- AZGAZ › Блог › Автомобили из истории Горьковского Автомобильного Завода. Часть1. Автомобили семейства ГАЗ — А.
- Автомобиль марки газ это
- Обновился дизайн сайта
- Добавлен раздел книги
- История создания
- Дизайн и конструкция
- Модификации
- Газ-А-Аэро
- ГАЗ-А-Аремкуз
- ГАЗ-А-Кегрес
- ГАЗ-А-Спорт
- ГАЗ-А «Скорая помощь»
- Видео автомобиля
- Автомобиль марки газ это
- История создания автомобиля ГАЗ-А
- Технические характеристики и конструкция
- Модификации и специальные автомобили на базе ГАЗ-А
- Интересные факты о ГАЗ-А
AZGAZ › Блог › Автомобили из истории Горьковского Автомобильного Завода. Часть1. Автомобили семейства ГАЗ — А.
Здравствуйте дорогие друзья!
Наконец то нашлись время и силы для написания третьей части, рассказа о Музее истории ОАО ГАЗ. В этой части посмотрим только на автомобили представленные в музее, ну и соответственно коснемся и их истории.
И не много решил я изменить свой рассказ.Сделаю его в таком формате: первая и вторая части будут посвящены только самому музею, а последующие части будут описывать конкретные автомобили или даже семейства автомобилей. Это будет первая часть из серии «Автомобили из истории Горьковского Автомобильного Завода.
Как только спускаешься со второго этажа музея на первый, сразу тебя встречают первые автомобили ГАЗа. Уже догадались, что это за автомобили? 🙂 Правильно, это автомобили семейства ГАЗ — А. А именно ГАЗ — А, ГАЗ — АА и ГАЗ — ААА. Ну и позволю себе еще чуть чуть отступить от темы автомобилей и их истории и расскажу немного о истории ГАЗа. Как не крути их истории вытекают одна из другой.
Небольшое историческое отступление
31 МАЯ 1929 ГОДА в Дирборне, штат Мичиган, был подписан договор между представителями Совета народных комиссаров СССР и компанией «Форд» о строительстве в России автозавода плановой мощностью 100 тысяч машин в год и о техническом сотрудничестве сроком на 9 лет. Стоимость контракта идей коммунизма с компетенциями капитализма — 30 миллионов долларов. Это был один из первых по своим масштабам проект — манифест индустриализации новой и большой страны. Один только годовой выпуск будущего завода троекратно превосходил разномастный парк всех худо-бедно исправных автомобилей на территории одной шестой части земного шара.
За форпост автомобилизации СССР был взят Нижний Новгород — город, находящийся на перекрестке основных водных и железнодорожных путей. Централизованное руководство по всем вопросам строительства, обеспечения, закупок, поставок и прочим возложено на специально созданное Госуправление «Автострой».
В июле 1929 года в пригородные поля у деревни Монастырка приходят геодезисты. Проектирование объектов ведется фирмой «Остин» из Огайо. Она же отвечает за монтаж фордовского технологического оборудования. Она застраивает новый спутник Нижнего Новгорода — Соцгород.
Параллельно с подготовкой к строительству завода-гиганта в феврале 1930 года началась сборка полуторатонных грузовиков Ford — AA в другом пригороде Нижнего — Канавине, на предприятии под громким названием… внимание… «Гудок Октября», ставшим Первым автосборочным заводом. Конвейер и 72 тысячи машино-комплектов на сумму в четыре миллиона долларов закупались у Форда для сборки в СССР до начала производства собственных автомобилей. Вторым автосборочным по тому же плану стал пущенный в 1931 году Московский завод имени КИМ. Оба автосборочных станут в последствии филиалами ГАЗа.
2 мая 1930 года в фундамент кузнецы был торжественно заложен первый камень Нижегородского Автозавода. Далее весь июнь в ежедневном темпе закладываются все новые объекты — цеха, корпуса, подстанции. На стройке работают свыше тридцати тысяч крестьян — выдвиженцев и самовыдвиженцев из местных и соседних краев. Не про них поэт Владимир Маяковский писал «Через четыре года здесь будет город-сад». Не про них, но через 15 месяцев с начала строительства — 1 января 1932 года — автозавод вступил в строй действующих предприятий Советского Союза. А 29 января с его конвейера сошел первый, изготовленный на всем уже своем, отечественном, грузовик НАЗ — АА.
Первый легковой автомобиль марки ГАЗ — лицензионная копия «одноименного» Ford Model A образца 1928 года со стандартным 4 — 5 местным кузовом фаэтон. Конструкция машины очень проста, если не сказать примитивна — в чем было больше удобства эксплуатации, нежели неудобства пользования. Лонжеронная рама, обшитый сталью деревянно — каркасный кузов, подвешенные на поперечных рессорах мосты. 40 — сильный чугунный двигатель объемом 3.28 л, трехступенчатая коробка передач, тормоза с механическим приводом. Топливо к карбюратору поступало самотеком из бензобака, находящегося выше двигателя, перед приборной панелью. От своего американского прообраза ГАЗ — А отличался лишь формой облицовки радиатора. И фактически как Ford, он получил тут же уменьшительно — ласкательное прозвище «фордик» :), что ничуть не преуменьшало его пионерско — миссионерской роли в деле автомобилизации всей страны.
ГАЗ — А поступал в государственные учреждения, в такси и в больших количествах — на службу в Красную армию, где был задействован как командирская и связная машина, автомобиль десанта, мобильная пулеметная точка — попросту тачанка 🙂
Фаэтон производился чуть больше трех лет — с 8 декабря 1932 года по 2 января 1936 года. Всего было произведено 41 917 экземпляров. Один из них сейчас перед Вами 🙂
Источник
Автомобиль марки газ это
С сегодняшнего дня было принято решение платить пользователям сайта RussoAuto за новые тексты (статьи, материалы) для сайта. Расценки изначально такие – за каждую тысячу символов В…
Обновился дизайн сайта
Добавлен раздел книги
Добавлен новый раздел «Книги», в котором бесплатно скачать электронные книги по ремонту, эксплуатации, техническому обслуживанию и тюнингу автомобилей. Если Вы хотите видеть на сайте ка…
История создания
В 1932 году Горьковский автомобильный завод «ГАЗ» начал сборку легкового автомобиля среднего класса, который получил название ГАЗ-А. Автомобиль получил открытый 5-местный, 4-дверный кузов типа фаэтон и собирался по лицензии компании Ford на базе автомобиля Ford-A, который выпускался с 1929 года.
В декабре 1932 года, были собраны первые две машины ГАЗ-А, это была первая советская легковая модель массовой конвейерной сборки.
Автомобили марки ГАЗ-А с открытым кузовом выпускали до 1934 года, позже была выпущена партия машин с закрытым кузовом типа седан. Закрытые автомобили ГАЗ-А выпускали до 1936 года, после чего от них отказались, из-за сложных по форме деталей, которые легко деформировались. Таким образом, спустя 4 года с начала производства выпуск автомобилей модели ГАЗ-А было прекращено, им на смену пришли автомобили модели ГАЗ-М1 «Эмка».
Дизайн и конструкция
Необходимо отметить, что автомобиль ГАЗ-А не был точной копией американского Форда, в его конструкцию были внесены изменения с поправкой на знаменитые советские дороги. Был усилен картер сцепления, доработан рулевой механизм. Так же был установлен дополнительный воздушный фильтр, ведь пыли на наших «дорогах» было предостаточно. Доработки были сделаны, но в итоге машина оказалась достаточно слабой, двигатель мощностью 40 лошадиных сил хоть и способен был развивать скорость до 90 км/ч, но хватало его лишь для передвижения по хорошим дорогам. Подвеска на поперечных рессорах не выдерживала нагрузок и быстро выходила из строя. Недостаточно жесткая рама способствовала быстрому расшатыванию и разрушению кузова машины.
Бензобак автомобиля ГАЗ-А располагался на задней стенке моторного отсека и практически нависал над ногами водителя и пассажира. Благодаря такому размещению бензобака можно было отказаться от такой несовершенной на тот момент детали как бензонасос, топливо самотеком поступало в карбюратор. Для предотвращения подачи топлива в карбюратор, в нижней части бака имелся краник, перекрывающий подачу топлива.
Модификации
Газ-А-Аэро
Созданный в единственном экземпляре Никитиным А.О. Данный автомобиль был необычной для того времени, обтекаемой формой. Кузов имел деревянный каркас с металлической обшивкой. Лобовое стекло было V-образной формы наклоненное назад под углом 45 градусов, полностью закрытые обтекателями задние колеса, утопленные в крылья фары. За счет более узких крыльев, салон автомобиля стал просторнее.
По результатам продувки показал лучшие результаты, нежели серийная модель, коэффициент лобового сопротивления получился на 48% меньше. Оснащался форсированным двигателем с алюминиевой головкой блока цилиндров, мощностью 48 лошадиных сил и мог развивать скорость до 106 км/ч. Не смотря на то, что двигатель получился более мощный и быстрый, расход топлива сократился более чем на 25%.
Данный уникальный автомобиль был передан Автомобильному совету ЦС для изучения, где и пропал без вести.
ГАЗ-А-Аремкуз
В связи со спросом на закрытый тип кузова модели ГАЗ-А, в основном для использования в Московском такси, Московский завод «Аремкуз», монтировал на шасси ГАЗ-А закрытые 4-дверные кузова. Каркас кузова был изготовлен из дерева с металлической обшивкой, оснащался деревянной перегородкой, отделявшей водителя и переднего пассажира от задней части салона.
Всего было выпущено около 500 автомобилей данной модификации.
ГАЗ-А-Кегрес
Опытный лыжно-гусеничный образец, разработанный специалистами «НАМИ» (в то время «НАТИ»).
ГАЗ-А-Спорт
Объем двигателя остался неизменным, а вот степень сжатия увеличилась до 5.5 единиц. Было установлено 2 карбюратора и прямоточная выхлопная система, которая представляла собой 4 короткие выхлопные трубы. Тем самым мощность двигателя была увеличена до 55 лошадиных сил при 2800 об/мин. Для кустарно собранного автомобиля это являлось отличным показателем.
Именно на этом автомобиле, в 1937 году, Гирель установил новый всесоюзный рекорд скорости в 129км/ч. Стоит отметить, что это был рекорд именно Советского Союза, однако он был побит еще 24 года назад царской Россией, на автомобиле Руссо-Балт С-24/55, который развил скорость в 142.5 км/ч. Но как тогда считали, это была другая страна, другая машина.
ГАЗ-А «Скорая помощь»
Данная модель была разработана с целью покрытия потребности населения в санитарной технике. Специализированный кузов решено было ставить на шасси ГАЗ-А. Однако выпускалась ли эта машина серийно не известно.
Пикап с грузопассажирским кузовом, выпускаемый с 1933 по 1937 год. Всего было выпущено 10648 экземпляров.
Видео автомобиля
Источник
Автомобиль марки газ это
Автомобиль ГАЗ А — советский автомобиль среднего класса с открытым 4-дверным 5-местным кузовом типа фаэтон.
История создания автомобиля ГАЗ-А
Копия автомобиля Ford-A, выпущеного по лицензии.
Советское правительство в 1932 году купило у американской компании Ford Motor Company документацию и оборудование на производство данной модели автомобиля.
ГАЗ-А был первым советским легковым автомобилем массовой конвейерной сборки. Выпускался Горьковском автомобильном заводе с 1932 по 1936 год и на московском заводе КИМ с 1933 по 1935 год.
8 декабря 1932 года собрали первые две машины. Всего же с конвейера заводов сошло 41 917 машин.
Будучи первым советским автомобилем массовой сборки он чаще всего использовался в армии как штабной автомобиль, санитарное или ведомственное авто, а также такси и очень редко попадал в частные руки.
Появление именно этой машины, стало началом организованного таксоизвоза.
Так как потребность в этом автомобиле была очень велика, то параллельно освоили его выпуск на московском заводе КИМ.
Горьковские специалисты, с самого начала творчески подошли к заимствованию, и внесли в автомобиль несколько значительных изменений в сравнении с прототипом — например, усилили картер двигателя и сцепление.
История ГАЗ-А удивляет коротким жизненным циклом автомобиля. В 1936 г. на конвейере его сменила следующая модель — ГАЗ-М1, а затем его начали изымать из обращения по распоряжению правительства.
В Москве и Ленинграде их даже запретили эксплуатировать после 1936 г. в виду неблаговидности появления в столичных городах автомобиля старой конструкции. Владельцам ГАЗ-А следовало сдать машины государству и приобрести с доплатой новый ГАЗ-М1.
Как видно, грамотный подход к заимствованию в 1930-х годах, дал возможность в дальнейшем отечественным конструкторам разрабатывать вполне аутентичные, и что самое главное — хорошие автомобили, такие как ГАЗ-21 «Волга» или ГАЗ-69, пользовавшиеся спросом даже в странах, со своим развитым автомобилестроением.
В целом ГАЗ А автомобиль соответствовал Ford Model A Standard Phaeton (с кодом кузова 35B), модернизированный вариант 1930—1931 модельных годов (наиболее близок к варианту, который выпускался после октября 1930 года, в это время перешли к установке цельных грязевых щитков над подножками, и по май 1931, тогда внесли изменения в конструкцию системы питания двигателя, перенесли колбу фильтра грубой очистки топлива на карбюратор, а топливный кран убрали из салона в подкапотное пространство, что удалило унаследованный дефект, вызванный подтеканием в салон бензина через изношенный краник), хотя и большим числом незначительных изменений.
От фордовского оригинала, внешне, его первую очередь отличало оформление передка: у советского автомобиля использовалась маска радиатора упрощенной формы с отделкой без декоративной решётки, которая была унифицирована с грузовым Ford AA / ГАЗ-АА.
Технические характеристики и конструкция
ГАЗ-А имел по современным меркам, крайне простую и даже необычную конструкцию. Так, топливо к двигателю поступало самотеком из бака, который располагался за панелью приборов.
Интересна конструкция системы смазки двигателя, состоявшей из черпачков на шатунах, которые окунались в масло в картере.
Модификации и специальные автомобили на базе ГАЗ-А
Было выпущено несколько модификаций:
После поступления автомобилей марки ГАЗ-А потребителям, стало понятно, что открытый кузов «фаэтон» не подходит для эксплуатации не только в северных регионах, но даже и в регионах с умеренным климатом.
Наибольшие неудобства доставляли открытые автомобили без багажника при работе в качестве такси в крупных городах, их низкая комфортабельность вызывала много нареканий также и у работников партийных и государственных органов, которые использовали ГАЗ-А в качестве служебных машин. Поэтому 21 августа 1933 года Совнарком постановил обеспечить все выпускаемые легковые автомобили закрытыми кузовами.
Однако, в отношении ГАЗ-А его исполнение оказалось делом довольно сложным, при этом Договор о технической помощи, заключённый с американской стороной помогал мало, так как сама фирма «Форд» в то время выпуском закрытых четырёхдверных кузовов не занималась, а заказывая их у сторонних кузовных ателье Briggs и Murray.
Поэтому Горьковскому заводу пришлось заняться самостоятельной разработкой закрытого кузова, хотя и с оглядкой на Ford Model A Fordor Sedan (заводское обозначение 155/165) и, в особенности, на двухдверный Tudor Sedan (55B), на который имелась документация, которая была передана вместе с чертежами фаэтона. Проектирование его поручили конструктору Сорочкину Юрию Наумовичу.
Основу закрытого кузова составляла кабина от грузовика ГАЗ-АА, включая двери, имевшие цельнометаллическую конструкцию и проём лобового стекла с козырьком.
Заднюю часть кузова спроектировали по её образцу. Так как технологические возможности завода в то время ещё не позволяли выполнять штамповку металлических деталей такого размера, крышу пришлось сделать в виде деревянного каркаса обтянутого брезентом.
Вообще технология изготовления автомобиля была полукустарной, из-за того что завод не имел штампов, заднюю часть кузова пришлось сваривать из нескольких деталей, которые изготавливали методом выколотки на деревянных оправках с применением ручного пневмоинструмента и дальнейшей подгонкой по месту. В результате чего производство было медленным и сильно увеличивало себестоимость автомобиля, а это, в свою очередь, не дало ему возможности получения широкого распространения.
В 1934 году были изготовлены первые семь автомобилей ГАЗ-6. В дальнейшем, экспериментальным кузовным цехом ГАЗа, был налажен малосерийный выпуск, при котором было собрано всего лишь 60 автомобилей, причем большая часть из них осталась в Горьком и использовалась для работы в таксомоторных парках или в качестве служебных автомобилей в государственных организациях.
Выпущено было свыше 10,5 тыс. (имеются данные что, 10 648 шт.) пикапов ГАЗ-4.
Автомобиль-такси имел закрытый кузов с внутренней перегородкой, которая отделяла водителя от пассажирского салона, кузов изготавливался на московском Авторемонтно-кузовном заводе «Аремкуз».
ГАЗ-А-Аремкуз отличался от ГАЗ-3 и ГАЗ-6, которые имели практически полностью металлический кузов, композитным деревометаллическим кузовом — с деревянным каркасом обшитым тонкими металлическими листами
У него была оригинальная форма с покатой задней стенкой, сборка его производилась тоже в полукустарных условиях, но для такой конструкции это оказалось даже более предпочтительным.
Длина модификации — 4 286 мм, высота — 1 720 мм, масса в снаряженном состоянии — 1 350 кг.
Выпущено около 500 штук.
В первой половине 1930-х годов, ГАЗ-А был самой массовой советской легковой моделью, поставлявшейся в основном в Красную Армию, государственным и общественным организациям. Частным лицам автомобиль не продавался.
В Красной Армии 1930-х годов, был самым массовым штабным автомобилем. В частности, на него монтировалась, коротковолновая штабная радиостанция 5-АК.
А в первой половине 1930-х годов был самой массовой моделью такси. На него устанавливался наружный таксометр (с правого борта) механического типа, имевший с флажок «свободен-занят».
Из эксплуатации вывод этих машин начался после появления ГАЗ-М-1. Однако в Ленинграде, к примеру, ГАЗ-А в такси эксплуатировались до 1 марта 1938 года, и лишь после приказа Президиума Ленсовета их отправили из города на периферию.
Интересные факты о ГАЗ-А
Автомобили принимали в 1933 году, участие в автопробеге Москва—Каракумы—Москва, при этом ими было успешно преодолено более 9,5 тыс. км.
Бытует городская легенда, что в Москве и Ленинграде эксплуатация авто после 1936 года была запрещена, а немногочисленным автовладельцам надлежало сдать машины государству и приобрести с доплатой новый ГАЗ-М-1, связано это было устаревшей к 1936 году конструкцией ГАЗ-А и неблаговидностью появления автомобиля старой конструкции в крупном городе. Но первые массовые партии М-1 начали поступать лишь во втором полугодии 1937 года, и их производство в 1936 году составило всего лишь порядка 2,5 тысяч машин, чего, конечно же, было слишком мало для немедленной замены всех автомобилей даже в крупных городах.
Вытеснение ГАЗ-А в ведомственных гаражах и службе такси заняло годы и проходило вполне естественным путём, за счёт текущего обновления автопарка. Но к 1940 году с улиц Москвы и Ленинграда ГАЗ-А действительно исчезли полностью.
Источник