Автомобиль колхида месть за сталина

W123280E › Блог › «Колхида» на службе в «Совтрансавто». Часть 3. (Автор Нагих Николай Фёдорович)

Когда я первый раз сел за руль седельного тягача «КАЗ – 608В», предыдущий хозяин которого меня уверял, что машина в полном порядке, я еле «ловил» дорогу, отчаянно вращая руль то вправо, то влево. Проехав от нашего гаража до ГАС ( грузовая автостанция) где-то 2 — 3 километра, я развернулся и поехал обратно в предприятие.

Механик – контролёр на воротах АТП, внимательно меня выслушав, заявку на ремонт рулевого механизма выписывать отказался, мотивируя это тем, что для «Колхиды» это нормальное явление. И это было чистой правдой! На новых машинах, только пришедших с завода, было то же самое.

Ещё одним слабым местом «Колхиды» был двигатель – он сильно грелся. Тормоза на «КАЗ – 608В» были слабые. Передачи включались с трудом – без привычки трудно было найти нужное положение рычага для их включения.

Замок на кабине, предохраняющий её от самопроизвольного опрокидывания, то не открывался вообще, когда надо было поднять кабину, то открывался сам в неподходящий момент – во время движения. Рама была слабая и трескалась в районе сцепного устройства. Слабое было и само сцепное устройство. Его плита была не литая, а штампованная из листового металла, она тоже гнулась и трескалась.
Шоферы, которые работали на «Колхидах» постоянно и получали эти машины новыми, в течение 2-х месяцев (это было официально разрешено) доводили их «до ума».

Начинали с рулевого управления – разбирали передние ступицы, выбивали шкворневые пальцы и меняли в цапфах чугунные шайбы, идущие с завода, на опорные подшипники, которые подбирали сами, и ставили пыльники. Все заводские стальные втулки, под «пальцы» рулевых тяг, меняли на латунные. Сами регулировали золотники и зазоры рулевого механизма.

После этого они ездили уже спокойно, держа руки на руле. Тормоза на тягаче «КАЗ 608В» тоже были очень важным моментом, потому что обезличенные – «плечевые» полуприцепы или слабо тормозили, или вообще не тормозили. Поэтому водители, вместо передних и задних «родных» тормозных камер, ставили МАЗовские, у которых было намного больше усилие. Ещё меняли, при возможности, задний мост — на ЗИЛовский. У него были значительно шире тормозные барабаны и редуктор «бегунок», с которым «Колхида» становилась намного резвее и экономичней. С такими тормозами уже можно было удержать гружённый «ОдАЗ» на сухой дороге.

Раму усиливали стяжками, а под плиту седельного устройства приваривали уголок, для жёсткости. Внизу переднего бампера крепили дополнительный масляный радиатор и из жести делали воздушный заборник, для лучшего охлаждения двигателя. На кулисе меняли все втулки, тоже на бронзовые, убирая люфты, после этого передачи включались намного лучше. Чтобы замок кабины нормально работал, на заднюю опору кабины ставили резиновые подушки, которые сами изготавливали из отбойников передних рессор. В кабину ставили дополнительный отопитель.

Несмотря на свои недостатки, в СССР «Колхида» выполняла огромные объёмы перевозок. Мне встречались разные «Колхиды». Были и такие «переделки», которые не уступали лучшим образцам отечественного автопрома, на которых шоферы колесили по всему бескрайнему Советскому Союзу, зарабатывая очень хорошие деньги.

У нас в предприятии тоже были «Колхиды», которые ходили «сквозняком» — то есть без перецепки от грузоотправителя к грузополучателю. Когда закончился мой срок отбывания трудовой повинности на «КАЗ – 608В», в автоколонне чуть ли не драка была, кто возьмёт мою машину, так я её сделал. Благодаря своим недостаткам, в которых нельзя винить только грузинских автостроителей, потому, что многие запчасти с завода ЗИЛ к ним поступали некондиционные, «Колхида» стала объектом насмешек, ей давали обидные клички и рассказывали анекдоты. Меткие на клички и острые на язык шоферы называли эту машину:

«Колхида – Панихида», «Месть за Сталинград» (после того, как город Сталинград переименовали в Волгоград), «Цирковая лошадка» (за её выбрыки), «Подгорный тягач» (хорошо едет только с горы), «Грузинское чудо – русское горе».
Были и такие пословицы: «Курица не птица. Болгария не заграница. «Запорожец» не машина. «Колхида» — не тягач» «Страшнее тигра или рыси только автомобиль из Кутаиси». У нас в Одессе говорили так – «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на «КАЗе» не работал, тот не знает горя».

Юмор – юмором, а «Колхида» машина известная и в «Совтрансавто» сыграла тоже не последнюю роль. Того, кто пришёл на международные перевозки с «Колхиды», испугать какими-то трудностями было уже не просто. Правда, и возвращаться на неё не все желали. Автоколонна плечевых перевозок, в основном, комплектовалась из водителей, мечтающих о работе в «Совтрансавто» и штрафников. Постоянный костяк колонны был небольшой. Над всеми международниками перспектива работы на «Колхиде» висела, как «дамоклов меч». И, надо отметить, что работало это довольно эффективно. Прежде чем что-то учудить, у большинства софиков, как мираж, перед глазами всплывала «Колхида». Большинство после этого «остывали» и глупостей не делали.

Ещё, автоколонны плечевых перевозок, в которых работали «Колхиды», и грузовые автостанции, явились прародителями тех логистических и складских терминалов, которые сейчас созданы и успешно работают на базе крупных предприятий «Совтрансавто».

В завершение хочу сказать, что любую машину надо любить, и она вам будет всегда отвечать взаимностью. Пример тому — «КАЗ – 608В» моего товарища Александра Глибко. На своей «Колхиде» он прошёл 800 тысяч километров с «родными»: двигателем, задним мостом и КПП. Фотографии этого легендарного автомобиля у нас в этой статье — как заглавные. Думаю, он на нём ездил бы до сих пор, если бы в 1986 году их не забрали на ликвидацию последствий аварии, на Чернобыльской АЭС. Эти фотографии сделаны именно там, именно в то время. Машину пришлось оставить в пределах закрытой – радиоактивной зоны.

Там она и «умерла». Друг мой жив. Дай Бог ему здоровья! Хочется верить, что жива и здорова очаровательная женщина, которая позирует на фоне «КАЗ – 608В», и которую я назвал – «Мисс Колхида».

Такие вот дела товарищи!
Спасибо автору за статью!

Источник

W123280E › Блог › «Колхида» на службе в «Совтрансавто». Часть 2. (Автор Нагих Николай Фёдорович)

Клиенты, желающие доставить товарную партию груза под открытый полуприцеп «ОдАЗ-885» (в них загружалась продукция в больших заводских ящиках из досок или без упаковки – та, которая не боялась влаги и атмосферного воздействия, а также не попадала в разряд повышенной ликвидности, что сильно увеличивало риски хищения), заказывали автопоезд, который приезжал к ним прямо на предприятие.

Читайте также:  Автомобиль крутящий момент график

Эти контейнеры (при наличии подъезда) доставляли наши маневровые «Колхиды» или ГАЗоны.

При желании уменьшить транспортные расходы, клиент мог на своём транспорте приехать на грузовую автостанцию – ГАС — получить контейнер.

После загрузки у себя на предприятии, он привозил его обратно уже с товаром, опломбированный. Потом эти контейнеры, по направлениям, грузились в полуприцепы, которые выстраивались в ряд для отправки. Приезжающие иногородние тягачи цепляли их, и поэтапно доставляли в точку разгрузки, где всё происходило в обратном порядке. Для загрузки и выгрузки товара у получателя, в каждой автоколонне плечевых перевозок были специальные маневровые тягачи и автомобили.

На международных перевозках в «Совтрансавто» работать хотели многие. Несмотря на это, текучесть кадров тоже была достаточно высокая. Многие водители приходили в предприятие или не подготовленные (морально и профессионально), или не имея реального представления о жизни и работе водителя – дальнобойщика. Кроме этого, все кандидаты должны были пройти проверку и соответствующих служб, и коллектива предприятия. Поэтому вновь прибывшие водители сначала направлялись в автоколонну плечевых или междугородних перевозок. Так что, автомобиль «КАЗ – 608В» — «Колхида» смело можно назвать кузницей кадров для «Совтрансавто».

И ещё одно назначение было у «Колхиды» — нарушителей из автоколонны «Совтрансавто» (на которых не ставили сразу крест) переводили в наказание работать на «Колхиду». Кого — на полгода. Кого — на год. Вот и автор этой статьи оказался, таким образом, на полгода водителем этого интересного автомобиля, о котором ходит много разных “легенд”, имея возможность хорошо познакомиться с «Колхидой». Много это или мало — не знаю, знаю только то, что эти полгода мне запомнились на всю жизнь… Конечно, «Колхида» не работала на международных перевозках! Но «Колхида» имела прямое отношение к «Совтрансавто». На них ездило очень много будущих и бывших водителей-международников. Ребята, пришедшие в автоколонну «Совтрансавто» с «Колхиды», пользовались особым уважением.

Автомобили «Колхида» — «КАЗ 608В» комплектовались, в основном, ЗИЛовскими узлами и агрегатами.

Но, если автомобили семейства «ЗИЛ – 130» работали верой и правдой, придя в АТП прямо с заводского конвейера, не требуя дополнительного обслуживания и переделок, то с «Колхидой» дело обстояло по-другому. Так получилось, что работая на междугородних и международных перевозках, я достаточно часто ездил на Кавказ и раньше познакомился с «Колхидой» географически.

Зато по дороге из Кутаиси в другие города Союзных Республик СССР, эти новые машины, стоящие на обочине с поднятыми кабинами, и их «счастливые» обладатели с грязными от мазута руками, встречались очень часто.

Сборка автомобилей «Колхида» была, к сожалению, очень низкого качества. Предусмотрительные клиенты, получающие по разнарядке министерства эти автомобили, делали так – просто посылали на автозавод МАЗ или КамАЗ с открытым полуприцепом, грузили в него два седельных тягача «КАЗ – 608В» и потом спокойно, без проблем, везли его в своё АТП. Дома их «перетягивали», проверяя каждый болт, гайку, все узлы и агрегаты. Ещё шоферы вводили некоторые свои рационализаторские усовершенствования, и, только после этого, уже выезжали на линию и работали, как следует.

Источник

W123280E › Блог › «Колхида» на службе в «Совтрансавто» (Автор Нагих Николай Фёдорович)

Я уже представляю, как некоторые наши читатели, которые помнят этот автомобиль, улыбаются, прочитав название этой статьи. Не спешите. Сначала ознакомьтесь с её содержанием, а уже потом решайте – улыбаться или нет. Очень многие наши читатели – профессиональные шофера неоднократно просили меня, чтобы я рассказал об этой машине и её работе. Думаю, что это ещё будет интересно прочитать молодым автомобилистам потому, что сейчас такой автомобиль — большая редкость и встретить его на дорогах практически невозможно, хотя некоторые, единичные экземпляры, ещё работают. Выпуск автомобилей «Колхида» прекращён. Автомобили Кутаисского Автомобильного Завода, как и сам завод, сейчас стали лишь достоянием истории автопрома СССР.

Итак, «Колхида» — это название серии седельных тягачей (КАЗ-606 / 606А / 608 / 608В) бескапотной компоновки, производившихся на Кутаисском Автомобильном Заводе c 1958 по 1992 год. Разговор у нас сейчас пойдёт о седельном тягаче «КАЗ – 608В». Выпуск этих машин был налажен в Грузии на Кутаисском Автомобильном Заводе им. Серго Орджоникидзе. Этот тягач начал там массово выпускаться с 1973 года и пришёл на смену своему предшественнику — «КАЗ-606» Разработанный в 1963 году, автомобиль «КАЗ-606» стал первым в СССР серийным седельным тягачом с кабиной над двигателем.

Разработка такого автомобиля — с кабиной над двигателем — была заметным достижением конструкторов Кутаисского Автозавода. Правда, у него кабина не поднималась. Доступ к двигателю был, через съёмный капот, находящийся внутри кабины. На «КАЗ – 608» и «КАЗ – 608В» кабина поднималась, и был установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель «ЗИЛ – 130» мощностью 150 л/с. На «КАЗ-606» стоял рядный шестицилиндровый двигатель — «ЗИС 157» мощностью 90 л./с., а на «КАЗ-606А» стоял такой же двигатель, только модернизированный – «ЗИЛ – 164А» мощностью 105 л./с.

Большинство других узлов и агрегатов — мосты, КПП и другие комплектующие — тоже были ЗИЛовские. Эти машины были тихоходные, эксплуатационная скорость у них была 60 – 65 км/час. Работали они на низкооктановом бензине марки А–76. На усовершенствованной модификации «Колхиды» — «КАЗ – 608В» — была установлена трёх местная кабина со спальным местом, нового дизайна — прямоугольной формы с резко обозначенными углами. За это шофёры её называли «сервант» или «шифоньер».

Многим водителям, и мне в том числе, больше нравилась старая – более округлая форма кабины. Коробка переключения передач у «Колхиды» была пятиступенчатая, сцепление — однодисковое с демпферными пружинами. Кстати, этот тягач называли «Колхидой» по старой памяти, т.к. на его передней облицовке кабины уже не было надписи «Колхида», как на всех предыдущих модификациях. «КАЗ – 608В» имел два топливных бака по 125 литров. Расход топлива у этого автомобиля был очень высокий и составлял от 40 до 50 литров (бензина А–80) на 100 км, в зависимости от используемого полуприцепа и веса груза. Основными полуприцепами, с которыми эксплуатировалась «Колхида», были универсальные, открытые – бортовые полуприцепы «ОдАЗ-885», грузоподъёмностью 8тн, и цельнометаллические фургоны «ОдАЗ» грузоподъёмностью 12 тн.

Работали «Колхиды» и со специализированной прицепной техникой: цистерны для перевозки молока, вина и нефтепродуктов, скотовозы, самосвальные полуприцепы (корыта) и специальные корзины для перевозки нетоварного хлопка. У нас, в Одессе, такие «хлопковые» полуприцепы использовались для перевозки морских водорослей на агаровый завод. Скорость «КАЗ – 608» и «КАЗ – 608В» возросла до 70 – 75 км/час.

Как мы уже рассказывали в предыдущих статьях, в состав Главного управления «Совтрансавто» входило много автотранспортных предприятий магистральных сообщений, в которых была авто колона международных перевозок, являющаяся филиалом «Совтрансавто». Такие автоколонны, в среднем, насчитывали до 100 автопоездов, а иногда и больше.

Читайте также:  Автомобиль место крепления навигатора

Это было удобно для шоферов и экономически выгодно для автопредприятия – водителю не надо было выплачивать командировочные и экономилось время, необходимое на погрузочно/разгрузочные работы. За счёт этого значительно повышались показатели «КИП» – коэффициент использования подвижного состава.

Комментарии 26

-Горный тягач
-Яйца над пропастью(про последнюю версию)
Чайный лист везёт, лавровый везёт, какой идиот в неё железный лист погрузил
Это все про неё от стариков из нашего АТЦ

Вы их ни разу не чинили?
Человек, отработавший в советские годы в гараже очень крупного оборонного предприятия может рассказать о Колхиде…но. нет времени, потому украл из источника. Истинная правда…особенно про пожарных.Молодым 18 летним пацаном работал я в цеху №21 КШЗ. И чинил грузовики и попутно слушал рассказы Матерых…
История.
В самый разгар развала партия послала в Кутаиси группу передовых (прошедших когда-то многолетнюю практику на ФИАТе) инженегров ВАЗа с заданием помочь маленькой, но гордой республике развить своё автомобилестроение до невиданных высот. Проведя инспекцию работы предприятия, гости собрали лучшие кадры для доведения до их внимания плана антикризисных мер: повесили чертежи, схемы, приготовились выступать. Джигиты повели себя точно так же, как позже будут вести себя гордые сыны кавказа, набираемые по квотам в российские вузы: сначала просто не слушали, потом стали переговариваться и, в конце концов, своим галдежом и бубнежом заткнули выступающих.

Источник

Что такое «Колхида», и почему про нее знает каждый советский водитель грузовика

Колхидой называется закавказское восточное побережье Черного моря. Во всяком случае, так его в свое время называли греки. Однако, в СССР так величали еще и грузовик, который все, кому удалось поездить на нём, сегодня вспоминают с улыбкой и иронией. Уникальная модель на самом деле называлась КАЗ 606, и в свое время положила начало бескапотным советским грузовикам.

Первым бескапотным грузовиком СССР на самом деле был вовсе не МАЗ-500, как принято считать. Это была «Колхида» или КАЗ-606, который сходил с конвейера в грузинском городе Кутаиси. Водители любили шутить, что уже с конвейера Колхида сходила на буксире и в прозвали ее «подгорным тягачом».

Стоит быть честными. КАЗ-606 был далеко не самой лучшей разработкой советской автомобильной промышленности, что, впрочем, не преуменьшает его значимости для отрасли. КАЗ был собственной разработкой местных инженеров, которые до этого занимались исключительно выпуском самосвалов ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164.

За основу «Колхиды» был взят именно ЗИЛ-164. Почти все узлы и агрегаты перекочевали в модель собственной разработки кутаиских инженеров. Изменена была главным образом компоновка грузовика. Основным изменением стала установка кабины над двигателем. Кстати, именно в КАЗ-606 была первая в Советском Союзе кабина со спальником. Подсмотрели дизайн (скорее всего) у Skoda 706RT.

Единственным недостатком «Колхиды» было то, что кабина не опрокидывалась, и доступ к двигателю осуществлялся внутри. Это вызывало много проблем и неприятностей. Обслуживать КАЗ было очень неудобно. Более того, в кабину постоянно попадали выхлопы через недостаточно плотно прилегающие кожухи. Модернизировали кабину через несколько лет после выпуска, в результате чего она стала откидной.

Первоначально планировалось, что КАЗ будет выпускаться в двух вариациях: седельного тягача и бортового грузовика. Вот только бортовые грузовики в СССР уже выпускались несколькими предприятиями, а потому было решено, что все КАЗы станут исключительно седельными.

Что касается двигателя, автомобиль получил его по наследству от ЗИЛа. Это был 6-цилинтровый рядный 5.5 литровый бензиновый ЗИЛ-157КЯ с мощностью в 110 л.с. К сожалению, для седельного тягача с не самой лучшей аэродинамикой такой агрегат был откровенно слаб. При идеальных условиях машина еле-еле разгонялась до 55 км/ч. Другим больным местом «Колхиды» стал расход топлива. На 100 км пути машина съедала почти 50 литров. При том, что бак имел объем в 210 литров, заправлять грузовик приходилось слишком часто.

В результате по количеству обидных прозвищ у советских водителей «Колхида» была чуть ли не рекордсменом. Вот лишь некоторые из них: «Жаба», «цирковая лошадь», «грузинский трактор», «гордость Грузии — слёзы России». Была даже такая обидная частушка: «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на „КАЗе“ не работал, тот не знает горя».

Источник

Автомобиль колхида месть за сталина

Грузинский брат ЗИСа

Самосвальный автопоезд для транспортировки хлопка-сырца, состоящий из седельного тягача КАЗ-120Т и полуприцепа КАЗ-716, изготавливался с 1955 по 1962 годы.

Параллельно с самосвалом был освоен и выпуск цементовоза КАЗ-601. По сути, КАЗ-601 являлся тем же самосвалом, только не с корытообразным кузовом, а с опрокидывающейся надстройкой в виде сварной цистерны. Затем в эти автомобили вносились различные мелкие усовершенствования, что находило отражение в изменении индексов, но подробно на этом внимание заострять не стоит. Отметим, что выпуск последнего самосвала в этом семействе продолжался до 1965 года. Тогда и закончилась капотная эпоха КАЗа. Начался качественно новый этап в развитии завода.

В конце 50-х годов прошлого века конструкторы Кутаисского автозавода проявили творческую инициативу и разработали в экспериментальном порядке новый пятитонный грузовик. Для нового грузовика была выбрана компоновочная схема с кабиной над двигателем. Такая схема в те годы завоевывала все большее признание благодаря максимальному использованию полезной площади автомобиля, уменьшению его длины и колесной базы, улучшения обзорности с места водителя и маневренности автомобилей. Именно эти качества как нельзя лучше подходили для автомобилей, эксплуатирующихся в непростых горных условиях.

В какой то степени прототипом будущей “Колхиды” послужила модель НАМИ-012.

Только благодаря энтузиазму работников завода, экспериментальный образец грузовика был построен в очень короткий срок, и в начале 1958 года автомобиль был готов к предварительным заводским испытаниям.
Автомобиль прошел несколько десятков тысяч километров по дорогам Кавказа и подтвердил правильность выбранного пути. Собственно в автомобиле новой была только компоновка, а двигатель и трансмиссия были использованы от серийного грузовика ЗИЛ-164.

Так как отечественного опыта создания машин новой компоновки практически не было, внешний вид Кутаисского экспериментального грузовика получился довольно своеобразным. Первые два опытных образца, изготовленные в конце 1958 года, получили индексы: КАЗ-605 для грузовика и КАЗ 606 для седельного тягача.

Первоначально базовым автомобилем считался бортовой КАЗ-605 грузоподъемностью 5 тонн. Грузовая платформа КАЗ-605 имела деревянный пол и металлические борта.

Седельный тягач КАЗ-606 отличался от базового автомобиля наличием седельно-сцепного устройства и укороченной до 2700 мм базой. В феврале-марте 1959 года опытные автомобили демонстрировались в Москве на ВДНХ СССР в павильоне “Машиностроение”.

Но еще до начала серийного производства в модельном ряду Колхиды произошли большие изменения. По приказу из Министерства автомобильной промышленности приоритет в освоении производства был отдан седельному тягачу, а не базовой модели. И это не случайно, поскольку наибольший экономический эффект ожидался как раз от применения автопоездов С этого момента основной моделью стал считаться седельный тягач КАЗ 606, а производство бортового КАЗ 605 решили отложить до лучших времен, которые, кстати, так и не настали. В процессе подготовки к серийному производству КАЗ 606, кабина грузовиков несколько подверглась косметическим изменениям. Только после нескольких “пластических операций” седельный тягач КАЗ 606 Колхида пошел в серию со второй половины 1961 года.

Читайте также:  Автомобиль с новыми фарами

Первые партии автомобилей КАЗ 606 Колхида стали поступать в автотранспортные предприятия, где их сразу ставили на обслуживание междугородних перевозок.

По тем временам Колхида была довольно совершенная машина: удобная кабина со спальным местом, запуск двигателя кнопочным выключателем, рычаг передач, расположен на рулевой колонке вентилятор обдува для водителя, стандартные противотуманные фары. Все вместе взятое создавало недостижимый для других отечественных автомобилей уровень комфорта в дальнем рейсе.

Однако крайне низкое качество сборки автомобилей доставляло немало проблем эксплуатационникам. Низкой была “максималка” (всего 65 км/ч) при этом топлива на эти 100 км Колхиды “кушали” около до 50 л! Никудышными были проходимость и управляемость. Очень скоро Колхида получила за свой своенравный характер меткие шоферские клички “Катька”, “Жаба”, “Цирковая лошадь”. Однако за просторную кабину машину любили.

С 1962 года с конвейера завода стала сходить обновленная модель седельного тягача КАЗ-606А.

На автомобиль установили модернизированный двигатель КАЗ-606А (ЗиЛ-157КЯ). В 1963 году были изготовлены опытные образцы модернизированного седельного тягача КАЗ-608. Внешне новый тягач не сильно отличался от КАЗ 606А, но на нем, наконец, были применены более совершенные агрегаты, в частности двигатель модели КАЗ-608 (ЗиЛ-130Я5) мощностью 150 л.с. Кабина на новом тягаче теперь могла опрокидываться вперед, под углом 45 градусов.

На предыдущей модели, кабина не откидывалась, и доступ к двигателю осуществлялся через съемный капот в самой кабине. Опрокидывание кабины вперед позволило создать более удобный доступ к двигателю, а цельноштампованный, герметичный пол надежно преграждал проникновению газов в кабину. Внутри кабина стала просторнее благодаря смещению двигателя назад и вниз. Несмотря на существенные изменения в конструкции автомобиля, форма кабины осталась прежней, незначительно изменилась только облицовка радиатора.

Завод им Лихачева нашел возможность обеспечивать Кутаисский автозавод двигателями ЗИЛ-130 только в 1967 году, и кутаисские автомобилестроители сразу же освоили серийный выпуск автомобиля КАЗ-608. Характерной особенностью автомобиля КАЗ-608 и его последующих модификаций вплоть до КАЗ-608В2 являлось наличие двух независимых друг от друга глушителей и двух выхлопных труб, т.е. каждый ряд V-образного двигателя ЗиЛ-130 имел свою выпускную систему. Как ни странно, еще одним слабым местом Колхиды оказалась откидывающаяся вперед кабина. Наблюдались даже случаи, когда во время движения кабина самопроизвольно откидывалась на пружинах, что естественно приводило к аварийным ситуациям.

На базе Колхиды 608 была и такая машина.

Автомобили семейства КАЗ 606-608 можно было увидеть не только в качестве седельного тягача, например, шасси автомобиля КАЗ 608 применяли при создании специализированного подвижного состава для аэропортов.

Так, в конце 60-х годов были разработаны и построены небольшой партией аэродромные топливозаправщики ТЗ-2. А в 1971 году на удлиненном шасси КАЗ-608 Колхида (база 3500 мм) стали устанавливать аэродромные автолифты АЛ-3, предназначенные для перевозки и погрузки на воздушные суда бытового оборудования и контейнеров с продуктами питания.

Также на шасси автомобилей КАЗ-606 и КАЗ 608 некоторыми авторемонтными заводами и просто автохозяйствами очень часто устанавливались самосвальные кузова или просто бортовые платформы.

Его мы помним с детства

В 1976 г. изменили форму кабины автомобиля. Она приобрела не то что менее округленные, а откровенно квадратные формы. С передней части кабины исчезло написанное в грузинском стиле слово Колхида, появились три незатейливые буквы “КАЗ”, растянутые во всю ширину “передка”. Но автомобили по-прежнему называли “Колхидами”. В начале новый тягач имел индекс КАЗ-608 образца 1976 года.

Затем, после изменения конфигурации окон дверей и подкрылков передних колес (они стали трапециевидными), тягачу присвоили индекс КАЗ-608В. На него стали устанавливать двигатель ЗиЛ-130Я5. Масса перевозимого груза возросла до 15500 кг. Емкость каждого топливного бака была увеличена до 125 л. Запас хода автомобиля при средней скорости 40 км/ч составил более 700 км.

Такие машины, пускай и редко, но все же еще встречаются на дорогах. В основном это “родные” седельные тягачи, но попадаются и седельники, переделанные в бортовые грузовики или самосвалы.

Самым интересным автомобилем, выпускавшимся в Кутаиси, была последняя массовая модель КАЗ-4540, относящаяся к категории так называемых транспортно-технологических машин.

С 1981 г. на Кутаисском автозаводе началось строительство новых цехов, в том числе и агрегатного производства. Параллельно с коренной модернизацией предприятие продолжало выпускать КАЗ-608В. Участие в создании нового КАЗ-4540 принимали многие крупнейшие предприятия страны. Двигатель для автомобиля сконструировали специалисты Ярославского моторного завода. V-образный шестицилиндровый двигатель развивал мощность 160 л.с. Платформа тягача и двухосный прицеп были разработаны конструкторами Балашовского ГКБ по тракторным и автомобильным прицепам. Большая емкость кузовов (13,76 куб. м) с надставными бортами позволила достигнуть высокой эффективности автомобиля.

Перед тем как внедрить автомобиль в серийное производство, в большом объеме провели дорожные и стендовые испытания опытных образцов. При доводке конструкции в общей сложности изготовили 20 машин. Первые испытания были успешно завершены к концу 1981 г. Несмотря на это, было внесено множество изменений в отдельные элементы конструкции, за которыми последовали очередные испытания.

Кабина комплектовалась отопителем, было предусмотрено место для установки автомагнитолы.

В 1990 г. автомобиль модернизировали, и в Кутаиси освоили выпуск КАЗ-4540-01, который в отличие от предшественника имел гидравлическую систему запирания бортов. Такая же система была использована и в прицепе ГКБ-8535-01. Распад Советского Союза неблагоприятно отразился на выпуске этих машин.

Производство крайне необходимого в сельской местности автомобиля оказалось за территорией России, а его выпуск сильно сократился. При Советском Союзе выпускали до 5000 таких машин в год, а в 1996 г. Россия приобрела только 40 самосвалов. КАЗ-4540 в наших краях даже во времена своего массового выпуска был большой редкостью, а сегодня это раритет в квадрате. В оригинальном виде до наших времен не дошел ни один. В лучшем случае это машины, поддерживаемые в рабочем состоянии благодаря приспособленным к ним неоригинальным запчастям от других грузовиков. Этому есть простое объяснение. Дело в том, что КАЗ-4540 изначально имел большое количество оригинальных узлов и деталей. Запчасти в советские времена, естественно, были жутким дефицитом, а сегодня их тем более не достанешь в силу отдаленности Грузии и прочих всем понятных причин.

Говорят, что завод формально существует и сегодня и даже, вроде как, производит по несколько десятков КАЗ-4540 в год, однако четкого подтверждения этой информации нет.

Источник

Ответы на популярные вопросы