Автомобиль мчс радиационно химический разведки

Машины радиационной, химической разведки и специальной обработки

Неблагоприятная химическая обстановка может сложиться на определенной территории при авариях на технологических емкостях и хранилищах, при транспортировки СДЯВ (ОВ) железнодорожным, трубопроводным и др. видами транспорта, а также в случае разрушения химически опасных объектов (ХОО) при стихийных бедствиях.

Выброс СДЯВ в атмосферу может произойти в газообразном, парообразном или аэрозольном состоянии.

Опасность поражения людей СДЯВ или ОВ требует быстрого выявления и оценки химической обстановки для организации АС и ДНР и учета ее влияния на производственную деятельность и жизнедеятельность людей.

Рассмотрим определенный порядок работы в зонах, подвергшихся РХБ заражению. Работа, как правило, начинается с разведки и оценки обстановки.

Под оценкой химической обстановки понимают определение масштаба и характера заражения СДЯВ, РО и ОВ, анализ их влияния на деятельность объектов и населения.

Рассмотрим порядок оценки обстановки по некоторым видам неблагоприятных условий для жизнедеятельности человека.

— определение границ очага химического поражения, площади зоны заражения и типа ОВ;

— определение глубины распространения зараженного воздуха;

— определение стойкости ОВ на местности;

— определение времени пребывания людей в средствах защиты;

— определение возможных потерь в очаге химического заражения.

Масштабы заражения СДЯВ, в зависимости от их физических свойств и агрегатного состояния, рассчитывают по первичному и вторичному облаку. Например:

— для сжиженных газов – отдельно по первичному и вторичному облаку;

— для сжатых газов – только по первичному облаку;

Исходными данными для прогнозирования масштабов заражения СДЯВ являются:

— общее количество СДЯВ на объекте и данные по размещению их запасов в емкостях и технологических трубопроводах;

— количество СДЯВ, выброшенных в атмосферу, и характер их разлива на подстилающей поверхности;

— высота поддона или обваловки складских емкостей;

— метеоусловия: температура воздуха, скорость ветра на высоте 10м, степень вертикальной устойчивости воздуха;

— топографические условия местности и характер застройки;

— степень защищенности людей.

Для выполнения задач по ликвидации последствий аварий на РОО, ХОО- объектах, применения ОМП в военное время на вооружении в российской армии и МЧС РФ имеются современные средства радиационной, химической и биологической зашиты, к которым относятся:

· машины радиационной, химической и биологической разведки (РХБР),

· радиометрические и химические лаборатории, приборы РХБР и контроля заражения, газоанализаторы, расчетно-аналитические станции и группы;

· комплекты: санитарной обработки, дегазации, дезактивации, дезинфекции;

· растворы и вещества для специальной обработки и обеззараживания;

· средства ремонта: подвижные ремонтные химические мастерские, войсковые
ремонтные средства.

Для выполнения мероприятий РХБ-защиты на вооружении аварийно-спасательных подразделений МЧС находятся как широко распространенные военные машины химической разведки, так и специальные автомобили химической и радиационной безопасности, изготовленные по индивидуальным заказам и имеющиеся в единичных экземплярах.

На вооружении подразделений МЧС состоят следующие типы химических разведывательных машин:

РСМ-41-02 помимо традиционных боевых ОВ обнаруживает в воздухе широкую гамму сильнодействующих ядовитых веществ, гамма-, бета- и альфа-излучения начиная с порогов природного фона до боевых значений; имеет большой набор гидравлического и пневматического аварийного инструмента; средства защиты кожи и дыхания, оказания первой медицинской помощи, пожаротушения, радиосвязи. Машина выполнена на базе автомобиля УАЗ-3962 с повышенной высотой салона,

Машины выполненные на базе ГАЗ-27057:

· мобильная экологическая лаборатория мониторинга АСМ-41-02 МЭЛ;

· машина радиационной разведки АСМ-41-02 Р;

· машина химической разведки АСМ-41-02 Х;

· машина бактериологической разведки АСМ-41-02 Б;

предназначены для доставки и обеспечения действий специалистов (спасателей) при проведении мониторинга (разведки) объектов окружающей среды в условиях ЧС, связанных с выбросом (выливом) радиоактивных и опасных химических веществ, а также проведения бактериологической разведки.

Имеющееся на химических разведывательных машинах оборудование позволяет проводить следующие виды работ:

· измерять уровни радиации на местности и степень зараженности различных поверхностей, воды, продовольствия;

· обнаруживать отравляющие вещества в воздухе, на местности, материальной части и других объектах и устанавливать их тип (группу);

· проводить отбор зараженных проб грунта, воды и различных материалов;

· оповещать личный состав и население о радиоактивном, химическом и биологическом загрязнении;

· обозначать зараженные участки местности знаками ограждения;

· поддерживать радиосвязь с центром оперативного управления силами и средствами, штабом ликвидации ЧС;

· определять местонахождение движущейся машины на местности (БРДМ-2рх, РХМ).

Боевой расчет с помощью установленного на машинах оборудования может вести радиационную и химическую разведку при движении машины, коротких остановках и с выходом из машины.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Аккумуляторы для автомобиля австрия

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

АКС, АРЗ, АМС, АХРР и другие. Изучаем значение «тайных» шифров на спасательной спецтехнике МЧС

Аварийно-спасательная техника общего назначения

На такие аварии выезжают машины типа АСА. Их называют аварийно-спасательными автомобилями общего применения.

К сожалению, аварии иногда случаются не только на автомобильном транспорте, но и, например, на железнодорожном. Тогда и инструмента нужно больше, и к месту самой катастрофы добраться сложнее. Но и для таких случаев в РОСН есть соответствующие АСА на шасси тяжелых МЗКТ-73011. Кузова с различными наборами оборудования можно менять, что обеспечивает система мультилифт.

Есть техника сугубо спасательная, без приставки «аварийно». Применяется она, когда аварии нет, а пострадавшие есть. Правильнее ее называть поисково-спасательной.

Когда в МЧС появилась первая техника для таких задач, специальных аббревиатур для нее еще не было, оставляли просто заводское обозначение. Это, например, вездеход «Радиан-1» на шинах сверхнизкого давления. Такие применяют для спасения рыбаков с отколовшихся льдин или поиска потерявшихся в болотистой местности.

У поисково-спасательных квадроциклов и снегоходов тоже пока нет специальной аббревиатуры. Такая техника пришла «на вооружение» буквально пару лет назад.

В места поисковых работ квадроциклы и снегоходы прибывают не своим ходом. Их привозят «ГАЗели» с прицепами. В кузовах у «ГАЗелей» — запас принадлежностей, которые нужны для работы поисковиков в лесах и т. п. Все вместе это уже комплекс, и у него есть спецобозначение — АПСР, автомобиль поисково-спасательных работ.

А что такое АКС? Это тоже из области поиска пострадавших. Как потерявшихся в лесу, так и попавших под завалы зданий и т. п. АКС — автомобиль кинологической службы МЧС. В фургонах с такой аббревиатурой ездят те самые милые лабрадоры-спасатели, которых так любят дети на праздниках.

«Узкие специалисты»

К целевым АСА относят аварийно-спасательные автомобили химической и радиационной, а также водолазной служб. Вот у них уже свои специфические обозначения.

АРЗ — автомобиль радиационной защиты. В составе оборудования есть гамма-спектрометры, дозиметры, противорадиационные костюмы. В прицепе — роботизированный комплекс Brokk 40.

Вот так выглядит робот Brokk 40 с дистанционным управлением. Его можно отправить туда, куда человеку нельзя даже в защитном костюме.

У АХРЗ — более широкая специализация. Это автомобиль химической и радиационной защиты. То есть на нем выезжают не только на аварии с радиацией, но и на разлив агрессивных жидкостей, например.

АХРР — это автомобиль химической и радиационной разведки. Одних только дозиметров здесь несколько. Причем с привычными нам бытовыми приборами они имеют мало общего. У профессионалов на вооружении оборудование совсем другого уровня точности и, соответственно, стоимости. Еще здесь есть так называемый метеокомплект, позволяющий анализировать и прогнозировать распространение радиоактивных веществ. Кроме того, внутри нашлось место для многоканальных газоанализаторов и еще целого ряда сугубо профессиональной аппаратуры. Этот вариант на базе Mercedes-Benz Sprinter 519 охраняет БелАЭС.

Тяжелые АХРЗ оснащаются очень большим спектром оборудования. К спецкостюмам и приборам добавляются специальные насосы и резервуары для сбора агрессивных жидкостей.

Если ситуация с химической или радиационной аварией очень серьезная, то вперед пойдет АЛХРА — автомобиль-лаборатория химического и радиационного анализа. Это уже передвижной «научный центр» со сверхсложными (и сверхдорогими) спецприборами. Если АЛХРА даст добро, то АХРЗ вступят в бой.

АВСС — автомобиль водолазно-спасательной службы. Относительно простые водолазные АСА вывозят команду водолазов, специальные костюмы и акваланги, а также буксируют моторную лодку. Ребята из экипажа АВСС занимаются многими задачами на воде. Поиск и подъем тел утонувших в результате несчастных случаев — тоже их работа.

Но есть и совершенно особые водолазные АСА — так называемые мобильные водолазные комплексы (МВК). Список их оборудования поистине впечатляет: подводные алмазные гидравлические цепные пилы, подводные перфораторы, отбойные молотки и многое другое.

Команда такой машины может проникнуть даже в корпус затонувшего судна. А еще МВК — это передвижной дом с кондиционером и санузлом.

Если в Минском море перевернется Costa Concordia или на дне Нарочи обнаружится затонувший испанский галеон с бочками золота, то приедут спецы на МВК. А на прицепе с собой привезут МБ — мобильную барокамеру.

АМС — это автомобиль медицинской службы. У МЧС есть собственные медики. Главная их задача — помогать пострадавшим спасателям, но и на помощь населению они, конечно, придут.

Существуют у спасателей и задачи, когда еще ничего не обрушилось, не сгорело, а работа для специалистов уже есть. Речь о дежурном инспектировании различных объектов. Для этого предусмотрено много видов передвижных лабораторий. МДК, мобильный диагностический комплекс, — только один из вариантов. Этот спецавтомобиль предназначен для оценки технического состояния зданий, сооружений и их пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Рассмотренная техника предназначена для работы на самых разных авариях. Но случаются не только аварии, а и нечто более масштабное — катастрофы природного или техногенного характера, связанные с обилием разрушений на большой территории. Речь об ураганах и наводнениях. К этому МЧС тоже готово и имеет впечатляющий арсенал инженерной техники. О ней поговорим в следующей серии.

Читайте также:  Автомобиль причинил ущерб имуществу организации

Источник

Лекция 4.1. Лекция по дисциплине Спасательная техника и базовые машины Тема 1 Эксплуатация вооружения и средств радиационной, химической и биологической (рхб) защиты

Автомобиль радиационной и химической разведки АРХР (МК-РХР)

Автомобиль радиационной и химической разведки разработан и выпускается по техническим условиям АРХР (МК-РХР) оборудован для организации и ведения радиационной и химической разведки, мониторинга и контроля территорий и объектов.

специалистов (спасателей) при проведении мониторинга (разведки) объектов окружающей среды в условиях ЧС, связанных с выбросом (выливом) радиоактивных и опасных химических веществ, а также проведения бактериологической разведки.

Слайд 12
Биологическая разведка направлена на быстрое обнаружение биологических аэрозолей, определение веществ белковой природы и условной групповой принадлежности БС в пробах, отобранных с устройств и оболочек, которыми использовались для транспортировки, хранения и применения биологических рецептур.

Биологический контроль (специфическая индикация биологических средств) ведется лабораториями РХБ защиты, санитарно-эпидемиологическими подразделениями медицинской службы.

Для выявления факта присутствия в воздухе биологических аэрозолей целесообразно использовать технические средства неспецифической биологической разведки, относящиеся к классификационной группе автоматических сигнализаторов аэрозолей биологических средств и токсинов (автоматический сигнализатор для обнаружения аэрозолей специальных примесей АСП, сигнализатор для обнаружения аэрозолей спецпримесей автоматический АСП-12, автоматический сигнализатор неспецифической индикации аэрозолей спецпримесей АСП-13).

Этот класс технических средств неспецифической биологической разведки предназначен для непрерывного контроля атмосферного воздуха с целью обнаружения в нем биологических аэрозолей. Автоматический сигнализатор для обнаружения аэрозолей специальных примесей (АСП) при наличии в воздухе биологических аэрозолей, кроме выдачи светового и звукового сигнала «ОПАСНО», автоматически осуществляет отбор проб аэрозолей.
Слайд 13

На открытой местности для выполнения задач неспецифической биологической разведки целесообразно использование автоматических сигнализаторов аэрозолей спецпримесей, размещенных на подвижных комплексах РХБ разведки, типа БРДМ-2рх, УАЗ-469 рх, РХМ-4 (и ее модификации) на базе БТР-80.

Автоматический сигнализатор АСП при анализе атмосферного воздуха обеспечивает обнаружение аэрозолей всех групп БС за исключением бактериальных спор и токсинов. Чувствительность прибора при отрицательных температурах анализируемого воздуха значительно снижается. Прибор специфичен, однако при содержании в воздухе окислителей, восстановителей и ионов металлов переходной валентности возможно появление ложных срабатываний.

При срабатывании АСП автоматически осуществляет выдачу звукового и светового сигнала «ОПАСНО» и автоматически проводит отбор проб аэрозолей в сепаратор- пробоотборник. Во время замены сепаратора с отобранной пробой на новый из состава ЗИП автоматический сигнализатор АСП не выполняет своей функции по прямому назначению.

При наличии в анализируемом воздухе больших концентраций (более 0,1 мг.л-1) почвенной пыли и маскирующих дымов чувствительность прибора может снижаться.
Слайд 14

Комплект КСП-11 предназначен для обнаружения в пробах веществ белковой природы. Присутствие БС в анализируемой пробе устанавливается путем сопоставления результатов десяти параллельно проведенных тестов. Взятый в отдельности положительный результат каждого из десяти тестов не обладает достаточной информативностью для причисления пробы к БС. Поэтому принимают положительное решение о присутствии в пробе белка при одновременном получении трех и более положительных результатов анализа.

Комплект КСАП предназначен для обнаружения и дифференциации БС в пробах, отобранных с элементов, осколков, распылителей и других частей оборудования. Присутствие БС в анализируемой пробе устанавливается по комплексу характерных аналитических эффектов (развивающихся окрасок) в тестах. Взятый в отдельности положительный результат каждого теста не обладает достаточной информативностью для причисления анализируемой пробы к категории пробы, содержащей БС.

В основу принципа действия комплекта КСАП положены тест-системы, основанные на постановке капельных колориметрических реакций, для которых в качестве подложек служат соответствующим образом модифицированные (подготовленные) хроматографические материалы.

На основе данных о радиационной, химической и биологической обстановке готовятся предложения и принимаются решения на действия в условиях заражения, проведение режимно-организационных мероприятий и ликвидацию последствий, в том числе по привлечению техники и средств специальной обработки.

Источник

АКС, АРЗ, АМС, АХРР и другие. Продолжаем изучать значение «тайных» шифров на спасательной спецтехнике МЧС

Разновидностей чрезвычайных ситуаций, когда огня нет, а вмешательство спасателей необходимо, — великое множество. И для практически каждой из них разработан свой тип автомобильной спецтехники реагирования. В августе мы рассказывали про АД, АВ, АГ и АКП. Сегодня продолжаем изучать значение спецшифров МЧС на бортах таких машин.

По аналогии с основными пожарными автомобилями, которые, напомним, делятся на две большие группы — основные общего применения и основные целевого применения, — АСА (аварийно-спасательные) также делятся на общие и целевые. Начнем с общих.

Аварийно-спасательная техника общего назначения

Самые распространенные аварии — это, естественно, автомобильные. Необходимость извлечь пострадавшего из разбитой легковушки, увы, возникает нередко. Для этого нужны гидравлические ножницы, дисковые пилы, домкраты и ряд других специальных инструментов.

На такие аварии выезжают машины типа АСА. Их называют аварийно-спасательными автомобилями общего применения.

В Республиканском отряде специального назначения (РОСН) МЧС есть структурное подразделение, работа которого — пробиваться к авариям через пробки на мотоциклах. По логике спасательным мотоциклам надо бы присвоить аббревиатуру АСМ (аварийно-спасательный мотоцикл), но такое обозначение не вводилось. Официальное название — мобильное аварийно-спасательное отделение на базе мотоциклов Yamaha XT660R.

Читайте также:  Автомобиль с открытым верхом без боковых стекол

К сожалению, аварии иногда случаются не только на автомобильном транспорте, но и, например, на железнодорожном. Тогда и инструмента нужно больше, и к месту самой катастрофы добраться сложнее. Но и для таких случаев в РОСН есть соответствующие АСА на шасси тяжелых МЗКТ-73011. Кузова с различными наборами оборудования можно менять, что обеспечивает система мультилифт.

Есть техника сугубо спасательная, без приставки «аварийно». Применяется она, когда аварии нет, а пострадавшие есть. Правильнее ее называть поисково-спасательной.

Когда в МЧС появилась первая техника для таких задач, специальных аббревиатур для нее еще не было, оставляли просто заводское обозначение. Это, например, вездеход «Радиан-1» на шинах сверхнизкого давления. Такие применяют для спасения рыбаков с отколовшихся льдин или поиска потерявшихся в болотистой местности.

У поисково-спасательных квадроциклов и снегоходов тоже пока нет специальной аббревиатуры. Такая техника пришла «на вооружение» буквально пару лет назад.

В места поисковых работ квадроциклы и снегоходы прибывают не своим ходом. Их привозят «ГАЗели» с прицепами. В кузовах у «ГАЗелей» — запас принадлежностей, которые нужны для работы поисковиков в лесах и т. п. Все вместе это уже комплекс, и у него есть спецобозначение — АПСР, автомобиль поисково-спасательных работ.

А что такое АКС? Это тоже из области поиска пострадавших. Как потерявшихся в лесу, так и попавших под завалы зданий и т. п. АКС — автомобиль кинологической службы МЧС. В фургонах с такой аббревиатурой ездят те самые милые лабрадоры-спасатели, которых так любят дети на праздниках.

«Узкие специалисты»

К целевым АСА относят аварийно-спасательные автомобили химической и радиационной, а также водолазной служб. Вот у них уже свои специфические обозначения.

АРЗ — автомобиль радиационной защиты. В составе оборудования есть гамма-спектрометры, дозиметры, противорадиационные костюмы. В прицепе — роботизированный комплекс Brokk 40.

Вот так выглядит робот Brokk 40 с дистанционным управлением. Его можно отправить туда, куда человеку нельзя даже в защитном костюме.

У АХРЗ — более широкая специализация. Это автомобиль химической и радиационной защиты. То есть на нем выезжают не только на аварии с радиацией, но и на разлив агрессивных жидкостей, например.

АХРР — это автомобиль химической и радиационной разведки. Одних только дозиметров здесь несколько. Причем с привычными нам бытовыми приборами они имеют мало общего. У профессионалов на вооружении оборудование совсем другого уровня точности и, соответственно, стоимости. Еще здесь есть так называемый метеокомплект, позволяющий анализировать и прогнозировать распространение радиоактивных веществ. Кроме того, внутри нашлось место для многоканальных газоанализаторов и еще целого ряда сугубо профессиональной аппаратуры. Этот вариант на базе Mercedes-Benz Sprinter 519 охраняет БелАЭС.

Тяжелые АХРЗ оснащаются очень большим спектром оборудования. К спецкостюмам и приборам добавляются специальные насосы и резервуары для сбора агрессивных жидкостей.

Если ситуация с химической или радиационной аварией очень серьезная, то вперед пойдет АЛХРА — автомобиль-лаборатория химического и радиационного анализа. Это уже передвижной «научный центр» со сверхсложными (и сверхдорогими) спецприборами. Если АЛХРА даст добро, то АХРЗ вступят в бой.

АВСС — автомобиль водолазно-спасательной службы. Относительно простые водолазные АСА вывозят команду водолазов, специальные костюмы и акваланги, а также буксируют моторную лодку. Ребята из экипажа АВСС занимаются многими задачами на воде. Поиск и подъем тел утонувших в результате несчастных случаев — тоже их работа.

Но есть и совершенно особые водолазные АСА — так называемые мобильные водолазные комплексы (МВК). Список их оборудования поистине впечатляет: подводные алмазные гидравлические цепные пилы, подводные перфораторы, отбойные молотки и многое другое.

Команда такой машины может проникнуть даже в корпус затонувшего судна. А еще МВК — это передвижной дом с кондиционером и санузлом.

Если в Минском море перевернется Costa Concordia или на дне Нарочи обнаружится затонувший испанский галеон с бочками золота, то приедут спецы на МВК. А на прицепе с собой привезут МБ — мобильную барокамеру.

АМС — это автомобиль медицинской службы. У МЧС есть собственные медики. Главная их задача — помогать пострадавшим спасателям, но и на помощь населению они, конечно, придут.

Существуют у спасателей и задачи, когда еще ничего не обрушилось, не сгорело, а работа для специалистов уже есть. Речь о дежурном инспектировании различных объектов. Для этого предусмотрено много видов передвижных лабораторий. МДК, мобильный диагностический комплекс, — только один из вариантов. Этот спецавтомобиль предназначен для оценки технического состояния зданий, сооружений и их пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Рассмотренная техника предназначена для работы на самых разных авариях. Но случаются не только аварии, а и нечто более масштабное — катастрофы природного или техногенного характера, связанные с обилием разрушений на большой территории. Речь об ураганах и наводнениях. К этому МЧС тоже готово и имеет впечатляющий арсенал инженерной техники. О ней поговорим в следующей серии.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector