Автомобиль кредит в условиях кризиса

Содержание
  1. Выехать из кризиса: почему растет рынок автокредитования
  2. Что делать с кредитами в кризис?
  3. Что происходит с банками?
  4. Стоит ли брать кредит в кризис 2021?
  5. Когда кредит может быть выгодным?
  6. Погашать ли кредит досрочно?
  7. Как платить кредит в кризис?
  8. Поиск кредита
  9. Что делать, если нечем платить?
  10. Стоит ли брать авто в кредит в 2021 году?
  11. Оформить заявку и получить ответ из банка всего за 5 минут →
  12. Выгодно ли брать сейчас автомобиль в кредит?
  13. Актуальные предложения по автокредитам:
  14. Что лучше – автокредит или потребительский займ?
  15. Льготная автопрограмма
  16. Приобретая авто в кредит, стоит руководствоваться следующими правилами
  17. Как купить авто в кредит выгодно?
  18. Авто в кредит в Москве
  19. Есть ли автокредит в Сбербанке?
  20. Банки потребительского сегмента осваивают новую нишу
  21. Как автокредиты выехали на господдержке
  22. Автокредитные банки стали лидерами по росту проблемных долгов
  23. Как растет новая просрочка по автокредитам
  24. Что говорят банки
  25. Почему россияне стали хуже обслуживать долги за машины
  26. Какие проблемы возникли с каникулами для автокредитов
  27. Как нерабочий месяц сказался на прибыли автокредитных банков

Выехать из кризиса: почему растет рынок автокредитования

В последнее время многие эксперты и журналисты говорят о внезапном значительном росте автокредитования и всего рынка розничных кредитов в стране. На наш взгляд, ничего неожиданного в такой динамике увеличения выдачи автокредитов нет. Действительно, рынок автокредитования в России растет достаточно серьезными темпами, причем не первый год. По данным 4100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных автокредитов в 2017 году увеличилось на 29% по сравнению с 2016 годом. Ситуация в первые три месяца 2018 года также следует уже сложившемуся тренду — в первом квартале было выдано более 164 000 автокредитов, что на 28% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В чем же причины столь значительного роста? Во-первых, стоит учитывать эффект «низкой базы», все-таки падение рынка трехлетней давности было слишком серьезным. В 2015 году розничное кредитование испытывало серьезные трудности, а выдача кредитов стремительно падала. В первом квартале 2015 года кредитные конвейеры банков были фактически остановлены, а количество выданных автокредитов в 2015 году сократилось до 0,49 млн штук. Для сравнения, в «предкризисном» 2014 году было выдано почти в два раза больше — 0,82 млн автокредитов. В 2017 году выдача автокредитов достигла максимума за три последних года — 0,71 млн единиц.

Во-вторых, стабилизировалась экономическая ситуация в стране. И кредиторы, и заемщики привыкли к «новой реальности» и снова в полном объеме вовлеклись в кредитный процесс. Кроме того, надо понимать, что для банков розничное кредитование — наиболее рентабельное направление бизнеса, а для населения — один из главных источников финансирования для удовлетворения собственных нужд и потребностей.

Но все же главная причина, которой объясняется рост выдачи автокредитов в последние годы, состоит в государственной поддержке автомобильной отрасли. Прежде всего речь идет о реализации многолетней госпрограммы льготного автокредитования, то есть субсидирования процентной ставки по автокредитам. Свою роль также сыграли относительно новые программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые предусматривают 10%-ную скидку от стоимости приобретаемого транспортного средства. Благодаря этим программам доля автомобилей, купленных в кредит, достигла в 2017 году 49%, тогда как в 2014 году доля «кредитных» машин составляла 35%. Иными словами, половина всех новых машин в стране сейчас покупается в кредит.

При этом важно, что государственные программы льготного автокредитования смогли обеспечить рост продаж в последние годы в условиях роста цен на автомобили и снижения уровня реальных доходов населения.

В целом политика государства в части стимулирования продаж автомобилей оказалась весьма эффективной. Она не только позволила автопрому не рухнуть в условиях непростой экономической ситуации 2015 года, но и помогла отрасли начать восстановление. В этой связи стоит напомнить, что в 2014 году объем рынка продаж новых автомобилей составлял 2,34 млн единиц. После обвала в 2015 году этот показатель снизился на миллион штук, до отметки в 1,31 млн автомобилей. В 2017 году количество купленных машин выросло до 1,46 млн, но этот результат все еще далек от «докризисных» рубежей.

Возвращаясь к автокредитам, важно отметить, что еще больший рост в сегменте автокредитов был зафиксирован не в количественном, а в денежном выражении. За весь 2017 год россияне получили кредиты на сумму около 520 млрд рублей, то есть почти в два раза больше, чем в 2015 году (около 270 млрд рублей). Во многом это связано с ростом среднего размера автокредита: если в 2015 году средний размер кредита на покупку автомобиля составлял 559 000 рублей, то в 2017 году он вырос до 692 000 рублей. В первом квартале 2018 года этот показатель преодолел рубеж в 700 000 рублей.

При этом средний размер автокредита растет не только по причине удорожания импортных автомобилей, приобретаемых в кредит. Важнейшим фактором роста среднего размера автокредита в 2017 году стало повышение стоимости автомобиля до 1,45 млн рублей в рамках государственной программы льготного автокредитования. Это расширило перечень автомобилей, подпадающих под действие программы. Кроме того, на рост среднего размера кредита повлияло значительное улучшение процедуры управления рисками со стороны банков: сейчас они стараются кредитовать прежде всего тех, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне.

По нашему мнению, в краткосрочной и среднесрочной перспективе тенденция к восстановлению объемов автокредитования до уровня 2014 года продолжится. Но надо учитывать и существующие риски (как внутренние, так и внешние), способные затормозить данный процесс. При этом главным сдерживающим фактором для развития как всего розничного кредитования, так и сегмента автокредитов в частности остается снижение или стагнация реальных доходов населения. Если же экономическая ситуация в стране в текущем году не изменится к худшему, имеются все основания ожидать продолжения тенденции роста как в автокредитовании, так и в целом по авторынку.

Источник

Что делать с кредитами в кризис?

Вероятность наступления финансового кризиса в 2021 году оценивается как очень высокая. Пандемия коронавируса, которая охватила практически весь мир, серьезно повлияла на мировую экономику. Влияние эпидемии отразилось на всей производственной цепочке. На негативный сценарий развития ситуации указывает также наблюдающееся замедление в сфере розничного кредитования, связанное с ужесточением условий выдачи кредитов. Существенное замедление темпов роста прогнозируется в сегменте потребительских кредитов, в то время как сегмент ипотечного кредитования сохранит высокие темпы роста.

Что происходит с банками?

В условиях пандемии коронавируса и падения цен на нефть банковский сектор может столкнуться с рядом серьезных проблем. Уже сегодня многие заемщики заявили о неспособности погашать взятые кредиты из-за ограничительных мер, введенных в связи с распространением коронавирусной инфекции. Сложности с выплатой кредитов испытывают не только обычные граждане. Из-за карантинных мер проблемы с выполнением взятых обязательств испытывает и бизнес. Большая часть предприятий малого и среднего бизнеса вынужденно прекратили свою работу, что привело к сокращению выручки и невозможности расплатиться с персоналом и кредиторами. При этом многие предприятия работают по кредитным схемам – взятые в банках деньги пускают в оборот, получают выручку и возвращают кредит. Отсутствие выручки приводит к отсрочке платежей, а при более негативном сценарии – к тому, что кредит переходит в категорию проблемных. Для банка это означает, что возврат выданных средств маловероятен или вообще невозможен. Помимо проблем с возвратом кредитов, следствием приостановки работы предприятий является уменьшение количества денег на банковских счетах.

Читайте также:  Автомобиль малкина в москве

На российскую экономику давит не только пандемия коронавируса и приостановка экономической деятельности в значимых отраслях, но и значительное падение стоимости нефти. Длительное снижение цен может привести к снижению реальных доходов граждан и дальнейшему замедлению темпов роста кредитования. По мнению финансовых аналитиков, если кризис будет усиливаться, есть высокая вероятность ужесточения кредитно-денежной политики Центробанком, что станет еще одним ударом по банковскому сектору.

Стоит ли брать кредит в кризис 2021?

Эксперты не советуют брать кредиты в кризис, особенно если условия кредитования не самые выгодные. В кризисные периоды всегда повышается риск увольнений и сокращений, следствием которых является невозможность заемщика исполнять свои обязательства перед банком. В определенной степени оправданными могут быть кредиты на покупку дорогостоящих вещей – технику, автомобиль, мебель, недвижимость. Не стоит покупать в кредит высокотехнологичные товары – смартфоны, планшеты и прочие гаджеты. Такая техника быстро устаревает и обесценивается. Пока вы будете рассчитываться по текущему кредиту, в продажу выйдут более новые, усовершенствованные модели.

Если вы все-таки решились взять кредит, то отдавайте предпочтение долгосрочным займам. При этом оформлением кредита лучше заняться в начале кризиса, пока ставки не начали расти. Следите за тем, чтобы ежемесячные платежи по всем обязательствам не превышали 40% от вашего дохода.

Когда кредит может быть выгодным?

Каждый крупный кризис сопровождался обвалом цен на нефть. Стоимость недвижимости при этом повторяла ее курс. Согласно статистическим данным, квартиры в Москве теряли до 20% в рублевом эквиваленте и до 50% в долларовом. В 2021 году ситуация на рынке может повториться, но точных прогнозов дать невозможно. На стоимость недвижимости будут влиять многие факторы, в том числе общая экономическая ситуация, эпидемиологическая обстановка и политика кредиторов относительно процентных ставок. Существенную роль сыграет и общий спрос на недвижимость.

Если Центробанк в попытках сдержать рост цен повысит ключевую ставку, пропорционально этому вырастут и ставки по кредитам. На сегодняшний день средняя ставка по ипотечным кредитам находится в районе 9%, после повышения ее величина может превысить 10%. С этой точки зрения оформление ипотеки может быть выгодным, так как ставка фиксируется на весь срок действия договора. При этом, перед тем как оформить ипотеку, важно оценить личные риски.

Плюсы оформления ипотеки в кризис:

Погашать ли кредит досрочно?

Независимо от условий кредит – это всегда финансовая нагрузка на заемщика, которая в кризис будет дополнительным фактором риска. Если у заемщика несколько кредитов, начинать погашение нужно с самых невыгодных и дорогих, то есть тех, ставка по которым является наиболее высокой. К таким займам относятся микрокредиты, кредитные карты и потребительские кредиты. Если финансовое положение позволяет, дорогие кредиты нужно погасить досрочно. Это позволит не только снять лишнюю нагрузку с заемщика, но и поможет сэкономить значительную сумму.

Как платить кредит в кризис?

Заемщики, чье финансовое состояние ухудшилось и не позволяет дальше выполнять обязательства перед банком, могут оформить рефинансирование или реструктуризацию кредита. Услуга доступна гражданам, чей доход вследствие каких-либо причин снизился до уровня, при котором на прежних условиях погашать задолженность невозможно. Рефинансирование кредита представляет собой оформление нового кредита для погашения уже имеющегося. Оно позволяет объединить несколько кредитов в один, уменьшить размер ежемесячного платежа, снизить процентную ставку и изменить сроки кредитования. Рефинансирование можно оформить в своем банке или обратиться в стороннее финансовое учреждение.

Реструктуризация – это изменение условий текущего кредита с целью снижения кредитной нагрузки на заемщика. Чаще всего добиться уменьшения ежемесячного платежа позволяет увеличение сроков кредитования. В некоторых случаях возможно уменьшение процентной ставки. Как правило, это происходит в ситуациях, когда у заемщика возникает право на льготные условия. Программы господдержки сегодня действуют для семей с детьми, военных, а также покупателей недвижимости в определенных регионах. Реструктуризация кредита проводится в том же банке, в котором взят кредит.

Поиск кредита

Что делать, если нечем платить?

Если финансовое положение заемщика не позволяет продолжать выплачивать кредит, он может оформить кредитные каникулы. Их продолжительность составляет не более 6 месяцев. В течение этого времени клиент может полностью приостановить выплаты по кредиту либо изменить размер ежемесячных платежей до приемлемого уровня. Воспользоваться кредитными каникулами могут граждане, чей доход снизился по сравнению с 2019 годом более чем на 30% и это подтверждено документально. Программа государственной поддержки действует до 30 сентября 2020 года.

Ипотечные заемщики, которые оказались в трудной ситуации, могут воспользоваться льготным периодом при выполнении определенных требований. Типы жизненных ситуаций, которые позволяют оформить отсрочку платежей, четко определены:

Любая из этих ситуаций должна быть подтверждена документально соответствующими справками. Другие обязательные условия для оформления ипотечных каникул:

Если заемщик не подходит под указанные выше требования, он может оформить реструктуризацию кредита.

Кредитные каникулы в связи с пандемией коронавируса можно оформить в следующих банках:

Ипотечные каникулы предоставляются заемщику кредитором при соблюдении условий, установленных законом. Банк не вправе отказать в предоставлении отсрочки, если заемщик выполнил все требования и представил необходимые документы. Право на ипотечные каникулы закреплено за заемщиками с 2019 года и не зависит от пандемии.

Источник

Стоит ли брать авто в кредит в 2021 году?

Оформить заявку и получить ответ из банка всего за 5 минут →

Стоит ли брать автокредит в текущем году, если случится дефолт или кризис, интересуются россияне, которые собираются купить машину. На данный момент цены на автомобили более чем демократичные, и многие воспользовались этой возможностью и стали счастливыми обладателями этого удобного средства передвижения.

Выгодно ли брать сейчас автомобиль в кредит?

Аналитики придерживаются по данной ситуации различных мнений, которые отображены в нашей сегодняшней статье.

Актуальные предложения по автокредитам:

Список МФО, выдающих небольшие первые займы под 0% →

И здесь стоит все-таки смотреть на свои нынешние потребности и возможности. Если у вас большая семья, вы живете за городом, часто куда-то уезжаете – вам в любом случае необходимо приобрести собственное транспортное средство.

И если у вас уже есть 40-50% от стоимости авто, лучше немного подкопить, и приобрести его самостоятельно. А вот в случае, когда накоплений хватает максимум на 15-20% от реальной цены машины, а нужна она в ближайшее время, тогда действительно оформление автокредита будет целесообразно.

Что лучше – автокредит или потребительский займ?

Многие задаются вопросом о том, нужно ли обязательно брать целевую ссуду, или же можно обойтись обычным кредитом? Здесь у каждого варианта будут как свои положительные, так и отрицательные стороны:

Потребительский займ привлекателен тем, что вам не придется нести дополнительные расходы по кредиту, и приобретаемое транспортное средство будет сразу принадлежать вам. Но при этом процентные ставки будут достаточно высоки – от 12% до 29% годовых.

Читайте также:  Акт возврата денежных средств за автомобилями

Оригинальные отзывы по этой теме мы собрали здесь, отзывы настоящих людей, много комментариев, стоит почитать.

Если же брать целевой кредит, да еще и на новый автомобиль в салоне, тогда дилеры смогут предложить вам множество специальных программ, где процент может начинаться от 5-7% в год. При этом некоторые компании, например, Генбанк, и вовсе предлагают беспроцентную рассрочку.

Льготная автопрограмма

Если вы решитесь взять автокредит, то сделать это лучше по льготной программе кредитования, когда часть стоимости автомобиля погашается за счет помощи государства. Она сейчас составляет 10% от стоимости ТС, т.е. при оформлении автокредита вы получите скидку на эту сумму.

Есть вариант кредитования для семейных пар с детьми, а также для заемщиков, которые приобретают машину для себя впервые, т.е. ранее не имели ТС в собственности. При этом воспользоваться программой можно только для нового легкового автомобиля не дороже 1,45 млн. рубл. Он должен быть 2018 или же 2019 года выпуска.

Обратите внимание, что обязательным условием участия в проекте является внесение первоначального взноса. В разных банках его минимальное значение может различаться, чаще всего требует ПВ от 20% от стоимости ТС.

Есть также строгие правила к участникам, которые могут воспользоваться только одной программой – “Первый автомобиль”, либо “Семейный автомобиль”. Полные их условия перечислены по этой ссылке, а основные моменты приведены в таблице ниже.

Приобретая авто в кредит, стоит руководствоваться следующими правилами

В 2021 году ожидается рост цен на машины, по сравнению с 2018 годом, так как иномарки ввозятся в страну по доллару или евро. Учитывая их рост, в эквиваленте на рубли автомобили станут дороже. Если вы планируете приобрести новое авто, наиболее привлекательные кредиты описаны здесь, Для поддержанных авто программы перечислены здесь.

Возможно, эти статьи также будут вам интересны:

Как купить авто в кредит выгодно?

Мы подобрали для вас предложения с самыми низкими процентными ставками, действующими на момент написания статьи:

Вы можете рассчитать примерные параметры вашего автокредита при помощи онлайн-калькулятора:

Воспользоваться нашим расширенным калькулятором с возможностью построения графика платежей и расчета досрочного погашения вы можете на этой странице.

Авто в кредит в Москве

Если вы проживаете в столице нашей страны, то для вас наверняка будет интересно – есть ли для столичных граждан какие-то особые условия по кредитованию? На самом деле, специальных программ для жителей Москвы не предусмотрено, однако, к ним будут предъявляться повышенные требования в плане минимального дохода и минимальной суммы, которую они смогут запросить.

Где можно получить наименьшую ставку:

Обратите внимание, что большинство этих предложений – партнерские, т.е. получить минимальный процент можно только в случае приобретения авто определенной марки и модели. Поэтому при выборе обязательно заходите на официальный сайт дилера в вашем городе, и ищите информацию о специальных предложениях.

Есть ли автокредит в Сбербанке?

Нет, данное банковское учреждение еще несколько лет назад передало это направление в кредитовании в свою дочернюю организацию под названием Сетелем банк. Здесь существует около 30-ти различных предложений, большая часть из которых – партнерские программы для покупки авто определенной марки.

Проценты достаточно высоки, они начинаются от 13,25% годовых и могут достигать до 21% в год. Окончательное значение будет зависеть от того, какое ТС вы хотите приобрести, сколько документов планируете принести, и будете ли вы оформлять страховку.

Если вы все же хотите кредитоваться в Сбербанке, то для этого вам смогут предложить только потребительский нецелевой займ. Сумма – от 30.000 до 5.000.000 рублей, ставка варьируется от 11,9% до 19,9% с надбавками при отказе от страховки. Срок действия договора – до 5 лет, подробности в этой статье.

Какие можно сделать выводы? Не существует единственно правильного мнения даже у экспертов о том, стоит ли брать сейчас автомобиль в кредит, будет ли это выгодно. Одни категорически против из-за нестабильного рынка и высоких переплат, другие говорят о том, что именно сейчас стоит покупать ТС, ведь дальше они будут только дорожать.

К какому именно мнению стоит прислушаться – решать именно вам. Возможно, вам стоить немного подождать и накопить достаточную сумму для покупки б\у – это будет более разумно, тем более что после новогодних праздников этот рынок заметно оживится.

Источник

Банки потребительского сегмента осваивают новую нишу

За девять месяцев 2020 года рынок автокредитования вырос на 3%, до1 трлн руб. При этом наибольший рост портфелей показали не лидеры рынка, а сравнительно новые игроки в этом сегменте, основной специализацией которых первоначально являлось потребкредитование. Эти банки обладают технологиями для быстрого принятия решения, поэтому делают ставку на кредитование подержанных машин.

По данным консалтинговой компании Frank RG, на 1 октября 2020 года объем рынка автокредитования (портфель кредитов) составил 1 трлн руб., увеличившись на 3% с начала года. Росли и темпы выдачи автокредитов. Так, в январе 2020 года было выдано 52,2 тыс. ссуд на приобретение автомобилей, а в сентябре уже 72,8 тыс., приводят данные в БКИ «Эквифакс».

Портфели крупнейших игроков на рынке оставались практически неизменными, тогда как банки, недавно вышедшие в этот сегмент, показали стремительный рост, следует из материалов Frank RG. Так, лидер рынка, «автодочка» Сбербанка — «Сетелем» за девять месяцев увеличил портфель автокредитов лишь на 2%. А РГС-банк (11-е место на рынке автокредитования по данным Frank RG) и Русский народный банк (25-е место) с начала года увеличили портфели автокредитов на 75% (до 27,1 млрд руб.) и 40% (до 4,2 млрд руб.) соответственно. ОТП-банк, который запустил автокредитование в 2019 году (27-е место), за девять месяцев текущего года увеличил портфель автокредитов на 57%, до 3,3 млрд руб. При этом остальные направления кредитования в банке по итогам девяти месяцев не росли, свидетельствует его отчетность по международным стандартам. Так, выдача потребительских кредитов за девять месяцев сократилась на 13,5%, до 41,8 млрд руб., кредитных карт — на 5%, до 24,3 млрд руб.

Примечательно, что опережающий рост в автокредитовании показывают игроки, традиционно ориентирующиеся на необеспеченные потребкредиты. Выход на рынок автокредитования — это часть стратегии банка по диверсификации, говорит зампред правления ОТП-банка Александр Васильев. По его словам, закрепиться в этом сегменте банку помог опыт в POS-кредитовании (кредиты на покупку товаров в торговых сетях). Продукты автокредитования хорошо сочетаются с подходом дистанционного обслуживания, на котором специализируется «Тинькофф» (13-е место в рейтинге: рост на 15% за три квартала), поясняет руководитель направления автокредитования «Тинькофф» Кирилл Григорьев. «Технологичность и быстрые бизнес-процессы позволяют конкурировать именно на рынке кредитования автомобилей с пробегом, где необходимо быстро принимать решение, чтобы клиент оформлялся в течение нескольких десятков минут после обращения, так как машина уже имеется в наличии у автодилера»,— рассказывает господин Григорьев. Ставку на сегмент кредитования машин с пробегом сделали и в РГС-банке. По словам члена правления РГС-банка Марины Дембицкой, на сегмент автомобилей с пробегом приходится четверть всех продаж автокредитов, и эта доля постоянно растет. «В сегмент кредитования покупок машин с пробегом банкам, специализирующимся на потребкредитах, выходить проще, так как по технологии он похож на POS- кредитование: большое количество партнеров и быстрый скоринг»,— уверен гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.

В условиях кризиса потребительские банки стараются переориентироваться на менее рискованные сегменты, отмечают эксперты. На текущий момент просроченная задолженность в автокредитовании не превышает 65 млрд руб., это 7,4% портфеля, против 12% в потребительском кредитовании, приводит данные гендиректор финансового маркетплейса «Юником24» Юрий Кудряков.

Как автокредиты выехали на господдержке

В октябре число кредитов, выданных на покупку новых автомобилей, выросло на 16%, подсчитали в «Автостате». Сегмент растет на фоне господдержки, в рамках которой предоставляется скидка на авансовый платеж, говорят в банках. Однако средства по господдержке в ноябре будут исчерпаны, и, по мнению аналитиков, рост автокредитования замедлится уже в декабре.

Источник

Автокредитные банки стали лидерами по росту проблемных долгов

В апреле доля не погашенных в срок автокредитов вышла на максимум за три года и достигла 9,4%, следует из данных Центробанка. За месяц, объявленный в России нерабочим из-за пандемии, доля неоплаченных вовремя автокредитов увеличилась на 1,4 п.п., тогда как в сегменте потребкредитов и ипотеки она падала.

По данным ЦБ, на 1 мая объем автокредитов на балансах банков, по которым должны были вноситься платежи в апреле, составлял 24,74 млрд руб. Заемщики не погасили обязательства по ссудам на 2,34 млрд руб. В статистику попадают любые ссуды физлицам с просроченными платежами, независимо от длительности просрочки.

Рост неплатежей по автокредитам подтверждает отчетность банков, специализирующихся на этом сегменте.

Как растет новая просрочка по автокредитам

В апреле объем автокредитов с новой просрочкой (до 30 дней) вырос на 37%, сообщили РБК в бюро кредитных историй «Эквифакс». В категорию проблемных перешли ссуды на 500,93 млн руб. Принципиальных изменений в экономике, которые могли бы привести к снижению объема ранней просрочки, пока не произошло, констатирует гендиректор бюро Олег Лагуткин.

В мае ситуация с погашением автокредитов ухудшилась, следует из расчетов Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (есть у РБК). По оценкам НАПКА, по итогам месяца 112 тыс. ссуд на машины не обслуживались заемщиками свыше 90 дней. Объем такой просрочки (NPL90+) достиг 52 млрд руб. — рекорда за два года. С начала года прирост просроченной задолженности составил 6%.

БКИ пока не располагают информацией о доле NPL90+ за май, сообщили РБК в «Эквифаксе» и Национальном бюро кредитных историй. Оперативные данные от автокредитных банков не говорят об ухудшении платежной дисциплины клиентов, утверждает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Банк России пока не выявил проблем у монолайнеров, сообщил РБК представитель ЦБ. «Существенного ухудшения качества портфеля не было. Доля «плохих» автокредитов в их портфеле сопоставима с уровнем по сектору», — пояснил он.

Что говорят банки

Почему россияне стали хуже обслуживать долги за машины

Основная причина роста неплатежей — кризис и ограничения, связанные с пандемией коронавируса, считают большинство опрошенных РБК экспертов. Как отмечает Андрей Личманов из МС банк Рус, платежная дисциплина упала из-за непонимания некоторыми клиентами того, что даже в нерабочий месяц нужно внести очередной платеж по автокредиту. «Кто-то потерял уровень дохода, кто-то по объективным причинам, таким как состояние здоровья, не смог войти в график», — говорит первый зампред правления Экспобанка Алексей Санников.

На динамику просрочки также повлияла специфика автокредитов, считает Екатерина Алиева из Росбанка: «Автомобиль не является средством первой необходимости, как, например, залоговая квартира по ипотеке, и одновременно сумма ежемесячного платежа выше, чем по среднему необеспеченному кредиту. Эти факторы влияют на поведение клиентов, которые делают выбор в пользу оплаты самых важных для жизни затрат или меньшей суммы долга».

Автокредиты обычно более устойчивы в кризис, чем необеспеченные ссуды, говорит аналитик банка БКФ Максим Осадчий. «Однако в условиях нынешнего кризиса закономерность была нарушена: в апреле доля просрочки по автокредитам (9,4%) оказалась больше, чем по «иным потребительским ссудам» (7,5%), не говоря уже об ипотеке (5,5%)», — замечает он. По его словам, причина в «некачественной настройке кредитных каникул» в сегменте автокредитования.

Какие проблемы возникли с каникулами для автокредитов

С апреля 2020 года россияне, которые столкнулись с финансовыми сложностями из-за кризиса и пандемии коронавируса, могут рассчитывать на кредитные каникулы. Но по автокредитам они распространяются на должников с суммой кредита меньше 600 тыс. руб. По данным «Эквифакса», в апреле средний размер автокредита составил 734,1 тыс. руб., в докризисные месяцы показатель был выше.

«Порог по автокредиту не был увеличен. В результате многие заемщики, утратившие возможность обслуживать автокредит из-за резкого снижения доходов в результате кризиса, не смогли воспользоваться кредитными каникулами», — отмечает Осадчий. Этим и объясняется более заметный прирост просрочки у автокредитных банков-монолайнеров, резюмирует он.

На проблемы должников по автокредитам ранее обращала внимание глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отмечала низкий уровень одобрения заявок на реструктуризацию и кредитные каникулы в этом сегменте и поддерживала идею расширения программы поддержки. В апреле уровень одобрения заявок по ссудам на машины находился на уровне 7,4%, следует из данных регулятора. Это намного ниже доли удовлетворенных заявок по другим видам розничных кредитов (например, по потребительским ссудам она составляет около 70%).

К 3 июня под реструктуризацию попали автокредиты почти на 25 млрд руб., или 2,5% от портфеля, сообщил представитель ЦБ. «Что касается уровня одобрений обращений за каникулами, то он действительно низкий — около 25%», — добавил он.

Опрошенные РБК банки сообщили, что не видят каких-либо проблем с выходом своих заемщиков на кредитные каникулы.

Заметное ускорение динамики просрочки именно в автокредитных банках связано с кредитными каникулами, считает директор — руководитель направления банковских рейтингов НКР Михаил Доронкин. По оценкам агентства, уровень одобрения заявок на отсрочку по автокредитам составляет всего 24%. «Благодаря невысокому уровню реструктуризаций портфель автокредитов сегодня более адекватно отражает качество заемщиков, в отличие от прочих потребительских кредитов, где уровень одобрения каникул был заметно выше», — говорит Доронкин.

Он, однако, считает рост просрочки по автокредитам умеренным. «Он пока не оказывает заметного давления на бизнес большинства автокредитных банков с учетом имеющегося у них запаса капитала либо потенциальной поддержки со стороны «материнских» компаний (часть автокредитных банков — «дочки» соответствующих автоконцернов)», — поясняет аналитик.

Как нерабочий месяц сказался на прибыли автокредитных банков

По итогам апреля автокредитные банки оказались в списке наиболее убыточных в банковской рознице, показывают расчеты рейтингового агентства НКР (есть у РБК). Аналитики обратили внимание на отрицательный финансовый результат Сетелем банка, Плюс банка, Тойота банка, Быстробанка, БМВ банка и МС банка. Совокупный убыток шести кредитных организаций превысил 1,4 млрд руб. Апрель с убытками также закончили розничные банки, специализирующиеся на выдаче необеспеченных и POS-кредитов: «Русский стандарт», «Ренессанс Кредит», Почта Банк и Банк Хоум Кредит.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector
РАССЧИТАТЬ КРЕДИТ:
Ставка % в год:
Срок (мес.):
Сумма кредита:
Ежемесячный платеж:
Всего заплатите:
Переплата по кредиту