Автомобиль клетка для перевозки газовых баллонов

Клетка для газа

Предтечей появления в СССР газобаллоновозов стал перевод промышленных предприятий на газ. Как следствие удешевления газа за счет увеличения объемов его добычи началось повсеместное применение газа в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Грядущая газификация села и частного сектора городов в 1971–1975 гг. заставила в конце 1960-х срочно принять полумеры – если нельзя провести в деревню газопровод, вполне достаточно подвозить потребителям сжиженный углеводородный газ (СУГ) в баллонах от газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и кустовых баз сжиженного газа (КБСГ) до промежуточных складов баллонов (ПСБ), индивидуальных и групповых баллонных установок газоснабжения, индивидуальным потребителям и обратно. Общий парк автогазобаллоновозов (включая машины, используемые в промышленности для производственно-технических служб), находящихся в эксплуатации на конец 1980-х годов, составлял не менее 50 тысяч. Ежегодный объем производства в СССР машин для перевозки газовых баллонов достиг трех тысяч.

Самый тяжелый в СНГ баллоновоз на шасси ЗИЛ-43362 от ОАО «Камбарский завод газового оборудования»

Первоначально в качестве шасси автомобилей для перевозки СУГ использовали ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Существовали варианты на шасси ЗИЛ-130. Сейчас баллоны перевозят и в стандартных бортовых грузовиках, в том числе повышенной проходимости ГАЗ-66, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131. Транспортировка баллонов в их кузовах допускается при использовании деревянных ложементов или брусьев с гнездами, резиновых или веревочных колец толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон). Запрещается перевозка СУГ тракторами, автомобилями с опрокидывающимся кузовом.

В настоящее время нет недостатка в выборе автогазобаллоновозов с кузовом типа «клетка»: на выбор предлагаются машины на шасси ГАЗ-3302, ГАЗ-3307, ЗИЛ-5301, ЗИЛ-433362 и МАЗ-437040. В России газобаллоновозы выпускают: ОАО «Балахнинский механический завод»; ОАО «Арзамасский завод КОММАШ» (продаются также по каталогу ОАО «ГАЗ»); ОАО «Камбарский завод газового оборудования»; ОАО «Кузполимермаш»; ЗАО «Смоленский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ». В Беларуси газобаллоновозы изготавливают РУП «Белгазтехника» и РУП «Пинский ордена «Знак Почета» судостроительно-судоремонтный завод». На Украине выпуском кузовов для перевозки баллонов со сжиженным газом коммунально-бытового потребления занимается ВАТ «Чорткiвський завод «Агромаш».

Пример размещения информационной таблички «Оппсный груз» (по ГОСТ 10807-78) на газобаллоновозе КТ-602 производства «Арзамасского завода КОММАШ»

К газобаллоновозам предъявляют определенные требования:

– они должны быть снабжены специальной информационной табличкой «Опасный груз» (по ГОСТ 10807–78) в виде прямоугольника размером 690×300 мм, правая часть которого размером 400×300 мм окрашена в оранжевый цвет, а левая – в белый цвет с черной каймой шириной 15 мм, с обозначениями, характеризующими опасные свойства груза;

– автомобили должны быть оборудованы металлической цепочкой, которая касается земли на длине 200 мм, и переносным заземляющим устройством для защиты от статических и атмосферных электрических зарядов во время движения и стоянки;

– выпускная труба должна быть вынесена в правую сторону перед радиатором. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, допустимо выводить ее в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации;

АСТБ-437040 на шасси МАЗ-437040-020 с трехъярусной клетью для перевозки 66 даллонов по 50 л, изготовленный в 2002 г. НПП «Белгазтехника»

– выпускная труба оборудуется искрогасителем. По требованиям топливный бак оборудуют металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища устанавливают металлическую сетку с ячейками размером 10х10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм;

– запорная арматура и приборы контроля, устанавливаемые на эллиптических днищах газовых баллонов, в газобаллоновозах должны быть защищены от ударов в соответствии с конструкторской документацией.

Кузов автогазобаллоновоза обычно выполняют в виде многоярусной полузакрытой клети (с крышей, защищающей баллоны от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей) или в полностью закрытом варианте. Некоторые автомобили могут быть оборудованы техническими средствами и приспособлениями, облегчающими погрузку-выгрузку баллонов: краном-гидроманипулятором, электрической или ручной лебедкой.

Читайте также:  Активная пена для бесконтактной мойки автомобиля отзывы

Большинство автогазобаллоновозов приспособлено для транспортировки стандартных баллонов (по ГОСТ 15860–84) вместимостью 27 и 50 л (диаметр 299 мм, высота 1015 мм, масса порожнего баллона 21,9. 22,0 кг).
При перевозке баллонов в автомашинах типа «клетка» гнезда кассет должны иметь резиновые амортизаторы, которые подлежат замене при износе более 50%.

Особые требования предъявляют к эксплуатации: автомобиль должен быть заправлен на весь рейс (дозаправка в пути запрещена). При необходимости автогазобаллоновоз допускается останавливать на расстоянии не менее 10 м от жилых домов и 25 м от общественных зданий. Запрещена остановка возле мест с открытым огнем и там, где возможно массовое скопление людей (рынки, магазины, зрелищные предприятия и т. д.).

Источник

Особенности перевозки баллонов

автомобиль для перевозки баллонов

Следует всегда учитывать, что в зависимости от того что перевозится, существуют определенные правила по эксплуатации транспорта с таким грузом. Основное наполнение баллонов – это газ в любом виде (свободный, сжатый или сжиженный), поэтому при транспортировке следует быть особо внимательными. Поскольку баллоны с таким наполнением относятся к группе особо опасного груза, то и перевозка его должна выполняться с повышенным уровнем безопасности.

Для получения разрешения на транспортировку такого вида груза водитель должен обладать непрерывным стажем работы не менее 3 лет, соответствующим удостоверением, дающее право на управление транспортным средством нужной категории. Кроме того, он обязан пройти обучение, медицинский контроль и специальный инструктаж.

При перевозке баллонов нужно всегда соблюдать все установленные законом государства правила, так как это сможет в результате уберечь как водителя, так и сопроводителей опасного груза. Поэтому при транспортировке необходимо учесть, что баллоны, в которых находится сжиженный или сжатый газ, должны перевозиться с предохранительными колпаками, предварительно навинченными на горловину. Кроме того, транспортное средство обязано быть специализированным, то есть содержать специальное оборудование для перевозки подобного вида груза.

Исключение составляет автомобиль типа «клетка», который изначально препятствует столкновению и переворачиванию перевозимых баллонов. Но, такой опасный груз можно транспортировать и грузовыми автомобилями, только при этом должны соблюдаться определенные условия. А именно, в обычном кузове такого транспортного средства, обязаны находится деревянные ложементы или брусья с гнездами, а также резиновые или веревочные кольца.

Если автомобиль предназначен для перевозки баллонов, то выхлопная труба, оснащенная рабочим искрогасителем, должна находиться с правой стороны перед радиатором. Что же касается топливного бака, то наличие во внешней его части металлических щитков со стороны передней и задней стенок обеспечит безопасное передвижение транспорта с таким грузом. Кроме того, необходимо указать, что днище также должно содержать дополнительные элементы, а именно — металлическую сетку с размером ячеек 10×10 мм. При этом расстояние между топливным баком и щитков с сеткой должно составлять не менее 20 мм.

Необходимо обратить внимание, что при перевозке баллонов также используется электрическое оборудование. Оно принимает участие в перевозке особо опасных грузов класса 2 на транспортных средствах и должно соответствовать определенным требованиям. Первое – это номинальное напряжение, лимит которого составляет 24 В. Второе — электрические цепи, которые должны содержать предохранители, защищающие от повышенных токов. Третье, на что необходимо обратить внимание – это то, что вышесказанные электрические цепи обязаны контролироваться водителем, который в нужный момент сможет разомкнуть их выключателем, находящимся в кабине. И последнее, если в кузове автомобиля есть электрические лампы, то они должны быть ограждены решеткой или закрыты крепкой сеткой.

При перевозке баллонов с газами, что сжижены, следует использовать автомобили, которые оборудованы заземлением, создающим отвод статического электричества. Если для перевозки баллонов используется транспортное средство типа «фургон», то в нем должен быть надежный и закрытый кузов с вентиляцией в нижней зоне (уровень пола), который обязан быть отделен от кабины водителя расстоянием не менее 150 мм. Дверца кузова, в свою очередь характеризуются наличием замков.

Читайте также:  Автомобиль мчс на базе газ 2705

Следует отметить, что любое транспортное средство, используемое для перевозки баллонов, должно быть специально укомплектовано. Исключением, является дополнительное оборудование, которое указано в Правилах дорожного движения.

Приведем основной перечень:

На транспортном средстве такие знаки оповещения об опасности нужно располагать впереди — на бампере с правой стороны и на стенке кузова сзади. При этом нужно соблюдать, чтобы таблицы оповещения не выступали за пределы автомобиля и не закрывали номерные знаки, а также световые приборы, расположенные снаружи.

Следует отметить, что независимо от того откуда и куда транспортируется тот или иной баллон, необходимо учитывать, что такой груз должен храниться на специальных закрытых или открытых складах, где есть специальное оборудование для обеспечения безопасности в случае происшествия с баллонами. А для того, чтобы избежать нежелательных аварий, необходимо помнить, что хранить баллоны с кислородом, а также с горючими газами в одном помещении строго воспрещается.

Источник

Автомобильные перевозки баллонов с различными газами

Погрузка, перевозка кислорода и пропана сопряжена с большими рисками, поскольку эти вещества относятся к опасным грузам. Поэтому такие работы выполняются по правилам ДОПОГ и ПОГАТ.

Упаковка для кислорода и пропана

Упаковка и маркировка кислорода производится в соответствии с ГОСТ 26460–85. Сжатый газ перевозится в средних и малых баллонах или в автореципиентах, стационарно укрепленных на автомобиле, а также в цистернах или других емкостях с криогенными свойствами.

Кислород перевозят в сжатом и охлажденном сжиженном виде. Первому состоянию присвоен номер ООН 1072, второму — 1073. Газ относится к группе 2О.

Газообразный кислород транспортируют в металлических баллонах, давление составляет 150 кгс/см2. На нижней части размещают башмак, и в этом случае баллон можно ставить вертикально. На горло надевают кольцо с резьбой для крепления защитного колпака. Такие баллоны бывают голубого цвета, на них черной краской нанесена надпись «Кислород». Слово должно занимать не менее трети окружности посудины.

Пропан — взрывоопасный газ, № ООН 1978, относится к группе 2F. Вещество упаковывают в красный баллон с надписью «Пропан» и латунным вентилем с левой резьбой.

К газовым баллонам крепятся ярлыки, на которых обозначают класс опасности.

При международной транспортировке следует учитывать, что цвет определяет стандарт EN 1089–3. Баллон окрашивают не по наименованию газа, а по типу опасности. Согласно этой норме, используются такие цвета:

Вместе с тем для кислорода предусмотрена фиксированная маркировка белым цветом RAL 9010.

В том и другом случае емкости используются только под один газ, но пропан могут вводить после бутана и наоборот.

Погрузка и выгрузка баллонов

Погрузка и разгрузка проводится максимально осторожно. При этом нельзя допускать ударов посудин одной о другую или иные предметы.

Загружают и разгружают автомобиль при выключенном двигателе. Допускается использовать только механизмы, необходимые для выполнения таких работ, но если это дозволяется нормативными актами.

В погрузке и выгрузке баллонов принимают участие минимум два человека. Руки должны быть чистыми, не жирными, чтобы исключить случайное выпадение. Рекомендуется надевать сухие рукавицы или использовать текстиль. Для перемещения посуды со склада к транспортному средству берут специальные тележки. Волоком перетаскивать такие грузы на какие-либо расстояния категорически запрещается. Нельзя перемещать емкости на плече или руках, подавать их таким образом, чтобы вентиль был направлен вниз.

На погружаемых баллонах должны быть колпаки и заглушки. Защитные колпаки затягивают так, чтобы не возникла искра. Разрешенная температура баллонов с пропаном — не более 45 °C.

При выполнении погрузочных работ соблюдаются следующие требования:

Если газы транспортируются в охлажденном сжиженном состоянии, то сосуды с ними размещают так, как предусмотрено конструкцией этих приспособлений. Для перевозки кислорода в сжиженном виде используют материалы, которые отличает пониженная горючесть.

Читайте также:  Автомобиль пострадал при эвакуации

Допускается вертикальное размещение баллонов с газом, но при условии, что транспортировка осуществляется в устройствах, которые исключают вероятность опрокидывания и обеспечивают устойчивость. Навалом перевозка емкостей с пропаном и кислородом в автомобильном транспорте запрещена.

Запрещена одновременная погрузка с такой продукцией:

Складируют заполненные емкости в отдельных постройках. Хранить эту продукцию в цехах и производственных помещениях запрещается.

Документальное оформление

Правила перевозки баллонов с кислородом и пропаном автомобильным транспортом требуют оформления таких документов:

Меры безопасности

Персонал, который производит погрузку и разгрузку, должен обучаться правилам охраны труда и техники безопасности по работе с подобными продуктами. Водитель, осуществляющий транспортировку, обязан пройти курс по перевозке таких веществ и получить соответствующее удостоверение.

Согласно правилам перевозки кислородных и пропановых баллонов автомобильным транспортом, емкости опечатываются производителем или поставщиком, которые отвечают за правильное наполнение. Транспортировка кислорода допускается только при исключительной исправности емкостей и автомашины, наличии требуемых надписей и предохранительного колпака.

Баллоны оберегают от воздействия высоких температур, чтобы предотвратить вероятность взрыва. Создают условия, при которых груз будет защищен от взаимодействия со смазочными и другими материалами. На выхлопную трубу устанавливают искроуловитель.

Для оповещения остальных участников дорожного движения на автомобиль вывешивают красные флажки слева, впереди и сзади.

Перевозку осуществляют на рессорном транспорте или автокарах. Их оснащают средствами первой необходимости для тушения пожаров — двумя порошковыми или углекислотными огнетушителями вместимостью по 2 л каждый. Кузов оборудуют стеллажами с выемками, размер которых соответствует параметрам баллонов. Внутри их оббивают войлоком. На стеллажах устанавливают запорные устройства.

По правилам перевозки пропана и кислорода в баллонах, в кабинах автомобильного транспорта запрещено перевозить людей, не имеющих отношения к выполнению поставленной задачи. Члены экипажа не должны находиться в кузове рядом с грузом.

Во время ночной стоянки или во время передвижения при плохой видимости на автомобиль вывешиваются осветительные приборы оранжевого цвета спереди и сзади.

Режим транспортировки должен быть плавным, не допускаются толчки и резкое торможение. Это поможет избежать тряски и ударения сосудов.

Машины с наполненными баллонами разрешается останавливать на стоянке более часа при соблюдении определенных дистанций: для бортовых автомобилей — на расстоянии 10 м и 25 м для жилых и общественных зданий соответственно. Для транспортных средств «клетка» эти ограничения составляют 20 и 40 метров.

Запрещается перевозка кислородных баллонов автотранспортом с горючими газами, в том числе с пропаном. Причем речь идет как о наполненной, так и о пустой таре.

Если во время совершения рейса выявлена утечка, водитель обязан остановить транспорт и действовать в соответствии с инструкцией по технике безопасности.

Газы — неопасный груз

Не всегда кислород и пропан считают опасным грузом. Все зависит от того, в каких количествах его перевозят.

В личном автомобиле может перевозиться подобный груз, если суммарный объем не превышает:

Газы должны находиться в упаковке для розничной торговли и использоваться для личных нужд. Однако водитель обязан сделать все зависящее от него, чтобы исключить вероятность утечки веществ. Также он должен соблюдать правила перевозки кислорода и пропана автомобильным транспортом в части надежного закрепления и прочего, о чем шла речь выше. Важно помнить, что даже одна наполненная емкость при неправильном обращении может стать причиной гибели и травм людей.

Кислород не относится к опасным грузам, если давление менее 200 кПА при температуре 20 °С или он входит в состав продуктов питания или напитков. Не считается опасным грузом также и порожняя тара.

Перевозка запрещена

Не допускается принимать к перевозке груз, в котором выявлены следующие нарушения:

Члены экипажа, водители легковых транспортных средств не должны нарушать предписаний, особенно тех, что касаются курения, вскрытия упаковки с опасным грузом, применения средств для освещения. При несоблюдении правил транспортировки возникает вероятность взрыва и возгорания.

Последствия нарушений правил перевозки баллонов: видео

Источник

Ответы на популярные вопросы