Автомобиль копейка интересные факты

Любопытные факты про «Жигули»-«копейку», которые мало кто знает

Полвека друг человека

Паровоз советской и российской автоиндустрии отмечает 50-летний юбилей своего первого автомобиля — в 1970 году с конвейера Волжского завода по настоянию председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина сошел легендарный ВАЗ-2101, или в простонародье одновременно любимая и ненавистная «копейка».

Легендарный ВАЗ-2101 сошел с конвейера по настоянию председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина.

Первую модель «Жигулей» можно встретить и сегодня на улицах городов, причем не только российских. Советскую ретро-классику уважают и за рубежом. Кстати, отдав дань уважения Волжскому автозаводу, авантюристы из Европы передали вазовскому музею «копейку», на которой полтора года назад совершили кругосветное путешествие. Впрочем, есть в копилке предприятия и куда более любопытные факты. Портал «АвтоВзгляд» разузнал самые интересные из них.

Как мы утерли нос итальянскому «Фиату»

До сих пор многие уверены в том, что «копейка» — это жалкий «копипаст» итальянского FIAT-124. Однако на самом деле автомобиль оказался много круче своего «донора». Безусловно, заморский «Фиат» был взят за основу инженерами при создании самого массового автомобиля в СССР. Но в процессе изготовления будущего бестселлера в ВАЗ-2101 было внесено более 800 различных конструктивных доработок.

Например, в ходе тестов советские специалисты забраковали подвеску иномарки. А потому для «копейки» изменили кинематику, усилили ряд компонентов, включая шаровые опоры и пружины. Если «донорский» FIAT-124 имел смешной даже по тем временам клиренс в 130 мм, то дорожный просвет ВАЗ-2101 после тюнинга увеличился аж до 175 мм. Даже сегодня такими параметрами может похвастать далеко не каждый кроссовер! А тогда забота наших умельцев стала подарком судьбы и вовсе, ведь дорог в стране фактически не было. Да что уж там, особо нет и сейчас.

Кроме того, «Жигули» потяжелели без малого на 100 кг — скажем спасибо иному силовому агрегату, коим стал мотор с верхним расположением распредвала и увеличенным расстоянием между цилиндрами. Кстати, это позволило в будущем подвергать двигатель модернизации и увеличивать его объем. Сцепление обзавелось фрикционными накладками большего диаметра. Для сравнения: 182 мм у FIAT против вазовских 200 мм. Новые синхронизаторы нашли себя в коробке передач, которые способствовали более динамичной езде.

Что касается кузова, то он стал прочнее, а к двум проушинам под домкрат с каждого борта добавилась еще пара. Появились технические отверстия для использования внешней пусковой рукоятки двигателя, а еще автомобиль мог похвастать индикатором температуры охлаждающей жидкости — такое «Фиату» даже не снилось. Иначе говоря, базовая конструкция волжской модели-первопроходца по ряду показателей сильно превосходила заокеанский прототип. Не зря «Жигули» откусили у FIAT приличную долю европейского рынка.

Машина знаменитостей

Волжская классика собиралась с 1970-го по 1988 год, причем в различных модификациях. Спустя год после запуска производства ВАЗ-2101 стал идти на экспорт. На зарубежных рынках машина продавалась под брендом LADA, который впоследствии стал единым для всей линейки АВТОВАЗа. А всего было изготовлено почти 5 000 000 экземпляров. «Единичка» стала любимым транспортом многих знаменитостей. Именно советский седан оказался первым автомобилем для народных артистов РСФСР Александра Абдулова, Михаила Боярского, Николая Караченцова и Евгения Жарикова. Да что там говорить, если в свое время «Ладу» в качестве первой ласточки купил себе легендарный пилот «Формулы-1» Кими Райкконен. Кстати, на вторичном рынке и сегодня полным-полно предложений о продаже ВАЗ-2101 разных годов выпуска и технического состояния. Авторы некоторых объявлений приклеивают своим авто ценники ничуть не меньше тех, что просят за новую продукцию импортные премиум-марки. Желая оправдать вложенную душу и потраченные на реставрацию средства, хозяева таких раритетов порой выставляют их за несколько миллионов рублей.

Возрождение «Копейки‑2020»

Как только не экспериментировал АВТОВАЗ с моделью: были и праворульные версии, и модификации с роторо-поршневыми двигателями, и авто с разными вариантами внутренней компоновки. Впрочем, изощрялись и простые автолюбители: кто-то срезал машине крышу, превращая ее в кабриолет, кто-то переводил на газ. А современные «петролхеды» успели оснастить «Жигули» пневмоподвеской, а заодно сделать из модели гоночный болид и даже представить собственные эскизы будущей генерации «копеечной» LADA. А почему бы и нет? Ведь на сегодняшний день только в нашей стране зарегистрировано свыше 400 000 автомобилей ВАЗ-2101, а сколько их еще гуляет по миру. Да, слухи о возрождении легендарной «копейки» витают уже несколько лет. Ожидалось, что реинкарнация первой модели Волжского автозавода произойдет в 2020 году, как подарок предприятия, празднующего полувековой юбилей.

По некоторым сведениям, автомобиль нового поколения должен родиться лимитированным тиражом, с иным заводским обозначением, а собирать его будет одна из дочерних компаний АВТОВАЗа. По другой версии, речь идет об утвержденном проекте «Копейка-2», созданном в результате коллаборации независимых инвесторов с тюнинг-ателье. Источники в социальных сетях утверждают, что знаменитой классике изменят с передним приводом, а погонять машину будет движок объемом 1,8 литра. Ставший поистине имиджевым седан, лишь внешне схожий с оригинальным ВАЗ-2101, нашпигуют целой кучей крутых современных опций. Не менее крутой приклеют и ценник. Если, конечно, все это не очередные байки. Во всяком случае, сам завод блуждающие слухи официально не подтверждает. Как бы то ни было, самый массовый советский автомобиль в своем новом амплуа определенно может оказаться интересным и крайне востребованным.

Источник

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

19 апреля легендарная «Копейка», ВАЗ-2101, празднует полувековой юбилей. По этому случаю мы вспоминаем историю модели и делимся уникальными фотографиями из архива Волжского автозавода

Конструкция автомобиля

В качестве основы ВАЗ-2101 был использован FIAT-124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года». В этом же году Министерство внешней торговли СССР и FIAT заключили генеральное соглашение о создании проекта автомобильного завода и его строительства в СССР.

В общей сложности в конструкцию итальянского исходника было внесено свыше 800 изменений. ВАЗ-2101 отличался от FIAT-124 новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении был увеличен наружный диаметр фрикционных накладок, а в коробке передач применены более надежные синхронизаторы.

Также была переработана передняя подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Трехрычажная задняя подвеска уступила место более прогрессивной пятиштанговой конструкции. По итогам суровых испытаний итальянской модели на полигоне и обычных дорогах Советского Союза, конструкторами был усилен кузов и увеличен дорожный просвет.

Производство

Сборка первых ВАЗ 2101 осуществлялась с ночь с 18 на 19 апреля 1970 года. Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна 22 апреля 1970 года – столетие В.И.Ленина.

Читайте также:  Альтернативное топливо его применение в автомобилях

Всего в апреле были собраны шесть автомобилей, а в августе Волжский автозавод начал реализацию ВАЗ-2101 через торговую сеть. Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.

С 1970 по 1988 было изготовлено 4,8 миллиона LADA первой модели, включая модификации, а если быть точным, 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, более того – за историю российского автопрома.

Бренд

Первые «Жигули» получили всем нам известный логотип с серебристой ладьёй. В этой эмблеме – стилизованная буква «В» (ВАЗ), а еще ладья – это символ движения.

Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием – победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с г. Тольятти.

Были и народные прозвища – «единичка», «ноль первая», «Жигулёнок». Слово «копейка» начали применять гораздо позже, в 90-х годах.

Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.

Экспорт

В 1972 году автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.

В 2017 году чешские энтузиасты Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветку на LADA 2101. За 10 месяцев они проехали 50 тысяч километров. Их автомобиль 1975 года сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.

Сервис

До «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю».

В 1969 году подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15, 10, и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО.

В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.

Цифры и факты о ВАЗ-2101:

1967 – Началось строительство Волжского автозавода.

1968 – Стартовали испытания прототипов автомобиля.

1969 – Начался монтаж главного конвейера ВАЗа.

1970 – Выпущен первый ВАЗ-2101.

1970 – Собран 10-тысячный ВАЗ-2101.

1971 – Мощность завода увеличена до 220 тыс. автомобилей в год.

1974 – Собран миллионный ВАЗ-2101.

1975 – С конвейера автозавода сошел 2-миллионный автомобиль (ВАЗ-21011).

1979 – Выпущен 5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.

1984 – Собран последний ВАЗ-2101.

1988 – Собран последний ВАЗ-21011.

Всего за период 1970-1988 гг. выпущено 4 846 900 ВАЗ-2101 и его модификаций. Сегодня на учете в России стоит около 400 тысяч таких автомобилей.

Источник

Шесть интересных фактов о легендарной «Копейке»

19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода, расположенного в Тольятти, сошли первые автомобили ВАЗ-2101. В результате появилось «классическое» семейство автомобилей «ВАЗ», представители которого производились вплоть до 17 сентября 2012 года.

В народе ВАЗ-2101 называли «единичкой» и в конце 80 гг. — «Копейкой». В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века. За все время производства Волжский автозавод выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101. И вот несколько фактов об этой легендарной модели.

1. Прототипом «Модели 1» является Fiat-124, появившийся на рынке в 1966 году. Проектом была предусмотрена и вторая модель — универсал на базе первой модели, и третья — модернизированный заднеприводный седан. В результате миру они стали известны, как ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Несмотря на полную внешнюю идентичность с Fiat-124, «Копейка» сильно от него отличается. Первые «Фиаты», испытанные в СССР, практически разваливались через 5000 км пробега: задние дисковые тормоза забивались пылью, двигатель начинал работать со сбоями. В итоге вместо нижневального двигателя для ВАЗ-2101 в Италии был разработан мотор с верхним расположением распредвала. Интересный факт — нефтеперерабатывающей промышленности СССР пришлось для данного двигателя освоить новый тип моторного масла. В целом же модели Fiat-124 для адапатации к советской действительности пришлось претерпеть 800 изменений.

2. Автомобилям ВАЗ на протяжении всего периода их производства было принято давать прозвища. В столице, где привыкли к «Чайкам» и «Волгам», эти прозвища всегда носили негативный оттенок. ВАЗ-2101 не раз называли и «консервной банкой», поскольку толщина кузовного металла составляла лишь 0,8 мм, в то время как выпускаемые в Союзе «Москвичи» и «Волги» обладали толщиной деталей кузова в 1 мм. Считалось, что модель не сможет обеспечивать безопасность и будет подвержена коррозии. Однако кузов продемонстрировал совершенно противоположные результаты. Более легкий кузов способствовал экономии металла в огромных масштабах, а также делал автомобиль отлично управляемым и динамичным. Кстати, ВАЗ-2101 не был дешевым автомобилем — стоимость «Копейки» в 1970 году составляла 5620 рублей, за которые можно было позволить престижную «Волгу» (ГАЗ-21) или «Москвич-408», оцененный на тысячу дешевле. За этими машинами люди стояли в очередях на протяжении не одного дня.

3. Первый автомобиль ВАЗа вытянул завод из сложной экономической ситуации. Более 10 лет на «копейку» был сумасшедший спрос не только в России, но и за ее границами. На базе первых трех вазовских моделей были основаны довольно удачные модификации, а семейство ВАЗ-2105/07 послужило базой для переднеприводных моделей. К слову, знаменитая «Нива» тоже была построена на агрегатной базе «Копейки».

4. «Копейка» стала главной героиней одноименного комедийного фильма Ивана Дыховичного. Это история 30-летней жизни «копейки», путешествующей от члена политбюро к проститутке, от черноморского каталы к простому гэбэшнику и от пенсионера к физику-диссиденту. Она является и символом счастья и предвестником неудачи, очаровывает и ужасает. Комедия наполнена фарсом и черным юмором, но в целом хорошо отражает историю отношения к автомобилю со стороны его владельцев.

5. Команда ВАЗ начала свои выступления по автоспорту на «Москвичах». Однако в скором времени спортсмены пересели на продукцию собственного завода и доказали, что ВАЗ-2101 способна быть победителем. «Копейка» позволяла добиться в кроссе, в «кольце» и в ралли таких скоростей, которые ранее считались невозможными. Такой характер машина получила за счет двигателя с распредвалом в головке блока. Европа также поддалась модели: ВАЗ-2101 стала настоящей звездой международного ралли. В любительском ралли «Копейку» можно встретить и сейчас.

6. Десять лет назад, 8 июня, в Москве был открыт первый и единственный памятник «Копейке», подтвердивший всенародную любовь к ВАЗ-2101. На мраморном постаменте машина, покрытая специальной бронзовой краской, видна каждому, кто выезжает или въезжает в столицу по Волгоградскому проспекту. На церемонии открытия памятника 1,5 квадратных метра площадки были усыпаны однокопеечными монетами, которые в наши дни было довольно сложно найти. Вся эта денежная масса была заложена в основание памятника. Туда же была замурована капсула с посланием потомкам: «Вам, живущим в ХХII веке, мы дарим в этом памятнике мечту миллионов водителей века ХХ-го. Хочется верить, что ваши автомобили уже летают и даже не требуют непосредственного участия в управлении самого водителя. Наши автомобили для приведения в движение иногда требовали крепкого словца и кувалды, ваши, хочется верить, — только компьютерной диагностики. Тем не менее, без «Копейки» не было бы ваших авто. Не забывайте об этом. Ваши автопредки. 07 июня 2004 г.»

Читайте также:  Авторазборка японских автомобилей в кропоткине

Источник

Тест-драйвы

Статьи

50 фактов о ВАЗ-2101: фото, видео и архивные документы

50 фактов о ВАЗ-2101: фото, видео и архивные документы

В АЗ-2101, легендарная «единичка», «копейка», «копье» — первая модель Волжского автомобильного завода. Она стала не только одним из символов отечественного автопрома, но и воплотившейся мечтой советских граждан о современной, динамичной, комфортной и надежной машине. К юбилею этого автомобиля CARscope.ru подобрал 50 фактов, среди которых вы наверняка найдете забытые — а то и вовсе неизвестные.

1. Выпуск первых Жигулей наладили на новом предприятии в Тольятти. 20 июля 1966 года вышло соответствующее Постановление правительства СССР, строительство началось в январе 1967 года, а спустя всего три года с конвейера сошли первые автомобили.

2. К строительству завода и выпуску новой модели готовились основательно: с 1 января 1968 года по 1 января 1970 года в Италии стажировались 793 советских специалиста — 600 рабочих и почти двести инженеров.

3. На момент запуска ВАЗ-2101 в производство в Тольятти проживали 1200 иностранных специалистов, преимущественно итальянцев: они помогали осваивать новую модель.

4. ВАЗ-2101 создан на базе Fiat 124, который завоевал титул «Автомобиль года» в 1966 году. Однако перед локализацией производства в СССР конструкцию машины серьезно доработали.

5. С 1966 по 1970 год 35 автомобилей из 9 серий в ходе испытаний прошли свыше 2 миллионов километров в самых разных условиях.

6. Для выполнений технических условий за рубежом закупали «эталонную аризонскую пыль» и «эталонную грязь». Первый генеральный директор ВАЗа Виктор николаевич Поляков был непреклонен: положено использовать именно такую дисперсную пыль — значит, надо закупать ее. Очевидно, такие нюансы тоже повлияли на то, что ВАЗ-2101 разительно отличался от привычных советским автолюбителям легковушек.

7. При описании современных моделей часто упоминаются имена руководителей проекта — дизайнеров, инженеров, менеджеров… Как серьезно модернизированный, но уже существующий автомобиль, ВАЗ-2101 не может похвастать тем же. Однако стоит упомянуть конструкторов, которые стояли у истоков Волжского автозавода и занимались испытаниями «единички»: главный конструктор Владимир Соловьев и его заместитель Борис Поспелов, Юрий Шишкин, Альберт Зильперт, Борис Бажухин и Лев Вайнштейн.

8. Внешне «копейка» очень походила на итальянский прототип — но имелись и отличия. Клыки на бамперах у советской модели были крупнее, кнопочные дверные ручки оригинала заменили на вытяжные.

9. Салон практически дословно цитировал Fiat 124. Разве что вместо лампы, сигнализирующей о перегреве двигателя, в комбинацию приборов ВАЗ-2101 добавили полноценный указатель температуры охлаждающей жидкости.

10. Главные отличия оставались невидимыми простым обывателям. У Фиата был архаичный нижневальный мотор, для «копейки» разработали бензиновый двигатель с верхним расположением распредвала. При том же объеме 1,2 л он выдавал 64 л. с. и 89 Нм — на 4 «лошадки» и 2 Нм больше, чем итальянский агрегат.

11. Кузов усилили, задний мост закрепили не на трех, а на пяти штангах, синхронизаторы коробки передач заменили на более выносливые (как у 90-сильного купе Fiat 124 Sport), а сцепление — на увеличенное до 200 мм. Кроме того, в наших условиях задние дисковые тормоза капризничали (колодки едва выхаживали 1 500 км) — и их поменяли на барабанные.

12. Дорожный просвет ВАЗ-2101 достигал 175 мм — к клиренсу Фиата добавили больше сантиметра.

13. «Копейка» стала первой отечественной моделью, примерившей индекс нового формата. В 1966 году приняли отраслевую нормаль ОН 025 270-66, которая позволяла безошибочно идентифицировать машину. Из названия ВАЗ-2101 следует, что модель разработана и выпускается Волжским автозаводом, относится ко второму классу (полная масса от 1,2 до 2 тонн и рабочий объем двигателя от 1,2 до 2,0 л), является легковым (о чем свидетельствует цифра 1) и является первенцем — поскольку обозначена как 01.

14. «Тосол», как многие до сих пор ошибочно называют любую охлаждающую жидкость, также появился благодаря «копейке». Антифриз для круглогодичного использования разработали для современного на тот момент вазовского мотора — до этого владельцам отечественной техники приходилось зимой сливать воду из радиатора на время длительной стоянки.

15. Увы, в шинной промышленности революции не произошло. Рекомендованные шины Pirelli — бескамерные, с радиальным кордом — так и не освоили, и ВАЗ-2101 на протяжении всего периода выпуска комплектовали диагональными покрышками И-151, знакомыми еще владельцам Запорожцев.

16. С начала выпуска первой модели Волжский автозавод готовил сеть сбыта и обслуживания своих машин — до этого в СССР не было полноценной системы автосервиса. К 1975 году в стране работали 30 спецавтоцентров (через них продавали 150 тысяч вазовских автомобилей ежегодно — почти половину на тот момент), а также 130 стационарных и 100 мобильных СТО.

17. Первая нитка конвейера ВАЗа ожила 18 апреля 1970 года: около сотни рабочих собирали шесть автомобилей кузовов. Обрастая деталями, машины доползли до итальянского стенда прокачки тормозов — а тот закапризничал, и процесс застопорился.

18. Сборку закончили ранним утром 19 апреля 1970 года, чтобы успеть к памятной дате: 22 апреля 1970 года В. И. Ленину исполнилось бы 100 лет. Именно 19 апреля АО «АВТОВАЗ» отмечает День первого автомобиля.

19. С момента сборки первых экземпляров до полноценного производства прошло еще несколько месяцев: массовое производство началось в августе 1970-го, и до конца года успели выпустить 23 тысячи машин.

20. «Копейка» продержалась на конвейере 18 лет. С 1970 по 1988 выпустили 4 846 900 автомобилей (с учетом разных модификаций) — «единичка» была и остается самой массовой моделью АВТОВАЗа.

21. Динамические характеристики первенца Волжского автозавода сейчас не поражают воображение: от 0 до 100 км/ч ВАЗ-2101 разгонялся за 22 секунды, максимальная скорость составляла 140 км/ч.

22. Цена на новую модель Волжского автозавода была немалой: за нее просили 5 605 рублей — около сорока средних зарплат.

23. Палитра не баловала разнообразием: первые «копейки» красили в белый, вишневый, зеленый и синие цвета, но через год к ним добавились светло-голубой и палевый. Правда, говорят, некоторые покупатели боялись снимать с новеньких машин защитный восковой слой, и выглядели они невзрачно.

24. Через 4 года у «копейки» появилась улучшенная версия — ВАЗ-21011, которую выпускали до 1983 года наряду с оригинальным ВАЗ-2101. Красные отражатели переместились с кузова на задние фонари, а место одного из них занял фонарь заднего хода. Также изменился декор салона, но главное — у «ноль одиннадцатой» появился мотор объемом 1,3 л и мощностью 69 л. с.

Читайте также:  Автомобиль на балансе лизингодателя учет у лизингополучателя

25. ВАЗ-21013 — еще одна производная от «единички». При такой же внешности, как у ВАЗ-21011, она получила стандартный «копеечный» мотор. «Ноль тринадцатая» и стала долгожителем первого семейства, продержавшись на конвейере с 1977 до 1988 года.

26. У «копейки» были и скоростные модификации — «догонялки» для спецслужб ВАЗ-2101-94 (с двигателем ВАЗ-2103), ВАЗ-21015 (с 80-сильным мотором от «шестерки») и ВАЗ-21019 с роторно-поршневым двигателем мощностью 120 л. с.

27. Стандартному мотору ВАЗ-2101 находили и другое применение. Например, в начале 1970-х, когда на ВАЗе появились трудности с электрическими вилочными погрузчиками, их переооборудовали под выпускаемый тут же двигатель внутреннего сгорания.

28. С самого начала радиаторную решетку вазовских машин украшает буква «В», стилизованная под волжскую ладью — первая литера в названии завода.

29. «Аргамак», «Катюша», «Авангард», «Директивец» и даже «Новорожец» — такие имена «широкие народные массы» предлагали для нового автомобиля. Но в итоге его назвали «Жигули» — в честь Жигулевских гор, напротив которых раскинулся город Тольятти.

30. Имя, подходящее для русского уха, имело неприятные созвучия в других языках — и для экспорта для «копейки» придумали другое название, Lada 1200.

31. Первая зарубежная партия ВАЗ-2101 отправилась в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. И там «копейка» сразу стала популярной: в 1971-м за границу отправили 57 тысяч Лад — больше трети от всех экспортируемых из СССР легковушек! А в следующем году на долю Lada 1200 приходилось уже половина советского автоэкспорта.

32. Тогда же, в 1972-м, Волжский автозавод получил международную премию «Золотой Меркурий» — высшую награду в сфере европейской торговли.

33. В 1973 году ВАЗ-2101 был удостоен Государственного знака качества СССР — им помечали серийную советскую продукцию, которая успешно прошла аттестацию по требованиям Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР.

34. Уже в наше время читатели журнала «За рулем» проголосовали за присвоение ВАЗ-2101 титула «Российский автомобиль столетия». В опросе приняли участие 80 тысяч человек, которые поставили «единичку» даже выше легендарной Волги ГАЗ-21.

35. Первый ВАЗ-2101, проданный в августе 1970 года, сейчас хранится в музее АО «АВТОВАЗ» в Тольятти. Тольяттинцу, эксплуатировавшему вишневый седан 19 лет, завод подарил новый автомобиль ВАЗ-2109.

36. В этом же музее хранится «копейка», на которой три года назад Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветное путешествие, проехав за 10 месяцев 50 тысяч километров. Чехи также получили в подарок новую машину — LADA Vesta.

37. Клубное движение, объединяющее поклонников ВАЗ-2101, зародилось в Тольятти — однако подобные организации есть во многих российских и европейских городах, а благодаря интернету клуб LADA History стал поистине международным. Вживую увидеть отреставрированные им машины можно каждый год, когда на АВТОВАЗе проходит День открытых дверей.

38. Через год после начала выпуска ВАЗ-2101 принял участие в первых гонках — а это значит, что в автоспорте модель присутствует вот уже полвека. Дебют состоялся на ралли-марафоне «Тур Европы» и оказался громким: один из трех экипажей завоевал серебряную награду.

39. Точную реплику этого автомобиля создали в компании LADA Sport к 50-летнему юбилею. Работа над проектом шла полгода, зато автомобиль абсолютно точно воспроизводит оригинал: у него аутентичные раллийные фары, дополнительный топливный бак, каркас безопасности и 1,2-литровый мотор с двумя карбюраторами Weber.

40. В 1979 году «копейка» привлекла внимание болельщиков раллийного чемпионата мира. На ралли «Акрополис» Николай Елизаров финишировал девятым в абсолютном зачете.

41. Сейчас на Жигулях продолжают выступать во многих странах бывшего СССР и СЭВ — они отнюдь не редкость на раллиийных трассах Венгрии и Прибалтики.

42. В 2004 году команда «Сити Моторспорт» подготовила гоночную реплику ВАЗ-2101 для участия в 3-часовых ретрогонках на легендарной Северной Петле «Нюрбургринга». Экипаж в составе Рустама Акиниязова, Льва Фридмана и Олега Петрикова (того самого, который сейчас возглавляет кольцевой чемпионат СМП РСКГ) стал лучшим в классе, опередив ближайших конкурентов на Alfa Romeo на два круга.

43. Еще в 1968 году, когда появился приказ об испытаниях будущей «единички», группа инженеров предприятия вела творческий поиск. Одним из его результатов стал концепт ВАЗ-Э1101, использующий многие элементы конструкции ВАЗ-2101. Первый образец микролитражки вывели на испытания в 1972 году, а чуть позже появился и модернизированный вариант ВАЗ-2Э1101 — но ни один из них до конвейера не добрался.

44. Узлы и агрегаты «копейки» широко использовались при создании Нивы — ВАЗ-2101. Появившийся в 1977 году легковой внедорожник — кроссовер в современном понимании — был максимально унифицирован с базовой моделью Волжского автоззавода.

45. По сути все модели классического семейства — ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 — являются вариациями на тему «копейки»: сейчас это была бы одна модель, переживавшая планомерный рестайлинг. Вместе с универсалами ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104 с 1970 по 2012 год выпустили свыше 15 миллионов автомобилей.

46. Клоны Fiat 124 — а, следовательно, и ВАЗ-2101 — выпускали в Испании (SEAT 124), Турции (Tofas Murat 124), Индии (Premier 118) — и даже в Южной Корее (Kia 124). Знаком был советскому автолюбителю и польский Fiat 125P.

47. О рестайлинге ВАЗ-2101 задумались спустя пять лет после начала производства. Макет ВАЗ-2101-80 создали еще в 1975 году с прицелом на начало производства в 1980 году.

48. ВАЗ-2101 часто мелькал на кино- и телеэкранах — причем не только как часть автомобильного потока на заднем плане. Одно из первых появлений — в фильме «Джентльмены удачи» (1971 г.): на нем к подельникам приезжает Доцент. В 1973 году на нее едва садится самолет, на котором прилетели герои комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». В картине «Инспектор ГАИ» главный антагонист в исполнении Никиты Михалкова гоняет на Ладе 1200s — то есть экспортном ВАЗ-21013, а ловит его сотрудник милиции на оригинальном ВАЗ-2101. В 21 веке Жигулями управляла Анджелина Джоли в бекмамбетовском фильме «Особо опасен» (2008 г.), а в 2002 году Иван Дыховичный построил всю киноисторию вокруг этого автомобиля, назвав фильм «Копейка».

49. Владимир Высоцкий стал одним из первых, кто купил ВАЗ-2101. Правда, проездил певец и актер на серой «копейке» недолго — до аварии в июле 1971 года.

50. До сих пор в России зарегистрировано около 400 тысяч ВАЗ-2101 и его модификаций.

Источник

Ответы на популярные вопросы