Автомобиль лада в америке

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряжены до предела. Страны разговаривали на языке санкций, угроз и шантажа, а дело стремительно приближалась к новой мировой войне. Но в тот же год, советские автомобили должны были поступить в продажу в США. Невероятная история о попытке наладить официальный экспорт наших машин в Америку.

Satra Corporation

Эпопея с экспортом советских автомобилей в Америку неразрывно связано с именем одного человека — Ары Озтемеля. Американский бизнесмен армянского происхождения, родился в 1926 году в Турции и в восемнадцатилетнем возрасте эмигрировал в США. После окончания института, Озтемель работал в нескольких крупных корпорациях по импорту в США различных полезных ископаемых. Обретя опыт и деловые связи, в начале 50-х, он основал собственную компанию и наладил поставки хромовой руды из Южной Америки, Турции, а затем и СССР. Бизнес быстро набирал обороты и в 1965 году, Озтемель переименовал свою компанию в Satra Corporation (Soviet American Trade Association).

Тем временем Satra занималась не только импортом хромитов и других полезных ископаемых, но и экспортом в СССР сельскохозяйственной техники и промышленного оборудования. К середине 60-х на Satra приходилось 80% торгового оборота между США и СССР. Озтемель умело вел дела и пользовался доверием у советских торговых чиновников. Он стал вторым американским бизнесменом (после Арманда Хаммера), которому позволили иметь собственный дом в Москве.

В 1966 году Satra импортирует на американский рынок советские катера типа «Волга» на подводных крыльях. Хотя из-за неправильной маркетинговой политики они не пользовались большим спросом, Satra получила первый опыт в торговле потребительскими товарами из СССР. Между тем деятельность американского бизнесмена не ограничивались лишь материальными товарами. С его подачи в США были лицензированы советские кинофильмы, литература и музыка.

Советские автомобили в Америке

В 1970 году с вводом в эксплуатацию Волжского автозавода возможности советской автомобильной промышленности серьезно возросли. Озтемель быстро оценил экспортный потенциал новых машин и заполучил права на сбыт автомобилей Lada в трех странах: Великобритании, ФРГ и США. Уже в 1973-1974 годах Satra начинает реализацию машин в Европе.

Прежде чем наладить импорт автомобилей в США, Озтемель решил начать с тракторов. В 1974 году компания начала импорт тракторов МТЗ под брендом Belarus. Американские фермеры восприняли новинку неоднозначно. С одной стороны подкупала низкая цена: в среднем советский трактор стоил в два раза дешевле американского. Кроме того он был дешев в обслуживании и эксплуатации. Однако Беларусы не отличались высоким качеством сборки и комфортом в работе. Как бы то ни было Satra реализовывала около тысячи тракторов в год, что внушало в Озтемеля сдержанный оптимизм.

В качестве первого шага, Satra представила несколько автомобилей Lada на Нью-Йорском автосалоне 1973 года. Совместно с представителем В/О Автоэкспорт, Ара Озтемель провел пресс-конференцию, на которой огласили планы по началу продаж ВАЗ-2101, 2102, 2103 и УАЗ-469 (под брендом Lada) в США. Подготовили релкамные брошюры, озвучили маркетинговую стратегию и цены. К слову последние, на вазовские машины начинались от 2,5 тысяч долларов. Кроме того сообщалось, что 10 автомобилей уже проходят сертификационные испытания, а полноценный старт продаж планируется на 1975 год.

Экспорт откладывается

Однако время шло, а в 1975-м в США не было продано ни одной советской Лады. Представили Satra утверждали, что машины дорабатываются под новые экологические стандарты принятие в 1974 году. Это похоже на правду, но вероятно не являлось основной причиной. В том же году конгресс принял поправку Джексона-Веника, согласно которой таможенный тариф на импортные автомобили из стран социалистического блока возрос с 3 до 10%. Надо сказать поправка вызвала широкую дискуссию в предпринимательских кругах. Помимо Озтемеля против нее высказался Джон Делориан, который утверждал, что торговля способствует укреплению связей между странами. Но были и ярые сторонники. Так глава Американской федерации труда Джордж Мини довольно резко заявил: «мы не заинтересованы в том, чтобы труд американских рабочих был вытеснен рабским трудом».

Как бы то ни было из-за экологических требований и политических дрязг выход советских автомобилей на американский рынок постоянно откладывался. Но Озтемель не терял оптимизм и подготовил новый план, согласно которому Satra отроет завод на 350 рабочих мест в штате Джорджия, где Лады будут проходить необходимую доработку под американский рынок. Кроме того Джорджия был родным штатом действующего президента Джимми Картера, что по задумке хитрого армянского бизнесмена, помогло бы смягчить политическое давление на автобизнес. Озтемель считал, что поставки Lada начнутся уже в 1980-м и за первый год планировал продать 5 тыс. автомобилей, а затем в течение пяти лет, нарастить экспорт до 50-60 тысяч машин в год.

Но в 1979 году началась война в Афганистане и отношения двух стран испортились окончательно. В 1980 году путем давления сенаторов на Агенство по защите окружающей среды, сертификат соответствия по нормам выбросов для Lada был аннулирован. Стало очевидно, что советские автомобили в Америке не появятся ни при каких обстоятельствах.

Читайте также:  Автосалоны грузовых автомобилей вольво

Что было бы если?

Давайте предположим, что план Ары Озтемеля был успешно реализован и Лады все-таки появились в американских дилерских центрах. Смоделировать ситуацию поможет Канада, где автомобили из СССР успешно продавались с 1978 года.

Импортом наших машин занимался канадский предприниматель — Питер Деннис, который имел весьма богатый опыт автобизнесе. Во многом его маркетинговый план был схож с планом Озтемеля. В Онтарио, Деннис открыл предприятие, где Лады дооборудовались под требования местного рынка. На первых порах, машины продавались только в трех городах: Торонто, Оттава и Монреаль. Однако дилерская база постоянно расширялась и к 1980 году, Ладами торговали уже 43 дилера.

Машины пользовались уверенным спросом и заслужили репутацию очень доступных, но вполне добротных автомобилей. По смешной цене в 3,5 тыс. канадских долларов, покупатель получал ВАЗ-2106 — полноценный пятиместный автомобиль с 1,5-литровым мотором мощностью в 75 л.с. Кроме него на экспорт шли «четверки», «семерки» и Нивы. Последние пользовались особым уважением.

Но годы шли и советские автомобили кардинально не менялись. С начала 80-х в страну начали прибывать японские и корейские автомобили. Они выгодно отличались от морально устаревших Лад, а стоили не сильно дороже. Постепенно спрос на советские автомобили начал падать и Деннис закрыл свою компанию в 1985 году.

Скорее всего Satra Corporation постигла бы такая же участь. Вряд ли бы наши машины вошли бы в топы продаж, но на определенную долю рынка советские автомобили в Америке смогли бы рассчитывать. Особенно на первых порах. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения.

Источник

Хеллоу, Америка: как и для чего советские ВАЗы оказались за океаном

В советские времена автомобили с ладьей на решетке можно было встретить в самых разных уголках земного шара: в странах Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в государствах капиталистической Европы и даже в Австралии! Однако на этом «вазовская география» не заканчивается: в «восьмидесятые» годы Жигули, Нивы и Спутники поставляли даже. за океан!

В ы не ослышались: так называемые «канадки» действительно экспортировались в Северную Америку – но не в США, а в Канаду. «Американский след» тольяттинской продукции не слишком изучен, ведь во времена СССР эта тема по понятным причинам в периодике особо не освещалась, а позже она обросла толстым слоем небылиц и мифов, что особенно касается технических особенностей машин, предназначавшихся для североамериканского экспорта.

Валюты ради

Как и для чего автомобили ВАЗ оказались за океаном? Для начала нужно вспомнить, что практически сразу после запуска в серийное производство «копейки» и «двушки» был взят «курс на Запад» – то есть, на экспортные поставки продукции Волжского автозавода за рубеж. Казалось бы, в советском государстве хватало своих покупателей, которые вскоре после начала выпуска Жигулей выстроились в стройные и длинные очереди – ждать заветную «открытку» (извещение на право приобретения автомобиля ВАЗ) приходилось по несколько лет, и лишь передовики производства, ветераны Великой Отечественной войны и заслуженные работники могли получить право внеочередного приобретения новеньких Жигулей.

Однако да, при ажиотажном спросе внутри страны руководство страны сразу же озадачилось вопросом экспортного сбыта продукции ВАЗа. Причина проста: для постройки завода и приобретения лицензии на производство Fiat-124 были потрачены огромные деньги, которые можно было «отбить» и за счет зарубежных покупателей. Ведь каждая реализованная на Западе машина означала приток валюты в страну. Именно поэтому как на уровне руководства завода, так и в Минавтопроме «экспортная тема» сразу получила приоритетное значение.

Тем более, что в начале семидесятых годов продукция Волжского автозавода еще была, что называется, вполне на уровне, в то время как интерес к московским Москвичам и горьковским Волгам в капиталистических странах уже заметно упал. А вот Жигули, а затем и Нивы, отлично продавались как в социалистических государствах, так и за их пределами. Действительно, у советских автомобилей нашлись свои почитатели даже в, казалось бы, сытых и пресыщенных автомобильной техникой странах с рыночной экономикой – как их тогда называли, в «буржуазных государствах».

Морально вазовские автомобили еще не сильно отставали от аналогичной западной техники тех лет, а вот стоили заметно дешевле – к примеру, по цене Лады Самары в Англии можно было приобрести разве что Ford Fiesta, который относился к более низкому классу автомобилей вроде нашего ЗАЗ-1102 Таврия. Именно поэтому «праворульные» Жигули и Самары пользовались неплохим спросом даже в Туманном Альбионе, да и в западноевропейских странах тольяттинская продукция не оставалась без внимания. Правда, для повышения привлекательности дилерские предприятия нередко шли на хитрость – устанавливали различные спойлеры, легкосплавные диски, люки в крыше и прочее дополнительное оборудование, которое должно было снять «налёт совка» с однообразно-скучных автомобилей. Ведь уже в те времена на Западе ценили индивидуальность и стиль, даже если мы всего лишь говорим о дешевых автомобилях, теоретически рассчитанных на самого невзыскательного покупателя. Вот и приходилось дилерам наклеивать яркие деколи, прикрывать примитивные «штамповки» колпаками и называть получившуюся модификацию каким-нибудь громким и звучным именем вроде Riva, Sagona или Cossack.

Дилеров можно понять: в отличие от советских покупателей, у западного потребителя был выбор даже в самой низкой ценовой категории. И «впарить» ему непритязательный автомобиль цвета «детской неожиданности» было просто невозможно.

На Ладе – по Канаде!

В конце семидесятых годов в СССР было принято решение начать поставки автомобилей ВАЗ и в Северную Америку – но не в США, а в Канаду. Для этого было создано предприятие LadaCanada Inc., которое и осуществляло с мая 1978 года импорт и продажи автомобилей Lada на североамериканском рынке. Первоначально стороны заключили контракт сроком на пять лет, который предполагал поставку в Канаду ВАЗ-2106.

Читайте также:  Аккумулятор автомобиля не показывает зеленый индикатор

О поставках Жигулей и Нивы в «настоящую Америку», то есть США, речь не шла – во-первых, по политическим соображениям, а во-вторых, эти автомобили просто не нашли бы своего покупателя. Стоит помнить, что наследники Fiat 124 были слишком компактными и малолитражными, а вдобавок они оснащались обычной механической трансмиссией. А в Штатах «стиком» (от английского stick – палка), как презрительно именовали такую коробку передач, пользоваться умели считанные водители, ведь около 95% заокеанского автопарка начиная с пятидесятых годов оснащалось гидромеханической трансмиссией – так называемым «автоматом». В СССР же автомобили с таким типом трансмиссии практически не выпускались – за исключением правительственных Чаек ГАЗ-13 и ГАЗ-14, а также продукции Ликинского автобусного завода.

Впрочем, в СССР трезво оценивали перспективы изделий собственного автопрома и «дальше Канады» на американский рынок не замахивались. Конечно же, продавать за океаном решили не все модели и модификации Жигулей, а лишь самые «роскошные» и современные. Разумеется, речь идет про «лучшую классику всех времён и народов» – ВАЗ-2106.

Источник

Лада фром Канада… (26 фото)

Сегодня во время поисков наткнулся на такую фотографию из Сиэтла, штат Вашингтон. Это Lada 110 с номерами того же штата. Я, когда писал пост про Рено 504, выяснил, что завезти в США иностранный автомобиль не так и просто, он должен пройти местную сертификацию и краш-тест, а это стоит довольно больших денег, и совсем не выгодно при ввозе единичных экземпляров. Либо я что-то не так понял, либо тот источник ошибался (возможно), либо АвтоВаз сертифицировал десятку для США (почти невероятно), либо я не понимаю, как она сюда просочилась. Есть идеи?

Могу понять чувства фотографа, меня недавно на одной из улиц Бруклина обогнал красный ВАЗ 2102, я так удивился, что даже забыл его сфотографировать. Первую секунду никак не реагируешь, а потом случается небольшой шок от увиденного — как будто тебя обогнал не обыкновенный тазик, а как минимум корабль пришельцев, настолько неестественно смотрится вазовская классика на нью-йоркских улицах.

Тут же я вспомнил один фильм, который я смотрел очень давно, еще во времена когда цветной телевизор был роскошью, телеканалы переключались пассатижами, а обычный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» был признаком нереального достатка его обладателя. Единственным способом посмотреть новомодные иностранные фильмы с гнусавым переводом был поход в видеосалон находящийся в подъезде соседнего дома.
Там-то я и увидел очередной американский ужастик с названием «Крысы». В фильме гигантские крысы из канализации атаковали какой-то крупный американский город и его несчастных жителей. Это сейчас смотреть его без улыбки трудно, но для того времени, это был вполне нормальный фильм, помню, даже было немного страшно.
По уровню воздействия на неокрепший мозг советского школьника фильм «Чужие» был однозначно на первом месте, но «Крысы» были то же ничего. Было о чем потом поговорить на школьной перемене, да и выбирать тогда особенно не приходилось, что показывали в видеосалоне, то и смотрели.
Но запомнился мне этот фильм не крысами-убийцами, а тем, что его главный герой, совершенно неожиданно, ездил на Жигулях 3-й модели. Это было очень странно — американский фильм и советская машина. Мы, помню, над этим тогда долго смеялись и долго обсуждали. Смешнее был только момент одного индийского фильма, где местный миллионер и хозяин всего-всего на свете ездил на очень крутом автомобиле с личным водителем. Автомобилем был ВАЗ 2101, там весь зал ржал в голос. Это позже, побывав в Индии я понял, что это было на самом деле круто.
По прошествии лет впечатления забылись, и даже стало казаться, что и не Жигули в том фильме и были, мало ли что могло пригрезится юному пионеру в полутемном подъезде. После прочтения ссылки я, естественно, первым делом я стал искать тот старый фильм и к своему немалому удивлению нашел. Назывался он «Deadly Eyes», а не какие ни «Крысы», снят был в далеком 1982 году, но он оказался не американским, а канадским. Но кто из нас тогда понимал разницу, выглядели на экране телевизора, что США, что Канада совсем одинаково. Фильм, кстати, настолько отстойный, что есть даже на youtube, можете насладится.

Кадр из фильма. Действительно мне не показалось — это были самые настоящие Жигули.

В случае с Жигулями из фильма разница между Канадой и США есть, потому что автомобили ВАЗ официально поставлялись только в Канаду, в США такое могло случится только в кошмарном сне.

Читайте также:  Аккумуляторы для автомобиля подбор по марке авто бош

В 1977 году был подписан пятилетний контракт на импорт автомобилей Lada в Канаду. В мае 1978-го за океан была отправлена первая партия «канадской» модификации «шестерки» — ВАЗ-21061-37. Внешне эта версия отличалась от стандартного варианта массивными энергопоглощающими бамперами оригинального дизайна со встроенной в них сигнальной оптикой. Это изменение было вызвано не желанием «приукрасить» исходный экстерьер автомобиля, а требованиями безопасности, действующими в Северной Америке.

Именно заокеанскими нормативами безопасности объясняются и другие отличия: подфарники стали целиком оранжевыми, а секция указателей поворота задних фонарей — красной. В катафоты на задних крыльях автомобиля новой модификации встроены специальные лампочки. Вместе с указателями поворота на передних крыльях они выполняли функции боковых габаритных огней при включении ближнего света.

В салоне автомобиля на торпедо (слева от часов) появилось табло, сигнализирующее о непристегнутых ремнях безопасности. С этим табло было совмещено световое табло «Check Engine» — так как такие машины были оборудованы системой снижения токсичности с применением каталитического нейтрализатора и адсорбера.

Также, в ВАЗ-21061-37 были внесены некоторые изменения тормозную систему, которые, спустя некоторое время, были реализованы на более поздних моделях «Жигулей». ВАЗ-21061-37 сегодня представляет собой весьма высокую ценность среди коллекционеров и просто любителей «классических» автомобилей ВАЗ, как самый редкий автомобиль из всей линейки ВАЗ-2106.
Текст взят с просторов интернета, но он настолько цитируемый, что уже невозможно установить его первоисточник.

Автомобили в Канаду из СССР доставляли естественно кораблями через океан. Грузовые суда приходили в порт Дартмут в Новой Скотии, там их разгружали, а оттуда автомобили развозили по дилерским центрам компании «Lada Cars of Canada». В первый год удалось продать около 1 000 автомобилей. В 1979 году уже было продано 5 649 автомобилей. К 1981 году продажи возросли до 12 900 штук. Продажи были признаны весьма успешными, а сами канадцы довольно охотно покупали невиданные ранее советские авто. Но их сложно было не купить, Lada была самым дешевым автомобилем на канадском рынке того времени, и при этом не самым плохим. Основными конкурентами были чехословацкая Шкода и румынская Дачия. На территории Канады работало 43 дилерских центра которые продавали в среднем по 1000 автомобилей в месяц.

Дилерский центр Lada в Канаде.

Дополнительных опций к советскому автомобилю предлагалось совсем немного — можно было дополнительно заказать кожаную оплетку для руля, деревянную или обтянутую кожей ручку коробки передач, AM/FM радио, литые диски и коврики. На машину давалась заводская гарантия: 12 месяцев или 20 000 километров, что наступит раньше.

Lada Samara на стоянке перед дилерским центром в Канаде.

В 1979 году, оценив успех продаж советских автомобилей в соседней Канаде, американская компания Satra Industrial corp. из Нью-Йорка, решает начать продажи автомобилей марки Lada на территории США, но их планам не суждено было сбыться, в декабре 1979 года советские войска входят в Афганистан, и Конгресс США блокирует торговые отношения с Советским Союзом. Американцы так же не могли купить Lada в Канаде и привезти ее в США, автомобиль не проходил по американским нормам выхлопа тех лет.

Канадцы считали, что СССР для завоевания рынка, намеренно продет автомобили ниже их цены и называли это крупнейшим демпингом за всю историю страны. Советский Союз же остро нуждался в конвертируемой валюте, и демпинг был единственным способо добиться высоких продажи на совершенно новом и высококонкурентном рынке.

Реклама Lada для канадского рынка. Жигули на фоне северо-американских пейзажей выглядят довольно странно.

В печатной рекламе особо выделялась толщина метала у кузова советского автомобиля и говорилось о его высоких антикоррозийных свойствах.

Из за войны в Афганестане у владельцев Lada иногда случались проблемы — некоторых отказывались заправлять на бензоколонках, а один канадский бизнесмен даже запретил парковать советские автомобили на парковке перед офисом компании.

Позже, линейка автомобилей пополнилась бюджетным внедорожником Lada Niva, который тоже очень успешно продавался, а в 1990 году к ним добавилась Lada Samara. Продажи были свернуты в 1997 году из за сильной конкуренции со стороны корейских автопроизводителей, и из за уже довольно устаревшей на тот момент конструкции российских авто.

Интересный кадр из фильма. Это что за люк на половину крыши? У классики люков отродясь не было, а тем более таких огромных. Что это — канадский колхоз или тайная опция советского производителя для заокеанского потребителя?

Немного фотографии вазовской продукции на просторах Северной Америки

Lada Samara, Сиэтл, штат Вашингтон.

Lada Cossack, Сиэтл, штат Вашингтон. Я смотрю Сиэтл довольно популярное место среди владельцев тазиков.

Лада Спутник (не Samara), Квебек, Канада

Lada Cossack, Манитоба, Канада. Номер особенно доставляет.

Lada Niva, Калгари, Канада.

Lada Samara, Онтарио, Канада

Lada Signet wagon, Матиноба, Канада.

Lada Signet, Британская Колумбия, Канада.

Lada со стоянки одной из киностудий в Канаде.

Ну и напоследок несколько фотографий с канадской свалки.


P.S. Если кто не в курсе, то Гомер Симпсон по версии создателей тоже ездил на Lada, в киноверсии заставки он сидит за рулем Lada Riva.

Источник

Ответы на популярные вопросы