Автомобиль на балансе менее 15 дней

Как рассчитать транспортный налог

Чтобы рассчитать транспортный налог, определите налоговую базу и ставку налога.

Налоговая база

Налоговой базой является:

Налоговую базу определяйте отдельно по каждому ТС.

Такие правила установлены статьей 359 Налогового кодекса РФ.

Мощность транспортного средства

Ситуация: как определить мощность транспортного средства для расчета транспортного налога?

Мощность двигателя определите по данным, указанным в технической документации.

Например, по данным паспорта транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177). Если в технической документации необходимые данные отсутствуют, мощность ТС определите на основании экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса РФ (п. 22 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

Ситуация: как определить налоговую базу по транспортному налогу, если в технической документации транспортного средства мощность двигателя указана в кВт?

Мощность двигателя пересчитайте с применением специального коэффициента.

Для расчета налоговой базы по транспортному налогу мощность двигателя должна быть выражена в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Если в технической документации этот показатель выражен в кВт, его нужно пересчитать по формуле:

Полученный результат округлите по правилам арифметики до второго знака после запятой. Такой порядок предусмотрен пунктом 19 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.

Если мощность автомобиля (в т. ч. гибридного) в лошадиных силах выражена дробным числом, то при расчете сбора следует применять налоговую ставку, установленную для того интервала мощности, в который попадает полученный результат (без округления). Например, если мощность двигателя автомобиля составляет 100,6 л. с., нужно применить налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 л. с. до 150 л. с. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 31 октября 2012 г. № 03-05-07-04/18.

При расчете суммы налога показатель мощности двигателя тоже не округляйте.

Пример определения налоговой базы для расчета транспортного налога. В ПТС мощность двигателя указана в кВт

Организация приобрела грузовой автомобиль, мощность двигателя которого 210 кВт. Налоговую базу для расчета транспортного налога бухгалтер определил так:
210 кВт × 1,35962 = 285,52 л. с.

Налоговая ставка для такой категории транспортных средств составляет 8,5 руб./л. с.

Сумма налога составила:
285,52 л. с. × 8,5 руб./л. с. = 2426,92 руб.

Ставки налога

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ). Региональными законами могут быть предусмотрены другие налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Кроме того, региональные законы могут предусматривать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска ТС, и (или) их экологического класса. Об этом сказано в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ.

Для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах. Количество календарных лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включает в себя год, за который уплачивается налог. Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-05-05-01/36, от 29 марта 2010 г. № 03-05-05-04/08.

Пример определения количества лет, прошедших с года выпуска грузового автомобиля, для расчета транспортного налога

На балансе организации числится грузовой автомобиль, выпущенный в мае 2011 года. В регионе, где работает организация, установлены дифференцированные ставки транспортного сбора в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. В расчет этого количества включаются все налоговые периоды начиная с 1 января 2012 года и до окончания периода, за который уплачивается налог. При определении количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, для расчета налога за 2016 год бухгалтер учитывает пять лет – 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы.

Расчет налога

Транспортный налог рассчитывайте в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса РФ и региональными законами. Порядок расчета зависит от того, установлены региональным законодательством отчетные периоды по транспортному налогу или нет.

Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то в течение года организация должна рассчитывать авансовые платежи. Размер каждого авансового платежа равен 1/4 годовой суммы налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

В регионах, где отчетные периоды по транспортному налогу не установлены, годовую сумму сбора определите по формуле:

Об этом сказано в пункте 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета транспортного налога по грузовому автомобилю

На балансе организации (г. Москва) числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 155 л. с. Налоговая ставка для данной категории транспортных средств составляет 38 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Бухгалтер организации рассчитал налог так:
155 л. с. × 38 руб./л. с. = 5890 руб.

Пример расчета транспортного налога по несамоходному судну (барже)

На балансе организации (г. Москва) числится несамоходное судно (баржа) с валовой вместимостью 1500 регистровых тонн. Ставка транспортного налога для данной категории ТС составляет 200 руб. за тонну (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Бухгалтер организации рассчитал налог так:
1500 т × 200 руб./т = 300 000 руб.

При расчете авансового платежа по транспортному налогу используйте формулу:

Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Итоговую сумму транспортного налога за год рассчитайте по формуле:

Такие правила установлены статьей 362 Налогового кодекса РФ.

Если в результате расчета сумма налога получилась с копейками, ее надо округлить по правилам арифметики. То есть значения менее 50 копеек следует отбросить, а значения 50 копеек и больше округлить до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Престижные легковые автомобили

Некоторые особенности имеет расчет транспортного налога по легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 000 000 руб. В отношении таких автомобилей сумму транспортного налога нужно определять с применением повышающих коэффициентов .

Формула для расчета транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям выглядит следующим образом:

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Читайте также:  Автомобиль скорой помощи класс а это

Перечни легковых автомобилей, по которым транспортный налог нужно платить с учетом повышающих коэффициентов, устанавливает Минпромторг России.

При расчете транспортного налога на машину за 2015 год применяйте перечень, опубликованный в 2015 году. При расчете транспортного налога за 2016 год – перечень, опубликованный в 2016 году.

Перечни автомобилей, в отношении которых применяют повышающий коэффициент, Минпромторг России должен размещать на своем сайте не позднее 1 марта каждого года. Каждый перечень применяется при расчете транспортного налога только за тот год, в котором этот перечень был опубликован (п. 2 ст. 362 НК РФ). Поэтому при расчете транспортного налога за 2015 год применяйте перечень , опубликованный 27 февраля 2015 года. При расчете транспортного налога за 2016 год руководствуйтесь перечнем, опубликованным в 2016 году.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 июня 2015 г. № 03-05-04-04/31532, адресованном Федеральной налоговой службе.

Перечень легковых автомобилей составлен с учетом Порядка определения средней стоимости автомобилей, утвержденного приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. № 316. Однако на практике при расчете транспортного сбора автовладельцы этот приказ не применяют. Для них важно одно: к какой ценовой группе в перечнях отнесена принадлежащая им модель автомобиля. Фактическая стоимость автомобиля или цена, по которой приобреталась машина, для расчета налога значения не имеет. Даже если модель, включенная, например, в первую ценовую группу, была куплена дешевле чем за 3 000 000 руб., все равно нужно рассчитать транспортный налог на машину с учетом коэффициентов, предусмотренных для этой группы.

Для выбора коэффициента продолжительность периода, прошедшего с года выпуска автомобиля, определяйте с учетом года выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ, письма Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-05-04-01/28303, ФНС России от 7 июля 2014 г. № БС-4-11/13195).

Коэффициенты применяйте в том числе при расчете авансовых платежей (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Пример расчета транспортного налога по дорогостоящему легковому автомобилю за 2015 год

На балансе организации (г. Москва) состоят:

– легковой автомобиль Audi A8 (3.0 TFSI) с мощностью двигателя 310 л. с., 2013 года выпуска. Автомобиль был приобретен в 2014 году на вторичном рынке за 2 500 000 руб.;

– легковой автомобиль Mercedes-Benz GL 350 с мощностью двигателя 333 л. с., 2015 года выпуска. Автомобиль был приобретен в январе 2015 года в дилерском центре за 5 200 000 руб.

Для определения повышающих коэффициентов за 2015 год продолжительность периодов, прошедших с года выпуска автомобилей, составляет:

Налоговая ставка для данной категории автомобилей составляет 150 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Отчетные периоды по налогу не установлены.

Бухгалтер организации рассчитал транспортный налог на автомобиль так:

Неполный налоговый период

Организация может быть собственником транспортного средства в течение неполного налогового периода. Например, если автомобиль был приобретен (продан) и поставлен на учет (снят с учета) в середине года. Иногда транспортные средства регистрируются и снимаются с учета в течение одного и того же отчетного (налогового) периода. В этих случаях сумму транспортного налога (авансового платежа) рассчитывайте исходя из фактического количества месяцев регистрации транспортного средства с учетом коэффициента использования ТС (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Начиная с расчетов за 2016 год месяц постановки на учет (снятия с учета) примите за полный, если транспортное средство было:

Месяц постановки на учет (снятия с учета) не включайте в расчет налога, если ТС было:

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Сумму авансового платежа по налогу с учетом коэффициента использования транспортного средства определите по формуле:

Источник

Что делать с неисправной новой машиной в течение 15 дней после покупки?

Здравствуйте. Купил авто в салоне CHEVRALET NIVA, поставил на учет. На седьмой день при движении по неровной дороге появился стук и скрежет передней подвески. Обратился в автосервис. Три часа что-то делали с машиной, но в конце. ни слова не говоря, выгнали ее мне на стоянку, велели забирать. Никаких документов не дали. На следующий день принес заявление о просьбе выдать акт производимых работ с указанием причины неисправности. Заявление приняли, но документов так и не выдали, мало того, данную неисправность так и не устранили до сих пор. На следующий день написал претензию о замене авто. Претензию приняли – должность, подпись, ф.и.о., печать. Что мне дальше делать. Спасибо.

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

, то согласно ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»:

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно ст. 22 ФЗ «о защите прав потребителей»:

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Соответственно, если в течение 10 дней с момента предъявления претензии ответа нет — можно обращаться с иском в суд о расторжении договора в возврата суммы. При этом если в срок с момента покупки составляет 15 дней, то неважно существенный это недостаток или нет. Самое главное, чтобы он имелся.

Соответственно, если в течение 10 дней с момента предъявления претензии ответа нет — можно обращаться с иском в суд о расторжении договора в возврата суммы. При этом если в срок с момента покупки составляет 15 дней, то неважно существенный это недостаток или нет. Самое главное, чтобы он имелся.

Так как Вы предъявили требование обмена, то срок не 10 дней, срок 7 дней, но в случае необходимости проведения проверки качества- до 20 дней. а если товара нет в наличии- до 30 дней.

корректировка ответа. Согласен с коллегой. В этой части ответ прошу не засчитывать.

исходя из ФЗ «О защите прав потребителей», ст. 21, 18, Вам документы не требуются в случае заявленного требования о замене.

Право на обмен у Вас есть- это обнаружение недостатка в технически сложном товара в течении 15 дней с момента приобретения.

Соответственно, если в течение 10 дней с момента предъявления претензии ответа нет — можно обращаться с иском в суд о расторжении договора в возврата суммы.

Так как Вы предъявили требование обмена, то срок не 10 дней, срок 7 дней, но в случае необходимости проведения проверки качества- до 20 дней. а если товара нет в наличии- до 30 дней.

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Читайте также:  Амортизация автомобиля по пробегу ваз

Теперь соответственно ждать, какого именно срока? Сложно сказать. Сколько уже прошло времени? Они просили предоставить автомобиль для проведения проверки качества?

Могу посоветовать Вам, если будете сдавать автомобиль им- лучше конечно, что бы они провели проверку качества в Вашем присутствии! Если не получится, когда будете сдавать сделайте обязательно видео, что бы было видно время, лучше это сделать в автосалоне и что бы недостаток был виден и понятен, что он есть. А то они просто его устранят и потом уже будет сложнее доказать!

У меня отсутствуют документы, подтверждающии факт наличия неисправности, мне их просто не выдали в автосервисе.

В данном случае Вам документы не нужны, если недостаток обратили в течении 15 дней и обратились с претензией на обмен!

Процедура возврата денег за автомобиль ненадлежащего качества в автосалон, продавцу.

Прежде всего, вы подаете обращение в письменной форме, где четко и правильно излагаете ситуацию. Данное заявление несете в салон, где менеджер или руководитель принимает его, ставит на учет и расписывается. Здесь же оговариваются сроки устранения сложившейся ситуации. Если вам отказали в принятии вашего заявления, требуйте отказ в письменной форме, где должна быть указана причина отказа или отправляйте данное письмо по почте.

Что вы должны знать при подаче такого заявления?
Вам следует продемонстрировать, что вы прекрасно знаете свои права и законодательство, защищающее вас, и будете добиваться разрешения сложившейся ситуации в свою пользу.
Руководство салона обычно старается избежать такого рода судебных конфликтов, так как это им не выгодно. И будут стараться разрешить сложившийся конфликт любыми способами.
Автосалон просто обязан принять неисправный авто в течение пятнадцати дней с даты его передачи клиенту. Вы уже знаете, что согласно законодательства дата продажи и передача автомобиля это не одно и тоже.
Хочется снова обратить внимание, что возврат авто в салон осуществляется легко в течение 14 дней, затем это право отстоять будет достаточно проблематично. Здесь уже правит экспертиза.
Добившись проведения экспертизы не расслабляйтесь, т. к. вас будут убеждать, что виновник не продавец. И не соглашайтесь, если экспертиза покажет, что осуществить возврат авто по гарантии в автосалон невозможно. Это будет основанием для обращения в суд.

Согласно закона «О защите прав потребителя» кредитор обязан произвести возврат средств по кредиту. А также выплату возмещения, которое вы оплачивали за оформление кредита. Безвозвратной потерей в этом случае остаются проценты по кредиту, которые выплачивались за период пользования кредитом. Согласно судебной практике проценты, не всегда, принимаются в качестве убытков, понесенных клиентом вследствие приобретения товара ненадлежащего качества. В банке необходимо получить справку о закрытии кредитного договора и что банк не имеет к вам никаких претензий.

Не стоит прекращать выплаты по кредиту, даже если ваше транспортное средство оказалось дефектным, и вы уже начали заниматься оформлением всех документов для его возврата. Любой кредитный договор предусматривает неустойки и штрафы за подобные действия, и в этом случае закон и суд будут на стороне банка. Поэтому не стоит, спасая свои средства в одном месте, терять их в другом.

Источник

Понятие о балансе автомобиля

В предыдущих статьях нашего цикла мы не раз говорили о важности того, что водителю, прежде всего, следует осознавать физическую сущность движения автомобиля. Умение работать с автомобилем аккуратно и с полным осознанием тех сил инерции, которые возникают в движении, является ключевым фактором профессионализма.

Действительно, если водитель четко ощущает реакцию автомобиля на те или иные воздействия и умеет действовать так, чтобы не превышать сцепление колес с дорогой, тогда он способен двигаться в любых условиях максимально быстро, комфортно и безопасно.

Понятие о балансе автомобиля

Сегодня мы продолжим тему физических сил, действующих на машину в движении, и поговорим о таком понятии, как баланс автомобиля.

Когда автомобиль стоит на месте или двигается с ровной скоростью, на каждое из его колес приходится какая-то часть его собственной массы. Редко встречаются автомобили с развесовкой по осям 50/50 (т.е. на каждое из колес приходится ¼ массы). Как правило, на одни колеса давит чуть больше массы, на другие – чуть меньше. Важно другое – такая «статическая» пропорция существенно нарушается, как только к автомобилю прикладываются какие-либо ускорения. Например, при разгоне корпус машины отклоняется назад – передняя часть приподнимается, а задняя «приседает».

Получается, что автомобиль своим весом наваливается на задние колеса. В результате, задние колеса сильнее прижимаются к дороге, а передние, наоборот – с них снимается часть нагрузки. Увеличение вертикальной нагрузки на колеса называют «загрузкой», а уменьшение – «разгрузкой». Получается, что при разгоне задние колеса автомобиля загружаются, а передние разгружаются.

Сила сцепления колеса с дорогой зависит от вертикальной нагрузки, поэтому когда колеса автомобиля загружаются, их сцепление с дорогой возрастает. И наоборот – при уменьшении вертикальной нагрузки сила сцепления падает. Именно по этой причине на заднеприводном автомобиле разогнаться легче – при разгоне задние ведущие колеса загружаются и отлично цепляются за дорогу.

На переднеприводном автомобиле ведущими являются передние колеса, и в связи с тем, что при разгоне они разгружаются, сила сцепления падает, и колеса буксуют. Вы можете заметить, что все более или менее мощные классы спортивных и гоночных автомобилей являются задне- или полноприводными.

При торможении наблюдается обратный процесс – автомобиль «клюет» вперед и передние колеса загружаются, а задние разгружаются. По этой причине на всех автомобилях передние тормоза намного больше и мощнее задних, т.к. именно передние колеса выполняют львиную долю работы по торможению – они буквально вгрызаются в дорогу благодаря загрузке.

При повороте автомобиль кренится наружу и загружается наружная сторона колес, внутренняя – разгружается.

Использование физических знаний в ежедневной практике водителя

Очень опасно выполнять какие-либо маневры на стадии интенсивного разгона. При разгоне передние колеса разгружаются и хуже цепляются за дорогу, поэтому автомобиль начинает значительно хуже слушаться руля. Даже если вы очень спешите, перед маневром сбавьте газ, тем самым вы вернете передним колесам отличное сцепление с дорогой, и автомобиль будет точно реагировать на ваши действия с рулевым колесом.

После маневра, на прямой, вы можете снова давить на газ «от души». Сброс газа или легкое подтормаживание во время маневрирования позволит вам сознательно вызвать загрузку передних колес, что улучшит их реакцию на управляющие действия. Однако, существует и обратная ситуация – если вы попытаетесь маневрировать на интенсивном торможении, передние загруженные колеса будут активно направлять переднюю часть автомобиля по траектории, которую задает водитель, однако задние разгруженные колеса будут цепляться за дорогу намного хуже и автомобиль будет склонен к заносу и развороту.

Читайте также:  Автостоянка для грузовых автомобилей в минске

Мы уже рассматривали силы, действующие на колеса автомобиля, и пришли к выводу, что не стоит выполнять одновременно такие взаимоисключающие действия, как:

Теперь мы дополняем картину работы колес вашего автомобиля представлениями не только о продольных и поперечных воздействиях, но и о вертикальных нагрузках.

У вас может возникнуть резонный вопрос: как же так, мы говорили о том, что в повороте тормозить нельзя, т.к. это заставит колеса разрываться на два вида нагрузок, а теперь вы рекомендуете подтормаживать при выполнении маневров. Вы совершенно правы, все, о чем мы говорили ранее остается в силе. Однако следует четко разделить такие понятия, как торможение и загрузка.

Несколько примеров использования загрузки передних колес

Движение по повороту может происходить по нескольким схемам.

Вариант 1 – проезд поворота с предварительным торможением.

Вы тормозите перед входом в поворот на прямой – на этой стадии колеса вашего автомобиля сосредоточены только на продольных тормозных усилиях и вы можете достичь максимально интенсивного торможения.

На дуге поворота, разумеется, вы не будете тормозить, чтобы полностью потратить потенциал сцепления колес с дорогой на борьбу с боковыми усилиями. Но максимальные боковые нагрузки возникают не мгновенно – они растут по мере поворота рулевого колеса на входе в поворот. Поэтому, вам нет необходимости отпустить тормоз на прямой – вы можете плавно отпускать тормоз по мере поворота руля. К моменту, когда руль повернут на максимальный угол и возникли максимальные боковые ускорения, вы полностью снимаете продольную нагрузку торможения. Таким образом, на входе в поворот загрузка передних колес получается естественным образом.

Вариант 2 – проезд поворота без предварительного торможения.

Вы можете подъезжать к повороту на стадии разгона или с ровной скоростью. Несмотря на то, что крутизна поворота вас нисколько не смущает, и вы готовы проехать его без предварительного торможения, имеет смысл сознательно побеспокоиться о загрузке передних колес.

Как мы уже говорили, попытка поворота руля на стадии ускорения может преподнести неприятный сюрприз. Для большей надежности сбавьте газ в момент поворота руля – это вызовет загрузку передних колес и сделает ваш маневр надежнее.

После поворота руля на необходимый угол вы снова добавляете газ и проходите поворот с ровной скоростью. Загрузка передних колес при сбросе газа будет эффективнее, если непосредственно перед этим вы разгонялись – получается небольшое продольное раскачивание автомобиля – разгрузка-загрузка.

Экстренное перестроение («переставка»)

Бывают ситуации, когда водитель интенсивно тормозит перед внезапно появившимся препятствием и понимает, что оставшегося расстояния не достаточно для остановки – требуется объезжать препятствие. Такое экстренное перестроение называют переставкой. Когда водитель тормозит, колеса его автомобиля испытывают предельные нагрузки в продольном направлении. Вы уже знаете о том, что попытка поворота руля в таком состоянии приведет к тому, что колеса автомобиля испытают дополнительные боковые усилия, которые превысят их возможности. Автомобиль потеряет сцепление с дорогой. С другой стороны, резкое отпускание тормоза перед маневром не менее опасно.

При торможении корпус автомобиля сильно наклоняется вперед, подвеска максимально напряжена, передние колеса предельно загружены. После отпускания тормоза подвеска возвращает корпус автомобиля в нормальное положение, но т.к. это происходит резко, следует отбой – корпус предельно отклоняется назад, передние колеса сильно разгружаются.

При таком положении, автомобиль не послушается руля. Поэтому, при переставке, водителю следует сбавить тормозное усилие, но не прекратить его полностью, оставив легкое подтормаживание. Теперь, т.к. основное тормозное усилие снято, колеса готовы воспринимать максимальные боковые нагрузки, а за счет легкого подтормаживания сохраняется загрузка передних колес, и автомобиль выполняет маневр жестко и точно.

И наконец, самое главное. Мы сказали о том, что с ростом вертикальной нагрузки сила сцепления колес с дорогой возрастает, а с уменьшением вертикальной нагрузки – падает. Ничего особенного – где-то прибавилось, где-то убавилось. Главная неприятность заключается в том, что зависимость силы сцепления от вертикальной нагрузки – нелинейная.

Что это значит, хорошо видно из графика – при увеличении нагрузки сила сцепления растет медленно, а при уменьшении – падает быстро. Рассмотрим подробнее поворот автомобиля в свете указанной особенности. Для простоты представим автомобиль с идеальным балансом – на каждое колесо приходится ¼ массы автомобиля, которая составляет 40 единиц.

При движении автомобиля с ровной скоростью, когда баланс нейтрален, на каждое из колес действует одинаковая вертикальная нагрузка величиной 10 единиц. При этом каждое из колес имеет одинаковую силу сцепления с дорогой, равной 10 единиц. В сумме, автомобиль цепляется за дорогу с силой 40 единиц. В повороте происходит перераспределение масс.

При повороте наружная сторона колес загружается, т.е. испытывает увеличение вертикальной нагрузки, а внутренняя наоборот – разгружается. Теперь на наружные колеса давят усилия по 14 единиц на каждое, а на внутренние – по 6 единиц на каждое. В повороте масса автомобиля не изменилась (14+14+6+6=40). Однако изменения сил сцепления колес с дорогой проистекают совсем по-другому. В результате увеличения вертикальной нагрузки на 4 единицы, сила сцепления наружных колес с дорогой возросла, но не столь значительно – только на 3 единицы, в то время, как падение вертикальной нагрузки на 4 единицы для внутренней стороны колес привело к снижению силы сцепления аж на 5 единиц.

Получается, что в повороте наружные колеса имеют силу сцепления по 13 единиц, а внутренние – только по 5. В сумме автомобиль стал цепляться за дорогу с силой 13+13+5+5=36 единиц. Сила сцепления с дорогой уменьшилась! Это главная особенность – при перераспределении масс автомобиль теряет в сцеплении колес с дорогой. При любых ускорениях – торможение, разгон, поворот – автомобиль цепляется за дорогу хуже, чем при движении с ровной скоростью. И чем выше эти ускорения, тем существеннее потеря в сцеплении.

Каков же вывод?

Конечно же, никто из нас не может двигаться все время по прямой, без разгонов и торможений. Другое дело то, что в наших силах добиться такого поведения за рулем, при котором все ускорения будут минимально необходимыми.

Работая плавно и аккуратно, мы можем минимизировать потери сцепления на разных этапах движения. Жесткая и грубая работа с автомобилем приводит к появлению значительных ускорений и, как следствие, к значительным нарушениям баланса. Снижение сцепления в такие моменты может оказаться катастрофичными.

В течение всего цикла наших статей мы не раз акцентировали ваше внимание на требовании плавной, вдумчивой работы, на исповедании принципа минимальной достаточности во всех действиях с педалями и рулевым колесом. Были приведены различные аргументы и примеры в эту пользу. И вот теперь мы обосновали требование плавности вождения математически.

Действуйте аккуратно и осознанно, работайте с автомобилем и теми законами физики, которым он подчиняется, уважительно, и тогда, вы по-настоящему ощутите удовольствие от вождения. Тогда прекращается слепая и бесполезная борьба с объективностью и начинается гармония человека и машины.

Источник

Ответы на популярные вопросы