Автомобиль на балансе налогообложение

Транспортный налог в 2020 году: таблица, ставки, изменения

Организации и ИП, на которых зарегистрированы транспортные средства, должны платить транспортный налог. При этом во многих случаях для правильного расчета налога недостаточно просто умножить ставку на мощность двигателя. Требуется учитывать дополнительные параметры. Например, дату приобретения или продажи машины, а также ее стоимость. Наша статья поможет разобраться, как правильно рассчитать и заплатить транспортный налог в 2020 году.

Кто должен платить транспортный налог

Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год

Что касается водного транспорта, то налогом облагаются также несамоходные (буксируемые) суда — баржи, платформы, плавучие доки и т.п. А вот в отношении прицепов к наземным транспортным средствам платить налог не нужно, даже если прицеп оснащен мотором, необходимым для работы установленного на нем оборудования (письмо Минфина от 16.02.11 № 03-05-05-04/03).

Надо ли платить налог с квадрокоптеров? Все зависит от максимальной взлетной массы летательного аппарата. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, официальная регистрация необходима, если указанная масса «беспилотника» превышает 30 кг. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг включительно подлежат не госрегистрации, а учету (п. 3.2 ст. 33 ВК РФ).

Эта разница в терминологии имеет существенное значение для целей уплаты транспортного налога. Как было сказано выше, им облагаются только зарегистрированные транспортные средства. Поэтому в отношении «беспилотников» со взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг платить транспортный налог не нужно (письмо ФНС от 11.02.19 № БС-4-21/2295@).

Уклонение от регистрации транспортного средства (ТС) не освободит его владельца от необходимости перечислять транспортный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 14341/11).

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Основные изменения в транспортном налоге на 2020 год

С 2020 года у организаций появилась новая обязанность. Они должны сообщать в ИФНС об имеющихся льготах по транспортному налогу по специальной форме (утв. приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@; см. « Утверждена форма заявления о льготах для организаций по транспортному и земельному налогам »).

Ранее такого заявления не требовалось — все сведения о льготах отражались непосредственно в налоговой декларации. ФНС пояснила, что подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года. За предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года (например, если компания ликвидирована или реорганизована), отдельное заявление о льготах не требуется (письмо от 12.09.19 № БС-4-21/18359@).

Срок подачи заявления о льготах не установлен. Но, очевидно, что сделать это лучше до даты уплаты налога или первого авансового платежа по нему. Поэтому если у организации имеется льгота по уплате налога (авансовых платежей) за 2020 год, то желательно не затягивать с направлением заявления. Хотя, заметим, что ФНС не возражает против более поздней подачи заявления (в 2021 году), то есть уже после уплаты налога и получения от ИФНС сообщения об исчисленной (без льготы) сумме налога (письмо ФНС от 03.12.19 № БС-4-21/24690@; см. «В ФНС рассказали, как организациям применять льготы по транспортному и земельному налогам с 2020 года»).

Подать заявление о льготе в 2020 году через интернет Подать бесплатно

Произошли изменения и в форме декларации по транспортному налогу. Новый бланк утвержден приказом ФНС от 26.11.18 № ММВ-7-21/664@ (см. « Декларацию по транспортному налогу за 2019 год надо будет сдать по новой форме »). По этой форме организациям следовало сдать декларацию за 2019 год (до 3 февраля 2020 года). Также она применяется для представления уточненных деклараций за 2019 год.

А вот сдавать декларацию по транспортному налогу за 2020 год не нужно. Она отменена Федеральным законом от 15.04.19 № 63-ФЗ (см. « Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц »). Именно с этим связано введение отдельного заявления о льготах.

Еще одно изменение затронет владельцев дорогостоящих автомобилей. При расчете налога за 2020 год они должны учитывать новый перечень машин, по которым применяются повышающие коэффициенты (см. « Опубликован перечень дорогих автомобилей для расчета транспортного налога за 2020 год »). В списке дорогостоящих автомобилей появились не только премиальные марки, но и «народные» автомобили: Honda Pilot, Mazda CX-9 и Subaru Outback.

Организации самостоятельно рассчитывают авансовые платежи и налог по итогам года и вносят их в бюджет в установленные сроки. С 2021 года налоговики также будут определять сумму налога (на основании имеющихся у них сведений) и рассылать организациям сообщения по форме, утвержденной приказом ФНС от 05.07.19 № ММВ-7-21/337@ (вступает в силу с 1 января 2021 года; см. «Утверждены формы сообщений о суммах транспортного налога и земельного налога»). Сообщение пришлют не позднее 6 месяцев после даты уплаты налога. Если организация сочтет, что инспекторы рассчитали налог неверно, она сможет выразить свое несогласие. В этом случае нужно направить в ИФНС пояснения и подтверждающие документы.

Получать от ИФНС сообщения о сумме налога через интернет и автоматически формировать платежки по данным сообщения

Таблица транспортного налога

Единой ставки по транспортному налогу не существует. В каждом субъекте РФ установлены свои размеры (но в большинстве случаев они не могут отличаться от установленных в НК РФ ставок более, чем в 10 раз). Ставка зависит от типа транспортного средства (наземное, водное, воздушное), наличия у него мотора и его мощности.

Информацию об актуальных ставках транспортного налога в том или ином регионе можно найти при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Для этого нужно указать в соответствующих полях данные о налоговом периоде (год, за который платится налог) и регионе. После этого надо нажать кнопку «Найти» и перейти по ссылке «Подробнее» (находится напротив появившихся сведений о региональном законе).

Повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога

Налог с дорогостоящих машин рассчитывается с учетом повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Он составляет:

Перечень таких автомобилей на 2020 год размещен на сайте Минпромторга. При использовании данного списка надо учитывать, что в отношении некоторых из них введены дополнительные ограничения. Речь идет о графе «Количество лет, прошедших с года выпуска» таблицы. К примеру, по автомобилям BMW M240i xDrive с бензиновым двигателем объемом 2 998 куб. см. коэффициент применяется только в том случае, если с даты выпуска прошло от 1 года до 2 лет включительно.

Как определить количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля? НК РФ не содержит четких разъяснений на этот счет. На практике выработаны два подхода к расчету возраста машин.

Первый основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС от 02.03.15 № БС-4-11/3274@. В нем сказано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении машины 2011 года количество лет, прошедших с года ее выпуска, составляет 4 года. То есть число лет, истекших с года выпуска автомобиля, определяется в целых годах. Следовательно, возраст только что выпущенного заводом автомобиля равен одному году (за период до конца того календарного года, в котором он изготовлен).

А значит, транспортный налог за 2020 год по дорогостоящему автомобилю 2020 года нужно рассчитывать с учетом того, что количество лет, прошедших с года его выпуска, составляет 1 год. Такая машина подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно». Следовательно, придется применить повышающий коэффициент.

Второй подход также основывается на официальных разъяснениях. В письме Минфина от 11.06.14 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС от 07.07.14 № БС-4-11/13195@) указано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении автомобиля 2014 года количество лет, прошедших с года его выпуска, составит не более 1 года.

Получается, что для автомобиля 2020 года количество лет, прошедших с года его выпуска, будет не более 1 года. Следовательно, такой автомобиль не подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно», и при расчете налога за 2020 год применять повышающий коэффициент не требуется.

К сожалению, арбитражной практики по данному вопросу нет. Поэтому налогоплательщику придется самому решить, какой из названных подходов применить при подсчете возраста авто. Также можно обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления транспортного налога в отношении конкретного автомобиля (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следование этому разъяснению освободит от налоговой ответственности и станет основанием для неначисления пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).

Читайте также:  Автомобиль матиз для начинающих

Получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет

Льготы по транспортному налогу

Также как и ставки, льготы определяются на уровне субъектов РФ. В статье 361.1 НК РФ, которая называется «Налоговые льготы», установлен лишь общий порядок их использования. В частности, в ней сказано, что для применения льготы организация должна подать в ИФНС заявление. Таким образом, для компаний льгота по транспортному налогу носит строго заявительный характер — одного лишь упоминания о ней в региональном законе недостаточно для того, чтобы организация могла не платить налог. А вот если физлицо, в том числе ИП, не подаст заявление о льготе, то налоговики должны будут применить ее самостоятельно на основании имеющихся у них данных.

ИП платят транспортный налог как обычные физлица. Это значит, что они должны перечислить транспортный налог на основании уведомления об уплате, полученного из налоговой инспекции. В него включат налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Сведения для расчета налоговики получают из органов, которые регистрируют транспортные средства. Если за период владения транспортом ИП не получил уведомление об уплате налога, необходимо сообщить в инспекцию об объекте обложения.

Сформировать платежку на уплату налога (пеней, штрафа) в один клик на основании полученного из ИФНС требования

Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, в отношении которых вообще не надо платить налог. Речь идет не о льготе, а об исключении ТС из объекта налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ). А значит, что такому транспорту подавать заявление о льготе не нужно — освобождение от уплаты налога действует автоматически.

Так, на всей территории РФ можно не платить налог, если транспортное средство находится в розыске, либо розыск прекращен. Налог не нужно перечислять с месяца начала розыска. При этом факт угона (кражи) подтверждается документом, выданным органом полиции (ГИБДД), либо сведениями, которые ИФНС получает в порядке межведомственного информационного обмена (ст. 85 НК РФ). Также см.: « В каком случае угнанные транспортные средства не облагаются налогом ».

Также не облагаются налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Освобождение действует, если ТС зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельхозработах.

Бесплатно подать уведомление о переходе на ЕСХН и сдать отчетность по налогу

Кроме этого, под налог не попадают промысловые морские и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Организациям и ИП, которые осуществляют пассажирские и (или) грузовые перевозки, не надо платить налог за пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в их собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Расчет транспортного налога в 2020 году

Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.

Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.

При прекращении регистрации ситуация обратная. Если машина снята с учета с 1 по 15 число месяца включительно, то за этот месяц налог не платится. А если дата снятия с учета приходится на период с 16 по последнее число месяца, то налог придется заплатить за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Региональными законами для организаций могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае по итогам каждого отчетного периода (первый, второй и третий кварталы) уплачивается сумма, равная ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

У организации в собственности есть два автомобиля. Грузовой с мощностью двигателя 300 л. с., который был приобретен и поставлен на учет 16 марта 2020 года. И легковой с мощностью двигателя 205 л. с, который был куплен в прошлом налоговом периоде. Эта машина входит в перечень дорогостоящих (стоимость от 3 млн. до 5 млн. включительно).

На основании регионального закона налоговая ставка по грузовому автомобилю составляет 100 руб./л.с., а по легковому — 50 руб./л. с. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. Региональным законом установлены авансовые платежи по налогу.

Рассчитаем налог по грузовому автомобилю.

Поскольку машина приобретена в середине 2020 года, требуется определить количество месяцев, за которые платится налог. Так как дата постановки на учет выпадает на период с 16 числа месяца, значит, месяц регистрации (март) при расчете налога не учитывается. А в январе и феврале машины у организации не было.

Таким образом, за первый квартал сумма авансового платежа не формируется, так как коэффициент владения (Кв) за этот период составит 0/3, то есть будет равен нулю. За второй и третий кварталы нужно будет заплатить по 7 500 руб.(1/4 × 300 л.с. × 100 руб./л. с.). И еще столько же придется доплатить по итогам года, так как годовой Кв составит 9/12 или 0,75. (300 л. с. × 100 руб./л. с. × 0,75 – 7 500 руб. × 2) = 7 500 руб.

Рассчитаем налог по легковому автомобилю.

Кв всегда будет равен единице, так как машина в течение всего 2020 года находилась во владении компании. К сумме налога и авансового платежа нужно дополнительно применить «дорогостоящий» коэффициент 1,1.

Получается, что за каждый квартал организация заплатит по 2 819 руб. Приведем расчет: 1/4 × 205 л.с. × 50 руб./л.с.×1,1 = 2 818,75 руб.; по правилам пункта 6 статьи 52 НК РФ данная сумма округляется в большую сторону до полного рубля. Налог по итогам года составит 11 275 руб.(205 л.с. × 50 руб./л.с. ×1,1). Следовательно, доплатить придется 2 818 руб.(11 275 руб. – 2 819 руб. × 3).

Итого, по двум автомобилям организация должна заплатить:

Общая сумма транспортного налога за 2020 год составит 33 775 руб.(22 500 руб. + 11 275 руб.).

Отчетность по транспортному налогу в 2020 году

Организации из всех регионов должны были представить декларацию за 2019 год не позднее 3 февраля 2020 года. «Транспортную» декларацию за 2020 год нужно сдать только тем компаниям, которые будут реорганизованы или ликвидированы до конца этого года. «Промежуточные» декларации (расчеты) по итогам отчетных периодов не предусмотрены.

С 1 января 2021 года статья 363.1 НК РФ, устанавливающая обязанность по представлению «транспортной» декларации, прекращает действовать (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.04.19 № 63-ФЗ). Следовательно, сдавать отчетность по окончании 2020 года (в феврале 2021 года) и более поздних периодов не надо.

Для ИП никакой отчетности по транспортному налогу не предусмотрено.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год

Сроки уплаты транспортного налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей для организаций устанавливаются законами субъектов РФ. На федеральном уровне действует одно ограничение: срок уплаты налога, указанный в региональном законе, не может быть установлен ранее 1 февраля следующего года (п. 1 ст. 363 НК РФ).

С 2021 года ситуация изменится: срок уплаты сдвинется на один месяц и станет единым для всей страны: организации будут перечислять налог до 1 марта следующего года (п. 68 ст. 2 Федерального закона от 29.09.19 № 325-ФЗ). Это правило начнет действовать с уплаты налога за 2020 год.

Индивидуальные предприниматели должны заплатить сумму налога, указанную в уведомлении, не позднее 1 декабря следующего года.

Авансовые платежи по транспортному налогу вносят только организации и только в тех регионах, где эти платежи введены соответствующим законом. В 2020 году срок уплаты «авансов» устанавливается на уровне субъектов РФ. А начиная с 2021 года этот срок станет единым для всей страны — вносить авансовые платежи нужно будет не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организации и ИП, занятые в наиболее пострадавших отраслях и внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства до 1 марта 2020 года, смогут перечислить авансовый платеж за I квартал 2020 года в более поздний срок — до 30.10.2020 включительно (подп. «а» п. 1 постановления Правительства от 02.04.20 № 409). Кроме этого, наиболее пострадавшие от коронавируса организации и ИП, внесенные в реестр субъектов МСП на основании отчетности за 2018 год, могут не платить налог и авансовые платежи за период владения транспортным средством с 1 апреля по 30 июня 2020 года — в отношении объектов, предназначенных для предпринимательской и (или) уставной деятельности. Подробнее см.: «Принят закон, который освобождает бизнес от налогов и взносов за второй квартал 2020 года» и «Как в «имущественных» декларациях отразить освобождение от уплаты налогов за второй квартал».

Читайте также:  Адаптеры vag автомобили obd2

Источник

Организация покупает автомобиль

Хворост Дина Викторовна, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Покупка автомобиля сопряжена со многими сложностями. Это и регистрация в ГИБДД, и обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), и установка сигнализации. Сегодня речь пойдет о порядке отражения расходов на приобретение автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете.

Первоначальная стоимость

В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ), а также суммовые разницы (пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами. Вопрос о включении в первоначальную стоимость автомобиля платы за регистрацию в ГИБДД будет рассмотрен ниже.

Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная правильно оформленными документами, отражается на счете 01 «Основные средства».

Основное средство: до регистрации в ГИБДД или после?

Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств 2. Тем более что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака «Транзит») и без регистрации. Следовательно, по мнению автора, для того, чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД. Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели машину в декабре, а зарегистрировали только в январе).

С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.

Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (Письмо Управления МНФ РФ по г. Москве от 12.05.2004 № 26-12/32341.

Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована, организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При принятии автомобиля к учету нужно составить акт ОС-1 о приеме-передаче объекта основных средств и открыть инвентарную карточку по форме ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Регистрация автомобиля в ГИБДД

В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства 4. Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до принятия автомобиля к учету на счете 01.

Существует две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в налоговом учете. По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость основного средства следует определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования 5. Но, поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно пригодно для эксплуатации.

Минфин РФ придерживается иной, основанной на положении пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, точки зрения: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Налоговом кодексе порядке. Государственная пошлина относится к федеральным налогам (п. 10 ст. 13 НК РФ), и расходы на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией 6.

Итак, в основе обеих позиций лежат нормы Налогового кодекса, в п. 4 ст. 252 которого указано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Значит, налогоплательщики имеют право сами установить, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Но следует учесть, что если организация в налоговом учете решит относить государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы в соответствии с Положением о бухгалтерском учете «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

Амортизация

Чтобы не было различий между налоговым и бухгалтерским учетом, в последнем случае для установления срока полезного использования автомобиля можно также воспользоваться данной Классификацией.

Начисление амортизации в налоговом учете начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Пример Фирма в сентябре 2006 г. купила автомобиль стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Согласно указанной Классификации автомобили легковые относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Организация установила для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования – 5 лет, или 60 мес. (5 лет х 12 мес. = 60 мес.). Амортизация и в налоговом, и бухгалтерском учете начисляется линейным способом.

За регистрацию в органах ГИБДД организация заплатила 600 руб.

Автомобиль введен в эксплуатацию в сентябре (в месяце покупки). Тогда же были соблюдены все условия для вычета НДС.

Норма амортизации в месяц составит:

В сентябре в бухгалтерском учете организация отразила следующие операции:

Дебет 08-4 Кредит 60 – 200 000 руб. – стоимость автомобиля без НДС.

Дебет 19-1 Кредит 60 – 36 000 руб. – входной НДС по приобретенному автомобилю.

Дебет 71 Кредит 50 – 600 руб. – выданы денежные средства сотруднику для регистрации автомобиля в ГИБДД.

Дебет 08-4 Кредит 71 – 600 руб. – учтена в первоначальной стоимости сумма регистрации в ГИБДД.

Дебет 01 Кредит 08-4 – 200 600 руб. (200 000 + 600) руб. – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Начиная с октября сумма ежемесячной амортизации для бухгалтерского учета составит 3350 руб. (200 600 руб. х 1,67%).

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02 – 3350 руб. – начислена ежемесячная амортизация по автомобилю.

Определим сумму ежемесячной амортизации в налоговом учете:

1. Если первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то есть сумма государственной пошлины за регистрацию в ГИБДД была включена в первоначальную стоимость, то сумма ежемесячной амортизации в налоговом учете также составляет 3350 руб.

2. Если госпошлину за регистрацию автомобиля в налоговом учете относят в состав прочих расходов, то первоначальная стоимость автомобиля составляет 200 000 руб., а сумма ежемесячной амортизации – 3340 руб. (200 000 х 1,67%).

В сентябре в учете организации возникает налогооблагаемая временная разница на сумму государственной пошлины (600 руб.) и отложенное налоговое обязательство в размере 144 руб. (600 руб. х 24%). Уменьшение отложенного налогового обязательства производится ежемесячно с начала начисления налоговой амортизации (с октября в течение 60 мес.) на сумму 2,4 руб. (3350 руб. – 3340 руб. х 24%) 9.

В бухгалтерском учете следует провести следующие записи:

Дебет 68-1 Кредит 77 – 144 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство (сентябрь).

Дебет 77 Кредит 68-1 – 2,4 руб. – отражено погашение отложенного налогового обязательства (ежемесячно с октября).

Следует помнить! Если организация приобрела дорогостоящий легковой автомобиль стоимостью более 300 000 руб. или пассажирский микроавтобус по цене, превышающей 400 000 руб., то основная норма амортизации будет применяться с понижающим коэффициентом 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ). В этом случае при условии, что организация руководствуется ПБУ 18/02, применение понижающего коэффициента 0,5 в налоговом учете приводит к возникновению временных разниц.

Страхование автомобиля

Обязательное страхование гражданской ответственности

В налоговом учете затраты на обязательное страхование относятся к прочим расходам в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 263 НК РФ). Если по условиям договора страхования «предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде» 14. Поэтому для того, чтобы избежать возникновения разниц и необходимости применения ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете целесообразно отразить порядок списания таких расходов аналогично порядку в налоговом учете.

Читайте также:  Автомобиль с кавказкой пленницы

Пример Организация 10 октября 2006 г. приобрела автомобиль. Сотрудником фирмы 14 октября был оформлен полис ОСАГО, срок его действия: 14 октября 2006 г. – 13 октября 2007 г. Стоимость страховки составила 12 045 руб. Учетной политикой предусмотрен одинаковый порядок списания расходов и для бухгалтерского, и для налогового учета (то есть пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде).

Рассчитаем сумму расходов по страхованию в налоговом учете.

За один календарный день расходы по страхованию составят: 12 045 руб. / 365 дней = 33 руб.

В IV кв. 2006 г. часть стоимости полиса необходимо признать расходом (с 14 октября по 31 декабря, то есть 79 дней).

Сумма расходов за IV кв. 2006 г. составит 2607 руб. (33 руб. х 79 дней);

за I кв. 2007 г. (90 дней) – 2970 руб. (33 руб. х 90 дней);

за II кв. 2007 г. (91 день) – 3003 руб. (33 руб. х 91 день);

за III кв. 2007 г. (92 дня) – 3036 руб. (33 руб. х 92 дня);

за IV кв. 2007 г. (13 дней) – 429 руб. (33 руб. х 13 дней).

Бухгалтерские записи октября 2006 г:

Дебет 71 Кредит 50 – 12 045 руб. – работнику выданы денежные средства из кассы для приобретения полиса ОСАГО.

Дебет 76 Кредит 71 – 12 045 руб. – работником приобретен полис ОСАГО.

Дебет 97 Кредит 76 – 12 045 руб. – полис ОСАГО учтен в составе расходов будущих периодов.

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97 – 594 руб. (33 руб. х 18 дней) – стоимость полиса ОСАГО за октябрь 2006 г. учтена в составе расходов.

Добровольное страхование

Таким образом, во избежание спора с налоговыми органами добровольное страхование гражданской ответственности в расходы по налогу на прибыль относить нецелесообразно.

Что касается расходов на КАСКО, связанных со страхованием имущества от угона, чрезвычайного происшествия, а также по иным имущественным рискам, то для отнесения подобных затрат на расходы по налогу на прибыль необходимо, чтобы суммы страховых взносов в документах были выделены отдельной строкой. Если же сумма страхового взноса по договору и в страховом полисе КАСКО будет единой (без выделения страхования ответственности и имущественного страхования), то существует риск того, что налоговые органы при исчислении налогооблагаемой базы не примут в расходы всю сумму по добровольному страхованию. Поэтому, по мнению автора, лучше получить от страховщика справку или иной документ, подтверждающий размер произведенных расходов по каждому виду страхования.

Сигнализация

2.Наиболее распространен случай, когда при реализации машины продавец за отдельную плату сам устанавливает выбранную покупателем сигнализацию. Ее продажа осуществляется по другому договору, либо стоимость данного оборудования выделена отдельным пунктом в основном договоре купли-продажи автомобиля. Покупатель автотранспортного средства отдельно платит и за установку сигнализации на машину.

Официальных разъяснений по вопросу включения цены сигнализации в первоначальную стоимость машины или же отнесения таких затрат сразу на текущие расходы не существует.

При проведении проверок налоговые органы настаивают, чтобы стоимость дополнительного оборудования включалась в первоначальную стоимость основного средства.

Какие аргументы можно привести при возникновении разногласий с налоговиками? В бухгалтерском учете единицей учета автомобиля является инвентарный объект. Однако, если он состоит из нескольких частей с существенно разным сроком полезного использования, то каждую из них нужно учитывать отдельно 17. Тем более что в дальнейшем сигнализация может быть снята с автомашины без причинения для нее вреда и установлена на другую.

Соответственно активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и списываться в состав расходов по обычным видам деятельности сразу после установки.

Когда стоимость сигнализации выше, чем лимит, установленный в учетной политике, и организация своим внутренним документом установила для сигнализации существенно меньший или больший срок службы, чем у автомобиля, бухгалтер может учесть сигнализацию как отдельный инвентарный объект.

Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора – включать или нет в первоначальную стоимость автомашины стоимость сигнализации и затраты по ее установке.

В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ). Как уже говорилось выше, в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию. Автомобиль может эксплуатироваться и без сигнализации, следовательно, как считает автор, она не должна включаться в налоговом учете в первоначальную стоимость автотранспортного средства.

Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью, превышающей 10 000 руб. Срок же полезного использования сигнализации составляет больше 12 мес., и при условии, что ее стоимость более 10 000 руб., сигнализация в налоговом учете признается амортизируемым имуществом.

Согласно Классификации сигнализацию можно отнести к 4-й амортизационной группе «Прочее электрооборудование» со сроком полезного использования 5–7 лет. Сигнализация подлежит амортизации в общеустановленном порядке. И при условии, что стоимость сигнализации и ее установки без НДС не превышает 10 000 руб., такие расходы можно сразу признать в составе материальных (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в бухгалтерском учете организация признает расходы на сигнализацию в составе первоначальной стоимости автомобиля, то возникают постоянные разницы (см. ПБУ 18/02). Поэтому в бухгалтерском учете сигнализацию (в случае соответствия критериям для учета в качестве отдельного инвентарного объекта) целесообразнее учитывать отдельно от автомобиля, установив срок полезного использования аналогично сроку использования в налоговом учете.

3. В случае, когда сигнализация была приобретена и установлена на транспортное средство после начала эксплуатации автомобиля, расходы по установке сигнализации не станут включаться в первоначальную стоимость основного средства. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2005 № А56-47890/04.

Изменять первоначальную стоимость основного средства можно при модернизации, дооборудовании, достройке, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке. Установка сигнализации ни к одному из вышеназванных случаев не относится 18.

Таким образом, в бухгалтерском учете при установке сигнализации на автомобиль ее можно учесть как отдельный инвентарный объект или признать в составе МПЗ, как было изложено выше.

В налоговом учете первоначальная стоимость также изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Можно ли назвать установку сигнализации дооборудованием? Согласно Налоговому кодексу к дооборудованию относят работы, вызванные изменением технологического назначения объектов основных средств. При установке сигнализации на автомобиль таких изменений не происходит. Таким образом, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, сигнализация в зависимости от ее стоимости может быть признана амортизируемым имуществом или учтена в составе расходов в периоде ее приобретения (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Пример Организация приобрела автомобиль стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). В день покупки на транспортное средство была установлена сигнализация.

Дебет 08-4/Автомобиль Кредит 60 – 200 000 руб. – отражена стоимость автомобиля без НДС.
Дебет 19-1/Автомобиль Кредит 60 – 36 000 руб. – отражен входной НДС по приобретенному автомобилю.
Дебет 08-4/Сигнализация Кредит 60 – 21 000 руб. (24 780 руб. – 3780 руб.) – отражена стоимость сигнализации.
Дебет 19-1/Сигнализация Кредит 60 – 3780 руб. – отражен входной НДС по приобретенной сигнализации и ее установке.
Дебет 01 Кредит 08-4/Автомобиль – 200 000 руб. – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.
Дебет 01 Кредит 08-4/Сигнализация – 21 000 руб. – сигнализация принята к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-1/Автомобиль – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-1/Сигнализация – 3780 руб. – принята к вычету сумма НДС по покупке сигнализации и ее установке.

1) п. 8 Положения о бухгалтерском учете «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н

3) п. 29 ст. 333.33 НК РФ

6) Письмо Минфина РФ от 16.02.2006 № 03-03-04/1/116

9) п. 12, 15 Положения о бухгалтерском учете «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н

10) пп. 1.1 п. 1 ст. 259 НК РФ

11) Письмо Минфина РФ от 27.02.2006 № 03-03-04/1/140

12) п. 2 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

13) п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

15) пп. 1, 8 п. 1 ст. 263 НК РФ

16) Письма УМНС РФ по г. Москве от 18.09.2003 № 26-12/51429, Минфина РФ от 25.04.2005 № 03-03-01-04/1/200

Источник

Ответы на популярные вопросы