Автомобиль москвич для спорта

MaksimTrofimov › Блог › Страницы истории. Москвич 404 Спорт

«Москвич 404 Спорт» – спортивная модель москвича, выпущенная в 1954 году. Серийно не выпускался.

Технические характеристики «Москвич-404-Спорт»

1954 год
Масса, кг:

сухая 825
снаряженная 890
Максимальная скорость, км/ч 147
Двигатель:
Марка и модель «Москвич-404»
Компоновка рядный
Число цилиндров 4
Число тактов 4
Клапанный механизм OHV
Диаметр цилиндра, мм 75
Ход поршня, мм 67,5
Рабочий объем, см3 1074
Степень сжатия 9,2
Мощность, л. с. (при об/мин) 58 (4800)
Расположение переднее
Марка и модель карбюратора К-28Б
Число карбюраторов 4
Число передач 3
Шасси несущий кузов
Габариты, мм:
Длина 4130
Ширина 1375
Высота 1015
Колея передних колес, мм 1105
Колея задних колес, мм 1168
База, мм 2340
Тип передних тормозов барабанные
Тип задних тормозов барабанные
Передние шины 5,00-16″
Задние шины 5,00-16″
Передняя подвеска независимая, типа «Дюбонне»
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Объем топливного бака, л 75

1957 год
Масса, кг:

сухая —
снаряженная 900
Максимальная скорость, км/ч —
Двигатель:
Марка и модель «Москвич-407»
Компоновка рядный
Число цилиндров 4
Число тактов 4
Клапанный механизм OHV
Диаметр цилиндра, мм 76
Ход поршня, мм 75
Рабочий объем, см3 1358
Степень сжатия 8,3
Мощность, л. с. (при об/мин) —
Расположение переднее
Марка и модель карбюратора К-28Б
Число карбюраторов 4
Число передач 3
Шасси несущий кузов
Габариты, мм:
Длина 4130
Ширина 1375
Высота 1015
Колея передних колес, мм 1105
Колея задних колес, мм 1168
База, мм 2340
Тип передних тормозов барабанные
Тип задних тормозов барабанные
Передние шины 5,00-16″
Задние шины 5,00-16″
Передняя подвеска независимая, типа «Дюбонне»
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Объем топливного бака, л 75

1959 год
Масса, кг:

сухая —
снаряженная 900
Максимальная скорость, км/ч 156
Двигатель:
Марка и модель «Москвич-407»
Компоновка рядный
Число цилиндров 4
Число тактов 4
Клапанный механизм OHV
Диаметр цилиндра, мм 76
Ход поршня, мм 75
Рабочий объем, см3 1358
Степень сжатия 9,1
Мощность, л. с. (при об/мин) 70 (4600)
Расположение переднее
Марка и модель карбюратора К-28Б
Число карбюраторов 4
Число передач 4
Шасси несущий кузов
Габариты, мм:
Длина 4130
Ширина 1375
Высота —
Колея передних колес, мм 1105
Колея задних колес, мм 1168
База, мм 2340
Тип передних тормозов барабанные
Тип задних тормозов барабанные
Передние шины 5,60-15″
Задние шины 5,60-15″
Передняя подвеска независимая, типа «Дюбонне»
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Объем топливного бака, л 75

1962 год
Масса, кг:

сухая —
снаряженная 900
Максимальная скорость, км/ч 156
Двигатель:
Марка и модель «Москвич-407»
Компоновка рядный
Число цилиндров 4
Число тактов 4
Клапанный механизм OHV
Диаметр цилиндра, мм 76
Ход поршня, мм 75
Рабочий объем, см3 1358
Степень сжатия 9,1
Мощность, л. с. (при об/мин) 70 (4600)
Расположение переднее
Марка и модель карбюратора К-28Б
Число карбюраторов 4
Число передач 4
Шасси несущий кузов
Габариты, мм:
Длина 4130
Ширина 1375
Высота —
Колея передних колес, мм 1105
Колея задних колес, мм 1168
База, мм 2340
Тип передних тормозов барабанные
Тип задних тормозов барабанные
Передние шины 5,90-13″
Задние шины 5,90-13″
Передняя подвеска независимая, пружинная
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Объем топливного бака, л 75

Источник

«Москвич-412» на Moscow Classic Grand Prix: вечные вещи века

Половина машин — серийные, реальнее не придумаешь. До гоночной трассы едут своим ходом!

Первыми спохватились производители бытовых лампочек накаливания. К чему делать долговечный продукт? Рынок насытится — перестанут же покупать! И в 20‑е годы прошлого века умело снизили ресурс ламп до 2500 часов (ныне он упал до негласной нормы в тысячу часов — «прогресс»!).

В 1930‑е, на волне Великой депрессии, экономист и торговец недвижимостью Бернард Лондон сформулировал принцип запланированного устаревания и идею фиксированного срока годности, по истечении которого товар следует выкинуть. После войны, в 50‑е годы, выдающийся промышленный дизайнер Брукс Стивенс изобрел концепцию, которая успешно работает поныне. Ее смысл — разжечь в потребителе неуемное желание приобрести новую вещь чуть ранее, чем это необходимо. Приоритетными свойствами продукта становятся дизайн, инновации и высокие технологии, а вовсе не надежность и долговечность.

В производстве автомобилей сегодня просматривается трехлетний «цикл устаревания», согласованный с системой кредитования. По-настоящему долговечных машин почти не выпускают. А вот техника давних времен нередко демонстрирует поразительную живучесть. Благодаря чему во всем мире проводят гонки олдтаймеров. Многие автомобили пережили несколько поколений владельцев, но по-прежнему на ходу. Среди них немало редких и уникальных экземпляров. И надо обладать одержимостью, чтобы выводить эти раритеты на настоящий гоночный трек по несколько раз в сезон!

КРАСОТА СПАСАЕТ МИР

Турнир Moscow Classic Grand Prix, учрежденный компанией «Старое время», проходит с 2013 года. В этот раз состав участников был усилен большой делегацией из Латвии, что явно преобразило гонку.

Увидев заявочные списки, мы немедленно рванули на автодром Moscow Raceway — смотреть первый из трех этапов. Тридцать Волг в заявочном списке! И еще больше Жигулей и Москвичей, объединенных в один заезд.

Правила позволяют пилотам выбирать формат состязаний: либо «тайматтак» на лучшее время круга, либо массовый старт со всеми рисками автоспорта. И что вы думаете? Владельцы родстера Lotus Elan S2 1964 года и чуть более молодого седана Jaguar XJ6 предпочли стартовать в толпе машин советского производства! Остальные иномарки выбрали чистую борьбу с секундомером.

Для массового старта в зачете «Спорт» требуется переделка машины — начиная с установки каркаса безопасности. Такие операции, как ни крути, нарушают аутентичность модели. Ford Mustang 1968 года или Porsche 911 1975‑го — это все-таки не ГАЗ‑24. И как только рука поднимется выдрать из салона все штатные сиденья, чтобы установить одно гоночное…

Впрочем, турнир демократичен: гоняться можно и на полностью стандартных автомобилях — достаточно иметь исправные ремни безопасности и шлем.

ВСЁ ПО-ЧЕСТНОМУ

Девиз турингового чемпионата мира WTCC — Real cars, real racing — подходит гонкам «классиков» гораздо больше. Ведь в WTCC вы вряд ли найдете «реальные машины» — от них остается практически только кузов, да и тот несколько изменен. Вся начинка — сплошные инновации, улучшения и усиления. Такую технику на дорогах не встретишь, и вряд ли она вообще сможет получить номерные знаки.

Читайте также:  Автостолица стоимость ремонта автомобиля

В итоге получаем вполне умеренные расходы на подготовку спортивного болида с нуля: для Волги — около миллиона рублей, для Москвича вдвое меньше. С учетом того, что «в нуле» нечто сильно подержанное, но приемлемо сохранившееся. Для горячих энтузиастов компания «Старое время» держит несколько готовых машин для аренды или продажи.

Если бы принцип Бернарда Лондона взяли на вооружение (Конгресс США обсуждал такую возможность), все эти машины не дожили бы до наших дней. Их выбрасывали бы, как выбрасывают лампочки. Дизайн и инновации — это хорошо. Но все же ресурс не менее важен. Для понимания истинной ценности вещей нужно время. В самые сложные и дорогие, но одноразовые изделия просто не успеешь влюбиться.

ПОГОНЯ ЗА ГРАММАМИ

Знакомимся с самым интересным российским олдтаймером.

Отечественные Жигули и Волги. Их много, но основная масса ухоженных и быстрых гоночных олдтаймеров с каркасом безопасности прибыла на подмосковные состязания из Прибалтики. Даже обидно: в Латвии технику для кольцевых гонок времен СССР ценят и хранят лучше, чем в России.

Наш ответ? Москвич! Уникальный Москвич-412, подготовленный по техническим требованиям международной группы 2. Это копия кольцевой машины 1975 года, на которой выступал пилот Московского автомобильно-дорожного института Станислав Гесс де Кальве.

Копия близка к оригиналу и технически, и концептуально. В ее основе — серийная машина, причем именно 1975 года выпуска. И, что крайне важно, конструктор нынешнего автомобиля Игорь Ермилин принимал участие в разработке того оригинального Москвича.

Отличия диктует прошедшее время. Стратегические материалы вроде титана, вольфрама и магниевых сплавов давно уже не валяются под ногами. Зато упростился доступ к зарубежным гоночным комплектующим. Грамотный инженер может подобрать всё необходимое на интернет-ресурсе ShonX и ему подобных. Причем не только сиденья, ремни, съемный руль, бензобак, систему пожаротушения, соответствующие современным требованиям безопасности, но и амортизаторы, пружины, детали сцепления, элементы тормозной системы. Всё получишь, только плати.

В Москвиче установлен вварной каркас безопасности производства фирмы Московия. Он несколько отличается от оригинала, но тут ничего не поделаешь, ведь требования к безопасности ужесточились. Эталон тоже был оборудован вварным каркасом — шла борьба за жесткость кузова.

При мощности двигателя около сотни лошадиных сил Ермилин вел борьбу буквально за каждый грамм массы. Закон прост: чем легче, тем быстрее.

Возьмем, например, сцепление. Стандартный маховик весит 7 кг плюс еще 5–6 кг на серийное сцепление. В кольцевом Москвиче установлен облегченный маховик массой 3,2 кг. Диск сцепления металлокерамический, с напылением вместо накладок, корзина алюминиевая, выжимной подшипник — с интегрированным рабочим цилиндром. Всё вместе весит 2,5 кг. Помимо выигрыша в массе уменьшаем еще и момент инерции, что очень важно для быстрого разгона.

Коробка передач пятиступенчатая, кулачковая. Собрана в корпусе четырехступенчатой коробки от вазовской «классики». Привод механизма переключения — от Нивы-2123, схема переключения изменена. Карданный вал — укороченный вазовский. Задний мост и главная пара москвичовские, серийные.

Другие интересные технические решения представлены на фотографиях, а об отличиях копии от оригинала расскажет таблица.

Для каких соревнований построен автомобиль? Для участия в престижной зарубежной гонке олдтаймеров. А этапы Moscow Classic Grand Prix — прекрасная возможность для отладки и тестирования Москвича в боевом режиме. Сегодня шасси уже в хорошей форме. На очереди двигатель, его ждет серьезная форсировка. И лишь потом можно воплощать в реальность мечты о международной арене.

Источник

Как с помощью хитрости советский «москвич» побеждал в европейских автогонках

Автомобиль из СССР тягался с BMW и Ford и неоднократно побеждал… за счёт несовершенства правил.

Как «москвичи» оказались в Европе

В 1967 году в СССР была введена О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями пятидневная рабочая неделя, в прокат вышел фильм «Кавказская пленница», а в массовое производство поступил Москвич‑412. Энциклопедия «За рулём» автомобиль «Москвич‑412» (он же — 2140). Эта советская машина выпускалась на заводах в Москве и Ижевске.


Фрагмент из фильма «Бриллиантовая рука»

Автомобиль выгодно отличался внешним видом от своих отечественных современников, например ГАЗ‑21, и был оснащён более мощным двигателем. Также машина (после некоторых доработок) одной из первых среди советских стала Москвич‑412. Энциклопедия «За рулём» соответствовать международным требованиям безопасности.

Поставляя продукцию за рубеж, советские производители вынуждены были конкурировать с иностранными. Одним из инструментов продвижения на рынке было участие в автогонках.

Что сделало советские автомобили конкурентоспособными для европейских гонок

Стоит сказать, что «Москвич‑412» не обладал выдающимися гоночными характеристиками. Рабочий объём двигателя был меньше Москвич‑412. Энциклопедия «За рулём» 1 500 см³, а мощность — 75 лошадиных сил. Для гоночных версий создавались специальные моторы, но особо спортивными они тоже не были, выдавая от 100 до 125 лошадиных сил. Тем не менее именно «москвичи» полюбились советским автогонщикам, так как их двигатель достаточно легко было модернизировать.

Однако самым главным «гоночным» достоинством этой машины стала её цена.

В Европе «москвичи» продавались очень дёшево, и за аналогичные деньги там можно было купить только значительно менее мощные автомобили. Эта особенность и стала причиной побед советских «москвичей» в британских турингах — соревнованиях модифицированных версий серийных автомобилей.

Дело в том, что британские гоночные серии Castrol и Britax в начале 70‑х годов были Simmons M. The car that came in from the cold. MotorSport устроены по принципу деления автомобилей на группы по их стоимости, а не мощности или уровню внезаводских доработок (как это обычно бывает сегодня). «Москвич», согласно этой системе, попадал в низшую (дешевле 600 фунтов стерлингов) группу D, в которой реальных соперников у него просто не было.

Этой лазейкой в правилах и воспользовался британский автогонщик Тони Ланфранки.

Как Тони Ланфранки привёл «москвич» к победам

Ланфранки не был суперуспешным пилотом. В 60‑е он не очень удачно выступал Simmons M. The car that came in from the cold. MotorSport в некоторых гонках «Формулы‑1», «Формулы‑2» и «Формулы‑5 000», а также в престижном соревновании «24 часа Ле‑Мана». Получив травму в аварии, он был вынужден отказаться от вождения мощных гоночных болидов.

Тем не менее Ланфранки нашёл свою чемпионскую машину. Ей стал «Москвич‑412». Поняв, что, благодаря своей стоимости и несовершенству правил британского туринга, советский автомобиль может выигрывать, Ланфранки обратился Simmons M. The car that came in from the cold. MotorSport к британскому дилеру «москвичей» Satra Motors и уговорил автопродавцов предоставить ему и двум его товарищам по «москвичу».

Дело в том, что в группе D иногда попросту не хватало участников: по правилам максимальное количество очков присуждалось победителям в своей категории только в том случае, если на старт выходило не менее четырёх автомобилей. Поэтому Ланфранки обычно приглашал на соревнования тех своих знакомых, кто был свободен. Так, одним из сокомандников был тогдашний директор гоночной трассы Брэндс‑Хэтч Джон Уэбб.

Читайте также:  Автосалоны сыктывкара хендай наличие автомобилей и их цены

В итоге, незначительно доработав свой «москвич», Ланфранки выиграл 28 из 29 гонок, в которых участвовал. Конкурировал Simmons M. The car that came in from the cold. MotorSport он при этом с малолитражками вроде MINI Cooper или Honda N600, которые тоже стоили меньше 600 фунтов стерлингов. Это позволило Simmons M. The car that came in from the cold. MotorSport Ланфранки одержать безоговорочную победу в классе D.

Кроме того, большое количество очков, набранных Тони в своей категории, дало возможность ему и «москвичу» обойти в итоговом счёте главных претендентов на абсолютную победу — BMW 2002 Tii и Ford Capri 3 000 GT.

Так Тони Ланфранки стал чемпионом. При этом, как утверждал сам гонщик, он даже не особо старался: ездил с выставленной в открытое окно рукой и включённым радио, так как автомобиль не разгонялся больше 145 км/ч.

Кстати, Ланфранки не только соревновался на своём «москвиче», но и ежедневно ездил на нём по делам.

В гонках 1973 и 1974 годов победителями Simmons M. The car that came in from the cold. MotorSport группы D вновь стали «москвичи» с Тони Ланфранки, Эрихом Хорсфилдом и Тони Стаббсом за рулём.

Как это повлияло на продажи «москвичей» за границей

Помимо участия в туринг‑чемпионате, «москвичи» на рубеже 60–70‑х годов участвовали в ралли‑рейдах, где показали Успех «москвичей» и «жигулей». За рулём себя как надёжные и пригодные к тяжёлым условиям автомобили. К тому же они были очень доступными по сравнению с другими машинами своего класса. В этих гонках «москвичи» тоже соревновались с Ford и BMW, но уже, конечно, не так успешно.

Раллийный «москвич». Фото: Sergey Korovkin 84 / Wikimedia Commons

Это приносило свои плоды — «москвичи» на зарубежном рынке пользовались неплохим спросом. Их общий выпуск исчислялся сотнями тысяч машин, и две трети произведённых автомобилей уходило Москвич‑412. Энциклопедия «За рулём» на экспорт. Всего «москвичи» поставляли в более чем 70 стран мира, включая Великобританию, Грецию, Нидерланды, Финляндию и ФРГ.

Но успех был недолгим. Уже во второй половине 1970‑х годов экспорт «москвичей» практически прекратился, так как к тому времени они уже сильно уступали своим зарубежным конкурентам в техническом плане.

Конечно, назвать такие достижения почётными сложно, но они дают почву для размышлений. Иногда для победы и правда не требуются сила или выдающиеся способности: главное — правильно выбрать гонку. Тони Ланфранки говорил Simmons M. The car that came in from the cold. MotorSport : «„Москвич“ не был быстрым… Но на самом деле он был похож на любую другую гоночную машину. Я водил автомобиль „Формулы‑1“ три или четыре раза, и там действовал тот же принцип: ты едешь так быстро, чтобы только не врезаться в стену, — и побеждаешь».

Источник

Боевые «Москвичи»: немного об АЗЛК в автоспорте.

С чем у вас ассоциируется аббревиатура АЗЛК? В силу возрастного ценза у большинства здесь присутствующих название завода имени ленинского комсомола связано с последними фильмами перестроечного периода (обязательно какой-нибудь советский гангстерито раскатывал на белом 2141), дедушкиным 408 («как у ш ефа») и стоянками автосалонов, которые были забиты некомплектными «Святогорами», продававшимися по цене картошки. Долги завода, низкое качество продукции и искусственно навязанное банкротство. А тем временем завод АЗЛК имеет богатейшую историю и о некоторых её вехах я Вам буду постепенно рассказывать, вооружившись книгами, собственными воспоминаниями о работе в цехах гарантийной станции и материалами бывалых Москвичеводов. В этот раз мы поговорим о роли «Москвичей» в автоспорте.

1) Москвич 407 купе

Для участия в кольцевых и ипподромных гонках в классе специальных спортивных автомобилей, на МЗМА в 1962 году были построены два двухместных спортивных «Москвича». Крыша серийного кузова 407-й модели у них была укорочена, из четырех остались лишь две передние двери, отсутствовали декоративные элементы, шумоизоляция и обивка. Вместо серийных сорока пяти сил мощность двигателя М-407 удалось довести до 76 л. с.
«Москвич-407-Купе» спортсмены окрестили «циклопом». На этих автомобилях гонщики МЗМА завоевали немало призов в ипподромных гонках, а на «кольце» в 1962 году — бронзовую медаль чемпионата страны.

2) Москвич 412

3) Москвич 2140

4) Москвич 2141

Последнюю серьёзную попытку создать машину категории «большого туризма» завод предпринял в 1988 году. Автомобиль выделялся задним (!) расположением силового агрегата (двигатель УЗАМ-412 и 5-ступенчатая коробка передач). Модель называлась «Москвич-2141 КР». На нём стоял двигатель модели «412» рабочим объёмом 1995 см3 и мощностью 175 л.с, снабжённый двумя сдвоенными карбюраторами Weber. Машина весила 890 килограммов и развивала скорость до 200 км/ч.
Конструкцию разработала молодёжная бригада заводского КБ: С. Иванов, А. Корюкалов, Д. Логинов, А. Манжуло, П. Михейкин, А. Потапов. «Москвич-2141 КР» предназначался для участия в ралли, но интерес завода к спорту к тому времени уже угас, и дальнейшие работы по спортивным машинам и автомобилям типа «большой туризм» прекратились.



Сегодня можно слышать немало нелестных оценок в адрес почившего в бозе АЗЛК. Но, прослеживая историю его конструкторских разработок с 1951 по 1988 годы, надо отдать должное успехам заводских конструкторов. При скромных возможностях предприятия они сумели создать любопытные спортивные автомобили.

Всем спасибо за внимание!
Так же спасибо форумам владельцев и любителей автомобилей Москвич в сети за некоторые материалы для поста.

Источник

«Москвич-412»: контроль времени

раллийный Москвич-412

Настроены приборы и подготовлена легенда, застегнуты шлемы и подтянуты спортивные ремни. Резковато, но сочно рыкнув мотором, оранжевый «Москвич» срывается с места, отбрасывая колесами струйки снега. Твинмастер отщелкивает первые метры спецучастка. Мы несемся от нулевого КВ (контроль времени) лет на сорок в прошлое.

ЛЕГЕНДЫ И «ГОНЩИКИ»

Обтекающая мчащийся автомобиль дорожная пыль, рев доведенного двигателя, украшенный гордыми надписями Moskvitch и Avtoexport USSR кузов. Сколько мальчишек влюбилось в автоспорт и в эту машину после фильма Игоря Масленникова «Гонщики», вышедшего на экраны в 1972-м. Бесхитростная, в общем-то, история мгновенно завоевала молодые сердца, сея при этом вовсе небесполезные истины о честности, порядочности и уважении к соперникам.

раллийный Москвич-412

Кино, конечно, реальность впрямую не копировало. Обложки и развороты зарубежных журналов нашим спортсменам не посвящали. Но на рубеже 1960-1970-х годов марку «Москвич» и имена советских гонщиков знали поклонники автоспорта не только в СССР.

В 1968-м «четыреста двенадцатые» неплохо выступили в марафоне Лондон — Сидней, в 1970-м — в ралли Лондон — Мехико. Финиш во второй-третьей десятке — бесспорно, приличный результат, ведь в Мехико из 96 стартовавших машин финишировало лишь 23. А ведь выступали на почти серийных «Москвичах», заметно проигрывающих большинству конкурентов в мощности. К тому же ведущие зарубежные команды обслуживали целые армии отменно оснащенных механиков, а за боевыми «Москвичами» от Лондона до Мехико шла всего пара техничек, чьи экипажи догоняли спортсменов в темпе, близком к гоночному.

Читайте также:  Автомобиль с нуля своими руками бесплатно

раллийный Москвич-412

Но наибольших успехов «Москвичи» добились на этапах Кубка Дружбы — эдаком альтернативном чемпионате социалистических стран. Впрочем, некоторые ралли, как, например, «Рейд Польский», одновременно входили в число этапов чемпионата Европы, куда приезжали ведущие раллисты. В 1972-м третье место в абсолютном зачете там заняли С. Брундза и А. Брум, выступавшие на 412-м, что было действительно серьезным достижением. Ну а мальчишкам казалось: еще чуть-чуть — и «москвичи» станут сражаться с западными китами совсем на равных! Все, как известно, кончилось совсем по-другому…

БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Мы знакомы более 30 лет. Именно этот автомобиль с 75-сильным 1,5-литровым мотором (для автопрома СССР второй половины 1960-х — революционная отдача) вывел отечественный спорт на новый уровень и позволил нашим гонщикам претендовать в международных ралли на заметные результаты.

Даже серийные моторы часто развивали больше заявленных 75 сил. Конструкторы МЗМА (с 1968-го — АЗЛК) намеренно занизили показатель, чтобы избежать проблем с начальственно-проверяющими комиссиями: недобрать заявленную мощность гораздо хуже, чем перебрать.

Помимо хорошей надежности, агрегат, в основе которого лежала передовая конструкция BMW (из песни двигателя слова не выкинешь), отличали широкие возможности форсировки. С двигателей для ралли легко снимали 85–90 л.с., а двухвальные моторы для кольцевых гонок с горизонтальными карбюраторами «Вебер» развивали до 130 сил! На представленном здесь 412-м ижевской сборки мотор практически стандартный, но тянет машину весело.

раллийный Москвич-412

А вот коробка передач «Москвича» была его слабым местом. Надежностью не отличалась: подводило как качество изготовления, так и конструкция, рассчитанная еще под 50-сильный 408-й мотор. Механизм управления ею также был архаичен — с длинными тягами и вечно разболтанными втулками, он не устраивал даже обычных частников. На этом 412-м, как на большинстве спортивных машин, привод переделан: ходы рычага стали настолько короткими, что поначалу даже водителю, давно знакомому с «Москвичом», переключаться непривычно. Для серьезных соревнований к тому же усиливали подвеску, проваривая рычаги, меняли (а иногда ставили по паре на каждое колесо) амортизаторы.

Конечно, сегодня «Москвич-412» трудно представить не только участником ралли, но и в роли обычной машины. Барабанные тормоза с гидровакуумным усилителем требуют крепкой и одновременно чуткой ноги. Усилие на педали большое, а при резком торможении машина норовит уйти с траектории. Узенький автомобиль на простеньких подвесках (спереди — двойные треугольные рычаги, сзади — мост на рессорах) в поворотах сильно заваливается, а на скользком покрытии быстро уходит в занос. Правда, выйти из него несложно. Если, конечно, не лениться и очень быстро, а еще лучше — с опережением вращать довольно легкий, но по нынешним меркам совсем уж неинформативный руль.

Он с норовом! В отличие от нынешних — рафинированных, напичканных электроникой «умников», 412-й, словно подсмеиваясь над водителем, совсем не собирается решать за него проблемы. Порой наоборот — подтрунивает: норовит поехать задом наперед, оторвать колесо от дороги или выкинуть иной фортель. Но если найти с ним общий язык, понять (и обязательно принять!) логику немного своенравного, но честного характера, можно хоть сейчас на скоростной участок!

ЕГО МАРАФОНЫ

«Москвич-412» не вошел в галерею славы мирового ралли. Туда, где увековечены его былые соперники: «Форд-Эскорт» и «Рено-Гордини», «Лянча-Фульвия» и «Порше-911». Кстати, даже в СССР к середине 1970-х московские и ижевские машины стали сильно теснить более быстрые и современные ВАЗы. Причем борьба шла не только за гоночные кубки, но и за сердца и кошельки обычных частных владельцев. Армия «жигулистов» стремительно росла. Число поклонников «Москвича» напротив, уменьшалось, но оставшиеся защищали достоинства 412-го с настоящим спортивным упорством.

раллийный Москвич-412

Наши гонщики не обливались шампанским на финише, их мало кто знал в лицо. Не было у «Москвичей» громких международных побед. Но честная борьба — была! Мастерство и самоотдача гонщиков, умевших в дороге отремонтировать все и вся, а после промежуточного финиша работавших наравне с механиками, чтобы утром вновь выйти на трассу и сражаться с соперниками, вооруженными куда более сильными машинами, — все это было!

И был «Москвич-412» — неплохой, в общем-то, автомобиль. Он возил сотни тысяч советских семей по делам, на дачу, в отпуск. Эта же машина стала для многих спортсменов боевым другом — соучастником побед и поражений. Ну а тех, кому за руль еще рано по возрасту, он манил мечтой. Словом, вот он, «Москвич-412»! Год рождения 1972-й (ровесник «Гонщиков» Масленникова). Здоровье отменное. Когда-то это был обычный ижевский автомобиль. Умелые и чуткие руки превратили его в спортивный — почти точную копию раллийных машин начала 1970-х. Именно на этом автомобиле в ретроралли 2000-х выступал и побеждал Юрий Иванович Лесовский, чемпион и призер чемпионатов СССР, участник международных ралли, в том числе марафонов Лондон — Сидней и Лондон — Мехико.

. Справа и слева от машины летит лес. Весело, абсолютно по-молодому поет мотор. «Москвич», как и 40 лет назад, задорен, упрям и вовсе не собирается сдаваться соперникам — ни старым, ни новым. Он с честью пройдет следующий спецучасток и ни в коем случае не опоздает на очередной контроль времени…

раллийный Москвич-412

СКОРЫЙ МОСКВА — ИЖЕВСК

«Москвич-412» с кузовом модели 408 в Москве стали выпускать в 1967 году, в Ижевске — в 1969-м. Автомобиль оснащали 1,5-литровым мотором мощностью 75 л.с. (часть — с дефорсированным под 76-й бензин 68-сильным двигателем) и четырехступенчатой коробкой передач. В 1970-м дизайн «Москвича-408» и «Москвича-412» (их выпускали параллельно) изменили. В Москве, помимо седанов, делали фургоны (модель 434) и универсалы (модель 427), в Ижевске выпускали «ИЖ-Комби» — первый советский серийный хэтчбек, фургон-«каблук» ИЖ-2715 и пикап 27151, созданный на его базе.

«Москвич-412» — основной игрок в советских ралли и кольцевых гонках конца 1960-х — начала 1970-х. Машины дорабатывали на заводах и в спортивных секциях. В Ижевске мелкосерийно выпустили версию «ИЖ-Ралли»: с усиленной подвеской, облегченным кузовом, увеличенным топливным баком и прочими дополнениями. В Москве модель 412 производили до 1976 года, в Ижевске, модернизируя, — до второй половины 1990-х.

Редакция благодарит Александра и Кирилла Кирилловых за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.

Читайте также материал о Lada-2105 VFTS, первом серийном отечественном автомобиле, преодолевавшем рубеж в 190 км/ч.

Источник

Ответы на популярные вопросы