Автомобиль калина когда менять фильтры

Признаки замены топливного фильтра

Говорить о высоком качестве топлива, реализуемом на наших заправках, к сожалению, не приходится. В составе горючего присутствует большое количество различных примесей, в том числе мелких частиц грязи. Если бы в автомобиле не было специальных приспособлений, капремонт двигателя стал бы обычным делом. Для отчистки топлива в автомобиле есть специальное приспособление – топливный фильтр.

Ошибка новичков в том, что они считают этот узел практически вечным. При этом замена фильтрующего элемента производится редко или не делается вовсе. Но загрязненный узел опасен для автомобиля — он вредит мотору, так как эти частицы представляют собой абразив, и попадая в двигатель, они оседают в камере сгорания, и не полностью сгорают при воспламенении, это очень пагубно влияет на камеру сгорания и на все узлы двигателя. Вот почему замена топливного фильтра так важна, а выполнение этой работы стоит осуществлять вовремя.

Проблема в том, что многие автовладельцы не знают, как получить доступ к устройству и заменить его. На самом же деле здесь нет ничего сложного — все работы реально сделать своими руками и без посещения СТО. Главное — изучить инструкцию, определиться с месторасположением узла и подготовить инструмент.

Расположение топливного фильтра, и сроки его замены?

На современных автомобиля, фильтр располагается недалеко от топливного бага. Его фиксация производится с помощью крепежных хомутов. Замена топливного фильтра, в инструкции по эксплуатации ТС, должна осуществляться с периодичностью в 30 тысяч. Но практический опыт применения показывает другие цифры. Из-за низкого качества бензина, замена должна осуществляться раз в 13-15 тысяч пробега.

Признаки неисправности топливного фильтра.

Учтите, что забитый фильтрующий элемент приводят ко многим проблемам.
Кроме уже перечисленных признаков ощущается заметное падение мощности мотора. Если у Вас появились данные симптомы, то поменяйте топливный фильтр, это можно сделать в гараже своими руками, если у вас есть яма.

Чистка сетки бензонасоса.

Процесс обслуживания фильтрующего элемента проходит в два этапа. Для начала снимайте топливный насос. Здесь алгоритм такой:

Как поменять топливный фильтр

Как только топливный насос вычищен, а загрязненная сетка заменена, меняйте сам фильтр. Выше упоминалось, что этот узел расположен возле колеса задней оси (справа). Замена топливного фильтра делается так:

После снятия старого узла не лишним будет разобрать его, и оценить реальное состояние применяемого топлива. Кроме того, по текущему уровню загрязнения несложно понять, с какой периодичностью производить замену неисправного элемента в будущем.

Как видно из статьи, поменять устройство своими руками и без посещения сервиса реально. Для этого требуется только минимальный набор знаний и инструмента. Общее время на выполнение работы — до получаса (при отсутствии опыта — до часа).Установка нового насоса и фильтрующего элемента, а также очистка бака должны выполняться в один цикл работ.

Подведем итоги.

И главное — не затягивайте с заменой загрязненного фильтра. В противном случае высок риск появления серьезных последствий для автомобиля.

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Основная задача прибора фильтрующего топливо – очищение горючего от попавших в него ненужных частиц. Присутствующая вода в топливной системе вызывает ржавление форсунок, приводит к развитию коррозии и это влечет за собой дисфункцию мотора, засоряет топливную систему. Данный элемент авто способствует очистке некачественного топлива от частиц смол и всевозможных присадок, которые подливаются к горючему недобросовестными производителями.

Топливный фильтр может загрязниться в результате:

Причины засорения фильтра

Забитый топливный фильтр является следствием его загрязнения. Водители, только купившие свое первое поддержанное авто, как правило, становятся жертвами забившегося топливного фильтра.

Важно! Покупая машину б/у, вы должны учитывать то, что прежний автовладелец мог не позаботится о замене расходников, когда это требуется. Насчет качества топлива, которое вливалось в мотор машины тоже большой вопрос. Знайте, что при частой заправке машины на незнакомых АЗС, расходники требуют более частой замены.

Продают топливо только крупные бизнесмены, ведь это продукт, требующий высокой окупаемости, поэтому его поставляют лишь проверенные продавцы. У мелких заправочных станций зачастую встречаются в топливе всевозможные присадки или даже смолы, которые и удаляет топливный фильтр, чтобы продлить долговечность форсунок и не засорить мельчайшие детали. Для машины с пробегом это не страшно. В этом случае можно смело браться за работу по замене устройства. Замена расходника новичком-автолюбителем это опасная вещь. Здесь существуют определенные риски.

Меняем фильтр на карбюраторных моторах

В случае наличия у двигателя карбюраторной системы впрыска, топливный фильтр располагается в моторном отсеке. Вид у него пластиковой или металлической детали с двумя трубками, идущими в сторону бака и к двигателю или топливному насосу. Чистить топливный фильтр, смысла нет вообще. Самостоятельно у вас не получится надлежащим образом почистить мельчайшие соты, загрязненные попавшим туда мусором.

Чтобы поменять фильтр сперва расслабляются зажимы с двух сторон, а потом вынимаются трубки для высвобождения фильтра. Вместо старого устройства устанавливается новый с придерживанием направления поступления туда топлива (ориентироваться на стрелку). Затем следует насадить трубки и установить зажимы обратно, проверив их хорошую присадку. В конце включаем зажигание и заводим мотор, чтобы проконтролировать герметичность установленных нами соединений.

Здравствуйте, дорогие друзья! Как же приятно видеть вас здесь и понимать, что мы работаем не зря, наши статьи вам нравятся. Особенно приятно читать комментарии и отвечать на ваши вопросы.

Читайте также:  Автомобиль хэтчбек до 600 тысяч рублей новый

Сегодня предлагаю продолжить тематику расходников и поговорить про топливный фильтр. Многие недооценивают значение этого устройства, а зря. От него во многом зависит работоспособность, исправность и технические характеристики автомобиля.

Устройство может располагаться на топливной магистрали между баком и насосом, либо быть погружного типа — это фильтр топливного бака. Вообще следует понимать, что бензин — вещество не самое чистое. Обычная сетка, через которую проходит заливаемое горючее, всего мусора собрать не может, а предназначена лишь для крупных частиц.

Чтобы до бензонасоса и двигателя не доходил мусор, влага, дабы не скапливалась вода в топливной системе и машина работала как часики, нужно регулярно следить за состоянием топливного фильтр. Очистка горючего обеспечивает оптимальное качество топливовоздушной смеси, а потому мотор функционирует в идеальных для него условиях.

Зачем он нужен

Затем следует фильтр тонкой очистки. Именно про него мы будем говорить. Такой элемент называют топливным фильтром. С его помощью задерживаются мелкие частицы. Но даже они могут проникать в ваш дизельный мотор или бензиновый инжектор.

Пыль, грязь, мусор, элементы ржавчины. Все это может проникать в систему, из-за чего оказывается забитый патрубок, трубка, клапан, топливный шланг, узлы бензонасоса. Ничего хорошего из этого не выйдет, если не будет произведена своевременная замена.

Чтобы понимать, как заменить фильтр, какой элемент выбрать и как подобрать аналог тому устройству, которое вы собираетесь менять, нужно иметь хотя бы элементарные представления про столь важный компонент автомобиля.

Предлагаю начать с разновидностей.

Современные топливные фильтры, устанавливаемые на автомобили Форд Фокус, Ниссан Альмера, Хендай Солярис, Нексия, Мазда, Опель, BMW e60, Рено Логан и Меган, Киа Рио и множество других, имеют минимум две степени очистки.

И тут у вас наверняка возник главный вопрос — где находится фильтрующее устройство? Я не знаю. Нет, я могу ответить, но если вы мне назовете конкретно, какая марка вашего авто или какого года выпуска. Ведь на той же Нива Шевроле, разных моделях Опель, Тойота, Мазда, на Фольксвагене Пассат Б3, а также на отечественных ВАЗ 2114, 2112 и 2110 расположение может отличаться.

Однако они всегда находятся где-то между двигателем и бензобаком, поскольку задача фильтра — предотвратить попадание загрязнений в мотор, пока топливо двигается от бака к мотору. А что находится в самом бензобаке? Верно, устройство грубой очистки. Это дополнительный фильтрующий элемент, чтобы всякие недобросовестные АЗС не портили вам вашу машину.

Теперь что касается самих видов фильтров. Какой элемент будет стоять на автомобиле? Это зависит от типа двигателя. Их, как вы знаете, три. Если не считать электромоторы. Ну там потребности в топливном фильтре нет, как вы понимаете.

Потому различают три вида фильтров:

Расположение

Вот купили вы себе новенький седан и думаете, что для этого двигателя пора бы поменять фильтр. Хотите выбрать лучший? Ну тогда присмотритесь к устройствам Cummins (Камминз). Mann, Герц (Herz). Они неплохо себя зарекомендовали, да и стоят достаточно немного.

Вы наверняка знаете, дизельный у вас мотор, инжекторный или карбюраторный. Это важно, чтобы понять расположение фильтра тонкой очистки, то есть нашего сегодняшнего героя.

Любая топливная система обязательно должна включать в себя ТФ. Меняют их в сборе, то есть нет смысла снимать сами фильтрующие элементы (обычно это специальная бумага), оставляя пластик или металл. Обязательно смотрите на номер и артикул того фильтра, который установлен на вашу машину, сверяйтесь с руководством по эксплуатации от завода. Это единственный источник правдивой информации касательно обслуживания конкретно вашего автомобиля в этой комплектации и с этим типом двигателя.

Когда пора менять

Вы можете купить себе новый ТФ буквально сразу, как приобрели машину с салона или взяли с рук. Но через сколько его можно или нужно менять?

Если вы поменяете ТФ на подержанном авто сразу, как только переоформите его, ничего плохого не случится. Неизвестно какой там стоял фильтр до этого и сколько он уже накатал километров и как давно его менял предыдущий владелец.

Периодичность замены ТФ может существенно отличаться в зависимости от целого ряда факторов:

Только конкретное руководство по эксплуатации может вам ответить. И то, как часто меняется ТФ, зависит от вас конкретно.

Вообще, скажу я вам, многие считают, что на дизельных машинах ТФ меняют каждые 30 тысяч километров пробега, а на бензиновых — от 60 до 100 тысяч километров. А некоторые автопроизводители вовсе говорят, что установленный с завода фильтр прослужит столько же, сколько сама машина.

Увы, но эти цифры далеки от истины. Почему? Все просто. Здесь учитывается идеальное условие эксплуатации. То есть ровные дороги, высококачественное топливо, размеренный стиль вождения и так далее. Что из этого есть у вас? Лично у меня проблемы по всем пунктам, поскольку ездить по нашим дорогам подобным образом невозможно, даже при большом желании.

Потому реалии таковы, что дизельные фильтры меняют каждые 10-30 тысяч километров, а бензиновые — 20-60 тысяч. Да, есть исключения, когда машина редко эксплуатируется, водитель предельно аккуратный и заправляется на самых лучших АЗС. Тут фильтр действительно может прослужить все 50-100, а то и больше тысяч километров.

Дам один далеко не самый плохой совет. Учитывайте пробег и сопоставляйте с условиями эксплуатации автомобиля. Так вы точно будете понимать, как часто следует менять ТФ.

Автомобиль — это настолько продвинутое изобретение, что он сам подаст признаки, свидетельствующие о необходимости замены.

Машина говорит «Пора!»

Есть топливный датчик, показатели температуры двигателя, выхлопная система, отзывчивость педали газа и прочие источники информирования о состоянии фильтрующего устройства.

Когда машина говорит о возникших проблемах, водитель сразу же меняет расходники. После замены все возвращается к прежнему состоянию и так до следующего обслуживания.

Когда менять? Тогда, когда автомобиль выдает следующее:

Перед тем как поменять ТФ, обязательно загляните в руководство по эксплуатации, посмотрите видео и точно определите, где стоит фильтрующее устройство конкретно в вашем случае.

Читайте также:  Автомобиль педальный не механический

На самом деле заменить фильтр своими руками не составляет проблем в большинстве машин. Хотя на некоторых снятие требует помощи специалистов. Не знаю почему, для меня это загадка, но некоторые автопроизводители ставят фильтры в такие глубокие и труднодоступные места, что диву даешься. Видимо, это специально для того, чтобы вы обращались в специализированный автосервис. Других объяснений тому, где стоит ТФ, я найти не могу.

Еще один важный вопрос — это цена. Как вы думаете, сколько стоит ТФ? Немного. Нет смысла покупать на недорогой автомобиль какой-то супер дорогой фильтр. Есть рекомендации относительно характеристик фильтр, предусмотренных заводом. Им и следуйте. Можете даже сравнить фильтр по фото и найти себе точно такой же, если предыдущий работал отлично, но его ресурс уже иссяк.

Надеюсь, статья была полезной и доступной. Пишите свои комментарии, оставляйте отзывы и задавайте вопросы. Будем на них отвечать.

Подписывайтесь, приглашайте своих друзей и не забывайте о нас!

(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!

Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!

Источник

Замена салонного фильтра на Калине: как часто меняете?

Опции темы
Поиск по теме

Замена салонного фильтра на Калине: как часто меняете?

С момента покупки сам салонный фильтр не менял. Полагался на ТО.
Но несвоевременная замена салонного фильтра приводит к выходу из строя резистора печки.

Вопрос, как его часто менять?

А какая разница,калина,или нет?
я сначала пару раз простукивал и пылесосил,потом поменял у себя.ничего не сгорело.думаю раз в 2 года(или через 20-30тыщ)-нормуль.
ЗЫ.у меня пробеги маленькие,10-15 тыщ в год.но по просёлку много катаюсь.

1-2 раза в год.
и ещё вопрос, откуда там листва.
ну, пыль. ну, мухи. но листва. О_о

Меняю салонный фильтр исключительно на ТО (10000 км), но на Вазовских машинах салонный фильтр мало помогает, пыль через двери и багажник не хило затягивает. Не зря же Вазвоские хечи называют “пылесосы”

Мне кстати завтра нужен промышленный пылесос! Эт. а резинки поменять от дверей никак?

Так они новые как и машина, читал на профильном сайте, пацаны колхозоят иномарашные вроде получше но сомнительное мероприятие.

мой косяк, в авто вообще, конечно)

У меня с этим проблем нет. Периодически пылесошу авто и пыли в салоне немного.

Плюс, на мойке сразу же видно было бы, если бы где-то пыль или вода попадали в салон.
Я как-то перед мойкой не до конца дверь багажника закрыл. сразу было видно, что попадает влага.

Блин, всю тему не читал, калины у меня нет, но мнение имею. Я мыл салонный фильтр 🙂 А на зиму убираю. Вот!

А у тебя фильтр из какого материала,не бумажный чтоль?так то намокшая пыль превращвется в хороший монолитный бетон,забивает все поры и пропускная способность становится нулевой. (на пылесосе раз постирал. и выкинул.)

нет, не бумажный фильтр. из волокон, синтетика какая-то.

Источник

Через сколько надо менять воздушный фильтр

Рекомендуемые сообщения

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Для оптимального смесеобразования в камеру сгорания должны поступить 1 часть топлива и 15 частей воздуха без загрязнений. Условия, в которых приходится трудиться автомобилю, не всегда идеальны. В воздухе, который попадает в двигатель, находится множество инородных частиц: пыль, грязь, элементы горения, мошки и много другого мусора. Все это забьет топливную систему или другим образом навредит двигателю, если не будет очищено. Для этой цели применяется воздушный фильтр. Грязь оседает на фильтре, ухудшая его характеристики. В связи с этим элемент требует периодической замены.

Типы воздушных фильтров

Существует несколько типов фильтров, которые применяют на всех видах транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания:

Несмотря на различия, все они должны удовлетворять двум условиям: очистить поступающий в двигатель воздух, от примесей и не препятствовать нормальному наполнению цилиндров. Обслуживаемые фильтры обычно состоят из какого-либо пористого материала (губка, спутанная леска, металлическая стружка и т.д.), который смачивают моторным маслом или специальными жидкостями.

Фильтры с картонным или синтетическим элементом в своей основе состоят из полотна, сложенного в гармошку. Они очищают воздух за счет наличия в структуре материала мелких отверстий, задерживающих грязь. Нулевики обычно тоже изготавливаются из синтетического материала, но с гораздо большими отверстиями. А для обеспечения достаточной фильтрации на них наносится специальный состав.

Как часто менять

Производители автомобилей, как правило, указывают периодичность замены воздушного фильтра. Эту информацию можно найти в инструкции по эксплуатации, либо на корпусе фильтра. Обычно она составляет 15-30 тысяч километров. Превышать рекомендованные сроки крайне нежелательно. Это может привести к преждевременной поломке двигателя. Особенно если машина эксплуатируется в сложных условиях. Например, на проселочных дорогах, где много пыли. Забитый фильтр не пропускает достаточное количество воздуха, из-за этого мотор работает на обогащенной смеси. У двигателя падает мощность, в нем образуется много сажи, возрастает опасность перегрева.

Рекомендуется оценивать состояние фильтра так часто как это возможно. Если он значительно изменил цвет, есть видимые следы замасливания, то следует заменить элемент немедленно. Замена картонных и синтетических фильтров при каждой замене масла – одно из самых правильных и распространенных решений. Обслуживаемые фильтры не требуют замены, однако нуждаются в более частом внимании. Чистке, промывке, повторном смачивании. Особенно в условиях повышенной запыленности.

Использование фильтров нулевого сопротивления на стандартных автомобилях не дают какого-либо видимого эффекта. Такие элементы впускной системы обычно устанавливают на форсированные и спортивные автомобили. Они обеспечивают лучшее прохождение воздуха, но гораздо хуже фильтруют воздух, снижая ресурс двигателя. Каждый автолюбитель должен отдавать себе отчет в том, что своевременная замена такой недорогой детали как воздушный фильтр, продлит жизнь двигателя и сэкономит средства на ремонт.

Читайте также:  Автосалоны барнаула цены подержанные автомобили

В процессе эксплуатации транспортного средства одни водители предпочитают обслуживать автомобиль строго по регламенту, который четко прописан в руководстве по эксплуатации конкретного ТС. Однако другие автовладельцы сознательно увеличивают интервалы плановых замен тех или иных элементов.

Главным аргументом является то, что ресурс так называемых «расходников» обычно больше заявленного в мануле интервала рекомендуемой замены. Сразу отметим, такой подход является ошибочным по целому ряду причин, особенно на территории СНГ. Например, визуальная оценка свечей зажигания и наличие на них искры еще не говорит о том, что их не нужно менять.

В этой статье мы поговорим о том, как часто меняют воздушный фильтр двигателя, почему необходимо следить за его состоянием, какие факторы и условия влияют на срок службы указанного элемента, а также через сколько километров менять воздушный фильтр в том или ином случае.

Читайте в этой статье

Почему необходима регулярная замена воздушного фильтра двигателя

Как известно, в цилиндрах любого ДВС сгорает не топливо, а топливно-воздушная смесь. Указанная смесь представляет собой определенное соотношение горючего и воздуха. Другими словами, чтобы сжечь какой-либо объем бензина, солярки или газа, необходимо также подать в двигатель соответствующее количество воздуха.

Более того, объем поступающего воздуха напрямую будет влиять на эффективность и полноту сгорания порции топлива. Что касается автомобильных двигателей, они бывают бензиновыми и дизельными, атмосферными, компрессорными и турбированными.

В атмосферных ДВС воздух поступает посредством разрежения, которое создают движущиеся в цилиндрах поршни. Если просто, такой мотор попросту засасывает в себя воздух. Что касается компрессорных и турбомоторов, в таких агрегатах воздух подается в цилиндры принудительно, то есть под давлением.

Такое решение позволяет увеличить объем поступающего воздуха и, соответственно, сжечь больше топлива. В результате значительно увеличивается мощность двигателя, при этом нет необходимости увеличивать рабочий объем или количество цилиндров.

При этом важно сделать так, чтобы вместе с качественной фильтрацией поступающего воздуха не снижалось его общее количество, а также не падала скорость поступления в мотор. Другими словами, в двигатель должно постоянно подаваться необходимое количество пропущенного через воздушный фильтр и очищенного воздуха, чтобы обеспечить максимально эффективное сгорание топлива на разных режимах работы ДВС.

Так вот, как уже было сказано выше, процесс сгорания топлива требует, чтобы кислород подавался в мотор в необходимом количестве. Если этого не происходит, тогда двигатель теряет мощность, увеличивается расход топлива, возможны проблемы с запуском мотора, автомобиль может плохо разгоняться или разгон будет происходить с заметными рывками.

В результате топливный заряд может сгорать в цилиндрах не полностью, двигатель коксуется, заливает свечи зажигания, часть несгоревшего топлива попадает в моторное масло, выходит из строя кислородный датчик и катализатор в выпускной системе и т.п. Естественно, в подобных условиях нельзя говорить о нормальной работе силового агрегата.

Когда лучше менять воздушный фильтр

С учетом вышесказанного становится понятно, что загрязненный воздушный фильтр будет являться барьером, который препятствует полноценному поступлению воздуха в камеру сгорания. По этой причине важно знать, как подобрать воздушный фильтр и поменять воздушный фильтр своими руками, а также когда это лучше сделать.

Сам фильтр двигателя для очистки атмосферного воздуха является «гармошкой», которая изготовлена из специального фильтрующего материала. По краям также присутствуют уплотнители, которые не позволяют воздуху попасть в мотор в обход фильтра. Материалом для изготовления служит картон, также фильтрующий элемент может быть изготовлен из синтетических волокон.

Фильтры бывают разными:

Как правило, в большинстве мануалов к различным авто замена предполагается на каждом плановом ТО с учетом рекомендаций завода-изготовителя ДВС. Обычно пробег от замены до замены составляет 15-30 тыс. км. Если же водитель обслуживает машину самостоятельно, тогда желательно не только менять элемент по регламенту, но и регулярно контролировать состояние фильтра и степень его загрязненности.

Для проверки будет достаточно снять воздушный фильтр и оценить его состояние. Сделать это может практически каждый авто владелец. На современных авто фильтрующий элемент установлен в специальном пластиковом коробе под капотом, который закрыт крышкой. Указанная крышка крепится на специальных защелках или прикручена несколькими винтами. В подобных случаях понадобится использовать отвертку.

После снятия крышки фильтр извлекается, после чего степень загрязненности можно определить по цвету, наличию пыли и грязи, а также моторного масла. Производители воздушных фильтров обычно делают их достаточно яркими (белый или светло-серый цвет), что позволяет с легкостью выявить степень загрязнения. Дополнительно можно проверить элемент на просвет, поднеся к яркому источнику освещения.

Если элемент чистый, можно установить его на место и эксплуатировать дальше. Загрязнения укажут на снижение пропускной способности потоку встречного воздуха, что говорит о необходимости замены.

Советы и рекомендации

Важно понимать, что любые частицы, которые могут содержаться в загрязненном воздухе и не будут отфильтрованы, способны привести к нарушению режимов работы, а также к поломкам различных систем и самого ДВС.

Обычно проверка производится параллельно контролю уровня масла в катере и других технических жидкостей. Еще многие дополнительно продувают фильтр и его корпус воздухом из компрессора или насоса.

Если же условия эксплуатации автомобиля «тяжелые», практикуется постоянная езда по пыльным грунтовым дорогам и т.п., тогда желательно сократить интервалы замены как фильтров, так и самого моторного масла на 30-50%.

Напоследок хотелось бы добавить несколько слов о фильтрах нулевого сопротивления, более известных как фильтр-нулевик. Такие фильтры отличаются от обычных тем, что степень их сопротивления потоку воздуха максимально снижена. В результате удается подать максимум воздуха в мотор.

Обычно элементы данного типа устанавливаются на спортивные и гоночные автомобили, а также на специально подготовленные форсированные ДВС. При этом нужно понимать, что срок службы «нулевиков» сильно ограничен. Другими словами, их нужно очень часто менять. Более того, такой фильтр на гражданском авто не дает никаких явных преимуществ. При этом возникает повышенный риск загрязнения двигателя.

Источник

Ответы на популярные вопросы