Автомобиль на базе заз

Содержание
  1. mike-nnn › Блог › Вся история «Запорожца»
  2. 12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели
  3. Путь от FIAT 600 через Москвич-444 к “Запорожцу”: как создавали ЗАЗ-965
  4. Времена не выбирают?
  5. Действующие лица и исполнители
  6. ЗАЗ: наследники «Запорожцев»
  7. СЕЛЬХОЗАВТОМАШ ПО-УКРАИНСКИ
  8. ЗАЗ‑965 стал первенцем завода.
  9. ВСПОМИНАЯ «ДЭУ»
  10. «Таврию» пытались продвигать даже на рынки Западной Европы, но развал СССР поставил на этих амбициях крест. Хотя ее рекламный ролик получил Серебряного Льва на фестивале в Каннах!
  11. Наряду с еще советским оборудованием в цехах стоят самые современные импортные машины и механизмы.
  12. ПЯТИЛЕТКА ПОБЕД — В ДВА ГОДА
  13. «Чери-Бонус» ныне один из бестселлеров завода. Продают его в России.
  14. Автобусы I-VAN (на индийском шасси «Тата») собирают на заводе в Ильичевске.
  15. СДАЧА НОРМ ВТО
  16. После вступления Украины в ВТО крупноузловая сборка стала невыгодной. Все модели на ЗАЗе сейчас собирают по полному циклу.
  17. Сегодня в производственном портфеле Запорожского автозавода автомобили четырех марок.
  18. НАША СПРАВКА
  19. 20_no_copyright

mike-nnn › Блог › Вся история «Запорожца»

У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал СОБСТВЕННОЕ транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» — это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.

История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.

Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):

Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.

Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.

В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…

На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.

965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.

965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.

965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.

В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.

В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».

Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:

— Консервная банка системы «Запорожец»!
— Новой марки?
— Старье!

О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты «зреющего» 966-ого…

Меж тем, объективно говоря, ЗАЗ-965 был изначально моделью уже устаревшей: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Кстати, ФИАТ – 600 тоже в свое время «снялся в кино», и не у кого-нибуть, а у самого маэстро Фредерико Феллини. Именно белый Фиат стал первым автомобилем одного из второстепенных героев в ленте «Ночи Кабирии» 1957 года.

Читайте также:  Автомобиль остановился на ходу

Кстати, такой спорный элемент конструкции, как навешанные на средних стойках двери, был вызван необходимостью повысить удобство эксплуатации машины для инвалидов, «целевой аудиторией» которых отчасти и являлся. Вообще, автомобиль изначально проектировался максимально ремонтопригодным, простым по конструкции и проходимым. Например, двигатель можно было извлечь из моторного отсека вдвоем, а передние и задние стекла были взаимозаменяемы.

В Киеве, возле здания автодорожного техникума на метро Лыбедская, установлен памятник «965-ому».

Историческая справка:
Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.

В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — 887 куб.см, 27 л.с.).

Источник

12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели

«Горбатый» Запорожец — один из самых любимых и культовых советских автомобилей. И не только потому, что для многих он стал первой собственной машиной. Маленькие забавные автомобильчики всегда становятся предметом насмешек и поводом для сарказма, но и одновременно побуждают к народному творчеству. Впрочем, редкие и необычные версии существовали еще до того, как ЗАЗ-965 стал предметом самодельного тюнинга.

Сначала Запорожец был… Москвичом. Завод на Украине еще предстояло перепрофилировать из комбайнового, а своего КБ там не было. Новый автомобиль с использованием технических решений FIAT и Volkswagen разрабатывал МЗМА совместно с НАМИ. Сначала на Москвиче-444 стоял 2-цилиндровый оппозитный мотор в 0,65 л, мощностью 17,5 л.с. Потом появился V4 рабочим объемом 0,75 л, мощностью 23 л.с. В 1960-м прототипы и документацию из Москвы передали в Запорожье.

Тем временем в НАМИ сделали прототип НАМИ-059, который в известной мере можно считать Запорожцем с кузовом универсал. Дизайн разработал Юрий Долматовский. На машине стоял 2-цилиндровый мотоциклетный мотор объемом 0,75 л, развивающий 22 л.с.

Едва завод освоил серийный выпуск ЗАЗ-965, как возникли идеи его рестайлинга. Один из вариантов с измененным передком уже в начале 1960-х сделали на заводе.

Также в начале 1960-х создали грузовой фургон ЗАЗ-965С. Машина грузоподъемностью 150 кг была предназначена для сбора почты из уличных ящиков. Именно поэтому — чтобы водителю было удобней выходить на тротуар, — фургон сделали праворульным. Причем он стал мелкосерийным. В 1962–1963 гг. собрали около 650 машин.

Еще одной попыткой рестайлинга Запорожца стал НАМИ-0100. Но от подобных затей вскоре отказались, поскольку шла уже работа над ЗАЗ-966 с совсем новым кузовом.

Пикапы из ЗАЗ-965 в качестве товарных автомобилей не делали, их в небольших количествах сооружали для внутризаводских нужд.

Как только Запорожцы перестали быть утилитарным семейным транспортом, они логично превратились в предмет для самодеятельного творчества. Многие стали делать из них кабриолеты, наглядно доказывая, что такая «форма одежды» «горбатому» очень даже к лицу.

Строя самодельные кабриолеты, умельцы иногда и заметно меняли наружные кузовные панели и детали интерьера.

Уж конечно, в 1990-х из Запорожца сделали и стретч. Разумеется — в шутку. Маленькие народные компакты всегда возбуждали остряков на такие поделки. В Германии удлиняли Трабанты, у нас — «горбатые».

Куда более серьезная и смелая модернизации вылилась в автомобили, в которых от ЗАЗ-965 остались, в основном, лишь внешние элементы. Так, автомобиль по имени Bagira получил двигатель ВАЗ-2108, коробку передач ЗАЗ-968, полный привод с отключаемым передком и даже понижающую передачу в трансмиссии.

Иные тюнинговые версии были куда спокойней с точки зрения начинки и просто служили примером того, каким мог бы все-таки сталь рестайлинговый ЗАЗ-965.

Пределу фантазии, которую до сих пор возбуждает «горбатый», конечно, нет. Построен и вариант с двумя двигателями (один — сзади, другой — спереди) Yamaha мощностью по 150 л.с. каждый! Говорят, полноприводный автомобиль способен достичь 100 км/ч менее чем за 4 с. Интересно, что бы сказали полвека назад создатели ЗАЗ-965, увидев такого монстра?

Источник

Путь от FIAT 600 через Москвич-444 к “Запорожцу”: как создавали ЗАЗ-965

Можно смеяться над ним сколько угодно, но “горбатый” ЗАЗ-965 был настоящим европейским автомобилем, он был близок ко многим малолитражным иномаркам 50-60-х годов и ни в чём не уступал им. При этом его необычная конструкция — это плод множества экспериментов и поиска компромиссов. Листая архивные документы, сегодня узнаем, зачем военные заказчики настояли на воздушном охлаждении, почему у ЗАЗа двери открываются против хода, что в нём осталось от FIAT 600, что позаимствовано от Volkswagen Kafer, и причём тут “Москвич”.

Времена не выбирают?

Удивительно, что в худшие времена для частного автомобилизма в СССР появился автомобиль, ориентированный на продажу частникам. Как выясняется, И.В. Сталин, не имел ничего против частных машин. Благодаря сталинскому приказу, специально для частных владельцев сконструировали КИМ. В его судьбу вмешалась война, но едва она кончилась, как в мае 1947-го Нарком автомобильной промышленности СССР С.А. Акопов издал указ, разрешающий продажу новых «Москвичей» и «Побед» частникам.

Читайте также:  Алиэкспресс очки для вождения автомобиля

А при Хрущёве подняли голову предрассудки, будто частный автомобиль — «чуждое явление». Главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов вынужденно прикрывался заявлениями, что «завод делает автомобили для экспорта». В 1962-м на итальянской выставке в Москве FIAT показал макет автозавода, предлагаемого для строительства в СССР и похожего на будущий ВАЗ. Но только когда к власти пришёл Леонид Ильич Брежнев, такой проект стал реальностью, как и два других – реконструкция МЗМА и дублирование производства «Москвичей» в Ижевске.

Со стороны института НАМИ, которому поручили проект, пришло встречное предложение – выполнить на одинаковых агрегатах несколько машин:

Действующие лица и исполнители

Борис Михайлович Фиттерман, в 50-60-е возглавлявший Лабораторию легковых автомобилей НАМИ, в конце 80-х «приписал» разработку первого Запорожца себе, и сейчас многие сайты бездумно называют его «главным конструктором ЗАЗ-965». Но всё было иначе. Фиттерман действительно возглавлял научно-исследовательские работы по изучению европейских микролитражек и мотоколясок, руководил испытаниями закупленных иномарок, среди которых были едва пригодные для дорог общего пользования изделия с 1-2-цилиндровыми мотоциклетными моторами, простейшими кузовами на 2 человек. Но встречались и полноценные автомобили, пусть самые дешёвые: FIAT-600, DAF, Citroen 2CV и, конечно же, знаменитый «Жук» Volkswagen. Фиттерман разрабатывал транспортёр переднего края НАМИ-032 и унифицированный с ним двухместный инвалидный НАМИ-031. А гражданским автомобилем занимался не НАМИ, а ОГК МЗМА.

Источник

ЗАЗ: наследники «Запорожцев»

СЕЛЬХОЗАВТОМАШ ПО-УКРАИНСКИ

За свою почти 150-летнюю историю завод менял название множество раз. В 1863 году меннонит Абрам Копп (в этих местах с ХVIII века жили колонисты из Пруссии) начал изготавливать в своих мастерских соломорезки. Вскоре мастерские разрослись до завода сельскохозяйственных машин. Национализированный после революции, завод в 1923 году получил гордое имя «Коммунар». Долгое время он выпускал комбайны и прочую технику для села, но в конце 1950-х здесь решили делать народные микролитражки и в очередной раз переименовали — конечно же, в Запорожский автомобильный. Машину разрабатывали всем миром: основную часть проекта выполнил столичный МЗМА, выпускавший «москвичи», двигателем занимались в отраслевом институте НАМИ. Первую самостоятельную разработку завода — знаменитый «ушастый» ЗАЗ-966 освоили в 1966 году и затем почти 30 лет выпускали модели на его базе.

За 34 года (с 1960-го по 1994-й) в Запорожье собрали 3,4 млн. микролитражек с двигателем воздушного охлаждения. Многие из них еще бегают по дорогам Украины, России и других стран.

ЗАЗ‑965 стал первенцем завода.

Следующая базовая модель появилась на конвейере ЗАЗа с большим опозданием — в 1987 году. Это был переднеприводный трехдверный хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия». Едва успели его освоить, как распался Советский Союз и начались экономические проблемы. Но уже суверенные…

ВСПОМИНАЯ «ДЭУ»

Украинские власти долго тянули с приватизацией главного автопредприятия страны, по старинке забирая всю выручку в бюджет. Немудрено, что к середине 1990-х завод оказался на грани банкротства. В 1994 году остановили производство «запорожцев»: спрос на них упал практически до нуля. Да и продажи «Таврии» стремительно сокращались: модель не выдерживала конкуренции с подержанными иномарками, ведь на Украине тогда были очень низкие таможенные пошлины. В 1997 году в стране продали всего 15 тыс. новых автомобилей, в том числе лишь 1,9 тыс. «таврий».

«Таврию» пытались продвигать даже на рынки Западной Европы, но развал СССР поставил на этих амбициях крест. Хотя ее рекламный ролик получил Серебряного Льва на фестивале в Каннах!

В конце 1997 года украинский парламент принял закон «О стимулировании производства автомобилей». Он действовал почти десять лет и реально помог поднять местный автопром. Все иномарки облагались 25-процентной пошлиной; запрещалось ввозить машины старше восьми лет. Предприятия избавили от уплаты НДС, они даже получили пакет льгот. Например, госорганам при закупках предписывалось отдавать предпочтение моделям местной сборки. Отменялся НДС при покупке нового автомобиля отечественного производства.

Уже под этот закон руководители завода и Минпромполитики пытались найти инвестора; в Запорожье прилетали представители PSA «Пежо-Ситроен», «Фиата», «Дженерал моторс». В конце концов киевские чиновники выбрали южнокорейский концерн «Дэу». В сентябре 1997 года ОАО «АвтоЗАЗ» и «Дэу моторс» подписали соглашение о создании совместного предприятия «АвтоЗАЗ-Дэу» с уставным фондом 150 млн. долл. Украинская сторона передала в СП производственные мощности, корейская — технологии и оборудование. В Запорожье должны были собирать пять моделей; корейцы обещали модернизировать и «Таврию». Стороны намеревались вложить более 1,3 млрд. долл. в проект, рассчитанный на десять лет.

Поначалу все вроде бы ладилось: уже в мае 1998-го в Ильичевске на заводе автоагрегатов «Квант» (он стал филиалом ЗАЗа) началась крупноузловая сборка моделей «Ланос», «Нубира» и «Леганза». На основной площадке в Запорожье запустили в серию обновленный ЗАЗ-1102 под именем «Таврия-Нова»; при участии корейских инженеров в короткие сроки подготовили к выпуску пятидверный лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута» (в серии с 1999 года). Но планы были перечеркнуты финансовыми кризисами: украинским (он последовал сразу за российским), а потом и корейским. Компания «Дэу» осенью 1998 года оказалась на грани банкротства и с октября перестала перечислять деньги и поставлять машинокомплекты, выйдя из СП в одностороннем порядке. В декабре были собраны последние «корейцы». (Они еще вернутся на Украину, но позже и под другим именем.)

Наряду с еще советским оборудованием в цехах стоят самые современные импортные машины и механизмы.

Урегулировать спор поручили специальной комиссии. Корейцы требовали вернуть вложенные деньги и сменить руководство завода; украинцы настаивали на том, что партнеры намеренно не выполнили свои обязательства. «Выяснение отношений» продолжалось до конца 2000 года, когда, наконец, было объявлено о банкротстве «Дэу». Первый «корейский этап» в истории ЗАЗа бесславно (но относительно благополучно) закончился.

Завод по-прежнему работал лишь на 10–15% мощности, и ему снова был жизненно необходим серьезный иностранный партнер. В сентябре 1999 года правительство страны объявило конкурс по выбору компании для управления государственным пакетом акций ОАО «АвтоЗАЗ» (82% акций). Предсказуемо победила «Украинская автомобильная корпорация» («УкрАВТО»), которой руководил Тариэл Васадзе. Когда-то он возглавлял республиканское «Укравтотехобслуживание», а к концу прошлого века стал владельцем не только крупнейшей дилерской сети страны, но и народным депутатом. В 2002 году «УкрАВТО» полностью выкупило госпакет акций ЗАЗа всего за 54 млн. гривен (около 10 млн. долл.). Впрочем, иных претендентов на него и не было. А корейскую долю в СП в том же 2002 году приобрела швейцарская инвестиционная компания Hirsch & Cie.

Читайте также:  Автомобиль ока ремонт сиденья

Новые собственники активно искали партнеров, предлагая организовать контрактную сборку автомобилей на запорожском предприятии или в его ильичевском филиале. В 2003 году заключили договоры с компаниями «Мерседес-Бенц» (автомобили классов Е и М, крупноузловая сборка в Запорожье), «Опель» («Астра», полный цикл, со сваркой и окраской) и АВТОВАЗ (ВАЗ-21093 и —21099). Завод начал выходить из затяжного кризиса.

ПЯТИЛЕТКА ПОБЕД — В ДВА ГОДА

После банкротства «Дэу» ее заводы в Южной Корее купил концерн «Дженерал моторс». Переговоры с американцами и их новой корейской дочкой «Джи-Эм-ДАТ» принесли успех: в 2004 году «УкрАВТО» заключила с ними соглашения по производству автомобилей, поставив условием высокую степень локализации. Первым совместным проектом стал «Ланос». Степень его локализации уже в первый год составила 50%! За ним последовал «Лачетти» и другие модели. Дела пошли в гору: ЗАЗ обрастал партнерами, расширял модельный ряд.

«Чери-Бонус» ныне один из бестселлеров завода. Продают его в России.

В 2006-м на площадке в Ильичевске начали понемногу собирать китайские автомобили «Чери» и автобусы I-VAN на индийских шасси «Tата»; в Мелитополе освоили выпуск нового мотора объемом 1,4 л. В том же году случилось и нечто вовсе необычное для автопрома СНГ в целом: «УкрАВТО» приобрела у компании «Джи-Эм-ДАТ» свой первый автозавод за рубежом — польский ФСО (FSO, Fabrika Samochodow Osobowych). Там шла сборка «Ланоса» и «Матиза», а также «Шевроле-Авео» для стран Восточной Европы. С этого же предприятия в Запорожье поступали многие комплектующие.

Автобусы I-VAN (на индийском шасси «Тата») собирают на заводе в Ильичевске.

Тем временем собранный на ЗАЗе «Шевроле-Ланос» вошел в тройку самых популярных в России автомобилей. Еще бы — почти иномарка, но по цене «десятки»! На Украине модель еще называлась «Дэу-Ланос»; в 2007 году она пережила небольшой рестайлинг, получила двигатель МеМЗ и новое имя — «ЗАЗ-Сенс».

В том же 2007-м украинская компания «Объединенные транспортные технологии», одним из учредителей которой стал ЗАЗ, подписала с Минэкономразвития РФ соглашение о промышленной сборке в Борском районе Нижегородской области автомобилей «Шевроле-Ланос», «Авео» и «ЗАЗ-Сенс». Объем производства планировался на уровне 25 тыс. машин ежегодно.

Тот год признан лучшим во всей истории Запорожского автозавода. Тогда собрали свыше 280 тыс. автомобилей (73% всего производства машин на Украине) шести марок (ЗАЗ, «Лада», «Шевроле», «Опель», «Чери», «Тата»); из них четверть ушла на экспорт в десяток стран. Увы, «пятилетка побед» закончилась уже в 2008-м, когда в мире разразился финансовый кризис. По украинскому автопрому он ударил очень сильно, ведь сбыт упал на основных рынках — на Украине и в России. Если в 2008-м ЗАЗ собрал 259 тыс. машин, то в 2009 году — 46,2 тыс., то есть в 5,6 раза меньше! Осенью 2008-го сняли с производства «Таврию» — покупателей на нее и вовсе не осталось… Проект строительства завода в России тоже прикрыли. Это была почти катастрофа.

СДАЧА НОРМ ВТО

Не только кризис подкосил ЗАЗ, но и поспешное вступление Украины в ВТО в 2009 году: к тому времени отменили закон «О стимулировании производства автомобилей», как противоречащий принципам этой организации. Украинский автопром хотя и окреп за предыдущие десять лет (в стране уже пять заводов собирали легковые автомобили и восемь — грузовики и автобусы), но не настолько, чтобы выдержать конкуренцию с иностранцами. Таможенные пошлины резко уменьшили опять же по требованию ВТО (на новые автомобили — до 10%). Тем временем закончился срок лицензии на производство кормильца «Ланоса», но «Джи-Эм» разрешил выпускать этот автомобиль под собственным брендом и реализовывать через других дистрибуторов. Поэтому в РФ модель получила имя «Шанс».

После вступления Украины в ВТО крупноузловая сборка стала невыгодной. Все модели на ЗАЗе сейчас собирают по полному циклу.

В декабре 2010 года с конвейера сошел первый «ЗАЗ-Форца», который на самом деле являлся китайским «Чери-А13». Но бестселлером по-прежнему остается старый добрый «Ланос» во всех его вариациях — «Сенс», «Шанс»…

Отношения с «Дженерал моторс» развиваются успешно. Последний плод американо-украинского союза — «ЗАЗ-Вида», ее начали выпускать в Запорожье весной нынешнего года. Никто не скрывает, что это «Шевроле-Авео» предыдущего поколения, но на Авто-ЗАЗе надеются, что благодаря невысокой цене и неплохому качеству сборки машина найдет своего покупателя.

В прошлом году ЗАЗ выпустил 60,9 тыс. автомобилей. Основными потребителями кроме украинцев остаются россияне: в 2011-м у нас продано 22,9 тыс. зазовских машин (38% всего выпуска). В немалой степени Россия спасает украинское предприятие, ведь внутренний рынок меняется не в пользу отечественных производителей. Дело дошло до того, что почетный президент АвтоЗАЗа народный депутат Васадзе открыто заявил, что после трех лет пребывания в ВТО Украина ничего, кроме увеличения импорта, не получила и правительство вправе в рамках правил ВТО провести расследование. Если выяснится, что любая из отраслей экономики пострадала в результате увеличения импортной составляющей, Украина имеет право ввести специальную пошлину.

Сегодня в производственном портфеле Запорожского автозавода автомобили четырех марок.

Тем временем ЗАЗ активно развивает дилерскую сеть в России; в этом году создали собственную дистрибуторскую фирму. В планах — увеличить долю запорожских машин на рынке до 1,5%.

Правда, не очень понятно, как скажется на импорте автомобилей из Украины введение в России утилизационного сбора. Но, думаю, они будут здесь всё так же хорошо продаваться. Ведь любовь к «запорожцам» — не самым современным, но недорогими и простым в обслуживании — у нас в крови…

НАША СПРАВКА

Запорожский автомобильный завод (ПАО «ЗАЗ») — крупнейший украинский производитель автомобилей, фургонов, автобусов. Входит в группу компаний «УкрАВТО». В составе ЗАЗа также хозрасчетное предприятие «Ильичевский завод автомобильных агрегатов» (ХРП «ИЗАА») и Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).

Схема открывается в полный размер по клику мышки.

Источник

Ответы на популярные вопросы