- Пожарные автомобили комбинированного тушения
- Основные пожарные автомобили общего и целевого применения: группы и классификация
- Группы
- Классификация
- Общего применения
- Целевого применения
- По массе и проходимости
- Расшифровка обозначения
- Примеры
- АЦ-2,5-40 (ЗиЛ)
- АЦ-3,5-40 (ЗиЛ)
- АЦ-5,0-40 (КамАЗ)
- АЦ-15-100 (Урал)
- АНР-100-3000 (КамАЗ)
- АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)
- Дополнительный материал
- Классификация пожарных автомобилей и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей, имеющихся в подразделении. Табель положенности вывозимого пожарно-технического вооружения и оборудования
- Основные пожарные машины
- Классификация пожарных автомобилей. Пожарные автомобили общего применения
- Пожарные автомобили целевого применения
- Установки порошкового тушения
- Установки газового тушения
- Автомобили газо-водяного тушения
- Установки комбинированного тушения
- Аэродромные автомобили
- Насосные станции
- Специальные пожарные автомобили
- Рукавный автомобиль
- Машины для организации освещения и связи
- Пожарные автолестницы
- Классификация пожарных автомобилей и ТТХ ПА. Вспомогательные пожарные автомобили
Пожарные автомобили комбинированного тушения
Автомобили комбинированного тушения (АКТ) предназначены для тушения пожаров на машиностроительных предприятиях, объектах химической и нефтехимической промышленности, авиационных и других видах транспорта, находящихся на стоянках, а также и в населенных пунктах.
Сущность комбинированного способа тушения пожаров заключается в последовательной или одновременной подаче на очаг горения двух и более огнетушащих веществ. Наибольшее распространение получили пожарные автомобили комбинированного тушения, подающие на очаг горения ОПС и воздушно-механическую пену. ОПС ликвидирует пламенное горение, а воздушно-механическая пена препятствует повторному воспламенению и дотушивает локальные участки горения. Достоинство такого способа заключается в надежности тушения и эффективном использовании огнетушащих веществ.
При комбинированном способе тушения необходимо применять такие ОПС и пенообразователи, которые обеспечивают оптимальную стойкость пены при ее взаимодействии с порошком.
Классификация АКТ зависит от ряда признаков. На компоновку влияет тип установки (порошковая, пенная или водопенная), а также конструкция базового шасси. Как правило, такие автомобили монтируют на шасси повышенной проходимости. Выбор шасси определяется, прежде всего, его назначением, при защите того или иного объекта. В связи с этим запас огнетушащих веществ может колебаться в широких пределах, а их общая масса может быть от 1 до 10 т. Таким образом, для компоновки пожарных АКТ используются шасси с различной грузоподъемностью.
На легких АКТ применяют порошковые установки в комбинации с пенными, т.е. без насосного агрегата. В этом случае для подачи раствора пенообразователя из сосуда к пенным стволам или генераторам пены средней кратности используется энергия сжатого газа, который хранится в баллонах под высоким давлением. На средних АКТ применяют порошковые установки в комбинации, как правило, с водопенными насосного типа.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рис.9.24. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 1/1(4320):
1 – шасси; 2 – сдвоенный лафетный ствол; 3 – сосуд для хранения порошка; 4 – сосуд для хранения раствора пенообразователя; 5 – расположение баллонов-ресиверов
Порошок и раствор пенообразователя подаются к стволам пневматическим способом с помощью сжатого воздуха, который хранится в шести 50-литровых баллонах под давлением 15 МПа. Прикрытием запорных вентилей баллонов воздух через редуктор давления, отрегулированный на давление 1 МПа, по трубопроводам поступает в рабочие сосуды огнетушащей установки и вытесняет огнетушащие вещества. При открытии соответствующего крана на порошковой и пенной коммуникациях подается пена или порошок через лафетные и ручные стволы на очаг пожара.
Сосуды для хранения огнетушащих веществ выполнены из стали и состоят из цилиндрической обечайки и эллиптических днищ. В корпус сосуда встроена сифонная труба, предназначенная для выдачи огнетушащих веществ. В нижнее днище приварен патрубок со съемной крышкой для удаления остатков огнетушащего вещества из сосуда. К верхнему днищу приварена заправочная горловина, которая закрывается крышкой со встроенным предохранительным клапаном. По принципу работы порошковая установка относится к первому типу. При наборе рабочего давления и псевдоожижении порошка сжатый газ подается через форсунки. После набора давления в начале выдачи порошка срабатывает специальное устройство, которое переключает дальнейшую подачу сжатого газа в верхнюю часть сосуда.
В сосуды загружается 900 кг порошка и 1000 л раствора пенообразователя. Основания ножек сосуда крепятся к раме кузова на эластичных прокладках при помощи болтов и гаек. Баллоны со сжатым воздухом закрепляются в специальных ложементах с помощью поясов.
Заправка сосуда порошком производится вручную через загрузочную горловину с помощью воронки. Аналогично заправке сосуда порошком осуществляется и заправка сосуда раствором пенообразователя.
Так как отсутствует обогрев сосуда для хранения раствора пенообразователя, автомобиль не может находиться в зимнее время на открытом воздухе более 10 – 15 мин.
Конструкция кузова позволяет производить его перестановку на любое другое шасси соответствующей грузоподъемности без переоборудования установок. Возможно три варианта производства пожарного автомобиля такой конструкции в качестве АКТ, а также в качестве АП и АПТ. При использовании по варианту АПТ или АП изменяется лишь лафетный и ручной стволы. Запас огнетушащего вещества по варианту АПТ составляет 2 т раствора пенообразователя, а по варианту АП – 2 т ОПС.
Примером АКТ среднего типа является АКТ 6/1000-80/20(53229)
(рис. 9.25), смонтированный на шасси КамАЗ – 53229.
1 |
3 |
5 |
6 |
4 |
2 |
Рис. 9.25. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 6/1000-80/20(53229):
1 – шасси; 2 – дополнительная кабина для боевого расчета; 3 – порошковая установка;
4 – порошковый лафетный ствол; 5 – водопенный лафетный ствол;
6 – водопенная установка
Пожарный автомобиль АКТ может подавать на очаг пожара огнетушащий порошок, воздушно-механическую пену и воду. Достоинством его компоновки является наличие дополнительной кабины для боевого расчета, который может состоять из 7 человек, включая водителя. Такое количество боевого расчета может обеспечить максимальное боевое использование возможностей пожарного автомобиля.
За кабиной боевого расчета монтируется порошковая установка. Основным ее элементом является сосуд для хранения порошка, в который загружается 1000 кг ОПС. Рабочее давление равняется 1,2 МПа. Сосуд выполнен из стали и состоит из цилиндрической обечайки и двух эллиптических днищ. В крышку сосуда встроен сифонный трубопровод для выдачи огнетушащего порошка. На ней также монтируется предохранительный клапан и штуцер для загрузки сосуда порошком.
В нижнюю часть сосуда вмонтированы форсунки, через которые сжатый воздух подается в сосуд для псевдоожижения порошка и транспортирования его к лафетному стволу и по рукавам к ручным стволам. Сосуд крепится болтами к раме баков для хранения пенообразователя.
В качестве транспортирующего газа в порошковой установке используют воздух, который хранится в баллонах, соединенных общим коллектором высокого давления. Давление в баллонах составляет 15 МПа.
Оба ручных ствола находятся в нижних отсеках кузова автомобиля и расположены симметрично справа и слева относительно сосуда. Рядом со стволами находятся барабаны с катушкой. Длина рукава на одной катушке составляет 20 м с внутренним диаметром 20 мм и на другой катушке – 10 м с внутренним диаметром 32 мм. Расход порошка из ручных стволов изменяется в пределах от 3 до 5 кг/с.
Пневматический щит управления порошковой установкой расположен по левому борту ПА и представляет собой панель, на которой смонтированы манометры, краны, редуктор и штуцер для зарядки баллонов высокого давления воздухом. С его помощью осуществляется подача сжатого воздуха в сосуд для хранения порошка, контроль рабочего давления воздуха в баллонах и сосуде, зарядка баллонов сжатым воздухом, дренаж воздуха из сосуда и баллонов, а также продувка рукавных линий и лафетного ствола после окончания подачи порошка.
Вокруг сосуда для хранения порошка на специальной раме смонтированы две цистерны для хранения пенообразователя. Рама крепится к шасси автомобиля. Сосуды выполнены из нержавеющей стали общей вместимостью не менее 2000 л.
За сосудом с порошком расположена цистерна для воды, изготовленная из стали.
В верхней части цистерны имеется отверстие с горловиной, закрываемой крышкой с резиновым уплотнением.
Насосная установка размещена в задней части кузова и состоит из пожарного центробежного насоса «Циглер» с автоматической вакуумной системой, системы трубопроводов и запорной арматуры.
Подача насоса составляет 90 л/с при напоре 100 м.
Воздушно-механическая пена средней кратности может подаваться на очаг пожара по двум рукавным линиям и генераторам ГПС–600.
Подготовка к использованию пожарных автомобилей АП, АПТ и АКТ зависит от соответствующей организации их технического обслуживания после пожара. Это требование можно обеспечить при создании в гарнизонах специальных инженерных комплексов, на которых должны выполняться следующие операции:
1) механизированная приемка и хранение огнетушащих веществ: пенообразователей, огнетушащих порошков;
2) механизированная загрузка АП и АКТ порошком;
3) механизированная заправка АКТ и АПТ пенообразователем или его раствором.
В целях сокращения времени обслуживания ПА после пожара операции должны совмещаться.
Источник
Основные пожарные автомобили общего и целевого применения: группы и классификация
Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
Группы
Классификация пожарных автомобилей
Группы пожарных автомобилей
Классификация
Общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения – это пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
По массе и проходимости
Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилей
Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.
Расшифровка обозначения
Структура обозначения пожарного автомобиля
Расшифровка обозначения пожарного автомобиля
Например: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ
Примеры
АЦ-2,5-40 (ЗиЛ)
АЦ-3,5-40 (ЗиЛ)
АЦ-5,0-40 (КамАЗ)
АЦ-15-100 (Урал)
Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.
АНР-100-3000 (КамАЗ)
Автомобиль первой помощи (АПП) – это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей.
АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.
АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)
Дополнительный материал
Источники:
Источник
Классификация пожарных автомобилей и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей, имеющихся в подразделении. Табель положенности вывозимого пожарно-технического вооружения и оборудования
Основные пожарные машины
Классификация пожарных автомобилей и ТТХ ПА. Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения.
Классификация пожарных автомобилей. Пожарные автомобили общего применения
К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.
Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.
Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:
Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).
Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.
Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.
Пожарные автомобили целевого применения
К данной классификация пожарных автомобилей подкатегории пожарных машин относятся следующие виды транспортных средств:
Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:
Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.
Установки порошкового тушения
Классификация пожарных автомобилей. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.
Установки газового тушения
Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.
Автомобили газо-водяного тушения
Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.
Установки комбинированного тушения
Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.
Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.
Аэродромные автомобили
Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:
Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.
Насосные станции
Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.
Специальные пожарные автомобили
В эту группу машин входят следующие транспортные средства:
Рукавный автомобиль
Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.
Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.
Машины для организации освещения и связи
Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.
Пожарные автолестницы
Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:
Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.
Классификация пожарных автомобилей и ТТХ ПА. Вспомогательные пожарные автомобили
В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.
Источник