Автомобиль лада из россии в казахстан

Первые «Гранты», собранные по полному циклу на казахском предприятии Бипэк Авто, должны были поступить российским дилерам Lada уже в этом году. Между тем до сих пор не закончено строительство цехов. Кому выгоден срыв проекта по контрактной сборке автомобилей Lada в России и импорту этих автомобилей из Казахстана в нашу страну?

Несколько лет назад на отчётной пресс-конференции Автоваза я спросил у бывшего тогда президентом компании Николя Мора: зачем нужна сборка автомобилей Lada в Казахстане, если, с одной стороны, ничто не препятствует экспорту машин из России в Казахстан (единая таможенная зона), а с другой, Автоваз постоянно недозагружен. Николя Мор, ни секунды не раздумывая, ответил: «Я не вижу в этом проблемы». Что ж, вероятно, в то время особенной проблемы действительно не было, поскольку на мощностях казахского завода «Азия Авто» и тогда, и сейчас автомобили Lada собирают отвёрточным методом «на основе частично собранного кузова». Трудоёмкость такого типа SKD-сборки невысока, хотя и ею можно было бы нагрузить своих сотрудников, а не казахских. Между тем в случае открытия в Казахстане сборки автомобилей Lada по полному циклу (CKD) с последующей отгрузкой их в Россию вопрос приобретает особую остроту: получается, что, находясь в состоянии хронического недозагруза, Автоваз фактически выводит часть производства из страны.

После подписания соглашения в России была развёрнута дилерская сеть под брендом «Азия Авто – Усть-Каменогорск». Базой для формирования этой сети стали шесть автоцентров, находившихся на балансе юридических лиц, принадлежавших «Лада-Сервис» (дочернее предприятие Автоваза). В 2015 году они были переданы «Азия Авто Усть-Каменогорск», капитал которого принадлежал группе «Бипэк Авто – Азия Авто» и Автовазу в пропорции 75:25. Пресс-служба Азия-Авто, комментируя те события, уточняет: «Условия сделки предполагали работу по расчистке балансов этих предприятий и последующий переход автоцентров в Барнауле, Омске, Новосибирске, Новокузнецке, Челябинске и Шадринске под полный контроль основного собственника в среднесрочной перспективе. Эти условия были соблюдены, и в октябре 2017 года после проведения аудита и оценки доля “Бипэк Авто – Азия Авто” в капитале была увеличена до 100%».

Сейчас 19 шоу-румов «Азия Авто – Усть-Каменогорск» располагаются в 12 российских городах Сибири и Урала. В прошлом году компания получила прибыль более чем в 40 млн рублей. По итогам первого полугодия 2020 года через эту дилерскую сеть было реализовано 5,1% всех автомобилей Lada в России. В абсолютных цифрах это 5868 штук. Хотя все салоны «Азия Авто – Усть-Каменогорск» оформлены в фирменном стиле Lada, в дополнение к моделям Lada казахи реализовали в нашей стране ещё 175 машин Chevrolet Niva и UAZ. Все автомобили, которыми сегодня торгует «Азия Авто – Усть-Каменогорск», – российского производства, однако планировалось, что так будет не всегда!

В Усть-Каменогорске на заводе «Азия Авто» уже много лет идёт отвёрточная сборка моделей Kia, Skoda, Lada и UAZ – все эти машины сейчас идут на рынок Казахстана, где у компании имеются автосалоны в 19 городах. На предприятии освоено около 160 операций, среди которых подсборка двигателя, сборка двигателя с КПП и передним подрамником, сборка задней оси и подвески, монтаж силового агрегата и задней оси на кузов, установка рулевого управления, установка системы выпуска, установка колес, установка АКБ, жгутов проводов в моторном отсеке, заполнение всех систем автомобиля техническими жидкостями. Готовый автомобиль диагностируют на работоспособность электронных систем, регулируют установку колес и световые пучки фар, проверяют тормоза, проводят короткие динамические испытания и испытания на герметичность.

Читайте также:  Акция гаи день без автомобиля

При этом «Азия Авто» «совместно с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi в лице АО “Автоваз”» возводит новые производственные мощности, где автомобили начнут выпускать по полному циклу. К этому «Бипэк Авто – Азия Авто» обязывает и соглашение о промышленной сборке, заключенное с местным Министерством индустрии и инфраструктурного развития. Как и наш Минпромторг, казахское ведомство активно борется за экспорт собираемых в стране машин и углубление локализации не только по комплектующим, но и по сборке. Собственно, в июле 2020 года акционеры холдинга утвердили инвестиционный план, который «обеспечит запуск мощностей сварки и окраски кузова в 2021 году». Как сообщили редакции Kolesa.ru в пресс-службе «Бипэк Авто – Азия Авто», варить кузова начнут для седана Lada Granta, после чего список CKD-машин планируется расширить. На первоначальном этапе кузовную штамповку будут поставлять из России, а затем – и налаживать свою. То есть фактически речь будет идти о выпуске контрактных автомобилей с дальнейшей поставкой их российским покупателям.

Однако остаётся всё тот же вопрос, заинтересован ли Автоваз и по сей день в таком развитии событий, учитывая нынешние рыночные реалии, всё-таки с момента подписания соглашения прошло много лет? Пресс-служба Автоваза не ответила на наш запрос. Между тем, по данным казахской стороны, «участие Автоваза в проекте регламентируется несколькими соглашениями и предусматривает прежде всего: 1 – предоставление технической документации, патентов и лицензий; 2 – согласование закупаемого оборудования на соответствие требованиям альянса; 3 – поставку части специального оборудования; 4 – поддержку запуска проекта специалистами по производству, качеству и другим аспектам; 5 – последующую поставку комплектующих изделий». Проще говоря, любая, даже самая малейшая задержка по одному из этих направлений влечёт затягивание срока по началу сборки.

Интересно, что именно отставание от графика и предъявляет казахскому заводу местное Министерство индустрии и инфраструктурного развития, которое инициировало расторжение соглашения о промсборке. На прошлой неделе председатель Совета директоров «Бипэк Авто – Азия Авто» Анатолий Балушкин дал весьма эмоциональную пресс-конференцию, на которой заявил: «Если продолжится вакханалия и беспредел, мы сделаем очередные обличающие шаги». Мы не будем погружаться в подробности взаимоотношений «Азии Авто» и министерства, нам важно, что де-факто государство прекратило выплачивать компании «Бипэк Авто – Азия Авто» компенсацию по утильсбору (в Казахстане этот механизм действует аналогично российскому), из-за чего даже отвёрточная сборка автомобилей Lada утратила в Казахстане всякий смысл.

Теперь вернёмся к Автовазу. Очевидно, что в условиях нынешней рыночной конъюнктуры никакая контрактная сборка на территории другого государства ему не выгодна – не до жиру. Даже недавняя модернизация ветки В0, смысл которой – адаптация техпроцесса под выпуск нового Duster, не решает недозагруз предприятия в целом. Мы напрямую спросили казахскую сторону об опасности выхода Автоваза из проекта и получили ответ: за Автовазом «несомненно остается право пересмотра оценки перспектив проекта в случае изменения инвестиционного климата и условий налогообложения, которые повлекли бы снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции». И такое впечатление, что всё к этому идёт.

По состоянию на сегодняшний день завод продолжает работать – машинокомплекты приобретены, и их нужно собирать, однако сколь долго такая ситуация продлится, сказать трудно.

Источник

АвтоВАЗ остановил выпуск автомобилей Lada в Казахстане

Вчера по казахским СМИ прошла информация о том, что завод «Азия Авто» официально объявил об увольнении своих сотрудников с 10 марта (до этой даты заработную плату обещают выплатить).

Читайте также:  Автосалоны екатеринбурга автомобили с пробегом ваз

Работу потеряли 1969 человек, среди которых 64 пенсионера. Ранее в компании «Бипэк Авто — Азия Авто» говорили о четырех тысячах человек, занятых на производстве, но либо это была завышенная оценка, либо две тысячи рабочих уже уволили.

Все это означает, что завод «Азия Авто» вряд ли возобновит работу. С высокой вероятностью можно предположить его окончательное закрытие. Так как государственные органы Казахстана (прежде всего, Министерство индустрии и инфраструктурного развития) не идут на пересмотр своего решения о разрыве соглашения о промсборке с «Азией Авто», и, соответственно, не планируют в дальнейшем предоставлять автопроизводителю какие-либо льготы.

Кроме того, это означает и потерю казахского рынка АвтоВАЗом, который имеет в «Азии Авто» 25% участия. Ведь все автомобили Лада в последние годы, проданные в Казахстане, были собраны крупноузловым методом в Усть-Каменогорске.

Точнее, продавалось. В минувшем году сборка Kia и дистрибьюторство этих автомобилей в Казахстане перешли от «Азии Авто» на завод «Сарыаркаавтопром» в Костанае. А Hyundai «ушел» к фирме «Астана Моторс», которая за год построила завод полного цикла Hyundai Auto Kazakhstan, на котором сейчас делается модель Accent (у нас она называется Solaris). Комплектующие для казахского Акцента, кстати, идут, в основном, из России.

Открытие завода Hyundai в Алма-Ате, судя по всему, послужило одним из основных аргументов для чиновников казахского МИИРа при расторжении соглашения с «Азией Авто»: если последняя, получая льготы, за десять лет не построила завод, а другая фирма на собственные и заемные средства построила аналогичное предприятие за год — то что-то здесь не так.

Очевидно, что компании «Бипэк Авто — Азия Авто» было выгодно намеренно затягивать строительство завода полного цикла, ведь себестоимость производства со сваркой и окраской выше, чем «отверточное» при тех же преференциях со стороны государства. Кроме того, оборудование для окрасочного комплекса весьма дорого и «Бипэк» как мог оттягивал его покупку. Тем временем, фирма развивала дилерскую сеть Лады в России (в Сибири и Петербурге), постепенно став одним из ведущих дилеров АвтоВАЗа. Такая деятельность требует значительных финансовых вложений и неудивительно, что МИИР Казахстана посчитал, что таким образом «Бипэк» просто выводит средства, полученные в результате налоговых и таможенных преференций, в другой бизнес, даже в другом государстве.

Основной владелец группы компаний Бипэк Анатолий Балушкин публично обвинил в проблемах «Азии Авто» вице-премьера Казахстана Романа Скляра и премьер-министра Аскара Мамина. Кроме прочего, он сообщил, что Роман Скляр посетил АвтоВАЗ и предложил руководству предприятия перевести сборку Лад из Усть-Каменогорска на завод к Костанай, мотивировав это тем, что «Азия Авто» уже не возобновит работу.

При всей бездоказательности этого заявления, оно похоже на правду: ВАЗу действительно нужно решать проблему своего присутствия в Казахстане. До начала 2021 года Казахстан был главным экспортным рынком для автомобилей Лада, в 2018 году там продали 13,2 тыс автомобилей, в 2019 — 15 тыс, в 2020 — 17,5 тыс. Для сравнения: в 2020 году на втором по значимости экспортном рынке, в Белоруссии, АвтоВАЗ смог реализовать только 10,3 тыс машин.

Лада Гранта на протяжении нескольких последних лет была лидером казахского рынка, а суммарно доля ВАЗовских машин достигала почти 20%. По итогам же января 2021 года доля Лады снизилась до символических значений, до 76 шт (и вероятнее всего, это машины 2020 года, собранные «Азией Авто» еще несколько месяцев тому назад). Это четвертое место после Hyundai, Chevrolet и JAC, которые, как можно догадаться, собираются на заводе Сарыаркаавтопром в Костанае. На который, якобы, зовут АвтоВАЗ.

Читайте также:  Автосалоны красноярска автомобили новые тойота

Но тут возникают малоразрешимые проблемы. Дело в том, что АвтоВАЗу надо что-то делать со своим блокирующим пакетом в так и не достроенном заводе «Азии Авто». Выходить ли из этого бизнеса или оставаться акционером завода, который уже не будет построен? С имиджевой точки зрения надо выходить. Но как акционер, АвтоВАЗ несет субсидиарную ответственность по обязательствам (а значит, и по долгам «Азии Авто»), следовательно, просто так, без убытков, выйти из этой истории трудно.

Другой проблемой является возобновление продаж в Казахстане. Без сборочных льгот Лады на казахском рынке будут неконкурентоспособны, их «задавят» локализованные Hyundai, Chevrolet и KIA. Уже сейчас импортная Лада Веста в Казахстане дороже Hyundai Accent местной сборки. Следовательно, надо переносить производство в единственно возможное место — на вышеупоминаемый мультибрендовый завод «Сарыаркаавтопром» в Костанае. Но тут другая сложность: этот завод принадлежит. китайцам! Да, фирме China National Machinery, которая продвигает в Казахстане бренд JAC. Насколько приемлемыми будут условия сборки Лад на заводе, которым владеют представители прямо конкурирующего бренда? Ведь JAC находится ровно в той же ценовой категории, что и Лады, Chevrolet и KIA все-таки чуть дороже.

Чисто теоретически, есть еще один вариант: договориться о крупноузловой сборке с заводом Hyundai Auto Kazakhstan («Астана Моторс»), ведь он не принадлежит корейцам, которые могли бы заблокировать сборку конкурирующего бренда на своем предприятии. Но у собственника «Астаны Моторс» может в этом случае возникнуть с корейцами разногласие и понятно, кого он выберет в случае ультиматума с корейской стороны. Так что этот вариант весьма малореален. А больше в Казахстане ни у кого нет соглашения о промсборке, в которое можно было бы «вписать» Лады.

Патовая ситуация? Да, но не совсем. Для АвтоВАЗа хорошим вариантом был бы выкуп активов «Азии Авто», то есть, оставшихся 75%, достройка завода полного цикла за свой счёт и заключение с правительством Казахстана нового соглашения о промсборке. Если дело дойдет до банкротства всего «Бипэка» и распродажи его активов, то цена выкупа недостроенного завода может быть весьма интересной. Да, там еще конь не валялся в смысле окрасочного комплекса и сварочной линии, но это посильные затраты. Они будут всяко ниже, чем инвестиции в постройку завода с нуля. Вопрос только в объемах: какова предельная емкость рынка для Лад в Казахстане? Дорогие модели типа Весты и X-Ray уже вряд ли смогут конкурировать с местными Hyundai и Chevrolet. А вот Гранта, как самая дешевая модель, востребована будет еще долго. Равно как и Нива. Допустим, в Казахстане можно продавать 20 тысяч Лад ежегодно. Этого мало для строительства нового завода. А вот «реанимация» «Азии Авто» может стать рентабельной.

Безусловно, рентабельной будет и сборка Гранты на заводе в Костанае. Но «китайский фактор» и невозможность выстраивания стратегических планов делают тот вариант менее приемлемым.

Короче говоря, хороших выходов для АвтоВАЗа из ситуации в Казахстане сейчас нет. Есть либо затратные, либо неудобные. Вероятно, АвтоВАЗ попытается в ближайшее время возобновить прямой импорт из России, но только для того, чтобы не потерять казахский рынок окончательно. Бизнеса на машинах, собранных в России, сделать не получится. А дальше.

Источник

Ответы на популярные вопросы