Автомобиль на газу в финляндию

Финский опыт домашней газовой заправки для автомобиля

Интервью с Матти Питкянен, жителем финского города Коувола, который несколько лет эксплуатирует домашнюю газовую заправку.

Сейчас у Матти автомобиль Мерседес E200 NGT с заводской би-топливной системой. Объем бака 27 кубических метров (20 кг метана). Есть еще резервный бак для бензина на 85 литров. Когда нет возможности заправиться газом, выручает бензиновый бак.

В городе Коувала есть одна АГНКС. Так как заправка недалеко от дома, это было еще одним аргументом в пользу покупки газового автомобиля. Но по его расчетам домашний компрессор оказался выгоднее, т.к. газ для частного дома стоит дешевле, чем на коммерческой заправке. Исходя из финских тарифов на газ, домашний компрессор оправдывается через 200 тыс. километров пробега. Но это только за счет разницы стоимости газа на коммерческой заправке и дома. Если принимать в расчет стоимость бензина, то момент окупаемости наступает значительно раньше, примерно через 50 тыс. км. пробега.

Стоимость газа на агнкс – 1 евро 34 цента за 1 кг (или 96 центов за 1 нм3), а для дома газ стоит 74 цента за 1 кг (или 53 цента за 1 нм3), т.е. примерно 60%. На своей машине Матти может проехать до 400 км. В день и бака вполне хватает. Расход газа составляет 5,4 кг (или 8,15 нм3) на 100 километров. На бензине расход выше – 8,6 литров на 100 км, При этом газовая версия автомобиля дороже бензиновой версии той же модели примерно на 1000 евро. Если говорить о Вольво, то там разница еще меньше, всего 100 евро.

Теперь самое интересное: «Как это работает?»

Компрессор подключен к домашней газовой трубе. Давление входного газа 0,2 бар. Давление на выходе компрессора 200 бар. В машине есть два заправочных входа: для газа и для бензина.Подключаем шланг … и запускаем компрессор. Особенностью безмасляного компрессора PHILL является то, что ему не требуется проведение сервисного обслуживания на протяжении всего моторесурса поршневого блока.

Зимой компрессор эксплуатируется в обычном режиме. Нареканий не было. Компрессор работает достаточно тихо, жители соседних домов на шум не жалуются. На заправку автомобиль обычно ставят на ночь. При достижении максимального объема газа в баке, компрессор автоматически отключается.

Компрессор оснащен автоматической системой безопасности:

— он отключается при обнаружении утечки газа;

— все лампочки компрессора начинают мигать и подается звуковой сигнал, в случае если невозвратный клапан автомобильного баллона неисправен и сжатый газ из автомобиля начинает поступать обратно в компрессор.

На сегодняшний день компрессор проработал 2500 часов. На заправку уходит несколько часов в день, как правило ночью. Производительность компрессора 1,5 метра кубических в час. Заправить автомобиль с нуля до полного бака объемом 27 метров кубических получается за 18 часов. Но как правило, за день целый бак не расходуется, поэтому ночи вполне хватает для заправки.

По финским нормам можно устанавливать компрессор рядом с домом или внутри гаража, но т.к. при работе компрессора выделяется тепло лучше его устанавливать под навесом или в проветриваемом помещении.Такую заправку установить несложно, достаточно обратиться в местную газовую компанию. Все согласования, вызов инспектора по защите окружающей среды они берут на себя. Проект и согласование не занимают много времени. Все эти услуги плюс установка входят в стоимость компрессора.

Предусмотрена защита при обрыве шланга во время заправки. Однажды был случай, когда супруга Матти забыла вытащить шланг и поехала на машине во время заправки. Но ничего страшного не произошло, т.к. на шланге разъединилось специальное предохранительное устройство и компрессор отключился.

Надо отметить, что Матти является пионером использования различных инновационных технологий. Так например, энергию природного газа он использует не на 100, а на 106%.У Матти установлен конденсационный газовый котел. При отоплении дома, из газового котла вместе с продуктами сгорания выделяется пар. Обычно все это просто выбрасывается в атмосферу и обогревает улицу. В данной системе тепло конденсации используется для отопления дома и повышает КПД отопительной системы на 6%.

И вечный вопрос сомневающихся: «Быть или не быть?» …

Газовый автомобиль – это экономия…

Домашний компрессор – это удобство, независимость от местоположения заправки и доп. экономия.

В Финляндии можно установить домашнюю газовую заправку абсолютно легально, без особых проблем с согласованием и подключением. Но эта технология продвигается за счет частной инициативы. Со стороны государства практически никакой поддержки нет. Но в соседней Шведции или Англии есть много преимуществ при использовании газового автомобиля.
Так например в Лондоне и в Стокгольме есть ограничения на въезд транспорта в центр города. Газового и электрического транспорта эти ограничения не касаются. Есль льготы для газовых автомобилей при проезде по платным автобанам.

В каталоге продукции на нашем сайте представлены сразу несколько моделей домашних метановых компрессоров, в том числе и компрессор PHILL. В раздел бытовых компрессоров для заправки метаном можно попасть по этой ссылке.

Источник

Автомобиль на газу в финляндию

Добрый день Коллеги!

После прочтения топика об изменениях топлива, задумался об установке газового оборудования.

Тут и топик прочитал http://forum.chrysler-dodge.ru/index.php?showtopic=79582&hl=%E5%F1%F2+%E1%E5%ED%E7%E8%ED

Есть ли у кого опыт установки и эксплуатации?

Кстати есть ли газозаправочные станции?

Дело осложняется тем что на газовые машины в Финляндии дополнительный налог (как за дизеля если не больше).

Да нет такого. Более трех лет езжу на такую машину, и знаю что дополнительного налога нет.

П.С. Продаю газовую Volvo S60 2004-oго года, пробег 135 т. км.

Да нет такого. Более трех лет езжу на такую машину, и знаю что дополнительного налога нет.

Читайте также:  Автомобиль мустанг новый цена

П.С. Продаю газовую Volvo S60 2004-oго года, пробег 135 т. км.
А сколько будет стоить установка? Чтобы уж подсчитать все расходы?

Дело осложняется тем что на газовые машины в Финляндии дополнительный налог (как за дизеля если не больше). Здесь цены и заправки http://www.polttoaine.net/index.php?cmd=maakaasu
Ещё заправки http://www.gasum.fi/liikenne/tankkausasemat/Sivut/default.aspx
Считайте сами :иметь или не иметь и выгодно ли это.

а газ на этих заправках сжиженный?я в россии ставил гбо,но думал в финляндии газ для машин не продают!

А сколько будет стоить установка? Чтобы уж подсчитать все расходы?

Не знаю. Советую купить машину где газовая система уже установлена на заводе, наример Volvo S60, V70 или S80, MB B или E серии, VW Passat.

то есть, если я в россии заправляюсь сжиженным газом,то на природном ездить машина не сможет?

интерессная опция этот газ, возможно, даже, что дешевле, только как морозы?
Потом, где можно купить подобный автомобиль, ну или точнеее выбрать?

А мороз здесь при чём?

Где купить? У меня. 😀

А мороз здесь при чём?

Где купить? У меня. :Д
мороз зимой, как зимой работает ГБО?
новые автомобили с ГБО продаёшь?

Дело осложняется тем что на газовые машины в Финляндии дополнительный налог (как за дизеля если не больше). Здесь цены и заправки http://www.polttoaine.net/index.php?cmd=maakaasu
Ещё заправки http://www.gasum.fi/liikenne/tankkausasemat/Sivut/default.aspx
Считайте сами :иметь или не иметь и выгодно ли это.

Ага, очень интересная тема.
Давайте ее обсудим.
VOLVO S60 мне дааавно нравится, S80 еще больше нравится, а уж XC70 вообще предел мечтаний 🙂
А вот расход газа в кг на 100км какой?
А бак в машине скоко кг газа вмещает?
А вот заправочки на севере-то есть? Или из Оулу (например) в Тампере ездить на заправку?

Ага, очень интересная тема.
Давайте ее обсудим.
VOLVO S60 мне дааавно нравится, S80 еще больше нравится, а уж XC70 вообще предел мечтаний 🙂
А вот расход газа в кг на 100км какой?
А бак в машине скоко кг газа вмещает?
А вот заправочки на севере-то есть? Или из Оулу (например) в Тампере ездить на заправку?

1) Авто дороже бензинового на 5-10%
2) Заправки только на юге
3) Расход неясен
4) Налог (как у бензиновых) неясен так как неясен выброс СО
5) Несовместитмость CNG и LNG и LPG

Что-то тема давно не обновлялась. Хотелось бы поинтересоваться у знающих людей.

Хотелось бы найти машину уже с газом конечно, но если не получиться, то собираюсь купить машину в Финляндии, в России поставить метановое оборудование, а вот теперь вопрос. Возможно ли передвигаться на таком авто, с точки зрения закона, или возможно ли, с установленном оборудованием в России, нормально зарегистрировать автомобиль в Финляндии?

И где возможно в Финляндии установить ГБО?

И где возможно в Финляндии установить ГБО?

Гугл знает все.
http://www.terragas.fi/tuotteet.html
или
http://www.cnghouse.fi/tuotteet/pullojen-asennus/

Kampanjan piiriin kuuluvat 1.7–31.12.2017 aikavälillä tehdyt uusien autojen tilaukset, autoliikkeistä ostetut esittely- ja vaihtoautot sekä yksityisesti tai ostotoimeksiantona ulkomailta maahantuodut kaasukäyttöiset henkilöautot.

Купив б.у. авто у частника. тоже могу участвовать в акции. Верно?

Да. По этой причине отказался от газа в машине.
Подожду PlugIn Hybrids 🙂 может на них не будет аццкого налога. Придется коптить CO пока.

Kampanjan piiriin kuuluvat 1.7–31.12.2017 aikavälillä tehdyt uusien autojen tilaukset, autoliikkeistä ostetut esittely- ja vaihtoautot sekä yksityisesti tai ostotoimeksiantona ulkomailta maahantuodut kaasukäyttöiset henkilöautot.

Источник

Peugeot 4008 Chevalier › Бортжурнал › #🚘⛽️🗺 Автопутешествия. Газ в Европе, газовые заправки, пропан-бутан, LPG

Пока я собираюсь с силами описать свой первый автомобильный евротур по Европе (а раньше я столько не проезжал на автомобиле — и по количеству стран и по протяженности маршрута), опишу немного состояние дел в газовой отрасли посещенных стран, может быть кому то это пригодится. Выезжая, я не нашел много информации что и как в каждой стране с газом, лишь урывочные описания. Хотя и на основании их, я сделал небольшое мнение. Я обязательно буду обновлять статью (и даже вашими данными и наблюдениями). Тут не будем обсуждать плюсы и минусы газа, срок окупаемости и экономии (а при поездках по Европе — это глупо делать средняя цена на 09.2019 газа — 0,6 евро, бензина 1,2 евро).

В поездках я пользуюсь мобильными приложениями для поиска заправок.
Тоже бывает лажают — бывало газа нет (закончился, давно не занимаются), бывало самой заправки нет, а точка на карте есть, было что в описании круглосуточная, а по факту работает по графику. Но все равно, польза громадная.

Актуальные (ну как актуальные — усредненные цены) можно посмотреть на сайте — они сами говорят что цены внутри страны могут сильно меняться. Но все равно сайт полезный при планировании поездки.

Финляндия — в стране напряжно все с газом, точнее сказать его там нет. Судя по приложению, есть в Лаппеенранта единственная LPG заправка, но сам я ее не видел (так как заезжали через Торфяновку, увижу — отпишу, возможно глюк программы). Больше газовых заправок мне там не встречалось ни лично, ни в приложении, а Финку я всю исколесил.

Швеция — продолжая грустную скандинавскую традицию, хотя они начинают появляться. Их немного, и у них есть график работы. Я приехал в воскресенье на одну — она была закрыта, она больше напоминала точку по заправке бытовых баллонов, хотя там заправляются и автомобили. Короче говоря, тут тоже все грустно.

Дания — и снова скандинавы, и все как в Швеции. На карте заправки были обнаружены, но все были в стороне, и по этому снова бензин. В следующие поездки, я специально постараюсь осветить проблему газа в Скандинавии. Пока — если у вас есть что добавить, я с удовольсвием прицеплю сюда.

Франция — честно, Франция пока будет не освещена, так как заехали мы в нее не глубоко, можно сказать были проездом, и не заправлялись.

Швейцария — заправки есть, все так же цивильно, как в Германии. Рекомендации те же. Разъем DISH и Acme.

Читайте также:  Адреса разборки грузовых автомобилей

Италия — Страна — законодательница моды в мире газа, ведущие производители отсюда родом. Заправок полно. Переходники видел на некоторых заправках спокойно стоящие на колонке. Но тут в основном или DISH или двухразъемные. Пару раз встречались заправки, где заправщик приходил заправить. Тут газ они называют «GPL» заправщику говорю ЛПГ, он меня поправляет ГПЛ — показываю на пистолете «LPG Made in Italy», в ответ типа, «ой всё» 🙂 Соответственно знаки смотрим GPL.

Под Миланом встречена самая технологичная заправка в мире! Тут не нужно стоять и давить кнопулю 🙂

Австрия — Заправок достаточно, заправки самообслуживания, в остальном см. Германия. Разъем DISH

Чехия — Заправок достаточно, заправки самообслуживания. Разъем DISH

Польша — Тоже хватает заправок, заранее обозначены. Везде где был, самообслуживание.
Разъем DISH

Литва — в стране достаточно заправок, все в среднем как по Европе, везде самообслуживание. Демонстративно не понимают русский язык, по этому работающее во всей Европе — LPG. Разъем DISH

Латвия — см. Литва. Разъем DISH

Что можно в завершении сказать:
— обзаведитесь переходниками
— обязательно оформите по закону ГБО, к примеру латыши могут доебаться (собственный опыт, даже проверили ВИН авто — отъебались только когда надавил тем, что пограничник — и мы все братья, не взирая на политику — пустили без техосмотра) — понятно, что это выборочно, но не омрачайте себе путешествие.
— заранее планируйте заправку, не выкатывайте до талого — часто мне встречались заправки с неработающими колонками LPG
— пользуйтесь приложениями, они позволяют не только найти ближайшую заправку, но и лучшую цену, цены у дороги выше, чем если к населенному пункту свернуть.
— алгоритм, практически везде в Европе — самостоятельно подключил, зажал кнопку, отключил, пошел оплачивать.
— смотрите на знаки, они везде заранее (ну может только в Восточной Европе не везде)

Себе заказал вот такой цивильный комплект у друзей на Украине.

Все вышесказанное основано на личном опыте, он может не совпадать в Вашим:)

Пост буду обновлять по мере посещения новых стран, Европу объеду всю точно.
Всем добра!

Источник

Toyota Land Cruiser «Крузерштерн» › Бортжурнал › А у нас в машине Газ! А у Вас? )

Всем привет, у читателей возникает много вопросов по поводу того, на каком топливе путешествует наш автомобиль.

Итак, Land Cruiser 100 4.7 V8 бензиновый двигатель 235 л.с.

Конечно предпочтения при покупке внедорожника-экспедиционника отдаются дизельным двигателям (доступность на крайнем севере России, в Африке, Монголии…, высокий крутящий момент, экономичность), но, к сожалению, такого живого экземпляра на автомате (да и на ручке) мне за пару месяцев не удалось найти. Поэтому имеем то, что имеем!

Расход бензинового Крузака в стоке был 15л/100 по трассе, 17л/100 по городу (при нормальном состоянии двигателя и всей топливной системы).

В экспедиционном снаряжении, в т.ч. с палаткой (парусность) расход 18л/100 по трассе, 23 по городу и бездорожью.

Кушает много, а ездить мы планируем часто и долго. Чтобы не бить сильно по карману, я решил поставить Газобаллонное оборудование (пропан-бутан) на автомобиль.

Докризисная цена на комплект OMVL 4го поколения с баллоном 95 литров и установкой была 48 000 рублей. Устанавливали тут — www.alfagas.ru/. Доволен настройкой, установкой и обслуживанием. Грамотные ребята.

Перед поездкой на Памир, зная что в Узбекистане у нас будет перегон в 600 км без газовых заправок (с бензином и дизелем вообще в западном Узбекистане беда — дефицит), я решил в ущерб объему багажника установить дополнительный баллон на 130 литров.

Встал баллончик четко, никаких запахов, ничего не травит, пообещали безопасность. Заправляются оба бака одновременно.

Итого на борту у нас 95 литров бензина,

220 литров газа. Учитывая незначительное увеличение расхода газа относительно бензина, а именно:

расход 20л/100 по трассе, 25л/100 по городу и бездорожью, получаем запас хода у автомобиля в среднем

1400 км. Неплохо, да?

Ну а теперь мой отзыв:

При моей спокойной езде по городу, а уж тем более по трассе потери в динамике я не замечаю, ну может чуть-чуть, но вообще не критично.
На тапку в пол при обгонах реагирует мигом, на бензин не скидывает, ускоряется, обгоняет бодро, все 8 газовых форсунок прекрасно работают.
Ещё раз повторюсь, при правильной установке, хорошой опрессовке трубок ничего в салоне не воняет, ничего не взорвется.
Наличие газовых заправок: на машине пробежал уже 70 000 км (одни путешествия), резюмируя мои маршруты, могу сказать следующее:
В Финляндии газовые заправки LPG (пропан-бутан) не найти.

В Норвегии они есть, зачастую стоят в Промзонах городов, надо заранее на маршруте пометить места заправок, воспользовавшись сервисом www.gjelstenli.no/lpg/FyllestasjonerNorge.htm

В Швеции есть LPG, тоже надо заранее погуглить — крайне редко распространены.

В Континентальной Европе (Западной и Восточной) заправки были везде и вся, на трассах, в городах, деревнях, проблем не знали, ехали в своем Европейском турне мы 15000 км на газу.

Ну а если учесть что цена на Газ в Европе, как и в России, вдвое дешевле (в среднем

0.82 евро, самый дешёвый — 0,6 евро в Германии, самый дорогой — 0,95 евро на севере Норвегии), мы окупили свое оборудование после 7500 км. Быстренько, да?

В России, особенно в Подмосковье, в последнее время набирает популярность газового оборудования. Заправки появляются на каждом шагу.

На Юге России (Кавказ, Крым) газовых заправок много, на Севере Европейской части России встречаются реже, но тоже есть.

Например: при поездке на Кольский п-ов заправка есть в Мурманске, перед Петрозаводском, в Сегеже, в Кировске. Вокруг Ладоги не было замечено ни одной (начиная от Питера, заканчивая Петрозаводском).

Цены на Российский LPG от 14,5 до 21 руб. (в зависимости от сезона и места). В среднем я всегда за 17 рублей заправляюсь.

В Средней Азии (особенно Казахстан и Узбекистан) чаще можно найти Газовую заправку, чем Бензин/Дизель. Цены вдвое дешевле, чем классическое топливо. В Казахстане мы ехали за

Читайте также:  Автомобиль скорой помощи класс с ценами

0,15 долларов/литр. В Узбекистане

0,5 долларов/литр. В Киргизии, Таджикистане

Учитывая стоимость Газа повсеместно и его расход, можно переведя показатели в классическое топливо, сказать что Крузак кушает по затратам 11,5 л. на сотню, такой же показатель как и у Дизеля получается.
Газ вдвое легче бензина, при большой загрузке топливом, мы не столь тяжелы!
Фильтры стоят какие-то копейки, Тех.обслуживание раз в 10 000 км. Замена фильтров буквально одной отверткой, в очень доступном месте под капотом!
После десяти тысяч пробега на газу масло в двигателе всё еще розовое, а это из-за отсутствия присадок. Поэтому ответ на вопрос вредности для двигателя очевиден! При сгорании газа не образуется нагара, в отличии от бензина, а риск прогоревших клапанов возникает исключительно при неправильной настройке оборудования, либо при плохом состоянии двигателя.
Еще раз повторюсь, быстрая окупаемость оборудования в путешествиях.
Минус-долгие заправки, оба баллона заправляю минут 15 наверное.
Минус — в Европе, Средней Азии желательно иметь пару разных переходников для заправки, не везде заправочные штекеры подходили к моей розетке. Но обычно на заправках эти переходники бывают.
Минус — установили мне НА ВНЕДОРОЖНИК (которым постоянно можно задевать препятствия) розетку заправочную прям на балку фаркопа…Я её успешно гнул пару раз и разок менял. Поэтому сразу просите по возможности установку в лючек! В крузаке нет места в лючке, поэтому новый силовой бампер я сделал с отверстием под заправочное кольцо ГБО. По феншую теперь!

Минус — качество Газа бывает очень поганое (как и у бенза/дизеля в этой стране), льют грязь, но у меня лишь однажды фильтр грубой очистки был сильно засорен! Потому что есть практика всегда у продавцов спрашивать качество газа и откуда оно привезено. Обычно не врут и клиентов не обманывают. «Газ из Капотни, Газ гавно, не советую»…ок, еду на другую заправку.
Огромный минус: на ГБО я не смогу ехать в Монголии и в Якутии. Но… на доездинге я очень много сэкономлю. Впрочем, других маршрутов ещё хватает, где можно катать на газу.
Пока я очень доволен эусплуатацией ГБО оборудования. 2 года полёт экономный и нормальный.

Если какой-то Ваш вопрос не раскрыл, пишите. Всегда рад ответить!

Источник

Communities › Ремонт и Эксплуатация ГБО › Blog › Что нужно для прохождения границы ЕС на авто с ГБО?

Всем привет.
Буду рад ответам знатоков.
Какие необходимо иметь документы для прохождение границы из РФ в ЕС, на автомобиле которые переоборудован под пропан?

Comments 40

загранпаспорт и шенген)

Права и доки на машину, мед страховки, грин карта.И упаси боже к финам с собаками поехать-они их документы больше чем людские проверяют.Мне проставленные въездные печати перечеркивали, когда у собаки запятую не там написанную в паспорте нашли.Составили акт, размером с воину и мир и развернули домой.

мед страховка тоже требуется в обязательном порядке? )

Вы стоимость мед услуг за границей узнайте.проще купить полис здесь. Я беру расширенный.базовый уж очень куций.

тут он во ск обходиться? и без него могут не пустить в ЕС?

При получении шенгена вам уже делают страховку, но она базовая и самая дешёвая. Сколько расширенная стоит не помню. Давно уже делал.

Заныкай баллон одеялом))))

он снизу вместо запаски стоит )

да, видел…с конца читаю)))

В Польше ничего не спрашивали кроме количества бенщина и газа в баке.

Ездил в поляндию пофик никто несмотрел

До 2021 года я думаю у вас проблем не будет при пересечение границы с ЕС даже если в ПТС не стоит отметки что на автомобиль установлено ГБО. В Эстонии еще ТЕХ.ОСМОТР проходишь без проблем даже если в ПТС не вписано ГБО.А вот с 2021 года может что-то и поменяется так-как хотят сделать если в ПТС не вписано будет ГБО, или болон будет просрочен то уже ТЕХ.ОСМОТР не пройдешь.

1 января поляки отправили на допосмотр в бокс(выпал жребий), но на установленное гбо им было всё равно

Привет. Ездил в январе в Эстонию и на 8 марта в Финляндию. Спросили только СТС и Загранпаспорт. Даже страховку не спросили… Но без Грин карты я бы не советовал ехать…

а они видели что авто на ГБО?
у меня баллон будет стоять снизу авто вместо запаски, поэтому могут его увидеть

Балон внизу, захотят-увидят. Пытались спросить что за фигня в багажнике- сказал докатка(она у меня в чехле), наши под капот лезут каждый раз. Естонцы и фины не интересовались подкапоткой…
Из Эстонии выезжал- на моей праворукой не смогли винкод найти 😂 Пришлось открывать капот и показывать номер кузова.
Проблем с ГБО не будет. Возьми комплект документов на всякий случай.
Удачи и не привышай скоростной режим! 😉

Поляки два раза просили показать сервисную книжку с отметками о прохождении ТО на ГБО

а если ГБО еще новое?

В книжке это видно)

У литовцев и поляков, хотя у них от ЕС только название, к ним вообще без проблем. Никаких документов не спрашивают, единственное надо указать в литрах, какое количество топлива в бензобаке и баллоне. Например бензина 45 л, пропана 30л. Я обычно округляю до пятёрки. Конечно сливать и измерять никто не будет, но могут попросить показать сколько на приборке стрелка показывает, один раз только такое было из нескольких сотен пересечений.

Что касается уже при движении по ЕС, там полиция может лишь проверить документы на баллон и чтобы он не был просрочен. У них срок эксплуатации 10 лет без всяких там бестолковых освидетельствований. Ну и у немцев могут хомологацию на баллон спросить. При чем все это лишь в том случае, если с полицией начнёшь права качать, тогда писец всему, и толщину тормозных дисков измерят, и выхлоп прибором замерят:)))

А так едешь по правилам и никому ты там не нужен, без тебя работы им хватает.

Источник

Ответы на популярные вопросы