Автомобиль легковой гост термины и определения

Автомобиль легковой гост термины и определения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЦЕПЫ

Классификация и определения

Power-driven vehicles and trailers. Classification and definitions

ОКС 43.020
ОКП 45 0000

Дата введения 2004-01-01

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 мая 2003 г. N 139-ст

3 Настоящий стандарт гармонизирован с Приложением 7, Пересмотр 2 «Классификация и определение механических транспортных средств и прицепов» (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1/Amend/2, дата введения 16.04.99) к «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств» (СР.3), Пересмотр 1 (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1, дата введения 13.08.97) и Директивой 2002/24 ЕС от 18.03.2002

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2006 г.

Переиздание (по состоянию на май 2008 г.)

Настоящий стандарт гармонизирован с Приложением 7 к «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств», принятой Всемирным форумом для согласования правил в области транспортных средств КВТ ЕЭК ООН, и Директивой 2002/24 ЕС.

1 Нормативные ссылки

1 Нормативные ссылки

1 Максимальная эффективная мощность двигателя транспортного средства категории представляет собой максимальное значение эффективной мощности при положении управляющего органа, обеспечивающем максимальную мощность, и полной нагрузке на двигатель.

3.4 Транспортные средства категорий и относят:

— к одному или более из трех классов (I, II, III) по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.107;

— к одному из двух классов (А, В) по ГОСТ Р 41.52.

3.4.1 Класс I. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.

3.4.2 Класс II. Транспортные средства, сконструированные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.

3.4.3 Класс III. Транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

3.4.4 Класс А. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров.

3.4.5 Класс В. Транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

Примечания

1 Сочлененный автобус представляет собой транспортное средство, состоящее из двух или более жестких секций, шарнирно соединенных между собой; пассажирские салоны всех секций соединены таким образом, что пассажиры могут свободно переходить из одной секции в другую; жесткие секции постоянно соединены между собой так, что их можно разъединить только при помощи специальных средств, обычно имеющихся только на специализированном предприятии.

2 Сочлененные автобусы, состоящие из двух или более неразделяемых, но шарнирно сочлененных элементов, рассматриваются как одно транспортное средство.

3 В случае буксирующего транспортного средства, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет при классификации этого транспортного средства, используют массу снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.

4 Под массой снаряженного транспортного средства в разделах 3 и 4 подразумевают массу порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача либо массу шасси с кабиной, если предприятие-изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает в себя также массы охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением сточных вод), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и (для городских и междугородних автобусов) члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено сиденье для него.

1 В случае буксирующего транспортного средства, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет при классификации этого транспортного средства, используют массу снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.

2 Оборудование и установки, находящиеся на ряде специальных транспортных средств (автокранах, передвижных ремонтных мастерских, рекламных транспортных средствах и т.п.), приравнивают к грузам.

5.5 Кроме того, прицепы категорий относят к одному из следующих трех типов:

6 Транспортные средства специального назначения

а) по меньшей мере половина осей имеет привод;

б) имеется по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;

в) транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;

г) соблюдаются по меньшей мере четыре из шести следующих требований:

— угол въезда должен быть не менее 25°;

— угол съезда должен быть не менее 25°;

— угол продольной проходимости должен быть не менее 25°;

— дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;

— межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;

— дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.

8.2 Нагрузка и условия проверки

8.2.2 Механические транспортные средства, не указанные в 8.2.1, должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой предприятием-изготовителем.

8.2.3 Способность транспортного средства преодолевать подъем установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом.

Читайте также:  Автомобиль от нашего радио скачать

Однако в исключительных случаях технические службы могут потребовать представления транспортного средства соответствующего типа для проведения реального испытания.

8.2.4 При измерении углов переднего и заднего свеса, а также продольного угла проходимости надколесные защитные устройства не учитывают.

8.3 Определения и рисунки, касающиеся углов переднего и заднего свеса, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета

8.3.1 угол въезда : По международному стандарту ИСО 612 [1], пункт 6.10. См. рисунок 1.

Рисунок 1. Угол въезда

8.3.2 угол съезда: По международному стандарту ИСО 612, пункт 6.11. См. рисунок 2.

Источник

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52051-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА И ПРИЦЕПЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Приложения 7 к «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств» (СР.3), принятой Всемирным форумом для согласования правил в области транспортных средств КВТ ЕЭК ООН, и Директивы 2002/24 ЕС

ВНЕСЕН Управлением стандартизации Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 мая 2003 г. № 139-ст

3 Настоящий стандарт гармонизирован с Приложением 7, Пересмотр 2 «Классификация и определение механических транспортных средств и прицепов» (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1/Am e nd/2, дата введения 16.04.99) к «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств» (СР.3), Пересмотр 1 (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1, дата введения 13.08.97) и Директивой 2002/24 ЕС от 18.03.2002

Содержание

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЦЕПЫ

Классификация и определения

Power-driven vehicles and trailers.
Classification and definitions

Дата введения 2004-01-01

Настоящий стандарт гармонизирован с Приложением 7 к «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств», принятой Всемирным форумом для согласования правил в области транспортных средств КВТ ЕЭК ООН, и Директивой 2002/24 ЕС.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.36-99 (Правила ЕЭК ООН № 36) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

ГОСТ Р 41.52-2001 (Правила ЕЭК ООН № 52) Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования малой вместимости

ГОСТ Р 41.107-99 (Правила ЕЭК ООН № 107) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции.

2.1 Категория L1. Двухколесный мопед. Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

2.2 Категория L2. Трехколесный мопед. Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

2.3 Категория L3. Мотоцикл. Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

2.4 Категория L4. Мотоцикл с коляской. Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

2.5 Категория L5. Трицикл. Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

2.6 Категория L6. Легкий квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

2.7 Категория L7. Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспорт- нос средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт

Примечания

1 Максимальная эффективная мощность двигателя транспортного средства категории L представляет собой максимальное значение эффективной мощности при положении управляющего органа, обеспечивающем максимальную мощность, и полной нагрузке на двигатель.

3 Масса ненагруженного транспортного средства категории L представляет собой массу транспортного средства, подготовленного к нормальной эксплуатации и укомплектованного следующими компонентами:

— дополнительным оборудованием, необходимым для нормальной эксплуатации данного транспортного средства;

— полным комплектом электрооборудования, включая осветительные и светосигнальные устройства, установленные изготовителем;

— инструментами и приспособлениями, комплектация которыми предписывается нормативными документами, касающимися измерения массы ненагруженного транспортного средства;

— соответствующими количествами рабочих жидкостей, обеспечивающими надлежащее функционирование всех частей транспортного средства.

4 Максимальную конструктивную скорость транспортных средств категории L определяют в дорожных испытаниях. При этом масса транспортного средства должна включать в себя массу снаряженного транспортного средства и массу водителя. Испытания проводят на горизонтальном сухом дорожном покрытии при положении управляющего органа, обеспечивающем максимальную мощность, отключенной системе обогащения рабочей смеси и включенной передаче в коробке передач, обеспечивающей максимальную скорость на горизонтальной поверхности.

5 Масса снаряженного транспортного средства категории L представляет собой массу ненагруженного транспортного средства с учетом массы:

— топлива в баке, заполненном не менее чем до 90% объема, установленного изготовителем;

— оборудования, как правило, придаваемого изготовителем в дополнение к необходимому для нормальной эксплуатации (контейнер для инструментов, багажник, ветровой щиток, защитное оборудование и т.п.).

Если транспортное средство работает на смеси топлива с маслом, то:

Читайте также:  Автомобиль на сумму 200000

— в случае, когда топливо заранее смешивают с маслом, термин «топливо» подразумевает такую предварительно подготовленную смесь;

3.1 Категория М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (см. также 9.1).

3.2 Категория М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.

3.3 Категория М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

3.4 Транспортные средства категорий М2 и М3 относят:

3.4.1 Класс I. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.

3.4.2 Класс II. Транспортные средства, сконструированные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.

3.4.3 Класс III. Транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

3.4.4 Класс А. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров.

3.4.5 Класс В. Транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

Примечания

1 Сочлененный автобус представляет собой транспортное средство, состоящее из двух или более жестких секций, шарнирно соединенных между собой; пассажирские салоны всех секций соединены таким образом, что пассажиры могут свободно переходить из одной секции в другую; жесткие секции постоянно соединены между собой так, что их можно разъединить только при помощи специальных средств, обычно имеющихся только на специализированном предприятии.

2 Сочлененные автобусы, состоящие из двух или более неразделяемых, но шарнирно сочлененных элементов, рассматриваются как одно транспортное средство.

3 В случае буксирующего транспортного средства, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет при классификации этого транспортного средства, используют массу снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.

4 Под массой снаряженного транспортного средства в разделах 3 и 4 подразумевают массу порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача либо массу шасси с кабиной, если предприятие-изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает в себя также массы охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением сточных вод), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и (для городских и междугородних автобусов) члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено сиденье для него.

4.1 Категория N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

4.2 Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

4.3 Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

Примечания

1 В случае буксирующего транспортного средства, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет при классификации этого транспортного средства, используют массу снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.

2 Оборудование и установки, находящиеся на ряде специальных транспортных средств (автокранах, передвижных ремонтных мастерских, рекламных транспортных средствах и т.п.), приравнивают к грузам.

5.1 Категория О1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.

5.2 Категория О2. Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

5.3 Категория О3. Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

5.4 Категория О4. Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

6 Транспортные средства специального назначения

6.1 К транспортным средствам специального назначения относятся транспортные средства категорий М, N и О, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования:

— спальные места, которые могут быть устроены из сидений;

— оборудование и приспособления для хранения имущества.

Это оборудование должно быть жестко закреплено в жилом отсеке; при этом стол может быть легкосъемным;

6.2 Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться символом «С». Например, транспортное средство медицинской помощи категории М2 должно иметь обозначение «М2С».

Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала.

К транспортным средствам повышенной проходимости относят транспортные средства категорий М и N, удовлетворяющие требованиям настоящего раздела, соответствие которым проверяют в условиях, определяемых в 8.2 и 8.3.

8.1.1 Транспортные средства категории N1, максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории M1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:

— по меньшей мере одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

Читайте также:  Автомобиль марки м 214100

— по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и

— если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 30%. Кроме того, они должны удовлетворять по меньшей мере пяти из шести приведенных ниже требований:

— угол въезда должен быть не менее 25°;

— угол съезда должен быть не менее 20°;

— угол продольной проходимости должен быть не менее 20°;

— дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;

— дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;

— межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.

8.1.2 Транспортные средства категории N1, максимальная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N2, М2 или М3, максимальная масса которых не более 12 т, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструкция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удовлетворяют следующим требованиям:

— по меньшей мере одна передняя и одна задняя оси имеют одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

— имеется по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;

— транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%.

8.1.3 Транспортные средства категории М3, максимальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N3 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:

а) по меньшей мере половина осей имеет привод;

б) имеется по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;

в) транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;

г) соблюдаются по меньшей мере четыре из шести следующих требований:

— угол въезда должен быть не менее 25°;

— угол съезда должен быть не менее 25°;

— угол продольной проходимости должен быть не менее 25°;

— дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;

— межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;

— дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.

8.2 Нагрузка и условия проверки

8.2.1 Транспортные средства категории N1, максимальная масса которых не более 2 т, и транспортные средства категории М1 должны быть в снаряженном состоянии, т.е. заправлены охлаждающей жидкостью, смазкой, топливом, укомплектованы инструментом и запасным колесом; также должна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг.

8.2.2 Механические транспортные средства, не указанные в 8.2.1, должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой предприятием-изготовителем.

8.2.3 Способность транспортного средства преодолевать подъем установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом.

Однако в исключительных случаях технические службы могут потребовать представления транспортного средства соответствующего типа для проведения реального испытания.

8.2.4 При измерении углов переднего и заднего свеса, а также продольного угла проходимости надколесные защитные устройства не учитывают.

8.3 Определения и рисунки, касающиеся углов переднего и заднего свеса, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета

8.3.1 угол въезда: По международному стандарту ИСО 612 [1], пункт 6.10. См. рисунок 1.

8.3.2 угол съезда: По международному стандарту ИСО 612, пункт 6.11. См. рисунок 2.

8.3.3 продольный угол проходимости: По международному стандарту ИСО 612, пункт 6.9. См. рисунок 3.

8.3.4 межосевой дорожный просвет: Кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жестком элементе. Многоосные тележки рассматривают как одну ось. См. рисунок 4.

Ни одна жесткая часть транспортного средства не должна находиться, полностью или частично, в заштрихованной зоне рисунка.

Дорожные просветы под несколькими осями указываются, в соответствующих случаях, исходя из последовательности их расположения, например «280/250/250».

8.4 Комбинированное обозначение

Буквы М и N могут сочетаться с буквой G.

Например, транспортное средство категории N1, которое может использоваться как транспортное средство повышенной проходимости, допускается обозначать как N1G.

9 Определение типа кузова (только для комплектных транспортных средств)

Тип кузова может обозначаться следующими буквами.

9.1 Легковые автомобили (категория М1)

1) число мест для сидения, помимо места водителя, не превышает шести.

Место для сидения признается существующим, если в транспортном средстве имеются доступные приспособления для крепления сидений.

Под доступными следует понимать приспособления, которые можно использовать. Для того чтобы приспособления для крепления не были «доступными», изготовитель должен физически исключить возможность их использования, например наварив на них пластины или установив на них постоянные заглушки, которые невозможно снять с помощью обычных инструментов.

2) выполняется условие

9.2 Транспортные средства специального назначения категории М1

Библиография

[1] ИСО 612-78 Транспорт дорожный. Размеры автомобилей и тягачей с прицепами. Термины и определения

[2] ИСО 3833-77 Дорожные транспортные средства. Типы, термины и определения.

Ключевые слова: транспортные средства, классификация, определения

Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Источник

Ответы на популярные вопросы