Автомобиль москвич азлк 2140 фото

RoDesign › Блог › Москвич 2140 — возрождение!

Приветствую, уважаемые почитатели автомобильного контента. Решил взяться за создание блога по автомобильному дизайну и делиться с Вами своими концептуальными наработками на тему автомобилей прошлых лет. Я не планирую углубляться в техническую часть, речь будет идти, в основном, о дизайне экстерьера и интерьера авто.

Возможно, после прочтения статьи, напишут «Китайщина!», «Да это копия другого автопрома!» и будут отчасти правы, ведь «китайщина» сейчас создаёт довольно таки интересные формы, а то, что «копия», так ведь многие автомобили имеют 4 колеса, передние/задние фонари, круглый руль, скруглённые арки колёс и это действительно даёт право говорить о сходстве. Дизайнер имеет право на своё мнение, которым хотелось бы поделиться с вами.
И так начнём!

Автомобиль Москвич-2140, производимый с 1976-1988гг., в количестве около 1млн. экземпляров, получился в меру стильным, узнаваемым, со спортивным характером и, в некоторых моментах, передовым для своего времени. Именно поэтому, взгляд украинского дизайнера Прядько Романа пал именно на эту модель, которая безоговорочно заслуживает рестайлинга.
Стоит заметить, что АЗЛК в 2020 году исполнилось 90 лет, поэтому концептуальные наработки автора можно смело приурочить к юбилейной дате.

Полёт мысли дизайнера поспособствовал сохранению многих оригинальных элементов как в экстерьере, так и в интерьере концепта, несмотря на значительное увеличение габаритов кузова. В сравнении с оригиналом – на 200мм. в ширину, – на 200мм. в длину, – на 50мм. в высоту. Кто имел возможность ездить на москвиче 2140 либо же на 412-й модели (так как имели один и тот же кузов), тот согласится, что автомобилю не хватало ширины, уж больно был узковат, что влияло как на управление, так и на комфортное передвижение в нём пассажиров. Именно этот недостаток кузова и был исправлен. С удлинением, его форма не утратила самобытности, даже наоборот, стала более завершённой, сглаженной, при этом, действительно, на кузове встречается минимум угловатостей.

Подходя к боковой части автомобиля, заметно пускают блики продольные плавные линии, перенесённые с оригинала, охватывающие дверные ручки и решётку вытяжной вентиляции над задним колесом, которая была немного уменьшена для сочетания пропорций. Перенесена также и форма задних дверей, сползающая до арки крыла, которое, в свою очередь, претерпело изменения, приняв скруглённую форму.

Дополнительным элементом сохранения духа бренда стал фирменный металлический шильдик возле переднего крыла, но теперь с интегрированным, в него, указателем поворота.

В передней части видим массивную, продолговатой формы «впадину», в которую вписывается радиаторная решетка и осветительная диодная оптика, стилизованная под оригинальную модель. Ниже, расположены четыре продольных воздухозаборных отверстия, рядом с которыми находятся указатели поворотов с разделительной секцией ДХО.

В нижней части бампера размещены увеличенные прямоугольные отверстия для забора воздуха, дополняющие целостность описания.

В задней части, аналогично передку, повторяется продолговатая «впадина» в чёрных тонах с интегрированной задней диодной оптикой, ниже которой расположился фонарь заднего хода и шильдик «1500». Еще ниже — мощная выхлопная система, явно не вписываемая в значение «1500», хотя и смотрится единым целым.

Скромные формы внутреннего убранства, тех времён, просто необходимо было совершенствовать под веяние 2020 года, но так, чтобы потенциальный покупатель, помимо новшества в дизайне, мог найти сходство с предшественником. Ведь автомобиль с историей – внушает доверие.

Предшественниками стали сразу две модели завода АЗЛК – москвич 2140 и москвич 2140 SL. От обеих моделей были взяты самые основные элементы интерьера для придания узнаваемости и оригинальности. К ним относится:
— двухспицевое рулевое колесо со встроенными многофункциональными клавишами;

— аналого-цифровая комбинация приборов со спидометром, тахометром, указателем температуры охлаждающей жидкости, указателем давления масла, указателем заряда/разряда аккумулятора, указателем уровня топлива, а также с выводом данных GPS-навигатора и бортового компьютера;
— прямоугольная панель приборов со встроенною комбинацией приборов, кнопкой запуска двигателя, регулятором для мультимедийной системы, сенсорным дисплеем;
— центральные дефлекторы обдува со встроенною клавишей аварийной сигнализации;
— блок управления климат-контролем в нижней части центральной панели с дополнительными многофункциональными клавишами;
— вместо прикуривателя – беспроводная зарядка, три usb-входа и розетка на 12V;
— боковые дефлекторы обдува, отсутствовавшие в оригинале, были вписаны в изогнутую форму панели;
— боковые плафоны освещения салона в форме трёх диодных полос, которые размещены в нижней части дефлекторов обдува;
— центральный тоннель с клавишами управления мультимедией и блоком управления светотехникой;
— ручка открывания двери салона, конструктивная часть которой перенесена из модели «SL», форма механизма весьма необычная и редчайшая среди автомобилей (схожую конструкцию ручки можем наблюдать в Pagani Huayra);
— дверной подлокотник цельной формы со встроенной акустической системой.

Вот, наверное, и все дизайнерские новшества этого концепта и их, как видим, не мало. Получилось весьма достойно, учитывая, что в основе концепции – москвич.

Но не все знают, не все помнят, что параллельно с АЗЛК-2140 SL в 1979 году планировали запустить в серию улучшенную модель АЗЛК-2140 SR (спорт-ралли). Изменений в ней было очень мало, чем и воспользовался дизайнер. Он отталкивался от форм вышеупомянутого концепта, лишь незначительно изменяя отдельные элементы как внешне, так и внутри.

Отличительные черты модели «SR» от обычной версии:
— передняя и задняя оптика;
— решётка радиатора и оформление продолговатой «впадины» задней части, в которую вписаны изменённые задние фонари;
— передний и задний бампер с более агрессивными формами и диффузорами, накладки на пороги;
— выхлопная система иной формы;
— уменьшенный дорожный просвет;
— добавлены элементы стайлинга в форме стильной чёрной полосы вдоль нижней части дверей с логотипом «SR», чёрных боковых зеркал, дверных ручек и крышки капота;
— легкосплавные диски особой формы с контуром в цвет кузова.
Все эти изменения нацелены на придание автомобилю большей визуальной спортивности.

Переходя к внутреннему пространству, хочется заметить, что цветовая гамма, присуща кузову, переходит, также, и в салон автомобиля. Такой яркий синий оттенок можно считать главным отличительным элементом интерьера и уже после — всматриваться в отдельные детали, пытаясь заметить различия, а именно:
— кнопка старт-стоп, окрашенная в красные тона, намекая на спортивность;
— комбинация приборов в духе «muscle car»;
— центральные дефлекторы обдува изменённой формы;
— блок управления климат-контролем с дополнительным регулятором;
— приборная панель скруглённой формы;
— боковые дефлекторы обдува зауженной формы;
— боковые плафоны освещения салона изменённой формы, которые также служат «ползунком» дефлектора.

Читайте также:  Автомобиль санта фе в новом кузове

Отличный вариант для покатушек в спорт-режиме с 5-ю пассажирами на борту.)
На этом полёт дизайнерской мысли автора был достигнут. Конечно, это уже не тот тесный и «угрюмый трудяга», на котором, в своё время, перевозили мешки с картошкой и зерном.

Модель явно не лишена узнаваемости, самобытности и стиля. А создание версии «SR» даёт представление о спортивности модели, ведь не зря, в советскую эпоху, данная марка занимала лидирующие позиции в скоростных заездах и заслужила международное признание в своём классе, войдя в мировую автомобильную историю.

Благодарю за уделённое время. Продолжение следует…

Источник

Москвич-суперлюкс: история разработки АЗЛК-2140 SL

У поколения молодых автомобилистов, рожденных в конце ХХ века, буквосочетание «SL» обычно вызывает ассоциации с легендарным уже родстером Mercedes – например, модели с индексом R129. Между тем у «советских» была собственная гордость – а если точнее, свой «эс-эль». Ведь именно такие шильдики украшали передние крылья «позднего» АЗЛК-2140, выпускавшегося с 1980 по 1988 годы.

Новее, еще новее

С овсем недавно мы вспоминали о том, что в начале семидесятых годов XX века конструкторы Автозавода имени Ленинского комсомола изо всех сил пытались осовременить Москвич модели 412, чтобы он на фоне новейших Жигулей смотрелся не столь бедным родственником. Результатом труда стал АЗЛК-2140 – модель, в которой заводчанам удалось малой кровью прибавить Москвичу немного комфорта, а заодно слегка освежить внешность при минимальных косметических изменениях.

Увы, даже на фоне тольяттинской «трёшки» Москвич выглядел довольно скромно. А ведь в тот момент на конвейер встала шестая модель ВАЗа… Не говоря уже о том, что в Тольятти активно работали над глубокой модернизацией Жигулей, о чем на АЗЛК были осведомлены.

Стало очевидно, что Москвич нуждается в более радикальных изменениях экстерьера и интерьера, чем это было реализовано в рамках нововведений «первой фазы». Тем более, что работая над проектами С-серии, дизайнеры и конструкторы АЗЛК «забежали» далеко вперёд в своих решениях и приёмах. Работая над «сорок первым» уже на базе французской Simca, они пытались выполнить проект на мировом уровне. А обычный серийный Москвич с его хромированными бамперами, форточками, клыками и прочими рудиментами автомобилей шестидесятых годов XX века смотрелся, мягко говоря, неактуально не только на фоне последних достижений западноевропейского автопрома, но и в сравнении с автомобилями стран СЭВ. Именно поэтому интерес к советской машине в странах Восточной Европы к середине 1970-х стал явно угасать, и появление АЗЛК-2140 на ситуацию особо не повлияло.

Дизайн от зарубежных ателье

К «рестайлингу» Москвича, как его бы сейчас назвали в наше время, было решено привлечь иностранных специалистов. Да еще каких! Руководство АЗЛК «получило добро» свыше и начало вести переговоры с представителями ателье Raymond Loewy Design, которое принадлежало мэтру индустриального дизайна Раймонду Фернану Лоуи. К тому времени американец уже давно сделал себе имя в масштабах всей планеты – в частности, им был разработан модернизированный дизайн бутылки Coca-Cola, интерьер авиалайнера Конкорд и даже раскраска «борта №1» – самолёта президента США Air Force One.

Правда, проектом модернизации Москвича занимался французский офис европейского отделения Лоуи.

предложенный Лоуи вариант интерьера оказался слишком нетехнологичным и дорогостоящим для серийной реализации.

Американский вариант приборной панели

По этой причине московские конструкторы были вынуждены заняться «облагораживанием» своего седана собственными силами. Причем решили действовать по той же схеме, какую применяли многие производители – «люксовая» модель отличалась от базовой лишь элементами наружной отделки и интерьером, в то время как силовая структура кузова (и другая техника) оставалась практически без изменений. Иными словами, конструкторам предстояло разработать более богатую комплектацию Москвича – исполнение «люкс».

Такой автомобиль должен был побороться за покупателя как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ведь даже в условиях пресловутого дефицита продукция московского автозавода на фоне Жигулей пользовалась спросом разве что в случае, если приобрести тольяттинскую машину не представлялось возможным.

В то время главным дизайнером АЗЛК был Игорь Андреевич Зайцев, возглавивший после возвращения Бюро художественного конструирования завода. Однако идея привлечь иностранцев к модернизации модели не утратила актуальности даже после первой неудачи с американцами. Правда, на этот раз было решено сотрудничать «со своими» – то есть с предприятием Saturnus из СФРЮ. Такое партнерство было интересно как нашим, так и югославам, ведь «по бартеру» московский завод должен был получать комплектующие (бамперы, оптику, детали интерьера), а иностранные партнеры, соответственно – готовые автомобили.

Будучи вечно ограниченными в средствах и возможностях, дизайнеры АЗЛК увидели в этом задании возможность наконец-то «оторваться» и сделать Москвич если не лучше Жигулей, то как минимум на уровне главных конкурентов из Куйбышевской области.

Плоды трудов

Никита Розанов, выполнивший работы по экстерьеру, с поставленной задачей справился»на отлично».

В первую очередь облик «люкса» формировали объемные (как бы сейчас сказали – трехмерные) бамперы тщательно проработанной формы. Эти детали не только выполняли прямое функциональное назначение, но и скрывали технологические швы и отверстия в передней панели. Вдобавок передние «подфарники» (совмещенные габаритные огни и указатели поворота) перенесли на бампер, согласовав их форму с самой деталью. В итоге внешность скромного седана буквально заиграла, ведь новый «обвес» смотрелся не только не чужеродно, но и придавал машине «заграничный» вид.

Окрашенные в цвет кузова дефлекторы вытяжной вентиляции на задних крыльях указывают на то, что это – экспортная модификация

Задняя оптика выглядела еще более инновационно, ведь по исполнению и габаритам она превзошла не только прежние Москвичи, но и вазовские машины! Стекла больших задних фонарей были выполнены из поликарбоната – казалось, что их взяли от какого-то автомобиля иностранного производства. Детали были действительно изготовлены за рубежом, но… специально для Москвича.

Современные автомобили тех лет отличались минимальным количеством хромированных деталей, да и на ВАЗе в последующих моделях от чисто декоративных элементов отказались в пользу технодизайна и функциональной эстетики. Москвич не стал исключением: хромированные «тарелки» колесных колпаков на «люксе» упразднили, а рамки дверей «зачернили». Кроме тщательно продуманных по дизайну ступичных вставок из пластика, диски на люксовой версии лишились «ушек» под колпаки классической конструкции. Для того, чтобы автомобиль визуально казался более длинным и низким, боковины украсили аккуратными черными молдингами.

Конечно, по нынешним меркам такие доработки выглядят не слишком масштабно, наивно и даже немного смешно, но нельзя не согласиться с тем, что «люкс» смотрелся явно выигрышнее и современнее обычного «соровокого».

Чтобы подчеркнуть «эксклюзивность» модификации с индексом 2140-117 на плоскости передних крыльев между колесной аркой и передней дверью установили шильдики SL, которые расшифровывались как «суперлюкс». Впрочем, современники «разгадывали» аббревиатуру и по-другому: например, Special Luxe, Soviet Luxe или Saturnus Luxe.

Читайте также:  Автомобиль это не роскош

Но и это еще не все: на Западе в автомобильную моду стремительно ворвались эмали с металлизированным эффектом. В СССР «металлик» появился в середине 1970-х, как на прототипах легковых автомобилей, так и на серийной продукции – правда, не на машинах, а не велосипедах вроде харьковского Старт-Шоссе.

Уже в 1978 году впервые в автомобильной практике Cоветского Cоюза с конвейера сошел Москвич, окрашенный «металликом» финской фирмы Tikkurila – правда, не «люксовый», а обычный АЗЛК-2140. Впрочем, «модной» краской были окрашены лишь отдельные партии автомобилей.

Иной и внутри

Москвич-2140 отличался от модели 412 интерьером, причем далеко не все на заводе одобряли так называемую «высокую» панель приборов, считая её чрезмерно громоздкой. Именно поэтому «интерьерщик» Александр Сорокин под руководством Зайцева создал совершенно другую «торпеду», архитектура которой была близка к так называемой «низкой панели» ВАЗ-2108. Однако на Москвиче такое решение было воплощено в серии раньше, чем на тольяттинском переднеприводнике!

Люксовый интерьер выглядел свежо, нарядно и современно

Более лаконичной и информативной стала и комбинация приборов. В интерьере появились другие новые детали – например, рулевое колесо с элегантной накладкой и сиденья с велюровой обивкой, получившие лицензионную бесступенчатую регулировку наклона спинки. Вновь оглядываясь на лидера – на ВАЗах подобную схему получат только переднеприводные Спутники, в то время как все Жигули будут довольствоваться более примитивным ступенчатым механизмом. Уюта в салоне прибавилось и благодаря ворсовому ковру пола, а также иной форме обивки дверей. Впрочем, главное нововведение – цветовая гамма салона: вместо мрачных и тусклых оттенков в интерьере использовались детали серого и бежевого цветов. Они смотрелись куда наряднее унылого черного пластика прежних Москвичей. Правда, странное сочетание цвета кузова и интерьера на товарном автомобиле иногда неприятно удивляло новоиспеченных владельцев – впрочем, этим же грешили и ранние Самары, а также «сорок первые» Москвичи.

«Улучшенность» комплектации «сто семнадцатой» модификации подчеркивали и такие полезные «опции», как подогрев заднего стекла и радиоприёмник А-275, отсутствовавшие в базовом оснащении обычного седана.

Технические решения

Принято считать, что «суперлюкс» отличался от стандартного седана АЗЛК-2140 лишь экстерьером и интерьером. Однако вместо примитивного карбюратора К-126Н Москвич-2140 SL получил «жигулевскую» деталь производства Дмитровградского автоагрегатного завода. Причем изделие от ДААЗ было не чем иным, как лицензионным карбюратором Weber! Впрочем, по соображениям токсичности «вебер» вскоре заменили «Озоном» – как на ВАЗах, так и на люксовом Москвиче.

Еще одно важное отличие АЗЛК-2140-117 – распределитель зажигания. Вместо обычного «трамблера» под капотом появилось лицензионное изделие фирмы Bosch с индексом Р147.

В отличие от бывшего итальянского «неженки», рожденный в СССР Москвич не мог похвастать «печкой», обеспечивающей достаточный уровень тепла в условиях суровых советских зим. Именно поэтому «люкс» получил модернизированную систему отопления, благодаря которой в седанах московского автозавода стало заметно теплее и уютнее. И не только в «люксах»: с 1982 года усовершенствованный отопитель начали устанавливать и на обычные «сороковки». Причем остальные инновации также перешли на базовую модель: речь о «скоростном» редукторе заднего моста с передаточным отношением 3,89, а также радиальных шинах Ми-166 (позже – Ми-16) вместо «дубовых диагоналок» модели М-145. Также по моде конца семидесятых улучшенный Москвич лишился поворотных форточек в передних дверях – точно так же поступили на ВАЗе на пятой модели.

К слову, у решения по ликвидации форточек во все времена были как свои противники, так и сторонники; первые утверждали, что без форточек микроклимат в салоне ухудшился, а вторые ратовали за улучшение внешнего вида и обзорности с места водителя.

На покой

Видимо, неслучайно люксовую версию Москвича (как и глубокую модернизацию Жигулей – ВАЗ-2105) начали выпускать именно в «олимпийском» 1980 году. Автомобиль поставлялся как на внутренний рынок, так и на экспорт – преимущественно в страны СЭВ, но пользовался сколько-нибудь заметным спросом разве что в Болгарии и Югославии, поскольку к середине восьмидесятых годов сам по себе заднеприводный Москвич устарел, что называется, концептуально. В сентябре 1986-го с конвейера АЗЛК сошел четырехмиллионный автомобиль – разумеется, им оказался окрашенный в металлик «Снежная королева» Москвич-2140 SL. Впрочем, уже в следующем году в связи с началом выпуска переднеприводного АЗЛК-2141 откровенно устаревший Москвич-2140 сняли с производства, причем люксовую модификацию – даже чуть раньше обычной модели, что объясняется отсутствием импортных компонентов.

Источник

Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его истории. Попробуем разобраться, для чего был спроектирован «люксовый» вариант «Москвича-2140» и какую роль он сыграл на самом деле.

Б азовая модель «Москвич-2140» стала последней разработкой «старой» конструкторской команды АЗЛК. Машину «заложили» ещё при легендарном Главном конструкторе Александре Фёдоровиче Андронове в начале 70-х годов. Дело в том, что к 1975 году должна была полностью износиться штамповая оснастка, на которой выпускали «Москвич-412». Требовалось либо полностью менять модель, либо заказывать дублирующую оснастку.

Андронов знал, что Министерство автомобильной промышленности может не выделить заводу средств на полностью новый автомобиль, поэтому он решил приготовить «запасной вариант». При дублировании штампов можно путем минимальных вложений модернизировать автомобиль, изменив переднюю и заднюю части кузова. Как сказали бы сейчас, провести рестайлинг.

Предсерийный «Люкс» и его создатели, молодые художники-конструкторы Н.Н. Титов (справа) и А.Е. Сорокин. Через несколько лет Сорокин станет Главным конструктором АЗЛК. На заднем плане другой проект ХКБ – «Москвич-2140SR», имевший меньшие отличия от базовой модели, чем «Люкс». Ограниченную партию таких машин планировалось построить к «Олимпиаде-80». Ведущий дизайнер – С.П. Рохлин.

Новые передок и задок разрабатывали опытные «кузовщики» и дизайнеры, стоявшие ещё у истоков всего семейства «Москвичей» 408 и 412. Ведущими по кузовному «железу» были С.Д. Чуразов, А.В. Носов и С.Н. Лобов, за внешний стиль отвечали Б.С. Иванов, М.А. Елбаев и А.В. Арутюнян, все – воспитанники, ученики и коллеги Андронова.

Но обстоятельства складывались не очень хорошо.

1 августа 1972 года из-за состояния здоровья был вынужден уйти в отставку А.Ф. Андронов. Первый опытный образец обновленного «Москвича-2140» построили уже без него – к 7 ноября того же года. Помимо изменённой внешности, в новую машину заложили ряд узлов, которые позволяли, даже не меняя силового каркаса кузова, оставаться на современном уровне.

Читайте также:  Автомобиль купленный в кредит до брака

Первый опытный образец «Москвича-2140» лето 1973 года

Полностью новый салон соответствовал всем требованиям эргономики и комфорта – по этому показателю «Москвич» превосходил «Жигули» и не уступал целому ряду иномарок середины 70-х. Ещё при Андронове была куплена лицензия на дисковые передние тормоза и вакуумный усилитель английской фирмы Girling. Внедрение английских тормозов вывело на новую ступень активную безопасность автомобиля. Именно «Москвич-2140» первым в отечественном автомобилестроении получил систему аварийной световой сигнализации. Даже на «люксовый» ВАЗ-2103 её не устанавливали и в 80-х годах.

Первый опытный образец «Москвича» в исполнении «Люкс». Апрель 1976 года

Поисковый вариант интерьера. Панель еще от базового «Москвича-2140»

C 1978 года «Москвич» получил новую систему охлаждения двигателя с термостатом «вазовского» типа и новую систему подачи охлаждающей жидкости в отопитель – в салоне стало ощутимо теплее, хотя качественно наладить отопление можно было и на машинах прежних выпусков.

Автомобиль постепенно принимает привычный нам облик. Январь 1978-го

На заводе и в отрасли Андронов пользовался непререкаемым авторитетом. Облик каждой из прежних моделей «Москвича» зависел, в конечном счёте, от его решения. После ухода Андронова среди конструкторов АЗЛК разгорелась бурная дискуссия, каким быть перспективному «Москвичу». Была забракована целая серия прототипов 3-5, и к 1976 году завод пришел с обновлённой прежней моделью и требовавшей долгой доводки заднеприводной платформой, известной, как С1, С2 и С3.

Тем временем, в мировом автомобилестроении активно внедряли новые материалы и технологии. На смену металлу при производстве бамперов и световых приборов начали внедрять изделия из пластмасс, а на «бюджетных» моделях появились новые отделочные материалы, ранее применявшиеся только на машинах высоких классов. Едва запустив зимой 1975-1976 годов производство «Москвича-2140», конструкторы АЗЛК задумались над его модернизацией.

Машину решили оснастить комплектующими изделиями, сделанными по новейшим на тот момент технологиям, а заодно снизить металлоемкость и массу.

Ещё одно обновление «Москвича» как раз затевалось ради внедрения в советском автопроме новых материалов и комплектующих, и это удалось в полной мере. По качеству отделки получившаяся машина однозначно превосходила все переднеприводные отечественные модели следующего поколения.

Модернизацию базовой модели поручили новой молодой команде конструкторов и дизайнеров. Работы возглавлял Руководитель Бюро Художественного конструирования (ХКБ) Игорь Андреевич Зайцев. Кстати, именно он вывел в 1973 году дизайнеров из состава Бюро кузовов в отдельное подразделение. Интерьером и экстерьером обновлённого «Москвича» занялись Леонид Александрович Леонов, Никита Евгеньевич Розанов и Александр Евгеньевич Сорокин.

В апреле 1976 года уже ездил своим ходом первый опытный образец, блестящий нарядным «металликом», с чёрной отделкой крыши.

Правая и левая половина бамперов отличались друг от друга – шел поиск формы. Для опытных машин с новым дизайном это обычное явление. Тогда же руководство АЗЛК вступило в переговоры с американской фирмой 3М о поставке самоклеящихся плёнок. Эмблемы из этого нового материала «примерили» первый и второй образцы. Причём, вторая машина «по железу» не отличалась от базового «Москвича-2140».

В то же время силы ХКБ были брошены на перспективную модель «Москвич-2141». А руководство АЗЛК при посредничестве Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики ВНИИТЭ и его директора Ю.Б. Смелякова, искало зарубежного производителя пластика и отделочных материалов для салона. Один из вариантов заказали даже в ателье Раймонда Лоуи, но его пришлось забраковать из-за эргономических просчётов. Поставлять на московский конвейер изделия из новых материалов взялась югославская фирма Saturnus, партнёр «Автоэкспорта», продававший на Балканах «Лады», «Москвичи» и прочие советские автомобили. Художникам-конструкторам АЗЛК дали задание: готовить модернизированный с применением югославских деталей «Москвич-2140».

«Москвич-2140Люкс» цвета «Страдивари» рекламная съемка для «Автоэкспорта»

Работы стартовали в июне 1977 года, и к марту 1978-го проект был готов. Ведущим дизайнером выступил упомянутый выше Л.А. Леонов. Помимо А.Е. Сорокина и Н.Е. Розанова, машиной занимались Н.Н. Титов, И.П. Стаскевич, Н.А. Штанов, В.А. Долгополов, В.В. Скрипников.

Были предложены минимум два варианта облицовки и колесных колпаков, разные виды сидений и подголовников, внутренних ручек дверей, кожуха тоннеля пола. Панель приборов сначала оставили серийную с новой отделкой, но потом югославский производитель согласился сделать новые приборы.

Интерьер принял очертания, близкие к серийным, к ноябрю 1978-го

Один из участников работ, Николай Николаевич Титов вспоминает, что приборы делали «похожими» на Ford Fiesta. Такой малолитражный автомобиль на АЗЛК был – образец закупили вместе с очередной партией иномарок-аналогов. Но в конечном итоге приборы получились оригинальные, а на смену «тяжелой» высокой панели пришла новая низкая. Рули и приборы тоже рассматривались в нескольких вариантах. У опытных образцов посередине панели устанавливали круглые стрелочные часы от ВАЗ-2103, но в серию пошли новомодные по тем временам электронные часы с секундомером и календарём.

Надо сказать, новые пластиковые детали художники-конструкторы делали на совесть и с душой, как маленькое произведение промышленно искусства. Форму бамперов продумали до мелочей – с закруглёнными краями и канавками. Задний украсили свисающими вниз клыками. Также с душой выполнили форму приборной панели и консоли. Скромно и со вкусом разместили эмблемы и молдинги. А новые сигнальные фонари, целиком сделанные из пластика, вышли не просто красивыми – они улучшили видимость автомобиля в тёмное время суток, дополнительно повысив активную безопасность. По Техническим условиям новая модификация называлась «Москвич-2140-117» или «Москвич-2140» в исполнении «Люкс».

За бросающиеся в глаза эмблемы SL на крыльях и багажнике к машине приклеилось третье неофициальное название «Москвич-2140SL».

Первые «Люксы» сошли с конвейера завода в ноябре 1980 года, тогда же новинку представили общественности. Планировалось окрашивать «Люксы» в два «фирменных» «металлика». Заводской колеровщик Игорь Александрович Шехтер придумал названия этим эмалям – серебристой «Снежная королева», коричневой – «Страдивари». В реальности добиться поставок «металликов» в массовом количестве заводу не удалось, и большинство «Люксов» выходило с конвейера тех же цветов, что и базовые «Москвичи». А вот интерьер «Люкса» бывал только двух оттенков – серый или бежево-коричневый. Впервые в нашем автомобилестроении «Люкс» получил бесступенчатую регулировку передних сидений с вращающимся маховичком, на который тоже была куплена лицензия у фирмы Kyuper. Универсал и автомобиль с правым рулём на базе «Люкса» не предусматривались.

Источник

Ответы на популярные вопросы