Dosenoffner › Блог › Северокорейский автопром
В связи с активизацией интереса к посту с китайской Волгой, было решено сделать пост про не менее интересного представителя азиатский автомобилестроения — КНДР.
Начать стоит с того что в КНДР машины есть, их не много и в основном это иномарки. В основном по дорогам Северной Кореи ездят авто советского и китайского производства. Есть и авто европейских производителей.
Низкую популярность автомобилей можно объяснить низкими заработками местных жителей и повышенную проблематичность владения транспортным средством. Всей правды никто не знает, лишний раз распространять домыслы, слухи и ложь — тоже не комильфо.
С уверенность можно сказать что Северная Корея очень энергозависимая страна, находится она под санкциями и элементарное топливо является дефицитом, не говоря уже про запчасти.
Но не смотря на все трудности, в КНДР автомобили есть, более того там есть своя автомобильная промышленность, правда её объёмы производства крайне малы. Рождением своего автопрома КНДР обязан СССР, благодаря которому в стране появились наработки и первые производственные мощности.
Что бы построить страну — нужны грузовики, так в КНДР появились SUNGRI (승리) 58, точная копия ГАЗ 51. SUNGRI переводиться как «Победа» и это была воистину победа для Северной Кореи. Первый автомобиль был произведен в 1958 году, все автомобили поступали в армию или на прочие госслужбы. Без каких либо внешних и серьезных технических изменений автомобиль производился до начала 70-х годов. Оснащался автомобиль 3,5-ти литровым 6-ти цилиндровым бензиновый двигателем.
На базе SUNGRI 58 делался и автобус. Внешне он похож на КАвЗ-651, но оно и понятно, как можно сделать капотный автобус из идентичных грузовиков и получить на выходе критически разные изделия?!
Полноприводная версия SUNGRI 58 тоже имелась у корейцев, именовалась SUNGRI 61 и по факту был лишь крупноузловой сборкой ГАЗ 63, видимо мощности завода «승리자동차종합기업소» не позволяли производить столь технологичный вид транспорта.
Вместе с документацией на ГАЗ 51, СССР передал документацию на ГАЗ 69 и ГАЗ 69А, так как КНДР не имел развитой транспортной инфраструктуры и очень сильно нуждался в легковых автомобилях повышенной проходимости.
Так было развернуто производство KAENGSAENG 68. Производство началось в 1968 году и продолжалось до середины 80-х. Название KAENGSAENG переводится как «Уверенность в себе». Производились эти реплеканты на автозаводе Пхонгсанг. Автомобиль был оснащен 2,5-ти литровым 4-х цилиндровым бензиновым двигателем.
По мотивам ГАЗ 69 севернокорейские конструкторы разработали грузовичок KAENGSAENG 68NA
Автомобиль потерял полноприводную трансмиссию, но мог везти 1 тонну груза.
Со второй половины 70-х завод SUNGRI приступает к производству новой модели 58KA. По факту это глубокая модернизация предшественника, которая коснулась кабины и навесного оборудования двигателя. Грузоподъемность автомобиля не изменилась — 2500 кг. Последняя информация о производстве автомобиля была в 2008 году, актуальный статус производства — неизвестен.
Следом за 58KA, появился 61NA, который являлся полноприводной версией 58KA. Завод SUNGRI смог полностью освоить производство грузовиков с трансмиссией 4х4 и более к крупноузловой сборке грузовиков не прибегал.
«Хороших грузовиков и много», следуя именно этому слогану, в КНДР приступили к производству CHAJU 82. Производство началось в 1982 году и продолжалось до 2008 года. Производился на заводе SUNGRI, но имел собственное название CHAJU, которое означало «Независимость». Грузоподъемность автомобиля 10 тонн, оснащался 15-ти литровым дизельным V8, привод только на заднюю ось.
CHAJU 64 имел полноприводную трансмиссию. Не мудрствуя лукаво, можно сказать что праобразом этого автомобиля был именно КрАЗ 255.
Модернизация CHAJU 82/64 и SUNGRI 58KA велась до 2008 года, дальнейшая судьба автомобилей неизвестна.
На одних мало- и среднетоннажных грузовиках страну не построишь, так в КНДР начался мелкосерийный выпуск SUNGRISAN, он же KONSOR, «Гора победы» и «Конструктор» в переводе соответственно. Производство началось в 1970-х годах, грузоподъемность 25-30 тонн, двигатель 35-ти литровый дизельный V12.
Ким Чен Ын рассматривает этого мастодонта в музее, видимо такие автомобили в КНДР уже не используют. Оно и понятно, расход у такого динозавра — бешеный, а в условиях дефицита топлива это недопустимая роскошь.
Затрагивая тему топлива стоит отметить что в КНДР поставлено на поток переоборудование SUNGRI 58 и 58KA на дровяные газогенераторы. Не самый эффективный вид топлива, но в условиях сложившихся в КНДР — то что нужно. Учитывая что это не личный транспорт, а рабочий, нет необходимости глушить и повторно запускать установку по несколько раз, что нивелирует основную проблему газогенератора.
Источник
Ким Чен Ир — культ личности и Мерседесов
У лидеров КНДР, несмотря на недружественные отношения с США и другими капиталистическими странами, существовали чисто буржуазные культы. К примеру, скончавшийся 17 декабря 2011 г. Ким Чен Ир испытывал особую любовь к автомобилям Мерседес.
А гроб Ким Чен Ира, как и его отца — Ким Ир Сена (в 1994 году), везли на старом черном американском Линкольне 70-х годов выпуска. Преемник диктаторской династии Северной Кореи, молодой Ким Чен Ын, сопровождая гроб отца (на первом плане фото), наверное, не мог избавиться от мысли, что и его когда-то на этом автомобиле проводят на тот свет.
А ведь отправиться в последний путь можна было так оригинально и весело — например, на катафалке с мотоциклом. Но традиция помпезных похорон Великих Вождей ограничивается вереницей больших мрачных автомобилей в сопровождении военных машин. Ко всему прилагаются массовые истерики и плач «глубоко скорбящих» граждан вдоль следования похоронного кортежа.
Кроме Линкольнов, военных джипов и белых Фольксвагенов на церемонии прощания присутствовала и эскадра представительских Мерседесов. Хотя ООН ввела запрет на продажу Северной Корее предметов роскоши, в распоряжении лидера страны по данным различных источников находился парк машин Mercedes на сумму более 20 миллионов долларов. Среди них любимыми были два лимузина Mercedes-Benz Pullman Guard, которые заменили старый Maybach.
Новые Guard оснащены тяжелой броней, двигателем V12 на 5,5 л с двойным турбонаддувом и мощностью 510 л.с.
Любовь к Мерседесам передалась Ким Чен Иру по наследству от Ким Ир Сена, автомобильный фетиш которого — Mercedes-Benz SEL 500 — был выставлен в Мемориальном Дворце Mansoosan вместе с бывшим владельцем.
Ким Чен Ир в полной мере наслаждался жизнью, не брезгуя очень дорогими коньяками, сигарами, продуктами питания, автомобилями, в то время, когда жители страны умирали от голода.
В книге Escaping North Korea автор Майк Ким рассказывает о случае, когда в 2001 г. ООН привлекла 600 млн. долларов в качестве экстренной помощи стране, из которых 20 млн. Ким Чен Ир потратил на закупку 200 дорогих машин Мерседес для награждения тех, кто провел успешные испытания новой ракеты.
В 2010 году своему окружению из высокопоставленных чиновников диктатор выделил 160 седанов Мерседес в качестве подарков.
Источник
От Lada до Rolls-Royce: все машины Ким Чен Ына
Ким Чен Ын — персона практически легендарная, окутанная туманом неизвестности, домыслов и сплетен. Например, никто даже точно не знает даты его рождения. Тем не менее известно, что «блистательный товарищ» увлекается компьютерными играми, является страстным поклонником «Манчестер Юнайтед» и «Чикаго Буллз», дружит со звездой НБА Деннисом Родманом, интересуется поп-культурой и даже содержит собственную «развлекательную» группу из молодых девушек. А еще он любит хорошую выпивку и шумные вечеринки. Ну и в дорогих автомобилях он, кончено же, тоже знает толк.
Лидер КНДР начал выезжать за пределы Северной Кореи относительно недавно, предпочитая самолету собственный роскошный бронепоезд. Вот и в Россию на встречу с Владимиром Путиным вождь прибыл по железной дороге — благо от Пхеньяна до Владивостока совсем недалеко.
Но вот на остров Русский, где прошел саммит, Ким Чен Ын отправился уже на лимузине Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard, украшенном логотипами Государственного совета КНДР. Почти 6,5-метровый автомобиль не только на целый метр длиннее обычного длиннобазного S-Class, но и более чем на 10 см выше.
Именно из-за исполинских размеров роскошного лимузина вокзал во Владивостоке пришлось слегка модернизировать — местные власти укоротили одну из стен, так как в противном случае «Майбах» бы там просто не проехал. По традиции, неотъемлемой частью кортежа стала дюжина пеших охранников, бегущих возле 630-сильного бронемобиля стоимостью 1,5 млн евро.
Что есть внутри правительственных автомобилей Ким Чен Ына, известно разве что ему самому и северокорейским спецслужбам. Впрочем, экс-сотрудник службы безопасности КНДР рассказал газете The Independent, что в одном из «Мерседесов» кортежа всегда находится личный мобильный туалет, который сопровождает вождя во всех поездках.
И дело вовсе не в том, что «гений среди гениев» брезгует пользоваться другими уборными. Просто отходы его жизнедеятельности могут быть объектом охоты вражеской разведки, так как на основе их анализа можно сделать выводы о состоянии здоровья вождя, поэтому их нельзя оставлять где ни попадя.
По неофициальным данным, гаражи лидера Северной Кореи содержат действительно уникальную автомобильную коллекцию, насчитывающую от 100 до 300 экспонатов, многие из которых остались еще после его отца и деда. Скажем, Ким Ир Сен предпочитал машины американских марок Lincoln и Cadillac, а Ким Чен Ир в 2010 г. за год до своей смерти заказал автомобили Mercedes-Benz и Audi общей стоимостью три миллиона долларов, которые прибыли в Северную Корею из Китая. Судя по всему, любовь к «Мерседесам» унаследовал и Ким Чен Ын, передвигающийся в окружении «Майбахов» и «Гелендвагенов».
Однако осенью 2018 г. он приехал на встречу с американским госсекретарем Майком Помпео в Пхеньяне на роскошном седане Rolls-Royce Phantom. Как пишет издание The Drive, таким образом северокорейский лидер решил продемонстрировать неповиновение политике санкций США, которая в том числе исключает возможность поставок в страну подобной роскоши.
Впрочем, иногда Ким Чен Ын передвигается и на куда более скромных автомобилях. К примеру, летом прошлого года руководитель Северной Кореи во время инспекции одной из воинских частей передвигался на заднем сиденье старенькой Lada Priora темно-зеленого цвета.
Источник
dent2410 › Блог › О Северной Корее замолвлю я слово.
Вообще-то писать про Северную Корею (КНДР) я не собирался. Продолжением темы начатой предыдущей заметкой должна была стать ближневосточная страна. Воля случая — отзывы читателей в каментах пестрили предложениями написать про Саддама, было даже предложение написать про Туркменбаши, но я, отшутившись на камент про КНДР, подумал вдруг – чего-б и не написать и закрыть для себя эту тему. Мне вообще-то ближе те истории, когда сокровища «выходят в тираж» (или не выходят, но их существование становится известным, а сами они хоть сколь-либо доступными) в связи с какими-либо радикальными событиями в судьбах их владельцев. Так больше драмы и круче сюжет. В КНДР никакой драмы нет от слова вообще. Да и машины – далеко не подборка шедевров мирового автомобилестроения. Однако кое-что мало-мало любопытное есть и в автомобильной истории этой, не менее далекой от автомобилей, чем Афганистан, страны.
На всякий случай заранее прошу прощения за качество иллюстраций – тематичных фото из КНДР прямо скажем не очень много – подборку приходилось составлять из совсем разных по качеству, разрешению и размеру снимков.
Как и в предыдущей заметке, требуется сделать небольшое вступление на тему истории вопроса. Северная Корея, как и Южная – государства сравнительно молодые. Появились они после окончания 2-й Мировой Войны и освобождения полуострова от японцев, чьей колонией вся территория обеих Корей до этого и являлась. Освобожденная от японцев Корея была разделена как и послевоенная Германия на оккупационные зоны. Ниже 38 параллели американцы и, как следствие, Южная Корея. Выше – СССР/КНДР. К слову, мне в каментах про Афганистан пытались рассказать, что янки виноваты во всех бедах земного шара, а где они прошли там трава не растет. Вот отличный пример для сравнения… Но не будем отвлекаться от основной темы. Довольно сложно представить, что при японцах на территории полуострова было что-то интересное по части автомобилей. Хотя и такого исключать нельзя. Однако 2-я Мировая, а потом и Корейская войны прокатились по этой земле стальным катком, не оставившим никаких шансов сохраниться довоенным артефактам. Во всяком случае, упоминаний о чем-то таком в отношении КНДР я не встретил – возможно, что-то сохранилось в Южной Корее, но эту тему мы оставим за рамками сегодняшнего повествования.
Итак, к автомобилям. Молодой республике СССР помогает не только утилитарным транспортом, но и машинами высшего класса. В конце 40-х – 50-е года в КНДР попадает, по всему судя, несколько лимузинов ЗиС-110, как минимум два кабриолета ЗиС-110Б и один броневик – ЗиС-115. О точном количестве в рамках легкой заметки судить не будем. Перечислим лишь известные сохранившиеся экземпляры.
Два кабриолета ЗиС-110Б, судя по всему, живут и здравствуют. По началу, Ким Ир Сен ими пользовался в представительских целях, а потом машины передали для участия в торжественных и официальных мероприятиях – парадах, праздниках и т.п. Кстати, эта тенденция в КНДР видимо станет общепринятой, что будет видно из дальнейших иллюстраций – все в той или иной степени устаревшие лимузины со временем начинают появляться на парадах/похоронах и т.п., хотя это и не исключает их обычного использования в остальное время, о чем свидетельств, увы, нет.
Обычный, с виду, ЗиС-110 выставлен в Кымсусанском мемориальном дворце – бывшей резиденции Ким Ир Сена, а ныне его мавзолее и музее одновременно.
В другом музее стоит куда как более интересный ЗиС-115 – бронированный лимузин по мотивам ЗиС-110. Аналогичные машины как раз упоминались в предыдущей заметке про Афганистан. Кстати, не сложно заметить, что за ЗиСом стоит еще и ЗиМ ГАЗ-12 – тоже какая никакая, а достопримечательность.
А вот у еще одного 110-го ЗиСа отправленного в Северную Корею судьба сложилась непростая и с приключениями. В 50-м году, в результате контрнаступления войск ООН был захвачен один из северокорейских ЗиС-110. Южные корейцы подарили машину одному из американских генералов и машина оказалась в Штатах. Там она некоторое время гуляла по рукам и, якобы, даже была перекрашена из обычного черного в какие-то яркие цвета. Любопытнее всего, что после того, как машина попала в штаты, ее довелось изучить инженерам компании Паккард. Выводы, сделанные ими в результате, судя по всему частичной разборки и дефектовки машины, любопытны и довольно органичны. Паккардовские специалисты пришли к выводу, что машина в значительной степени копирует Паккард 180 1942 модельного года, однако агрегаты выполнены с большими допусками, а двигатель дефорсирован до 140 сил против 160 у американского аналога. Кроме того увеличена колесная база, а некоторые детали подвески выполнены «толще» чем у исходника – в итоге, даже с поправкой на увеличение длины, машина весила больше американского прототипа. При этом некоторые элементы отделки и убранства выполнены лучше чем у исходника – например, шумоизоляция и качество лакокрасочного покрытия и хрома на деталях интерьера. Все это логично вписывается в объективную картину производства ЗиСов, на сколько ее можно представить – большие допуски обусловлены низкой культурой производства, ограниченной не в последнюю очередь технологическим уровнем, меньшая степень форсировки – стремлением сохранить надежность при худшем качестве ГСМ и обслуживании, лучшее качество отделки – более высоким положением/назначением машины, чем у не дешевой, но коммерчески ориентированной модели в США выпускаемой с оглядкой на рентабельность. После скольких-то лет пребывания в штатах южным корейцам удалось вернуть машину себе, и теперь она, позиционируемая как трофейная машина, обслуживавшая именно Ким Ир Сена (хотя и совершенно не обязательно, что это так), выставлена в музее Корейской Аэрокосмической Корпорации (Korea Aerospace Industries — KAI).
Следующий советский артефакт – парадный ЗиЛ-111Д. Это именно он выведен в качестве заглавной фото. Любопытно, что таких машин было сделано совсем немного. Как утверждает википедия – этой модификации 111-х было выпущено всего 8 штук. Такая машина, например, есть в музее Задорожного на Ильинском шоссе, если кто захочет лично оценить. Кстати там-же если и единственный публично доступный в РФ ЗиС-115 (броневик), равно как и многие другие модели марки. На фото ниже предлагаю обратить внимание на детали. Например, на замечательную зубастую резину, или на снятую крышку багажника для размещения задней опоры «знамени» и двух его пажей. В остальном машина выглядит весьма прилично.
Как так случилось, что Ким Ир Сен полюбил Мерседесы – история умалчивает, однако тяжелый отпечаток этой любви заметен невооруженным взглядом, даже если посмотреть всего с десяток другой фото с автомобилями, сделанные в КНДР. Венцом этой любви, несомненно, является шикарный длиннобазный ландо – Мереседес w100. На сегодняшний момент это наиболее ценимая и дорогая модификация этой модели, выпущенная наименьшим тиражом. Увы, данных о годе выпуска машины нет. Особо пытливые могут поискать эту информацию в регистрах – мерседесовском-ли (таковой имеется, но я не имею к нему доступа) или в интернете. Фотографий машины немного и качеством они не блещут.
Следующие по необычности автомобилями в КНДР – это лимузины на базе автомобилей Линкольн Континенталь 75 или 76 модельных годов. Автомобилей этих целая свора. Только на фото видны минимум 4 таких машины. Причем они есть с разной степенью удлинения, а некоторые переделаны в ландо. Все это творчество американских коач-билдеров занимавшихся машинами марки Линкольн, но не заводское, и, скорее всего, не Леман и Питерсон. Стоит отметить, что на этих автомобилях заклятого врага КНДР в последний путь провожали и Ким Ир Сена в 1994 году, и его наследного принца Ким Чен Ира в 2011 году. Ким Чен Ыну вроде еще не скоро ласты склеивать, но заметочку можно сделать и посмотреть лет через цать на чем его повезут.
Далее идет небольшая подборка обычных автомобилей марки Мерседес, как наиболее любимой среди правящей элиты страны. На сколько можно оценить по фото Мерседесы относительно массово начали закупать в конце 60-х или начале 70-х. На свежих фото машин в в кузове w115/114 (Е-класс, 1968-76) почти уже не встречается, а на фото из 70-х их довольно много. Много было и машин модели w116 (S-класс, 1972-80), причем встречаются и по сей день. Более того – такая машина есть в посольстве КНДР в Москве и она до недавнего времени еще эксплуатировалась, чему я лично был свидетелем года 2 назад на ТТК. Различных w123 и w126, как и более поздних вообще пруд пруди. У вояк встречаются и старые Гелики.
Источник
Ким Чен Ын и его автомобили. На чем ездят в Северной Корее
Мир будоражат слухи о тяжелой болезни и даже возможной смерти лидера Северной Кореи. Ким Чен Ын последний раз появлялся на публике 11 апреля и пропустил церемонию по случаю годовщины Ким Ир Сена, поскольку, по неподтвержденным данным, перенес неудачную операцию на сердце. Однако ряд официальных лиц, включая президента США, заявили, что сообщения об ухудшении состояния Ким Чен Ына ошибочны.
Для всего мира Ким Чен Ын стал наиболее открытым лидером Северной Кореи, с которым у международного сообщества стал возможным хоть какой-то диалог. При нем мир смог узнать чуть больше о самой закрытой стране, ее лидере и даже его автомобильных предпочтениях. А ровно год назад Ким приезжал в Россию, где перемещался на собственном автомобиле.
Как и прежние лидеры Северной Кореи, Ким Чен Ын предпочитает перемещаться на собственном бронепоезде. Год назад он прибыл в Владивосток на встречу с Владимиром Путиным по железной дороге и привез на своем поезде два роскошных бронированных лимузина — новенький Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard и более старый Maybach 62S.
Еще в процессе подготовки визита выяснилось, что исполинский Pullman не проходит в ворота вокзала Владивостока. Лимузин длиной 6,5 м оказался на 10 см выше стандартного S-Class и вместе с антеннами не умещался в габарит ворот по высоте. Потребовалась небольшая модернизация, но, вопреки сообщениям о том, что на вокзале пришлось разобрать стену, речь на самом деле шла всего лишь об углублении выезда на 20 сантиметров.
После того как лидер КНДР сел в автомобиль, его машины встроились в кортеж российских спецслужб, в котором фигурировали Lexus LX, Toyota Land Cruiser 200, Mercedes-Benz M-Class, Mercedes-Benz S-Class и целый ряд микроавтобусов. Лимузины Кима были без номеров, а машины кортежа были как с местными номерами, так и с московскими. Скорее всего, последние были командированы из кортежа российского президента.
После того как Ким прокатился по Владивостоку на Mercedes-Maybach, компания Daimler поспешила откреститься от этой машины. Официальные представители бренда категорически отвергли возможность прямой поставки лимузинов в Северную Корею, так как это запрещено санкциями. Согласно заявлению пресс-секретаря Daimler агентству Associated Press, компания не знает, что это за автомобили и как они могли попасть в КНДР.
«Наша компания не имеет деловых связей с Северной Кореей уже более 15 лет и строго соблюдает европейские и американские санкции в отношении этой страны. Чтобы предотвратить поставки автомобилей в Северную Корею и в любое из ее посольств по всему миру, Daimler ввел комплексный контроль экспортных продаж. Но торговля подержанными автомобилями находится вне зоны нашего контроля и ответственности», — заявили в Daimler.
По данным американских журналистов, машины приплыли в контейнерах из Роттердама в китайский Далянь, потом в японскую Осаку, следом в корейский Пусан, а оттуда — в российскую Находку. Далее машины перегнали во Владивосток, откуда их вывезли на самолетах Ил-76 авиакомпании Air Koryo. Утверждается также, что судно перевозчика под флагом государства Того принадлежит бизнесмену Даниилу Казачуку, который действительно занимается морскими перевозками автомобилей.
За лимузинами Ким Чен Ына очень красочно бегают охранники лидера, которые стали неотъемлемым элементом любого мероприятия с его участием. Впервые о бегущих телохранителях заговорили в 2018 году после визита Кима в Сингапур, когда телекомпании всего мира показали, как Mercedes лидера Кореи сопровождает группа из 12 людей в костюмах. Военный аналитик Майкл Мэдден объяснил, что это самая первая линия охраны Кима, в задачи которой входит постоянный мониторинг ситуации вокруг руководителя и его непосредственная защита.
Помимо двух лимузинов Mercedes-Benz, Ким Чен Ын пользуется Rolls-Royce Phantom. Именно на нем он приехал на встречу с госсекретарем США Майком Помпео в Пхеньяне, однако за пределы КНДР эта машина не выезжала. Лидер КНДР специально выбрал автомобиль подороже, чтобы показать американцу свое отношение к санкциям на поставки в Корею предметов роскоши, однако сам он не брезгует и вполне ординарными моделями.
Так, визит в одну из воинских частей Ким совершил на заднем сиденье российского седана Lada Priora зеленого цвета. Из видимых модернизаций на этой машине были лишь чехлы на сиденьях с вышитым гербом страны и импровизированная рукоятка вместо подголовника правого переднего кресла.
Lada Priora зеленого цвета первых выпусков были поставлены в Северную Корею еще в 2008 году. Тогда АвтоВАЗ продал в КНДР 600 седанов и 250 пятидверных Lada 4×4, поэтому на фотографиях из страны эти машины встретить довольно легко. Автомобили поступали в распоряжение военных частей, но за рулем далеко не всегда встречаются люди в форме.
Граждане Северной Кореи перемещаются в основном на общественном транспорте, но в последние годы автомобиль становится для них все более доступным. Официальных данных о числе выпускаемых в КНДР машин нет, но сторонние наблюдатели оценивают объемы производства в 40–50 тыс. штук в год. Впрочем, речь идет не о легковушках, а обо всех видах транспорта, включая грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Изначально в Корее выпускали лицензионные и не очень копии советских автомобилей, которые и сейчас встречаются на дорогах. Кроме того, в 1974 году Швеция поставила в Корею 1000 автомобилей Volvo, многие из которых эксплуатируются до сих пор. С конца 90-х в КНДР работает предприятие Pyeonghwa Motors, которое занимается производством и продажами как новых, так и подержанных автомобилей совершенно разных марок. В основном это лицензионные копии китайских легковушек Brilliance, внедорожников Dandong Shuguang и SsangYong, микроавтобусов Toyota, седанов Fiat.
Реже на улицах встречаются и вполне современные модели Mercedes-Benz, Hyundai и BYD, но простым смертным они недоступны. Во-первых, процесс получения водительских прав в Северной Корее затягивается на два года, в течение которых нужно пройти курс по ремонту машины и отработать в должности механика или помощника водителя. А во-вторых, право купить или получить в пользование автомобиль имеют только избранные по протекции партийных органов.
Самой современной моделью КНДР является Naenara, выпуск которой наладили в 2018 году на заводе JVC Chongpung. Заявлен целый модельный ряд, включая седан, кроссовер, минивэн и легкий грузовичок, в оснащении которых предусмотрены кондиционер, электроприводы стекол и зеркал, усилитель руля, парктроник и даже система старт-стоп. Двигатели мощностью от 75 до 110 л. с. разгоняют машины максимум до 180 км в час.
Судя по редким снимкам, модели Naenara — копии автомобилей FAW, корни которых уходят к более старым моделям европейских и японских брендов. Это седан FAW V5, кроссовер FAW Senya R7, компактвэн Senya S80 и микроавтобусы FAW Jiabao V77 и V80. Никаких сведений об объемах производства этих моделей на территории КНДР нет.
Источник