Автомобиль маз 509 технические характеристики

Содержание
  1. Характеристики лесовоза маз-509 головастик и топ-3 популярные модификации — разбираем вместе
  2. Устаревший автопарк требовал обновления
  3. Конструктивный ряд
  4. Лесовоз МАЗ-509
  5. Что представляла из себя модель 509П?
  6. Лесовоз МАЗ-509 от крупнейшего советского производителя
  7. Лесовоз МАЗ-509
  8. Конструктивные особенности
  9. Используемые полуприцепы
  10. Технические характеристики
  11. Модификации
  12. Лесовоз МАЗ-509: характеристики, отзывы
  13. История выпуска МАЗ-509
  14. Модификации, фото
  15. Технические характеристики автомобиля
  16. Устройство лесовоза МАЗ-509
  17. Заключение
  18. МАЗ-509
  19. Обновленный автопарк
  20. Начало производства
  21. Достойная смена
  22. Назначение
  23. Технические характеристики
  24. Модификации
  25. МАЗ 509 лесовоз — популярный спецтранспорт советских времен
  26. Обновленный автопарк
  27. Технические данные
  28. Достойная смена
  29. История выпуска МАЗ-509
  30. Модификации, фото
  31. Назначение
  32. Устройство лесовоза МАЗ-509
  33. Технические характеристики
  34. Маз 509 самосвал: технические характеристики

Характеристики лесовоза маз-509 головастик и топ-3 популярные модификации — разбираем вместе

Минский автомобильный завод – это один из заслуженных и старейших производителей транспорта для перевозки леса на территории всего бывшего Союза. Автомобили отличаются надежностью и высокими показателями проходимости. Кроме того, разработчики выпустили несколько модификаций, каждая из которых может выполнять комплексную работу или конкретную задачу. До сих пор на дорогах встречаются лесовозы МАЗ первых выпусков, не говоря уже о последних моделях.

Устаревший автопарк требовал обновления

500-я серия была призвана перевернуть сознание советских инженеров, водителей и механиков. Конструкторы минского автозавода предложили разместить мотор не перед кабиной, как это делалось ранее, а убрать его как бы «внутрь» кабины, а точнее — под нее. Кабина должна была стать откидывающейся, за счет чего обеспечивался бы доступ к деталям двигателя. Помимо прочего бескапотное строение кабины позволяло увеличить рабочую длину кузова, что обеспечивало бы большую грузоподъемность и вместимость. Первоначально такая конструкция вызвала множество споров, однако тот факт, что за рубежом уже успешно освоили эту технологию, спровоцировал техническую комиссию принять изменения.

Также с целью увеличения рабочей мощности автомобилей, было решено оборудовать их более производительным двигателем, освоение которого как раз началось на Ярославском моторном заводе в середине 1958 г.

Однако апробация и обкатка новых технических решений требовали времени, которого у инженеров МАЗ не было. В связи с этим в качестве опытных образцов было решено использовать новые модели 200-й серии: 200М и 200П. Именно на их последовательно устанавливались новые кабины. двигатели, коробки передач, рамы и пр. Это решение с одной стороны помогло конструкторам увидеть своими глазами неточности и недоработки, а с другой стороны позволяло не прекращать серийное производство. Таким образом, с 1962 — 1965г. параллельно со сборкой прототипов МАЗ 500 завод осуществлял мелкосерийный выпуск промежуточных агрегатов. В 1965г. производство МАЗ 200 было окончательно прекращено, и началась новая эпоха, связанная с МАЗ 500.

В серию вошли самосвал под индексом 503, седельный тягач под индексом 504 и лесовой автопоезд МАЗ 509П, пробный выпуск которого был начат 06.04.1966г. Как и все автомобили новой серии, лесовоз выпускался ограниченными «опытными сериями», которые позволяли практически без остановки выпуска, устранять недостатки прямо на готовых автомобилях.

Конструктивный ряд

В ассортименте белорусского завода разработана масса модификаций для транспортировки леса. Среди них:

Новые модели оснащаются телескопической стрелой, которая складывается в тройном положении и может достигать вылета порядка семи метров.

Лесовоз МАЗ-509

МАЗ-509 представлял собой тягач, оснащенный прицепом-роспуском. Лесовозы на базе 500-й серии грузовиков МАЗ производились очень длительное время, за время производства он дважды модернизировался. Выпуск лесовозов МАЗ началось в 1966 году с модели МАЗ-509П.

МАЗ-509П являлась пробной серией с не очень большим количеством произведенных авто. Производство этой версии продлилось не долго – до 1969 года.

Сразу с началом производства модели МАЗ-509П, конструкторы завода начали поиск и устранение у этого авто недочетов. Результатом этого стало практически параллельное производство несколько усовершенствованной модели – МАЗ-509. Производство этой модели было более длительное – серийное производство ее началось в 1966 году и закончилось в 1978 году.
На смену модели МАЗ-509 в 1978 году пришел лесовоз с обозначением МАЗ-509А. Это был последний лесовоз, построенный на базе 500-й серии грузовиков МАЗ. Производилась модель МАЗ-509А до 1990 года.

Фото лесовоза МАЗ-509

Что представляла из себя модель 509П?

Технические характеристики МАЗ 509П существенно отличались от всего, что производил Минский автозавод ранее. Помимо всех новшеств, введенных в 500-ой серии, лесовоз был единственным серийным грузовым полноприводным автомобилем. Кабина 509П была произведена из цельного металла, имела три места — водительское и пассажирское сиденье, откидную конструкцию.

Лесовоз оснащался абсолютной новинкой тех лет — 11,15 литровым 6-ти цилиндровым дизелем ЯМЗ 236 с коротким ходом поршня (14 см.), водным охлаждением, механическим ТНВД, шестью насосными секциями и прямым впрыском топлива. Шесть чугунных цилиндров мотора располагались друг напротив друга под углом 90 градусов. Новый и довольно современный на тот момент двигатель обеспечивал машинам 500-ой серии мощность — 180 л.с. при 1700-2100 об/мин. и снижал на 1/10 расход топлива, по сравнению с более ранними 200-ми моделями (фактический расход топлива у МАЗ 509П — 48 литров на 100 км.).

Главной отличительной особенностью 509-й модели от остальных машин серии, безусловно, являлась ее трансмиссии. Полный привод, оба ведущих моста, многоступенчатая, а точнее пятиступенчатая коробка переключения передач. Максимальная скорость груженого лесовоза составляла 60 км/ч.

Поскольку для завода это был первый опыт конструирования автолесовоза, не все было гладко. Поэтому вскоре после апробации опытных моделей (в 1969-1970 гг.) была проведена полная модернизация всей пятисотой серии, в том числе и лесовозного автопоезда. На смену МАЗ 509П пришел МАЗ 509 со специальным прицепом-роспуском. Модернизация затронула многие основные узлы автомобиля. Увеличилась скорость движения с 60 до 65 км/ч. за счет изменения передаточных чисел коробки передач и раздаточной коробки. МАЗ 509 в отличие от предшественника также обладал большей колесной базой (шириной 3,95 м.), размер которой вырос на 10 см. по сравнению с предшествующей моделью, 2-х дисковым сцеплением и на 0,5 т. увеличившейся грузоподъемностью. Передний мост МАЗ 509 был также переоснащен: планетарные редукторы были заменены на обычные. Как и в предыдущей модели задние колеса были двускатными, размера 320-508(12,00-20). Дорожный просвет передней оси составлял 31 см., а задней — 30 см.

Автомобиль МАЗ 509 предназначался для перевозки лесоматериалов как по дорогам специального назначения, так и щитовым колеям с возможностью захода на лесоразработку. Именно для создания наилучших условий погрузки прицепа-роспука, автомобиль 1969г. выпуска снабжался лебедкой типа «бараб» с приводом от коробки ОМ и поворотным конником с тросом натяжения и откидывающимися стойками. Максимальная нагрузка на конник составляла 5500 кгс. Автомобиль оборудовался также одним из двухосных прицепов-роспусков: ГКБ 9383 и ТМЗ-803М.

Общие габаритные размеры 509-й модели, включая прицеп-роспуск, были таковы (ДхШхВ, м.): 6,7х2,7х3,66. Максимальная же допустимая масса с грузом составляла 21 т. В конце 60-х, начале 70-х годов на Минском автозаводе все выпущенные модели проходили сертификацию в соответствие с Госзнаком качества. В 1973 г. это почетная награда была присуждена и МАЗ 509.

МАЗ 509 не раз становился базой для экспериментов по разработке других полноприводных автомобилей. Был и самосвал МАЗ 509 Б, полностью унифицированный с лесовозом, и тентованый армейский грузовой автомобиль МАЗ 505, и седельный тягач МАЗ 508. Но что интересно, ни один из этих экспериментальных образцов так и не поступил в серийное производство, несмотря даже на тот факт, что они полностью соответствовали необходимым стандартам.

В 1978г. была произведена новая модификация 500-го семейства., в результате которого на свет появился МАЗ 509А, отличающийся от предыдущих моделей скорее внешне, чем внутренне. Его производство было прекращено с распадом Советского Союза, хотя некоторые машины до сих пор находятся в эксплуатации.

Источник

Лесовоз МАЗ-509 от крупнейшего советского производителя

В послевоенное время в СССР развитие промышленности не возможно было бы без увеличения количества грузового транспорта. Одним из крупнейших производителей грузовых автомобилей в то время являлся Минский автомобильный завод. В 60-х годах этот завод приступил к производству совершенно новых грузовиков, получивших обозначение МАЗ-500. Также производитель на базе этого грузовика производил ряд специальной техники, в том числе и автомобили, предназначенные для лесозаготовительных работ. Грузовики, использовавшиеся для перевозки леса, получили свое обозначение – МАЗ-509.

Читайте также:  Американские ретро автомобили история

Лесовоз МАЗ-509

МАЗ-509 представлял собой тягач, оснащенный прицепом-роспуском. Лесовозы на базе 500-й серии грузовиков МАЗ производились очень длительное время, за время производства он дважды модернизировался. Выпуск лесовозов МАЗ началось в 1966 году с модели МАЗ-509П.

МАЗ-509П являлась пробной серией с не очень большим количеством произведенных авто. Производство этой версии продлилось не долго – до 1969 года.

Фото лесовоза МАЗ-509

Конструктивные особенности

Как сказано, построен лесовоз был на базе МАЗ-500, но обладал он рядом отличий. На то время все грузовики МАЗ являлись одними из самых современных в СССР, но от МАЗ-500 лесовоз отличался довольно серьезно по трансмиссии.

А вот трансмиссия, которая использовалась на МАЗ-509, была несколько иной, чем у других моделей. Лесовоз был первым автомобилем Минского завода, который оснащался полным приводом. Помимо этого для лесовоза была пересмотрена и коробка передач. У моделей МАЗ-509 она была 5-скоростной, отличались и передаточные числа коробки. Поначалу на лесовозы устанавливался передний мост с планетарным редуктором, от которого быстро отказались в пользу моста обычной конструкции.

Используемые полуприцепы

Для перевозки древесины с данным тягачом использовалось два прицепа-роспуска — ГКБ-9383 и ТМЗ-803М. Эти прицепы были двухосными и оснащались механизмом самозатаскивания. Данный механизм позволял складывать тележку прицепа и грузить ее на тягач. Когда тележка не использовалась и была погружена на тягач, МАЗ-509 являлся двухосным, когда же требовалась перевозка древесины, прицеп раскладывался и лесовоз становился четырехосным, с двумя ведущими мостами. Использование данных прицепов-роспусков позволяло перевозить на МАЗ-509 древесину длиной 17-27 м.

Технические характеристики

Технические характеристики лесовоза МАЗ-509:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Длина (со сложенным прицепом) мм 6770
Ширина мм 2600
Высота мм 2900
Колесная база мм 3950
Клиренс мм 300
Масса снаряжения кг 8800
Силовая установка тип ЯМЗ-236, диз., 6- цилиндр
Объем рабочий л 11,15
Мощность л.с. 200
Коробка передач тип мех., 5-ступ.,
Колесная формула (сло сложенным/разложенным прицепом) тип 4х4/8х4
Средний расход топлива л/100 км 48
Скорость максимальная км/час 65
Используемые прицепы тип ГКБ-9383, ТМЗ-803М
Макс. грузоподъемность т 21
Макс. длина перевозимой древесины м 27

На видео лесовоз МАЗ-509:

Модификации

Серия лесовозов МАЗ-509 состояла из трех моделей, которые несколько различались между собой. Если сравнивать модели МАЗ-509П и МАЗ-509, то отличия у них были по технической части.

А вот у МАЗ-509 сцепление заменили на двухдисковое, поменяли мост, изменили передаточные числа КПП и раздатки, что привело к увеличению скорости и грузоподъемности. Но внешне эти две модели между не собой не отличались, на них устанавливалась безкапотная кабина от МАЗ-500.

Отличия же моделей МАЗ-509 и МАЗ-509А и вовсе сводились к внешности. На более позднюю модель МАЗ-509А уже устанавливалась кабина от грузового автомобиля МАЗ-5335. По технической же части 509 и 509А не отличались.
Видео обзор лесовоза МАЗ-509А:

Источник

Лесовоз МАЗ-509: характеристики, отзывы

Лесовоз МАЗ-509 выпускался на Минском автомобильном заводе с 1966 по 1990 годы. Это был первый автомобиль, полностью разработанный и собранный на МАЗе. От предшественников автомобиль отличали бескапотная компоновка, мощный двигатель, улучшенная трансмиссия и ряд других новшеств, инновационных для того времени.

История выпуска МАЗ-509

Перед разработчиками МАЗ-509 стояла задача — создать достойную альтернативу устаревшим на тот момент грузовикам 200 серии. В это время в Минский автозавод вкладывались значительные средства, и автомобиль должен был стать наглядным свидетельством того, что предприятие не только полностью восстановилось после войны, но и успешно развивается.

Цель была достигнута — в послевоенную серию вошли самосвал МАЗ-500 (пять модификаций) и полноприводной МАЗ-505. Все эти модели до сих пор можно увидеть в рабочем состоянии, а также на многочисленных видео, доказывающих высокое качество проектирования и сборки.

Многие технические решения были применены впервые. Например, убедиться в целесообразности бескапотной компоновки разработчики могли только на зарубежном опыте, в отечественном автомобилестроении она ранее не применялась. При этом времени на выпуск опытных экземпляров и обкатку разработок не было — все новинки сразу запускались в серийное производство. Каждый узел, каждая деталь, будь то приборная панель или рессора, испытывались в рабочих условиях.

Необходимость совмещать разработки с серийным выпуском привели к тому, что автомобили сходили с конвейера небольшими партиями, каждая следующая дорабатывалась по сравнению с предыдущей. Для советского автомобилестроения это был практически уникальный опыт, когда преимущества перспективной разработки не только не были уничтожены некачественной сборкой, но, напротив, были многократно протестированы в «полевых условиях» и доведены до совершенства.

В результате технические характеристики МАЗ-509 завоевали ему славу одного из лучших грузовых автомобилей страны. Мощный, проходимый, надёжный — он широко применялся на строительных площадках, карьерах, лесоразработках и пр.

Модификации, фото

Первые экземпляры сошли с конвейера в 1966 году. Модель получила название МАЗ-509П. К 1969, за три года, конструкторы выявили и устранили ряд недочётов. Производство усовершенствованной модели велось уже без буквенной маркировки.

К 1978 году завод ещё доработал конструкцию, немного изменил дизайн и начал выпускать лесовоз МАЗ-509А. Производство длилось до 1990 года, после чего грузовики 500 серии больше не производились. От предшественника 509А можно отличить по обновлённой кабине — на фото его легко узнать по узкой решётке радиатора и фарам, расположенным на переднем бампере (ранее они находились на кабине).

Технические характеристики автомобиля

Размеры:

Двигатель — ЯМЗ-236:

Устройство лесовоза МАЗ-509

Автомобиль проектировался специально для работы на вывозке леса, поэтому получил усиленную раму, позволявшую перевозить грузы по дорогам с глубокими колеями и заходить в зону лесоразработки. Для облегчения погрузки и выгрузки автомобиль оснащали мощной лебедкой. Прицеп-роспуск имел устройство самозатаскивания, позволявшее сложить его и загрузить на тягач, тем самым превратив лесовоз в двухосный грузовик. Это было особенно удобно при перегонах пустого автомобиля.

При разработке серии были реализованы инновационные для того времени технические решения, большинство которых оправдала себя, но часть была признана неподходящими. Например, бескапотная компоновка существенно уменьшила габариты, полностью оправдав надежды проектировщиков. Но передний мост с планетарным дифференциалом, которым оснащали первую партию 509П, было решено заменить на обычный.

На автомобили устанавливали мощный шестицилиндровый мотор с водяной системой охлаждения. Мощность мотора позволяла использовать лесовоз в качестве седельного тягача для прицепов и полуприцепов. Улучшенная коробка раздаточная обеспечила увеличение скорости и грузоподъемности. Также была усовершенствована трансмиссия и другие узлы и агрегаты.

Заключение

Выпуск 509 модели МАЗ был прекращён в 1990 году, но автомобили до сих пор пользуются устойчивым, хотя и небольшим спросом. На форумах обсуждаются вопросы, сколько весит лесовоз под нагрузкой, какую скорость развивает и можно ли его приобрести. Надежная конструкция, превосходные рабочие качества и положительные отзывы позволили 509 модели занять почётное место в истории советского автомобилестроения.

Источник

МАЗ-509

Как известно, любая война рано или поздно заканчивается миром. И потому неудивительно, что Советский Союз, одолевший в свое время фашистскую Германию, после окончания боевых действий стал активно отстраивать разрушенное государственное имущество. Само собой разумеется, что любая стройка требует наличия специальной техники. В связи с этим особая нагрузка легла на Минский автомобильный завод, который и начал производство собственного лесовоза. О нем мы и поговорим в данной статье, и узнаем, в частности, сколько весит рама от МАЗа-509.

Обновленный автопарк

Изначально 500-я серия, к которой принадлежит данный автомобиль, являлась прогрессивной и перевернула в некоторой степени сознание советских инженеров и водителей. А все потому, что разработчики машины предложили разместить мотор непосредственно под кабиной, а не впереди нее, как это было ранее. Также сама кабина получила свойство опрокидывания, что давало возможность легко добраться до основных узлов МАЗ-509. Кроме того, отсутствие капота дало возможность нарастить длину всего грузовика и увеличить его грузоподъёмность. Изначально такое инженерное предложение было встречено в штыки, однако зарубежный опыт показал, что подобные машины вполне жизнеспособны, и потому техническая комиссия одобрила проект.

Начало производства

6 апреля 1966 года началась сборка первого экземпляра МАЗ-509П. Данный лесовоз производился, что называется, поштучно и имел определенные недостатки, которые довольно быстро устранялись непосредственно на уже готовых машинах.

Технические параметры этого грузовика имели существенные отличия от тех автомобилей, которые Минский завод выпускал раньше. Начнем с того, что мосты МАЗ-509 были полноприводными, и этот агрегат оказался единственным, пошедшим в серию.

Читайте также:  Автомобиль мицубиси кольт отзывы

Достойная смена

Поэтапная техническая модернизация машины привела к тому, что она смогла быстрее ехать. Скорость движения грузовика увеличилась с 60 км/ч до 65 км/ч, что стало возможным благодаря изменению передаточных отношений коробки передач. МАЗ-509 отличался от своего прародителя и тем, что имел более широкую колёсную базу, величина которой выросла сразу же на 10 сантиметров. Также появилось двухдисковое сцепление, и увеличилась грузоподъемность (на полтонны). Передний мост также претерпел изменения: на нем были установлены обычные редукторы вместо планетарных.

Назначение

МАЗ-509, рама которого отличалась повышенной жесткостью, был разработан и служил для перевозки лесоматериалов как по специальным дорогам, так и по щитовым колеям. При этом он имел возможность заходить в лесоразработку. Для обеспечения оптимальных условий погрузки/выгрузки машина с 1969 года начала снабжаться лебедкой, имеющей поворотный конник и откидывающиеся стойки. Конник был способен выдерживать нагрузку, равную 5500 кгс. Грузовик оснащался прицепом-роспуском: ТМЗ-803М или же ГБК-9383. Эти механизмы имели две оси и устройство самозатаскивания, которое позволяло при необходимости сложить тележку прицепа и отгрузить ее на тягач. В те моменты, когда тележка не эксплуатировалась и была загружена на тягач, МАЗ становился двухосным. Когда же возникала потребность в перевозке древесины, то прицеп раскладывался и грузовик трансформировался в четырехосный, причем оба моста у него были ведущими.

Технические характеристики

В основе лесовоза лежит клепаная рама, составленная из штампованных элементов. Мосты имеют зависимую рессорную подвеску, спереди установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве силового агрегата используется 180-сильный атмосферный дизель ЯМЗ-236. Мотор имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Для подачи топлива используется механический насос высокого давления, оборудованный центробежным регулятором оборотов.

Коробка передач имеет 5 скоростей для движения вперед. Дополнительно используется раздаточный редуктор, распределяющий крутящий момент между мостами. В конструкции узла имеется межосевой дифференциал, повышающий проходимость. Между раздаточной коробкой и картерами мостов установлены карданные валы со щлицевыми соединениями. На задней оси установлены сдвоенные колеса. Шины имеют стандартный дорожный рисунок, но встречались версии машины с резиной повышенной проходимости.

Тормозная система автомобиля барабанного типа с пневматическим приводом. Источником сжатого воздуха является компрессор, установленный на силовом агрегате. На грузовике применяется электрооборудование с напряжением 24В. Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем.

Читайте также: Устранение неисправностей и устройство электросхем автомобиля МАЗ

Габариты и технические характеристики автомобиля:

Характеристики грузового автомобиля позволяют перевозить пиломатериалы длиной от 6,5 до 30,0 м. Для укладки концов хлыстов используется специальный прицеп-роспуск модели ГКБ-9383 или ТМЗ-803М. Прицеп оснащен поворотной установкой 2 осей, управление осуществляется тросовыми приводами.

На тягаче имеется специальное оборудование, позволяющее загружать роспуск на заднюю часть грузовика.

В таком виде автомобиль имел меньшую длину, что позволяло перемещаться между рабочими площадками по дорогам общего пользования. Привод барабанной лебедки выполнялся от отдельного редуктора, установленного на коробке передач.

На лесовозе устанавливалась 3-местная цельнометаллическая кабина сварной конструкции. В кабине имеются 2 боковые двери и отдельное спальное место. Для доступа к силовому агрегату узел откидывается вперед на специальных шарнирах. В стандартное оснащение входят опускающиеся стекла в дверях, система очистки ветровых стекол и отопительная установка с вентилятором. В кабине установлено отдельное сиденье для водителя, которое регулируется по нескольким направлениям.

Модификации

Минский автозавод выпускал несколько вариантов лесовозного грузовика:

Источник

МАЗ 509 лесовоз — популярный спецтранспорт советских времен

Как известно, любая война рано или поздно заканчивается миром. И потому неудивительно, что Советский Союз, одолевший в свое время фашистскую Германию, после окончания боевых действий стал активно отстраивать разрушенное государственное имущество. Само собой разумеется, что любая стройка требует наличия специальной техники. В связи с этим особая нагрузка легла на Минский автомобильный завод, который и начал производство собственного лесовоза. О нем мы и поговорим в данной статье, и узнаем, в частности, сколько весит рама от МАЗа-509.

Обновленный автопарк

Изначально 500-я серия, к которой принадлежит данный автомобиль, являлась прогрессивной и перевернула в некоторой степени сознание советских инженеров и водителей. А все потому, что разработчики машины предложили разместить мотор непосредственно под кабиной, а не впереди нее, как это было ранее. Также сама кабина получила свойство опрокидывания, что давало возможность легко добраться до основных узлов МАЗ-509. Кроме того, отсутствие капота дало возможность нарастить длину всего грузовика и увеличить его грузоподъёмность. Изначально такое инженерное предложение было встречено в штыки, однако зарубежный опыт показал, что подобные машины вполне жизнеспособны, и потому техническая комиссия одобрила проект.

Технические данные

МАЗ-509, технические характеристики которого приведены ниже, был достаточно мощным лесовозом с высокой степенью проходимости, что объяснялось потребностью его использования в далёких от обжитых человеком мест, имеющих непростой рельеф и погодные условия.

Параметры грузовика следующие:

Достойная смена

Поэтапная техническая модернизация машины привела к тому, что она смогла быстрее ехать. Скорость движения грузовика увеличилась с 60 км/ч до 65 км/ч, что стало возможным благодаря изменению передаточных отношений коробки передач. МАЗ-509 отличался от своего прародителя и тем, что имел более широкую колёсную базу, величина которой выросла сразу же на 10 сантиметров. Также появилось двухдисковое сцепление, и увеличилась грузоподъемность (на полтонны). Передний мост также претерпел изменения: на нем были установлены обычные редукторы вместо планетарных.

История выпуска МАЗ-509

Перед разработчиками МАЗ-509 стояла задача — создать достойную альтернативу устаревшим на тот момент грузовикам 200 серии. В это время в Минский автозавод вкладывались значительные средства, и автомобиль должен был стать наглядным свидетельством того, что предприятие не только полностью восстановилось после войны, но и успешно развивается.

Цель была достигнута — в послевоенную серию вошли самосвал МАЗ-500 (пять модификаций) и полноприводной МАЗ-505. Все эти модели до сих пор можно увидеть в рабочем состоянии, а также на многочисленных видео, доказывающих высокое качество проектирования и сборки.


Грузовик выпускался в нескольких комплектациях

Многие технические решения были применены впервые. Например, убедиться в целесообразности бескапотной компоновки разработчики могли только на зарубежном опыте, в отечественном автомобилестроении она ранее не применялась. При этом времени на выпуск опытных экземпляров и обкатку разработок не было — все новинки сразу запускались в серийное производство. Каждый узел, каждая деталь, будь то приборная панель или рессора, испытывались в рабочих условиях.

Необходимость совмещать разработки с серийным выпуском привели к тому, что автомобили сходили с конвейера небольшими партиями, каждая следующая дорабатывалась по сравнению с предыдущей. Для советского автомобилестроения это был практически уникальный опыт, когда преимущества перспективной разработки не только не были уничтожены некачественной сборкой, но, напротив, были многократно протестированы в «полевых условиях» и доведены до совершенства.

В результате технические характеристики МАЗ-509 завоевали ему славу одного из лучших грузовых автомобилей страны. Мощный, проходимый, надёжный — он широко применялся на строительных площадках, карьерах, лесоразработках и пр.

Модификации, фото

Первые экземпляры сошли с конвейера в 1966 году. Модель получила название МАЗ-509П. К 1969, за три года, конструкторы выявили и устранили ряд недочётов. Производство усовершенствованной модели велось уже без буквенной маркировки.

Обязательно почитайте: Технические характеристики Фотон

К 1978 году завод ещё доработал конструкцию, немного изменил дизайн и начал выпускать лесовоз МАЗ-509А. Производство длилось до 1990 года, после чего грузовики 500 серии больше не производились. От предшественника 509А можно отличить по обновлённой кабине — на фото его легко узнать по узкой решётке радиатора и фарам, расположенным на переднем бампере (ранее они находились на кабине).


Модернизация автомобиля производилась в течение долгого времени

Назначение

МАЗ-509, рама которого отличалась повышенной жесткостью, был разработан и служил для перевозки лесоматериалов как по специальным дорогам, так и по щитовым колеям. При этом он имел возможность заходить в лесоразработку. Для обеспечения оптимальных условий погрузки/выгрузки машина с 1969 года начала снабжаться лебедкой, имеющей поворотный конник и откидывающиеся стойки. Конник был способен выдерживать нагрузку, равную 5500 кгс. Грузовик оснащался прицепом-роспуском: ТМЗ-803М или же ГБК-9383. Эти механизмы имели две оси и устройство самозатаскивания, которое позволяло при необходимости сложить тележку прицепа и отгрузить ее на тягач. В те моменты, когда тележка не эксплуатировалась и была загружена на тягач, МАЗ становился двухосным. Когда же возникала потребность в перевозке древесины, то прицеп раскладывался и грузовик трансформировался в четырехосный, причем оба моста у него были ведущими.

Читайте также:  Автомобиль киа рио википедия

Устройство лесовоза МАЗ-509

Автомобиль проектировался специально для работы на вывозке леса, поэтому получил усиленную раму, позволявшую перевозить грузы по дорогам с глубокими колеями и заходить в зону лесоразработки. Для облегчения погрузки и выгрузки автомобиль оснащали мощной лебедкой. Прицеп-роспуск имел устройство самозатаскивания, позволявшее сложить его и загрузить на тягач, тем самым превратив лесовоз в двухосный грузовик. Это было особенно удобно при перегонах пустого автомобиля.

При разработке серии были реализованы инновационные для того времени технические решения, большинство которых оправдала себя, но часть была признана неподходящими. Например, бескапотная компоновка существенно уменьшила габариты, полностью оправдав надежды проектировщиков. Но передний мост с планетарным дифференциалом, которым оснащали первую партию 509П, было решено заменить на обычный.

Обязательно почитайте: ЗИЛ 130

На автомобили устанавливали мощный шестицилиндровый мотор с водяной системой охлаждения. Мощность мотора позволяла использовать лесовоз в качестве седельного тягача для прицепов и полуприцепов. Улучшенная коробка раздаточная обеспечила увеличение скорости и грузоподъемности. Также была усовершенствована трансмиссия и другие узлы и агрегаты.

Технические характеристики

В основе лесовоза лежит клепаная рама, составленная из штампованных элементов. Мосты имеют зависимую рессорную подвеску, спереди установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве силового агрегата используется 180-сильный атмосферный дизель ЯМЗ-236. Мотор имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Для подачи топлива используется механический насос высокого давления, оборудованный центробежным регулятором оборотов.

Коробка передач имеет 5 скоростей для движения вперед. Дополнительно используется раздаточный редуктор, распределяющий крутящий момент между мостами. В конструкции узла имеется межосевой дифференциал, повышающий проходимость. Между раздаточной коробкой и картерами мостов установлены карданные валы со щлицевыми соединениями. На задней оси установлены сдвоенные колеса. Шины имеют стандартный дорожный рисунок, но встречались версии машины с резиной повышенной проходимости.

Тормозная система автомобиля барабанного типа с пневматическим приводом. Источником сжатого воздуха является компрессор, установленный на силовом агрегате. На грузовике применяется электрооборудование с напряжением 24В. Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем.

Маз 509 самосвал: технические характеристики

Итак, всем доброго времени суток. На этот раз я решил поведать об этом замечательном советском грузовике, который мне так полюбился ещё в детстве. Казалось бы- нахрена мне это надо при том, что я живу в Европе и для чего мне вообще вспоминать этого динозавра? Но воспоминания у меня об оном очень хорошие- в кабине подобного ему я провёл много времени в детстве, и при чём ни в одном, а таких было несколько. Папа тогда работал на автобазе и поэтому имела место такая возможность. Таким был и седельный тягач, и бензовоз, и другой седельный тягач. Да — посчастливилось моему отцу поездить за рулём такого, когда он ещё не обладал водительскими правами. То был седельный тягач с полуприцепом. Но почему- то ощущения у него были не очень, как он сказал. А я бы радовался, как ребёнок, представься мне возможность поводить такого стального дракона! Но это всё лирика- собственно, теперь о самом тягаче. Инфу честно скопипастил откуда надо. Итак, приступим.

МАЗ-500 — советский грузовой автомобиль, выпускавшийся на Минском автомобильном заводе в 1963-1990 годах. Прототип автомобиля выпущен в 1958 году.

Первые опытные образцы появились в 1958 году, пробные сборки грузовика были выпущены в 1963 году. Первые серийные грузовики МАЗ-500 сошли с конвейера в марте 1965 года. 31 декабря 1965 года с главного конвейера сошёл последний автомобиль 200-го семейства МАЗов и с 1966 года завод полностью перешёл на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500. В отличие от предшественника, МАЗ-500 имел компоновку с кабиной над двигателем, что позволило несколько снизить вес машины и увеличить длину грузовой платформы, что в итоге привело к увеличению грузоподъёмности на 500 кг.

Базовым вариантом стал бортовой с деревянной платформой МАЗ-500 грузоподъёмностью 7500 кг с колёсной базой 3850 мм. Автомобиль имел характерную декоративную облицовку решётки радиатора из 14-ти вертикальных рёбер, кожух, прикреплённый к задней стенке кабины. Автомобили комплектовались 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на четырёх высших передачах и гидроусилителем руля. Благодаря мощному двигателю, МАЗ-500 мог буксировать прицеп полной массой 12 000 кг.

Новое «500-ое» семейство представляло собой модельный ряд, в который помимо различных вариантов бортовых автомобилей также входили самосвал МАЗ-503, седельный тягач МАЗ-504, лесовоз МАЗ-509, шасси для размещения на нём различного специального оборудования МАЗ-500Ш.

В 1970 году на смену МАЗ-500 пришел МАЗ-500А с увеличившейся на 100 мм (до 3950 мм) колёсной базой и увеличенной до 8 тонн грузоподъёмностью. Габаритные размеры были приведены в соответствие с европейскими нормами. Было изменено передаточное число главной передачи, в результате чего максимальная скорость машины увеличилась с 75 до 85 км/ч.

Внешне 500-е второго поколения можно отличить по новой «клетчатой» решётке радиатора. Кроме того, исчез кожух за кабиной. За дверями, на уровне ручки двери, появился повторитель сигнала поворота.

МАЗ-500 и его модификации продержались на производстве до 1977 года, когда они были заменены новым семейством МАЗ-5335.

МАЗ-500 мог нормально работать при полном отсутствии или неисправности электрооборудования, например, будучи заведён «с толкача»: в конструкции отсутствовали какие-либо безусловно необходимые для работы мотора электрокомпоненты, а усилитель руля был гидравлическим. Благодаря этой особенности машина получала особую надёжность и живучесть в армии, где с успехом использовалась даже несмотря на отсутствие полного привода. В подобном режиме работы также полностью исключалась демаскировка радиопомехами.

МАЗ-500Ш — шасси под комплектацию МАЗ-500В — бортовой с металлической платформой МАЗ-500Г — длиннобазный бортовой МАЗ-500С (МАЗ-512) — северный вариант МАЗ-500Ю (МАЗ-513) — тропический вариант МАЗ-505 — полноприводный.

Производитель: МАЗ Годы пр-ва: 1965—1977 Дизайн Тип(ы) кузова: бортовой грузовик, кабина над двигателем Двигатели ЯМЗ-236 Производитель: ЯМЗ Марка: ЯМЗ-236 Тип: дизельный двигатель Объём: 11 150 см3 Максимальная мощность: 180 л.с., при 2100 об/мин Максимальный крутящий момент: 667 Н·м, при 1500 об/мин Конфигурация: V6 Цилиндров: 6 Диаметр цилиндра: 130 мм Ход поршня: 140 мм Степень сжатия: 16,5 Клапанной механизм: OHV Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6 Трансмиссия механическая 5-ступ. Производитель: ЯМЗ Модель: 236 Тип: механическая Число ступеней: 5-ступ. Передаточные отношения: 1 передача: 5,26 2 передача: 2,90 3 передача: 1,52 4 передача: 1,00 5 передача: 0,66 Задняя передача: 5,48 Механизм управления: напольный рычаг Переключение: ручное Главная передача ведущих мостов — двойная с планетарными редукторами в ступицах колёс, передаточное число — 7,24. Характеристики Массово-габаритные Длина: 7140 мм Ширина: 2500 мм Высота: 2650 мм Клиренс: 270 мм Колёсная база: 3850 мм Колея задняя: 1865 мм Колея передняя: 1970 мм Масса: 6500 кг (собств. снаряжённая) Полная масса: 14825 кг (загруженная) Динамические Макс. скорость: 75 км/ч 85 км/ч (МАЗ-500А) На рынке

Преемник МАЗ-500А, МАЗ-5335 Другое Грузоподъёмность: 7500 кг, прицеп общей массой 12000 кг Расход топлива: 25 л/100 км Объём бака: 200 л

МАЗ-509 — советский грузовой автомобиль-лесовоз, выпускавшийся на Минском автомобильном заводе.

С 1966 по 1969 годы выпускался МАЗ-509П. С 1966 по 1978 годы МАЗ-509. С 1978 по 1990 годы МАЗ-509А. Как и у базового грузовика, колесная база увеличилась до 3950мм. Отличия МАЗ-509 от модели «509П»:

двухдисковое сцепление, другие числа раздаточной коробки, на 500 кг бо́льшая грузоподъемность, другие числа коробки передач, передний мост с обычными (не планетарными) колёсными редукторами. У ранних МАЗ-509, (выпуска 1969-1970 годов), кабина была с такой же облицовкой, как и у МАЗ-500. Лесовоз работал с 2-осными прицепами-роспусками:

ГКБ-9383 или ТМЗ-803М. В 1973 году лесовозову МАЗ-509 был присвоен государственный знак качества.

С 1978 года начался выпуск автомобиля-лесовоза МАЗ-509А. Он получил внешние отличия обновленного семейства МАЗ-5334/35

Общие данные Производитель: МАЗ Годы пр-ва: 1966—1990 Дизайн Компоновка: Полный Колёсная формула: 4×4 Двигатели ЯМЗ-236 Трансмиссия ЯМЗ-236 Характеристики Массово-габаритные Длина: 6770 мм Ширина: 2600 мм Высота: 2913 мм Клиренс: 300 мм Колёсная база: 3950 мм Колея задняя: 1900 мм Колея передняя: 1950 мм Динамические Макс. скорость: 60 км/ч На рынке

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector