Автомобиль колхида фото салона

Содержание
  1. Chelz › Блог › КАЗ-608В. Дожить до наших дней
  2. Обзор и характеристики КАЗ 4540 (Колхида)
  3. История создания
  4. Сфера применения
  5. Салон кабины
  6. Двигатель и КПП
  7. Шасси (подвеска, тормоза, рулевое)
  8. Плюсы и минусы
  9. Выводы
  10. Видео
  11. Первый бескапотный советский грузовик из Грузии — «Колхида»
  12. История создания первой «Колхиды»
  13. Особенности автомобиля
  14. Модификации грузовика
  15. КАЗ-606 и 606А
  16. КАЗ-608 и 608В
  17. КАЗ-4540
  18. Автомобиль Колхида, КАЗ 608, 606, 605: фото и характеристики грузовиков
  19. История появления автомобиля «Колхида»
  20. Обзор базовой модели КАЗ-606 «Колхида»
  21. Видео: КАЗ-606 «Колхида»
  22. Обзор и технические характеристики КАЗ-608
  23. КАЗ-4540
  24. Проморолик времен СССР об автомобиле КАЗ-4540
  25. КАЗ-4540: технические характеристики
  26. Перспективный грузовик, ставший последним в Кутаиси
  27. Легенда о грузинском автопроме
  28. Сфера применения КАЗ-4540
  29. Особенности конструкции, основные характеристики
  30. Двигатель и трансмиссия КАЗ-4540
  31. Подвеска и ходовая часть, тормоза
  32. Технические характеристики в цифрах
  33. Кабина КАЗ-4540
  34. Отзывы профессионалов о КАЗ-4540
  35. Цена подержанного грузовика КАЗ-4540
  36. Колхида (автомобиль)
  37. ЛЛикбез по автомобильной истории. Многоликая «Колхида». КАЗ-606, 606А, 608 и 608В.

Chelz › Блог › КАЗ-608В. Дожить до наших дней

Все мы знаем, что в СССР выпускалось большое количество грузовой техники. Газоны, Зилы, Мазы и прочие до сих пор выполняют свои прямые обязанности. Но есть ещё один любопытный грузовик, имя которому — «Колхида»…

Увидеть своими глазами
Дело было в марте, когда я изучал деревни Крупского района. Случайно завернув в один переулок, заметил вдалеке нечто похожее на КамАЗ. Подъехал ближе и глазам не поверил. Передо мной — динозавр родом из Грузии!

Номер на прицепе очень редкий. Это выездная серия, выдавалась с 8001 по 9000. Охотникам за советскими номерами такой ещё не встречался (по крайней мере, в интернете фотоподтверждения не имеется), можно сказать, что я первооткрыватель 🙂

Брошенным не выглядит и, по всей видимости, иногда ездит. Находка очень впечатлила:

Историческая справка
В 1976 г. изменилась форма кабины грузовика. Она приобрела полностью квадратные формы. С передней части исчезло написанное в грузинском стиле слово Колхида, появились буквы КАЗ, растянутые во всю ширину переда.

На 608В стали устанавливать двигатели ЗиЛ-130Я5, масса перевозимого груза возросла до 15,5 тонн и ёмкость каждого топливного бака увеличили до 125 л. Запас хода автомобиля при средней скорости 40 км/ч составил более 700 км. Выпускался грузовик до 1989 года.

«Колхида» в объективе белорусских фотоохотников
Такие машины еще встречаются на наших дорогах, но очень-очень редко. Мне удалось отыскать несколько снимков, свидетельствующих о том, что «Колхиды» существуют в Беларуси!

Особая благодарность пользователю Tuip385 с сайта avto-nomer.ru, именно он снял большинство КАЗов-608В в нашей стране. Вот фото аж 1991-го года!

Грузовичёк на базе тягача. Фото сделано на пленку примерно в 2004-05 гг.

г. Слуцк (Минская обл.), 14.08.2008. Состояние впечатляет!

А этот снимок сделан пользователем Pneumant в Минске 29.02.2008:

г. Борисов, 09.05.2015. Данную «Колхиду» нашёл мой друг в частном секторе. Это конец, или просто встала на ремонт?

За что столько обидных кличек?
Пожалуй, нельзя не упомянуть то, что надежностью и качеством сборки «Колхида» не славилась, известна крайне низкими ходовыми качествами и в основном пишут негативные отзывы об этой модели. Чаще всего на “Колхиды” сажали молодёжь и провинившихся шофёров. Острословы придумали грузовику много обидных кличек и выражений по этой причине, например:
Страшнее волка или рыси автомобиль из Кутаиси.
Курица – не птица, Колхида – не грузовик!
Колхида – горный тягач, который боится горы и жары.
Кто в Одессе не бывал, тот не знает моря. Кто на КАЗе не работал, тот не знает горя.

И не большой список язвительных кличек: жаба, подгорный тягач, скотовозка, цирковая лошадь, сервант, скоростной грузинский трактор…

В кинематографе
Модель 608 засветилась в фильме «Единственная». Как мы видим, с «Колхиды» посмеивались уже с момента её вручения водителю 🙂

Источник

Обзор и характеристики КАЗ 4540 (Колхида)

Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) прошел долгий путь работы от 1951 года до 2010 года. Завод закрыт 8 лет назад. За это время грузинские производители представили вниманию общества множество полезных автомобилей. Внимания заслуживают все модели, остановимся на рассмотрении КАЗ 4540. Машина была выпущена в 1984 году. Техника предназначена для различных целей, она может проявить себя в сельском хозяйстве, на строительной площадке.

Содержание:

История создания

Послевоенные годы, военное время, дали понять, что советское производство не соответствует требованиям современности. Большой державе нужно что-то более мощное. Решать нужно было срочно.

Проблема была из-за отсутствия мощных грузовых автомобилей. Урал уже принял свое участие в этом деле, но этого было недостаточно.

Принято решение о подключении к вопросу южных регионов. Грузинский завод Кутаиси был выбран для этих целей, точно не ясно, почему? Репутация завода была сомнительной.

Грузинский завод не пользовался большой популярностью. Это связано с негативными отзывами со стороны водителей. Ненадежные КАЗЫ водители старались всеми правдами и неправдами обходить стороной. Шоферов чуть ли не силой сажали за руль.

В 1951 году грузинские производители представили свой первый автомобиль. Это КАЗ-150, он базировался на узлах и агрегатах ЗИС-150. Все комплектующие передавались из Москвы. На основе первой модели 150 стали появляться другие машины: самосвал КАЗ-585 и седельный тягач КАЗ-120.

Массовой моделью стал грузовик КАЗ-608, он был на конвейере вплоть до 1980 года. Потом он уступил место модели 4540.

В 1984 году появился легендарный автомобиль КАЗ-4540. Он считается самобытным автомобилем, привлекают внимание все детали, особенно двигатель. Конструкция была абсолютно пересмотрена. Вместо бензинового двигателя монтировали дизельный двигатель. Изменения были глобальные. Это последняя модель легендарного завода. Производство остановилось в 2010 году, ценные модели перестали выпускаться намного раньше.

Сфера применения

Автомобиль создавался для конкретных целей большой командой. Его разработки проходили с участием сотрудников из Центрального научно-исследовательского автомобильного, автомоторного института (НАМИ).

Производители поставили цель – сделать универсальную модель, которая будет перевозчиком в сельскохозяйственной сфере.

Предназначение – без сложностей преодолевать полевые дороги, поля для сбора урожая. КАЗ 4540 сможет вывозить много тонн груза за один рейс при высоких ходовых возможностях на трассах общего назначения.

О быстрой разгрузке производители позаботились. Трехстороннее опрокидывание кузова это гарантирует, это решение приняли не сразу.

На протяжении испытаний грузовик показал свои возможности. Сначала было решено выпустить 500 моделей, в последующем увеличить объем производства до 20 000 моделей ежегодно. Планы не были реализованы.

Салон кабины

Кабина рассчитана на 3 человек. Она находится перед передним мостом. Сиденья позволяют комфортно передвигаться пассажирам и водителям. Чтобы открыть доступ к двигателю, нужно ее поднять вперед. Она перемещается с помощью шарниров и гидравлического подъема.

Салон КАЗ 4540 оптимально укомплектован:

Салон оформлен грамотно, доступ ко всем примочкам беспрепятственный. Отсутствует спальное место, машина предназначена не для дальних путешествий. Это «сельхозник».

Двигатель и КПП

Показатель Еденица измерения Значение
Кабина мест 2, в модификациях со спальным местом
Кузов

Грузовая платформа самосвального типа

Размеры платформы (длина, ширина, высота) мм 4 400, 2 320, 680 Силовой агрегат Дизельный двигатель Привод на колеса 4 на 4 Коробка передач Механическая, с числом передач — 8 Скорость км/ч 80 Нагрузка кг 6 000 Вес в снаряженном состоянии кг 3 610 Размер по габаритам (длина, ширина, высота) мм 6 810, 2 500, 3 740 Размерность шин 370-80К508 Межосевой размер мм 3 600 Между центрами колес (передних, задних) мм 2 020, 2 020 Бак для топлива л 250 Расход топлива л/100 км от 25 до 50

Мотор стоит дизельный – прорыв. Им занимались на Ярославском моторном заводе. 6-цилиндровый мотор качественно выполняет свою работу. Характеристика двигателя:

Коробка передач у модели самобытная. Она не агрегатирована с двигателем: мотор находится в передней части КАЗ 4540, коробка посередине. Между ними карданный вал.

Решение удачное, можно легко совершать манипуляции с коробкой. Характеризуется она, как механическая, 8-ступенчатая с одноступенчатой раздаточной коробкой.

Шасси (подвеска, тормоза, рулевое)

Производители сделали подвеску на одиночных продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска функционирует на двойных продольных полуэллиптических рессорах.

Проходимость автомобиля в любых ситуациях объясняется крепкой ходовой. Трансмиссия дает возможность автомобилю сопровождать комбайны, двигаясь со скоростью минимум 2 км/ч. Пневматическая тормозная система, тормозные механизмы функционируют корректно со всей долей ответственности.

Из технических характеристик стоит отметить следующие параметры:

Параметры машины оправдывают ожидания грузинских специалистов.

Плюсы и минусы

Достоинства КАЗ 4540 многочисленны, достоверных отзывов водителей нет:

Какой бы ни была идеальной эта модель, без недостатков не обошлось:

Были большие проблемы с поставкой запчастей. Их не было вообще. Водители КАЗ 4540 искали выход, как могли – подбирали детали из других автомобилей.

Есть мнение, что недостатки автомобиля связаны с низкой квалификацией специалистов, которые занимались им. Если бы этим делом занимались более грамотные специалисты и руководители, эффект бы превзошел все ожидания.

Из-за того, что автомобиль получил отрицательную репутацию, у завода появились проблемы со сбытом. По итогу заводу не удалось реализовать все свои задумки. Машину выпускали недолго, хотя в планах было другое.

Но все не совсем честно утверждение, что это из ряда вон плохой автомобиль. Даже сейчас можно встретить функционирующий грузовик тех времен.

Логично, что сейчас уже невозможно найти новую модель. А вот раритетные еще остались. Правда объявления о продаже немногочисленны. Если КАЗ 4540 на ходу в нормальном состоянии (1989-1990 года выпуска), ее стоимость от 200 000 до 250 000 рублей.

В России объявления о продаже авто не многочисленные, а вот на Украине напротив. Цены абсолютно разнообразные – от 50 000 до 130 000 гривен.

Это сложно представить, но есть 1 экземпляр, который совершает нечастые путешествия по дорогам Красноярска. И об этой модели очень заботятся. Она находится в музее «Авто-ретро». Модель имеет всю комплектацию в работающем состоянии. Это идеальный оригинал, созданный со всей ответственностью

Восстановительными работами занимались грузинские специалисты (Автандил Пипия и Бадри Зарандия). Чтобы получить один грузовик, потребовалось приобрести два. Так как они имели различного уровня состояние. Обе модели были обнаружены в Дивногорске. О состоянии машин никто не беспокоился, поэтому состояние было соответствующее.

На сборку машины ушло менее года. На выставках модель пользуется популярностью. Так комментирует это директор клуба Авто-ретро.

Выводы

По итогу работ были произведены многочисленные реконструкции и доработки. Из-за этого выпуск машины отодвинули на почти 5 лет. В итоге партия из 500 машин была подготовлена к 1984 году. Через год модель была поставлена на конвейере. В год выпускалось 5 000 машин.

На базе оригинального 4540 были выпушены другие модификации: 4440, 4430. Распад СССР привел к остановке сбыта. До 2001 года производители справлялись ситуацией, позже автомобиль этой модели канул в небытие.

Видео

Источник

Первый бескапотный советский грузовик из Грузии — «Колхида»

«Колхида» – марка грузовых автомобилей, выпускавшихся на Кутаисском автомобильном заводе с 1961 по 2001 годы. Это первые советские грузовики с бескапотной компоновкой – седельный тягач и полноприводный самосвал. С начала 60-х годов ХХ века именно седельные тягачи марки Колхида стали лидерами по грузоперевозкам, несмотря на многочисленные недостатки. С началом выпуска КАМАЗов, популярность этих грузовиков существенно снизилась, но автомобиль Колхида все равно занимал определенную нишу на рынке грузоперевозок.

История создания первой «Колхиды»

Автомобиль был разработан в конце 50-х годов конструкторским бюро Кутаисского автомобильного завода. Работы велись под руководством Д. Картвелишвили, одновременно разрабатывались бортовой вариант и седельный тягач. Примечательно, что все основные узлы автомобиля были взяты от выпущенного в серию ЗИЛ-164.

Важным отличием нового автомобиля стала бескапотная компоновка, что сделало его более компактным не в ущерб объему грузового отсека или длине прицепа. Первые образцы грузовика с бортовым кузовом КАЗ-605 и тягача под маркировкой КАЗ-606 с укороченной базой появились уже в 1958 году. Уже через год обе машины были представлены на выставке ВДНХ.

Поскольку бортовые грузовики в СССР выпускались другими производителями, Минавтопром выпустил распоряжение о выпуске в серийное производство нового тягача КАЗ-606. От производства КАЗ-605 было решено отказаться. Серийное производство седельных тягачей «Колхида» было начато в 1961 году.

Особенности автомобиля

Основным достижением конструкторов, создававших грузовик КАЗ – является бескапотная компоновка с кабиной, поднятой над двигателем. Благодаря этому и большим стеклам, водителю обеспечивался хороший обзор, но был и недостаток – кабина не поднималась, и добраться до мотора можно было только изнутри кабины. Впоследствии этот конструктивный недостаток был устранен, и на машину была установлена откидывающаяся кабина, мотор сдвинут назад, что позволило освободить место для третьего сиденья.

Первая модификация КАЗ-606 была оборудована 90-сильным бензиновым рядным шестицилиндровым мотором ЗИС-120 объемом 5.5 литра. Поскольку его мощности не хватало для тягача, рассчитанного на перевозку тяжелых грузов, да еще в условиях горных дорог, уже через год после начала выпуска, на автомобиль начали устанавливать доработанную версию этого двигателя, форсированную до 110 л.с. Это позволило уверенно буксировать полуприцепы грузоподъемностью до 10,5 тонн. Впоследствии на Колхиду начали устанавливать V-образный восьмицилиндровый мотор ЗИЛ-130 мощностью 150 сил, а также дизельные силовые агрегаты.

На первых версиях грузовика устанавливалась трехступенчатая трансмиссия, рулевое управление не оснащалось усилителем. В передней части подвески установлены два гидравлических амортизатора, усиленных листовыми рессорами. Сзади были применены четыре рессоры – две основных и столько же дополнительных.

Автомобиль развивал максимальную скорость 70 км/ч, потребляя 50 л бензина на 100 км пути. Он отличался неудовлетворительным качеством сборки, в первых модификациях в салон через капот могли проникать выхлопные газы. В то же время Колхида была достаточно комфортным автомобилем, в кабине было предусмотрено спальное место и вентилятор, машина впервые была оборудована противотуманными фарами.

Модификации грузовика

За время выпуска было предложено несколько вариантов седельных тягачей и самосвалов КАЗ, которые широко использовались в народном хозяйстве. Несмотря на определенные недостатки многие из них прослужили несколько десятков лет, перевозя десятки тонн груза. Именно они стали основой системы плечевых грузоперевозок, когда полуприцепы передавались различным тягачам по принципу эстафеты, в то время как водитель за смену делал в среднем 200 км, не слишком утомляясь.

КАЗ-606 и 606А

Именно это седельный тягач стал первенцем кутаисских автомобилестроителей. Характерные очертания кабины без капота, наличие спальника – такого уровня комфорта не было ни в одном советском грузовике. Еще одним новшеством было расположение рычага, переключающего передачи, справа от рулевой колонки, в то же время стояночный тормоз установлен слева от водителя. Главным недостатком автомобиля оказался маломощный 90-сильный двигатель, который приходилось раскручивать до максимальных оборотов. В результате чего расход составил 40 л на 100 км при максимальной скорости в 65 км/ч.

Уже в 1962 году было решено модернизировать довольно неудачную модель, и заводом был выпущен КАЗ-606А. Главным его отличием от предыдущей модификации стал улучшенный 110-сильный двигатель, который при тех же динамических характеристиках и расходе топлива гораздо увереннее справлялся со сложным рельефом и позволял грузить на полуприцеп тягача более 10 т груза. Обе машины не имели откидывающейся кабины, поэтому добраться до двигателя можно было только через капот в салоне, что затрудняло ремонт и нередко приводило к попаданию выхлопных газов вовнутрь.

КАЗ-608 и 608В

Осознавая недостатки прежней модификации, в конструкторском бюро Кутаисского завода уже с 1962 года началась разработка обновленной Колхиды. Она должна была оснащаться новым двигателем мощностью 150 лошадиных сил, производства ЗИЛ. В силу различных причин новый автомобиль появился только в 1968 году и получил маркировку КАЗ-608.

С новым двигателем автомобиль стал разгоняться до 70 км/ч, а максимальная грузоподъемность возросла до 15,5 т. Правда, на горных дорогах не рекомендовалось нагружать автомобиль более чем 10,5 т.

Была полностью переработана кабина, она стала более просторной за счет смещения двигателя назад, и в ней появилось еще одно сидячее место. Поскольку не стало капота в середине кабины, рычаг переключения трансмиссии был перенесен на традиционное место – пол справа от водителя. Впервые на этот автомобиль был установлен гидроусилитель, что облегчило управление. Для удешевления производства было решено отказаться от гнутых стекол, за что машина получила шутливое прозвище «сервант».

Главной особенностью обновленного КАЗ-608 стала откидывающаяся кабина. Это освободило место внутри нее, облегчило ремонт и обслуживание автомобиля. Справедливости ради нужно отметить, что на первых машинах при поднятии кабины она могла просто отвалиться. Иногда при движении она самопроизвольно откидывалась, что неизбежно приводило к возникновению аварийной ситуации. Впоследствии эти проблемы были решены в модели КАЗ-608В.

Обновленная Колхида стала наиболее массовой и надежной среди всего модельного ряда. Именно КАЗ-608В дожили до наших дней и их можно изредка встретить на наших дорогах. В автомобиле были решены проблемы с герметичностью кабины за счет установки новых уплотнителей. Она стала более прочной, но, при этом менее привлекательной за счет определенной угловатости. Иногда авторемонтники переоборудовали КАЗ-608В под зиловский кузов-самосвал или бортовую платформу. На базе КАЗ-608 была выпущена небольшая партия заправщиков топлива для аэродромов, а с 1971 года появился аэродромные автолифты на специально удлиненной платформе.

В 1986 году тягач КАЗ-608В было модернизирован, на него были установлены обновленные узлы от новых ЗИЛов, что улучшило технические характеристики автомобиля, но на его внешнем виде это никак не сказалось. В 1989 году выпуск этой модели был прекращен. Интересно, что на Кутаисском заводе выпускались не только автомобили, но и полуприцепы к ним, наиболее известен КАЗ-717.

КАЗ-4540

Еще в начале 80-х годов ХХ века на базе Кутаисского автомобильного завода было решено разработать самосвальный автомобиль грузоподъемностью до 6 тонн для сельского хозяйства. От предыдущих моделей было решено оставить только бескапотную компоновку, в остальном это должен был стать принципиально новое авто. К разработке были привлечены специалисты НАМИ, с помощью которых был создан двухосный грузовик с повышенной проходимостью за счет переднего привода с подключаемым задним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала. Новый грузовик получил название КАЗ-4540 под узнаваемой маркой «Колхида».

При разработке машины было решено отказаться от сотрудничества с ЗИЛом и перейти на техническое обеспечение набравшего обороты КАМАЗа. Это позволило установить на машину новый V-образный шестицилиндровый дизель, который являлся модификацией надежного восьмицилидрового двигателя КАМАЗ-740. Мощность устанавливаемого на КАЗ-4520 двигателя – 160 лошадей, что при повышенном моменте обеспечивает хорошую тягу полностью загруженного авто.

Мотор работает в паре с восьмиступенчатой механической коробкой передач с раздаткой. Чтобы сбалансировать нагрузку на платформу автомобиля ее разместили под кузовом, и соединили с двигателем специальным карданом. Рессорная подвеска не гарантирует комфортной езды, но отличается повышенной надежностью, а большой дорожный просвет обеспечивает проходимость авто. Тормоза автомобиля – пневматические, а рулевое – с гидравлическим усилителем.

Цельнометаллический кузов автомобиля оборудовался системой автоматического открытия и закрытия бортов. Для перевозки легких грузов, таких как чай, хлопок, сено, его можно поднять за счет специальных сетчатых панелей. КАЗ-4540 «Колхида» выпускался до 2001 года и стал последней до настоящего времени разработкой Кутаисского завода.

Несмотря на множество проблем, которые преследовали автомобили Колхида, они внесли большой вклад в развитие советской автомобильной промышленности:

Сегодня встретить Колхиду на ходу практически невозможно, автопредприятия отказались от нее из-за невысокой надежности и отсутствия запчастей. Кроме того, водители отмечали плохую управляемость за счет укороченной базы, перегрев заднего моста от выхлопных труб, слабую динамику. Доходило до того, что на автопредприятиях на КАЗы сажали провинившихся или молодых водителей. Кроме того, с Колхиды часто снимались запчасти на более популярный и надежный ЗИЛ-130. Частные перевозчики невзлюбили эту машину за высокий расход топлива и ту же ненадежность. Тем не менее, запоминающийся экстерьер этой машины и новаторские идеи, заложенные в ее конструкции, делают ее важной вехой в истории советского автопрома.

Источник

Автомобиль Колхида, КАЗ 608, 606, 605: фото и характеристики грузовиков

Автомобиль «Колхида» за годы своего выпуска снискал себе не очень добрую славу среди шофёров. На некоторых автотранспортных предприятиях даже давали в управление грузовик КАЗ в качестве наказания нерадивым водителям. Почему машина продолжала выпускаться в течение тридцати лет и так ли всё было плохо с грузинским тягачом, до сих пор точно сказать нельзя.

История появления автомобиля «Колхида»

Первый автомобиль грузинского автопрома

После Великой Отечественной войны в СССР вовсю шло восстановление промышленности, в том числе автомобильной. Помимо гигантов отечественного автопрома — ГАЗ и ЗИС (после смерти Сталина переименован в ЗИЛ), открывались предприятия, где осуществлялась сборка автомобилей из готовых запчастей (так называемая крупно-узловая сборка), а также изготовление отдельных агрегатов к существующим и поставленным на конвейер моделям. К числу этих агрегатов относились коробки передач и двигатель от грузовика ЗИС-120, а также всевозможные запчасти.

Именно с такой специализации начал свою историю Кутаисский автомобильный завод им. Орджоникидзе, выпустив первую продукцию в 1947 году. Вскоре при заводе открылось конструкторское бюро, работа которого сводилась к незначительному изменению существующих машин для перевозки бетона, жидких и сыпучих материалов. Разрабатывался на КАЗе даже БТР, но так и не пошёл в серию, проиграв испытания 60-й серии ГАЗа.

В 1961 году группа грузинских разработчиков, которыми руководил главный конструктор Д. Картвелишвили создала свой оригинальный проект, опираясь на узлы, агрегаты и комплектующие, которые выпускал завод самостоятельно либо уже существовавшие и выпускавшиеся на других предприятиях СССР. Это оказался грузовой автомобиль, получивший впоследствии гордое название «Колхида». Именно так называлась в древнегреческой историографии и мифологии область, лежащая на территории современной Грузии.

В качестве прототипов было построено два вида грузовиков: самосвал, рассчитанный на перевозку 5 т груза в ковше, а также седельный тягач с прицепным устройством. Они получили наименования КАЗ-605 и КАЗ-606 соответственно. Тягач отличался от самосвала укороченной базой, составлявшей всего 2,7 м.

Грузинские конструкторы получили разрешение экспонировать собранные образцы на ВДНХ СССР в 1959 году. В силу ряда прогрессивных решений, реализованных в грузовиках, Министерство автомобильной промышленности обратило на них внимание и постановило реализовать серийный выпуск седельного тягача. Выбор Минавтопрома был продиктован жёстким дефицитом данного вида техники в советских автопарках. Что же касается самосвала, то это компоновочное решение так и осталось навсегда в единственном экземпляре и впоследствии было утрачено.

Обзор базовой модели КАЗ-606 «Колхида»

Углы обзора в первой «Колхиде» действительно поражали

При запуске первой «Колхиды» в серийное производство заводчане не стали мудрствовать лукаво, оригинальной в новом грузовике была только компоновка. Мосты, двигатель, коробка передач и многие другие элементы были взяты от обкатанного в производстве ЗИЛ-164.

Однако даже этого хватало, чтобы привлечь внимание как министров автопрома, так и обычных людей. Кабина была расположена над двигателем, что позволило сделать компоновку бескапотной. В отечественном автомобилестроении этот случай был первым. Да и сами обводы цельнометаллической кабины были передовыми на то время. Стоит помнить о том, что на дворе стоял 1961 год, страна не так давно сменила на конвейере ещё военных времён коробчатые ЗИС-5 на более современные ЗИС-150, которые длинными капотами и радиаторными решётками ещё походили на ленд-лизовские «Студебеккеры».

В случае же КАЗ-606 водитель получал просторную кабину с панорамными передними и гнутыми задними стёклами, заходящими на боковины. После тёмных кабин ЗИСов водитель сидел словно в аквариуме, и обзорность у нового грузовика была просто замечательная.

Позаботились конструкторы и о комфорте, ведь автомобиль изначально планировалось использовать для дальних перевозок, этому способствовала сама конструкция магистрального седельного тягача. Позади передних сидений было оборудовано спальное место — неслыханное для аскетичных советских грузовиков новшество. Теперь два шофёра могли не просто меняться в дороге, но и вытянуться на заднем диване, что способствовало снятию усталости. В кабине был установлен вентилятор для работы в жарких регионах, а на передке — противотуманные фары. Кстати, кулиса рычага КПП была справа от водителя, а вот рукоять ручника — слева.

Таким образом, передовые решения оснащённости салона были на высоком уровне. Что касается силового агрегата, то на первых экземплярах ставили хорошо известный, но уже устаревший на тот момент двигатель ЗИС-120К на 6 цилиндров, расположенных в ряд объёмом 5,5 литров. Карбюраторная «шестёрка» выдавала 90 лошадей при 2600 об/мин., но для гружёного автопоезда этого было явно мало.

Внешний вид серийной модели также претерпел некоторые изменения. Так, передние круглые фары были перемещены с верхней части лобового листа кабина вниз, в специальные углубления по бокам радиаторной решётки, что сделало «внешность» автомобиля более презентабельной.

Страшнее тигра или рыси….

К сожалению, минусы «Колхиды» были выявлена сразу же после начала эксплуатации. Авто было явно «сырым» и требовало доработок. Старый двигатель не мог дать ни высокой скорости, ни нормальной грузовой тяги. Качество, которое выдавали грузинские автосборщики, было низким, намного ниже, чем на родительском Лихачёвском автозаводе. К тому же нарекания водителей вызывал доступ к двигателю: он осуществлялся через специальный люк между сиденьями. Теряя герметичность, он начинал пропускать в салон бензиновый угар двигателя, что сводило на нет все преимущества в комфорте.

…автомобиль из Кутаиси

Уже в 1962 году КАЗ-606 был модернизирован: под кабину поставили обновлённый двигатель ЗИС-120КЯ, в котором увеличили степень сжатия, частоту вращения коленвала и поставили более удачный карбюратор. Это дало прирост мощности в 20 л. с. и крутящего момента в 200 об/мин. После этого тягач мог буксировать прицепы до 10,5 т, но расход топлива был ужасающим: до 50 л на сто километров пусть и самого низкооктанового топлива.

Видео: КАЗ-606 «Колхида»

Обзор и технические характеристики КАЗ-608

Надписи «Колхида» уже нет, но название уже закрепилось за автомобилями КАЗ

Мощный поток жалоб с одной стороны, и совершенствование двигателей на автомобилях семейства ЗИЛ с другой сподвигли коллектив Кутаисского завода взяться за модернизацию своего детища. В основу обновлённого грузовика должен был лечь мотор от свежего, только что вышедшего ЗИЛ-130. С него же планировалось доукомплектовывать «Колхиды» другими узлами и агрегатами. V-образная «восьмёрка» 130Я5 выдавала 150 л. с. при объёме 6 литров и 3200 об/мин. При установке на грузинские тягачи в них предусматривалась установка воздушных фильтров иной конструкции. Казалось бы, такого запаса тяги должно было бы хватить вечно слабой «Колхиде», но по документации с установкой нового движка не могла не вырасти и паспортная грузоподъёмность. Теперь заявлялась буксировка прицепов до 15, 5 тонн, правда, с оговоркой: лишь по ровным дорогам с усиленным покрытием.

Со старым 10-тонным прицепом машина разгонялась до 80 км/ч, однако долго ехать на такой скорости не получалось: кончалось горючее, ведь несмотря на новую конструкцию, расход бензина продолжал составлять 40 л/100 км.

Хотя прототип был готов уже к 1963 году, выпуск начался лишь 4 года спустя, когда москвичи смогли наладить массовую поставку новых двигателей в Кутаиси.

Подверглась переработке и компоновка автомобиля. Учтя неудачную схему размещения силового агрегата, его сместили назад, а доступ к нему обеспечили путём откидывания кабины вперёд. Угол в 45 градусов наклона посчитали достаточным для обслуживания двигателя. Машина приобрела черты современных грузовиков, но сам механизм откидывания вызывал нарекания шофёров. Фиксирующий замок был ненадёжным как в открытом, так и в закрытом состоянии. Это влекло аварийные ситуации: возможность откидывания на ходу или захлопывания при ремонте движка. Поэтому водители, которым досталась «Колхида», перестраховывались различными самодельными замками и распорками.

Зато благодаря смещению силового агрегата сесть в автомобиль теперь могло три человека, а рычаг КПП переместился на пол. Водители наконец получили долгожданный гидроусилитель руля, отсутствие которого сказывалось на управляемости автомобилем, особенно на горных дорогах местности, где он изготавливался. Несмотря на модернизацию кабины, она отличалась неважным качеством: продувалась, скрипела, была непрочной.

Грузины делали автомобиль явно не для такого использования

В новой модификации КАЗ-608В, испытательный образец которой был собран в 1971 году, обитаемая часть грузовика была кардинальным образом переработана. В целом, дизайн был направлен на предельное упрощение. Площадь остекления стала меньше, поверхности избавились от гнутых переходов, что улучшило герметичность и облегчило изготовление.

Сама кабина стала угловатой, за что получила прозвище «сервант». Как седельный тягач, КАЗ имел достаточно неплохие характеристики. Приходилось советским дальнобойщикам ездить и на машинах похуже. К тому же, большим плюсом являлась ремонтопригодность машины. Полная взаимозаменяемость с семейством ЗИЛ-130 — вторым по массовости среднетоннажным автомобилем СССР — гарантировала отсутствие дефицита запчастей и комплектующих.

И всё же две характеристики не сделали «Колхиду» «народным» тягачом. Первое — это низкое качество сборки в солнечной Грузии, которое не повышали, предпочитая сохранять массовость выпуска. Второе — неудачное оснащение магистрального седельного тягача прожорливым бензиновым двигателем, который попросту «не вытягивал» немалый вес полуприцепа. Даже несмотря на дешевизну топлива в народном хозяйстве, расход автопоезда КАЗ был намного выше, чем пятитонного самосвала ЗИЛ-130, силовой агрегат которого позаимствовал кутаисский тягач.

КАЗ-4540

Попытку создать новый автомобиль коллектив Кутаисского автозавода предпринял в начале 80-х годов, сотрудничая с НАМИ. Речь шла о перспективном сельскохозяйственном грузовике-самосвале, ковш которого мог опрокидываться как назад, так и набок с помощью гидравлических подъёмников. Оснастить разработку наконец решили дизелем. Новый грузовик получил обозначение уже по новой номенклатуре: КАЗ-4540.

Проморолик времен СССР об автомобиле КАЗ-4540

«Фишкой» очередного детища грузинских конструкторов стал полный привод на обе оси. В сочетании с блокировкой межколёсного дифференциала на задней оси и односкатными шинами с внедорожным протектором, новая «Колхида» стала настоящим внедорожным грузовиком. Требовалось это для езды по целине, полям, раскисшим грунтовым дорогам, и с этим машина справлялась отлично. Большое передаточное число трансмиссионных агрегатов было оптимизировано для движения с очень малой постоянной скоростью в течение длительного времени — в паре с комбайном и другой сельскохозяйственной уборочной техникой.

Внедорожный грузовик — КАЗ-4540

Двигатель кутаисцы вновь не стали полностью разрабатывать заново: взяли камазовский 8-цилиндровый силовой агрегат и «отпилили» два цилиндра. Получившаяся V-образная «шестёрка» имела мощность в 160 л. с. и не давала большой скорости, но это и не требовалась для работы на полях. Зато проблему с тяговитостью и расходом топлива почти решили: при подвозе массы в 9 т он составлял около 20 л по дорогам с твёрдым покрытием и 30 л по грунтовым и просёлочным путям.

Особой гордостью заводчан стала тормозная система и коробка передач. Первая была пневматическая, барабанного типа, и уверенно тормозила пустой грузовик с прицепом на паспортной скорости 70 — 80 км/ч. Гружёная машина, естественно, требовала большего тормозного пути.

В целом, последняя модель КАЗ получилась удачнее предыдущих. Ниша универсальных сельхозмашин была практически пустой, и у «Колхиды» могли бы быть неплохие перспективы при условии устранения недоработок и повышения качества сборки. Однако с распадом СССР выпуск сократился до 20–30 машин в год, а затем грузинский автогигант и вовсе прекратил своё существование.

Грузовые автомобили, производимые КАЗ, имели все шансы стать передовыми машинами. Но удачная компоновка и прогрессивные технические решения были сведены на нет низким качеством сборки и плохой госприёмкой на предприятии. В результате слава «Колхиды» скорее дурная, о чём говорят многочисленные поговорки и пословицы, сложенные острыми на язык шофёрами. А жаль: при соответствующих доработках эксплуатация грузовиков из Кутаиси могла бы быть более приятной.

(7 голосов, среднее: 4.1 из 5)

Поделитесь с друзьями!

КАЗ608 ямз236 200т.р.


КАЗ-4540: технические характеристики

Перспективный грузовик, ставший последним в Кутаиси

Самый интересный автомобиль из всех выпускавшихся в Кутаиси – это последняя серийная модель завода – КАЗ-4540, которая относится к категории так называемых «транспортно-технологических машин». Имеется в виду грузовик, который может стать надёжным звеном технологической цепочке от уборки разнообразной сельхозпродукции до её доставки к местам хранения и переработки. Интересен КАЗ-4540, прежде всего, своей оригинальной компоновкой: его кабина находится «впереди машины всей», а КПП не агрегатирована с двигателем, а отделена от него карданным валом и расположена посередине машины. Но не только этим! Подробности далее.

Легенда о грузинском автопроме

Кутаисский автомобильный завод имени Серго Орджоникидзе ведёт свою историю с апреля 1945 года, когда было начато строительство этого большого предприятия. Первый автомобиль здесь был выпущен в августе 1951-года. им стал грузовик ЗИС-150. В дальнейшем завод несколько лет производил, по современной терминологии, «отвёрточную сборку» автомобилей ЗИС-150 и их модификаций. Все комплектующие для этого поставлялись с московского Завода имени Сталина (с июня 1956-го года – имени Лихачёва).

В середине 50-х годов КАЗ был ориентирован на выпуск спецавтомобилей на шасси ЗИС, предназначенных для перевозки сыпучих и полужидких стройматериалов (бетонного раствора, цемента, строительных смесей). На предприятии было создано собственное конструкторское бюро, которое занялось разработкой собственных моделей. Перед КБ были поставлены задачи разработки перспективных моделей универсальных самосвалов и седельных тягачей, которые удобно было бы использовать как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

С подачи своего КБ Кутаисский завод первым в Советском Союзе в 1961-м году освоил серийный выпуск грузовиков с бескапотной компоновкой (первый бескапотный МАЗ-500 уже существовал, но был запущен в «серию» только в 1965-м). Ими стал грузовик КАЗ-605 грузоподъёмностью 5 тонн и седельный тягач КАЗ-606 для работы с 10-тонным полуприцепом.

Бескапотная схема в те годы считалась новомодным и прогрессивным решением: много говорилось о максимальном использовании полезной площади автомобиля, уменьшении его длины и колёсной базы, улучшении обзорности с места водителя и маневренности грузовиков. Надо отдать должное энтузиазму специалистов завода: новые автомашины были разработаны, испытаны и запущены «в серию» в самые короткие, по меркам автопрома, сроки. Правда, новой в них и была только компоновка: двигатель и трансмиссию использовали от серийного грузовика ЗИЛ-164.

Собственные модели завода назвали «Колхидами» – в честь славного древнего царства, что существовало в этих местах ещё в античные времена. Это романтичное название осталось за кутаисскими грузовиками и после того, как надпись «Колхида» в 1975-м году, в новой модели КАЗ-608, исчезла с их кабин и была заменена просто на «КАЗ». КАЗ-608 и его модификации стал самой массовой моделью в истории предприятия. И теперь, когда говорят о «Колхидах», обычно подразумевают именно эту, растиражированную в сотнях тысяч экземпляров, машину.

Романтичную историю грузинского автопрома, к сожалению, омрачают резко отрицательные отзывы о качестве автомобилей КАЗ. Грузовики из Кутаиси абсолютно во всех регионах большой страны снискали в шоферской среде дурную славу, и репутация у них сложилась, что называется, «ниже плинтуса». В автотранспортных предприятиях водители старались всеми правдами и неправдами уклониться от работы на ненадёжных «Колхидах» и КАЗах. В результате, на эти машины обычно «сажали», в виде наказания, провинившихся шоферов.

Не было охотников и отправляться за новым грузовиком на завод. Обычно в такие командировки водители из «старой гвардии» ездить очень любили: в них можно было неплохо заработать, да и просто «сменить обстановку в путешествии». Но только не в Кутаиси! Поскольку такая поездка могла стать слишком хлопотной: грузовик зачастую мог не доехать без поломок даже свой первый маршрут от завода до автотранспортного предприятия в другом регионе СССР.

Всё говорит о том, что на кутаисском заводе был недостаточный контроль качества и низкая культура производства, в результате чего cборка была просто отвратительной. К тому же, для седельного тягача их мотор был слабоват, а топлива при этом потреблял даже по советским меркам много: 50 литров на 100 км и даже более. Положенный рабочий ресурс отрабатывали очень редкие кутаисские грузовики. Зато они заняли заметное место в народном фольклоре (пословицы «Курица – не птица, «Колхида» – не машина» и другие, некоторые из которых и повторять в приличном обществе не очень удобно).

Но как же тогда, спрашивается, завод выпускал по десятку тысяч автомобилей в год? Кто их приобретал? Всё просто: это «гримасы» советский плановой экономики и административно-командной системы. Машины ведь приобретались не предпринимателями за «свои кровные» деньги, а по разнарядке и госзаказу. К тому же, альтернативы в данном классе тогда, собственно, и не было. Седельный тягач такого класса выпускал только «ЗИЛ», да и то в весьма ограниченных количествах. МАЗы и КамАЗы – это уже машины совершенно другого класса и совершенно «из другой оперы». Поэтому своя «ниша» в народном хозяйстве и свои объёмы работ нашлись даже для ненадёжных «Колхид»-КАЗов.

Начало 80-х. Предсерийный КАЗ-4540 на испытаниях.

Вот и работало в Кутаиси предприятие со штатом в 18 тысяч человек вплоть до развала Советского Союза. В 90-х годах автозавод пришёл в запустение: Россия перестала приобретать кутаисские грузовики, экспортировать их, даже в отсталые развивающиеся страны, не представлялось возможным из-за низких качества и конкурентоспособности, а для внутренних нужд Грузии требовалось максимум два-три десятка грузовиков такого класса в год.

Сегодня корпуса Кутаисского автомобильного завода и проспекты между цехами обветшали и заросли дикими деревьями и кустарниками, станки и другое имущество давно разграблено и сдано на металлолом. Жизнь теплится только в административном корпусе, который сдаётся в аренду различным организациям.

Сфера применения КАЗ-4540

Разработка и подготовка к серийному производству КАЗ-4540 проводились в тесном сотрудничестве со специалистами Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Как уже было отмечено, эта модель была задумана не просто как «грузовик, доставляющий что-либо из пункта «А» в пункт «Б», а универсальный перевозчик в сельскохозяйственной отрасли.

Который сможет без проблем проехать как по полевым дорогам, так и по самим полям за урожаем. Сможет буксировать прицеп и вывозить значительное количество груза за один раз. Но в то же время, при своей высокой проходимости по бездорожью, будет показывать достойные ходовые качества и при движении по дорогам общего назначения.

На стадии испытаний, в 1982-м году, грузовик назывался НАМИ-0215, а в серийное производство он поступил в последний предперестроечный год – 1984-й, под именем КАЗ-4540. Новые «сельхозники» имели очень бодрый внешний вид, ярко-жёлтую и оранжевую окраску. Для начала, в 1984 году, было построено 500 таких, совсем непохожих на прежние «Колхиды», грузовиков. А в будущем планировалось выйти на объём производства 20 тысяч КАЗ-4540 для советского сельского хозяйства ежегодно.

В журнале «За рулём» 1983-го года отмечалось, что КАЗ-4340 существенно легче в управлении, чем любой из используемых сейчас на селе, благодаря гидроусилителю руля, эффективным синхронизаторам в трансмиссии. Что рабочее место водителя спроектировано в соответствии с современными требованиями эргономики. «Но это еще не всё. Водители, работающие на полноприводных автомобилях, подчас жалуются на ускоренный износ шарнира равных угловых скоростей. В интересах повышения долговечности у КАЗ-4540 его сделали увеличенного размера и иной конструкции: шарнир — не шариковый, а дисковый, поэтому он проще, технологичнее и надёжнее».

Особенности конструкции, основные характеристики

Машины первых выпусков имели округлую конфигурацию крыльев передних колес и цилиндрический топливный бак. Впоследствии форму крыльев и бака упростили. КАЗ-4340 комплектовался V-образным шестицилиндровым дизелем ЯМЗ-642 мощностью 155 л.с, вынесенным за пределы колёсной базы и работающим совместно с восьмискоростной коробкой переключения передач. Причём КПП установлена посередине машины, под её кузовом. Это дало практически идеальную развесовку полной массы автомобиля. Привод на все колеса в КАЗ-4340 – постоянный, неотключаемый, причём в раздаточной коробке предусмотрен межосевой блокируемый дифференциал.

При максимальной скорости 80 км/ч грузоподъёмность машины составляет 6 тонн. Сельскохозяйственный автопоезд состоит из двухосного полноприводного грузового автомобиля КАЗ-4540 и двухосного самосвального прицепа ГКБ-8535. Грузоподъёмность автопоезда составляет 11,5 тонн, а его полная масса – 21 тонну. Прицеп, с которым работала эта машина, имел практически такой же объём кузова, как и сам самосвал, гидроподъёмник, функцию разгрузки на боковые стороны.

Если быть точным, то по грунтовым дорогам КАЗ-4540 может, по данным разработчиков, буксировать прицеп полной массой в 9 тонн, а по дорогам с твёрдым покрытием – в 12 тонн. Грузовая платформа данного грузовика – цельнометаллическая, причём с целью более полного использования грузоподъёмности при перевозке объёмных грузов с относительно небольшой массой (сена в тюках и рулонах, например) предусматривалась установка надставных бортов.

Грузовая платформа самосвала-тягача КАЗ-4540 и штатный двухосный прицеп к нему были разработаны конструкторами Балашовского ГКБ по тракторным и автомобильным прицепам. Внушительная ёмкость кузовов (13,76 кубических метров) с надставными бортами позволила достигнуть высокой практической эффективности автомобиля.

Ещё одной особенностью конструкции стала равномерная осевая нагрузка по 6,1 т на каждую ось, а также – применение колёс на широкопрофильных однорядных шинах (сзади и спереди – односкатные), размером «370/80-508». Для этого грузовика, кстати, разработали специальные шины, обеспечивающие избранное давление на грунт, без системы централизованного регулирования давления воздуха.

Автомобиль имел ведущие мосты передовой оригинальной конструкции и штампованную клёпаную раму, состоявшую из двух лонжеронов переменного сечения, а также переднюю и заднюю подвески на полуэллиптических рессорах.

Единственной модернизацией грузовика стал появившийся к концу 80-х годов вариант КАЗ-4540-01, который, в отличие от обычного КАЗ-4540, получил гидравлическую систему запирания бортов. На шасси КАЗ-4540 также был разработан и изготовлен полноприводной автомобиль для внесения удобрений. Планировалось ещё использовать данный автомобиль в качестве фургона-рефрижератора, бортового грузовика и пожарного спецавтомобиля. Но эти разработки не были воплощены в жизнь.

Двигатель и трансмиссия КАЗ-4540

Дизельный мотор ЯМЗ-642 был разработан на Ярославском моторном заводе на основе основного КамАЗовского силового агрегата – КамАЗ-740. Только из восьми цилиндров два убрали, сделав шестицилиндровый мотор. Соответственно, все фазы газораспределения были пересчитаны, и топливный насос высокого давления (ТНВД) также устроен в расчёте на шесть, а не восемь цилиндров.

На ЯМЗ данные двигатели были только разработаны, а их производство полностью было передано в Кутаиси, где и сгинуло в небытие вместе с грузинским автопромом.

Коробка переключения передач у КАЗ-4540 тоже оригинальная. Она не агрегатирована с двигателем: мотор расположен в передней части автомобиля, а коробка – посередине грузовика, и между ними – промежуточный карданный вал. Это смелое и достаточно удачное решение: монтировать и демонтировать коробку легко, и её не приходится откручивать от двигателя. КПП КАЗ-4540 – механическая, 8-ступенчатая, сблокированная с одноступенчатой раздаточной коробкой.

Подвеска и ходовая часть, тормоза

Передняя подвеска последнего грузинского грузовика – на одиночных продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами, задняя подвеска – на двойных продольных полуэллиптических рессорах. Крепкая ходовая часть позволяет машине двигаться не только по бездорожью, но и непосредственно по полям.

Трансмиссия с большим вращающим моментом позволяет сопровождать сельскохозяйственный комбайн с минимальной скоростью 2 км/час. Тормозная система пневматическая, все тормозные механизмы – барабанного типа, с автоматическим регулированием зазоров между тормозными колодками и барабаном.

Технические характеристики в цифрах

Кабина КАЗ-4540

Трёхместная цельнометаллическая кабина КАЗ-4540 расположена перед передним мостом. Для обслуживания двигателя она откидывается вперёд на шарнирах, с гидравлическим подъёмником. Кабина КАЗ-4540 комплектуется отопителем, в ней предусмотрено места для радиоприёмника, ультракоротковолновой радиостанции, кондиционера.

В целом, кабина КАЗ-4540 довольно широкая и просторная. Спального места в ней не предусмотрено – это «сельхозник», а не «дальнобойщик».

Отзывы профессионалов о КАЗ-4540

КАЗ-4540 для 80-90х годов был современным и перспективным грузовым автомобилем, где-то даже опережающим своё время, с «прицелом на будущее». Если бы СССР не был разрушен, этой модели нашлось бы место на рынке, при условии соответствующей доработки качества её изготовления и сборки: потребность в машинах такого типа в хозяйствах, безусловно, была. Но этим перспективам не суждено было развиться.

Что же касается характеристик эксплуатации автомобиля, то здесь адекватную оценку ему дать сложно. Поскольку достоверных отзывов относительно модели КАЗ-4540 очень немного, и большая часть из них основана на негативных стереотипах о предыдущих автомобилях кутаисского завода.

Вряд ли, конечно, с началом производства новой модели на предприятии произошёл заметный прогресс в качестве выпускаемой продукции: всё-таки собирали грузовик на том же заводе, и делали это те же рабочие. Но сама конструкция последней из «Колхид» при этом была очень передовой и прогрессивной.

Восстановленный КАЗ-4540 красноярского клуба «Авто-Ретро».

Естественно, при таком качестве выпускаемой продукции завод не мог испытывать проблем со сбытом только в условиях планово-распределительной системы. Кроме того, если у старых «Колхид» ещё сохранялась довольно значительная степень совместимости узлов и деталей с ЗИЛами, то на КАЗ-4540 попросту не было запасных частей, и достать их было большой проблемой.

Поскольку выпускалась эта машина сравнительно недолго, и сделано их было мало, то не было такого, чтобы они в большом количестве где-то списанные стояли «под забором», и, соответственно, скрутить нужные детали было неоткуда. А так как конструкция необычная, узлы и детали от других машин не получалось приспособить. Например, тот же ТНВД – подходит только оригинальный, никакой другой использовать не удаётся.

Цена подержанного грузовика КАЗ-4540

Полноприводной грузовик КАЗ-4540 в XXI веке представляет собой раритет. Объявлений о его продаже во всей огромной России единицы. За автомобили в рабочем состоянии 1989-1990 годов выпуска просят 200-250 тысяч рублей. Как правило, это мало эксплуатировавшиеся (например, как в одном из объявлений, перевозившие с места на место пасеку) экземпляры.

Что интересно, на порядок больше, чем в России, объявлений о продаже б/у-шных КАЗ-4540 встречается на Украине. Годы выпуска – от 1986-го по 1991-й. Разброс цен – от 50 000 до 130 000 гривен.

КАЗ-608В “Колхида”, грузовик из к/ф “Выгодный контракт” (1979).


Колхида (автомобиль)

ЛЛикбез по автомобильной истории. Многоликая «Колхида». КАЗ-606, 606А, 608 и 608В.

В 1961 году на Кутаисском автомобильной заводе имени Серго Орджоникидзе, началось серийное производство автомобилей с именем собственным «Колхида». Вообще, в истории советского автопрома это довольно редкий случай, чтобы грузовые автомобили, штука довольно утилитарная, получали собственное имя. Исключение разве что автомобили «Урал», поскольку зубодробительная аббревиатура УралАЗ, не прижилась. Название «Колхида» уже ко-многому обязывала. Автомобиль представляющий Грузию.

И вот КАЗ «Колхида». Вообще завод подготовил к производству два типа грузовиков этой марки: бортовой с индексом 605 и седельный тягач 606. Но поскольку производителей бортовых грузовиков к этому времени уже хватало, а вот седельный тягачей наоборот, то в производство были запущены только тягачи. Сегодня вспоминая «Колхиды», тут же возникают шофёрские шутки и хохмы: «тягач для перевозки чая», «Нет зверя страшее рыси и грузовика из Кутаиси» и так далее. Но в те годы на эти автомобили возлагали большие надежды. В начале 1960-х с настоящими дальнобойными грузовиками (кабина над двигателем, спальное место) была совсем уж беда. Их просто не производили. И шофёры отправлялись в рейс на ЗиЛ-164, МАЗ-200, ЯАЗах и КрАЗах.

Как раз «Колхиды» и призваны были компенсировать отсутствие дальнобоев. И если бы не оказавшееся больным местом качество, то если не для международных грузоперевозок, а хотя бы для межреспубликанских или краевых такие автомобили вполне бы подошли. Тем более, что их максимально унифицировали с одними из лучших грузовиков Союза — ЗиЛами. Вначале с 164-й моделью, а позже и со 130-ой.

Попробуем разобраться, как внешне отличить все четыре, а точнее даже пять моделей и модификаций «Колхид».

КАЗ-606 и КАЗ-606А

КАЗ-606 это первая серийная модель «Колхиды». Агрегатная база здесь ЗиЛ-164, соответственно КАЗ-606А это дальнейшее развитие, уже на агрегатах модернизированного грузовика ЗиЛ-164А, в котором использовались отдельные узлы будущего ЗиЛ-130. КАЗ-606 выпускался очень непродолжительное время с 1961 по 1962 годы. КАЗ-606А с 1962 по 1967 годы. Внешне автомобили практически не отличались друг от друга, но… важно запомнить, что серийные первые «Колхиды» выглядели именно так как на фото выше. Поскольку часто есть ошибочные данные, что у 606-й модели фары были в середине передка кабины. Это путают с прототипами КАЗ-606 построенными в 1959 и 1960 годах.

КАЗ-608

КАЗ-608 это дальнейшая модернизация модели 606А с применением двигателей и узлов от ЗиЛ-130. Смена индекса сказалась несколько и на внешности. Переднее оформление кабины было изменено. Причем, в начале 1970-х из-за массовых нареканий было изменено и боковое остекление после дверей кабины (см. фото выше). Это и есть КАЗ-608, а не КАЗ-608В, как иногда проскакивает в некоторых группах и других источниках. Тягачи этой модели выпускались с 1967 по 1976 года.

КАЗ-608В и КАЗ-608В2

На кабину КАЗ-608 от потребителей было множество нареканий и рекламаций на завод. У неё и двери при движении могли самопроизвольно открыться, да жесткостью она не отличалась, такова была плата за её великолепный обзор из-за повышенной обзорности. Поэтому в самом начале 1970-х на КАЗе началась работа по модернизации существующей модели «Колхида». Новая кабина получила простой дизайн под стать эпохе и тут же получила у шофёров кличку «сервант». Собственно на этом, кроме некоторых мелочей, (которые из года в год совершенствовались и внедрялись в производстве), и вся модернизация. Но благодаря новой кабине старый индекс 608 обзавёлся литерой «В». Производство КАЗ-608В началось со второй половины 1976 года. Поскольку «маяком» КАЗа с его основания был ЗиЛ, то по мере того, как технически модернизировалась продукция ЗиЛа, модернизировалась и продукция КАЗа.

В 1986 году на ЗиЛе стали выходить модернизированные автомобили ЗиЛ-431410 это бывшие ЗиЛ-130 получили такой индекс, а вместе с ним и модернизированный двигатель ЗиЛ-508.10. Такое же нутро получили в 1986-м и КАЗ-608В. Это отразилось на его индексе получившим дополнительную цифру «2». Внешне КАЗ-608В и КАЗ-608В2 практически не различались между собой и выпускались до 1989 года.

Сегодня целая «Колхида» на дороге настоящий раритет. Увы, у этих автомобилей всегда был очень короткий век. Низкое качество и постоянное обновление автопарка в том числе и начавшими приходить КамАЗами, делали свое дело. Сегодня большая удача встретить на дороге не то, что КАЗ-608В или В2, но и даже дизельный сельскохозяйственный самосвал КАЗ-4540, последнюю и самостоятельную модель завода. О более ранних моделях КАЗ-608, 606А и уж тем более 606, речи даже не идёт.

Несмотря на все головную боль для советских шофёров и соответствующую репутацию, «Колхида» оставила свой след в истории советского автопрома. Эти машины работали в народном хозяйстве, перевозили от сельскохозяйственных, до строительных грузов. И разбавляли потом автотранспорта своим оригинальным внешним видом, особенно ранние модели. А сегодня это уже просто история.

Источник

Читайте также:  Аккумуляторы для автомобиля марки медведь
Ответы на популярные вопросы