налоговиков.

В ходе налоговой проверки инспекторы установили, что организация в проверяемый период учитывала демонстрационные автомобили в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары». В налоговом учете она признала их амортизируемым имуществом и ежемесячно начисляла амортизацию. Одновременно с этим налоговый орган установил, что в ряде случаев такие автомобили были проданы покупателям (считая с даты их приобретения) через продолжительное время (более года), а в ряде случаев – в период менее года.

По мнению инспекторов, спорные тестовые автомобили не отвечают критериям отнесения приобретаемого имущества к амортизируемому и не могут быть приняты на учет в качестве основных средств. Причем тот факт, что в отдельных случаях автомобили эксплуатировались в организации более года, не повлиял на принятое налоговиками решение.

Что интересно: в отношении демонстрационных автомобилей, приобретенных ранее и учтенных обществом на счете 01 «Основные средства», инспекция посчитала правомерным списание затрат путем отнесения амортизационных отчислений на расходы в период использования автомобилей в производственной деятельности.

Из объяснений налогоплательщика.

Ранее тестовые автомобили отражались в бухгалтерском учете на счете 01. В проверяемый период бухгалтером было принято решение учитывать их на счете 41 на том основании, что в целях ведения бухгалтерского учета не выполняется условие 3 для признания актива в качестве ОС.

То есть налоговики возможность начислять амортизацию в налоговом учете напрямую увязали с алгоритмом бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей.

Мнение арбитров.

В статье 256 НК РФ не содержится условие о том, что для отнесения имущества к амортизируемому в целях ведения налогового учета необходимо соблюдение условия о том, что организация не предполагает дальнейшую перепродажу объекта.

В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Таким образом, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в период использования тестовых автомобилей в деятельности организации путем начисления амортизации соответствует положениям ст. 256 НК РФ и установленному ст. 272 НК РФ принципу равномерности признания доходов и расходов при исчислении налога на прибыль. Более того, указанный подход не приводит к потерям в бюджете, а наоборот, исходя из названного принципа равномерности признания доходов и расходов, позволяет равномерно учитывать расходы в отношении имущества, приносящего доход в длительный период.

Доводы инспекции о неправомерности учета тестовых автомобилей в составе амортизируемого имущества лишь на том основании, что налогоплательщик учитывал их на счете 41, не правомерны, поскольку законодатель исходит из различного применения понятий «основное средство» и «амортизируемое имущество» для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.

В итоге суд сделал вывод, что демонстрационные (тестовые) автомобили правомерно учтены обществом в налоговом учете в составе амортизируемого имущества, а их стоимость частично списана через механизм амортизации.

Нормы бухгалтерского и налогового учета активов, расходов, доходов не идентичны. В частности, следуя буквальному прочтению бухгалтерских и налоговых норм, автомобили, используемые для тест-драйва и предназначенные для последующей продажи, допустимо отражать в бухгалтерском учете в качестве товаров, в налоговом учете – в качестве амортизируемого имущества. Но это в идеале. На практике такое «несоответствие» наверняка бросится в глаза налоговым инспекторам, и велик риск, что они посчитают признание в налоговом учете амортизационных отчислений неправомерным.

В то же время, мы видим, что судьи в подобной ситуации могут принять сторону организации. Как всегда, выбор алгоритма действий – за налогоплательщиком.

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. В соответствии с названной классификацией легковые автомобили включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.

Источник

Читайте также:  Автомобиль мустанг 0841 in
Ответы на популярные вопросы