Автомобиль классификация подвижного состава автомобильного транспорта

Тема 3. Подвижной состав автомобильного транспорта и дорожные условия эксплуатации подвижного состава.

1.Классификация подвижного состава.

2.Эксплуатационные качества подвижного состава.

3.Выбор типа подвижного состава для перевозки грузов.

4.Влияние дорог на безопасность движения и обустройство автомобильных дорого.

Классификация подвижного состава.

Подвижной состав – это транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также транспортные средства, предназначенные для производства определенного вида работ.

К подвижному составу грузового автомобильного транспорта относятся:

Подвижной состав подразделяется на

1)транспортный, предназначенный для перевозки груза.

2)специальный, предназначенный для выполнения различных нетранспортных работ, выполняемых при помощи установленного на нем оборудования (автокраны, бетономешалки, пожарные и санитарные автомобили)

Транспортный подвижной состав бывает:

1)общего назначения с кузовом типа бортовая платформа, называемая бортовым (бортовой автомобиль)

Грузовые автомобили и прицепной подвижной состав классифицируется по грузоподъемности и типу кузова.

Номинальная грузоподъемность автомобилей устанавливается заводом-изготовителем и показывает максимальную нагрузку автомобиля.

Автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от грузоподъемности подразделяются на следующие классы:

Особо малой грузоподъемности – до 0,5т

Малой грузоподъемности – от 0,5 до 2т

Средней – от 2 до 8т

Большой – от 8 до 16

Особо большой – от 16 и более

1.Автомобили особо малой грузоподъемности предназначены для перевозки мелких партий грузов.

2.Автомобили малой грузоподъемности используются для перевозки грузов торговли.

3.Автомобили средней и большой грузоподъемности предназначены для перевозки массовых грузов (строительные грузы и продукция промышленных предприятий).

4.Автомобили особо большой грузоподъемности используются для перевозки грузов большой массы, на крупных стройках и на разработках месторождений полезных ископаемых открытым способом.

Цистерны предназначены для перевозки наливных и насыпных пылящих грузов.

Цистерна представляет собой герметический резервуар, изготовляемый из углеводородной или нержавеющей листовой стали, разделенной внутри перегородками для уменьшения гидравлических ударов, возникающих при резком торможении.

Важнейшие параметры автомобилей и автопоездов регламентированы государственным стандартом. В соответствии с ГОСТ 9314-59 «Весовые параметры и габариты» высота автомобилей с грузом не должна превышать 3,8м, ширина – 2,5м. Предельная длина одиночного автомобиля может быть не более 12м, с одним прицепом – не более 20м, с двумя и более прицепами – не более 24м.

Источник

1. Подвижной состав: назначение, классификация

Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций. Его можно классифицировать по назначению и проходимости (рис. 1.1).

Рис 1.1. Классификация типов подвижного состава автомобильного транспорта по назначению и проходимости

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения разл ичных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.

Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).

Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных катего­рий. К специализированным относятся автомобили скорой помо­щи, такси и др.

Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппа­ратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные, исследо­вательские, милицейские автомобили и др.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобу­сами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитар­ные, туристические и школьные автобусы.

Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускают­ся на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборуду­ются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.

Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальны­ми устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цис­терны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для вы­полнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомо­билей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мас­терские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетоно­мешалки.

Читайте также:  Акт приема передачи арендованного автомобиля образец

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвиж­ного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинако­вых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25. 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепной автопоезд состоит из грузового авто­мобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полупри­цепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомо­биля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сор­тового металла и др.).

Прицепной подвижной состав включает в себя прице­пы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с ак­тивным приводом, так и без него. При активном приводе прице­пы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без актив­ного привода — не имеют ведущих колес.

Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения.

В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

Автомобили ограниченной проходимости пред­назначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обо­значается также индексом 4×2.

Автомобили повышенной проходимости пред­назначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и засне­женные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это авто­мобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.

Источник

Классификация подвижного состава

К автотранспортным средствам относятся: грузовые автомоби­ли, тягачи, их прицепы и полуприцепы; автобусы; легковые авто­мобили, пассажирские прицепы и полуприцепы; комбинирован­ные грузопассажирские автомобили; специальные автомобили (строительные, санитарные, пожарные и др.), их прицепы и полу­прицепы.

Грузовые автотранспортные средства в зависимости от устрой­ства кузова и других конструктивных особенностей делятся на сред­ства общего назначения и специализированные. К первым относят автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие стационарные бор­товые кузова, оборудованные в ряде случаев тентами и предназна­ченные для перевозки самых различных грузов. В парк специализи­рованных грузовых автотранспортных средств входят автомобили, кузова которых специализированы под перевозку определенных грузов — скоропортящихся, сыпучих, жидких, мусора, контейне­ров и др. (рис. 16).

Кроме того, существуют специальные автотранспортные сред­ства. К ним относят автомобили и прицепы, оснащенные специ­альным оборудованием (пожарные, санитарные, автокраны и ав­товышки, уборочные, лабораторно-диагностические, автолавки, компрессоры, дизель-электростанции и др.).

Автомобили-тягачи служат для постоянной эксплуатации вместе с полуприцепами (седельные тягачи) и прицепами (бортовые тягачи).

Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом или полуприцепом на­зывается автопоездом.

Прицепы-тяжеловозы, служащие для доставки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, подразделяют на 3 группы. К первой группе относят прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 30 т, ко второй группе — до 100 т, к третьей группе — свыше

100 т. Используют так называемые активные прицепы-тяжеловозы. Они оборудованы гидро- или электроприводом на колеса. Энергия к этим приводам передается от автомобиля-тягача.

Грузовые автотранспортные средства также различают по проходимости или способности преодоления препятствий на пути их движения. Существуют автотранспортные средства ог­раниченной, повышенной и высокой проходимости. У колесных автомобилей повышенной проходимости первая цифра в их ко­лесной формуле указывает на число осей, а вторая на число ве­дущих (имеющих привод) осей. На некоторых автомобилях одна из осей может подниматься над поверхностью дороги или опускаться на нее, обеспечивая автомобилю лучшую проходи­мость. Для повышения проходимости автомобилей особенно в условиях сезонного бездорожья их оснащают гусеничными дви­жителями. Созданы грузовые и пассажирские автомобили — амфибии, преодолевающие водные преграды, а также автомо­били на воздушной подушке.

Читайте также:  Автосалоны в нижнем новгороде подержанные автомобили цены

Национальные стандарты, международные конвенции и соглаше­ния по дорожному движению ограничивают габаритные размеры (рис. 17) грузовых автомобилей, участвующих в движении, а также их массу брутто. Эти параметры принимают в качестве расчетных при проектировании и строительстве автодорог, конструировании автомобилей и осуществлении мероприятий по организации дви­жения.

Международные конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах не являются единственными документами, кото­рые регламентируют процесс международного автомобильного со­общения. Существует целая система международных соглашений, заключенных под эгидой ООН. Они касаются не только правил дорожного движения, но также и развития транспортной инфра­структуры, требований к техническому состоянию транспорт­ных средств, условий работы их водителей. Несколько междуна­родных конвенций и соглашений приняты в целях экономического регулирования транспортной деятельности, установления таможен­ных режимов в отношении автотранспортных средств. Всего по данным ООН насчитывается около 50 международных многос­торонних правовых договоров в области автомобильного транс­порта.

Пассажирские автотранспортные средства классифицируют по на­значению и вместимости пассажиров. Так, автобусы подразделя-

б)
2,5 м-

В)

Рис. 17. Габаритные ограничения:

a — автомобиля (автопоезда) по ширине и высоте; б — одиночного автомобиля по длине; в — тягача с полуприцепом или автомобиля с прицепом по длине; г — автомобиля с двумя и более прицепами по длине

ю т на: городские, пригородные, междугородные, местного сообще­ния, экскурсионные или туристические (в том числе международного сообщения). Существует 5 условных градаций вместимости автобу­сов: особо малые — до 10 пассажиров; малые — до 30 пассажиров; средние — до 60 пассажиров; большие — до 100 пассажиров и особо большие — до 150 пассажиров.

В автобусах, используемых на коротких маршрутах (особенно в городских условиях), нормируют число мест для сидящих и сто­ящих пассажиров. Последние годы в городах широко используют сочлененные автобусы, которые имеют постоянную сцепку между автобусом и автобусным прицепом или полуприцепом.

Легковой автомобильный подвижной состав классифициру­ют как по назначению (личного пользования, служебные, такси, прокатные и др.), так и по рабочему объему цилиндров (5 клас-

Дата добавления: 2015-04-25 ; просмотров: 2761 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта

Существует много различных типов легковых автомобилей, отличающихся друг от друга назначением, числом мест в кузове, массой и рабочим объемом двигателя типом кузова, числом ведущих и управляемых колес.

Все автомобили подразделяются на типы и группы эксплуатации. Кроме этого они классифицируются по проходимости, т. е. приспособленности к дорожным условиями, и по типу двигателя.

Автомобили по типам подразделяются на легковые, грузовые и специальные.

К легковым относятся автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности, перевозки личного состава (2 – 7 человек), транспортировки мелких грузов и техники.

Легковые автомобили по рабочему объему двигателя (л) и сухой массе (кг) разделены на следующие классы:

– особо малый (1,2 л; 850 кг);

– малый (1,2 – 1,8 л; 850 – 1150 кг);

– средний (1,8 – 3,5 л; 1150 – 1500 кг);

– большой (свыше 3,5 л; до 1700 кг);

– высший (не регламентируется).

Легковые автомобили различают также по типам кузовов (закрытые, открытые и открывающиеся) и по числу мест. Наибольшее распространение получили автомобили с кузовами закрытого типа и числом мест от четырех до семи.

К грузовым относятся автомобили, имеющие грузовые платформы и предназначенные для перевозки личного состава, вооружения с расчетами, различных материальных средств или буксирования вооружения и техники, а также самосвалы и седельные тягачи с прицепами.

Грузовые автомобили различают на классы по грузоподъемности, т.е. по массе перевозимого груза (т):

– особо малый (0,3 – 1,0 т);

– особо большой (8,0 т и более).

Автомобили специального назначения служат для выполнения каких либо определенных работ и оборудованы соответствующими приспособлениями и устройствами. К этой группе относятся пожарные и санитарные автомобили, штабные, пассажирские и другие автобусы, автомобили для уборки улиц и др. К специальным также относятся автомобили с установленным (смонтированным) на них вооружением, оборудованием или приспособленные для перевозки определенного груза и имеющие соответствующие ему типы кузовов. К этим автомобилям относятся: самосвалы, фургоны, цистерны, контейнеровозы, рефрижераторы и т. д.

Читайте также:  Автомобиль лифан бриз фото

Автобусы, предназначенные для внутригородского и пригородного общественного транспорта, называют городскими, а предназначенные для междугородных перевозок – междугородными и туристическими. Число мест в автобусах в зависимости от назначения составляет 10–80.

По длине автобусы разделены на следующие классы:

– особо большой (сочлененный) (16,5 м и более).

Автомобильный подвижной состав также подразделяется на дорожный, предназначенный для работы по дорогам общей сети, и на внедорожный– для использования вне дорог.

По степени приспособленности к работе в различных дорожных условиях автомобильный подвижной состав делится на обычнойи повышенной проходимости.

Все автомобили подразделяются по колесной формуле (т.е. по общему числу колес и числу ведущих колес). Например, 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х8.

По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили подразделяются на;

– бензиновые (карбюраторные, со впрыском),

Автомобили классифицируются также по компоновке (по расположению двигателя и ведущих колес):

заднемоторная компоновка – двигатель установлен сзади продольно или поперечно, ведущие колеса задние (ЗАЗ – 968, Порше, Татра, Феррари, а также, автобус Икарус междугородного сообщения);

центральномоторная компоновка – двигатель установлен в базе продольно, ведущие колеса задние (в основном специально подготовленные гоночные автомобили, а также, автобус Икарус городского сообщения);

Легковые автомобили классифицируются также по типу кузова, которые в общем можно подразделить на:

· однообъемный – Минивэн или УПВ (универсал повышенной вместимости) – ВАЗ – 2120 «Надежда».

· двухобъемный – Универсал – кузов закрытый, имеет два ряда сидений, трех или пятидверный, вместо багажника место для груза.

Существуют также множество классификаций по другим признакам, которые характеризуются:

Источник

Классификация автомобильного транспорта

Состав из автомобиля и буксируемого им прицепа или полуприцепа называется автопоездом.

Автомобильный транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому автотранспорту относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

К пассажирскому автотранспорту относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.

Автомобили вместимостью до восьми человек (включая водителя) относятся к легковым, свыше восьми человек — к автобусам.

К специальному автотранспорту относятся автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ, оснащенные соответствующим оборудованием, — машины для уборки улиц, пожарные, автокраны и т. п.

Использование прицепов позволяет увеличить производительность транспортных работ и снизить себестоимость перевозок. К прицепному автотранспорту относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Одноосные прицепы (рис. 1.2, а) соединяются с автомобилем с помощью дышла. При хранении прицепа используются передняя и задняя опоры.

От двухосного прицепа (рис. 1.2, б) вертикальные нагрузки на автомобиль не передаются.

Прицепы-роспуски (рис. 1.2, в) применяются для перевозки длинномерных грузов. Они имеют поворотный конник 3, представляющий собой опорную поворачивающуюся балку, которая обеспечивает правильное размещение груза.

Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется раздвижным, что позволяет перевозить грузы различной длины.

Полуприцепы (рис. 1.2, г) передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, которое расположено на раме вместо кузова. Такие автомобили называются седельными тягачами. Часть нагрузки от массы полуприцепа и массы перевозимого им груза распределяется на раму седельного тягача. Отсоединенный от тягача полуприцеп опирается на поддерживающую опору 4.

Рис. 1.2. Виды прицепного автотранспорта: а — одноосный прицеп; б — двухосный прицеп; в — прицеп-роспуск; г — полуприцеп; / — подставка; 2 — дышло; 3 — поворотный конник;

Обозначение отечественного подвижного состава состоит из названия завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая — вид автомобиля, а две последние — порядковый номер модели автомобиля.

Виды автомобилей и их обозначения:

Легковые автомобили делят на пять классов в зависимости от рабочего объема двигателя:

Класс Рабочий объем двигателя, л

Особо малый. До 1,099

Большой. 3,5 и более

Высший. Не регламентируется

Автобусы делят на пять классов в зависимости от длины:

Особо большой. 16,5—24

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от их полной массы (в тоннах) делятся на следующие классы: менее 1,2; 1,2-2; 2-8; 8-14; 14-20; 20-40; более 40 т.

Таблица 1.1 иллюстрирует цифровую классификацию отечественных автомобилей.

Пятая цифра в обозначении — модификация базовой модели. В обозначение машин экспортного исполнения добавляется шестой знак: экспортному исполнению присваивается цифра 6, тропическому исполнению — 7.

Для прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены следующие классы: 8 — прицепы; 9 — полуприцепы и роспуски. Вид обозначается второй цифрой, которая соответствует виду автомобиля, например, 1 — прицеп или полуприцеп к легковым автомобилям, 2 — к автобусам и т. д.

Таблица 1.1. Индексы автомобильных подвижных составов в зависимости от класса

Источник

Ответы на популярные вопросы