Автомобиль москвич 2141 дизель

Последний выпуск «Не в тренде». Дизельный «москвич»: гадкий лебедь отечественного автопрома

Часть 1. Новые времена (приходят незаметно)

Прежние модели отечественных авто конструктивно выходили из 1960-х: задний привод, седан (редко универсал) и рядная бензиновая «четверка» под капотом. В 80-х годах ситуация изменилась. Политика «разрядки международной напряженности», «либерализации» и «демократизации» постепенно меняет не только жизнь граждан, но и образ советского автомобиля. Отныне он должен быть достаточно большим, комфортабельным, экономичным и стильно выглядеть. Мы опять стремимся «догнать и перегнать» Запад, но в кардинально других условиях, нежели в послевоенное время.

Хронология нового поколения автомобилей:

Часть 2. Сотрясение мозга, или Пересадка сердца

1982 год. Предсерийный «москвич» на испытаниях в г. Никополе. Фото из личного архива Андрея Кузюрина

Из воспоминаний автомобильного журналиста Юрия Васильевича Гейко, работавшего в 1970-1980 гг. инженером-испытателем АЗЛК:

Обложка журнала «За рулем» №6/1986: «Москвич-2141» из первой партии цвета «Снежная Королева»

Я друга не продал. Слишком он мне нравился. Загоняя его на дачу, ставил свой «сорок первый» на зеленую травку и ЧАСАМИ любовался им, его формами, его дизайном».

Визитная карточка автомобиля «Москвич-21411»

Итак, мы имеем автомобиль с просторным кузовом, великолепной обтекаемостью и управляемостью, неплохой 5-ступенчатой КП, хорошей проходимостью, но под капот поставить нечего. И пошел АЗЛК, собирая с миру по нитке: сперва помог ВАЗ, затем Ford, под занавес Renault.

Героя последнего выпуска мы отыскали в одном из минских гаражных кооперативов. Его владелец, водитель с многолетним стажем, а ныне пенсионер Иван Никанорович, рассказывает: «Я купил cвою машину в 1995 году на авторынке в Малиновке. Тогда дизельное топливо было самым дешевым, а вдобавок оказалось, что «Москвич» экспортный, пригнанный из Германии. Как сейчас помню, тогда, в 1995 году, я купил за 3000 долларов машину и, по-моему, за столько же гараж.

И действительно, автомобиль Ивана Никаноровича просто в прекрасном состоянии по сравнению с теми «москвичами», которые дожили до наших дней. Судя по всему, сказывается все в комплексе: и отсутствие зимних поездок, и гаражное хранение, и малый ежегодный пробег, и экспортная сборка.

Часть 3. Лирическое отступление. Краткий век славы «сорок первого»

Наверное, мало кто знает, что в 1989 году, на пике всемирного интереса к демократическим преобразованиям в СССР, был проведен интернациональный кругосветный автопробег «Караван Колумбов». Событие освещалось газетой «Комсомольская правда», одним из участников пробега был известный российский автоэксперт и журналист Юрий Гейко.

Август 1989-го, порт Находка. Погрузка на корабль «Михаил Державин». Фото из личного архива Андрея Кузюрина

Из воспоминаний Юрия Гейко:

1989 год. Владивосток. Фото из личного архива Андрея Кузюрина

Официальной целью пробега была благородная трескотня типа укрепления мира и дружбы между народами. Нечто вроде девиза было написано на наших бортах: «За сто дней вокруг света». И тут же наше как бы название: «Караван Колумбов».

1989 год. В окрестностях Алма-Аты. Фото из личного архива Андрея Кузюрина

1989 год. Находка. Фото из личного архива Андрея Кузюрина

1989 год. Фото из личного архива Юрия Гейко

Когда я рассказываю о кругосветке 1989 года, никто не спрашивает, где мы в те времена находили от Урала до Дальнего Востока бензин для иномарок А-95. Вместе с нами по СССР шли два таких заправщика, и пока мы ночью спали, они ехали вперед. Так мы и заправлялись.

Ниагара, США. Фото из личного архива Юрия Гейко

Владивосток, половина кругосветки позади. Фото из личного архива Юрия Гейко

Часть 4. «Сорок первый» как он есть

По статистике Автомобильный завод имени Ленинского комсомола выпустил в 1992 году всего 1800 дизельных «москвичей», один из них перед вами. Дизельный «Алеко» отличается от обычного «сорок первого» только двигателем и кое-какими мелочами, характерными для экспортной комплектации. И конечно же, качеством сборки и покраски.

В последнем поколении советских машин помимо номеров двигателя, шасси и кузова существовал еще и VIN-код. В «сорок первом» VIN рисовался на правом «стакане» под капотом точками краски, со временем у владельца могли возникнуть проблемы с постановкой авто на учет. И кто придумал такую технологию маркировки.

Рукоятка управления гидрокорректором фар. В большинстве случаев в этом месте стоит обычная заглушка. Даже в модификации без корректора настройка фар в «сорок первом» занимает очень мало времени. Хотя винты на фарах пластиковые и часто ломаются.

В автомобиле также штатно предусмотрен люк. Правда, Иван Никанорович не открывал его с 1995 года. В «российских» версиях «москвичей» люк не предлагался даже за дополнительную плату.

Впервые машина АЗЛК была снабжена превосходной теплой «печкой»: салон прогревается быстро, стекла не замерзают, как и сидящие сзади пассажиры. Качество материалов «москвичовского» торпедо просто ужасное, даром что автомобиль позиционировался как машина высокого класса. То, на что можно было закрыть глаза в условиях дефицита, оказалось нестерпимым, когда пришли иномарки.

Читайте также:  Автомобиль таврия белого цвета

Был ли «Москвич-2141» хорошим автомобилем? Вероятно, не был. Машина, на которую возлагались большие надежды, так и погибла, не реализовав и половины своего потенциала. Как это часто бывает в России, идея гениальная, но исполнение ужасное.

АЗЛК просуществовал до 2003 года, так и не создав сколько-нибудь достойной замены «Москвичу-2141». Причины, приведшие к такому положению, многочисленны и достойны отдельно детального исследования. По иронии судьбы «сырая» отечественная машина оказалась самым безопасным российским автомобилем, но это уже не интересовало ни руководство завода, ни потенциальных покупателей. Репутация крайне ненадежного автомобиля преследовала «сорок первый» всегда, ведь на одной «перспективности» далеко не уедешь.

Федор ТРОФИМОВИЧ
Фото Екатерины КОРБУТ, из личных архивов автора, Юрия ГЕЙКО и Андрея КУЗЮРИНА, а также из свободных источников
Видео с YouTube
Специально для ABW.BY

Автор статьи выражает особую благодарность Юрию Васильевичу Гейко за предоставленные материалы

Источник

Москвич нашего детства: 2141 — приговорен с рождения

Первые Москвичи модели 2141, появившиеся примерно 35 лет назад, мгновенно понравились всем. Симпатичные, вместительные, теплые, простые — чего же боле? А передний привод окончательно доказывал, что с прежними моделями завода новинку объединяет разве что место рождения. Это была принципиально новая модель — безо всяких натяжек.

Новенький Москвич еще не понимал, что страна уже была приговорена. И он — тоже.

Престиж Москвича

Сегодня трудно поверить в то, что новенькие 2141 поначалу были. очень престижными: затея вписать модель в межклассовое пространство между ВАЗ и ГАЗ сработала. В отличие от устаревших Москвичей модели 2140, новинка сразу пошла «на ура». А лучшим доказательством престижа могут служить отечественные фильмы той поры — например, «Забытая мелодия для флейты» и «Интердевочка». Там на этих машинах разъезжают весьма обеспеченные персонажи.

Любопытно, что особый интерес новенькие 41-е вызывали в регионах, где народ катался в основном на «девятках» ВАЗ-2109. Московская машина по сравнению с ними была супервместительной, суперкомфортабельной и даже казалась симпатичной.

Дизайнеры не хотели делать эту модель

На любом производстве во все времена находились энтузиасты, пытавшиеся создать нечто кардинально отличное от серийных образцов. Так было и на АЗЛК, где в середине 70-х увлеченно создавали новенькую модель Москвича с индексом С.

Как водится, задумка была во многом передовой — в частности, подвеска напоминала бээмвэшную 5-й серии: спереди McPherson, сзади многорычажка. Однако за это время наверху ветер подул в другую сторону, а потому было велено не выпендриваться и взять за основу Simca-1308. Согласно воспоминаниям главного дизайнера завода, сотрудники долгое время не могли заставить себя подойти к чужеродному макету. Но именно так и рождался 41-й.

Самое смешное, что от навязанной сверху Симки в итоге мало чего осталось. Спереди появился-таки McPherson (а у Симки были торсионы). Компоновка напоминала, скорее, Фольксвагены — продольно расположенный движок, дифференциал между ним и коробкой. От Симки уцелели отдельные кузовные элементы да уплотнители стекол.

Окончательный вариант 41-го был продемонстрирован в 1985 году, а уже с февраля 1986 года началось его производство. Первые 245 автомобилей, выпущенных в конце 1986 года, были проданы работникам АЗЛК и ветеранам Великой Отечественной войны; массовый выпуск начался в 1987 году.

Остался без двигателя

Про нормальный движок для 41-го лучше не вспоминать: он его так и не дождался. А ведь было разработано множество моторов — как бензиновых, так и дизельных. Более того, при АЗЛК создавалось собственное моторное производство. Но в итоге завод, в общем-то, разворовали. А 41-е, временно укомплектованные моторами ВАЗ-2106-70 (Москвич-2141) и УЗАМ-331.10 (Москвич-21412), так и не получили ничего лучшего. Были отдельные экспортные модификации с импортными моторами, но они погоды не делали.

Показуха перед начальством

Самые забавные приключения 2141 испытал, конечно же, в конце 90-х годов, когда новое руководство завода взяло курс на показуху перед столичными градоначальниками. Что может быть, например, забавнее такого лозунга: «Каждый месяц — новую модель, каждую неделю — новую модификацию машины!» При таком подходе о рентабельности производства и речи быть не может.

«Юрий Долгорукий» — пример «новейших технологий» АЗЛК конца 90-х. Брали два комплекта кузовных элементов для АЗЛК-2141, разрезали на две неравные части, большие куски сваривали друг с другом, остальное сдавали в металлолом. В результате получался членовоз местного пошива.

Еще забавнее было то, что тогдашний руководитель АЗЛК прекрасно знал свои возможности, а потому делал верную ставку исключительно на внешние эффекты. В кооперативных магазинчиках закупали импортные шины на литых дисках, электрические стеклоподъемники и приводы дверных замков, импортные магнитолы и самопальные решетки радиатора. В итоге всякий раз перед визитом начальников перед ними выкатывали «новую» модель: вот, мол — как обещали. Начальники довольно кивали и обещали пересадить на Москвичи всех чиновников, каких только смогут.

Про аэродинамику

Между прочим, аэродинамика 41-го была очень неплохой. Называют коэффициент лобового сопротивления Cx=0,35 — не все с этим соглашаются, но тут многое зависит от места и методики замеров. А вот с чем не поспоришь, так это с отсутствием на 41-м заднего дворника! В отличие от вазовских грязнуль семейства 2108/09, заднее стекло Москвича оставалось чистым.

Читайте также:  Автомобиль опель инсигния новый видео обзор

Сколько стоил Москвич?

В момент появления в продаже цена 41-го составляла 9632 ₽ для версии с двигателем ВАЗ-2106-70. Это примерно соответствовало стоимости самых престижных на тот момент ВАЗов. Для сравнения: Волга ГАЗ-24-10 стоила 16 360 ₽.

Любопытно, что уже после развала страны и АЗЛК самой дефицитной запчастью для 2141 и Святогоров стал… капот! Их воровство приняло массовый характер: владельцы повсеместно устанавливали худлоки и прочие запоры, а умельцы начали давать советы, как, например, приладить москвичовский капот к Святогору. В продаже даже стали появляться стеклопластиковые капоты.

Экспорт не удался

41-х Москвичей на экспорт продали совсем немножко. В 1993 г. немецкий Auto Straßenverkehr так оценил версию Aleko 141 с дизелем Ford, предназначенную для немецкого рынка. «На руление автомобиль реагирует вяло и неточно, но поведение в поворотах рассчитано на дурака… Машине чужды современные элементы пассивной безопасности… Честный русский парень, который выполняет то немногое, что обещает, — вместимость, прочность, экономичность».

Печальные происшествия

За рулем свежего 2141 в августе 1990 года под Ригой разбился Виктор Цой. Однако автомобиль в этом не виноват: похоже, что певец уснул за рулем, после чего машина на высокой скорости столкнулась на встречке с Икарусом.

Телеведущий популярной полуночной программы на абсолютно новом 2141 потерял на ходу… руль. Отвалился! К счастью, никто не пострадал, а мужик умудрился прицепить вместо баранки баллонный ключ и так вернулся на завод. После звонка наверх машину быстро починили.

Прозвища

Самая распространенная кличка 41-го — увы, «Калека» (созвучно с АЛЕКО — автозавод имени Ленинского Комсомола). Кроме того, часто встречаются шильдики типа «Космич». На АЗЛК видел машину, у которой из штатных букв сложили нечто напоминающее BMW. Известен также «Бандерлог». Святогор с французским мотором окрестили «Реногором». А в публикациях СМИ все 41-е за отвратительное качество сборки окрестили просто и емко: «Московская недвижимость».

Всех, кто хочет поделиться своим мнением о 41-м, приглашаем высказаться.

Источник

Roma-Urraco › Блог › Почти новый ранний «Москвич-2141» в редком цвете «Таврия»

В 1987-м году на советские экраны вышла картина «Забытая мелодия для флейты». Главный герой фильма — Леонид Семенович Филимонов, роль которого исполнял актер Леонид Филатов, олицетворял образ преуспевающего чиновника той эпохи: модный костюм, импортный плащ и новенький с иголочки «Москвич-2141». В то время купить подобный автомобиль могли лишь сливки общества и зачастую только по блату. Это уже потом советский автолюбитель раскусит все «прелести» данной модели АЗЛК, а первые несколько лет московский хэтчбек считался чуть ли не иномаркой и был крайне желанным и востребованным среди обеспеченных слоев населения.

К слову, 2141 ранних выпусков (примерно до 1989 года) имели ряд отличий от своих более поздних собратьев, а также могли похвастаться чуть лучших качеством сборки. Например, повторители поворотов размещались в передней части крыльев, а ближе к двери располагались шильдики «Москвич».

Элементы отделки салона зачастую были разноцветными из-за сложностей с освоением производства пластиков. Многие детали раннего оформления интерьера отличались числом и расположением точек крепления. На задних сидениях отсутствовали ремни безопасности, хотя имелись точки для их установки. В конструкции многих узлов ранних АЗЛК-2141 массово применялся пластик: из него был изготовлен топливный бак и элементы конструкции радиатора. Впоследствии эти детали стали делать из металла. Также стоит отметить более обширное применения комплектующих производства стран Восточной Европы: передние блок-фары из ГДР, югославские упоры пятой двери и так далее.

Совсем недавно мне удалось познакомиться с отличным экземпляром «Алеко» 1989 года выпуска, который как раз несет в себе практически все черты ранних «41-х». На одометре автомобиля — 5497 километров: большую часть жизни он простоял в сухом гараже, а на открытый воздух выезжал только в хорошую погоду и по праздникам. К сожалению, детальную биографию машины отследить не удалось, но вполне логично предположить, что его первым владельцем был явно какой-то «уважаемый человек».

Естественно, вся в родной краске отменного сохрана. Причем это довольно редко встречающийся цвет «Таврия», который изначально был в палитре модели 2140 и лишь несколько лет использовался и для более престижной переднеприводной машины. Многие знатоки и фанаты «41-го» нередко путают этот колор с похожими цветами «Гоби» и «Арахис», которые также применялись для советского хэтчбека.

Бумажная бирка с названием краски на ранних 2141 размещалась в углу за моторным щитом, тогда как на более поздних машинах ее клеили с внутренней стороны капота.

Из неродных деталей на этой машине только расходники: аккумулятор, высоковольтные провода, свечи, фильтры. Резина еще родная — радиальные шины МИ-180 размерностью 165/80 R14, еще советского производства. Сохранилась даже оригинальная отвертка в специальном пластиковом кармашке под капотом. А вот сервисная книга и заводское руководство по эксплуатации — потерялись с годами.

Читайте также:  Автомобиль хаммер официальный сайт

В 1988-м году государственная цена на новый «Москвич-2141» составляла ровно 9000 рублей. Для сравнения, за «Волгу» ГАЗ-24-10 просили аж 16480 рублей. Даже «Жигули» модели 21063 стоили дороже — 9800 рублей. Но, как я уже писал выше, в свободной продаже машин практически не было, а с рук они уходили уже по завышенным спекулятивным ценам: они порой доходили и до 20 тысяч «деревянных».

Данный экземпляр укомплектован штатным радиоприемником «Былина-315», дизайн которого идеально вписывается в рубленные линии передней панели: от этого всего аж пахнет 80-ми годами, а в голове крутятся музыкальные хиты времен перестройки.

Под капотом — мотор УЗАМ-331.10 мощностью 71 л.с., хотя более желанными и динамичными считались версии с ВАЗовским 1,6-литровым силовым агрегатом на 80 лошадок. В данном случае от 0 до 100 км/ч авто разгоняется аж за 19 секунд.

Производство передового (по меркам советского автопрома) 5-местного хэтчбека началось в конце 1986 года, причем первые 245 автомобилей, по решению Московского горисполкома, достались работникам АЗЛК и ветеранам Великой Отечественной войны. Массовый же выпуск Москвича-2141 начался в 1987 году.

По совокупности потребительских характеристик и эргономике, АЗЛК-2141 превосходил не только более компактные и тесные ВАЗы, а и практически недоступную рядовому автомобилисту «Волгу». Главной проблемой модели, которая только усугублялась с годами, стало низкое качество сборки и комплектующих. В 90-е годы, после перехода на упрощённую технологию окраски, кузов среднестатистического «41-го» начинал корродировать уже в первый год эксплуатации, что весьма отрицательно сказывалось на имидже модели.

Во второй половине девяностых завод начал использовать импортные комплектующие для повышения надежности и потребительских характеристик (новые двигатели, тормозные системы, фары), но это приводило к существенному росту стоимости и не решало главной проблемы с ржавеющим кузовом. Последние товарные партии автомобилей и вовсе были выпущены заводом в неукомплектованном виде и дособирались фактически в кустарных условиях. 4 марта 2002 года главный конвейер АЗЛК был остановлен навсегда.

«Москвич-2141» имел наиболее высокий уровень пассивной безопасности из всех разработанных в СССР массовых моделей и даже в середине девяностых годов был вполне сравним в этом отношении с моделями иностранного производства, что было достигнуто главным образом за счет продуманной конструкции силовых элементов передка кузова, который в случае лобового столкновения принимает на себя большую часть удара, тем самым защищая водителя и пассажиров, и применения травмобезопасных элементов интерьера.

Больше информации о данном экземпляре АЗЛК-2141 можно узнать из нового видео видео, которое я залил на свой Youtube-канал:

Также в моем блоге можно почитать о гаражной находке «Москвиче-2140» 1978 года с пробегом 8715 км, почти новом «Москвиче-2140» в заводском цвете металлик, о том, как Porsche делали рестайлинг Москвича-412, редчайшем праворульном «Москвиче-426П», который хотели сдать на металлолом, капсуле времени — Москвич-2140SL 1983-го года с пробегом 678 км и Москвиче-2141 1988-го года с пробегом 1053 км, практически новом «пазнем» Иж-412, опытном «Москвиче-412» на водородном топливе.

Комментарии 423

непохоже на унылый какашечный цвет

По крайней мере понятно, почему «Алеки» так медленно разгонялись!
Как они вообще «дышали», бедняги, когда воздухозаборный шланг упирался в стенку, а сразу под ней — дыра, из которой летела грязь!

Хороший! У знакомого был М-21412 89 г. в. цвета Вишня 127 с бумажкой о цвете под капотом, пробег был ещё меньше. Салон коричнево-бежевый был в заводском целофане. Это просто идеал 41-го Москвича! УЗАМ шустрый и не менее крутибильнее 06 мотора.

Если бы не Запад, то ни в СССР, ни в РФ не было бы легкового автомобилестроение. Всё, что сейчас производится в Кабаевском Мордоре — всё с помощью западных инвестиций и технологий.
А своё только вот это чудо поносного цвета.

Протрирот, тебе ли что-то кукарекать об этом? Скажи спасибо Ленину и Щербицкому, что в твоей недостране промышленность возвели на уровне ФРГ. Которую ваш гнилой народ успешно посрал за 30 лет. Петух малолетний.

Вася ватный, мне 55 лет. Моя страна — РФ, спасибо за точное определение — «недострана».

Дурачок, знаю я таких как ты. «россиянин» из Киева или Днепропетровска, строчащий яростные комментарии в Интернетике. Судя по стилю речи тебе максимум 18-20 лет, а не 55. Гуляй иди.

При такой печке — в холодную выкатывать и ездить хохотать на заиндевевшими водилами.

Выбросьте из своих мозгов понятие «качество сборки»!
Эту штуку как ни собирай качества не прибавишь.
Нет, убавить, конечно можно легко, тут извиняюсь.
И при чём тут коррозия, тоже от качества сборки?
Это лучшая из советских машин, так все говорят, у меня егоеё не было

Увы помню как галдели про некий новый чудо-мотор для 41-го но так всё и замерло. А ведь это еще при совке при деньгах еще.

Вместе с подготовкой к производству готовили новый мотор именно для ’41го. Даже были предсерийные образцы. В том числе и дизель… Кстати, пару лет назад я с отцом ездил смотреть дизельный 2141 с завода установленным дизелем(!) Форд.

Источник

Ответы на популярные вопросы