Автомобиль на газе списание расходов

Норма расхода топлива на газ

norma_rashoda_topliva_na_gaz.jpg

Похожие публикации

В настоящее время все больше автомобилей, особенно грузовых, переходят на потребление газового топлива в целях экономии. Как в этом случае рассчитывается норма расхода топлива – газа? Методику расчета и нормативы можно найти в Нормах расхода топлив для автомобилей, утвержденных Минтрансом, они актуальны для тех машин, на которых газобаллонное оборудование (далее – ГБО) было установлено на заводе-производителе.

Нормативный документ, определяющий какова должна быть норма расхода топлива на газ

Основной нормативный документ, который устанавливает нормы расхода ГСМ – это методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.2008 в ред. от 20.09.2018 (далее Нормы расхода).

Данный документ устанавливает следующие нормы для машин, работающих на газе:

В случае, когда используется сжиженный углеводородный газ, нормы, устанавливаются в литрах на 100 километров пробега и применяется коэффициент 1,32 по отношению к расходу бензина.

При использовании природного газа, нормы устанавливаются в кубических метрах и соответствуют бензиновым, то есть 1 куб. м газа равен 1 литру бензина. Может допускаться отклонение +/- 0,1 литр.

К данным показателям могут применяться дополнительные поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие), исходя из времени года, а также из особенностей местности, где используется авто. Так, нормы расхода повышаются на коэффициент от 5 до 20% в условиях горной местности, от 10 до 30% при сложном плане дороги. Также на нормы влияет населенность местности, в которой эксплуатируется транспорт: например, в городах-миллионниках применяется коэффициент 25-30%, а в населенных пунктах с числом жителей до 100 тыс. чел. этот коэффициент не превышает 5%. На расчет норм могут влиять и другие особенности эксплуатации авто (п. 5 Норм расхода).

Как еще может устанавливаться норма расхода топлива на газ

Приведенные нормы Минтранса обязательны к применению автотранспортными предприятиями и организациями системы управления и контроля, а для остальных субъектов хозяйствования (компаний и ИП) эти нормативы носят рекомендательный характер. Это следует также из писем ФНС России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 и Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12. В настоящее время предприятия не обязаны использовать нормативы, установленные Нормами расхода Минтранса, поэтому возможны и такие варианты установления норм для списания газового топлива:

использовать нормативы, указанные в технической документации завода-изготовителя автомобиля или ГБО;

обратиться в научные организации, которые разрабатывают индивидуальные нормы расхода топлива для конкретного вида транспорта (при отсутствии норм, утвержденных Минтрансом);

разработать нормы самостоятельно, применив контрольные замеры.

Нормы расхода должны быть утверждены внутренним распорядительным документом компании.

В настоящее время начинает складываться судебная практика, которая говорит о том, что организации могут вообще не использовать какие-либо нормы для топлива и списывать его согласно фактическому расходу. Но такие затраты не могут быть учтены при расчете налога на прибыль, поскольку статья 252 НК РФ требует обосновать все затраты, снижающие налоговую базу.

Как учитывать нормы в путевых листах

Если предприятие использует автомобиль только для производственных нужд, и в то же время не является транспортной организацией, оно может самостоятельно разрабатывать бланки путевых листов, сохраняя в них обязательные реквизиты.

В случае с использованием автомобилей с ГБО – это будет очень актуально, поскольку в любом случае для запуска двигателя в таких машинах используется бензин. Помимо этого, второй вид топлива может использоваться и в других случаях:

заезд в ремонтную зону;

прогрев двигателя в зимнее время;

другие внештатные ситуации, например, автомобилю нужно доехать до газовой заправки, в случае, когда основное топливо закончилось и т.д.

В путевом листе нужно отображать отдельно расход бензина и использование газа. Можно дополнить утвержденную форму путевого листа, с таким расчетом, чтобы она отображала оба вида топлива. Для этого в документе указывают дополнительные данные:

Технические характеристики ГБО;

Объем газового бака (наряду с бензиновым) и т.д.

Самостоятельно разработанную форму путевого листа обязательно нужно утвердить внутренним локальным документом.

Формула расчета нормы расхода топлива на газ

Методика расчета норм ГСМ предусмотрена для различного вида транспорта – легкового, грузового, специального и т.д.

Например, норма расхода топлива на газ автобуса рассчитывается по следующей формуле:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hот х T,

где используются следующие данные:

Qн – установленная норма расхода потребляемого топлива в литрах;

Hs – транспортная норма расхода на 100 литров, которая устанавливается с учетом характеристик автобуса (назначение, марка и т.д.)

S – пробег автобуса, установленный в километрах;

Hот – норма расхода используемого топлива для независимых отопителей;

T – время, которое работают вышеуказанные отопители;

D – поправочный коэффициент к норме, взятый в процентном выражении.

Аналогичные формулы расчета и базовые нормы расхода топлива для легковых и грузовых автомобилей можно найти в п. 7-15 вышеуказанных Норм расхода, утвержденных Минтрансом.

Для установления норм бензинового топлива могут быть использованы как нормативные законодательные акты, так и техническая документация. Законодатель не запрещает этого делать. Единственный момент, который при этом нужно учитывать фирме – владельцу автомобиля, это документальное обоснование затрат для использования их при расчете налогов.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Источник

Как производится списание ГСМ без путевых листов

Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.

В каких случаях путевой лист не нужен

Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).

Читайте также:  Автосервис американских автомобилей в калининграде

Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.

После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.

Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.

Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.

Нюансы и проблемы

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.

Расчет затрат

Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива. Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.

Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб. Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб.

Стоимость единицы бензина равна:

Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.

Не представляют сложности и расчеты расхода ГСМ на работу агрегатов, о них подробно говорилось выше. Рассмотрим на примере учет ГСМ без путевок по нормативам, если речь идет о постоянных маршрутах. Нормы и формулы расчета, принятые Минтрансом как рекомендательные (документ АМ-23-Р от 14/03/08 г.), можно использовать в данном случае.

Пусть условно перевозки осуществляются автобусом, базовая норма расхода бензина по которому определена 15,2 л на 100 км. Автомобиль, проезжая по одному и тому же маршруту, увеличивает пробег на 50 км. Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T.

Кроме нормы расхода на 100 км (Hs) и пробега (S), формула учитывает работу независимого отопителя (Hот – норма расхода топлива в час, Т-время его работы) и поправочный коэффициент D, как правило, в виде надбавки расхода топлива в зимний период. Рекомендуемые показатели, относящиеся к зимнему времени, содержатся в приложениях к документу Минтранса. В приведенном расчете они не применяются. Qн = 0,01 * 15,2 * 50 * (1 + 0,01) = 0,01 * 15,2 * 50 * 1,01= 0,01 * 760 * 1,01= 7,6*1,01= 7,68 л.

Расценим использованное топливо по средней стоимости и включим в затраты: 7,68 * 39,34 = 302,13 руб. Автобус перевозит работников основного производства, проводка: Дт 20 Кт 10/3 (субсчет «Топливо») 302,13 руб.

Можно разработать собственные нормы расхода топлива по результатам контрольных замеров членами созданной для этой цели комиссии и применять их в расчетах.

Приказ на списание

Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации. Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт. Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше.

Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу.
2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок.
3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля.
4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля.

Директор ООО «Рассвет» Красногоров М. П.

С приказом ознакомлены:

главный инженер Мартынов А.А.
заместитель директора по хозчасти Кривицкий О.И.
главный бухгалтер Михалкова Т.В.

Источник

Переоборудуем служебный автомобиль

Компания решила установить газовое оборудование в служебный автомобиль. Признается ли данная операция модернизацией автотранспорта? Как в бухучете отражается приобретение газового оборудования и его установка в служебный автомобиль? Как учитываются данные расходы при налогообложении? Давайте разбираться.

Судебная практика свидетельствует о том, что налоговые органы настаивают на необходимости увеличения первоначальной стоимости автомобилей на стоимость расходов по установке газобаллонного оборудования (далее — ГБО). Насколько правомерны эти требования? Что говорят суды? Как списывать расходы на топливо в этом случае? В рамках нашей статьи рассмотрим проблемы учета указанных затрат.

Читайте также:  Автомобиль на сутки в волгодонске

Определяемся с видом затрат

Бухгалтерским законодательством четко не определены указанные понятия. Обратимся к нормам налогового законодательства, которые вполне допустимо использовать и для целей бухгалтерского учета, если закрепить это в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, чтобы квалифицировать работы по установке ГБО в качестве «дооборудования» или «модернизации», у объекта должно измениться технологическое или служебное назначение и (или) появиться новые качества. Чтобы квалифицировать работы в качестве «технического перевооружения», должны повыситься некие технико-экономические показатели автомобиля или его отдельных частей.

Как правило, ГБО устанавливается на автомобили с целью удешевления расходов на топливо (по сравнению с бензином). При этом сам автомобиль продолжает выполнять свои функции, как и прежде. Вроде бы ничего и не меняется. Тем не менее вопрос о том, приводит ли перевод автомобиля на иной вид топлива к появлению у него «новых качеств» или к повышению каких-либо «технико-экономических показателей», можно считать открытым. Ведь ни налоговым законодательством, ни иными правовыми нормами не уточняется, что именно следует понимать под другими «новыми качествами» и что именно следует относить к «технико-экономическим» показателям автомобиля. Поэтому в настоящее время можно выделить две позиции в части учета расходов по установке ГБО на автомобиль. Рассмотрим их.

1. Рискованная позиция: не увеличивать первоначальную стоимость автомобиля и учесть рассматриваемые расходы отдельно. Данная позиция идет вразрез с позицией налоговиков, но подтверждается некоторой судебной практикой. Опровергая мнение чиновников о признаках модернизации в части работ по установке ГБО, суды указывают, что установленное оборудование не приводит к изменению нормативных показателей функционирования автомобиля, не меняет его технико-экономические показатели, назначение автомобиля также не изменяет и не создает никаких новых качеств (пост. ФАС УО от 26.07.2007 № Ф09-1460/07-С3, ФАС СКО от 26.10.2010 № А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, ФАС ПО от 23.01.2007 № А55-3823/2006-10).

Следуя указанной позиции, расходы на приобретение и установку ГБО учитываются либо в составе материальных затрат (если стоимость ГБО вместе с установкой не превышает 40 000 руб. или срок полезного использования ГБО составит менее 12 месяцев), либо в качестве самостоятельного объекта ОС (если стоимость ГБО вместе с установкой превысит 40 000 руб. и срок полезного использования ГБО составит более 12 месяцев) (пп. 4, 5 ПБУ 6/01, п. 2 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; подп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Однако следование указанной позиции, скорее всего, приведет к спорам с налоговыми инспекторами. Для снижения налоговых рисков расходы по установке ГБО на автомобиль целесообразно рассматривать в качестве расходов, увеличивающих первоначальную стоимость объекта основных средств, следуя безопасной позиции.

2. Безопасная позиция: включать стоимость ГБО и работ по его установке в первоначальную стоимость автомобиля, рассматривая их в качестве «дооборудования», «модернизации» или «технического перевооружения».

Бухгалтерский и налоговый учет для безопасного варианта рассмотрим более подробно.

Бухгалтерский учет

После изменения первоначальной стоимости автомобиля изменится последующая амортизация. Она будет рассчитываться исходя из новой остаточной стоимости объекта, включающей в себя остаточную стоимость основного средства и стоимость работ по установке ГБО, а также оставшегося срока полезного использования (п. 60 Методических указаний; письма Минфина России от 15.12.2009 № 03-05-05-01/81, от 23.06.2004 № 07-02-14/144). При этом исходим из того, что срок полезного использования автомобиля не меняется, предполагая, что установка ГБО сама по себе не приводит к увеличению этого срока. Амортизацию в «новом» размере рекомендуем начислять начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем установки нового оборудования на автомобиль (п. 21 ПБУ 6/01).

Организация приняла решение установить ГБО на служебном грузовом автомобиле. В июне 2013 г. на автомобиль было установлено ГБО. Стоимость оборудования вместе с работами по его установке составляет 41 300 руб. (в т. ч. НДС — 6 300 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля составляет 1 000 000 руб. Срок полезного использования — 80 мес. (4-я амортизационная группа). К моменту установки ГБО автомобиль эксплуатировался 16 мес., остаточная стоимость автомобиля по состоянию на 01.06.2013 составляет:

1 000 000 руб. – 1 000 000 руб. : 80 мес. × 16 мес. = 800 000 руб.

В июне 2013 г. в бухгалтерском учете отражены проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 35 000 руб. — отражена стоимость ГБО вместе с работами по его установке;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 6300 руб. — выделен НДС;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 6300 руб. — НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 35 000 руб. — отражено увеличение первоначальной стоимости объекта ОС.

В июне 2013 г. амортизация начисляется в прежнем размере:

ДЕБЕТ 20, 26, 44. КРЕДИТ 02

– 12 500 руб. (1 000 000 руб. : 80 мес.) — отражено начисление амортизации за июнь.

Начиная с июля 2013 г. амортизация будет начисляться в следующем размере:

(800 000 руб. – 12 500 руб. + 35 000 руб.) : (80 мес. – 16 мес. – 1 мес.) = 13 055,56 руб.

Начисление амортизации начиная с июля 2013 г.:

ДЕБЕТ 20, 26, 44. КРЕДИТ 02

– 13 055,56 руб. — отражено начисление амортизации.

Обратите внимание: в случае увеличения первоначальной стоимости основного средства корректируются данные в инвентарной карточке этого объекта (пп. 40, 42 Методических указаний).

Налоговый учет

Логично предположить, что налогоплательщик вправе начислять амортизацию исходя из остаточной стоимости ОС, увеличенной на соответствующие расходы по установке ГБО и оставшегося срока полезного использования объекта (по аналогии с бухгалтерским учетом). Данный подход подтверждается и судами (пост. ФАС МО от 06.04.2011 № Ф05-1903/11, от 03.06.2009 № КА-А40/4667-09, ФАС ВВО от 07.05.2008 № А29-6646/2007, от 29.04.2008 № А28-8591/2007-366/11, ФАС ПО от 17.07.2007 № А49-998/07).

Но у контролирующих органов иное мнение. Чиновники полагают, что норма амортизации, определенная при введении основного средства в эксплуатацию, не должна меняться (письма Минфина России от 05.02.2013 № 03-03-06/4/2438, от 26.09.2012 № 03-03-06/1/503, от 09.06.2012 № 03-03-10/66, от 13.03.2012 № 03-03-06/1/126). Следуя позиции чиновников, амортизацию следует начислять исходя из увеличенной первоначальной стоимости и прежней нормы амортизации до полного списания стоимости объекта на затраты (письма Минфина России от 03.11.2011 № 03-03-06/1/714, от 05.07.2011 № 03-03-06/1/402, от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, ФНС России от 14.03.2005 № 02-1-07/23).

Читайте также:  Автомобиль с гбо без регистрации

Окончательное решение в части порядка начисления амортизации после работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и технического перевооружения принимается налогоплательщиком самостоятельно.

В любом случае амортизацию в «новом» размере рекомендуем начислять начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем установки нового оборудования на автомобиль (п. 4 ст. 259 НК РФ).

На основании данных примера 1 рассмотрим налоговый учет затрат.

Если следовать позиции судов, то амортизация будет начисляться в том же порядке, что и в бухгалтерском учете, который рассмотрен в примере 1.

Рассмотрим порядок начисления амортизации исходя из позиции контролирующих органов.

Начиная с 01.07.2013 амортизация начисляется в следующем размере:

(1 000 000 руб. + 35 000 руб.) × 1/80 мес. = 12 937,50 руб.

В данном примере амортизация в налоговом учете будет начисляться на один месяц дольше, чем в бухгалтерском учете.

Заметим, что если следовать позиции о том, что установка ГБО на автомобиль соответствует признакам «дооборудования», «модернизации» или «технического перевооружения», то в отношении указанных расходов налогоплательщик вправе воспользоваться амортизационной премией и включить в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 процентов (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) указанных расходов (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Воспользуемся данными примера 2 и предположим, что в учетной политике организации предусмотрено применение амортизационной премии.

Учитывая, что основное средство отнесено к 4-й амортизационной группе, в июне 2013 г. организация вправе признать в составе текущих расходов в налоговом учете сумму амортизационной премии, равной:

35 000 руб. × 30% = 10 500 руб.

В этом случае начиная с июля 2013 г. амортизация будет начисляться в следующем размере (по варианту Минфина России):

(1 000 000 руб. + 35 000 руб. – 10 500 руб.) × 1/80 мес. = 12 806,25 руб.

Списываем расходы на топливо

На автотранспортных предприятиях, а также в иных организациях, осуществляющих эксплуатацию автомобилей, обычно разрабатываются нормы расхода топлива. Эти нормы не только служат основой для планирования себестоимости продукции (работ, услуг), но также используются для обоснования затрат в налоговом учете (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Заметим, что Налоговый кодекс не содержит условия по установлению каких-либо норм с целью списания расходов на топливо. Однако финансовое ведомство рекомендует учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», установленные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации). Причем ранее финансисты указывали, что при списании расходов на ГСМ компании должны учитывать установленные Минтрансом России нормы (письма Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15), однако сейчас чиновники поменяли свою позицию и разъясняют, что организации вправе использовать эти нормы, но не обязаны (письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Если в отношении каких-либо автомобилей Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлива, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, либо руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 № 16-15/115253, от 13.10.2009 № 16-15/107268).

Может случиться так, что в нормах Минтранса России для конкретного вида автомобиля будут указаны только «бензиновые» нормы. Чтобы перевести их в «газовые», можно воспользоваться соответствующими коэффициентами перевода (в зависимости от вида газового топлива, используемого для заправки транспортного средства) (п. 4 Раздела II Методических рекомендаций). Либо организация может воспользоваться рекомендациями производителя ГБО, приведенными в технической документации, либо прибегнуть к помощи специализированной организации, осуществляющей разработку норм по специальной программе-методике.

В рекомендациях Минтранса России приведены случаи, когда в дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей (п. 6 Раздела II Методических рекомендаций):

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25 процентов от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Нормирование бензина в указанных случаях может производиться, в частности, путем проведения опытных замеров.

Многие задаются вопросом: можно ли вообще не разрабатывать никаких норм и списывать все топливо по фактическому расходу? Существует некоторая судебная практика, подтверждающая правомерность такого подхода (пост. ФАС ЗСО от 05.04.2012 № Ф04-995/12 (определением ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС МО от 28.09.2007 № КА-А41/9866-07, ФАС ЦО от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 (определением ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). По нашему мнению, компания вправе самостоятельно разработать нормы расходования ГСМ. При этом такие нормы могут использоваться исключительно для контроля расходов, а не для исчисления налога на прибыль. При этом не стоит забывать, что расход топлива важно документально подтвердить и обосновать.

Итак, существуют разные мнения в части квалификации работ по установке ГБО на служебный автомобиль с точки зрения бухгалтерского и налогового законодательства. Наименее рискованно следовать позиции о том, что указанное оборудование и работы увеличивают первоначальную стоимость объекта. Обосновать иную позицию со ссылками на нормативно-правовые акты весьма проблематично. Тут как минимум нужна помощь технических специалистов. В связи с этим в статье рассмотрели наиболее оптимальный с нашей точки зрения способ — относить указанные затраты на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. Заметим, что в этом случае на сумму тех расходов, которые увеличивают первоначальную стоимость ОС, также увеличивается налоговая база по налогу на имущество, если модернизируемый автомобиль был введен в эксплуатацию до 2013 года (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ).

Экспертиза статьи: Елена Королева, служба Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник

Ответы на популярные вопросы