Автомобиль москвич 2140 люкс

Делать «трудовые подарки» к очередному партийному форуму было нормой поведения любого трудового коллектива советской эпохи. АЗЛК не был исключением — надо было подготовить что-то новое к XXVI съезду, то есть к началу 1981 года.

Но действительно новый Москвич с передним приводом модели 2141 пребывал в ту пору исключительно в виртуальном состоянии — о пуске производства не было и речи. Пришлось применить старый проверенный способ: взять предыдущую модель, максимально приукрасить и объявить, что это «вариант Люкс». Именно так и появился на свет Москвич 2140 SL, который за глаза обозвали «суперлюксом».

Кока-Кола, Москвич и 80 000 долларов

Поначалу решили посотрудничать с американцами — мол, разработайте для нас дизайн! Представители ателье Raymond Loewy Design — те самые, что придумали модерновый дизайн бутылки Coca-Cola, — радостно кивнули, получили 80 000 долларов, но в итоге предложили проект, который московские заводчане забраковали. Американцы пожали плечами и пошли тратить деньги, а русским пришлось все делать самостоятельно.

Другая заграница

Производить буферы, сиденья, светотехнику и еще кое-какую мелочевку было экономически невыгодно: большие тиражи новым Москвичам явно не светили. Поэтому договорились с югославами и с ГДР: они поставляют нам нужные детали, а взамен получают готовые машины. Отметим также, что «суперлюксу» достались лицензионные карбюраторы Weber, которыми так гордились обладатели Жигулей, а также бошевский распределитель зажигания Р147 — тоже лицензионный.

Что еще новенького?

В журнале «За рулем» (№1, 1981) заместитель главного конструктора АЗЛК, представлявший новинку, отметил, что унификация с базовой моделью составила 94%.

Погоду делали стекла передних дверей без привычных форточек, а также необычные для нашего автопрома пластмассовые буферы. В передние были встроены подфарники с указателями поворотов — это тоже было в диковинку. Темная пластмасса, черненые дверные рамки, большие задние фонари, отсутствие колесных колпаков, черные молдинги — всё это, пусть и по капельке, но придавало древнему Москвич-408 довольно бойкую внешность.

Знатоки могли разглядеть и новые шины радиального типа МИ-166 — тогда это было очень круто. Из невидимых снаружи новшеств отметим измененное передаточное число главной пары — с 4,22 до 3,89. Благодаря этому SL должен был кушать примерно на пол-литра бензина меньше, чем его «обыкновенные» коллеги.

Дигитальные часы

Салон «суперлюкса» переделали основательно.

Многие приборы уступили место лампочкам. Зеркала можно было регулировать из салона. А в статье журнала «За рулем» был упомянут совсем уже необычный прибор: дигитальные часы! Это сегодня цифровые часы продают в любом переходе, а сорок лет назад решение было передовым. Во всяком случае, в других легковушках — даже в вазовских! — такого не было.

Дигитальные часы показывали не только время, но также и дату, а еще могли работать в режиме секундомера.

Версия для ралли

В 1983 году раллийная версия Москвича 2140SL прошла омологацию и получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Ее зарегистрировали по международной группе А6 (до 1600 куб. см). Машина обрела форсированный двигатель объемом 1,6 литра мощностью 145 л.с., передние дисковые тормоза с четырехпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости и т.п. В чемпионах машинка не ходила, но выглядела неплохо. Так, в знаменитом финском ралли «1000 озер» 1984 года автомобиль под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы А.

Купить запчасть? Ну-ну…

А вот об этом лучше не вспоминать. Во времена, когда практически любая кузовная деталь была дефицитом, треснувший буфер «суперлюкса» легко превращал жизнь владельца в трагедию. В продажу они вообще не поступали, а потому приходилось как-то чинить, латать и т.п. В такие секунды, наверное, многие жалели о том, что польстились на «суперпижона», а не на обычный Москвич, который стоил тогда процентов на десять дешевле.

Между тем машинка всем понравилась. В сентябре 1986 года именно «суперлюкс» стал четырехмиллионным автомобилем, выпущенным московским заводом.

Всего же до 1987 года было построено 170 700 таких автомобилей, после чего стало окончательно ясно: с такими машинками пора завязывать не только для экспорта, но и на внутреннем рынке. Близилась переднеприводная эпоха.

Приобрести такую машинку можно и сегодня. Владельцы SL просят за «раритеты» примерно 150–260 тыс. рублей.

Источник

Москвич-суперлюкс: история разработки АЗЛК-2140 SL

У поколения молодых автомобилистов, рожденных в конце ХХ века, буквосочетание «SL» обычно вызывает ассоциации с легендарным уже родстером Mercedes – например, модели с индексом R129. Между тем у «советских» была собственная гордость – а если точнее, свой «эс-эль». Ведь именно такие шильдики украшали передние крылья «позднего» АЗЛК-2140, выпускавшегося с 1980 по 1988 годы.

Новее, еще новее

С овсем недавно мы вспоминали о том, что в начале семидесятых годов XX века конструкторы Автозавода имени Ленинского комсомола изо всех сил пытались осовременить Москвич модели 412, чтобы он на фоне новейших Жигулей смотрелся не столь бедным родственником. Результатом труда стал АЗЛК-2140 – модель, в которой заводчанам удалось малой кровью прибавить Москвичу немного комфорта, а заодно слегка освежить внешность при минимальных косметических изменениях.

Читайте также:  Автомобиль премиум класса это стоимость

Увы, даже на фоне тольяттинской «трёшки» Москвич выглядел довольно скромно. А ведь в тот момент на конвейер встала шестая модель ВАЗа… Не говоря уже о том, что в Тольятти активно работали над глубокой модернизацией Жигулей, о чем на АЗЛК были осведомлены.

Стало очевидно, что Москвич нуждается в более радикальных изменениях экстерьера и интерьера, чем это было реализовано в рамках нововведений «первой фазы». Тем более, что работая над проектами С-серии, дизайнеры и конструкторы АЗЛК «забежали» далеко вперёд в своих решениях и приёмах. Работая над «сорок первым» уже на базе французской Simca, они пытались выполнить проект на мировом уровне. А обычный серийный Москвич с его хромированными бамперами, форточками, клыками и прочими рудиментами автомобилей шестидесятых годов XX века смотрелся, мягко говоря, неактуально не только на фоне последних достижений западноевропейского автопрома, но и в сравнении с автомобилями стран СЭВ. Именно поэтому интерес к советской машине в странах Восточной Европы к середине 1970-х стал явно угасать, и появление АЗЛК-2140 на ситуацию особо не повлияло.

Дизайн от зарубежных ателье

К «рестайлингу» Москвича, как его бы сейчас назвали в наше время, было решено привлечь иностранных специалистов. Да еще каких! Руководство АЗЛК «получило добро» свыше и начало вести переговоры с представителями ателье Raymond Loewy Design, которое принадлежало мэтру индустриального дизайна Раймонду Фернану Лоуи. К тому времени американец уже давно сделал себе имя в масштабах всей планеты – в частности, им был разработан модернизированный дизайн бутылки Coca-Cola, интерьер авиалайнера Конкорд и даже раскраска «борта №1» – самолёта президента США Air Force One.

Правда, проектом модернизации Москвича занимался французский офис европейского отделения Лоуи.

предложенный Лоуи вариант интерьера оказался слишком нетехнологичным и дорогостоящим для серийной реализации.

Американский вариант приборной панели

По этой причине московские конструкторы были вынуждены заняться «облагораживанием» своего седана собственными силами. Причем решили действовать по той же схеме, какую применяли многие производители – «люксовая» модель отличалась от базовой лишь элементами наружной отделки и интерьером, в то время как силовая структура кузова (и другая техника) оставалась практически без изменений. Иными словами, конструкторам предстояло разработать более богатую комплектацию Москвича – исполнение «люкс».

Такой автомобиль должен был побороться за покупателя как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ведь даже в условиях пресловутого дефицита продукция московского автозавода на фоне Жигулей пользовалась спросом разве что в случае, если приобрести тольяттинскую машину не представлялось возможным.

В то время главным дизайнером АЗЛК был Игорь Андреевич Зайцев, возглавивший после возвращения Бюро художественного конструирования завода. Однако идея привлечь иностранцев к модернизации модели не утратила актуальности даже после первой неудачи с американцами. Правда, на этот раз было решено сотрудничать «со своими» – то есть с предприятием Saturnus из СФРЮ. Такое партнерство было интересно как нашим, так и югославам, ведь «по бартеру» московский завод должен был получать комплектующие (бамперы, оптику, детали интерьера), а иностранные партнеры, соответственно – готовые автомобили.

Будучи вечно ограниченными в средствах и возможностях, дизайнеры АЗЛК увидели в этом задании возможность наконец-то «оторваться» и сделать Москвич если не лучше Жигулей, то как минимум на уровне главных конкурентов из Куйбышевской области.

Плоды трудов

Никита Розанов, выполнивший работы по экстерьеру, с поставленной задачей справился»на отлично».

В первую очередь облик «люкса» формировали объемные (как бы сейчас сказали – трехмерные) бамперы тщательно проработанной формы. Эти детали не только выполняли прямое функциональное назначение, но и скрывали технологические швы и отверстия в передней панели. Вдобавок передние «подфарники» (совмещенные габаритные огни и указатели поворота) перенесли на бампер, согласовав их форму с самой деталью. В итоге внешность скромного седана буквально заиграла, ведь новый «обвес» смотрелся не только не чужеродно, но и придавал машине «заграничный» вид.

Окрашенные в цвет кузова дефлекторы вытяжной вентиляции на задних крыльях указывают на то, что это – экспортная модификация

Задняя оптика выглядела еще более инновационно, ведь по исполнению и габаритам она превзошла не только прежние Москвичи, но и вазовские машины! Стекла больших задних фонарей были выполнены из поликарбоната – казалось, что их взяли от какого-то автомобиля иностранного производства. Детали были действительно изготовлены за рубежом, но… специально для Москвича.

Современные автомобили тех лет отличались минимальным количеством хромированных деталей, да и на ВАЗе в последующих моделях от чисто декоративных элементов отказались в пользу технодизайна и функциональной эстетики. Москвич не стал исключением: хромированные «тарелки» колесных колпаков на «люксе» упразднили, а рамки дверей «зачернили». Кроме тщательно продуманных по дизайну ступичных вставок из пластика, диски на люксовой версии лишились «ушек» под колпаки классической конструкции. Для того, чтобы автомобиль визуально казался более длинным и низким, боковины украсили аккуратными черными молдингами.

Конечно, по нынешним меркам такие доработки выглядят не слишком масштабно, наивно и даже немного смешно, но нельзя не согласиться с тем, что «люкс» смотрелся явно выигрышнее и современнее обычного «соровокого».

Чтобы подчеркнуть «эксклюзивность» модификации с индексом 2140-117 на плоскости передних крыльев между колесной аркой и передней дверью установили шильдики SL, которые расшифровывались как «суперлюкс». Впрочем, современники «разгадывали» аббревиатуру и по-другому: например, Special Luxe, Soviet Luxe или Saturnus Luxe.

Читайте также:  Автомобиль соболь грузопассажирский на 7 мест 2752 новый

Но и это еще не все: на Западе в автомобильную моду стремительно ворвались эмали с металлизированным эффектом. В СССР «металлик» появился в середине 1970-х, как на прототипах легковых автомобилей, так и на серийной продукции – правда, не на машинах, а не велосипедах вроде харьковского Старт-Шоссе.

Уже в 1978 году впервые в автомобильной практике Cоветского Cоюза с конвейера сошел Москвич, окрашенный «металликом» финской фирмы Tikkurila – правда, не «люксовый», а обычный АЗЛК-2140. Впрочем, «модной» краской были окрашены лишь отдельные партии автомобилей.

Иной и внутри

Москвич-2140 отличался от модели 412 интерьером, причем далеко не все на заводе одобряли так называемую «высокую» панель приборов, считая её чрезмерно громоздкой. Именно поэтому «интерьерщик» Александр Сорокин под руководством Зайцева создал совершенно другую «торпеду», архитектура которой была близка к так называемой «низкой панели» ВАЗ-2108. Однако на Москвиче такое решение было воплощено в серии раньше, чем на тольяттинском переднеприводнике!

Люксовый интерьер выглядел свежо, нарядно и современно

Более лаконичной и информативной стала и комбинация приборов. В интерьере появились другие новые детали – например, рулевое колесо с элегантной накладкой и сиденья с велюровой обивкой, получившие лицензионную бесступенчатую регулировку наклона спинки. Вновь оглядываясь на лидера – на ВАЗах подобную схему получат только переднеприводные Спутники, в то время как все Жигули будут довольствоваться более примитивным ступенчатым механизмом. Уюта в салоне прибавилось и благодаря ворсовому ковру пола, а также иной форме обивки дверей. Впрочем, главное нововведение – цветовая гамма салона: вместо мрачных и тусклых оттенков в интерьере использовались детали серого и бежевого цветов. Они смотрелись куда наряднее унылого черного пластика прежних Москвичей. Правда, странное сочетание цвета кузова и интерьера на товарном автомобиле иногда неприятно удивляло новоиспеченных владельцев – впрочем, этим же грешили и ранние Самары, а также «сорок первые» Москвичи.

«Улучшенность» комплектации «сто семнадцатой» модификации подчеркивали и такие полезные «опции», как подогрев заднего стекла и радиоприёмник А-275, отсутствовавшие в базовом оснащении обычного седана.

Технические решения

Принято считать, что «суперлюкс» отличался от стандартного седана АЗЛК-2140 лишь экстерьером и интерьером. Однако вместо примитивного карбюратора К-126Н Москвич-2140 SL получил «жигулевскую» деталь производства Дмитровградского автоагрегатного завода. Причем изделие от ДААЗ было не чем иным, как лицензионным карбюратором Weber! Впрочем, по соображениям токсичности «вебер» вскоре заменили «Озоном» – как на ВАЗах, так и на люксовом Москвиче.

Еще одно важное отличие АЗЛК-2140-117 – распределитель зажигания. Вместо обычного «трамблера» под капотом появилось лицензионное изделие фирмы Bosch с индексом Р147.

В отличие от бывшего итальянского «неженки», рожденный в СССР Москвич не мог похвастать «печкой», обеспечивающей достаточный уровень тепла в условиях суровых советских зим. Именно поэтому «люкс» получил модернизированную систему отопления, благодаря которой в седанах московского автозавода стало заметно теплее и уютнее. И не только в «люксах»: с 1982 года усовершенствованный отопитель начали устанавливать и на обычные «сороковки». Причем остальные инновации также перешли на базовую модель: речь о «скоростном» редукторе заднего моста с передаточным отношением 3,89, а также радиальных шинах Ми-166 (позже – Ми-16) вместо «дубовых диагоналок» модели М-145. Также по моде конца семидесятых улучшенный Москвич лишился поворотных форточек в передних дверях – точно так же поступили на ВАЗе на пятой модели.

К слову, у решения по ликвидации форточек во все времена были как свои противники, так и сторонники; первые утверждали, что без форточек микроклимат в салоне ухудшился, а вторые ратовали за улучшение внешнего вида и обзорности с места водителя.

На покой

Видимо, неслучайно люксовую версию Москвича (как и глубокую модернизацию Жигулей – ВАЗ-2105) начали выпускать именно в «олимпийском» 1980 году. Автомобиль поставлялся как на внутренний рынок, так и на экспорт – преимущественно в страны СЭВ, но пользовался сколько-нибудь заметным спросом разве что в Болгарии и Югославии, поскольку к середине восьмидесятых годов сам по себе заднеприводный Москвич устарел, что называется, концептуально. В сентябре 1986-го с конвейера АЗЛК сошел четырехмиллионный автомобиль – разумеется, им оказался окрашенный в металлик «Снежная королева» Москвич-2140 SL. Впрочем, уже в следующем году в связи с началом выпуска переднеприводного АЗЛК-2141 откровенно устаревший Москвич-2140 сняли с производства, причем люксовую модификацию – даже чуть раньше обычной модели, что объясняется отсутствием импортных компонентов.

Источник

Американский салон, металлик и импортные детали: мифы и факты об АЗЛК-2140 SL

Б уквы SL на крышке багажника и передних крыльях давали понять, что это – специальная версия Москвича. Советские автомобилисты расшифровывали эту аббревиатуру по-разному – «суперлюкс», «специальный люкс» и даже «сатурнус люкс».

На передних крыльях гордо красовались шильдики SL, намекавшие на особое исполнение этого седана

Последний вариант изобрели те, кто был осведомлён о техническом партнёре АЗЛК – югославской фирме Saturnus, выполнявшей роль дилера советского «Автоэкспорта» на Балканах. Именно это предприятие продавало там автомобили производства СССР и в рамках сотрудничества с Московским автозаводом взяло на себя обязательства по поставке некоторых комплектующих для новой модели.

Однако официально этот автомобиль именовался совсем не как Moskvich-1,5 SL – в заводской документации модификация «сорокового» проходила под индексом Москвич-2140-117, а также обозначалась как Москвич-2140 в исполнении «люкс».

Читайте также:  Автомобиль не находу как утилизировать

О люксовой версии Москвича в момент выхода новинки можно было узнать из журнала «За Рулём»

Даже несмотря на то, что в техпаспорте-«книжке», выданном в МВД СССР, автомобиль нередко записывали как М-2140-Люкс, на номерном шильдике указан только индекс модификации 2140-117

Загадочный SR: кроме варианта SL на заводе планировали выпустить ограниченным тиражом «спортивно-раллийную» версию SR. Не получилось.

Интересно, что в семидесятые годы «литерные» обозначения S, L, LS и ES использовали многие европейские дилеры Lada, «шестёрка» для финского рынка с 1978 года в некоторых комплектациях называлась Lada 1500SL, а АЗЛК-2140 там же обозначался как Elite 1500S. Вероятно, «суперлюксовость» Москвичей возникла именно поэтому.

Бамперы, светотехнику, сиденья и другие комплектующие для АЗЛК-2140 SL действительно выпускали в Европе. Фирма Saturnus, о которой мы упомянули в предыдущем разделе, поставляла эти детали в рамках кооперации, а советская сторона рассчитывалась с югославами товарными автомобилями.

Объемные пластиковые бамперы, которые делали в СФРЮ для «сорокового люкса», на момент начала производства этой модификации еще не имели аналогов, ведь ни ВАЗ-2107, ни «восьмёрка» с деталями из аналогичных материалов еще не выпускались. Важно, что продуманный до мелочей дизайн этих, казалось бы, сугубо функциональных элементов позволил преобразить устаревший уже к концу семидесятых годов облик привычного Москвича.

На фоне предшественника новая машина выгодно выделялась оригинальными «подфарниками», которые были «объемно» вписаны в архитектуру переднего бампера. Не отставала и задняя оптика, уступавшая по размерам разве что огромным фонарям Волги ГАЗ-3102.

Появившаяся в середине восьмидесятых годов тольяттинская «восьмерка» отличалась непривычным после Жигулей салоном, который ни по дизайну, ни по цветовым решениям не перекликался с прежними моделями. Зато в интерьерах последнего заднеприводного Москвича многие увидели «зубильный» след, считая, что именно от ВАЗ-2108 Москвичу достались некоторые элементы интерьера.

Салон Москвича похож на «зубильный»? Если и так, то наоборот! Ведь «люкс» появился на несколько лет раньше «ноль восьмой»

Конечно, «низкие» панели Спутника и московского седана по архитектуре и оттенку были в чём-то немного похожи, но в салонах этих автомобилей на самом деле нет ничего общего. Да и от других советских машин того времени – тоже. По сути, единственное, что объединяло версию SL с ВАЗ-2103 и ГАЗ-24 – это радиоприёмник А-275 производства Муромского радиозавода. А вот панель приборов, рулевое колесо, сиденья и обивки дверей на «люксе» были полностью оригинальными.

В комплектацию машины входили часы – да не простые, а электронные!

Самая же интересная особенность этого автомобиля – расположенные по центру комбинации приборов электронные часы «Электроника Б12-22» с секундомером и календарём. По меркам начала «восьмидесятых» годов — просто космический шик!

Хотя «люксовая» модель и сохранила унификацию с исходником на уровне 94%, она отличалась от базового «сорокового» не только более «гламурными» экстерьером и салоном. Так, вместо карбюратора К-126Н на этот автомобили устанавливали «жигулёвский» – лицензионный Weber, который впоследствии заменили более экологичным и экономичным «Озоном». Еще АЗЛК-2140-117 получил выпускаемый по лицензии фирмы Bosch распределитель зажигания под индексом Р147.

Принципиальных отличий в конструкции обычного «сорокового» и Люкса не было, но вместе с рестайлингом Москвич стал чуть совершеннее. Впоследствии «обновления» перекочевали и на обычный седан АЗЛК

Вместо дубовых «диагоналок» М-145 на «люкс» ставили радиальные шины Ми-166, а впоследствии — Ми-16, которые в то время появились и на актуальных моделях Жигулей. Для улучшения экономичности главную пару сделали «скоростной» с передаточным числом 3,89. С учётом климата в СССР новая модификация получила еще одну очень важную доработку – изменённую схему циркуляции жидкости в системе отопления, что снизило вероятность образования паровых пробок и довело эффективность «печки» до жигулёвского уровня. Наконец, именно на «люксе» были «обкатаны» такие решения, как лишенные форточек передние стёкла и бесступенчатая регулировка спинок передних сидений с помощью купленного по лицензии маховика.

Похож не только цвет: спинка на М-2140 Люкс регулировалась по наклону плавно – так же, как и на выпущенной в 1984-м вазовской «восьмерке».

Впоследствии и «сплошные» стёкла, и улучшенный отопитель, и другие узлы начали устанавливать и на обычный АЗЛК-2140.

В середине семидесятых годов массовые легковые автомобили (и не только они) стали окрашивать эмалями с металлизированным эффектом. Впервые в практике советской автомобильной промышленности в «металлик» начали окрашивать именно Москвичи! Правда, это произошло раньше, чем первый «люкс» сошел с конвейера – еще в 1978 году необычная краска появилась на стандартных АЗЛК-2140.

Автомобили для финского рынка назывались Elite. Отличить «элитный» Москвич можно было по окрашенным в цвет кузова дефлекторам системы вентиляции на задних крыльях. Обратите внимание на оригинальный струйный омыватель фар

Вопреки расхожему мнению, в металлик продукцию АЗЛК начали красить раньше, чем появился Люкс

В сентябре 1986 года юбилейным четырёхмиллионным автомобилем Москвич стал именно люксовый экземпляр цвета «Снежная королева»

Но специально для версии SL были созданы два оттенка металлика – «Снежная королева» (серебристо-серый) и «Страдивари» (оранжево-коричневый). Впрочем, большинство из 170 700 выпущенных до 1987 года «люксовых» Москвичей окрашивали той же краской, что и остальные «сороковые» — и это были обычные эмали безо всяких «спецэффектов».

Источник

Ответы на популярные вопросы