Автомобиль который служил в качестве транспорта министрам

На чем ездят и сколько получают члены нового правительства России

Считать чужие деньги — плохой тон, но только если речь не идет о слугах народа. В России, как и во многих других странах, чиновники обязаны каждый год отчитываться о своих доходах и о доходах своих семей.

Так сложилось, что в январе 2020 года правительство возглавил бывший руководитель ФНС, то есть человек, до недавнего времени принимавший те самые отчеты о доходах. Можно предположить, что о членах возглавляемого им кабинета министров он знает чуть больше, чем всё. Однако документы эти носят публичный характер и находятся в открытом доступе, а значит, изучить их можем и мы.

Редакцию Авто Юга.ру в первую очередь заинтересовали не сами цифры как таковые, а то, как они влияют на выбор автомобилей членов правительства. Мы изучили декларации об имуществе, обратив особое внимание на транспортные средства.

«Безлошадные» чиновники

Многие предпочитают служебные «кареты», отказавшись от личного автомобиля. В принципе, выбор предельно понятен. На такой должности необходимость в собственном авто попросту отсутствует. В частности, без автомобиля в новом правительстве оказались его вице-премьеры.

Бывший помощник президента Андрей Белоусов (7 675 399 рублей + 822 м2 недвижимости)* передвигается на служебном авто, не имея личного. Зато, судя по декларации, его жена является владелицей седана Audi A4. Также нет автомобиля и у другого вице-премьера: Виктория Абрамченко (10 580 641 рубль + 2 682 м2) также предпочитает служебный транспорт личному. У мужа имеется (или был в собственности) автомобиль марки BMW, но он к правительству отношения не имеет. Примером для защитников экологии может стать Татьяна Голикова (14 225 416 рублей). Задекларированных авто нет ни у нее, ни у ее мужа. Та же ситуация наблюдается у бывшего главы Архитектурного совета Москвы и заместителя мэра столицы, нынешнего куратора Крыма Марата Хуснуллина (8 815 688 рублей).

Скромно обстоят дела и у знаменитого министра иностранных дел: Сергей Лавров (7 340 393 рубля) машин официально не имеет, а у жены в наличии Skoda Superb. Нет личного автомобиля и у министра обороны Сергея Шойгу (11 532 414 рублей), как и у его супруги. В стане «безлошадных» также находится новый министр образования и науки Валерий Фальков (8 665 284 рубля).

Министр экологии Дмитрий Кобылкин (47 508 699 рублей) автомобилей не имеет (наверное, на радость экологам и природозащитникам), но у жены имеется Range Rover Sport. Министр труда Антон Котяков (14 880 932 рубля), судя по декларации, не владеет ни одним авто, а вот его жена является обладательницей сразу четырех машин: ВАЗ-2102, Chevrolet Aveo и двух автомобилей марки Mercedes-Benz. Министр здравоохранения Михаил Мурашко задекларировал лишь 10-летний Toyota Rav4 жены. Нет личных автомобилей и у министра культуры Ольги Любимовой, и у министра связи Максута Шадаева. Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев (23 086 576 рублей) машин также не имеет, а вот на его супруге числятся Audi A4 и Lexus RX 350.

«Рулевые» чиновники

Вице-премьер Дмитрий Григоренко (8 711 849 рублей) имеет в собственности автомобиль Volvo XC70. Его коллега, бывший министр природных ресурсов, а ныне заместитель председателя правительства РФ и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (538 395 587 рублей + 8 196 м2) владеет, несмотря на доход, достаточно скромным гаражом: BMW X6, Mercedes-Benz ML, Toyota Highlander и Porsche Cayenne. Вдобавок имеется снегоход и квадроцикл. У заместителя председателя правительства Юрия Борисова (17 247 223 рубля) в качестве личного автомобиля Mercedes-Benz ML500, а его жена предпочитает BMW X6. Вице-премьер Алексей Оверчук (8 786 378 рублей) владеет уж совсем бюджетным Ford Focus. Легковые автомобили Ford, напомним, больше в России не продаются. Министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зинчев (9 007 222 рубля) в собственности имеет Toyota Land Cruiser. Скромно, но со вкусом: министр экономического развития Максим Решетников (7 599 060 рублей) передвигается на личной Kia Cerato.

Известен своей любовью к транспорту и министр промышленности и торговли, «крестный отец» российского бренда Aurus Денис Мантуров (443 384 380 рублей + 15 556 м2). В собственности числятся Range Rover и Lada Vesta, а также уже раритетные «Москвич 408» и «Москвич 412», ВАЗ-2103 и «Волга» ГАЗ-21. Любителем раритета оказался министр юстиции Константин Чуйченко (13 079 683 рубля). В его гараже находится ГАЗ-М20 «Победа». Но у жены Константина Анатольевича уже вкусы иные: тут и Cadillac Escalade, и Toyota Hilux, и Chrysler PT Cruiser, и Mercedes-Benz S350. Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов (6 586 757 рублей) также отметился специфическим вкусом: он владеет американским маслкаром Dodge Challenger. Также у него задекларирован внедорожник Toyota Land Cruiser. Имеется «Крузак» и у министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева (183 778 514 рублей + 9 251 м2). Разумеется, его доход позволяет владеть и не только таким автомобилем.

Немалый автопарк у министра финансов Антона Силуанова (40 071 680 рублей). Тут и раритетные машины, и современный автопром, и мотоциклы: ГАЗ-69, ВАЗ-21011, BMW X6, мотоциклы BMW и Harley Davidson. Несомненно, годовой доход в размере более 40 млн рублей вполне позволяет содержать такой автопарк.

Есть в новом правительстве и «рисковые» чиновники. Речь о любителях мототехники. Например, министр энергетики Александр Новак (18 632 326 рублей) владеет двумя мотоциклами: оба марки BMW. Его супруга владеет BMW X5 и Porsche Cayenne. Суммарная стоимость этих машин даже в минимальной комплектации — под 10 млн рублей. И это при доходе жены Новака в 1 036 847 рублей за позапрошлый год (кстати). В мотолюбители можно записать и нашего министра внутренних дел: Владимир Колокольцев (10 027 900 рублей) имеет спортбайк марки BMW и автомобиль Toyota Land Cruiser. В «группе риска» и министр транспорта, который также задекларировал два мотоцикла BMW. Также Евгений Дитрих (7 108 688 рублей) передвигается на Mercedes-Benz GLS 350. Но в данном случае есть еще один интересный факт. Жена Дитриха также является владелицей спортивного мотоцикла Kawasaki. Это знаменитый спортбайк Ninja.

А как же премьер-министр?

Что касается нового премьера Михаила Мишустина (18 993 447 рублей, недвижимости не имеет), то он владел автомобилем Mercedes-Benz S500. Это было примерно десять лет назад. Супруга тогда же имела в собственности Nissan X-Trail, Kia Cerato и SsangYong Kyron. Через три года семейная чета будущего премьера избавилась от корейского Kia Cerato и кроссовера Nissan X-Trail, но приобрела Volkswagen Tiguan. Еще через год в семье появился американский Chevrolet Captiva, ну а SsangYong был продан. А уже к 2018 году оказалось, что автомобилей в личном пользовании Мишустина больше нет, а жена владеет единственным транспортным средством — это кроссовер Ford Cougar.

Доходы семьи премьер-министра РФ Михаила Мишустина:
2012 год — Михаил Владимирович заработал 27 959 639 рублей. Супруга заработала 73 452 798 рублей.
2013 год — Михаил Владимирович заработал 30 772 877 рублей. Супруга заработала 149 453 333 рубля.
2014 год — Михаил Владимирович заработал 23 183 751 рубль. Супруга заработала 160 129 663 рубля.
2015 год — Михаил Владимирович заработал 19 476 973 рубля. Супруга заработала 80 915 334 рубля.
2016 год — Михаил Владимирович заработал 18 890 192 рубля. Супруга заработала 77 282 800 рублей.
2017 год — Михаил Владимирович заработал 19 303 783 рубля. Супруга заработала 68 482 016 рублей.
2018 год — Михаил Владимирович заработал 18 993 447 рублей. Супруга заработала 47 708 688 рублей.
Итого: 816 005 294 рубля.

Просто для сравнения: официальный суммарный доход предыдущего премьера Дмитрия Медведева с супругой за семь лет составлял 53,6 млн рублей. Он владеет автомобилями ГАЗ-М20 (1948 года) и ГАЗ-21 (1962 года), а жена ездит на Volkswagen Golf 1999 года выпуска.

Также стоит отметить, что некоторые члены нового правительства (например, Дмитрий Чернышенко и министр спорта Олег Матыцин) до назначения не являлись чиновниками. То есть в их обязанностях не было декларировать имущество. Поэтому сложно сказать, на чем они передвигаются. Выяснить, что изменилось в гаражах членов нынешнего правительства при их новом статусе, можно будет только тогда, когда будут обнародованы очередные декларации о доходах, уже за 2019 год.

* доход по декларации. Источник данных, использованных при подготовке материала, — декларации чиновников за 2018 год, опубликованные в открытых источниках.

Фото, которыми проиллюстрирован материал, выбраны исключительно с целью визуального сопровождения и никакого отношения к собственности упомянутых чиновников не имеют.

Источник

На каких автомобилях ездят известные чиновники России

ГАЗ-233011 «Тигр», Rolls-Royce Silver Ghost и другие автомобили, которыми владеют известные чиновники

И если с рабочими авто все достаточно банально (банально и роскошно), то личные предпочтения по автомобилям у всех разные.

Автомобили Владимира Вольфовича Жириновского

История знакомства Владимира Вольфовича Жириновского с продукцией отечественного автопрома началась в далеких 70-х, когда будущий бессменный лидер Либерально-демократической партии купил первую машину — «Запорожец» (Парламентская газета).

В итоге Владимир Вольфович стал автолюбителем с очень большим автопарком. Причем в декларации о доходах который год подряд в списке состоит только отечественный автомобиль LADA 212140, тот, что «Нивою» зовут.

Ранее, как известно из открытых интернет-источников, в его собственности были такие автомобили, как ГАЗ-21, Smart Fortwo, ГАЗ Volga Siber и бронеавтомобиль ГАЗ-233011 «Тигр» (последний был подарен ополченцам Донбасса).

Другие немецкие автомобили лишь сопровождают мини-кортежи руководителя фракции ЛДПР, иногда попадая в скандалы:

Встречная полоса, Тверская улица, 2012 год.

Также в материале издания «Газета.ru» говорилось, что «у его супруги и сына в собственности были Mercedes-Benz S-класса, Nissan Teana, BMW X6, Mercedes-Benz SLK и другие».

Автомобили Геннадия Андреевича Зюганова

Лидер Коммунистической партии Российской Федерации Геннадий Зюганов, как и положено истинному любителю трудов немецких философов XIX века — Карла Маркса и Фридриха Энгельса, по всей видимости, с пионерской юности продолжает любить некоторые немецкие вещи.

Читайте также:  Автомобиль линкольн навигатор видео

фото: Ragulin Vitaliy / dervishv/livejournal.com

Как видно на фото, модель мощная, в удлиненной версии — BMW 740 Li, с кодовым обозначением F02. Несмотря на то что на фото попадается, по всей видимости, дорестайлинговая версия премиального седана, примерно 2008–2012 года выпуска, сегодня аналогичная модель стоит минимум в 8.3 млн рублей.

Но, скорее всего это служебный седан, поскольку в декларации от 2018 года у Зюганова вписана в собственности только одна машина — кроссовер Volkswagen Touareg:

фото: Веленгурин Владимир / kpmedia.ru

Седан был замечен припаркованным на Арбате.

Итак, вторым автомобилем, который точно пренадлежит лидеру компартии РФ, является еще один «немец» — Volkswagen Touareg.

На этой фотографии, взятой из источника kpmedia.ru, мы видим, что Геннадий Андреевич не прочь поуправлять автомобилем самостоятельно. Возможно, в кадре как раз тот самый кроссовер.

Впрочем, отметим, что Ленин, когда пришел к власти, был менее скромен в любви к автомобилям. У последнего было множество машин, в том числе Rolls-Royce Silver Ghost и даже автосани Rolls-Royce. Такого не могут позволить себе даже современные олигархи.

Автомобили Сергея Викторовича Лаврова

Хотя, по другим данным, у супруги Сергея Викторовича в личном пользовании имелся Kia Cee’d. Вот и весь автопарк.

По всей видимости, высокопоставленный супруг просто не нуждается в дополнительном транспорте, постоянные зарубежные командировки и передвижения на служебных автомобилях просто не дают времени насладиться своим.

Автомобили Дмитрия Анатольевича Медведева

В декларации бывшего премьера в личном семейном пользовании числится три автомобиля. Два отечественных раритета: ГАЗ-20 «Победа» 1948 года выпуска и ГАЗ-21 «Волга» 1962 года выпуска стоят и ждут Дмитрия Анатольевича в моменты отдыха. У супруги — значительно более современный, но не менее скромный Volkswagen Golf (по предыдущим декларациям указывалось, что автомобиль 1999 года выпуска).

Но скромный гараж бывшего председателя Правительства Российской Федерации и президента РФ не означает, что Дмитрий Анатольевич далек от автомобилей. Напротив, политик активно использует как служебный транспорт (например, во времена руководства правительством ездил на Aurus), к тому же он множество раз попадал в поле зрения фотографов не только в качестве пассажира, но и за рулем различных автомобилей и даже комбайна…

Автомобили Валентины Ивановны Матвиенко

Вряд ли есть в стране человек, который не слышал о спикере Совета Федерации Валентине Матвиенко. Губернатор и председатель правительства Санкт-Петербурга с 2003 по 2011 годы. Личность, которая за свою долгую политическую карьеру обросла множеством мифов, большим влиянием и, конечно же, деньгами.

Например, в 2018 году председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заработала 15 миллионов 274 тысячи рублей.

Но какие автомобили есть в автопарке госпожи Матвиенко, кроме служебных, ставших традиционными Audi, Mercedes-Benz или BMW?

В сведениях о доходах и расходах Валентины Ивановны за 2018 год в пункте «Транспортные средства» автомобили не числятся:

Автомобили Михаила Владимировича Мишустина

После 15 января, когда правительство Российской Федерации отправилось в отставку, на должность премьер-министра президентом была внесена кандидатура главы Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаила Мишустина.

В разное время в семье нового премьер-министра было множество автомобилей, но большинство из них не представляли собой престижные марки. Так, на супругу в декларации от 2010 года было заявлено три автомобиля:

Nissan X-Trail

Kia Cerato

SsangYong Kyron

Ранее супруге также принадлежали Volkswagen Tiquan и Chevrolet Captiva.

Самому Михаилу Владимировичу принадлежал Mercedes-Benz S 500, который фигурировал в сведениях о доходах и имуществе за 2013 год и ранее.

Как можно увидеть, в 2018 году чиновник не задекларировал на себя ни одного автомобиля. Возможно, все потребности в передвижении удовлетворяются служебными автомобилями.

Автомобили Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной

фото: Артем Коротаев/ТАСС

Как и другие высокопоставленные чиновники в нашем списке, председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина, кажется, может позволить себе все что угодно, особенно с зарплатой около полумиллиона долларов США.

Однако в той же статье говорилось, что в ее собственности наряду с двумя квартирами (одна целиком, в другой — одна треть) был всего лишь один автомобиль престижной марки — Jaguar.

По данным из свободных источников, заслуженный экономист России владеет Jaguar S-Type 2003 года выпуска.

Эти данные подтверждаются задекларированной движимостью. Документ опубликован на сайте Центрального банка РФ :

Сегодня этот подержанный седан можно приобрести за скромные 300-500 тысяч рублей:

Ну, а пока личный автомобиль Набиуллиной стоит в гараже, ее возят не менее престижные рабочие «лошадки». Все сплошь немецких пород: Audi A8, затем BMW 5, а далее и 7-й серии. Все как и положено большим людям в большой политике.

Возможно, не все богатые люди стремятся жить в роскоши и собирать в коллекции десятки или сотни автомобилей, словно ближневосточные шейхи. Может, занятому, увлеченному человеку нужен если не минимум, то, по крайней мере, относительно скромный набор личных активов? Тем более, если большую часть потребностей исполняет государство на самом высоком уровне…

Впрочем, вот такой получился список автомобилей, которые есть в распоряжении одних из самых известных политических деятелей страны.

Источник

Исследование РБК: на чем ездит власть

РБК продолжает серию материалов «Государство в государстве» — это статьи об имуществе российских государственных органов. В первом материале «Чем владеет Кремль» мы рассказали об имуществе самого большого и закрытого ведомства — управления делами президента. В новой публикации РБК исследует парк служебных автомобилей крупнейших министерств и ведомств, включая транспорт самых высокопоставленных чиновников.

Что и как мы считали

23 июля 2015 года член сообщества «Синие ведерки» в LiveJournal выложил фото с припаркованной на пешеходном переходе и оборудованной мигалкой Audi с госномером А 141 МР97. В пассажире автомобиля он узнал Сабира Кехлерова, заместителя генпрокурора Юрия Чайки.

В реестре федерального имущества, который изучил РБК, этот госномер действительно числится за Генпрокуратурой. Ведение такого реестра было санкционировано правительством в 2007 году. Но, судя по всему, предписание это выполняется не очень аккуратно. Так, по данным Росимущества, органы прокуратуры располагают 2,2 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, в самом же ведомстве РБК сказали, что в его распоряжении около 4,3 тыс. авто. В МИДе, который, по данным реестра, вместе со своими представительствами и подведомственными организациями распоряжается чуть более чем 600 автомобилями, РБК заявили, что само министерство вообще не имеет машин. ФСИН сообщила, что у нее только легковых автомобилей более 8 тыс., в реестре же зафиксированы только 1,3 тыс.

Данные в списке Росимущества при этом изложены хаотично, с ошибками и опечатками. При этом в открытом доступе лежит информация об автомобилях президентской охраны, включая госномера, тогда как в самой Федеральной службе охраны (ФСО) на запрос РБК ответили, что эти сведения — государственная тайна.

РБК проанализировал автопарк потенциально крупнейших автовладельцев — МВД, МЧС, ФСИН, ФСКН, Следственного комитета, органов прокуратуры, ФНС, ФСО и Минздрава, включая их подведомственные организации и территориальные подразделения, а также Управления делами президента (УДП), чьи предприятия «Автотранспортный комбинат», «Транспортный комбинат «Россия» и «Автобаза № 2» обслуживают президента, правительство, Совет Федерации, Госдуму, Конституционный суд, ЦИК, Счетную палату и других высокопоставленных чиновников.

Специальный транспорт в расчет не брался. В результате отбора количество легковых и легких коммерческих автомобилей составило около 50 тыс. Из-за того, что реестр заполнен неаккуратно, кое-где цена за один автомобиль (мы брали первоначальную стоимость транспортного средства) достигала нескольких миллиардов или сотен миллионов рублей — в таких случаях мы корректировали суммы в соответствии со средними показателями.

Машины на службе общества

Лидером по количеству транспорта ожидаемо оказалось МВД: у него более 30 тыс. автомобилей. Вряд ли это численное преимущество обусловлено тем, что полиция наиболее точно среди федеральных ведомств представляет данные — в реестре сведения о движимом имуществе, правообладателем которого является МВД, содержат наибольшее количество ошибок.

В автопарке ведомств, проанализированных РБК, самый возрастной транспорт — 1970 года выпуска — уазик ивановских пожарных. В общей сложности автомобилей старше 2000 года выпуска — чуть больше тысячи.

Самый популярный автомобиль, пятая часть всего парка — Ford Focus, бюджетная легковушка средней стоимостью 640 тыс. Focus доминировал в госзакупках с 2003 года (только в 2013-м чиновники сделали исключение для Volkswagen Passat). Focus производится во Всеволожске начиная с 2002 года, поэтому чиновники уже многие годы следуют курсу импортозамещения. Как выяснил РБК в конце прошлого года, самой популярной маркой у обычных россиян с 2000-го по 2014 год была Lada, а в 2015 году больше всего в России продали моделей Lada Granta.

Безусловный фаворит у сотрудников ведомств, чей автопарк проанализировал РБК. На эту бюджетную модель приходится 20% всех служебных автомобилей, попавших в нашу выборку

На фото: губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков и вице-президент по производству Ford Motor Company в Европе Джим Тетро (слева направо) съезжают с конвейера на новом Ford Focus

На втором месте по количеству автомобилей в парке — УАЗ «Патриот», но статистику несколько «испортило» МВД, которому принадлежит 80% уазиков. А вот третье место по популярности занимает тоже Ford, но модель Mondeo, покупаемая ведомствами в среднем по 1 млн руб. «Mondeo — лучшее по цене предложение в сегменте бизнес-класса, этот фактор, скорее всего, был определяющим», — предполагает Сергей Баранов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю». Марки и модели выбираются по следующему принципу: производство на территории РФ, поддержание однотипности парка (Toyota Camry, Ford Focus, Nissan Almera, Chevrolet Niva, УАЗ «Патриот», ГАЗ), при учете таких параметров, как цена-качество и ремонтопригодность, указали в ответе РБК сотрудники Генпрокуратуры.

В СИЗО на отечественном

«Членовозы»

В категории представительских авто, или, как их называли во времена СССР, «членовозов», фавориты такие: если BMW, то большей частью серии 523, 525, 750, если Audi, то A6, из всего модельного ряда Mercedes чиновники предпочитают E350 и S350, из Volkswagen — Passat.

Читайте также:  Автомобиль стоит а дорога едет

Но если у BMW, Toyota, Audi и Volkswagen чиновники могут заказать автомобили и российской сборки, то Mercedes так и не организовал местное производство. «Насколько мне известно, из-за постановления (о запрете закупок иностранных автомобилей, вступило в силу 1 января 2015 года. — РБК) было существенно ограничено приобретение Mercedes», — подтверждает Дмитрий Селезнев, директор по развитию компании Persis, которая занимается автоматизацией госзакупок.

Это постановление лишило чиновников также самого любимого представительского внедорожника Toyota Land Cruiser. Производство Land Cruiser Prado во Владивостоке было закрыто летом этого года из-за «экономической нецелесообразности», остальные модели внедорожника в России не выпускались.

Тем не менее, в мае этого года Toyota Land Cruiser 200 за 3,6 млн руб. 2015 года выпуска появилась на балансе дирекции по строительству в Дальневосточном федеральном округе управделами президента — той самой, чей гендиректор Андрей Поплавский был арестован в конце 2014 года по подозрению в мошенничестве. В августе 2014 года Mercedes-Benz E400 2014 года выпуска был передан в управление МВД по Кабардино-Балкарии, но точную дату приобретения РБК в ведомстве уточнить не смогли, отметили только, что автомобиль используется «в целях обеспечения безопасности дорожного движения».

О транспортных излишествах чиновников ходят легенды, но, как выяснилось, в основном это касается цены автомобиля, а набор марок у ведомств — стандартный. Так, в реестре нашелся всего один Jaguar — модели XF 2008 года выпуска, на балансе МИДа (судя по номеру, может принадлежать представительству ведомства в Ростове-на-Дону), но куплен он был, как следует из предоставленных данных, всего за 1,1 млн руб.

Внедорожники — почти пятая часть всех автомобилей в проанализированном РБК массиве. Помимо Land Cruiser и уже упомянутых «Патриотов», популярны УАЗ-3151 и Chevrolet Niva, SsangYong Kyron — бюджетный южнокорейский кроссовер (средняя цена — 760 тыс. руб., собирается во Владивостоке). Пользуется спросом и Mitsubishi Pajero (в среднем — 1,5 млн руб.), в 2013-м началось производство его модификации Sport в Калуге.

И роскошь, и средство передвижения

Всего в реестре 1,3 тыс. легковых автомобилей дороже 3 млн руб., еще 3,3 тыс. — стоимостью больше 1,5 млн и меньше 3 млн руб. Самые дорогие машины принадлежат ФСО. Автопарк президентских охранников ожидаемо превосходит по качеству все остальные: главные марки — Ford, Mercedes-Benz и Volkswagen.

По закону о госохране, ФСО, помимо президента, занимается транспортным обслуживанием глав иностранных государств в России, напоминает Степан Доронин из Альянса ветеранов и сотрудников Гаража особого назначения ФСО: «И каждому надо дать Mercedes». И, напротив, кортеж президента сопровождает его самого в поездках за рубеж.

Mercedes-Benz S600 обслуживают президента и в его резиденциях. Кроме того, по закону такие машины могут быть предоставлены и членам семьи президента, и его близким, да и вообще всем, на кого укажет глава государства, напоминает Дмитрий Галинович, сооснователь проекта o001oo.ru (собирает информацию о машинах с мигалками и их владельцах).

Кроме того, ФСО работает на премьер-министра, спикеров Совета Федерации и Госдумы, глав Конституционного и Верховных судов, генпрокурора и председателя Следственного комитета. В ее распоряжении — два автомобиля Mercedes-Benz S500 за 53 и 63 млн руб., Mercedes-Benz G500 за 26 млн., два BMW — 760 по 25 млн. Почти 100 автомобилей ведомства стоили более 10 млн руб. каждый. У ФСО самая высокая средняя стоимость авто — 3,1 млн руб.

«Кавказ рулит»

У МВД самая дорогая легковушка находится в распоряжении управления по Чеченской Республике — это Mercedes-Benz S600 за 21,7 млн руб. По данным «Синих ведерок», в 2011 году на автомобиле с таким госномером передвигался глава МВД Чечни Руслан Алханов. Такими же авто за 20,4 млн руб. распоряжаются непосредственно министерство («Синие ведерки» приписывали его номер экс-главе ведомства Рашиду Нургалиеву) и управление МВД по Карачаево-Черкесии. На момент написания заметки комментарий от них получить не удалось.

Вообще, самые дорогие авто в реестре — из южных регионов страны (не только республик, но и окружающих краев и областей), и чем южнее, тем больше в регионе представительских автомобилей (см. инфографику). Бронированные автомобили стоят в три-четыре раза дороже, а на Кавказе до сих пор тяжелая ситуация с безопасностью, отмечает сооснователь проекта o001oo.ru Дмитрий Галинович.

У МЧС самые дорогие автомобили — бронированный внедорожник Toyota Land Cruiser за 7 млн руб. и два BMW 750 за ту же цену (оба числятся за Ставропольским краем), Mercedes-Benz S500 Южного регионального поисково-спасательного отряда за 6,4 млн и еще один Land Cruiser за 6,3 млн руб. (на балансе дагестанского управления).

Самая дорогая машина Генпрокуратуры — Mercedes-Benz S500 за 6,7 млн руб., за ним идет BMW 750 за 6 млн — в блоге «Синих ведерок» есть видео его передвижения по встречной полосе по Рублево-Успенскому шоссе, но пассажира блогеры опознать не смогли — и еще один Mercedes-Benz S500 за 5,7 млн руб. Самый дорогой автомобиль Следственного комитета — BMW 750 — был куплен за 9,2 млн руб. (Ставропольский край), за ним идут три внедорожника Toyota Land Cruiser за 6,4, 6,3 и 6,2 млн руб., находящиеся на балансах Кабардино-Балкарского, Дагестанского и Чеченского управлений соответственно.

Федеральная налоговая служба распоряжается бронированной Toyota Camry за 6,2 млн руб. (тоже в собственности дагестанского управления).

Без дорогостоящих Mercedes-Benz S500 не обошлась и Федеральная служба исполнения наказаний: самый дорогой — 6,3 млн руб. — принадлежит Южному региональному учебному центру службы, еще один — за 4 млн руб. — управлению ФСИН по Ростовской области. Также за ФСИН числится Mercedes-Benz E320 за 4,5 млн руб., находящийся на балансе исправительной колонии № 19 в Татарстане.

Во ФСИН РБК рассказали, что эти три автомобиля были закуплены в 2003, 2001 и 1999 годах соответственно. Сейчас их балансовая стоимость равна нулю, добавил представитель службы: согласно постановлению правительства от 2002 года, срок амортизации легкового автомобиля ограничен пятью годами.

Mercedes-Benz S500 — самый дорогой автомобиль Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Он стоил 6,8 млн руб. и принадлежит непосредственно ведомству. Его госномер в 2009 году «Ведерки» приписывали автомобилю руководителя службы Виктора Иванова.

Самые дорогие автомобили Минздрава — Audi S8 за 5,3 млн руб. Центра медицинской реабилитации «Луч» в Ставропольском крае, Mercedes-Benz S450 за ту же цену. Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии в Сочи и BMW 750 за 4,9 млн руб. Медицинского университета им. Сеченова.

У управделами президента другие лидеры — три BMW 760 за 24,4, 18,6 и 17 млн руб. Первые два — на балансе транспортного комбината «Россия», на одном из них ездил бывший управляющий делами президента Владимир Кожин, писали «Синие ведерки». Один раз автомобиль был замечен передвигающимся по МКАД с включенными спецсигналами и собакой внутри, из-за чего стал в сети объектом насмешек. Еще один автомобиль принадлежит санаторию управделами «Сочи». А BMW 750 2014 года выпуска (в парке комбината «Россия», на автомобиле с таким же номером, по данным «Синих ведерок», в 2009 году передвигался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков) стоил 5,2 млн руб.

Главный извозчик

18 декабря одна из автобаз управления делами президента — транспортный комбинат «Россия» — решила в очередной раз обновить свой автопарк. Комбинату потребовалось 45 автомобилей средней стоимостью более 2,2 млн руб. (марка и модель, согласно закону, в документации указаны не были) и еще 11 авто в среднем за 1,1 млн руб. — в придачу к уже имеющимся более чем 4 тыс. легковых и коммерческих машин суммарной стоимостью 6,5 млрд руб. И это не единственная покупка за год: только этот комбинат за 2015 год приобрел 432 новых автомобиля за 535 млн руб. Причина расширения автопарка неизвестна: запрос РБК в УДП остался без ответа.

Между тем, «дочки» управделами не только перевозят высокопоставленных чиновников, но и предлагают автомобили в аренду всем желающим, сфера деятельности — от «организации ежедневных деловых поездок до создания помпезных кортежей» (цитата с сайта «Автотранспортного комбината»). Судя по прайс-листу комбината «Россия», почувствовать себя чиновником можно менее чем за 1 тыс. руб. в час. За 917 руб. в час, например, «Автотранспортный комбинат» возил участников мероприятий, посвященных 1000-летию смерти князя Владимира.

В целом автопарк УДП не отличается разнообразием. Самая популярная машина — Ford Mondeo, из более чем 4 тыс. авто в парке ведомства более 1,7 тыс. приходятся именно на эту модель.

Вторая по популярности марка — BMW, самой распространенной моделью которой стала BMW 750. Средняя стоимость одной BMW — 2,7 млн руб., BMW 750 — 5 млн руб. «Наверно, сыграло роль то, что двигатель у него довольно мощный. В случае разных чрезвычайных ситуаций это может быть важно», — предполагает директор дилерских центров Rolf Jaguar Land Rover Максим Вирченко.

Кто зарабатывает

Постановление об импортозамещении в отношении автомобилей было подписано Дмитрием Медведевым только в 2014 году, но в автопарке управделами уже давно в основном BMW калининградской сборки и Ford — всеволожской.

Однако полностью без помощи иностранных посредников в обеспечении российских госорганов транспортом обойтись не удается. Согласно базе данных госзакупок, основной поставщик автомобилей для УДП — компания «Авилон АГ», учредителем которой, по данным СПАРК, является зарегистрированная в США New York Motors Corp. Владельцем компании называют бизнесмена Александра Варшавского, который вместе с двоюродным братом президента России Игорем Путиным входил в совет директоров производителя теплоизоляционных материалов «Термостепс-МТЛ», писала «Новая газета». На вопросы РБК к моменту публикации материала представители «Авилон АГ» не ответили.

Проблемы «Авилона»

Ранее «Авилон» чуть не лишился права поставлять чиновникам Mercedes. Несмотря на наличие в России официального дилера, он был в России крупнейшим поставщиком этих машин для госструктур, но после коррупционного скандала с участием Daimler в США (выяснилось, что компания платила чиновникам 22 стран, включая Россию, взятки) автопроизводитель решил обойтись без посредника. В тот период продажи Mercedes на российском рынке сильно выросли — на 50% с 2010 по 2012 год, «Авилон» же в то время увеличил продажи этих машин всего на 3%. В итоге «Авилон» обратился в суд, в 2013 году было заключено мировое соглашение между ним и «Мерседес-Бенц рус», писали «Ведомости».

Тройка самых популярных в УДП автомобилей — Ford, BMW и Hyundai — есть в автопарке дилера, который с 2010 года, по данным «СПАРК-Маркетинг», заключил около 1000 контрактов с госструктурами. Выручка «Авилон АГ» за этот период увеличилась более чем вдвое — с 24 млрд руб. в 2010 году до 52 млрд в 2014 году.

Читайте также:  Американские автомобили в красной армии

Именно «Авилон» стал победителем двух крупных аукционов, которые привлекли внимание прессы в августе этого года. Тогда структуры УДП объявили два тендера на закупку в общей сложности 140 легковых автомобилей, за которые были готовы заплатить более 200 млн руб. Первый аукцион «Авилон» выиграл, не скинув ни рубля с начальной цены. Второй — предложив цену меньшую, чем у конкурента. Но после подведения итогов аукциона сумма контракта с дилером выросла на несколько миллионов. «Это плановая закупка в рамках ежегодного обновления автопарка, — объяснял бывший представитель управделами Виктор Хреков. — Есть экономически обусловленные нормы эксплуатации автомобилей, которые рассчитываются исходя из пробега или срока эксплуатации. Автомобили планово списываются и заменяются новыми».

«Авилон АГ» — крупнейший поставщик автомобилей Ford для МВД. Согласно данным «СПАРК-Маркетинг», большинство контрактов на их закупку и последующее техобслуживание заключено именно с этой компанией. А Генпрокуратура в преддверии запрета на закупку дорогих авто в декабре заключила очередной контракт с «Авилоном» на поставку 10 люксовых Hyundai Equus стоимостью 3,9 млн руб. каждая.

Стабильность

Если считать год выпуска автомобиля за год покупки, можно увидеть, что ежегодное пополнение чиновничьего автопарка шло все большими темпами. Не было исключений и в кризисные 2008 и 2009 годы (в 2009-м и вовсе было закуплено почти на 80% больше автомобилей, чем в 2007 году). Российский же авторынок в 2009 году рухнул вдвое. А в 2012-м закупки авто чиновниками достигли своего пика — было приобретено 7,5 тыс. автомобилей в среднем по 1 млн руб. каждый.

Средняя цена автомобилей (совокупно по всем проанализированным ведомствам) при этом оставалась стабильной — в среднем 1,1 млн руб. Только в кризисном 2009-м она «упала» до 970 тыс., в 2011-м снова вернувшись к миллиону.

«Народный автомобиль» чиновников, Ford, на своей родине, в США, также в числе лидеров по объему закупок федеральными органами и соревнуется с General Motors и Chrysler. А в 2013 году американское правительство закупило в основном азиатские автомобили, писал Bloomberg: все благодаря стремлению увеличить долю «гибридов» в автопарке. Согласно отчету U.S. General Services Administration, в 2014 году на балансе правительства США было 230 тыс. только легковых автомобилей (всего — более 600 тыс.); по замыслу президента страны Барака Обамы, к 2020 году автомобили с нулевым уровнем выбросов или «гибриды» должны составлять 20% от новоприобретенных, и 50% — к 2025 году.

В России закупки автомобилей до «ценового» постановления и обязательной локализации производства на федеральном уровне вообще никак не регламентировались, говорит Тамара Касьянова, управляющий партнер аудиторской компании «2К». Какие-то локальные указы выпущены на уровне Федерального казначейства, ФНС, Минэкономразвития, Государственной фельдъегерской службы, уточняет Константин Аршба, главный редактор журнала «Прогосзаказ.рф».

В Генпрокуратуре РБК сообщили, что иногда закупают автотранспорт за средства антикризисного фонда, которые правительство выделяет для «поддержания объемов продаж у системообразующих российских автопроизводителей» — в таком случае закупаемые модели согласуются с Минпромторгом.

Экологичная альтернатива

В федеральном реестре есть не так много автомобилей с пометкой Hybrid: две Toyota Prius у МИДа и одна — на балансе МВД по Хабаровскому краю, два гибридных Lexus LS 600h есть у ФСО.

2013 год был ознаменован масштабной закупкой электромобилей — Mitsubishi i-MiEV для участников саммита G20. Автопроизводитель с гордостью отчитывался о 70 проданных машинах; согласно контракту, на них было потрачено 88 млн руб. Сейчас в реестре только 40 таких — у ФСО, а 30 отписали управделами. Еще несколько компактных электрокаров есть у оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» и один — у государственного комплекса «Янтарь» (президентской резиденции в Калининградской области).

Rent a car

Министерства по сути не являются собственниками автомобилей, записанных на них в реестре, они распоряжаются ими «на правах оперативного управления» или «хозяйственного ведения». Это классическая история для госструктур, объясняет руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга «ФинЭкспертизы» Елена Корнетова. «Как правило, на этих правах имуществом наделяются госучреждения и предприятия, но собственником имущества при этом остается государство. Можно сказать, что это практически приравнивается к праву собственности», — говорит она.

Эти ограничения не лишают ведомства обязанности платить транспортный налог, Налоговой кодекс не делает для них исключений и в части оплаты так называемого «налога на роскошь» — для автомобилей дороже 3 млн руб. действует повышенный коэффициент. Обслуживание одного автомобиля федерального ведомства обходится еще примерно в 19 тыс. руб. в месяц, подсчитал Минфин.

Расходов на обслуживание и налоговой волокиты можно избежать, если закупать не автомобили, а автотранспортные услуги у специализированных госорганизаций — у тех же автобаз управделами. Член Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина Иван Бегтин отмечает, что действие постановления о запрете закупок дорогих автомобилей, которое вступит в силу с 1 января 2016 года, на подобные автобазы не распространяется. Никаких упоминаний об аренде автомобилей медведевский перечень не содержит, подтверждает исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. При этом федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ), коими являются автобазы управделами, обновляют весь свой автопарк за бюджетный счет — их бюджет согласовывается на уровне их учредителей и входит в общий бюджет РФ, отмечает Куликов.

В 2016 году такой прокат машин уже оплатил МИД — за 143 автомобиля с водителем ведомство заплатит 477 млн руб. своей подведомственной структуре. Согласно контракту, МИДу в том числе будут предоставлены дорогостоящие — дороже законных 2,5 млн руб. — Audi А8, BMW 528, 740 и 750.

ФНС за 90 млн руб. заказала транспортное обслуживание центрального аппарата, всего 47 автомобилей, включая те же BMW 528, 535, 750. Следственный комитет готов заплатить 70 млн руб. за транспортные услуги в 2016 году.

Автобазы управделами также заключили контракты на 2016 год, в том числе с Минстроем (BMW для министра Михаила Меня обойдется в 8,5 млн руб. в год, водитель нужен министру 22 часа в сутки и 30 дней в месяц), с Росавиацией (ведомство заказало один люксовый седан мощностью не менее 450 лошадиных сил — это может быть, например, BMW 5 серии или Mercedes S класса) за 5,4 млн руб., с Судебным департаментом Верховного суда (сумма контракта — 121 млн руб., директору департамента Александру Гусеву полагается BMW 750, его заместителям — BMW 523, остальным сотрудникам — Ford Mondeo).

Самолеты, пароходы

Власть в России не только ездит, она плавает и летает, а иногда передвигается на вездеходах по труднодоступной местности. В составе УДП есть целый авиапарк — Специальный летный отряд «Россия», который можно назвать самой закрытой авиакомпанией в стране. У нее ограниченный круг клиентов — президент, премьер, спикер Госдумы и другие высшие должностные лица. Впрочем, состав потенциальных пассажиров точно не регламентирован — например, в начале следующего года спецбортом, рассказывал РБК источник в правительственной комиссии по захоронению, из Москвы в Санкт-Петербург отправят останки членов царской семьи. Летал спецбортом и патриарх Кирилл.

Сейчас на балансе ведомства, согласно реестру, 37 самолетов и 18 вертолетов. Главные составляющие авиапарка — самолеты Ил-96-300 и ТУ-214.

Два самых дорогостоящих самолета в парке СЛО «Россия» — президентские борты с ПУ, «пунктами управления» (системой управления ядерными силами): Ил-96-300 с бортовыми номерами RA-96020 и RA-96021, закупленные по контракту на 10,4 млрд руб. и переданные отряду в конце 2012-го и начале 2014 года. В целом авиапарк «России» состоит преимущественно из отечественных самолетов, иностранных всего четыре. Первая иностранная модель появилась в нем в бытность Дмитрия Медведева президентом — за бюджетные деньги были куплены два бизнес-джета Falcon французской Dassault. «Из моделей, спроектированных как бизнес-джет, эти две — самые топовые», — утверждал источник «Коммерсанта». Бывший управделами Владимир Кожин оправдывал это тем, что в России не производятся самолеты невысокого класса, которые используются для перелета на небольшие расстояния. Впрочем, премьер, известный своим скептическим отношением к отечественному авиапрому, на Falcon летал, к примеру, и на саммит G8 во французский Довиль.

Для путешествий по воде у управделами есть две яхты, три теплохода, семь катеров и один парусный катамаран. Яхты — это находящаяся на балансе транспортного комбината «Россия» «Чайка» и Azimut 38 санатория «Русь». «Чайка» турецкого производства была куплена в 2011 году уже бывшей в употреблении, и Кожин тогда объяснял это приобретение экономией бюджетных денег. За бывшее в употреблении судно заплатили, согласно реестру, 1,5 млрд руб. Моторная итальянская Azimut 38 стоила 20 млн руб.

Скромным набором плавсредств также располагает Следственный комитет — у него меньше десятка недорогих лодок и катеров. Несколько судов для «морских прогулок» (так указано в реестре) есть у Федеральной налоговой службы: например, катер Velvette 22 Image за 2,2 млн руб. или гидроцикл Bombardier GTX 4-TEC за 650 тыс. У ФСИН — три старых, еще советских катера, и одна надувная лодка, у ФСКН — четыре катера, самый дорогой из которых — Yamaha FR-26 за 1,5 млн руб. У ФСО — дюжина гидроциклов, четыре новых катера Buster L2 за 1,2 млн руб. каждый и несколько подводных скутеров. У МИДа есть прогулочный катер «Кама» и понтонный катамаран.

У МВД — почти две сотни катеров, самый дорогой из которых — скоростной патрульный катер «Море Мангуст» за 122 млн руб., и несколько десятков лодок стоимостью от 500 тыс. до 8 млн руб. каждая.

В реестре нашлось некоторое количество вездеходов — например, YAMAHA управделами президента, квадроциклы Falcon 150, которые приобрел детский противотуберкулезный санаторий «Кирицы» в Рязанской области, квадроциклы Kawasaki фсиновцев и бестселлер — российский шестиколесный плавающий гигант «Трэкол» у органов прокуратуры, следователей, ФСКН, МЧС и ФСО.

При участии Степана Опалева, Олеси Волковой и Евгения Овчарова​

Источник

Ответы на популярные вопросы