Организация приобрела автомобиль: бухгалтерский и налоговый учет
Организация приобрела газель у взаимозависимой компании за 50 000 руб., в том числе НДС 18%. Организация применяет общий режим налогообложения, ПБУ 18/02 не применяется. Как списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо ли платить налог на имущество и транспортный налог?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете подержанный автомобиль стоимостью свыше 40 000 руб. учитывается в составе основных средств в общеустановленном порядке. Амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету.
В целях налогообложения прибыли автомобиль не является амортизируемым имуществом, его стоимость учитывается в составе материальных расходов одним из способов, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Налогом на имущество автомобиль облагается в общеустановленном порядке. При этом факт его приобретения у взаимозависимого лица исключает возможность воспользоваться льготой, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ.
Транспортный налог уплачивается в общеустановленном порядке. Субъектом РФ, на территории которого зарегистрирован автомобиль, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
не предполагается его последующая перепродажа;
способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Приобретенный за плату автомобиль принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется из фактических затрат организации на его приобретение (за исключением НДС). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности, суммы, уплачиваемые (подлежащие уплате) в соответствии с договором продавцу (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. 24 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Это правило распространяется и на приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации.
Затраты на покупку автомобиля отражаются
по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем (в момент принятия объекта к бухгалтерскому учету) списываются на счёт 01 «Основные средства»:
Дебет 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60
— отражена первоначальная стоимость приобретенного автомобиля;
Дебет 01 Кредит 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств»
— автомобиль введен в эксплуатацию.
При этом правилами бухгалтерского учета момент принятия автомобиля к учету в качестве основного средства не ставится в зависимость от факта регистрации транспортных средств в ГИБДД, поскольку такая регистрация не подтверждает готовность автомобиля к эксплуатации. Исходя из положений ст. 130 ГК РФ, автотранспортное средство является движимой вещью. В соответствии с п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на транспортные средства законодательством не установлена. А постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регулирует только порядок регистрации самого автотранспортного средства в госорганах.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
Начисление амортизации по объектам ОС, бывшим в употреблении, производится в общеустановленном порядке начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется в соответствии с п. 19 ПБУ 6/01 с учетом срока полезного использования объекта ОС.
Срок полезного использования автомобиля (как нового, так и бывшего в употреблении) определяется организацией самостоятельно исходя из (п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний):
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).
Порядок определения срока полезного использования при принятии основных средств к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Заметим, что с 01.01.2017 в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, были внесены изменения. В частности, исключено положение о возможности ее использования для целей бухгалтерского учета (п. 1 Изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640)).
Таким образом, организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства, руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77).
Соответственно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету, и до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета начисляется амортизация:
Дебет 26, (44) Кредит 02
— начислена амортизация за соответствующий месяц.
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежат вычету при одновременном выполнении следующих условий:
приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС, или для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);
товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры продавца (п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).
Каких-либо особенностей для принятия к вычету сумм НДС при приобретении имущества, бывшего в употреблении, нормами НК РФ не предусмотрено.
Соответственно, право на вычет НДС по автомобилю, приобретенному для производственной деятельности, возникает у организации в том налоговом периоде, в котором автомобиль принят к бухгалтерскому учету на основании соответствующих первичных документов, при наличии счета-фактуры продавца (письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/244).
Налог на прибыль
В налоговом учете автомобиль признается амортизируемым имуществом, если одновременно отвечает следующим условиям (п. 1 ст. 256 НК РФ):
находится у налогоплательщика на праве собственности;
используется налогоплательщиком для извлечения дохода;
срок полезного использования составляет более 12 месяцев;
первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (стоимостный критерий в размере 100 000 руб. действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 на основании п.п. 7, 8 ст. 2, части 4, 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).
Первоначальная стоимость основного средства вне зависимости от того, является оно новым или бывшим в эксплуатации, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Наличие взаимозависимости с продавцом не влияет на порядок определения его первоначальной стоимости.
Срок полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства в целях налогообложения определяется с учетом положений п.п. 1, 7 и 12 ст. 258 НК РФ, устанавливающих возможность определения срока полезного использования для подержанного объекта с учетом его срока использования у предыдущего собственника.
Поскольку стоимость имущества является одним из обязательных признаков амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль, полагаем, что в рассматриваемой ситуации автомобиль, имеющий первоначальную стоимость менее 100 000 руб., не является амортизируемым имуществом, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации.
Затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к материальным расходам. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. При этом налогоплательщик вправе выбрать порядок списания стоимости имущества, не признаваемого для целей налогообложения амортизируемым, а именно:
учитывать в расходах единовременно на дату ввода актива в эксплуатацию;
учитывать в течение нескольких отчетных периодов в самостоятельно определенном организацией порядке, причем такой порядок должен быть разработан с учетом экономически обоснованных показателей, в частности с учетом срока использования имущества.
Применяемый порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации стоимость автомобиля учитывается в составе материальных расходов одним из способов, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Отметим, что официальные разъяснения применительно к рассматриваемой ситуации отсутствуют*(1). Полагаем, что косвенно о возможности учета приобретенного организацией имущества в составе материальных расходов свидетельствуют разъяснения Минфина России, представленные в письме от 09.02.11 N 03-03-06/2/29.
Кроме того, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2017 N Ф02-7680/16 судьи также пришли к выводу, что одним из обязательных признаков амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль является то, что стоимость данного имущества на момент его принятия налогоплательщиком к учету составляет более установленного лимита. При таких обстоятельствах сами по себе ссылки на положения пунктов 1, 5, 7 ст. 258 НК РФ, определяющие порядок исчисления срока полезного использования амортизируемого имущества, не подтверждают, что спорное имущество является амортизируемым.
Налог на имущество организаций
Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ признаются налогоплательщиками налога (п. 1 ст. 373 НК РФ).
Приобретенный организацией автомобиль, учитываемый на балансе организации в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, на основании п. 1 ст. 374 НК РФ признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
Особенности налогообложения для имущества, бывшего в употреблении, не определены. Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ.
При этом организация не сможет воспользоваться предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ льготой, на основании которой движимое имущество (в том числе автомобиль), принятое на учет организацией с 2013 года и учтенное в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество организаций, поскольку указанная льгота не распространяется на случаи приобретения таких объектов у взаимозависимых лиц (смотрите, например, письмо Минфина России от 30.08.2017 N 03-05-05-01/55522).
Соответственно, приобретенный автомобиль подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
Транспортный налог
Транспортный налог в соответствии с гл. 28 НК РФ устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).
На основании ст. 358 НК РФ приобретенный организацией автомобиль, зарегистрированный в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, является объектом налогообложения по транспортному налогу, вне зависимости от того, является ли он новым или бывшим в употреблении (смотрите также письмо Минфина РФ от 08.09.2011 N 03-05-04-04/10).
Наличие взамозависимости с продавцом транспортного средства или срок использования автомобиля у прежнего владельца не влияют на определение наличия объекта налогообложения.
Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства (ТС) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Законами субъектов РФ ставки налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ).
Таким образом, при определении ставки транспортного налога по приобретенному подержанному автомобилю необходимо руководствоваться соответствующим законом субъекта, на территории которого он зарегистрирован (смотрите также письма Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-06-04/484, от 04.10.2013 N 03-05-06-04/41282). Заметим, в частности, что установленные на территории города Москвы ставки налога в настоящее время не дифференцируются в зависимости от года выпуска автомобиля (Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге»).
Также следует учитывать, что установленные в п. 1 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога, помимо мощности двигателя, дифференцируются в зависимости от типа транспортного средства (например легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и т.д.) (письмо ФНС России от 02.06.2016 N БС-3-11/2508@).
При отсутствии в паспорте транспортного средства сведений о его типе или при разногласии с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств» (письмо Минфина РФ от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) В случае получения имущества в результате реорганизации основное средство, бывшее в употреблении, по мнению уполномоченных органов, из состава амортизируемого имущества новым собственником не исключается вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования и стоимости (письма Минфина России от 12.05.2005 N 07-05-06/138, от 01.04.2008 N 03-03-06/1/241, УФНС России по г. Москве от 26.04.2010 N 16-15/043777@).
Источник
Покупка и продажа подержанных автомобилей
Автосалон предлагает покупателям услугу trade-in – обмен принадлежащего покупателю бывшего в употреблении автомобиля на новый (с соответствующей доплатой). С 1 апреля 2009 года упрощен порядок уплаты НДС при продаже подержанных автомобилей, купленных у физических лиц. Рассмотрим, как следует отразить соответствующие операции в бухгалтерском и налоговом учете.
Кроме того, в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ по товарообменным операциям налоговики могут проверить, соответствуют ли цены, применяемые сторонами сделки, рыночному уровню.
Чтобы произвести взаимозачет, сторонам необязательно иметь равные взаимные обязательства. Ведь статья 410 Гражданского кодекса РФ позволяет проводить не только полное, но и частичное погашение взаимных требований зачетом. Если обязательства не равны, зачитывается меньшая сумма задолженностей. Договорившись провести взаимозачет, стороны подписывают соответствующий акт. Его унифицированной формы нет. Поэтому составляют акт в произвольной форме, но в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичным документам (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Учет себестоимости приобретенного автомобиля
Приобретенный актив, предназначенный для перепродажи, является товаром – частью материально-производственных запасов. Их бухгалтерский учет ведут в соответствии с ПБУ 5/01.
Отметим, что материально-производственные запасы приходуют по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). А у подержанного автомобиля она признается в сумме, уплаченной продавцу в соответствии с договором.
Стоимость приобретенного автомобиля автосалон учитывает по дебету счета 41 «Товары».
После покупки подержанного автомобиля автосалон, как правило, проводит его предпродажную подготовку. То есть в этом случае возникают затраты по доведению актива до состояния, в котором он пригоден к использованию. Соответствующие суммы в бухгалтерском учете также включаются в фактическую себестоимость товара (п. 6 ПБУ 5/01).
В налоговом учете расходы по предпродажной подготовке автомобиля его покупную стоимость не формируют. Такие суммы признаются косвенными расходами, которые уменьшают доходы от реализации того месяца, в котором имели место. Поскольку порядок признания расходов по предпродажной подготовке автомобиля в бухгалтерском учете отличается от порядка их признания для целей налогообложения, могут возникать налогооблагаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового обязательства.
Налог на добавленную стоимость при перепродаже автомобиля
Если автомобиль, предназначенный для перепродажи, был приобретен у физического лица, сумма НДС, причитающаяся к уплате в бюджет автосалоном, исчисляется по особым правилам. Федеральный закон от 4 декабря 2008 г. № 251-ФЗ дополнил статью 154 Налогового кодекса РФ пунктом 5.1, согласно которому при перепродаже автомобилей, приобретенных у физических лиц, НДС уплачивается с разницы между рыночной ценой и стоимостью их приобретения. Рыночная цена реализуемого автомобиля определяется в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ (с учетом НДС). Как известно, пока не доказано обратное, под рыночной ценой принимается цена, установленная сторонами сделки (п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ). Налог исчисляется с применением расчетной ставки 18/118.
Цифры примера условные.
В апреле 2009 года ЗАО «Автосалон» и Петров А.В. заключили сделку по купле-продаже автомобилей по схеме trade-in. Стороны заключили два договора:
– согласно первому договору ЗАО «Автосалон» приобретает у Петрова принадлежащий ему автомобиль Peugeot-206;
– согласно второму договору Петров приобретает у ЗАО «Автосалон» новый автомобиль Peugeot-308.
Подержанный автомобиль Peugeot-206 был оценен сторонами в 250 000 руб. Цена нового автомобиля Peugeot-308 составляет 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.).
Стороны договорились, что в счет оплаты нового автомобиля ЗАО «Автосалон» принимает у Петрова подержанный автомобиль. На сумму в 250 000 руб. стороны провели взаимозачет встречных однородных требований и подписали соответствующий акт. Согласно акту Петров должен доплатить автосалону 340 000 руб. (590 000 – 250 000). Соответствующую сумму Петров внес в кассу автосалона наличными. Бухгалтерия ЗАО «Автосалон» сделала в учете следующие проводки (операции, связанные с определением финансового результата, не рассматриваются):
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– 250 000 руб. – приобретен автомобиль Peugeot-206;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 590 000 руб. – отражена выручка от продажи Peugeot-308;
ДЕБЕТ 90
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 90 000 руб. – начислен НДС с выручки от реализации;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62
– 250 000 руб. – отражен зачет встречных однородных требований;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
– 340 000 руб. – внесена доплата за приобретенный автомобиль Peugeot-308 в кассу автосалона.
В мае 2009 года автосалон провел предпродажную подготовку приобретенного автомобиля Peugeot-206. Предположим, что сумма этих затрат составила 30 000 руб., в том числе:
– стоимость материалов – 11 800 руб.;
– зарплата рабочих, включая расходы на социальное страхование (исходя из потраченных на предпродажную подготовку нормо-часов) – 18 200 руб.
В учетной политике автосалона установлено, что затраты по предпродажной подготовке автомобилей, приобретенных для дальнейшей перепродажи, отражают с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Бухгалтерия ЗАО «Автосалон» отразила соответствующие операции так:
ДЕБЕТ 16 КРЕДИТ 10
– 11 800 руб. – учтена стоимость материалов, списанных на предпродажную подготовку автомобиля Peugeot-206;
ДЕБЕТ 16 КРЕДИТ 70 (69)
– 18 200 руб. – учтена зарплата рабочих, выполнявших предпродажную подготовку автомобиля (включая расходы на соцстрахование);
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 16
– 30 000 руб. – затраты, связанные с предпродажной подготовкой, списаны на увеличение фактической себестоимости автомобиля Peugeot-206.
В налоговом учете затраты на предпродажную подготовку в мае 2009 года были учтены в составе косвенных расходов автосалона. В учете было отражено отложенное налоговое обязательство:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
КРЕДИТ 77
– 6000 руб. (30 000 руб.х5 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство.
В июне 2009 года автомобиль был продан новому владельцу. Согласно договору продажная цена автомобиля составила 400 000 руб. (включая НДС). Полагаем, что это соответствует уровню рыночных цен на аналогичные авто. Сумма НДС, которую автосалон должен заплатить с этой сделки, бухгалтерия рассчитала исходя из разницы между продажной ценой автомобиля и стоимостью его приобретения у физического лица. Сумма налога составила:
(400 000 руб. – 250 000 руб.) х 18% : 118% = 22 881,36 руб.
Бухгалтерия ЗАО «Автосалон» отразила в учете:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 400 000 руб. – отражена выручка от продажи автомобиля Peugeot-206 новому владельцу;
ДЕБЕТ 90
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 22 881,36 руб. – начислен НДС с выручки от реализации;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41
– 280 000 руб. (250 000 + 30 000) – списана фактическая себестоимость реализованного автомобиля;
ДЕБЕТ 77
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 6000 руб. – погашено отложенное налоговое обязательство;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
– 400 000 руб. – внесены деньги покупателем за приобретенный автомобиль в кассу автосалона.
Источник
Списание и продажа автомобиля: учет и оформление
|