Автомобиль камаз и его эксплуатация

Эксплуатация автомобилей КамАЗ

Эксплуатация автомобиля КамАЗ в холодный период времени

Расконсервация

Работу при расконсервации автомобиля КамАЗ выполняйте в следующем порядке:

Подготовка автомобиля к движению

Перед началом движения осмотрите автомобиль КамАЗ и проверьте:

Перед пуском двигателя убедитесь в герметичности всех соединений системы питания воздухом, проверьте целостность воздухопроводов и резиновых патрубков, надежность затяжки хомутов в соединениях деталей от воздухоочистителя к двигателю.

Предупреждение

Указания мер безопасности

Пуск двигателя

Пуск двигателя без применения ЭФУ проводите в следующем порядке:

Не допускайте большой частоты вращения коленчатого вала двигателя сразу после пуска — прогрейте двигатель при частоте вращения коленчатого вала 1300—1600 мин-1 до температуры охлаждающей жидкости 40 °С. После этого можно начать движение. Если двигатель не начал работать, повторите пуск. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.

Повторно пускать двигатель стартером можно только после одно-двухминутного перерыва. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность.

При пуске горячего двигателя выполнять требование п. 3 настоящего раздела необязательно.

Пуск двигателя с применением средств облегчения пуска описан в разделе «Эксплуатация автомобиля в холодный период времени».

Останов двигателя. Перед остановом дайте поработать двигателю в течение 1—3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшите частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего вытяните до конца рукоятку останова двигателя и оставьте ее в этом положении. После окончания работы выключите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку дистанционного выключателя.

Управление коробкой передач

Управление коробкой передач КамАЗ. Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения передач (см. рис. 1), расположенным справа от сиденья водителя.

Управление тормозными системами

При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы. При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните.

Рис. 9. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы

Топливо

Сливайте отстой из топливных фильтров ежедневно, вывернув пробку топливного фильтра грубой очистки и пробку топливного фильтра тонкой очистки. Прокачайте после слива отстоя для удаления воздуха топливную систему ручным топливоподкачивающим насосом.

Во избежание конденсации влаги на стенках топливного бака всегда держите его заполненным топливом. Применяйте топливо, смазку, охлаждающую жидкость в зависимости от наружной температуры в момент пуска двигателя и в соответствии с рекомендациями, приведенными в химмотологической карте.

Для эксплуатации дизельных двигателей КамАЗ пригодно топливо, отвечающее следующим нормам:

Рис. 12. Топливный фильтр грубой очистки

Электрооборудование

Для регулирования напряжения генератора 6562.3701 переключатель, расположенный на крышке регулятора напряжения 2712.3702 установите в положение «мин.» при температуре окружающего воздуха выше 0° С и в положение «макс.» при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.

Для регулирования напряжения генератора Г 273-В винт 1 (см. рис. 13) поверните в крайнее левое положение «Л» (лето), при температуре окружающего воздуха 0°С и выше, и в крайнее правое положение «З» (зима) при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.

Рис. 13. Генератор Г 273-В

Тормозная система

На стоянке автомобиля во избежание примерзания тормозных колодок к барабану не забывайте просушивать тормозные механизмы несколькими последовательными торможениями. Если ставите автомобиль на длительную стоянку (например, на ночь), не пользуйтесь стояночной тормозной системой. Для затормаживания автомобиля в этом случае установите под колеса противооткатные клинья и включите низшую передачу в коробке передач.

Масляный радиатор

Для двигателей КамАЗ-7403.10 масляный радиатор должен быть постоянно включен. Для ускорения прогрева двигателя при пуске зимой радиатор следует отключить закрытием крана на корпусе центробежного масляного фильтра. После прогрева двигателя кран откройте.

Для двигателей КамАЗ-740.11 роль масляного радиатора выполняет водомасляный теплообменник, установленный на масляном фильтре. Центробежный масляный фильтр не используется.

Источник

Эксплуатация автомобилей

Расконсервация автомобиля КамАЗ

Работу по расконсервации автомобиля выполняйте в следующем порядке:

Подготовка автомобиля к движению

Перед началом движения осмотрите автомобиль КамАЗ и проверьте:

Предупреждение

Указание мер безопасности

Пуск двигателя

Пуск двигателя без применения ЭФУ проводите в следующем порядке:

Повторно пускать двигатель стартером можно только после одно-двухминутного перерыва. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность.

При пуске горячего двигателя выполнять требование п. 3 настоящего раздела необязательно.

Пуск двигателя с применением средств облегчения пуска описан в разделе «Эксплуатация автомобиля в холодный период времени».

Останов двигателя. Перед остановом дайте поработать двигателю в течение 1—3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшите частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего вытяните до конца рукоятку останова двигателя и оставьте ее в этом положении.После окончания работы выключите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку дистанционного выключателя.

Управление коробкой передач

Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя.

Начало движения осуществляйте только с первой передачи (во избежании преждевременного выхода из строя сцепления).

Переключение рычага из одного положения в другое выполняйте при выключенном сцеплении. Для перехода с ускоряющей S передачи на замедляющую L (в коробке передач модели ZF-16S151) и наоборот (без переключений рычага) опустите или поднимите переключатель управления делителем передач, размещённый под головкой рычага переключения передач, а затем нажмите и после небольшой (1с) выдержки отпустите педаль сцепления – передача включится автоматически.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.

Схема переключения передач в коробке модели ZF-9S109

При переводе рычага через положение срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе. Пониженная передача С (в коробке передач модели ZF- 9S109) предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

Управление тормозными системами

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью.

Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис.Кабина) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. Кабина). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов.
При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.

При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.). После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты вверните.

Внимание! Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль не имеет никаких тормозных систем. Поэтому следите за тем, чтобы автомобиль не мог самопроизвольно двинуться с места после растормаживания.

Буксирование автомобиля

При буксировании автомобиля с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом используйте шланг для накачки шин. Один конец шланга подсоедините на буксируемом автомобиле к клапану контрольного вывода, расположенному на ресивере потребителей питающей части пневмопривода тормозной системы; второй конец — к такому же клапану на буксирующем автомобиле (если буксирующий автомобиль модели КамАЗ).

Категорически запрещается буксировка автомобиля с неработающим двигателем без снятия промежуточного карданного вала во избежание задиров подшипников шестерен вторичного вала коробки передач.

Эксплуатация автомобиля-самосвала

Автомобиль-самосвал рекомендуется использовать для перевозки строительных грузов (плотностью 1500. 200 кг/м3): песка, щебня, глины и т.п.

При эксплуатации соблюдайте следуюшие требования:

Последовательность подъема платформы:

Последовательность опускания платформы:

Эксплуатация автомобиля-тягача в составе автопоезда

При сцепке тягача с прицепом:

При расцепке тягача с прицепом:

При сцепке тягача с полуприцепом:

При расцепке тягача с полуприцепом:

Источник

Эксплуатация автомобиля

8. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

8.1. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

Перед началом эксплуатации автомобиля Камаз 6560 необходимо выполнить следующее:

Проверить наличие комплектующих изделий и принадлежностей, соответствие номеров шасси и двигателя номерам, указанным в прилагаемых к автомобилю Камаз 6560 товаросопроводительных документах.

Установить на место изделия и принадлежности, поставляемые с автомобилем Камаз 6560. Проверить, и, если требуется, отрегулировать действие механизма подъема и опускания кабины и запасного колеса, ограничителя и запорного устройства, передней облицовочной панели, вентиляционного люка, стеклоподъемников дверей кабины, запоров бортов платформы.

Проверить и при необходимости подтянуть:

– детали крепления колес;

– крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев шарниров рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков, сошки рулевого механизма, в случае необходимости закрепить и зашплинтовать.

Читайте также:  Автомобиль слетел в кювет

Проверить уровень и, если требуется, долить:

– охлаждающую жидкость в расширительный бачок системы охлаждения;

– рабочую жидкость в бачок главного цилиндра сцепления;

– масло в картеры двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, мостов, в бачок насоса рулевого гидроусилителя, в насос механизма подъема и опускания кабины и запасного колеса и в редуктор лебедки.

Для обеспечения длительной и надежной работы двигателя следует:

– проверить систему, обеспечивающую очистку воздуха, поступающего в двигатель, устранить малейшие подсосы воздуха через неплотности в системе на участке между воздухоочистителем и двигателем;

– провести своевременную смену моторного масла и фильтрующих элементов фильтра очистки масла;

– применять высококачественные моторные масла, рекомендуемые руководством по эксплуатации.

Проверить плотность электролита в аккумуляторных батареях.

Примечание: По особому требованию на автомобиле Камаз 6560 могут быть установлены сухозаряженные аккумуляторные батареи (не залитые электролитом), которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления. Необходимо привести сухозаряженные батареи в рабочее состояние.

Батареи, разряженные более 50% (в холодный период времени года на 25%), необходимо подзарядить.

Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях и при необходимости долить дистиллированную воду. Проверить крепление проводов на выводах батарей.

Пустить двигатель, проверить его работу на холостом ходу. Довести давление в шинах до нормы.

Проверить работу стеклоочистителей, омывателя ветровых стекол, внутреннего и наружного освещения.

Проверить в движении работу двигателя, механизма переключения передач, тормозных систем, контрольно-измерительных и сигнальных приборов.

Проверить герметичность и при необходимости устранить дефекты: в системах охлаждения и смазочной, питания двигателя топливом и воздухом, подкачки шин, в рулевом гидроусилителе, пневмоприводе тормозных систем, коробке передач, раздаточной коробке, мостах.

8.2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НОВОГО АВТОМОБИЛЯ

– максимальная скорость движения не должна превышать 50 км/ч;

– автомобиль не должен эксплуатироваться в тяжелых дорожных условиях;

– масса перевозимого автомобилем груза не должна превышать 75% номинальной.

Допускается работа автомобиля-тягача в составе автопоезда, при этом масса груза, перевозимого прицепом, также не должна превышать 75% номинальной;

– недопустимы перегрев двигателя и работа его с пониженным уровнем масла в картере двигателя.

После остановки автомобиля Камаз 6560 следует проверить степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров главных передач мостов. При повышенном нагреве надо проверить наличие смазочного материала в агрегатах и при необходимости довести до нормы; если количество смазочного материала соответствует норме, то нужно найти неисправность и устранить ее.

В период эксплуатации нового автомобиля нужно постоянно следить за состоянием всех деталей крепления, подтягивая при этом ослабленные соединения.

Особое внимание должно обращаться на крепления сошки, картера рулевого механизма, шаровых пальцев рулевых тяг, поворотных рычагов, кронштейнов реактивных штанг, кронштейнов задней подвески и тормозных камер, фланцев карданных валов, стремянок рессор.

Нужно своевременно устранять неисправности, ведущие к ненормальной работе агрегатов и сборочных единиц автомобиля.

8.3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ С ЭЛЕКТРОННЫМИ СИСТЕМАМИ УПРАВЛЕНИЯ

Проверка управления оборотами

1. Электронная педаль акселератора.

2. Клавиши круиз-контроля (при отсутствии рычага круиз-контроля).

2.1. На неподвижном автомобиле (ручной парковочный тормоз включен) кратковременно нажимать вверх клавишу 2 (рис. 8.1), контролировать увеличение оборотов по тахометру на комбинации приборов. Обороты должны изменяться в пределах 600-2000 об/мин с шагом 50 об/мин.

2.2. На неподвижном автомобиле (ручной парковочный тормоз включен) кратковременно нажимать вниз клавишу 2 (рис.8.1), контролировать уменьшение оборотов по тахометру на комбинации приборов. Обороты должны изменяться в пределах 600-2000 об/мин с шагом 50 об/мин.

2.3 На неподвижном автомобиле (ручной парковочный тормоз включен) кратковременно нажимать вверх клавишу 2 (рис.8.1), контролировать увеличение оборотов по тахометру на комбинации приборов. Выставить значение 1000 об/мин, нажать вниз клавишу 1 (рис. 8.1), при этом обороты должны снизиться до значения 600 об/мин, что соответствует оборотам холостого хода.

2.4 На неподвижном автомобиле (ручной парковочный тормоз включен) кратковременно нажимать вверх клавишу 2 (рис. 8.1), контролировать увеличение оборотов по тахометру на комбинации приборов. Выставить значение 1000 об/мин, нажать педаль сцепления при этом обороты должны снизиться до значения 600 об/мин, что соответствует оборотам холостого хода.

2.5. На неподвижном автомобиле (ручной парковочный тормоз включен) кратковременно нажимать вверх клавишу 2 (рис. 8.1), контролировать увеличение оборотов по тахометру на комбинации приборов. Выставить значение 1000 об/мин, нажать педаль тормоза при этом обороты должны снизиться до значения 600 об/мин, что соответствует оборотам холостого хода.

Проверка функции круиз-конгроль

Проверка функции ограничения скорости

Проверка функции моторного тормоза

Включатель моторного тормоза, расположенный под левой ногой водителя служит для управления заслонками, расположенными в выхлопной системе двигателя. При нажатии на включатель моторного тормоза автомобиль начинает торможение двигателем.

Диагностика двигателя описана в подразделе «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» раздела 6 «МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ» руководства по эксплуатации.

8.4. ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ

Порядок выполнения пуска двигателя зависит от его теплового состояния и температуры окружающего воздуха.

Пуск двигателя КАМАЗ без применения ЭФУ проводите в следующем порядке:

1. Убедитесь, что двигатель отключен от нагрузки.

2. Включите аккумуляторные батареи кратковременным нажатием кнопки выключателя массы.

3. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом загорится контрольная лампа.

4. Прокачайте систему питания топливом с помощью топливоподкачивающего насоса.

5. Включите стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15с.

6. После начала работы двигателя отпустите ключ выключателя стартера.

После запуска двигателя проверьте его работу по контрольным приборам. Состояние электронной системы управления двигателем контролируется лампой диагностики, расположенной в блоке контрольных ламп электронных систем автомобиля на панели приборов.

При включении зажигания лампа должна загореться и погаснуть после пуска двигателя. Если лампа не загорится или горит постоянно, в системе управления двигателем возникла неисправность. Проверьте двигатель и примите меры для устранения неисправности.

Режим принудительной диагностики с электронной системой управления подачи топлива описан в разделе «; Двигатель».

При достижении температуры охлаждающей жидкости 40°С можно начинать работу под нагрузкой. В случае неудачной попытки пуск двигателя повторите с выдержкой между включениями 1. 2 мин.

Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность.

При пуске прогретого двигателя выполнять требование п. 1 данного подраздела необязательно.

Отключение аккумуляторных батарей производите не ранее, чем через 30 сек после выключения зажигания.

Пуск двигателя КАМАЗ с применением ЭФУ проводите в следующем порядке:

1. Прокачайте систему питания насосом предпусковой прокачки для удаления воздуха и заполнения системы.

2. Убедитесь, что двигатель отключен от нагрузки.

3. Включите аккумуляторные батареи кратковременным нажатием кнопки выключателя массы.

4. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом загорится контрольная лампа.

5. Нажмите на кнопку включения ЭФУ, расположенную на панели выключателей, и так удерживайте ее.

6. После загорания сигнальной лампы готовности ЭФУ, не отпуская кнопку ЭФУ, включите стартер, повернув ключ во второе, нефиксированное положение, не более, чем на 15 секунд.

Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25-30 сек.

7. Удерживайте кнопку включателя ЭФУ до начала устойчивой работы двигателя, но не более 60 секунд от момента включения стартера. Не нажимайте кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.

После запуска двигателя проверьте его работу по контрольным приборам.

В случае неудачной попытки пуск повторите с выдержкой между включением 1-2 мин. При неудавшемся пуске после грех попыток определите причину и устраните неисправность.

Ресурс штифтовых свечей ЭФУ зависит от времени включенного состояния, которое не должно превышать 3 минут непрерывной работы.

Нельзя пользоваться открытым племенем факела и паяльной лампой для прогрева воздуха при пуске двигателя.

Пуск двигателя с электронной системой управления подачей топлива.

Пуск двигателя КАМАЗ без применения ЭФУ

Рис. 8.3. Панель контрольных ламп.

1. Убедиться, что двигатель отключен от нагрузки (рычаг переключения передач КП находится в нейтральном положении).

2. Включить аккумуляторные батареи кратковременным нажатием кнопки выключателя питания (массы).

3. Включить приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом на 3 с загорится контрольная лампа 1 (рис. 8.3), расположенная в блоке контрольных ламп электронных систем автомобиля на панели приборов. Если лампа не загорится или продолжает гореть, это означает, что в системе управления двигателем возникла неисправность. Проверить систему управления двигателем.

4. Прокачать систему питания топливом с помощью топливоподкачивающего насоса.

5. Включить стартер, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.

6. После начала работы двигателя отпустить ключ замка выключателя приборов и стартера. При достижении температуры охлаждающей жидкости 40°С можно начинать работу под нагрузкой. В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1. 2 мин.

Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.

При пуске прогретого двигателя выполнять требование п. 4 настоящего раздела необязательно.

Пуск двигателя с применением ЭФУ.

1. Убедиться, что двигатель отключен от нагрузки (рычаг переключения передач КП находится в нейтральном положении).

2. Включить аккумуляторные батареи кратковременным нажатием кнопки выключателя питания (массы).

3. Включить приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом на 3 с загорится контрольная лампа 1 (рис. 8.3), расположенная в блоке контрольных ламп электронных систем автомобиля на панели приборов. Если лампа не загорится или продолжает гореть, это означает, что в системе управления двигателем возникла неисправность. Проверить систему управления двигателем и принять меры для устранения неисправности.

4. Прокачать систему питания топливом с помощью топливоподкачивающего насоса.

5. Нажать на кнопку включения ЭФУ, расположенной на панели выключателей, и удерживать её.

6. Нажать до упора педаль сцепления.

7. После загорания сигнальной лампы готовности ЭФУ, не отпуская кнопку ЭФУ, включить стартер, повернув во второе нефиксированное положение, не более, чем на 15 сек.

Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25-30 сек.

8. Удерживать кнопку включателя ЭФУ до начала устойчивой работы двигателя, но не более 60 секунд от момента включения стартер

Не нажимать кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.

В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1. 2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определить причину и устранить неисправность.

Читайте также:  Автомобиль ситроен его история создания

В период эксплуатации двигателя необходимо соблюдать следующие рекомендации:

– двигатель не должен работать на режиме холостого хода в течение длительного времени (более 10 мин), т.к. это приводит к интенсивному закоксовыванию поршневых колец;

– не допускать длительной работы двигателя при температуре охлаждающей жидкости ниже 60 °С, т.к. в этих условиях несгоревшее топливо смывает масло со стенок гильз цилиндров и разжижает масло в картере двигателя;

– следить за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости, данные для их контроля приведены в технической характеристике двигателя. Если давление масла или температура охлаждающей жидкости выходят за пределы, указанные в технической характеристике, то остановить двигатель;

– не допускается перегрев охлаждающей жидкости выше 100°С;

– двигатель не должен работать более 1 минуты с полной нагрузкой и частотой вращения ниже величины, соответствующей максимальному крутящему моменту;

– работа двигателя в диапазоне, превышающем максимальную частоту вращения, может привести к повреждению двигателя; при движении под уклон использовать низшие передачи коробки передач в сочетании с моторным (вспомогательным) и рабочим тормозом;

– в процессе эксплуатации двигателя обращать особое внимание на отклонения в работе двигателя (необычные шумы, вибрации, перебои в работе снижение мощности, дымление, утечки топлива, масла и охлаждающей жидкости. Следить за показаниями приборов.

Рекомендуемые режимы работы двигателя

Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя. на проточные части компрессора и турбины, нельзя допускать длительной работы двигателя на режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.

Перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо установить режим холостого хода длительностью не менее 3-х минут во избежание перегрева подшипника турбокомпрессора и закоксовывания ротора. Резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается.

Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя ПЖД-30 при заполнении системы охлаждения антифризом следует проводить с особой осторожностью. Подогреватель разрешается применять лицам, хорошо изучившим указания настоящего руководства.

При использовании подогревателя нужно помнить, что небрежное обращение с ним, а также его неисправность могут быть причинами пожара. Обязательно надо присутствовать при прогреве двигателя, следить за горением топлива в теплообменнике подогревателя.

Необходимо помнить, что топливный кран питания подогревателя надо открывать только на время его работы; в остальное время кран должен быть закрыт. Нельзя отключать подогреватель прекращением подачи топлива (закрытием топливного крана).

Нельзя оставлять переключатель предпускового подогревателя в положение 1 более 30 с.

Работа подогревателя продолжительностью более 15 с без охлаждающей жидкости в его теплообменнике не допускается.

Нельзя заполнять жидкостью прогретый теплообменник подогревателя во избежание его повреждения. Перед заливкой жидкости теплообменник подогревателя должен быть охлажден.

При появлении открытого пламени на выпуске при установившемся режиме работы подогревателя нужно немедленно выключить подогреватель, отключить аккумуляторные батареи и только после этого приступить к устранению неисправности. До устранения неисправности нельзя пользоваться предпусковым подогревателем.

Пуск двигателя с помощью предпускового подогревателя необходимо проводить в следующем порядке:

– включить выключатель аккумуляторных батарей;

– открыть кран на топливном бачке подогревателя и заполнить топливную систему подогревателя, сделав несколько качков топливоподкачивающим ручным насосом (рис. 7.37);

– перевести переключатель подогревателя в положение I и удерживать его в этом положении не более 30 с до появления в теплообменнике характерного гула, указывающего на то, что топливо в горелке воспламенилось;

– отпустить переключатель подогревателя, который автоматически займет положение II; продолжающийся ровный гул в теплообменнике свидетельствует о том, что режим работы подогревателя устойчивый.

При неудавшемся пуске подогревателя нужно перевести переключатель в положение 0 и через 1 мин повторить пуск. Если после двух попыток с переключением в положение I на 30 с с интервалами между попытками 1 мин подогреватель не начал работать, надо найти неисправность и устранить ее.

Когда жидкость в системе охлаждения двигателя прогреется до температуры 70-80°С, надо продлить работу подогревателя еще на 10 мин для прогрева смазочного материала в подшипниках коленчатого вала двигателя, затем прекратить подачу топлива, установив переключатель подогревателя в положение III. Затем через 15-20 с нужно перевести переключатель в положение 0 и закрыть кран топливного бачка подогревателя.

Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя 14ТС приведен в руководстве по эксплуатации подогревателя (см. приложение К).

Останов двигателя. Перед остановом нужно дать поработать двигателю в течение 1-3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Для останова двигателя следует уменьшить частоту вращения коленчатого вала до минимальной. После чего, повернув на 90°, вытянуть до конца рукоятку останова двигателя, и, повернув обратно на 90°, оставить ее в этом положении.

После окончания работы необходимо отключить аккумуляторные батареи автомобиля.

Режимы работы электромагнитной муфты привода вентилятора системы охлаждения наддувочного воздуха двигателя

Управление режимами работы осуществляйте клавишным переключателем муфты привода вентилятора, размещённым на панели выключателей.

Клавишный переключатель муфты имеет три фиксированных положения и обеспечивает три режима работы:

8.5. УПРАВЛЕНИЕ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКОЙ И ТОРМОЗНЫМИ СИСТЕМАМИ

Передачи в коробке передач переключают рычагом (джойстиком), расположенным справа от сиденья водителя.

Трогать с места автомобиль Камаз 6560 с грузом следует без рывков на первой передаче коробки передач с минимально возможной частотой вращения коленчатого вала двигателя. Раздаточная коробка управляется краном, рукоятка которого расположена на панели приборов.

Рукоятка крана имеет три фиксированных положения, каждому из которых соответствует передача раздаточной коробки.

При движении по дорогам с твердым покрытием используется высшая передача.

Низшую передачу надо включать при движении по труднопроходимым участкам пути, а также при преодолении крутых подъемов и бродов. Переключать передачи можно только после полной остановки автомобиля.

При движении по сухим дорогам с уклонами до 3% нужно правильно выбирать передачи коробки передач и использовать рабочие тормозные системы автопоезда, не допуская резких торможений, приводящих к блокировке колес. Необходимо помнить, что тормозной путь автопоезда при блокировке колес значительно возрастает. Резкое торможение может привести к складыванию и заносу автопоезда.

При первых признаках складывания или заноса автопоезда следует отпустить тормозную педаль и тормозить автомобиль вспомогательной тормозной системой, ликвидируя занос поворотом управляемых колес автомобиля в сторону заноса.

При движении автопоезда на дорогах с уклонами более 3% для замедления движения надо использовать низшую передачу раздаточной коробки в сочетании с рабочей и вспомогательной тормозными системами автопоезда.

Для затормаживания автопоезда на стоянке нужно установить рукоятку стояночного тормозного крана в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы колес задней тележки и клапаны управления тормозными системами прицепа, которые приводят в действие тормозные системы прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятка тормозного крана должна быть установлена в положение А «Расторможено» (рис. 7.89, раздел «Тормозная система»). При этом растормаживается автомобиль Камаз 6560, одновременно срабатывают клапаны управления тормозными системами прицепа, в результате чего растормаживается прицеп.

Выключая стояночную тормозную систему, необходимо доводить рукоятку крана до упора во избежание сгорания накладок в тормозных механизмах прицепа.

При аварийном падении давления воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы и неработающем двигателе срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки и автомобиль затормаживается.

При неработающем двигателе запас воздуха достаточен для трехкратного расторма-живания.

Если отсутствует запас сжатого воздуха, автомобиль можно растормозить специальными устройствами, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого надо вывернуть винты механизма аварийного растормаживания, расположенные в верхней части энергоаккумуляторов на 65-70 мм.

При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя можно притормаживать автопоезд рабочей тормозной системой.

Для экстренного растормаживания автомобиля Камаз 6560 нужно установить рукоятку тормозного крана в положение «Расторможено» и пустить двигатель. При этом воздух от компрессора будет заполнять полости пружинных энергоаккумуляторов. В случае отсутствия возможности пустить двигатель растормозить автомобиль можно, подключив к буксирному клапану регулятора давления автономный источник сжатого воздуха.

Необходимо помнить, что при отсутствии воздуха в ресиверах двигаться следует на низшей передаче в раздаточной коробке для устранения самопроизвольного выключения высшей передачи.

8.6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

В этот период эксплуатации необходимо выполнять следующее:

Ежедневно сливать конденсат из ресиверов во избежание его замерзания в приборах и трубках подвода воздуха. При замерзании конденсата нельзя прогревать тормозные аппараты открытым пламенем (паяльная лампа, факел). Для этой цели применяется горячая вода.

Следить за плотностью электролита в аккумуляторных батареях, которая должна изменяться в зависимости от климатической зоны. В электролит следует доливать дистиллированную воду непосредственно перед пуском двигателя во избежание замерзания.

На переднюю часть кабины под облицовочную панель установить утеплитель передка.

Для обмыва стекол ветрового окна использовать смесь воды со специальной жидкостью НИИСС-4, объемные соотношения которых менять в зависимости от температуры окружающего воздуха (табл. 8.1).

Перед постановкой автомобиля Камаз 6560 на стоянку во избежание примерзания тормозных колодок к барабану просушить тормозные механизмы несколькими последовательными торможениями.

При постановке автомобиля Камаз 6560 на длительную стоянку (например, на ночь) не следует пользоваться стояночной тормозной системой. Для затормаживания автомобиля в этом случае под колеса автомобиля установить противооткатные клинья и включить низшую передачу в коробке передач.

При эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах останов двигателя выполнять только после срабатывания регулятора давления для сброса накопившегося конденсата и предотвращения его замерзания.

При замерзании регулятора или подводящих трубопроводов и несрабатывании регулятора при давлении в системе 8±0,2 кгс/см 2 или не заполнении пневмопривода сжатым воздухом и повышенном шуме компрессора, заглушить двигатель и отогреть регулятор давления теплым воздухом или теплой водой.

8.7. ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ

При правильном вождении автомобиля увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива, повышается эффективность использования автомобиля и срок его службы.

Перед началом движения необходимо прогреть двигатель.

Начинать движение следует только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснут сигнализаторы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.

При трогании автомобиля с места надо включать первую передачу. Переключать передачи нужно плавно.

При выборе момента переключения передач и скорости движения для лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств следует контролировать частоту вращения коленчатого вала по тахометру. При всех режимах движения необходимо ориентироваться на зеленое поле шкалы тахометра.

Длительная езда с использованием максимальной мощности двигателя приводит к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя.

Читайте также:  Автомобиль который умеет летать

Превышение предельной частоты вращения коленчатого вала недопустимо из-за возможной поломки двигателя.

При разгоне автомобиля нельзя включать высшую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.

Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения.

При движении с прицепом должно обращаться внимание на виляние, подергивание, увод и другие признаки износа буксирной вилки. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков.

Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. При вынужденной остановке для предотвращения скатывания автопоезда обязательно нужно включить стояночную тормозную систему и подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.

При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, надо немедленно остановить автомобиль для их устранения и включить систему аварийной сигнализации.

Необходимо помнить, что снижение давления воздуха в шинах на 100 кПа (1 кгс/см 2 ) против заданного ведет к увеличению расхода топлива на 1-1,5 л на 100 км пути. При движении по дорогам с твердым покрытием недопустимо давление в шинах ниже 320 кПа (3,2 кгс/см 2 ).

Контролировать состояние всех систем автомобиля позволяют контрольные приборы и сигнализаторы. Нужно следить за их показаниями и своевременно устранять неисправности.

Движение на подъемах необходимо осуществлять с учетом следующих рекомендаций.

Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевать, используя запас скорости.

Крутые или затяжные подъемы преодолевать на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи нагрузку автопоезда, длину подъема и его крутизну. По возможности надо использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.

Для увеличения тягового усилия переходить на первую передачу в раздаточной коробке.

Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, медленно спустить автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.

При движении на спусках нельзя выключать двигатель, так как при движении накатом выключаются рулевой гидроусилитель и компрессор пневмопривода тормозных систем автомобиля.

Для замедления движения на спуске надо пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя переключать передачи.

При движении по заболоченной местности или снежной целине перед началом движения нужно снизить давление воздуха в шинах до 80 кПа (0,8 кгс/см 2 ), включить первую передачу в раздаточной коробке и механизмы блокировки межосевого и межколесного дифференциалов. Рекомендуется двигаться со скоростью не более 10 км/ч без остановок и крутых поворотов, не допуская буксования колес, по возможности прямолинейно; поворачивать автомобиль по окружности с большим радиусом. При движении колонной не надо двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.

При движении по песчаной местности или сырой луговине перед началом движения нужно снизить давление воздуха в шинах до 120-170 кПа (1,2-1,7 кгс/см 2 ), включить первую передачу в раздаточной коробке и механизмы блокировки межосевого и межколесного дифференциачов. Двигаться следует плавно, избегая резких ускорений и остановок, со скоростью не более 20 км/ч. В колонне можно двигаться по следу впереди идущего автомобиля, соблюдая дистанцию не менее 40-50 м. Поворачивать автомобиль надо по окружности с большим радиусом без снижения скорости движения.

Небольшие песчаные барханы нужно преодолевать с разгона. Если колеса начали буксовать при падении скорости движения, необходимо подать автомобиль назад для разгона и вторично попытаться преодолеть трудный участок пути.

При движении по пересеченной местности канавы, кюветы и рвы надо преодолевать по возможности перпендикулярно препятствию с небольшой скоростью на низших передачах в коробке передач и раздаточной коробке и с включенными механизмами блокировки межосевого и межколесного дифференциалов.

Съезжать в канаву нужно с минимальной скоростью, при необходимости притормаживая; как только колеса коснутся дна канавы, следует увеличить подачу топлива, используя для выезда из канавы силу инерции массы автомобиля.

При преодолении брода перед началом движения необходимо проверить исправность предохранительных клапанов на раздаточной коробке и мостах, вентиляционных трубок на коробке передач, заглушки в пробке топливного бака, промерить глубину брода, исследовать состояние донного грунта, выбрать и проверить места въезда и выезда автомобиля и отметить вехами глубокие места. Для преодоления брода нужно выполнять следующее:

– включить первую передачу раздаточной коробки и механизмы блокировки межосевого и межколесного дифференциалов; если уровень воды окажется выше лопастей вентилятора, отключить вентилятор;

– снизить давление воздуха в шинах до 80-170 кПа (0,8-1,7 кгс/см 2 ) в зависимости от плотности прибрежного и донного грунта.

Въезжать в воду нужно осторожно (не создавая волны) на первой или второй передаче коробки передач при средней частоте вращения коленчатого вала. Двигаться по броду не останавливаясь, по возможности прямолинейно и без крутых поворотов. Протяженность брода, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности, может быть достаточно большой и ограничивается только временем движения автомобиля в воде, которое должно быть в пределах 10-15 мин. Если по какой-либо причине двигатель остановился, надо попытаться 2-3 раза пустить его стартером, в случае неудачи немедленно отбуксировать автомобиль на берег.

После выезда из воды, особенно зимой, сразу же надо просушить тормозные механизмы, для чего надо несколько раз притормозить автомобиль при движении для нагрева тормозных барабанов; разгерметизировать аккумуляторные батареи заменой герметизирующих пробок обычными. Проверить состояние масла в агрегатах и, обнаружив воду, немедленно заменить масло. Смазать через пресс-масленки все точки смазывания. Для удаления воды из камеры сгорания и газоходов предпускового подогревателя необходимо включить его на продувку на 3-5 мин.

При движении но скользким и обледенелым дорогам автопоезд следует вести «врастяжку», для чего тормозить запасной или вспомогательной тормозными системами, так как при этом в первую очередь срабатывают тормозные механизмы прицепа.

При заносе, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, нужно плавно уменьшить подачу топлива.

Для замедления движения при заносе следует пользоваться вспомогательной тормозной системой или притормаживать автомобиль стояночной тормозной системой. В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживать рабочей тормозной системой. При торможении нельзя допускать скольжения колес.

Переключение передач на скользком участке дороги нежелательны. Перед троганием автопоезда с места на скользком участке дороги надо заблокировать межосевой и межколесный дифференциалы. При включении механизмов блокировки загораются сигнализаторы и горят все время, пока дифференциалы заблокированы. Как только скользкий участок дороги остался позади, нужно притормозить и немедленно разблокировать дифференциалы.

Если автомобиль забуксовал, необходимо затормозить колеса, заблокировать дифференциалы и включить вторую передачу. Если автомобиль продолжает буксовать, надо расчистить колею под колесами.

При движении во время тумана, дождя, снега, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости рекомендуется пользоваться противотуманными фарами, включая их клавишей. Низкое расположение противотуманных фар улучшает освещение дороги.

При движении в ненастную погоду нужно включать стеклоочистители, регулярно протирать боковые стекла кабины и зеркала заднего обзора. Следует просушивать тормозные механизмы торможением.

При выходе из строя рулевого гидроусилителя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно. Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем не допускается.

При разрыве шлангов насоса гидроусилителя следует выполнить следующее:

– соединить шлангом трубки высокого и низкого давления, идущие от насоса, и по возможности включить радиатор для охлаждения масла;

– заглушить нагнетательные и сливное отверстия гидроусилителя деревянными пробками;

– долить в бачок насоса масло до уровня указателя. Допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;

– двигаться при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, следя за температурой масла в бачке. При нагреве масла до температуры выше 100 С необходимо остановить автомобиль и дать маслу остыть.

8.8. БУКСИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ 6560

Буксирование автомобиля обеспечивается однотипными машинами на гибкой сцепке (буксирном тросе), жесткой сцепке (буксире типа «треугольник») с использованием страховочных тросов.

Транспортирование (буксирование) автомобиля полупогрузкой может осуществляться тяжелыми колесными эвакуационными машинами КЭТ-Л, КТ-Л, МТП-А2, МТГТ-А4 и КЭТ-Т, как за переднюю, так и за заднюю часть.

Буксирование на жесткой или гибкой сцепке должно осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого автомобиля, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает возможность следования буксируемого автомобиля по траектории буксирующего.

Автомобилям, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.

Во время процесса буксировки система световой сигнализации должна включаться на автомобиле-тягаче и на неисправном автомобиле согласно правилам дорожного движения. Буксирование автомобиля с неисправной тормозной системой должно производиться на же сткой сцепке при разблокированных энергоаккумуляторах стояночной тормозной системы.

– автомобиля, у которого не действует рулевое управление (*) (допускается буксировка методом частичной погрузки);

– двух и более автомобилей;

– автомобилей с недействующей (*) тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего автомобиля. При меньшей фактической массе буксировка таких автомобилей допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

– в гололедицу на гибкой сцепке.

При буксировке или вытаскивании автомобиля на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Людям запрещается находиться ближе 6 м от натягиваемого троса. При вытаскивании автомобиля лебедкой при ее наличии запрещается находиться в кабине водителю и пассажирам.

Перед буксированием необходимо соединить электроцепи буксирующего и буксируемого автомобилей. Для этого подсоединить вилку жгута проводов для эвакотягача к розетке прицепа эвакотягача. На эвакуируемом автомобиле отсоединить разъем 1 Х10 (рис. 8.4) на передке автомобиля с правой стороны и подсоединить 36-тиконтактный разъем жгута проводов для эвакотягача к отсоединенному разъему лонжеронного жгута эвакуируемого автомобиля. Закрепить жгут хомутами.

Для буксировки полноприводного автомобиля с коробкой передач фирмы «ZF» на длительное расстояние (более 100 км) следует рассоединить трансмиссию путем демонтажа карданных валов привода переднего и заднего мостов. Для этого необходимо подпереть карданный вал между раздаточной коробкой и передним мостом. Открутить болты карданного вала на переднем мосту, на раздаточной коробке и снять карданный вал. Далее подпереть карданный вал между раздаточной коробкой и задним (средним) мостом. Открутить болты карданного вала на заднем (среднем) мосту, на раздаточной коробке и снять карданный вал.

В случае выхода из строя переднего ведущего моста необходимо отвернуть болты и снять ведущие фланцы ступиц передних колес. В случае выхода из строя заднего или среднего моста необходимо отвернуть гайки со шпилек и вынуть полуоси.

При отсутствии воздуха в пневмосистеме надо растормозить автомобиль винтом механического растормаживания в задней части энергоаккумулятора.

Источник

Ответы на популярные вопросы