- Кондиционер или климат-контроль — что лучше?
- Руководство
- Под контролем
- Климатическая установка (климат-контроль): принцип работы, основные виды и отличия от кондиционера
- Суть климатической установки
- Nissan нашел способ не закрывать завод: предприятие переформатируют под выпуск аккумуляторов для Seat
- Новая Lada Largus получила премиальную отделку: универсал раскрыли с ранее неизвестной стороны
- В России с начала 2021 года резко возросли продажи новых автомобилей. Из-за этого скидки больше недоступны
- В чем основные отличия климат-контроля и кондиционера
- Какие бывают виды климат-контроля
- Принцип использования устройства
- Каковы плюсы и минусы климатической установки
- Как выполнить самостоятельную диагностики и определить причину поломки
- Что такое климат-контроль и как он работает?
- Климат-контроль: определение и назначение
- Можно ли установить климатическую систему дополнительно?
- Отличия климат-контроля и кондиционера
- Как работает система?
- Как использовать систему?
- Функционирование климат-контроля в холодное время
- Плюсы и минусы системы
- Система климат-контроля
- Назначение и устройство системы
- Система управления
- Следящие устройства
- Рабочие и исполнительные узлы
- Как все работает
- Виды и их особенности
- Достоинства и недостатки
Кондиционер или климат-контроль — что лучше?
Кондиционер в машине незаменим в знойную погоду. Вот только на его блоке управления приходится постоянно что-то настраивать. Другое дело — климат-контроль: выставил желаемую температуру, нажал кнопочку «auto» и забыл обо всех коррекциях. Это, конечно, в идеале. А на деле некоторые современные автомобили отличаются далеко не самым адекватным алгоритмом работы климат-контроля: то дует не туда, то электроника отказывается поддерживать выставленную температуру. Хотя это уже тема отдельного разговора. Мы же сосредоточимся на технических отличиях кондиционера от климат-контроля.
Кондиционер и климат-контроль различаются примерно так же, как карбюраторный и инжекторный моторы. Чтобы автоматически поддерживать заданные водителем параметры, структурную схему обычного кондиционера снабдили отдельным «мозгом», датчиками и приводами с электронным управлением.
В панель климат-контроля на центральной консоли встроен блок управления. Собирая данные с различных датчиков, с помощью исполнительных устройств он корректирует скорость вентилятора, положение заслонок (отвечают за температуру и направление потоков воздуха) и производительность компрессора кондиционера. В любой момент водитель может отключить автоматический режим работы системы и управлять ею вручную на свое усмотрение. В случае с обычным кондиционером электронной альтернативы нет, и человек должен сам орудовать переключателями на передней панели.
Руководство
В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.
Есть у кондиционера и электрические регулировки. Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.
Под контролем
В случае с климат-контролем все заслонки имеют электрические приводы. Ими заведует блок управления. Привод заслонки рециркуляции имеет всего два фиксированных положения (отрыто или закрыто), а у заслонок, отвечающих за температуру и направление потоков воздуха, более продвинутый алгоритм работы (возможен любой угол открытия).
Скоростью моторчика вентилятора управляет уже не обычный резистор, а полупроводниковый транзистор. В ручном режиме управления он имеет несколько фиксированных ступеней. Их число зависит от конструкции поворотной шайбы на панели управления. А при включенном режиме «auto» скорость задает непосредственно блок управления с более широким набором промежуточных значений скорости.
По сравнению с кондиционером в систему климат-контроля включено несколько дополнительных датчиков. Основными являются сенсоры солнечного излучения и температуры воздуха в салоне. Благодаря их показаниям блок управления оперативно перенаправляет потоки воздуха и корректирует его температуру, чтобы поддерживать комфортные условия.
Также «мозги» климат-контроля ориентируются на другие показатели, например, температуру охлаждающей жидкости двигателя. Для этого иногда используется отдельный датчик в блоке печки, но чаще данные берутся с моторного сенсора. Эта информация помогает блоку управления правильно оценить тепловые ресурсы и грамотнее распорядиться ими.
Блок управления климат-контролем действительно можно сравнить с «мозгами» инжекторного мотора, учитывая количество всевозможных режимов коррекций, начиная от гибкого управления производительностью компрессора кондиционера, которая недоступна в ручном режиме, и заканчивая замысловатым алгоритмом работы заслонок и моторчика вентилятора. А все ради того, чтобы оперативно подстраиваться под текущие условия и не отвлекать водителя от управления автомобилем. Во время прогрева электроника климат-контроля сама прикроет заслонку рециркуляции, чтобы зимой ограничить поток холодного воздуха извне в салон, сразу после пуска мотора, а летом — горячего.
Источник
Климатическая установка (климат-контроль): принцип работы, основные виды и отличия от кондиционера
Максимум удобства и безопасности во время поездки в современном автомобиле – это именно то, к чему стремится большинство современных автопроизводителей. Одним из главных показателей комфортного нахождения пассажиров в автомобиле является температура в салоне. Прохлада в жаркое летнее время и тепло в зимние холода являются важными факторами для приятной поездки в автомобиле. Именно современная система климат-контроля и призвана создавать такие благоприятные условия.
Суть климатической установки
Само устройство является достаточно сложным и состоит из нескольких отдельных элементов, которые связаны между собой. В перечень оборудования, которое составляет собой климат-контроль, входят: кондиционер, датчики определения температуры, отопитель салона, фильтр, а также непосредственно блок управления системой. Благодаря тому, что климатическая установка знает оптимальные показатели температурного режима и влажности, датчики анализируют их значения в салоне и в зависимости от показателей повышают температуру и влажность либо, наоборот, снижают. В случае, если в автомобиле отсутствует система климат-контроля, хотя большинство современных автопроизводителей предлагают установку данного ассистента даже в моделях с базовым уровнем оснащения, ее можно установить и после приобретения авто.
Nissan нашел способ не закрывать завод: предприятие переформатируют под выпуск аккумуляторов для Seat
Новая Lada Largus получила премиальную отделку: универсал раскрыли с ранее неизвестной стороны
В России с начала 2021 года резко возросли продажи новых автомобилей. Из-за этого скидки больше недоступны
В чем основные отличия климат-контроля и кондиционера
Основным отличием между двумя системами можно назвать различную конструкцию и сложность самого оборудования. Кондиционер является самостоятельной единицей, которая способна функционировать без каких-либо дополнительных устройств. Климат-контроль сложен по своей структуре и включает в себя целый ряд систем, каждая из которых имеет свой собственный функционал.
Следующим отличительным признаком между данными сервисами является их функционал. Кондиционер способен только охладить воздух салона, а чтобы повысить температуру водитель должен воспользоваться печкой. Возможности климат-контроля значительно шире. Он способен поддерживать соответствующий температурный режим автоматически. В случае необходимости климат охладит воздух салона, а при потребности его нагреет. Кроме того, климатическая система обладает возможность выполнить регулировку температурного режима таким образом, что пассажиры автомобиля не будут ощущать холодных потоков воздуха, соответственно и не смогут заболеть.
Система управления указанными устройствами абсолютно разная. Для активации климат-контроля достаточно выполнить соответствующие установки на электронном блоке. А вот кондиционер необходимо постоянно включать и отключать, что отвлекает водителя от управления автомобилем.
Какие бывают виды климат-контроля
Поскольку данное устройство представляет собой совокупность различных встроенных систем и сервисов, то и по своим возможностям оно имеет достаточно ощутимые отличия. Разнообразные установки климат-контроля имеют отличия в зависимости от количества обслуживаемых зон, мощности, а также ее оснащенности различным функционалом.
Как правило, современные производители выпускают установки климат-контроля с возможностью обслуживания от одной до четырех зон в автомобиле. Наиболее простым видом является однозонный климат. Данная установка регулирует температуру и влажность воздушных потоков непосредственно возле водителя и переднего пассажира. Двухзонная позволяет выполнить отдельные настройки для водительской зоны и для переднего пассажира. Система, делящаяся на 3 зоны, дополнительно может регулировать температурный режим еще и для пассажиров задних рядов. Ну а наиболее комфортной и функциональной является четырехзонная установка климат-контроля.
Принцип использования устройства
Каждый вид авто индивидуален и отличается уровнем комплектации. Поэтому и средства управления климат-контролем могут отличаться в зависимости от того, насколько дорогой и известный автомобиль. Как правило, сегодняшние модели оснащают классической системой управления, состоящей из кнопок и селекторов-крутилок, либо сенсорной, где все настройки выполняются при помощи встроенного дисплея доступа к функционалу.
В целом, система активируется при помощи нажатия клавиши On/Off. Чтобы включить работу кондиционера, потребуется нажать A/c. Регулировка температурного режима осуществляется при помощи вращающегося селектора либо задается соответствующее значение на сенсорном дисплее. Для возможности автоматически поддерживать установленные параметры производитель предусматривает кнопку Auto. Отдельно при помощи вращающегося селектора либо сенсорных настроек можно указать направление обдува на пассажиров, либо окна.
Чтобы установка как можно дольше эксплуатировалась без каких-либо проблем, производители рекомендуют ежегодно проводить ее профилактику, определяя герметичность системы и устраняя возникающие проблемы. В случае необходимости, специалисты сервиса проводят дозаправку системы специальным хладогеном.
Каковы плюсы и минусы климатической установки
Как и любой механизм, данная система имеет ряд своих преимуществ и недостатков. К основным плюсам климат-контроля можно отнести:
К недостаткам наличия системы климат-контроля в автомобиле можно отнести:
Как выполнить самостоятельную диагностики и определить причину поломки
Каждый производитель, выпуская данную систему, предусматривает возможность определить по выдаваемым кодам ошибок, что именно произошло с климат-контролем. Конечно, все разработчики по-разному предусматривают процедуру диагностики. Но все же, наиболее универсальной системой, работающей на большинстве климатических установок, является следующая:
Чтобы система прослужила как можно дольше необходимо выполнять регулярную чистку вентиляции салона, а также проводить замену фильтра.
В целом, наличие климат-контроля в автомобиле позволяет в считанные минуты организовать комфортную температуру как для водителя, так и для пассажиров. Она значительно удобнее и современнее стандартного кондиционера, однако нуждается в соответствующем уходе и обслуживании. Автор: Константин Старченко
Источник
Что такое климат-контроль и как он работает?
Ряд современных систем, которые разрабатываются инженерами крупных автоконцернов, призваны создать в салоне машины максимально комфортные условия – например, поддерживать оптимальную температуру воздуха. Яркий пример такого полезного оборудования – система климат-контроля.
Климат-контроль: определение и назначение
Это сложная техника, которая включает кондиционер, датчики температуры и влажности, отопитель, электронный блок управления и систему фильтрации. Основная цель климатической системы – формирование в салоне авто микроклимата, комфортного для водителя и пассажиров, а также его поддержание. Подходящими для человека признаны следующие условия: температура – от +22 до +25°С, влажность – от 65 до 80%. Климат-контроль анализирует эти показатели, а затем нагревает воздух в салоне (при помощи печки) или, напротив, снижает его температуру (благодаря кондиционеру).
Можно ли установить климатическую систему дополнительно?
Почти во всех современных автомобилях климат-контроль входит в перечень базового оборудования. Этой системой оснащаются транспортные средства разных типов – от легковых автомобилей и автобусов до самоходных машин и спецтехники.
Установить систему можно и дополнительно – как правило, многие автолюбители отказываются от кондиционера в ее пользу. Однако следует помнить, что монтаж климат-контроля возможен не на любые машины, ведь для этого требуется печка определенной конфигурации, которая позволила бы монтировать сервопривод и прокладывать проводку под «торпедой».
Отличия климат-контроля и кондиционера
Как работает система?
Несмотря на сложность механизма, принцип его работы достаточно прост:
Регулировать температуру можно посредством перемены позиции центральной и дополнительных шторок, которые находятся на панели управления климатической установкой.
Как использовать систему?
Для начала нужно активировать систему – для этого предназначена кнопка ON/OFF (в некоторых моделях авто вместо надписи на нее нанесено изображение разорванного круга). Чтобы выставить нужную температуру, следует воспользоваться кнопками или вращающимся регулятором. В большинстве установок шаг регулировки равен 0,5 градусам. Предельная разница между зонами обычно не превышает 5°. Если комфортная температура задана, нажмите на клавишу AUTO – система станет поддерживать ее автоматически.
Отрегулировать направление воздуха помогут специальные кнопки, каждая из которых соответствует определенному режиму: обдув ног, лобового стекла или головы и ног. Эти 3 режима считаются стандартными, однако есть и дополнительные:
Чтобы учесть все нюансы эксплуатации установки именно в Вашем автомобиле, тщательно изучите техническую документацию.
Специалисты рекомендуют активировать климат-контроль спустя минуту после запуска мотора авто, а деактивировать, напротив, за минуту до выключения двигателя.
Функционирование климат-контроля в холодное время
Зимой климатическая установка используется преимущественно для подогрева наружного воздуха. В этих условиях Вам хватит и печки.
В ситуации, когда нулевая температура сочетается с высокой влажностью и дополняется снегом и дождем, Вам пригодится весь потенциал системы – ее следует перевести в автоматический режим. Удалить избыток влаги поможет кондиционер.
2-, 3- и 4-зонные установки объединяются в одну группу – многозонный климат-контроль.
Плюсы и минусы системы
К достоинствам климат-контроля можно смело отнести:
Немаловажен и тот факт, что водитель, который находится в комфортных условиях (он не замерзает и ему не жарко), может полноценно сосредоточиться на вождении. Это повышает уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.
Однако автолюбители выявили и ряд недостатков:
Вы узнали, в чем разница между кондиционером и современной климатической системой, а также проанализировали плюсы и минусы установки оборудования. Если Вы все же сделали выбор в пользу максимального комфорта, то не забывайте про уход за климат-контролем: систему нужно регулярно чистить. В этом случае она порадует Вас долгой бесперебойной работой.
Источник
Система климат-контроля
Для комфортабельного передвижения на автомобиле при различных погодных условиях, в салоне необходимо поддерживать оптимальный температурный режим и влажность воздуха. И за это отвечают определенные системы и устройства. Первым таким оснащением стала система вентилирования, обеспечивающая подачу прохладного воздуха в салон извне, и обогрева салона (печка). В последствии к ним добавился кондиционер, дополнительно охлаждающий воздух в салоне.
Все эти системы работают раздельно (независимо друг от друга) и управляются вручную. Причем водитель должен не только включить в работу нужную систему, но еще и периодически контролировать, и регулировать режим ее работы — уменьшать, увеличивать интенсивность прогрева или охлаждения воздуха, силу потока подаваемого воздуха. При этом создать комфортабельный климат в салоне при ручном управлении не всегда удается.
Итогом постоянной доработки устройств, поддерживающих температурный режим в салоне стала система климат-контроля автомобиля. Эта система объединяет в себе все перечисленные устройства и системы – вентиляции, обогрева и кондиционирования.
Назначение и устройство системы
Климат-контроль обеспечивает поддержание оптимального температурного режима и влажности в салоне при минимальном участии водителя в управлении. Делает это он за счет взаимодействия кондиционера, печки и системы вентилирования, причем работает все в автоматическом режиме. Благодаря этой системе в задачу водителя входит лишь установка предпочитаемой температуры в салоне, все остальное климат-контроль выполнит самостоятельно.
Климат-контроль авто конструктивно сложная климатическая установка, объединяющая в себе множество составных элементов. Но если в целом рассматривать устройство этой системы, то она включает в себя:
По сути, климатическая установка построена по тому же принципу, что и все современные системы авто.
Система управления
Основным элементом системы управления климат-контролем является электронный блок управления. Этот узел принимает и обрабатывает информацию, поступающую от следящих устройств, а также от панели управления установкой, при помощи которой водитель устанавливает температурный режим. На основе всех полученных данных ЭБУ осуществляет управление исполнительными механизмами.
В большинстве случаев климат-контроль работает в автоматическом режиме – поддерживает заданную температуру, следит за чистотой поступающего в салон воздуха. Но во многих версиях реализовано также и ручное управление печкой и кондиционером, что позволяет принудительно подать поток воздуха в нужную зону.
Следящие устройства
Вся нужная для корректной работы климат-контроля информация поступает со следящих устройств – датчиков. Количество этих элементов постоянно возрастает, что позволяет более точно определить климат в салоне и откорректировать работу установки. Но есть и основные следящие устройства, которые присутствуют во всех климат-контролях. К ним относятся датчики:
Благодаря этим датчикам производиться корректировка режима работы климатической установки. К примеру, благодаря датчикам температуры система определяет, насколько необходимо прогреть или охладить воздух, причем с учетом естественного прогрева салона солнечными лучами.
Пример устройства двухзонного климат-контроля
Отдельно ЭБУ контролирует работу узлов кондиционера – давления в системе, температуры компрессора. В случае возникновения нештатной ситуации (превышении давления в системе выше нормы, аварийного стравливания хладагента) благодаря этим датчикам система управления отключит кондиционер, не допустив поломку основных узлов.
Более совершенные климатические установки комплектуются дополнительными датчиками:
Благодаря датчикам температуры лобового стекла и влажности салона климат-контроль может самостоятельно определить вероятность запотевания стекла и принять меры для его устранения – обеспечить обдув лобового стекла прогретым воздухом. Помимо этого, система может самостоятельно просушить воздух, добившись в салоне оптимальной влажности.
Датчик качества воздуха определяет количество примесей, вредных веществ и на основе его показаний блок управления устанавливает нужный режим – подача воздуха в салон извне или включение рециркуляции воздуха.
Благодаря датчику количества пассажиров система высчитывает объем воздуха, который необходимо подать в салон.
Рабочие и исполнительные узлы
Как уже отмечено, климат-контроль объединяет в себе обогреватель салона, кондиционер и систему вентилирования салона. Именно эти элементы обеспечивают нагрев, охлаждение и подачу воздуха.
Непосредственное участие в создании климата в салоне принимают радиатор печки, испаритель кондиционера и вентилятор системы вентиляции. Эти узлы можно отнести к рабочим элементам.
Расположение элементов системы климат-контроля
К исполнительным же механизмам относятся воздуховоды, ведущие к нужным зонам, и заслонки с электроприводом, установленными в них. Дополнительно в некоторых системах к этой составляющей относятся электрообогреватели воздуха.
Основными элементами в исполнительной составляющей являются заслонки. Именно они обеспечивают подачу потока воздуха в нужные зоны, осуществляют переход от режима подачи в режим рециркуляции.
В конструкции климат-контроля авто используются такие заслонки:
Все заслонки оснащены электроприводом и управляются ЭБУ. Помимо этого, блок управления контролирует и корректирует работу вентилятора системы вентиляции, поэтому он тоже относится к исполнительным механизмам.
Благодаря использованию большого количества заслонок удается задать:
Что касается последней функции, то последнее время прямоточное распределение все реже используется из-за создания менее комфортабельных условий – при прямой подаче создается ощущение сквозняка. Рассеивающее распределение более оптимальное, но для ее реализации необходима достаточно разветвленная сеть воздуховодов.
Как все работает
Принцип работы климат-контроля автомобиля такой: после установки водителем температурного режима, ЭБУ собирает информацию с имеющихся датчиков и задействует исполнительные механизмы. Сначала включается вентилятор, обеспечивающий подачу воздуха. Создаваемый поток проходит через фильтр, где из него удаляются примеси.
В зависимости от температуры окружающей среды и установленного режима, используется нужный рабочий элемент. Если необходимо понижение температуры, то ЭБУ включает кондиционер и поток проходит через испаритель, в результате чего воздух охлаждается. Далее воздушная масса по воздуховодам подается в установленные зоны (перенаправление потока осуществляется открытием/закрытием заслонок). Если выходной датчик улавливает понижение температуры ниже установленной нормы, ЭБУ подает сигнал на центральную заслонку, и часть воздуха, вышедшего после испарителя, направляет на радиатор обогревателя. После печки этот воздух смешивается с основным потоком, повышая его температуру до нужного уровня.
Если нужно прогреть воздух, то ЭБУ кондиционер не задействует. Поток воздуха при этом хоть и проходит испаритель, но не охлаждается, далее он поступает на радиатор печки, а уже после него по воздуховодам подается в салон. Корректировка температуры прогрева воздуха осуществляется той же центральной заслонкой, которая перенаправляет поток на радиатор или напрямую в салон. При этом степень открытия этой заслонки определяет объем воздуха, которые поступят к радиатору или пройдут в обход него.
Смешивание воздуха при регулировки температуры в салоне
При установлении возможного запотевания лобового стекла, климатическая установка принудительно направит поток разогретого воздуха на стекло. В случае определения сильной загрязненности воздуха, климат-контроль перекроет подающую заслонку и откроет рециркуляционную. Так же система поступит и при определении повышенной влажности.
Виды и их особенности
Существует несколько видов климат-контроля, которые делятся между собой по количеству обслуживаемых зон салона. По этому критерию климатические установки делятся на:
Однозонный климат-контроль – самая простая установка. Он контролирует и поддерживает заданную температуру во всем салоне. Двухзонная установка позволяет задавать оптимальную температуру отдельно водителю и переднему пассажиру. В трехзонной системе дополнительно выведен отдельный блок управления температурой для пассажиров заднего сиденья. Четырехзонная система – самая «продвинутая», поскольку позволяет каждому пассажиру установить свою температуру.
Но отметим, что чем больше зон обслуживания, тем сложнее устройство климатической установки – увеличивается количество датчиков, необходима прокладка дополнительных воздуховодов к заднему сиденью, устанавливается дополнительное оборудование (электрообогреватели в воздуховодах заднего сиденья).
Достоинства и недостатки
К положительным качествам климат-контроля можно отнести:
Но и без недостатков не обошлось. К негативным качествам климат-контроля относятся:
Климат-контроль сейчас является передовой системой, обеспечивающей комфортабельные условия в салоне авто, поэтому все больше автопроизводителей комплектуют этой установкой свои модели. Но пока вытеснить отдельно установленные печки с кондиционерами эта система не в состоянии. И виной тому – дороговизна оборудования. Многие автолюбители не хотят переплачивать значительную сумму за авто с «климатом», отдавая предпочтение моделям с простыми кондиционерами.
Источник