Автомобиль коэффициент использования массы

Автотранспорт СССР часть 1

Содержание материала

Номинальная грузоподъемность грузового автомобиля — масса перевозимого груза, указанная в технической характеристике автомобиля.
Номинальная пассажировместимость легкового автомобиля (включая водителя) или автобуса (бел водителя) — число перевозимых пассажиров, указанное в технической характеристике. Для автобусов обозначается по количеству мест для сидения и общему. Кроме того, для автобусов может указываться допустимая общая вместимость в часы пик.
Сухая масса автомобиля представляет собой массу незаправленного и неснаряженного автомобиля.

Собственная масса автомобиля — масса автомобиля в снаряженном состоянии без нагрузки. Слагается из сухой массы автомобиля, массы топлива, охлаждающей жидкости, запасного колеса (колес), инструмента, принадлежностей и обязательного оборудования.
Полная масса автомобиля — сумма собственной массы автомобиля и массы груза или пассажиров, перевозимых автомобилем.
Максимальная осевая нагрузка — нагрузка от величины полной массы, приходящейся на наиболее нагруженную ось (тележку).
Коэффициент использования массы — отношение номинальной грузоподъемности автомобиля к его собственной массе.
Примечание. Указанные параметры распространяются также на прицепной состав и автопоезда.

Основные параметры двигателей

* 1 кгс = 9,80665 Н.
** 1 л.с. = 0,7355 кВт.

Нумерация цилиндров двигателя начинается со стороны противоположной концу коленчатого вала двигателя, на котором закреплен маховик. При V-об-разном двухрядном расположении их номера начинаются с той же стороны, но при этом сначала нумеруется левый, а затем правый ряд. Нумерация цилиндров в правом ряду начинается с той же стороны, как и в левом ряду.

Рабочий объем двигателя — сумма рабочих объемов всех цилиндров, л:

Степень сжатия — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания:

Эффективная мощность двигателя — действительная мощность на коленчатом валу. л. с:

где т — число тактов рабочего цикла двигателя.
Механический коэффициент полезного действия двигателя — отношение эффективной мощности к индикаторной:

Примечание. Индикаторную мощность Nе развиваемую двигателем, можно определить по индикаторной диаграмме.

Крутящий момент двигателя, кгс-м:

Литровая мощность двигателя характеризует эффективность использования рабочего объема цилиндров двигателя, л. с/л (кВт/л):

Литровая масса двигателя является показателем эффективности использования металла в двигателе, кг/л:

Удельная масса двигателя зависит от совершенства конструкции двигателя и степени его форсирования, кг/л. с. (кг/кВт):

Удельный расход топлива характеризует эффективность использования топлива в двигателе, г/л. с. ч (г/кВт-ч):

Скоростная характеристика двигателя представляет собой график зависимости эффективной мощности Nе двигателя, удельного расхода топлива и крутящего момента Мкр от частоты вращения коленчатого вала двигателя при постоянно открытой дроссельной заслонке или постоянном положении рейки топливного насоса.

Нагрузочная характеристика — это график часового и удельного расходов топлива в зависимости от мощности, развиваемой двигателем при постоянной частоте вращения коленчатого вала и изменяющемся открытии дроссельной заслонки в карбюраторе или изменяющейся подаче топлива насосом высокого давления.
Налоговая мощность двигателя (формула, принятая в СССР), налоговых л. с:

При подсчетах но этой формуле диаметр D цилиндра берется в сантиметрах, а ход S поршня — в метрах.

Источник

Автомобиль коэффициент использования массы

6.5. показатели использования автомобилей

К эксплуатационным качествам автомобиля, учитываемым при организации перевозок пассажиров, в первую очередь относят: использование габаритных размеров и массы, вместимость, удобство использования, скоростные качества, конструктивную безопасность.

К основным габаритным размерам подвижного состава (рис. 6.3) относят длину автомобиля La, ширину Ва и высоту На.

Все автомобили, допускаемые

к эксплуатации на дорогах общей сети, должны удовлетворять требованиям, ограничивающим их размеры и массу. Высота автомобилей не должна превышать 3,8 м, а ширина – 2,5 м. Предельная длина одиночного автомобиля вне зависимости от числа осей не может быть более 12 м, длина автопоезда (сочлененного автобуса) с одним полуприцепом или прицепом – не более 20 м, длина автопоезда в любом другом со-ставе – не более 24 м.

Для автобусов при заполнении всех мест для сидения и всех мест для проезда стоя допускается увеличение осевой нагрузки для группы А до 11,5 тс и для группы Б до 7 тс.

Для автомобилей и автопоездов различают следующие показатели массы:

G – полная масса автомобиля (масса полностью заправленного и снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, полным комплектом пассажиров), кг;

G0 – собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии;

Gс – сухая масса автомобиля (незаправленного и неснаряженного), кг;

qп – номинальная пассажировместимость (общее число пассажирских мест для проезда сидя и стоя), пасс.;

Kq – коэффициент снаряженной массы автомобиля, представляющий собой отношение собственной массы автомобиля в снаряженном состоянии G0 к массе соответствующей номинальной полезной нагрузки q: Kq = G0 / q.

Читайте также:  Аккумулятор для вашего автомобиля

Кроме того, для оценки конструкции автомобилей применяют следующие коэффициенты.

Kк – коэффициент компактности автомобиля представляет собой отношение номинальной полезной нагрузки автомобиля q к его габаритной площади LaВa. Он оценивает совершенство конструкции с точки зрения полезного использования габаритных размеров автомобиля и выражается зависимостью Kк = q/LaВa.

Для автобусов и легковых автомобилей коэффициент компактности выражается отношением числа п пассажирских мест (включая места для проезда стоя в автобусах) к габаритной площади автомобиля:

Kг – коэффициент использования габаритных размеров автомобиля – это отношение внутренней площади салона к наружным габаритным размерам автомобиля: Kг = ab/(LаBa). С повышением пассажировместимости автобусов значение Kг обычно увеличивается.

Пассажировместимостью называется число пассажиров, которое разрешено одновременно перевозить в автомобиле. Измерителями пассажировместимости являются: число пассажирских мест (номинальное); площадь пола автобуса на одно место, занятая местами для сидения; свободная площадь пола городского автобуса для проезда пассажиров стоя; доля от общей вместимости мест для сидения (в городском автобусе).

Чем больше полезная площадь салона по отношению к площади автобуса в плане, тем совершеннее использование габаритов автобуса. В свою очередь, при оценке использования полезной площади салона необходимо соблюдать действующие нормы площади в расчете на одного пассажира. Для городских автобусов на одного сидящего пассажира должна приходиться площадь не менее 0,315 м2; на одного стоящего – не менее 0,2 м2 (5 чел. на 1 м2).

Источник

Вместимость и использование массы автомобиля

Эксплуатационные качества АТС – группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобилей и автопоездов к эксплуатации в качестве наземного, колёсного безрельсового транспортного средства.

1. Вместимость: это наибольшее количество груза, которое может быть единовременно перевезено АТС. Она определяется номинальной грузоподъёмностью и внутренними размерами кузова (объёмом)

Номинальная грузоподъемность — основной параметр грузовместимости — определяется максимальным количеством груза(в тоннах), которое может быть погружено на Атс с учетом прочности его ходовой части, рамы и кузова.

Номинальную грузоподъемность назначает фирма-изготовитель при создании конструкции атс. Номинальная грузоподъемность определяет габаритные размеры и массу автомобиля, размеры и прочность его основных деталей, узлов и агрегатов. Автозаводы и в прайс-листах указывают обычно значения номинальной грузоподъемности для базовых автомобилей.

Различают две разновидности внутреннего объема кузова автомобиля:

Полный (геометрический) объем, равный произведению длины, высоты и ширины кузова атс, или площади пола внутренней платформы кузова на ее высоту:

При загрузке атс грузом, выступающим за его борт, полезный объем может быть больше полного объема.

Показатели её характеризующие:

1. Удельная объёмная грузовместимость – это отношение номинальной грузоподъёмности к пороговому объёму кузова qуд=qн/Vк

2. Удельная площадь кузова – это отношение площади пола кузова АТС к его номинальной грузоподъёмности Fуд=Fк/qн

3. Коэффициент грузовместимости – это отношение произведения полезного объёма кузова на объёмную плотность размещения в нём груза к номинальной грузоподъёмности АТС γq=Vкγг/qн

4. Коэффициент статического использования грузоподъёмности – это отношение фактической загрузки АТС в тоннах к его номинальной грузоподъёмности γс=Gф/qн

2. Использование массы: это соотношение между его собственной массой и полезной нагрузкой. Это свойство характеризует экономичность при производстве АТС, экономичность перевозок на данном авто. Измеритель – коэффициент снаряжённой массы автомобиля, представляющим отношение собственной массы Go автомобиля в снаряженном состоянии (массы автомобиля, заправленного водой и маслом, с запасным колесом и предусмотренным комплектом инструментов) к номинальной грузоподъемности q: Коэффициент снаряженной массы показывает количество тонн собственной массы автомобиля, приходящейся на 1 т грузоподъемности, т. е. показывает экономичность расходования металла и других материалов на изготовление данной модели автомобиля. Кроме того, он характеризует экономичность перевозок груза на данном автомобиле, так как перемещение каждого лишнего килограмма собственной массы автомобиля приводит к дополнительному износу шин, добавочному непроизводительному расходу топлива и т. д. Таким образом, необходимо стремиться к снижению собственной массы автомобиля.

Источник

Вопрос 7 Грузоподъемность и грузовместимость. Коэффициент использования грузоподъемности

Номинальная грузоподъемность автомобиля– максимальная масса груза в тоннах, допустимая к перевозке данным автомобилем.
q-[т]

Фактическая грузоподъемность– масса фактически перевезенного за 1 транспортный цикл груза.
qф-[т]
qф≤q

Фактическая грузоподъемность может быть меня номинальной по следующим причинам:

· Небольшая объемная масса груза

· Недостаточное количество груза, предъявляемое к перевозке

· Недостаток в организации погрузочно-разгрузочных работ

· Ограничения по дорожным условиям (весовые)

Грузовместимость- наибольшее расчетное количество груза в тоннах, которое может быть перевезено в данном автомобиле.

Читайте также:  Аксессуары для автомобиля honda accord

· С одной стороны номинальной грузоподъемностью автомобиля и массой одного грузового места.

· С другой стороны, габаритами кузова и груза.

Коэффициент использования грузоподъемности показывается на сколько использовалась грузоподъемность и определяет отношения количества фактически перевезенного груза и количеству груза, которое могло быть перевезённого при полном использованию грузоподъёмности автомобиля.

В зависимости от степени использования груза грузоподъемность автомобиля делятся на 4 класса.

Класс груза I II III IV
γ 0.71-0.99 0.51-0.7 0.41-0.5

Производительность подвижного состава

Количество перевезённого груза в [т] или выполненная транспортная работа в [т∙км] за единицу времени

Вопрос 9 Маятниковые маршруты движения

Маршрут – путь следования ПС при выполнении перевозок.

Маятниковые маршруты – это маршруты, при которых движение между двумя пунктами многократно повторяются.

Виды, в зависимости от обратного пробега:

1) Маятниковый маршрут с обратных холостым пробегом

2) Маятниковый маршрут с обратных груженым пробегом

3) Маятниковый маршрут с неполным груженым пробегом

Вопрос 10 кольцевые маршруты движения.

Кольцевые маршруты– путь следования подвижного состава по замкнутому контуру соединяющий несколько пунктов погрузки-разгрузки.

3 вида кольцевых маршрутов (помимо классического варианта):

1) Развозочный- постепенная выгрузка груза в пунктах следования из автомобиля.

2) Сборный- происходит постепенное увеличение груза в автомобиле.

3) Развозочно-сборный- происходит выгрузка одного груза и загрузка другого в одних и тех же пунктах.

Качество маршрута оценивается коэффициентом использования пробега, который показывается долю груженного пробега в общем пробеге автомобиля.

Кольцевой маршрут считается целесообразным, если β˃0,56

Источник

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА

Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.

Задача грузового автомобильного транспорта – перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.

Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, то есть комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза.

Степень использования подвижного состава характеризуют следу­ющие показатели.

Показатели использования автомобилей рассчитываются по приведенным формулам. Предварительно следует определить среднюю грузоподъемность одного автомобиля.

Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему чис­лу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

(5.1)

где АДр – количество автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии;

АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

Коэффициент использования парка (выпуска подвижного состава на линию) (Кис) определяется отношением автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням пребывания в хозяйстве и рассчитывается по формуле:

(5.2)

где АДр – количество автомобиле-дней в работе;

АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

Коэффициент использования пробега (Кпр) определяется отношением пробега с грузом к общему пробегу и рассчитывается по формуле:

(5.3)

где Пр – пробег с грузом, т-км;

Побщ – общий пробег, т-км

Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выпол­ненных ездок:

Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр). Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.

Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использова­нии грузоподъемности, то есть к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.

В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе, т.е. технической производительнсоти (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом) и рассчитывается по формуле:

(5.4)

где Рф – фактический грузооборот, т-км;

Рв – возможная работа, т-км

Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.

Возможная работа определяется по формуле:

(5.5)

где Пр – пробег с грузом, км;

Гср – средняя грузоподъёмность среднесписочного автомобиля, т

Средняя грузоподъемность одного автомобиля определяется по формуле:

(5.6)

где Тобщ – общий тоннаж автопарка;

Чср – среднесписочное число автомобилей, ед.

Интенсивность работы грузового автопарка характеризуется среднесуточным пробегом (Пс) автомобилей в км. Он определяется делением общего пробега на число дней работы автомобилей и рассчитывается по формуле:

(5.7)

где По – общий пробег, км;

АДр – количество автомобиле-дней в работе.

Среднее расстояние перевозок грузов (средняя дальность перевозки 1 т груза) (Пср) в км определяется делением грузооборота (выполненной транспортной работы) в т-км на объем перевезенного груза (число перевезенных грузов) в тоннах и рассчитывается по формуле:

Читайте также:  Автомобиль на новый год петербург

(5.8)

где От.км – общий грузооборот, т-км;

Т – объём перевезённого груза, т

Общий коэффициент использования автопарка (Кобщ) определяется умножением коэффициента использования автопарка на коэффициент использования грузоподъемности и рассчитывается по формуле:

(5.9)

где Кис – коэффициент использования автопарка;

Кпр – коэффициент использования грузоподъёмности.

Производительность автопарка (ПАт.км) в т-км определяется по грузообороту по формуле:

(5.10)

где От.км – общий грузооборот, т-км;

Тобщ – общий тоннаж автопарка.

Производительность автопарка по объему грузоперевозок определяется по формуле:

(5.11)

где Т – общее количество перевезённого груза, т;

Тобщ – общий тоннаж автопарка, т

Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.

Время в наряде – измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения туда за вычетом вре­мени, отводимого водителю на прием пищи.

Коэффициент использования рабочего времени автомобиля определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.

Техническая скорость – это средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная от­ношению пройденного расстояния ко времени движения.

Эксплуатационная скорость – это условная скорость движе­ния подвижного состава во время его нахождения на линии, опре­деляемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.

К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят:

Число ездок – время работы подвижного состава на маршру­те, то есть время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).

Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.

Производительность транспортных средств характеризуется ко­личеством перевезенных грузов (т), или работой (т-км), выполненной за единицу времени (т за рейс, т-км за рейс).

Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.

Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового авто­транспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-ки­лометров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда во­дителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные мате­риалы.

Задание 1. В индивидуальных заданиях представлены исходные данные

для расчетов (приложение В). Номер варианта указывает

персонально каждому студенту преподаватель.

Предварительно определяется среднегодовое число автомобилей и

средняя грузоподъемность одного автомобиля.

Все рассчитанные показатели сводятся в таблицу 5.1.

По данным таблицы 5.1 сделать выводы и указать предложения по улучшению показателей использования грузового автопарка.

Таблица 5.1 – Использование грузового автотранспорта

Показатели Значение
Грузоподъемность одного среднесписочного автомобиля, т Среднесуточный пробег, км Среднее расстояние перевозок, км Коэффициент использования автопарка Коэффициент использования пробега Коэффициент использования грузоподъемности Производительность в т-км на 1 автотонну Производительность в т на 1 автотонну Общий коэффициент использования автопарка

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Задание 2. Рассчитать показатели экономической эффективности

использования сельскохозяйственной техники и транспортных

средств. Исходные данные представление в приложении Г.

Порядок выполнения задания

1. Выбрать вариант задания из табл. Г.1.

2. Определить эффективности использования сельскохозяйственной техники. На основании расчетов заполнить табл. 5.2.

3. Выбрать вариант задания из табл. Г.2.

4. Рассчитать и заполнить табл. 5.3.

5. Выбрать вариант задания из табл. Г.3.

6. Рассчитать и заполнить табл. 5.4.

7. По результатам работы сделать выводы.

8. Ответить на контрольные вопросы.

Таблица 5.2 – Экономическая оценка эффективности использования тракторов в сельскохозяйственном производстве

Показатели Расчетные значения
Тракторообеспеченность, штук на га
Нагрузку площади на 1 трактор, га
Сменная выработка, усл. эт. га
Дневная выработка, усл. эт. га
Годовая выработка на физический трактор, усл. эт. га
Коэффициент сменности работы тракторов
Коэффициент использования тракторного парка
Общее число отработанных машино-дней
Общее число отработанных машино-смен

Таблица 5.3 – Степень использования подвижного состава

Показатели Расчетные значения
Средняя длина ездки, км
Коэффициент использования пробега
Коэффициент использования грузоподъемности (статистический)
Коэффициент использования грузоподъемности (динамический)
Производительность подвижного состава, т
Среднее расстояние перевозки груза, км

Таблица 5.4 – Степень использования подвижного состава

Показатели Расчетные значения
Время в наряде, мин.
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля
Техническая скорость, км/ч.
Эксплуатационная скорость, км/ч.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Контрольные вопросы:

1. Как рассчитывается коэффициент использования пробега?

2. Как определяется коэффициент использования грузоподъемности?

3. Как определить интенсивность работы автопарка?

4. Назовите наиболее точный показатель производительности автопарка.

5. Какими мерами можно повысить коэффициент использования автопарка?

Источник

Ответы на популярные вопросы