- «Копейке» — 50 лет. Вспоминаем все версии легендарного седана
- Лада 2101
- «Копейка», «двушка», «электричка». Все семейство Жигулей к юбилею ВАЗ-2101
- «За рулем» Жигулей
- Время первых
- Модель или модификация
- А теперь — универсал!
- Электроклуб
- Прочитать историю Жигулей полностью можно в апрельском выпуске журнала «За рулем».
- Копейка: машина советсткого автопрома, история создания и производства
- Легендарная
- История создания
- Начало производства
- Успех модели
- Модификации
- Внешний вид
- Салон
- Технические характеристики
- Кому подойдет ВАЗ 2101
- Видео об истории создания ВАЗ 2101
«Копейке» — 50 лет. Вспоминаем все версии легендарного седана
История автомобилей Lada началась 19 апреля 1970 года, когда с конвейера Волжского автозавода сошли первые 6 седанов ВАЗ-2101 «Жигули». Легендарную «Копейку» создали на базе Fiat-124, однако советский автомобиль имел ряд конструктивных отличий. Новинка оснащалась 1,2-литровым бензиновым мотором с верхним расположением распредвала, который выдавал 64 лошадиных силы. ВАЗ-2101 стал настоящим символом своей эпохи: с 1970 по 1988 г. было выпущено около 4,8 млн машин разных модификаций, причем некоторые оставались долгое время неизвестны широкой публике.
«Копейку» в кузове пикап выпускали для внутризаводских нужд. На таких машинах перевозили грузы, а также использовали, например, как противопожарный автомобиль. Изредка пикапы на базе ВАЗ-2101 можно было встретить и на дорогах общего пользования. Так, автомобили использовали во время парадов в дни государственных праздников.
В пикап ВАЗ-2101 превращали путем обрезания задней части кузова, причем для этих целей использовали только бракованные машины. Судя по немногочисленным фотографиям, двуместный салон модифицированной «Копейки» от грузового отсека отделяла стенка или стекло. Необычный полусерийный пикап мог перевозить груз весом до 300 килограммов.
Уже в начале 1971 г. инженеры подготовили гоночную версию ВАЗ-2101, которая приняла участие в марафоне «Тур Европы — 71». Расстояние маршрута составило около 14 000 километров. Советский экипаж смог завоевать серебро в этом престижном состязании, уступив лишь команде на Opel Kadett. Участие в соревновании рассматривали как отличный пиар машины, которую планировали отправлять на экспорт.
Модификация «Копейки» под названием ВАЗ-2101-94 предназначалась для милиции. Кузов машины окрашивали в оранжевый цвет с синей полосой. На такую «Копейку» ставили 1,5-литровый бензиновый двигатель с отдачей в 71 силу. Максимальная скорость — 156 км в час. Других конструктивных отличий у ВАЗ-2101-94 от гражданской версии не было.
Особая модификация под названием ВАЗ-21018 получила роторный двигатель. По одной из легенд, создавая этот мотор, советские инженеры активно изучали опыт Mazda, которая с 1970-х выпускала машины с такими агрегатами. «Копейку» с роторным двигателем создавали специально для нужд спецслужб. В 1982 г. машина получила 1,3-литровый агрегат мощностью 70 л. с., а позже такой автомобиль начали комплектовать 140-сильным мотором. Разумеется, в свободную продажу «заряженные» «Копейки» не поступали.
На базе седана ВАЗ-2101 выпускался и универсал, получивший индекс 2102. Автомобиль встал на конвейер в 1971 году и стал самым желанным приобретением для любого дачника с правами. От обычной «Копейки» универсал отличался усиленной задней подвеской и раскладывающимся диваном. «Двойка» комплектовалась 1,2-литровым мотором мощностью 64 л. с., который работал совместно с четырехступенчатой коробкой передач. Позже появились модификации с двигателем объемом 1,3 л (69 л. с.), а также с 1,5-литровым мотором (77 сил). Такие универсалы предназначались прежде всего для экспорта. Производство ВАЗ-2102 было прекращено в 1985 году.
Первый рестайлинг копейка пережила в 1974 году. Модернизированная модель получила индекс ВАЗ-21011 и отличалась новой решеткой радиатора, видоизмененной оптикой и другими бамперами с резиновыми накладками. В салоне появились более удобные сиденья и пепельница. Главной техническое отличие — 1,3-литровый двигатель мощностью 69 лошадиных сил. В 1977 году на заводе в Тольятти запустили сборку модификации ВАЗ-21013, которая при всех этих внешних изменениях комплектовалась менее мощным двигателем от стандартного ВАЗ-2101.
Экспортный вариант «Копейки» назывался Lada 1200 S. В другие страны отправлялись именно ВАЗ-21013 с 1,2-литровым мотором. От стандартной модели экспортная отличалась окантовкой фар и решеткой радиатора. В салоне появились сиденья с подголовниками. Специально для британского рынка была разработана специальная модификация под названием Lada 1300 ES с правым рулем. Автомобиль получил крышу другого цвета и декоративные полосы по бокам.
В 1976 году на базе серийного универсала ВАЗ-2102 инженеры волжского завода создали настоящий электрокар. Прототип проходил испытания как на полигоне, так и на дорогах общего пользования. В результате в 1980-х на заводе была выпущена первая опытно-промышленная партия электрических фургонов под индексом ВАЗ-2801. Кстати, без подзарядки машина могла проехать 130 километров — впечатляющий показатель для тех времен. Мощность силовой установки, куда входил электромотор и блок никель-цинковых аккумуляторных батарей весом 380 кг, составляла 35 лошадиных сил. Максимальная скорость фургона — 87 км в час.
В 1980 году к летней Олимпиаде в Москве свет должен был увидеть обновленный ВАЗ-2101. Над дизайном машины работал художник-конструктор Владиcлав Пашко. Автомобиль под названием ВАЗ-2101-80 планировали выпускать в кузовах седан и купе. Судя по сохранившимся изображениям, дизайн модели напоминал Fiat 128 Coupe. Однако дальше макетов и эскизов дело не пошло — ни один рабочий прототип модели выпущен не был.
Источник
Лада 2101
ВАЗ 2101 — первый автомобиль Волжского Автозавода, вышедший с конвейера в 1970 году. Незадолго до этого советское правительство поставило план построить в стране еще один автомобильный завод для выпуска «народной» машины, причем с готовностью привлечь к этому делу иностранных производителей. Выбор пал на Fiat 124 — эта итальянская модель в 1965 году стала «автомобилем года».
Подготовка технического проекта завода с отведенной площадкой в городе Тольятти была поручена концерну «Fiat». Согласно контракту, на зарубежных специалистов возлагалось технологическое оснащение завода и обучение персонала. Как вскоре выяснилось, в «чистом» виде модель не была приспособлена для тех климатических условий, в которых ей предстояло эксплуатироваться. Целый год ушел только на адаптацию, чтобы автомобиль стал выпускаться уже в своем завершенном виде, как первая модель, ставшая родоначальницей семейства «Жигули».
На тот момент сравнение «копейки» с другими советскими автомобилями было явно не в пользу последних. «Жигули» отличались легким пуском, очень эффективной «печкой», просторным багажником, информативной коробкой передач и, что немаловажно, уверенным поведением на дороге. Да и качество производства было намного выше, чем на других автозаводах. К тому же первые «жигули» стали еще даже лучше прототипа, не только в техническом плане, но и по части комфорта — например, благодаря появившейся возможности разложить сиденья и превратить салон в полноценное спальное место. Следующей модификацией стала ВАЗ-21011 («ноль одиннадцатая»), с мотором увеличенной мощности, где использовались более удобные по форме передние сиденья. Салона коснулись и другие изменения, в частности: черная комбинация приборов, отделка панели «под дерево», руль без «кольца», пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей, омыватель на подрулевом рычаге. Помимо прочего, эти автомобили внешне отличались решеткой радиатора, бамперами с резиновыми накладками и без «клыков», стоп-сигналами и указателями поворота с отражателями. На задних стойках кузова находились отверстия вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками. Модель ВАЗ-21013 представляла собой сочетание кузова 21011 с двигателем 2101.
Одной из отличительных особенностей первых «жигулей» от своего прообраза, как уже отмечено, стали новые двигатели. Если на Fiat 124 использовались моторы с нижним распредвалом и штанговым приводом клапанов, то у «жигулей» двигатели с индексами 2101 и 2103 имели верхний распредвал и новый карбюратор, а также возможность ручной заводки от «кривого стартера», для которого в бампере специально проделали отверстие — это было одно из обязательных условий адаптации. Чтобы автомобиль можно было завести даже при отказе стартера или аккумулятора.
Кроме модернизированных двигателей автомобиль получил усиленный кузов, измененное сцепление, более «живучие» барабанные задние тормоза вместо дисковых. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. Был увеличен и дорожный просвет, т.к. качество дорожного покрытия оставляло желать лучшего. Была значительно усилена подвеска, и тем самым улучшены технические характеристики ВАЗ 2101. Передняя подвеска, к примеру, была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост — новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции. Вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» автомобиля.
В плане безопасности «жигули» демонстрировали серьезный прогресс. Во-первых, в автомобиле впервые были использованы травмобезопасные наружные ручки дверей. Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида. Была установлена травмобезопасная рулевая колонка, но вот ремни безопасности тогда еще только начали входить в оснащение отечественных автомобилей, и «жигули» еще какое-то время выпускались без них, однако с приходом люксовой модели ВАЗ-2103 ремни безопасности стали обязательными на всех машинах. В машинах на экспорт можно было встретить подголовники передних сидений, задние ремни безопасности и обогреватель заднего стекла.
Трудно сказать, какой была бы судьба отечественного автопрома, если бы советское правительство выбрало тогда, в конце 60-х, другой автомобиль, с более современной переднеприводной компоновкой. Ведь Fiat 124, хоть и считался «автомобилем года» и был, безусловно, отличным образцом, но относился к уже устаревшему классу, в то время как мировые производители активно переходили на передний привод. Впрочем, и без того, благодаря новым стандартам удалось поднять отечественное производство на более высокий уровень, а народ получил отличный автомобиль, за которым позже закрепились прозвище «копейка». Сегодня эти автомобили — вызывающий интерес раритет, особенно машины первых годов выпуска.
Источник
«Копейка», «двушка», «электричка». Все семейство Жигулей к юбилею ВАЗ-2101
Двадцать лет назад наша редакция провела опрос среди читателей на звание российского автомобиля столетия. С большим отрывом победу одержал ВАЗ‑2101.
«За рулем» Жигулей
История Волжского завода и нашего журнала тесно переплетены. Впервые прототипы Жигулей появились на обложке еще в 1968 году. Шестой номер украшали три проходивших испытания Фиата 124. Позже ВАЗ‑2101 украсил обложку августовского номера за 1970 год.
Время первых
«Единичка» — это лицензионная копия Фиата 124, но между ними немало различий. В этом мы убедились, сравнив Жигули с итальянским прародителем.
Когда первые Фиаты поступили на испытания в СССР, стало ясно: в первозданном виде машина не годится. Кузов слабый, подвеске не хватает прочности, мотор не тянет, печка не греет. Нашим инженерам пришлось пройтись по всей машине и внести больше восьми сотен изменений. И оно того стоило!
Получился ладный, элегантный, живучий автомобиль с красивым салоном. Хотя «копейка» и была слабее 412‑го Москвича, она не уступала в динамике — в том числе благодаря отличной коробке. Даже сегодня на «ноль первой» можно держаться в потоке, нехватка сил легко компенсируется четкими переключениями коробки с длинным, но короткоходным рычагом. Конструкции пять десятков лет, а пользоваться — одно удовольствие.
Жигули лучше Фиата ехали по асфальту, уверенно штурмовали проселки, были тише и дружелюбнее к владельцу. Конечно, всё это справедливо для тех лет, но плавность хода и обзорность даже по сегодняшним меркам — отменные.
Объем обслуживания был непривычно мал для тогдашнего советского автомобиля. Наши водители впервые узнали, что значит «сел и поехал»: никаких шприцеваний (разве что первая ритуальная «протяжка!»), только плановое обслуживание. Поначалу многие были уверены, что из-за этого машина будет ломаться. Но Жигули первых выпусков считаются самыми надежными представителями советского автопрома.
И в этом я убедился на собственном опыте, когда год назад проехал на «единичке» больше 7000 км по Европе без единой поломки. А ведь моей машине 44 года!
Мощность нового завода составила 650 тысяч автомобилей в год — больше, чем всех легковых советских производств вместе взятых. Конечно, собственная машина по-прежнему была роскошью, но если в кармане шелестели рубли, её хотя бы можно было купить. Многолетние очереди сократились, и «копейки» стали мелькать на дорогах всё чаще.
Модель или модификация
А теперь — универсал!
На следующий год началось производство универсала ВАЗ‑2102. «Двушка» внешне тоже была копией «итальянки» Fiat 124 Familiare, а технически полностью повторяла 2101.
«Двушка» — наименее многочисленная из жигулевского семейства и, одновременно, самый массовый советский универсал тех лет. Ведь раньше заполучить «вагон» в личное пользование было практически невозможно — Волги и Москвичи уходили в госсектор, да и производились мизерными партиями. Так «двушка» стала заветной мечтой всех советских дачников. Смотришь на её безразмерные закрома, и становится смешно от того, какие сегодня универсалы. Порог — на уровне коленей, а проем такой, что можно запихнуть шкаф или холодильник. Эталон!
Электроклуб
Сколько было модификаций у Жигулей, не счесть. Одна из самых интересных — ВАЗ‑2801. Настоящий электромобиль на базе ВАЗ‑2102. В 1980–81 годах собрали опытную партию из 47 «электричек». Большая часть машин эксплуатировалась в Тольятти и в Москве (например, на 34‑м автокомбинате). Остальные — в Киеве, Запорожье и Крыму. Это был грузопассажирский фургон. Вместо задних дверей лючки для доступа к аккумуляторным батареям. Для равномерного распределения массы тяжелых никель-цинковых батарей в кузов была интегрирована специальная алюминиевая рама. После опытной партии планировалось мелкосерийное производство. Но проект свернули.
Скоро выйдет продолжение, заходите почаще!
Прочитать историю Жигулей полностью можно в апрельском выпуске журнала «За рулем».
Редакция «За рулем» выражает благодарность администрации «Автомузей Моторы Октября» за помощь в организации съёмки. А также Дмитрию Соловьёву, Илье Чистову, Алексею Лыскину, Сергею Беляеву, Кириллу Симонову, Денису Изотову и Станиславу Гейибову за предоставленные автомобили.
Источник
Копейка: машина советсткого автопрома, история создания и производства
Давным-давно, в Советском Союзе, люди нередко спорили, настанут ли когда-нибудь времена, когда машину можно будет купить свободно, без очередей. Дефицит был во всем, за исключением одного — мечтать можно было в избытке. В 1970 году началось производство первой модели «Жигулей». Мощностей производства, чтобы обеспечить всех желающих, не хватало. Иметь автомобиль было престижно, счастливчики получали гордое звание автовладельца и однозначно более высокий статус в массе сограждан.
«Копейка» — машина, которая была мечтой.
Легендарная
Первая модификация «Жигулей» имела маркировку ВАЗ 2101, первые две цифры обозначают, что это малолитражный легковой автомобиль, а вторые две — модель. Отсюда и прозвище «копейка».
По одной из версий, изначально машину в народе называли «единичка», а в конце 80-х, когда машина перестала считаться престижной, стали именовать «копейкой».
Жигули-«копейка» благодаря своим характеристикам, истории, в том числе спортивной, а также народному признанию по праву является легендарным авто. Несмотря на несколько снисходительное прозвище, в 2000 году журнал «За рулем» провел опрос с более чем репрезентативной выборкой респондентов. «Копейка» была названа лучшим отечественным авто двадцатого столетия.
История создания
Окончательное решение о создании «Жигулей» было закреплено подписанием договора между отечественным Внешторгом и Fiat, итальянской автомобилестроительной компанией, 16 августа 1966 года. Этим договором закреплялось как создание итальянцами автозавода на территории Советского Союза, его технологическое оснащение, обучение персонала, так и запуск линий по сборке нескольких моделей «Жигулей».
В качестве строительной площадки был выбран город с красивым и символически итальянским по звучанию и по природе именем — Тольятти. Этот населенный пункт находится на левом берегу Волги, напротив Жигулей.
Раньше Тольятти назывался Ставрополем. В 1964 году город был переименован. Старое название имеет греческие корни и означает «Город креста». По некоторой аналогии Тольятти можно назвать городом-государством. Во-первых, он не входит состав в Ставропольского края, хотя и находится на его территории. Во-вторых, образует городской округ с местным самоуправлением и имеет единственный населенный пункт в своем составе. К тому же, это крупный город областного значения.
Жигулевские горы — часть приволжской возвышенности на правом берегу Волги. Именно они дали имя бренду первой модели советского автомобиля, произведенного на Волжском автозаводе. Название «Жигули» было предложено еще в начале 1967 года конструктором завода А.М. Черным, а директор В.Н. Поляков это название поддержал и утвердил.
За основу первого авто был взят Fiat-124 — образец автомобилестроения с не менее интересной историей. Ввиду конкуренции между управляющими отделами компании этот аппарат стал комбинацией двух проектов, собственно, 124-го и отдельного образца, который был сделан втайне от руководства директором департамента испытаний. В итоге от первоначального проекта этот автомобиль получил только двигатель, кстати говоря, созданный Аурэлио Лампреди, до 1958 года работавшего в должности инженера Ferrari.
Реализация 1964 года, а именно дизайн машины, не были приняты итальянской публикой, однако, руководство проигнорировало эту реакцию, в те времена общественное мнение играло не такое большое значение, как сегодня, и запустила автомобиль сразу в серию. Вероятно, это было верное решение: благодаря тому, что автомобиль показал себя как надежный и практичный, мнение пользователей изменилось на прямо противоположное, и Fiat-124 стал на родине «Автомобилем года». Случилось это в 1967 году.
Это было одной из многих причин, почему именно это авто стало прототипом ВАЗ 2101. Истинные же причины возникновения линейки ВАЗ и завода в Тольятти вообще были более глубины и глобальны.
В начале 60-х у населения СССР скопилось огромное количество наличности, связанное с повальным дефицитом обычных бытовых предметов потребления, и продажа относительно дорогих авто, как способ возврата денег в казну, была экономически выгодна. Однако этому противостояли существенные препятствия: низкая развитость и плачевное качество автомобильных дорог, негативное отношение к частной собственности со стороны властей, высокая стоимость реализации проекта, а также необходимость привлекать для строительства завода иностранные компании. Последний фактор усугублялся тем, что выполнить такой заказ были в состоянии только страны-члены НАТО. В частности, такой проект обсуждался Генри Фордом-младшим, который назвал стоимость в 5 млрд долларов США.
В середине 60-х в итальянские коммунисты чуть не стали во главе страны. Им удалось достичь существенного влияния и даже занять большую долю мест в правительстве. В то же время Fiat переживала серьезный кризис. Сочетание этих факторов сыграло на пользу будущему сотрудничеству. Руководство СССР приняло решение работать именно с этим производителем, что было взаимовыгодным для обеих сторон. Итальянской компании удалось решить свои финансовые трудности, а отечественный автопром получил низкую стоимость проекта, реализованного при поддержке идеологических союзников.
К слову сказать, Ставрополь переименовали именно в честь Пальмиро Тольятти, Генерального секретаря Центрального Комитета Компартии Италии, что, впрочем, никак не было связано с предстоящим строительством здесь автозавода компанией Fiat. Находясь на отдыхе в Советском Союзе, Пальмиро скоропостижно скончался 21 августа 1964 года, и уже 28 августа Ставрополь был переименован.
Интернациональная связь коммунистов была настолько тесной, что сыграла существенную роль в том, каким образом сложился ход истории Жигулей.
Техническая история ВАЗ 2101 началась со знакомства с итальянскими прототипами 124-го и 125-го проектов и их испытаниями. Образцы вызвали множество нареканий советских специалистов, что было связано, в большой мере, с нелегкими особенностями эксплуатации в отечественных условиях. На момент утверждения русифицированной версии «итальянца» в его конструкцию было внесено около 800 изменений, а испытания и отладка продлились в общей сложности около четырех лет.
Серьезной модификации подвергся кузов, в первую очередь, из-за своей недолговечности. В некоторых странах, особенно южных, поцарапанный кузов может практически не ржаветь, так как влажность воздуха невысока. Климатические условия являются одним из факторов, формирующих требования к качеству сборки, толщине листа кузова, его обработке.
Причиной, влияющей на посадку авто, является наличие качественных дорог. Маленький дорожный просвет Fiat исключал возможность его использования на российских проселках.
С технической точки зрения неудовлетворительными оказались дисковые тормоза на задних колесах. Для итальянцев это достижение являлось предметом гордости, однако на российских полигонах они приходили в негодность всего за 600 км, а на дорогах общего пользования — за 3000 км. Для сравнения, очень усредненный пробег авто современного городского жителя составляет около 15-20 тыс/км в год. Если быть точным, по исследованиям аналитического агентства «Автостат» (на момент 2010 года), — 16,7 тыс/км в год. При этом, как показывают данные, чем моложе авто, тем больше его среднегодовой пробег. В связи с этим задние тормоза были заменены на барабанные, что в отечественных условиях, в отличие от итальянских, являлось существенным улучшением.
Также были существенно изменены, а в некоторых случаях и заменены частично или полностью: нижевальный двигатель, ходовая часть, трансмиссия, подвеска, карданная передача, сцепление, а также многие другие узлы и детали.
Итальянские конструктора оперативно учли все пожелания советских коллег, устранили недостатки и получили бесценный опыт, который в дальнейшем был реализован и в других моделях.
Интересный факт, относящийся, впрочем, не только к Fiat: ввиду низкой интенсивности дорожного движения, а в Советском Союзе это вплоть до 70-х, устанавливалось только одно зеркало заднего вида — в салоне. ВАЗ 2101 изначально был оборудован дополнительным наружным со стороны водителя.
Начало производства
Строительство автозавода до введения в эксплуатацию первой очереди также продлилось около четырех лет. Как нередко бывало в те времена, его возведение объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 3 января 1967 года был брошен клич, и уже 21 января передовики начали работы. Первую очередь завода приняли в эксплуатацию 24 марта 1971 года, а первые авто выли выпущены с конвейера еще до приемки.
Планировалось, что на этой линии будут выпускаться 220 тысяч машин в год.
Специалистов для работы в цехах набирали из строителей. Процесс формирования костяка работников начался еще в 1969 году. Многие из них принимали участие в сборке и наладке оборудования, прошли обучение и уже имели некоторый опыт.
Многим запомнилось, в каком году выпустили ВАЗ 2101 по тому, что это был год всесоюзной переписи населения в СССР. Первые машины были выпущены 19 апреля 1970 года, было их всего шесть штук, тем не менее, эту дату можно считать днем рождения «копейки». Интересно, что за пару дней до того, 15 апреля, на заводе побывал тот самый Генри Форд (младший), который в свое время также предлагал свои услуги по строительству завода и выпуску авто.
Уже в 1971 году автозаводом был выпущен 100-тысячный автомобиль, а в 1973-м — миллионный, из которых более половины составляла модель ВАЗ 2101.
Успех модели
Несмотря на то, что одна из основных задач проекта состояла в устранении дефицита автомобилей в СССР, эта цель так и не была достигнута вплоть до перестроечных времен. Независимо от причин этого явления, приобрести «копейку» было непросто: нужно было отстоять очередь, которая длилась годами, иметь «блат», или быть отечественной знаменитостью. В таких условиях успех был обеспечен практически любому авто. В защиту Жигулей стоит сказать, что несмотря на ограниченность выбора, эта машина все же отвечала требованиям своего времени.
«Единичка» оказалась довольно удачной как с точки зрения технической, так и комфорта. Например, владельцы были приятно удивлены тем, что зимой машина очень хорошо прогревалась и в салоне было тепло. Машина хорошо зарекомендовала себя в нелегких климатических и инфраструктурных условиях экстремальной эксплуатации, в связи с чем пользовалась популярностью не только на родине.
По аналогии, «Жигули» (или Lada) можно назвать «автомобильным калашниковым». Машина была востребована и распространена во многих странах, и не только социалистического лагеря.
Популярность Lada была связана с относительно современной конструкцией, качеством изготовления, эксплуатационными характеристиками и ценовой политикой. На продажи за рубежом также повлияло наличие хорошей дилерской и сервисной сети, доступность автозапчастей и СТО, обслуживавших марку.
Первой машиной Владимира Высоцкого была именно «копейка», которую он в итоге разбил, как гласит народная молва, поспорив с другим владельцем, кто первый свернет в движении на таран.
Двигатель оказался пригодным для модификаций, что принесло модели популярность в спортивных кругах. Спортивные «Жигули» не раз становились призерами как отечественных, так и зарубежных соревнований. Так на «Туре Европы-71» наша команда «взяла» серебро, а на том же соревновании 1973 года — как серебро, так и золото.
Наглядное подтверждение эксплуатационных характеристик «копейки» было получено при прохождении в 2004 году престижной трассы «Нюрбургринг». На сухой трассе «Жигули» существенно уступали соперникам на «Ягуарах» и «Порше», однако после дождя, на мокрой трассе, сумели оставить их позади. Экипаж финишировал на 13-й позиции в общем зачете и на 1-й в своем классе.
Модификации
Модель имела несколько разновидностей. Некоторые из усовершенствований носили характер универсальной оптимизации, некоторые были предназначены для конкретных групп потребителей.
Семейство Lada получила свое имя благодаря тому, что для некоторых иностранцев слово «Жигули» оказалось труднопроизносимым, а для некоторых имело неблагоприятный подтекст.
Внешний вид
Внешне модель даже после обновления кузова очень напоминала своего прародителя Fiat-124. С некоторых ракурсов отличия практически отсутствовали. Fiat существенно отличался по низкой посадке, что вызывало визуальные ощущения его большей длинны, а для наших дорог подходила только высокая.
В целях унификации, кузова «Жигулей» разных моделей также почти не отличались. Для непосвященного обывателя могло показаться, что все они одинаковы, однако те отличия, которые были, знали практически все мальчишки Советского Союза в возрасте от десяти лет.
Большинство серийных моделей было выпущено в виде четырехдверных пятиместных седанов. Длина авто составляла чуть более 4-х метров, ширина чуть более 1,6 метра.
Шесть первых автомобилей были выпущены в двух цветах, два кузова были окрашены в синий цвет, четыре — в красный.
Ограниченная серия выпускалась в заводских условиях с кузовом «пикап». Существует несколько других вариантов кузова, среди которых был даже «лимузин».
Салон
По меркам современников салон был исполнен очень комфортно, зимой в нем можно было согреться, а разговаривать в любой сезон можно было без повышения голоса.
Передние сидения, в отличие от Fiat, раскладывались, поэтому могли использоваться как спальные места. Заднее, исполненное в виде дивана, комфортно позволяло расположиться троим пассажирам.
Панель приборов в первых вариантах была «под алюминий», затем была заменена на респектабельный вариант «под дерево». Фурнитура была довольно практичной и лаконичной. Для курящих были предусмотрены пепельницы.
Сиденья первых моделей не имели подголовников, а двери не имели подлокотников.
В процессе модификаций салон получил множество косметических изменений, существенно не влиявших на комфорт и удобство эксплуатации, например, цвет панели спидометра или добавление на рулевое кольцо надписи «ВАЗ».
Технические характеристики
Первая модель достигала максимальной скорости в 145 км/ч, время разгона до 100 км/ч составляло 18 секунд. Расход топлива по городу в среднем составлял 11 литров, по трассе — 8 литров при объеме бензобака в 39 литров.
Объем двигателя составлял 1,3 л, мощность — 70 л.с., количество оборотов — 5600. Система подачи топлива — карбюратор (смесь топлива и воздуха). Двигатель имел четыре рядных цилиндра с двумя клапанами на каждый.
Передние тормоза были оставлены дисковыми, задние, в отличие от Fiat, заменены на барабанные.
Трансмиссия имела задний привод и механическую коробку передач (4 передачи).
Передняя подвеска была выполнена в виде двойного поперечного рычага, задняя — в виде винтовой пружины.
Кузов исполнялся в виде четырехдверного седана. Длина авто составляла чуть более 4-х метров — 4043 мм, ширина — 1611 мм, высота — 1440 мм. Объем багажника составлял 325 литров.
Кому подойдет ВАЗ 2101
«Копейка» все еще встречается на дорогах. Рачительный хозяин нередко мог сохранить свой авто до сегодняшних дней. По сравнению с современными компьютеризированными и автоматизированными монстрами автомобилестроения, со сроком годности, заканчивающимся в день окончания каско, Жигули вполне по силам было, образно выражаясь, разобрать и собрать самому. Наличие и доступность запчастей и сервиса обеспечили живучесть этому легендарному автомобилю на долгие годы. Неприхотливому, безустанному, повседневному спутнику наших дедов и отцов.
Сегодня этот автомобиль подойдет начинающим водителям, стесненным в средствах для покупки чего-нибудь «заморского». Достать можно даже именно первоначальный вариант «копейки», часто также встречаются ВАЗ 21013, как в отечественной, так и реэкспортной комплектации. Всего в России зарегистрировано около 400 тыс «Жигулей» первой модели в разных модификациях. Стоимость в зависимости от состояния может варьироваться от 100 до 1000 у.е. Здесь нет рулевого гидроусилителя и АВС, но справиться с ним могут даже хрупкие девушки.
К минусам можно отнести относительно высокий расход топлива для семейства малолитражек.
Парадоксально, но эта же машина может стать предметом гордости коллекционера. В этой категории сосуществуют как ретро модели, так и спортивные тюнингованные модификации 2018 года сборки, причем, практически ручной. Ценовая категория последних существенно отличается от стоимости «тяговых лошадок», но и «копейка» здесь уже совсем не та.
Ну, а выбор — исключительно внутреннее дело каждого.
Видео об истории создания ВАЗ 2101
В представленном видео вы можете ознакомиться с историей создания «Копейки».
Источник