- Хроника: первый автомобиль на Луне
- «Лунный ровер» LRV-1 миссии Apollo-15 на месте своей последней парковки, в районе горы Хэдли Лунных Апеннин. Фото: NASA
- Почтовый блок, посвященный запуску советской космической станции «Луна-17» с «Луноходом-1» на борту…
- …и американская марка в честь высадки на Луне.
- Экспериментальный «лунный багги», первый вариант. Начало 1960-х годов, исследовательский центр Маршалла. За рычагами управления — первый директор центра Вернер фон Браун. Фото: NASA
- Один из экспериментальных «луноходов» NASA с колесами большого диаметра. Фото: NASA
- Сегодня NASA продолжает разработки «космических автомобилей» для миссии на Марс 2020 года. В пустыни Аризона прошел испытание образец 12-колесного транспортера Small Pressurised Rover Concept, на котором установлена капсула, внутри которой двое астронавтов могут отдыхать после смены. Транспортер передвигатеся со скоростью 13 км/ч и может на одной зарядке батарей преодолеть порядка 1000 км.
- Лунный автомобиль в миссии Аполлон-15
- [править] Складывание лунного автомобиля
- Луномобиль: покоряя вершины
- Молоток, перо сокола и другой мусор на Луне: что оставляют после себя астронавты
- 8 фактов про советский «Луноход», которые вызывают приступ гордости │ фото + видео
Хроника: первый автомобиль на Луне
«Лунный ровер» LRV-1 миссии Apollo-15 на месте своей последней парковки, в районе горы Хэдли Лунных Апеннин. Фото: NASA
Прежде всего, повествуя о планетоходах, надо определиться с терминологией. Первым пассажирским, т. е. пилотируемым самодвижущимся аппаратом на Луне стал американский LRV. В то время как первым беспилотным, управляемым дистанционно, с Земли, самодвижущимся аппаратом оказался наш «Луноход-1», который был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года автоматической станцией «Луна-17». Этот аппарат был сконструирован и построен НПО им. Лавочкина. У советского планетохода, как у настоящего транспортного средства, был даже свой «VIN» — 8ЕЛ №203. Еще более интересно, что возникла профессия «водитель лунохода», которой обучили нескольких операторов, руководивших передвижением аппарата с Земли.
Если «Луноход-1» был главным образом самодвижущимся аппаратом (и только в меньшей мере транспортером проб грунта), то американский LRV в полной мере следует отнести к транспортным средствам, поскольку его назначением было перевозить астронавтов.
Почтовый блок, посвященный запуску советской космической станции «Луна-17» с «Луноходом-1» на борту…
Теоретически даже оставалась возможность «лунного ДТП», поскольку, когда первый LRV доставили на Луну в рамках миссии «Аполлон-15», советский «Луноход-1» продолжал функционировать. Он получал энергию от солнечных батарей, движение его происходило только в дневное время. Последний раз «Луноход-1» вышел на связь 29 сентября 1971 года, пройдя за год расстояние в 10 км 540 м без малого. Американские LRV работали на Луне в составе трех из одиннадцати лунных миссий Национального космического агентства Америки (NASA) до 13 декабря 1972 года. Их пробег существенно превышает пробег «Лунохода-1». LRV-1, доставленный кораблем Apollo-15, проехал 27,76 км, LRV-2 (Apollo-16) — 26,55 км, LRV-3 (Apollo-17) — 35,89 км.
…и американская марка в честь высадки на Луне.
Сконструировала аппараты корпорация Boeing с привлечением Delco Electronics (фактически — филиала General Motors). Ведущими конструкторами выступали поляк Мстислав Беккер и мексиканец Эдуардо Сан Хуан. Венгерскому инженеру Ференцу Павликсу, работавшему до Boeing в отделе разработок General Motors, принадлежит окончательное решение механизма складывания LVR, применения легких сплавов в подвеске и конструкция колес.
Экспериментальный «лунный багги», первый вариант. Начало 1960-х годов, исследовательский центр Маршалла. За рычагами управления — первый директор центра Вернер фон Браун. Фото: NASA
Что собой представлял LRV? В основе лежала периферийная рама из алюминиевых труб. Передняя и задняя части рамы, к которым крепились колеса, компактно вкладывались внутрь ее центральной части. Конструкция столь же быстро раскладывалась, причем все было продумано таким образом, чтобы с операцией справился один астронавт в скафандре.
Использовалась подвеска на двойных поперечных рычагах, каждый из которых соединялся с собственным торсионом. Колеса были спроектированы в военной лаборатории General Motors. Диск был склепан из тонкого алюминиевого листа. Шина жестко соединялась с диском. Эта шина представляла собой тороидальную оболочку, образованную переплетающимися стальными оцинкованными нитями толщиной 0,84 мм. Внешний статический диаметр тора составлял 810 мм, ширина рабочей поверхности колеса — 23 мм. К рабочей поверхности были приделаны титановые пластинки-грунтозацепы. Для защиты от пробоя во внутреннюю полость шины был встроен пластинчатый бандаж диаметром 650 мм. Дорожный просвет LRV составлял 350 мм.
Один из экспериментальных «луноходов» NASA с колесами большого диаметра. Фото: NASA
Каждое колесо оснащалось собственным электромотором постоянного тока мощностью 0,19 кВт. Таким образом, суммарная мощность составляла 0,76 кВт. (Мощность силовой установки «Луноход-1» — 180 Вт.) Привод на колесо LRV осуществлялся волновым редуктором (подобный применяется в гибридной трансмиссии Lexus LS600h) с передаточным отношением 80:1. Моторы питали энергией два 36-вольтовых серебряно-цинковых сухих аккумулятора емкостью 121 ампер-час каждый. Аккумуляторы не подзаряжались — после пробега около 90 км их требовалось менять. Еще пара электромоторов обеспечивала поворачивание LRV (управляемыми являлись все колеса).
Сегодня NASA продолжает разработки «космических автомобилей» для миссии на Марс 2020 года. В пустыни Аризона прошел испытание образец 12-колесного транспортера Small Pressurised Rover Concept, на котором установлена капсула, внутри которой двое астронавтов могут отдыхать после смены. Транспортер передвигатеся со скоростью 13 км/ч и может на одной зарядке батарей преодолеть порядка 1000 км.
Сухая масса LRV составляла всего 210 кг, однако, подобно транспортеру для сил быстрого реагирования, аппарат был напичкан всевозможным оборудованием. Полезная нагрузка LRV более чем вдвое превышала его массу! Заметим — не вес, поскольку сила тяготения на Луне вшестеро ниже земной. LRV разгонялся по лунной поверхности до 18 км/ч.
Всего построили четыре Lunar Roving Vehicle, однако когда стало ясно, что полет Apollo-18 не состоится, четвертый образец разобрали на запчасти, которые, надо думать, тоже слетали к Луне.
Источник
Лунный автомобиль в миссии Аполлон-15
Лунный автомобиль в миссии Аполлон-15 — первый автомобиль (ровер), который, по заявлениям НАСА, использовался в экспедиции астронавтов на Луну для поездок по лунной поверхности.
Экипаж Аполлон-15 позирует на фоне лунного автомобиля. Cлева направо: Дэвид Скотт, Альфред Уорден, Джеймс Ирвин:
«Лунный Ровер» № 1 на заводе корпорации Boeing в Кенте, штат Вашингтон, перед самой отправкой в Космический центр имени Кеннеди:
Щитки автомобиля имеют белый цвет. Способ крепления колеса отличается от того, который показан на групповом фото. Зонтик антенны имеет 10 спиц.
«Фолкон» (на заднем плане) и «Лунный Ровер» в процессе сборки в Космическом центре имени Кеннеди:
На этом снимке щитки приобрели коричневый цвет, а зонтик антенны — 12 спиц.
Джеймс Ирвин у «Лунного Ровера» на Луне. Щитки имеют коричневый цвет, а на переднюю часть щитка нанесен <флаг США:
Скотт на лунном автомобиле (фото Ирвина). Диски колес автомобиля приобрели вертикальную полосу через диаметр диска. Флаг США на заднем щитке не просматривается. Переднее колесо не оставило следов на лунном грунте:
Лунный автомобиль «на месте последней стоянки»:
Заднее колесо загрязнено значительно интенсивнее, чем переднее. За автомобилем не видно следов, которые оставили его колеса. Передний левый щиток короче правого, тогда как на земных снимках они имеют одинаковую длину.
[править] Складывание лунного автомобиля
Поскольку лунный ровер не пролезал в дверь лунного модуля, по заявлениям НАСА его складывали в компактную конструкцию:
В сложенном виде автомобиль крепился на боковой стенке посадочного лунного модуля при помощи веревочек:
На этих фотографиях сложенного автомобиля щитки, по всей видимости, имеют другой размер, по сравнению с фотографиями, сделанными «на Луне» (задние щитки перекрывают не пол-диаметра колеса).
Колеса имели достаточно ажурную конструкцию без надувных шин, которая, как это видно на снимке, легко прогибалась под нагрузкой:
В то же время, в процессе эксплуатации колеса в нагруженном астронавтами экипаже не прогибаются и не деформируются, что можно видеть на «лунных» снимках выше.
Источник
Луномобиль: покоряя вершины
Как и любая техника, лунный ровер несколько раз ломался, но его всегда удавалось отремонтировать силами астронавтов.
«Маленький шаг для человека — один гигантский прыжок для человечества». Так выразился американский астронавт Нил Армстронг после того, как первый раз ступил на Луну в июле 1969 года. Есть история и о первом лунном километре, который был преодолен на автомобиле.
Справедливости ради нужно сказать, что первым транспортом, хоть и беспилотным, управляемым дистанционно с Земли, был советский «Луноход-1». Он был доставлен на поверхность спутника 17 ноября 1970 года автоматической станцией «Луна-17». Этот аппарат был сконструирован и построен НПО им. Лавочкина. В принципе, были и «водители» лунохода — операторы, которые контролировали и задавали направление движения с Земли. А вот 31 июля 1971 года по поверхности Луны проехал уже первый пассажирский автомобиль — американский Lunar Roving Vehicle. Чисто теоретически эти два транспорта могли встретиться, так как на момент миссии «Apollo-15» советский луноход продолжал работать на спутнике.
Мысль о том, что экспедицию на Луну стоит снабдить неким транспортом, появилась, наверное, одновременно с идеей отправки туда человека. Однако с реализацией этой затеи было не все так просто. Один из первых проектов был грандиозным и назывался MOLAB.
Это должен был быть транспорт для двух человек с закрытой кабиной. Его можно было оставить на 6 месяцев на Луне, а потом активировать. Он был герметичен и рассчитан на 14-дневную миссию. Однако для отправки MOLAB потребовался бы запуск отдельной ракеты Сатурн-5, так что идея была похоронена как слишком дорогая. Были и другие варианты лунного транспорта, однако все они были забракованы по разным причинам и «в серию» не пошли.
Наконец в 1969 году за разработку луномобиля взялись в Центре космических полетов Маршалла. Всего за три месяца до старта миссии «Apollo-11» была создана команда по разработке лунного ровера — Lunar Roving Task Team. Одновременно NASA заключила контракт с фирмой Boeing. Разумеется, они не рассчитывали подготовить автомобиль для этой миссии. Тем не менее первый лунный ровер отправился в полет уже через 17 месяцев. Сроки почти фантастические. Ровер массой 209 кг был рассчитан на перевозку 490 кг груза (из них 360 кг — астронавты в скафандрах с ранцами жизнеобеспечения). Максимальная дальность пробега — 65 км, скорость — до 16 км/ч, радиус поворота — 3,1 м. Максимальную скорость удалось развить лишь однажды во время миссии «Apollo-17», когда астронавты ехали со склона.
Американские LRV работали на Луне в составе 3 из 11 лунных миссий до декабря 1972 года. При ресурсе хода в 65 км, LRV-1, доставленный кораблем «Apollo-15», проехал 27,76 км, LRV-2 (Apollo-16) — 26,55 км, LRV-3 (Apollo-17) — 35,89 км. Всего построили четыре Lunar Roving Vehicle, однако, когда стало ясно, что полет «Apollo-18» не состоится, четвертый образец разобрали на запчасти.
Безусловно, для астронавтов ровер был хорошим помощником: во время «пеших» экспедиций они могли удаляться от лунного модуля только на 1,5 км, а с луномобилем — почти на 8 км. Однако не все так просто. Луномобиль нельзя было транспортировать в собранном виде, поэтому астронавтам еще приходилось монтировать некоторые детали. Как и любая техника, лунный ровер несколько раз ломался, но его всегда удавалось отремонтировать силами астронавтов. Однажды его случайно повредили сами исследователи. Один из астронавтов задел крыло ровера, в результате чего оно почти отвалилось. Починить его было необходимо — во время движения луномобиля поднималось очень много пыли, а со сломанным крылом пыль попадала и на скафандры, и на элементы средства передвижения. Так как пыль практически черная, это создавало условия для перегрева. Инженеры NASA придумали такой вариант: астронавты соорудили часть крыла из карты и приклеили клейкой лентой.
Между тем до сих пор не утихают споры о том, действительно ли американцы построили эти лунные автомобили. Точнее, что американские астронавты на них действительно ездили по Луне. Можно, конечно, начать с того, что некоторые ставят под сомнение саму высадку астронавтов на Луну. Ну, а если идти дальше, то внимательные читатели и зрители нашли множество «нестыковок» в описании самого ровера. Кто-то считает количество лошадиных сил и указывает, что с такой мощностью этот «автомобиль» далеко не уехал бы. Другие, рассматривая снимки NASA, указывают на то, что не на всех фотографиях есть следы от колес луномобиля, да и пыль поднимается вверх, как на Земле. А учитывая силу притяжения на Луне, пыль должна «стоять столбом». Впрочем, как минимум на часть этих вопросов уже были даны разъясняющие ответы специалистами NASА.
Однако в истории «неземного» автотранспорта не стоит ставить точку.
Источник
Молоток, перо сокола и другой мусор на Луне: что оставляют после себя астронавты
Главный историк NASA Уильям Барри считает, что на Луне сейчас более 180 тыс. кг мусора. В основном это обломки машин, которые люди оставляли для изучения земного спутника. Большей частью загрязнений Луна обязана астронавтам NASA, а именно участникам программы «Аполлон» (1969–1972). Помимо этого, мусор пребывал в кораблях без экипажа из США, Японии, Индии и Европы. В 60-е годы ученые предполагали, что Луна покрыта чем-то вроде зыбучих песков. Астронавты предварительно запускали зонды, чтобы выявить устойчивость почвы, прежде чем отправлять туда экипажи, — но исследовательские аппараты уже не возвращались на Землю.
Три передвижных корабля остались на Луне в результате полетов «Аполлона» под номерами 15, 16 и 17. После завершения проекта по созданию мобильной лаборатории исследователи поставили на вечную стоянку под открытым черным небом не нужные им больше лунные автомобили. Земной вес каждой из машин 210 кг, в то время как на Луне — всего 35 кг. Аппараты создавали в городе Кент, штат Вашингтон. В 2019 году жители проголосовали за присвоение лунным багги статуса исторической достопримечательности и решили установить их копии в городском парке.
Астронавты оставляли вещи на Луне, в первую очередь, в научных целях. Ученым было важно понять, как различные материалы ведут себя в атмосфере Луны и как долго они могут храниться на ее поверхности. Таким образом там оказались перо сокола и молоток, которые астронавт «Аполлона-15» Дэвид Скотт бросал вниз с одинаковой высоты. Целью эксперимента было продемонстрировать принцип Галилея, согласно которому предметы любого веса падают вниз с одинаковой скоростью, если отсутствует сопротивление воздуха. Молоток и перо коснулись Луны в одно и то же время, а забирать их никто не стал.
Некоторые предметы, засоряющие спутник, были оставлены там ненамеренно. Например, семейная фотография космонавта Чарльза Дьюка. На снимке, обернутом в полиэтилен, запечатлены он, его жена и двое детей. Фотография была сделана в 1972 году и до сих пор лежит на Луне. Новых подтверждений нет, но велика вероятность, что снимок за прошедшие 50 лет выцвел.
Кроме того, астронавты «забыли» во время путешествий около сотни мешков, выполнявших роль туалетов, 12 пар сапог, несколько фото- и телекамер, грабли, лопаты, изоляционные одеяла, использованные влажные салфетки и пустые упаковки из-под космической еды. Еще один земной объект, который находится в лунном ландшафте, — урна с пеплом Юджина Шумейкера, знаменитого планетарного геолога, который при жизни мечтал попасть на Луну. Контейнер из поликарбоната длиной 4,5 см и диаметром 1,8 см помещен в вакуумный герметичный алюминиевый рукав. Вокруг него обернут кусок медной фольги с надписью — отрывком из «Ромео и Джульетты» Шекспира.
Почему бы не убраться
Возвращать оборудование, которое выполнило свои задачи, нет смысла — придется потратить много топлива на обратный путь. По словам главного историка NASA Уильяма Барри, оставленный на Луне мусор имеет археологическую ценность. Возможно, будущие поколения землян по каким-то причинам не получат доступа к базам данных NASA, Европейского космического агентства и Роскосмоса. Обломки аппаратов смогут многое рассказать им о том, какие эксперименты ставили на Луне их предки. Мусор остается не только на поверхности спутника Земли. В настоящее время вокруг Луны вращаются более 21 тыс. объектов, не имеющих практического назначения, в том числе брошенные спутники, отработавшие ступени ракет и фрагменты распавшейся техники.
Источник
8 фактов про советский «Луноход», которые вызывают приступ гордости │ фото + видео
Советское — значит отличное!
Американцы, прилунившиеся на своем «Аполлоне» где-то в окрестностях голливудских холмов, конечно, продолжают свято верить в собственную победу в космической гонке.
Мы даже спорить не будем. Ведь Советский Союз высадился на Луне всего на год позже. Причем это были не какие-то там астронавты на своих двоих, а восьмиколесный автомобиль, управляемый с Земли по радио!
Самое совершенное колесное транспортное средство в истории, оказывается, было сделано в СССР. И называлось оно «Луноход-1».
Факт № 1: «Луноход» должен был оказаться на Луне раньше Армстронга и компании
Пусть тебя не смущает индекс в названии «Лунохода». На самом деле, не он должен был стать первым «автомобилем» на Луне. Первым должен был стать просто «Луноход» без всяких цифр.
Факт №2: «Луноход-1» был самым крутым автомобилем мира в 1970-м
По своим основным характеристикам «Луноход» вполне напоминал обычную легковушку той эпохи. Длина — 4 м 42 см, снаряженная масса — чуть меньше 800 кг, независимая подвеска всех восьми колес. Хотя вот это уже не совсем обычно.
В действительности машинка размерами и массой с «Москвич» была сверхтехнологичным и сверхдорогим транспортным средством. Кузов из магниевых сплавов, титановые колеса, ступичные электромоторы, солнечные батареи и даже радиоизотопный источник питания. Он-то и обеспечивал значительный запас автономной работы «Лунохода». Не впечатляла только максимальная скорость — всего 2 км/ч. Но куда на Луне спешить-то?
Факт № 3: у «Лунохода» был свой экипаж! Вернее, два!
Уникальной особенностью советского планетохода, в отличие от американского «Лунар Ровера», было дистанционное управление. «Луноходом», представь себе, рулили с Земли. И рулил им экипаж аж из пяти человек. Здесь, почти как в танке, были командир и водитель, а еще бортинженер, штурман и оператор антенны. Рабочая смена экипажа длилась два часа, после чего управление «Луноходом» переходило ко второму экипажу.
Факт № 4: пассажиром «Лунохода» был Ленин
Немногие в курсе, что «Луноход-1» доставил на поверхность Луны страшно ценный груз. Это пятиугольный вымпел с барельефом Ленина, а также флаг и герб СССР. Когда эту великолепную находку обнаружат инопланетяне, то, скорее всего, примут Ленина за главного разработчика «Лунохода», которому фанатично подчиняются сотрудники. В этой версии по-любому больше здравого смысла, чем в том, как все было на самом деле…
Факт № 5: «Луноход» поздравил женщин с праздником 8 Марта
Весной 1971 года, желая поздравить женщин с праздником 8 Марта, экипажи «Лунохода-1» начертили на поверхности Луны огромную цифру восемь. Машинке пришлось несколько раз проехать по соответствующей траектории, чтобы следы от колес хорошо отпечатались в лунном грунте. Кстати, на качественных снимках Луны это поздравление можно разглядеть до сих пор.
Факт № 6: «Луноход-1» проработал втрое дольше, чем было запланировано
Он оказался настоящим трудягой. За время миссии, продолжительность которой в три раза превысила изначально запланированный ресурс, «Луноход-1» отмахал 10,5 км лунной поверхности, переслал на Землю свыше 200 панорам Луны и 25 тысяч фоток, включая себяшки. Кроме того, «Луноход-1» исследовал физико-механические свойства лунного грунта и проводил анализ его химического состава. Активная фаза миссии «Лунохода-1» длилась 301 день.
Факт № 7: он действительно был на Луне
В этом, в отличие от многих вызывающих вопросы фактов из советско-американской космической гонки, можно не сомневаться. В марте 2010 года аккуратно припаркованный «Луноход-1» сфоткал зонд LRO. А в апреле того же года ученые из калифорнийского университета в Сан-Диего с помощью лазерного луча уточнили актуальные координаты «Лунохода-1».
Вот они: 38°18′55″ с. ш. 35°00′29″ з. д. / 38,3152° с. ш. 35,0080°. Будешь пролетать мимо — не забудь захватить с собой изотопную батарейку. Не сомневаемся, «Луноход» еще сможет погонять!
Факт № 8: его продали американцам
Ты, должно быть, удивишься, но еще в 1993-м «Луноход-1» вместе с посадочной ступенью станции «Луна-17», которая и доставила трудягу на поверхность спутника Земли, были выставлены на аукцион.
Эй, Старк, слышишь?! Тони, для тебя есть работа…
Источник