Def-Aleks › Блог › Забытые имена. Глава 60. Cord
Долго не решался подходить к этой теме, т.к. она автоматический тянет за собой еще 2 🙂 Впервые имя Корда я упомянул когда писал про Чеккер, если бы писать в хронологическом порядке, то надо было бы начинать с фирмы Auburn. Но, тк у меня уже готов в голове материал про Корд, то напишем сегодня про эту фирму, а потом уж если получится и про Оберн и Дюзенберг.
Я думал, что про фирму Корд не писал только ленивый, но нет, в основном все пишут про 810/812, придётся мне восполнить пробел 🙂
Но Э.Л. Корд человек амбициозный, для первого серийного автомобиля носящего его имя надо что-то такое, необычное. А с середины 20х на Инди 500 побеждал Генри Миллер, о котором я упоминал в главе 56 про полноприводные автомобили, так вот, этот товарищъ гонял на переднеприводных машинах. Корд нанимает помощника этого Миллера — Корнелиуса Ван Ранста для постройки переднеприводного автомобиля, сам Миллер и гонщик Леон Дуррей выступают в качестве консультантов проекта. Раму автомобиля, проектировал Герберт Сноу, построив впервые в США «Х» образную раму. Дизайн же автомобиля рисовал заводской дизайнер Алан Лими.
В итоге в Августе 1929 получили низкий переднеприводный автомобиль, внешне похожий более дорогой Duesenberg J. Рядная 8ка фирмы Лайкомин объёмом в 4.9л развивала 125 сил, и была идентичной моторам, которые ставились на более дешевые Оберн 120. Интересной особенностью автомобиля было то, что коробка передач находилась между мотором и дифференциалом, крупные тормоза (30см спереди и 38см сзади) имели гидравлический привод.
Автомобиль получился ниже всех выпускаемых в то время автомобилей, однако максимальная скорость автомобиля даже не достигала 130км/ч, что было ниже, чем у более дешевых Обернов, однако изюминка машины была не в этом, машина имела низкий центр тяжести, довольно широкие колёса размерностью 7х18 и рулевое управление всего в 4 оборота руля, это позволяло «гитманам» т.е. гангстерским боссам без проблем уходить от полицейских машин в городском движении.
Кстати через несколько месяцев появился еще один американский переднеприводный автомобиль — Ruxton, который кстати проектировал родственник Ганца Ледвинки — Йозеф Ледвинка, однако благодаря тому, что Корд опередил фирму Мoon, которая выпустила Ракстон, сегодня уже никто и не знает о последней.
В салоне на панели приборов было не обычно много приборов, таких как например показатель давления масла, температурный датчик масла, насыщенность зажигания, датчик температуры воды и т.д.
Однако машина не продавалась так как ожидал Э.Л.Корд и дело тут далеко не в средней цена на автомобиль, которая была на уровне 3000 баксов, более консервативные Stutz, Marmon, Franklin, Lincoln или Packard были куда дороже этого передового автомобиля, всё дело было в пресловутом краха Уолл Стрит, до 1932 года удалось продать всего 4400 автомобилей разных типов кузовов.
Источник
Кто знает автомобиль Cord?
На самом деле в истории автомобилестроения было много автомобилей, которые на момент создания были шедевром или «революцией», а потом просто исчезли и сейчас мы ничего про них не знаем. Вот например Великолепный Добл, а вот например Tucker’48 (или Tucker Torpedo) и вот еще Автомобили, которых не было
А давайте отправимся в 1935 год. На автосалоне в Нью-Йорке один стенд привлёк к себе множество посетителей. Наверное столько, сколько бы привлекла к себе приземлившаяся там инопланетная летающая «тарелка» с «марсианами», и неспроста, автомобиль выставленный на показ бросал вызов своему времени как в техническом плане, так и дизайном. Подумать только, несущий кузов с интегрированным передним подрамником, передний привод, 4-х скоростная коробка передач, управляемая маленьким переключателем – «флажком» на рулевой колонке, еще не автоматическая, но и классической механикой её назвать было нельзя, ваккумный усилитель тормозов, «слепые» фары, спрятанные в выключенном положении в нишах колёсных арок, скрытые петли дверей, радио в стандартной комплектации и тахометр на панели приборов, двухрежимные стеклоочистители.
В 1934м начался проект по созданию нового автомобиля, первоначально планировалось построить переднеприводный Дюзенберг, и руководителем проекта была Аугуст Дюзенберг. Кстати интересный факт, еще в 1933м году дизайнер автомобиля — Гордон Миллер Бьюриг отправил эскиз будущего автомобиля на конкурс дизайнеров, председательствовал в котором Харли Эрл, работе присудили последнее место, назвав её самой худшей работой, что вообще видели.
Однако Корду дизайн понравился, и решили немного доработать его, так появились закрытые фары, идею которых подсмотрели с фар самолётов фирмы Stinson, которая так же входила в империю Корда. Кстати интересный факт, фары открывались первоначально не вертикально, а горизонтально, но на серийных машинах фары открывались-закрывались вертикально.
Автомобиль не имел решётки радиатора, вместо неё, был ряд широких хромированных полосок, протянувшийся до передних дверей, из-за карахтерного дизайна машина получила прозвища: холодильник и еще хуже — крышка гроба.
Однако на выставке New York Motor Show в ноябре 1935 года, фурор произвёл автомобиль, который носил название вовсе не Duesenberg, а Cord — Cord 810, Это был переднеприводный автомобиль, с мотором фирмы Lycoming так же мощностью в 125 сил, но объёмом не в 4.9л, как предшественник, а 4.7, но главное отличие было в том, это был не рядник, а V8.
Cord 810 Westchester Sedan
Однако передний привод это было всё что роднило L29 и 810. 810й получил независимую подвеску передних колёс, вакуумный усилитель тормозов, передачи в коробке передач управлялись электрически через рычаги, которые были смонированы на рулевой колонке. Кстати название 810 появилось благодаря тому, что начало производства намечалось 10 августа 1935 года, однако к этому сроку не успели запустить производство машин, так что вот только осенью модель была анонсирована.
Из дизайнерских особенностей кроме необычной морды и скрытых фар были: скрытые петли дверей, капот алигаторного типа, т.е. откидывается назад, задние фары интегрированы в кузов, так же как и лючок бензобака. Серийно имелись радиоприёмник и тахометр, что не было нормой до начала 50х даже на дорогих автомобилях. Дворники были с регулируемой скоростью (2 скорости), в то время не все машины их имели, это раз, а во вторых те которые их имели в большинстве своём имели механический привод.
Фары имели механический, ручной привод, каждая фара — свой, отдельный
Всё это не вызывало бы удивления в автомобиле 70-х годов, но в США в 1935 году это всё казалось немыслимым. Кое-где лишь на американских машинах высшего класса стала появляться независимая передняя подвеска, которая опять-таки была на Корде, ну и V-образный 8 цилиндровый двигатель не был чем-то удивительным для состоятельных американцев. Вот только установлен он был необычно, двигатель находился позади коробки передач, и сам двигатель на Корде тоже был новый, 4,7-литровый Lycoming V8 (механическим нагнетателем Schwitzer-Cummins двигатель комплектовался с 1937 года).
Естественно это был успех, заказов была целая куча, естественно с предоплатой, первоначально планировалось доставить автомобили к рождеству 1935го года, однако заказчики получили не машины, а модельки, т.к. Корд переоценил возможности продемонстрировав автомобиль раньше времени, главной причиной были сложности с кузовами, которые были интегрированы с рамами, т.е. практически несущие кузова.
Во-вторых дорогие кузова потребовали лишних вливаний, которые неоткуда было взять, так решили экономить на всём что можно, внутренние ручки дверей купили на распродаже банкротного имущества.
Но самой главной проблемой было то, на выставке были представлены автомобили без трансмиссии, её просто не довели еще до ума. Надо сказать что 100 автомобилей Корд 810 были построены всего за несколько месяцев к Нью-Йорской выставке, т.к. устроители шоу выставили такое вот условие.
Однако к весне 1936 года удалось запустить автомобиль в серию, но тут выяснилось, что мотор имеет склонность к перегреву, последствия которого приводили к трещинам в алюминиевых головках мотора, коробка передач была задумчивой и плюс иногда сама врубала во время хода нейтралку, ШРУСы не надёжны. За машиной закрепляется слава не надёжной, многие начинают отзывать свои заказы.
А оперный певец Беньямино Джильи, который хотел заказать такой автомобиль просить переделать свой надёжный L29 в стиле 810, правда он не очень на него похож, кроме передних дверей.
В 1937м году излечив детские болячки модель 810 получает новый индекс — 812. Некоторые думают, что все 812 компрессорные, но это не так. Отличить 812SC с компрессором от атмосферных моделей 812 можно по трубам, которые выходят из боковин капота, сделаны они были для улучшения охлаждения двигателя, т.к. компрессор из-за нехватки места установили сверху мотора, кстати компрессорные машины имеют чуть высокий капот, но не зная этого разницу трудно заметить.
Автомобили с компрессором имели 2 варианта наддува в 170 и 190 сил, с последним вариантом Корд мог развивать 170 сил и разгоняться до 100 за 13 секунд, одним из самых быстрых американских автомобилей своего времени.
Не смотря на то что, автомобиль покупали богатые, знаменитые и харизматичные люди, как например норвежская конькобежка Соня Хенни (её черный 810 до сих пор сохранился), американская лётчица Амелия Эрхарт, бизнесмены Уильям Ригли и Говард Хьюз, актёры Джонни Весмюллер, он же Тарзан. В СССР как ни странно тоже был один Корд 812, ездил на нём Герой Советского Союза летчик Михаил Громов, который совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку. Его машина сохранилась до сих, и находится в РФ в частной коллекции!
Продажи машины падали, причём катастрофически, в середине 1937 года появилась удлинённая на 18см база, на эти шасси стали строить две модели Custom Beverly и Custom Berline, последний имел дополнительное ребро-полоску на передке, внутри у была стеклянная перегородка, всего была построена 21 машина с 132″ базой из 2907 всего выпущенных. На глазок 132″ модель от 125″ можно отличить по более толстой задней стойке крыши.
Cord 812SC Custom Berline
В авгесте 1937 года Корд продаёт свою автомобильную компанию Далласу Уинслоу. К 1938м году новый дизайнер фирмы Корд — Алекс Тримулис обновляет капот и крышку закрывающий корпус машина получает индекс 814, однако дальше одного прототипа дело не идёт.
Т.к. Уинслоу продаёт готовые кузова фирме Hupmobile, после её банкротства кузова Корда использовали на автомобилях Graham-Page. В 1941м фирму «Корд» признают банкротом.
Однако на складе остаётся куча изготовленных и не используемых кузовов, которые в итоге достались фирме Ниссан, те простояв до начала 60х в контейнерах пошли в итоге на слом, но однако история марки не закончилась!
В 1964 Гленн Прей, который еще в 1954м году купил права на марку Cord у Уинслоу, при помощи Гордона Бьюрига, дизайнера 810/812 серии возобновляет производство автомобилей, автомобиль был воссоздан в немного уменьшенном масштабе и кузова теперь композитные из материала Royalex.
В качестве силового агрегата используется мотор и коробка передач от заднемоторного Шевролет Корвейр. Автомобиль был переднеприводным, как и предшественники, передняя подвеска используется от Ситроена ТА.
Cord 8/10 Sportsman
Однако им удаётся за 3 года продать всего 97 автомобилей.
B 1967м Ховард Уильямс и авиапромышленник Уильям П. Лир выкупают обанкротившийся «Корд», они основывают фирмы SAMCO, которая начинает выпускать автомобили с техникой Крайслер и Форд, дизайн машина переработали и я лично должен признаться не в лучшую сторону. Было 2 модели Уорриор и Роял, первый имел базу длиной 2,74м, второй — 2,87. Кроме того покусились на святая святых — передний привод, автомобиль стал заднеприводным.
Конструктор Гордон Миллер Бьюрик за свою работу над Cord 810 был признан одним из лучших автоконструкторов 20-го века.
Этот автомобиль – доказательство тезиса о том, что имя дизайнера будет жить в веках, а о маркетологах, создающих современные однотипные кузова — «флаконы для геля», никто не вспомнит и при их жизни. Несмотря на столь сложную и не самую удачную судьбу Cord 810/812 стал автомобилем, больше похожим на произведение искусства, а его технические характеристики, были актуальными до конца 20 века.
Источник
Мистер Совершенство
Акулы пера из деловой прессы называли его передовым транспортным магнатом США. Корд владел не только судоходными компаниями, авиалиниями, таксомоторными парками, но и целой автоимперией Cord Corporation, включавшей знаменитые компании Duesenberg, Auburn и, естественно, Cord. Первая марка была воплощением роскоши, величественности и технической сложности, вторая — скорости и стремительности. Под маркой третьей, которой Корд дал свое имя, почти десять лет делались переднеприводные автомобили, в свое время бывшие на пике моды. Первой стала модель Cord L29, выпускавшаяся с 1929 по 1933 год. Потом автомагнат взял паузу. Cord 810 он представил только в 1935 году.
Летом 1935 года Эррет Лоббан поручил подготовить совершенно новый автомобиль уже к ноябрьскому автосалону в Нью-Йорке. Проектирование шло бешеными темпами — заказчик требовал, чтобы на автосалоне стоял полноценный автомобиль, а не прототип. Группу разработчиков новой модели возглавлял Гордон Миллер Бьюриг — на этого талантливого дизайнера, занимавшегося до того внешним обликом Duesenberg, и сделал свою ставку Эррет Лоббан Корд. Именно Бьюригу новый Cord, получивший цифровой индекс 810, был обязан неординарным видом. Конечно же, прорисовать такой автомобиль за отведенный срок нереально, но у дизайнера уже были свои наработки, еще 1933 года, которые и легли в основу новой модели. Каким-то чудом к открытию автосалона успели. Не справились только с трансмиссией, поэтому ни один из партии первых автомобилей, изготовленных вручную, не мог самостоятельно передвигаться. Впрочем, это уже никого не волновало — эффект, произведенный Cord 810, оказался еще большим, нежели произвел его предшественник L29, и во многом это было заслугой облика автомобиля. Бьюриг отошел от привычных принципов формирования «лица» автомобиля из доминирующего высокого радиатора и огромных выступающих фар. Вместо этого Cord 810 получил массивный прямоугольный капот, в нижней части которого располагались лувры, огибающие его по бокам. Выдвижные фары прятались в крылья — облик автомобиля получился необыкновенно чистым, без лишних деталей. При этом целостность форм не была нарушена: поверхности кузова плавно перетекали из одной в другую, и Бьюригудаже не пришлось рисовать подоконную линию — обычно она придавала автомобилю стремительность и увязывала капот с кузовом в единое целое.
Cord 810 признали самым красивым экспонатом Нью-Йоркского автосалона. Посетившие его Ильф и Петров писали в своем романе «Одноэтажная Америка»: «Американочки забираются в эти машины и сидят там целыми часами, не в силах выйти. В полном расстройстве чувств они нажимают кнопку, и фонари торжественно выползают из крыльев. Снова они касаются кнопки, и фонари прячутся в свои гнезда. И снова ничего не видно снаружи — голое сверкающее крыло».
Начинка Cord 810 по совершенству и новизне не отставала от оболочки. Под капотом разместился V-образный 8-цилиндровый двигатель в 125 л.с. объемом 4730 см3 марки Lycoming с единой отливкой блоков цилиндров и верхней части картера, тремя опорами коленчатого вала, алюминиевыми поршнями с четырьмя кольцами и полусферой, наклонными боковыми клапанами с приводом от 5-опорного распредвала и коромысел, а также головки блока цилиндров из алюминиевого сплава. Трансмиссия состояла из полуцентробежного сцепления, 4-ступенчатой коробки передач с электромагнитным приводом переключения, гипоидной главной передачи и полуосей с шарнирами равных угловых скоростей. Независимая передняя подвеска была выполнена по рычажной схеме с расположенными продольно четверть эллиптическими рессорами, задняя — на полуэллиптических рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Тормоза имели сервоусилитель, а сам привод был гидравлическим, причем барабаны передних тормозов конструкторы вынесли к колесам. Это чудо техники могло разогнаться до 152 км/ч, разгон до сотни занимал 20 секунд.
Естественно, что на автосалоне народ в «расстройстве чувств» толпился у кордовского стенда. Было получено несколько тысяч заказов. Потенциальных покупателей не смущала даже поставка через три месяца — такой срок Корд отвел на подготовку производства новой модели. Но прошло три месяца, четыре, пять, а машин все не было. Только в марте 1936 года дилеры получили серийные Cord 810. К этому времени большая часть заказов была аннулирована — люди устали ждать чуда. Те же, кто дождался, столкнулись с кучей недостатков — шарниры угловых скоростей были ненадежны и часто ломались, мотор перегревался, переключение передач тоже оставляло желать лучшего. Слухи, что машина плохая, распространились молниеносно, и с ними уже ничего нельзя было сделать.
В конце 1936 года появилась более совершенная модификация — Cord 812. Колесная база была несколько увеличена, повышена жесткость кузова, немного поднята крыша. Капот тоже подняли, чтобы не нарушать пропорции. 812-й легко опознать по дополнительному лувру. На прежней модели их было семь. Таким оригинальным способом дизайнеры спрятали несколько «лишних» сантиметров. На 812-м появился и компрессор — такие машины имели выведенные наружу выпускные коллекторы в гофрированных чехлах из нержавеющей стали. Нагнетатель фирмы Schwitzer-Cummins позволил поднять мощность до 170 л.с., а затем и до 190 л.с. Скорость взлетела до 170 км/ч, время разгона упало до 13 секунд. Улучшили и проблемные узлы — установили более надежные шарниры угловых скоростей системы Bendix-Weiss, увеличили площадь тормозов. Новый Cord 812 отличился в гонках: на нем было установлено несколько десятков национальных рекордов для серийных автомобилей. Так, в соревнованиях на экономичность он показал пробег 18,24 мили на одном галлоне (около 4 л) топлива, а на трассе в Индианаполисе автомобиль за 24 часа прошел 3055,76 км. Затем серийный Cord 812 развил на дистанции в милю скорость 107,66 мили в час (177,22 км/ч).
Но даже такие заслуги не сказались на уровне продаж — заказывать этот автомобиль уже мало кто хотел. Выпуск постоянно падал, едва переваливая за сотню машин в месяц. Уже не спасали ни экстравагантная внешность, ни реклама. Стало ясно, что дни Cord Corporation сочтены. Сам Корд не придумал ничего лучше, как продать все принадлежавшие ему акции предприятия, о чем газеты сообщили 4 августа 1937 года. Три дня спустя заводские ворота покинул последний Cord 812. Всего было выпущено 2992 экземпляра моделей 810 и 812, из которых 688 имели двигатели с нагнетателями.
Новые управляющие ничего не смогли сделать с корпорацией, ее банкротство никого не удивило. На этой волне два американских автопроизводителя приобрели штампы некогда легендарной модели, и в 1938 году публика лицезрела парочку уродцев Graham Hollywood и Hupmobile Skylark. Чтобы не рисковать заказами, местные дизайнеры убрали бьюриговский капот, прилепив к кузову привычные обмылки с торчащими сбоку фарами. Но и эти две марки перед войной исчезли с автомобильного рынка Америки.
Владельцами автомобилей марки Cord всегда были неординарные личности — представители артистической богемы, «золотая молодежь», знаменитости-однодневки и откровенные чудаки, любящие эпатаж. Хозяйкой Cord 812 была норвежская олимпийская чемпионка 1936 года по конькобежному спорту Соня Хенни. Еще одна женщина, пользовавшаяся такой машиной, — летчица Амелия Эрхарт, прославившаяся межконтинентальными перелетами. Король жевательной резинки Ригли, киношный Тарзан Джонни Вейсмюллер, авиатор Говард Хьюз также имели в своих гаражах Cord 812. Консервативная Европа его не приняла, считая слишком вычурным и неоправданно дорогим.
В Советском Союзе Cord тоже не пользовался популярностью. Трудно даже представить его в советской действительности. Но один Cord 812 с кузовом родстер был собственностью летчика Михаила Михайловича Громова — командира самолета АНТ-25, совершившего беспосадочный перелет через Северный полюс от Москвы до границы США с Мексикой. Наверное, человеку из авиации такое авто подходило лучше всего. Громов говорил, что машина «доезжает за три вспышки от Кремля до Таганки». Хороший образ, учитывая, что под капотом стоял двигатель с компрессором! Родстер жив до сих пор и находится в частной коллекции.
Сейчас в нашей стране всего три автомобиля Cord: 810-й фаэтон, громовский родстер (в процессе воссоздания) и еще один родстер, представленный на фото. Его нынешний хозяин — коллекционер и реставратор Вячеслав Лен — приобрел автомобиль в Германии. Предыдущим владельцем машины числился кондитерский фабрикант барон Клаус фон Обервальд. Родственники, не разделявшие его страсти к старинным авто, после смерти барона распродали экспонаты его коллекции, иCord 812 попал в Россию.
Источник
Автомобиль середины 30-х годов настолько оригинален по дизайну, что и сейчас ни кого не оставит равнодушным к своему облику.
Конечно же, это Корд 810/812!
Этот автомобиль я впервые увидел на картинке в журнале «Техника молодёжи» в рубрике «Наш Автомобильный Музей», которую вел в этом журнале в начале 70-х известный конструктор Ю. Долматовский.
Тогда, честно говоря, особого внимания он не привлёк, только запомнилось, что единственным обладателем такого автомобиля в СССР был лётчик Громов
И то, что в конце 60-х реплику этого автомобиля пытались вновь запустить в производство.
Потом, в середине 90-х я увидел его в голливудском филье «Тень» с Алеком Болдуином. События этого фильма разворачиваются в Нью-Йорке 30-х годов и автомобиль Корд – одно из действующих лиц фильма.
Очень стильно он выглядит на улицах Нью-Йорка 30-х годов на фоне остальных авто!
При всей своей неординарности и использовании передовых технических решений того времени, Корд не долго продержался в производстве.
Триумфально засветившись на Нью-Йоркском автосалоне в ноябре 1935 года, в 1937 году фирма Корд объявила себя банкротом. 7 августа 1937 года с конвейера сошёл последний Cord.
Хотя по другим данным, не смотря на банкротство, выпуск продолжался до конца 1939 года.
У нас бы, в СССР автомобиль стоял на конвейере десятилетиями, постепенно, годами, излечивая «детские болезни».
А с Кордом получилось так : « Ярко засветился, полыхнул, сгорел…»
В 1938 году на всесоюзных соревнованиях Громов на этом самом Cord 812 показал скорость 141,5 км/ч, что было больше, чем действовавший тогда рекорд. В те годы многие летчики увлекались автоспортом, это было модно. Валерий Чкалов неоднократно принимал участие в автогонках, а при заезде Громова на «Корде» Чкалов был главным судьей.
По правде говоря, чтобы увидеть «Корд» не обязательно было лететь в Брюссель.
Сейчас в нашей стране есть три автомобиля Cord.
810-й фаэтон, родстер Громова (в процессе реставрации) и еще один родстер коллекционера и реставратора Вячеслава Лена. Он приобрел этот автомобиль в Германии. Предыдущим владельцем машины был кондитерский фабрикант барон Клаус фон Обервальд. Наследники барона после его смерти стали распродавать коллекцию автомобилей, которой он владел.
Если бы я не поленился, мог бы увидеть этот «Корд» давным давно, лет десять назад, на «Автоэкзотике». В году, кажется 2009- м, она проходила на Тушинском поле.
А вот сынок не поленился и съездил тогда на это мероприятие с друзьями. Где и заснял роскошный белый родстер Cord Model 812 Вячеслава Лена
Сыну этот автомобиль тоже очень по душе. Ведь в популярной тогда компьютерной игре «Мафия», в которую сынок тогда играл не переставая, автомобиль Корд был выведен под названием «Хорк 812» и был самым быстрым и маневренным из выбираемых авто. Ну, и конечно, самый стильный!
Источник