- Дебюты в России и Беларуси. Какие новые автомобили появятся зимой?
- Cadillac XT4
- Mazda CX-30
- Peugeot 2008
- Skoda Octavia
- Volkswagen Golf
- Volkswagen Tiguan
- Дожили до «Джили». Новая автомобильная история Беларуси
- 1996−2000. Ford Transit/Escort
- 2006−2013. Iran Khodro Samand
- 2012 — … Zotye Z300
- 2013−2017. Opel/Chevrolet/Cadillac
- 2014−2016. Peugeot/Citroen
- 2016−2018. Zotye T600
- 2018. Zotye E200 и Z500EV
- 2013−2017. Geely SC7/Emgrand 7/Emgrand X7/LC Cross/Emgrand GT
- 2017 — наше время. Geely Atlas
- До чего дожили?
- Какое будущее у отечественного автопрома? На чем будут ездить белорусы
- Утраченный пресс и первые «форды»
- Немцев «обскакал» Samand
- Сколько автомобилей произвели в Беларуси
- Белорусская автореволюция — 2017
- Проклятие белорусского автопрома
- Будущее белорусского автопрома
Дебюты в России и Беларуси. Какие новые автомобили появятся зимой?
Бурный 2020 год спутал все планы производителей. Развернувшаяся пандемия заставила перенести презентацию новых моделей на начало зимы. Сейчас оживился спрос, доступны недорогие кредиты, благодаря чему начались продажи интересных моделей. Некоторые компании импортируют машины из-за рубежа, а другие наладили их производство в России. Что же это за новинки?
Cadillac XT4
Американский премиальный бренд привез в Россию самый компактный кроссовер XT4, который должен составить конкуренцию Audi Q3, BMW X1 и Volvo XC40. Его длина лишь немного превышает 4,5 метра. Под капотом стоит турбированный 2-литровый турбомотор мощностью 200 л. с., который развивает 350 Нм крутящего момента. Чуть позже будет доступен для заказа 2.0-литровый 174-сильный дизель с крутящим моментом в 381 Нм. Вместе с обоими моторами поставляется новая 9-ступенчатая автоматическая коробка передач.
Cadillac XT4 нацелен на молодых и успешных людей, поэтому имеет спортивные настройки подвески. Правда, цена от 3 330 000 российских рублей рождает скепсис в отношении доступности кроссовера для целевой аудитории.
Mazda CX-30
Компания Mazda также делает ставку на кроссоверы. Испытавшая трудности с продажами Mazda 3 уступает место более практичному паркетнику СХ-30. Производство нового автомобиля локализовано во Владивостоке. На конвейере предприятия методом крупноузловой сборки изготавливают не только СХ30, но и кроссоверы СХ-5 и СX-9, а также седан Mazda 6.
Машина оснащается только одним 2.0-литровым двигателем мощностью 150 л. с., агрегированным 6-ступенчатым «автоматом». За доплату доступна полноприводная трансмиссия. Цена пока не называется.
Peugeot 2008
Французы из Peugeot тоже стараются побороться за покупателей с помощью нового автомобиля повышенной проходимости Peugeot 2008. Правда, машина принципиально лишена полного привода и обходится только передним. Базовым агрегатом стал 1,2-литровый мотор, развивающий 100 л. с., агрегированный механической коробкой передач. Альтернативу ему составляет такой же по литражу силовой агрегат, форсированный до 130 л. с. и агрегирующийся 6-ступенчатой автоматической коробкой. Цена — от 1,6 млн российских рублей за начальную версию.
Skoda Octavia
Чешский бренд Skoda после многих трудностей поставил новую Octavia на конвейер завода в Нижнем Новгороде. Автомобиль базируется на прежней платформе MQB, но значительно преобразился. Кузов стал крупнее, и в салоне добавилось свободного места. Таким образом автомобиль должен привлечь внимание не только семейной публики, но и государственных структур.
В первое время машина будет комплектоваться бензиновым 1,4-литровым турбомотором мощностью 150 л. с. Его продают вместе с 6-ступенчатой ручной коробкой, а также с 8-ступенчатым гидромеханическим автоматом.
В первом квартале 2021 года появятся другие комплектации с российским 1,6-литровым 110-сильным атмосферным силовым агрегатом, который пойдет с 6-ступенчатой автоматической коробкой. Также предложат топовый 2-литровый двигатель мощностью 180 л. с.
Цена на машину начинается от 1,4 млн российских рублей.
Volkswagen Golf
Новый Golf восьмого поколения, как и Octavia, построен на платформе MQB, однако он не производится в России и поставляется из Германии. Машина остается эталоном в своем сегменте и традиционно предлагает высокий уровень цифровизации. Почти все кнопки заменены цифровыми сенсорными панелями. Управление климатической установкой и мультимедиа производится через встроенный планшет.
В России будет доступен Golf с 1,4-литровым 150-сильным турбомотором и с 8-ступенчатым автоматом. Топовый вариант Golf GTI оснащается 2-литровым 245-сильным двигателем и роботизированной преселективной коробкой. Цена на машину пока не раскрывается.
Volkswagen Tiguan
Volkswagen начал продажи в России обновленного Tiguan. Кроссовер получил дизайн интерьера в духе восьмого поколения Golf и заметно преобразился. Появились новый руль, мультимедийная установка с сенсорным управлением, гигантская приборная панель, трехзонный климат-контроль и прочие опции.
Линейка бензиновых двигателей осталась прежней. Это 4-цилиндровые 1,4-литровые силовые агрегаты мощностью 125 л. с. и 150 л. с., а также 2.0-литровые моторы мощностью 180 л. с. и 220 л. с. В первое время 150-сильного дизельного мотора на модернизированном Tiguan не будет.
Источник
Дожили до «Джили». Новая автомобильная история Беларуси
Автомобильный завод полного цикла «БелДжи», о котором так долго мечтали белорусские власти, построен и даже работает. Да, Беларусь теперь можно по праву считать производителем легковушек. А как все начиналось? За последние пару лет в истории легкового автопрома произошли некоторые изменения, так что мы решили разложить все по полочкам.
Сразу стоит сказать, что ни один из реальных или виртуальных проектов по сборке или производству легковых автомобилей в Беларуси не обходился без маячившей на горизонте перспективы продавать машины в Таможенном союзе, и в первую очередь в России. Беларусь с ее самой оптимистичной емкостью рынка в 50 тысяч новых авто в год попросту неспособна переварить полноценное производство. А оно по всем подсчетам становится рентабельным, только если с конвейера сходит не меньше 30−35 тысяч машин в год. Риск слишком велик, если нет доброго «спонсора».
1996−2000. Ford Transit/Escort
Мечты: собирать до 6 тысяч автомобилей в год и завоевать российский рынок.
Реальность: проект по сборке моделей Ford на мощностях завода в Обчаке просуществовал всего три года — с 1997-го по 2000-й. Производитель рассчитывал на таможенные и налоговые льготы, но расчет оказался неверен. Президентским указом в 1997 году были установлены равные права для всех машиностроительных предприятий. Цена автомобилей подскочила, и экономического смысла в таком производстве не осталось. За три года собрали 3660 машин. Потеряв около 10 млн долларов инвестиций, в 2001 году Ford перебрался в Россию, во Всеволожск, где и построил завод полного цикла, который успешно работает до сих пор.
2006−2013. Iran Khodro Samand
Желание иметь в стране собственное производство легковых автомобилей не отпускало белорусов. Завод в Обчаке необходимо было перепрофилировать. Новым инвестором стала английская фирма, специализирующаяся на инъекционном литье пластмассовых компонентов для радиоэлектронной промышленности. Предприятие было переименовано в СП ЗАО «Юнисон». После шестилетней паузы, в 2006 году, стартовал первый после ухода Ford громкий и масштабный проект по сборке легковушек. На рынок пришла экзотическая иранская марка Iran Khodro. Ставку сделали на среднеразмерный седан Samand.
Мечты: собрать 6 тысяч автомобилей в 2007 году, в дальнейшем довести мощность производства до 30 тысяч автомобилей в год, перейти от SKD-сборки к производству полного цикла.
Реальность: автомобили собирали методом крупноузловой сборки и поначалу продавали при помощи административного ресурса на госпредприятия. Но после снижения цены подтянулись и физические лица. Большой седан стоил от 10 до 13 тысяч долларов.
Иранцы были готовы вложить в развитие проекта порядка 42 млн долларов. Инвестиции предусматривали строительство к 2009 году цеха по сварке и окраске кузовов. Взамен иранские партнеры хотели войти в состав акционеров СП ЗАО «Юнисон». И снова не срослось!
Iran Khodro Samand
На Иран были наложены санкции, и белорусские партнеры не смогли оплачивать машинокомплекты. На заводе говорят, что если бы не это обстоятельство, то Samand бы до сих пор собирали и даже привезли бы новые модели. Всего же за период с 2006-го по 2013 год было реализовано порядка 2 тысяч автомобилей. Хотя изначально правительство Беларуси утвердило поставку такого же количества машин в 2007 году. В 2009 году удалось продать всего 281 легковой автомобиль, в 2010-м — 369 экземпляров.
2012 — … Zotye Z300
После неудачи с Iran Khodro нужно было искать других партнеров, и они нашлись, причем еще в 2012 году — в лице китайской марки Zotye. В качестве перспективной для рынка модели выбрали седан Z300. При цене в 12 550 долларов это было неплохим предложением. Предлагались версии как с «механикой», так и с автоматической коробкой передач.
Мечты: в 2013 году Алексей Ваганов, председатель наблюдательного совета СП ЗАО «Юнисон», сказал, что производство Zotye будет осуществляться по лицензии, а это значит, что «Юнисон» имеет право выпускать автомобиль под собственным именем. Планируемые объемы продаж не озвучивались, но традиционно обмолвились о сварке и окраске кузовов. Но на начальном этапе — крупноузловая сборка.
Реальность: старт производства долго откладывался. Сложности возникали из-за того, что государство активно поддерживало другой проект «белорусского» автомобиля — Geely. Полномасштабное производство началось только в 2014 году. Первоначально в дилерскую сеть поступило 63 автомобиля, до конца 2013 года поступило еще 100 машинокомплектов. Сейчас на сайте производителя отсутствует информация об этой модели.
2013−2017. Opel/Chevrolet/Cadillac
В 2013 году «Юнисон» разошелся не на шутку. Было подписано соглашение с концерном General Motors о промышленной сборке хэтчбека Opel Corsa. Но столь нишевый для рынка ТС автомобиль вряд ли бы пользовался высоким спросом. Поэтому проект с Corsa так и не развернулся. Зато после ухода с российского рынка концерна GM часть моделей, которые продолжали пользоваться пусть небольшим, но устойчивым спросом, стали собирать на заводе «Юнисон». Таким образом, «вторую» жизнь на рынке ТС получили модели Opel Mokka, Chevrolet Traxx, а чуть позднее — Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade.
Cadillac Escalade
Мечты: никаких особых надежд в отношении моделей GM завод не питал и не мечтал превратить Opel Mokka в народный белорусский автомобиль. Проект был нацелен исключительно на российский рынок.
Реальность: белорусы тоже могли приобрести автомобили концерна GM своей родной сборки. Но с их поставками был связан один забавный логистический казус. Так как «распределением» автомобилей дилерам занимался российский импортер, то собранные под Минском машины сначала везли автовозом в Москву, а потом — обратно в Минск, уже в дилерские центры.
В 2017 году GM приостановил сборку своих моделей на мощностях «Юнисона», но, по заверениям представителей белорусского завода, это временное решение, связанное не с отказом от сотрудничества, а с юридическими нюансами в связи с продажей марки Opel концерну PSA Group.
2014−2016. Peugeot/Citroen
В 2014 году СП ЗАО «Юнисон» подписало еще одно масштабное соглашение — на этот раз с PSA Group о промышленной сборке сразу нескольких моделей. Это четыре Peugeot: седаны 301 и 508, кроссовер 3008 и «каблучок» Partner, — а также две модели Citroen: седан C-Elysée и многоцелевой вэн Berlingo.
Peugeot 508
Мечты: первоначальные планы производства звучали очень оптимистично — 2500 автомобилей в год, и все это — для внутреннего рынка. PSA рассчитывал увеличить свою долю на белорусском рынке до 12% к 2017 году. Именно локальная сборка некоторых моделей должна была решить эту задачу. Впрочем, определенные надежды возлагали на госзакупки.
Реальность: SKD-сборка не позволила заметно снизить цены на автомобили, хотя они и отличались от европейских. Однако достигнуть заявленных показателей по производству так и не удалось.
2016−2018. Zotye T600
В 2016 году завод «Юнисон» представил на белорусском рынке еще одну модель Zotye — переднеприводный кроссовер T600. Интересно, что в это время модель уже довольно успешно продавалась в России, но мало кто об этом знал. Цены на хорошо оснащенный кроссовер начинались с 13 тысяч долларов.
2018. Zotye E200 и Z500EV
В 2018 году, буквально месяц назад, «Юнисон» анонсировал свой очередной проект. На этот раз в духе времени — здесь планируется приступить к сборке электромобилей. Две модели привезли в Беларусь для знакомства. Это сверхкомпактный городской хэтчбек Zotye E200 и среднеразмерный седан Z500EV.
2013−2017. Geely SC7/Emgrand 7/Emgrand X7/LC Cross/Emgrand GT
Практически одновременно с Zotye в Беларусь пришел еще один китайский бренд — Geely. И это уже была не инициатива частной компании, а государственный проект по созданию в Беларуси собственного легкового автомобиля. Путь был тернист и долог.
Мечты: создать в Беларуси первое производство легковых автомобилей по полному циклу. То есть делать собственный белорусский легковой автомобиль. Еще на этапе запуска крупноузловой сборки было заявлено, что между Жодино и Борисовом будет заложен завод полного цикла, со сборкой и окраской кузовов, который сначала будет производить 60 тысяч автомобилей в год с локализацией 30%, а его проектная мощность составит 120 тысяч автомобилей в год.
Реальность: в 2012 году был заключен инвестиционный договор, согласно которому объем вложенных средств составит 250 млн долларов. Старт производства запланировали на 2013 год на мощностях завода «Автогидроусилитель» в Борисове. Первоначально речь шла о крупноузловой сборке из машинокомплектов. Уже тогда проект озаботился получением российского сертификата, чтобы без проблем реализовывать собранные автомобили в РФ. Очевидно, что планируемые 10 тысяч авто в год на территории Беларуси продать было бы проблематично.
Geely SC7
Первым автомобилем, который собрали методом крупноузловой сборки, стал седан Geely SC7, затем появился кроссовер Emgrand X7 и компактный городской хэтчбек LC Cross. В мае 2014 года президент Лукашенко лично протестировал «белорусские» автомобили, ожидаемо хорошо о них отозвался и дал задачу правительству придумать механизм стимулирования покупки отечественного автомобиля — по сути, льготное кредитование на покупку. Этот механизм мы ждем до сих пор.
Дела у завода шли не так уж и плохо. За 2013−2014 годы удалось реализовать в общей сложности около 10 тысяч автомобилей, большую часть из них — в России. Но уже в 2017 году россияне купили всего 2234 Geely.
В 2016 году появился бизнес-седан Emgrand GT, который с ходу окрестили «членовозом». Автомобиль собирали с прицелом на чиновников, поэтому стоимость базовой версии не превышала установленный лимит на закупки в 25 тысяч евро.
2017 — наше время. Geely Atlas
Официальное открытие завода «БелДжи» несколько раз откладывалось. Первый автомобиль обещали собрать в мае. Тогда же AUTO.TUT.BY первым побывал на уже практически полностью готовом предприятии. На протяжении 2017 года завод «запускал производство» в июне, августе, сентябре. 17 ноября Лукашенко торжественно открыл завод «БелДжи». По сути, с этой даты можно отсчитывать историю рождения первого белорусского легкового автомобиля, хоть и китайского происхождения. Общие инвестиции в открытие производства составили порядка 500 млн долларов.
Выход на рынок первого белорусского легкового автомобиля, произведенного по полному циклу, не обошелся без казуса, связанного с ценообразованием. Сначала был озвучен примерный диапазон — от 17 до 25 тысяч долларов. После официального старта продаж оказалось, что базовая версия стоит 17 600 долларов, а максимальная — 26 300 долларов. Позже сообщили, что эти цены не окончательные и еще будут пересмотрены. Но с большой вероятностью действующий прайс-лист уже не изменится — объявленные цены на ключевом для завода росиийском рынке не отличаются от белорусских.
Geely Atlas
Пока с конвейера сходит всего одна модель — флагманский кроссовер Geely Atlas. Еще в феврале обещали запустить более доступный переднеприводный «паркетник» NL4 (по сути, модернизированная версия Emgrand X7). В листе ожидания — среднеразмерный седан SC7. Именно он должен стать локомотивом продаж и самым доступным автомобилем в линейке «БелДжи».
До чего дожили?
Если в России мечты сбываются у «Газпрома», то в Беларуси — у марки Geely. «Юнисон» уже который год обещает открыть цех сварки и окраски кузовов и, кажется, близок к этому. Так что высока вероятность появления на рынке еще одной почти белорусской марки. Выдержит ли Боливар двоих и готов ли российский рынок принять братьев-белорусов, когда там и своих производителей хватает? Прогнозировать здесь что-то сложно, но очевидно, что историю белорусского автопрома ждет занимательное продолжение.
Источник
Какое будущее у отечественного автопрома? На чем будут ездить белорусы
В годы правления Л.И. Брежнева за БССР закрепилось прозвище «сборочного цеха Советского Союза». После распада СССР оказалось, что «всесоюзной мастерской» нужно осваивать новые рынки и производства. Учитывая, что имеющийся производственный потенциал было решено сохранить, в качестве приоритетных стали рассматривать иные отрасли, например, считавшееся очень перспективным легкое машиностроение. Это казалось беспроигрышным вариантом — инкорпорировать в тяжмаш производство «народных легковушек». От слов быстро перешли к делу.
Утраченный пресс и первые «форды»
Одним из ранних предпринимателей «новой волны» был А.Е. Климов. К середине 90-ых он владел строительной фирмой, выполнявшей крупные госзаказы, банком, газетой, являлся председателем правления акционерного общества «Андрей Климов и К», а впоследствии был избран депутатом Верховного Совета [1]. После посещения автосалона в Объединенных Арабских Эмиратах, молодой человек решил, что база у всех автомобилей одинаковая, поэтому особенно важно привлечь покупателей ярким дизайном и кузовом. Идея была проста — популярный легковой автомобиль с интересной внешностью.
Инвесторами готовились выступить Volkswagen и Европейский банк реконструкции и развития. Попутно был изобретен штамповочный пресс для кузовов, которым можно было придать любую форму. Друг с автотракторного факультета (БНТУ) быстренько нарисовал эскиз будущей отечественной легковушки. Она, по словам Климова, напоминала современный Chrysler PT Cruiser. Продаваться первый белорусский автомобиль должен был за 1 900 у.е. Но пресс перехватили ушлые конкуренты, а приватизация госсобственности была отменена, Климов стал опальным бизнесменом и первая отечественная легковушка так никогда и не увидела свет.
Колыбель белорусского легкового автопрома — завод в п. Обчак под Минском. Изображение: belarusinfo.by
Следующим крупным проектом стала инициатива Форд Мотор Компани. Заокеанский производитель построил в п. Обчак под Минском завод по сборке автомобилей и собирался выпускать «форды» для местного рынка. Начало строительства торжественно отметили 18 июля 1996 года, а уже через год «со стапелей» сошли первые микроавтобусы Ford Transit, а затем и легковушки Ford Escort.
Впоследствии на заводе в Обчаке отливали зубные щетки, впрочем, продолжалось это недолго — до следующего автомобильного «бума». Тогда же стало ясно, что отныне в Беларуси станут заниматься исключительно «отверточной сборкой».
Газеты тех лет с воодушевлением писали о начале производства новых «фордов». Изображение: belgid.by
Немцев «обскакал» Samand
К началу 2000-х гг. белорусским рынком вновь заинтересовался Volkswagen. Вначале через «Шкоду», которая предложила задействовать завод в Обчаке для производства моделей «Октавия» и «Фабия». В год планировали выпускать те же 6 тыс. автомобилей, из них 2 500 единиц оставлять в Беларуси, а остальное — продавать в Россию. «Наши» Skoda стоили бы не более 7 тыс. долларов. Но проект также «заглох».
К лету 2004 года VAG опять предложил собирать машины в Беларуси. Планировалась мелкосерийная сборка Passat и Touareg. Однако немцы изучили российский и украинский опыт (а заодно и более емкие рынки) и решили, что открывать производство в Беларуси преждевременно. Но свято место пусто не бывает и на наш рынок нацелился иранский автопроизводитель.
Samand`ы в Беларуси поначалу собирали очень бойкими темпами. Изображение: belarus.by
В 2007 году с компанией Iran Khodro было заключено инвестиционное соглашение. С учетом формировавшегося на тот момент Таможенного союза было решено довести выпуск автомобилей до 30 тыс. в год. Но темпы производства и объемы финансирования показались белорусской стороне недостаточными. Заместитель премьер-министра В. Семашко заявил в 2011 году:
« Мы чрезвычайно не удовлетворены, как разворачивается производство. За пять лет работы сделали только тысячу автомобилей, и то под моим нажимом они были куплены МВД и другими ведомствами. » [3]
Также Семашко утверждал, что модели Samand («Скакун») которые собирали в Обчаке, являлись старыми и дорогими [4]. К середине 2012 года выпуск иранских автомобилей полностью прекратили. За все время существования проекта было выпущено около 2 тыс. Samand`ов [5]. Но уже в мае 2016 года было объявлено о том, что Iran Khodro намерен вернуться в Беларусь для повторного покорения евразийского рынка и насыщения его конкурентоспособной продукцией.
Сколько автомобилей произвели в Беларуси
Мы рассмотрели самые крупные и громкие проекты, которые связаны с автомобильным производством в нашей стране. Однако в разные годы в Беларуси пытались производить разные машины. И прежде чем мы перейдем к анализу современного состояния отечественного автопрома, давайте подсчитаем, сколько всего автомобилей было произведено за все время (до 2015 г.) в нашей стране.
Для сравнения в Узбекистане концерн GM Uzbekistan собрал в 2014 году 247 500 автомобилей [6]. В Украине в 2014 году было собрано 28 751 транспортное средство, а в 2015 году — всего 5 654 легковых автомобиля [7].
Все эти машины пытались производить в Беларуси. Изображение: 4esnok.by
Белорусская автореволюция — 2017
На сегодняшний день существуют только два более-менее реальных проекта, направленных на производство отечественных легковушек. Первый касается передачи в управление компании ЗАО «Юнисон» завода General Motors в Санкт-Петербурге либо использование всего того же производственного комплекса в Обчаке, который никак не заработает в полную силу вот уже 20 лет. «Юнисон» (в уставном капитале которого есть доля государства) был связан со всеми крупными проектами по производству автомобилей в Беларуси. Напомним, что не так давно стало известно о больших планах Дженерал Моторс по превращению Беларуси в «автомобильный рай». Сборочный цех должен приступить к производству целого ряда легковых автомобилей и джипов (около 20-25 тыс. машин в год) не позднее конца 2017 года [8].
Но все эти задумки существуют пока в большей степени на бумаге, да и белорусские автолюбители не смогут насладиться производимой продукцией в полном объеме — в основном машины будут идти в Россию. Единственной компанией, работающей и выпускающей продукцию, по состоянию на 2016 год является СЗАО «Белджи». Завод расположен в г. Борисов и пока действует на площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель». Производственные мощности пока рассчитаны на 10 000 автомобилей в год.
Новенькие Geely ожидают своих покупателей. Изображение: av.by
К 2017 году планируется завершить постройку завода типа CKD (мелкоузловая сборка комплектов автомобилей). Планируется завершать на заводе цикл по сборке, включая сварку и окраску. Планы серьезные — завод займет площадь в 118 га, а в штат планируется набрать до 1 300 человек. Впоследствии планируется выпускать 60 тыс. автомобилей в год [9].
Что и говорить, цели грандиозные. Но все ли так радужно?
Проклятие белорусского автопрома
Почему же за столько лет в Беларуси не получалось создать конкурентоспособное предприятие по производству легковых автомобилей? Выскажем несколько предположений, в том числе и достаточно спорных.
Поэтому фактически в Россию идет реэкспорт китайских автомобилей, отсрочка на который истекает через несколько месяцев. А к 2018 году локализация должна дойти до 50%. Для этого соединять две части автомобиля, заниматься частичной сваркой и покраской (под которые строят новые цеха) уже недостаточно, какие-то детали машины нужно будет производить на местных заводах. Но рынок все равно просел — ни о каких 30-60 тысячах проданных автомобилей в Беларуси, России и Казахстане сегодня речи нет и пока не ведется [13]. А это чревато новыми убытками от очередного нереализованного проекта.
Для налоговых послаблений внутри ЕАЭС машина должна иметь не менее 30-50% белорусских запчастей. Изображение: vk.com
Будущее белорусского автопрома
Таким образом, рентабельность производства легковых автомобилей в Беларуси будет зависеть от покупательской способности на внешних рынках. В первую очередь, конечно, в рамках ЕАЭС. А что же наши гиганты — МАЗ и БелАЗ? Может нам стоит сконцентрироваться на тяжелом машиностроении и не пытаться занять нишу на давно поделенном рынке?
«Бросать» тяжелое машиностроение и тракторостроение нельзя ни в коем случае. Наши машины в мире знают и уважают. Лично слышал от пакистанца, видимо, бывшего фермера, лестные отзывы о белорусских тракторах — надежных и мощных «рабочих лошадках». Буквально на днях стало известно, что ТД «БелАЗ» вошел в топ-500 крупнейших компаний России. За прошлый год выручка официального дистрибьютора составила 109% к уровню 2014 года. Недавно был выпущен настоящий «великан» — «БелАЗ»-рекордсмен грузоподъемностью 450 т (модель 75710), который в 2014 году провез груз весом 503,5 т. Кстати, «БелАЗ» выступает одним из акционеров того самого СЗАО «БелДжи», владея контрольным пакетом из 51,49% акций.
«Сегодня и завтра» завода БелАЗ. Изображение: belaz.by
ОАО «МАЗ» по итогам первого полугодия 2016 года не показало впечатляющих результатов [14]. Предприятие возглавило топ аутсайдеров, но при этом сократило убытки почти на треть, доведя их число до −596,3 млрд рублей. Зато на небольшую прибыль вышел МТЗ. И даже несмотря на то, что складские запасы в среднем в 3 раза превышают число производимых ежемесячно единиц техники, будущее у нашего автопрома определенно есть [15]. И локомотивом его в ближайшие годы, скорее всего, станет ОАО «БелАЗ», особенно учитывая его долю в совместном белорусско-китайском проекте. К сожалению, предсказать успех или провал этого предприятия пока сложно, но не исключено, что именно оно поднимет отечественное автомобилестроение на качественно новый уровень и мы наконец увидим достойный и востребованный автомобиль белорусской сборки.
Источник