Автомобиль на предприятии бухгалтерия

Списание и продажа автомобиля: учет и оформление

О порядке списания полностью самортизированного ОС (автомобиля), учете и документальном оформлении его реализации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Волкова и Вячеслав Горностаев.

Фирма хочет продать принадлежащий ей полностью самортизированный автомобиль. Каков порядок списания при продаже данного основного средства? Какие документы и в каком порядке следует оформить? Какие следует сделать бухгалтерские проводки?

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм, но при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ. При этом можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 (см. также информацию Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Решение о списании объекта ОС принимается созданной для этих целей комиссией и оформляется в акте на списание объекта ОС с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п.п. 77, 78 Методических указаний). За основу для разработки акта на списание автомобиля можно принять унифицированную форму № ОС-4а, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта ОС производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения (п. 80 Методических указаний). В учете делаются проводки:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации.

Нормы российского законодательства не предусматривают каких-либо особых правил перехода права собственности на автомобили и не требуют госрегистрации данного факта. В общем случае датой перехода права собственности на автомобиль, реализуемый по договору купли-продажи, будет дата его передачи покупателю. Стороны вправе определить в договоре и иной порядок перехода права собственности на автомобиль к покупателю (например, по факту его оплаты).

Передача объекта ОС в собственность других лиц оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС (п. 81 Методических указаний), на основании которого производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта ОС. За основу формы акта приема-передачи может быть взята унифицированная форма № ОС-1, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, в которой предусмотрены обязательные для заполнения поля «Организация-получатель» и «Организация-сдатчик». Если ОС передается физическому лицу, в указанную форму нужно внести соответствующие изменения.

Доходы и расходы от продажи ОС, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности, признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 «Прочие доходы и расходы» в том отчетном периоде, к которому они относятся, т. е. в периоде их продажи (п. 31 ПБУ 6/01):

Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— по цене реализации отражен доход от продажи автомобиля;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

— отражен НДС по реализованному объекту ОС (со стоимости реализации);

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость объекта ОС;

Дебет 99 «Прибыли и убытки» (Кредит 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов») Кредит 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» (99 «Прибыли и убытки»)

— выявлен финансовый результат (убыток или прибыль) от реализации объекта ОС.

Для целей подтверждения факта передачи товара покупателю продавец вправе потребовать с него расписку (п. 2 ст. 408 ГК РФ), требования к содержанию которой стороны определяют самостоятельно. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (техпаспорт, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Источник

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора: как оформить для целей налогообложения

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Документами, подтверждающими использование автомобиля для производственных и управленческих нужд организации, могут быть путевые листы, должностная инструкция директора и др.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизационных отчислений, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в порядке, предусмотренном статьями 258-259.3, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением автомобиля, списываются в налоговом учете посредством начисления амортизационных отчислений (письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).

В то же время для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:

1) экономически обоснованы;

2) документально подтверждены;

3) произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

В то же время, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:

расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;

все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов.

Вами правильно было замечено, что из имеющихся в организации документов должно следовать, что приобретенный автомобиль используется в интересах организации, в служебных, производственных целях, для управленческих нужд. Например, на служебном автомобиле директор по развитию бизнеса может ездить на деловые встречи, переговоры, в госорганы, банк.

По мнению Минфина России и налоговых органов, документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 19.06.2006 N 20-12/54213@).

Заметим, Минфин России в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 указал на то, что «отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции» (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15 по делу N А40-108772/2014).

В письмах УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 отмечено, что помимо путевых листов документами, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях приобретенного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно, могут являться договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), акты о показаниях спидометров и т.д.

По нашему мнению, документами, подтверждающими использование автомобиля в интересах организации, в первую очередь, могут быть оформленные должным образом путевые листы и должностная инструкция директора (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана со служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями) и др.

Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.

Полагаем, организация может использовать также аргументацию, что приобретенный автомобиль бизнес-класса необходим для повышения деловой репутации общества, для статуса компании в глазах партнеров (потребителей, в том числе потенциальных). При этом обосновать свою аргументацию организации лучше в письменном виде в локальном нормативном акте (приказе, распоряжении и т.п.). Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) лучше оговорить условия предоставления должностному лицу (директору по развитию бизнеса) автомобиля (постановления ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14090-09-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15)).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Путевой лист;

— Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Форма соглашения об изменении условий трудового договора и порядок его заключения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источник

Автомобиль на предприятии бухгалтерия

Учет автотранспорта и затрат на его содержание на предприятии. Учебно-практическое пособие

Глава 1. Способы приобретения автомобиля. Оформление документов

1.1. Общие сведения по оформлению автомобиля

1) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

2) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;

3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

4) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия (ДТП);

5) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

6) контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности;

1) свободная отпускная цена изготовителя талонов о прохождении государственного технического осмотра (с НДС);

2) затраты по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции, величина которых не должна превышать 36 руб.;

3) стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, если решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации такая проверка предусмотрена.

Талон о прохождении технического осмотра является подтверждением того, что данное транспортное средство прошло технический осмотр и его владелец (собственник) получил разрешение на эксплуатацию автомобиля. Плату за проведение технического осмотра не следует рассматривать как стоимость работ (услуг), связанных с текущей эксплуатацией транспортного средства.

1.2. Покупка

Новые и бывшие в употреблении машины покупают по договору купли-продажи с обязательным оформлением счета-фактуры и накладной. Регистрация производится на основании справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца транспортных средств и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Если организация приобретает автомобиль у другой организации, на балансе которой он числился в составе основных средств, то для регистрации автомобиля необходимо представить договор купли-продажи с актом приемки-передачи.

Организация уплачивает регистрационный сбор за постановку автотранспортного средства на учет. В подразделении ГИБДД выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, государственные номерные знаки и делается отметка в техническом паспорте автотранспортного средства о постановке на учет.

Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического его использования. Плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство (владелец). Например, грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в органах ГИБДД, признаются объектом обложения транспортным налогом.

Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

1) автомобиль оприходовать на баланс организации;

2) стоимость автомобиля должна быть оплачена поставщику;

3) автомобиль должен быть приобретен для осуществления производственной деятельности или для перепродажи;

4) на приобретенный автомобиль есть счет-фактура, в котором указана сумма налога.

Если автомобиль будет использоваться для осуществления деятельности, которая НДС не облагается, то сумма налога к вычету не принимается, а увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (ст.170 НК РФ). Это может быть в том случае, когда организация:

1) освобождена от обязанности платить НДС;

2) производит льготируемую продукцию;

Таблица 1. Формирование первоначальной стоимости основных средств

Отражение в бухгалтерском учете

Сумма командировочных расходов, связанных с приобретением объектов основных средств: сумма суточных, сверх установленного норматива

В состав первоначальной стоимости основных средств

Суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (без НДС)

Расходы на таможенные процедуры (в том числе таможенные пошлины)

Информационные, консультационные, посреднические услуги

Курсовые разницы до принятия объекта к учету

Курсовые разницы после принятия объекта к учету

Отрицательные курсовые разницы в расходы будущих периодов на счете 97 «Расходы будущих периодов», положительные курсовые разницы в доходы будущих периодов на счете 98 «Доходы будущих периодов»

При покупке подержанного автомобиля у физического лица (у организации на УСН, ЕНВД) организация не сможет возместить входной НДС, так как физические лица (и организации на УСН, ЕНВД) плательщиками НДС не являются. НДС является прочим расходом

В состав первоначальной стоимости основных средств

Проценты по заемным средствам, начисленные до момента принятия объекта к учету (в пределах ограничений и сверх ограничений, установленных ст.269 НК РФ)

В состав первоначальной стоимости основных средств

Проценты по заемным средствам, начисленные после принятия объекта к учету (в пределах ограничений и сверх ограничений, установленных ст.269 НК РФ)

В состав прочих расходов (ПБУ 15/01)

Услуги нотариуса по оформлению залога для привлечения кредита

В состав первоначальной стоимости основных средств

Имущественные вложения в качестве вклада в уставный капитал законодательство ограничивает в двух случаях:

1) при формировании уставного капитала страховой организации (допускаются только денежные вклады);

1.3. Лизинг

Под лизингом понимается получение арендатором на основании трехстороннего договора с арендодателем и продавцом во временное пользование (без выкупа или с выкупом) автомобиля. При этом участники трехстороннего договора именуются лизингополучатель, лизингодатель и продавец соответственно. Лизингодатель выступает в договорных отношениях как посредник, приобретающий в собственность автомобиль и затем сдающий его в лизинг.

Преимущества договора лизинга:

1) не нужно платить налог на имущество с полученного в пользование автомобиля (он будет числиться на балансе лизингодателя);

1) заключается договор лизинга;

2) поставщик продает автомобиль лизингодателю;

3) лизингодатель оплачивает автомобиль;

4) поставщик производит поставку автомобиля;

5) лизингополучатель осуществляет лизинговые платежи.

В состав лизинговых платежей входят затраты на приобретение автомобиля, включая НДС, расходы на таможенное оформление, банковские, юридические, страховые расходы, связанные с приобретением автомобиля, привлечением кредитов для финансирования проекта и оформлением лизинговой сделки, вознаграждение лизингодателя, местные налоги. Размер вознаграждения лизингодателя определяется на основе существующих на момент передачи имущества рыночных ставок и зависит от финансового состояния лизингополучателя и гарантий исполнения его обязательств по лизинговой сделке.

По методу начисления лизинговых платежей стороны могут выбрать:

1) метод «с фиксированной общей суммой», когда общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью;

2) метод «с авансом», когда лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течение срока действия договора, как и при начислении платежей с фиксированной общей суммой;

3) метод «минимальных платежей», когда в общую сумму платежей включаются сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за использованные лизингодателем заемные средства, комиссионное вознаграждение и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого лизингового имущества, если выкуп предусмотрен договором.

Лизингополучателю нужно заполнить анкету установленного образца, в которой указываются самые общие сведения:

1) наименование и организационно-правовая форма заявителя;

2) сведения о регистрации;

3) информация о руководителе и главном бухгалтере;

4) характер основного вида деятельности;

5) описание продукции, услуг;

6) характеристика автомобиля;

7) условия лизинга (стоимость автомобиля, срок контракта, возможность выкупа, график лизинговых платежей и пр.);

8) некоторые показатели финансово-хозяйственной деятельности заявителя и пр.

Помимо указанных условий, в договоре устанавливаются: место и процедура передачи автомобиля; срок действия договора лизинга; порядок бухгалтерского учета, содержания и ремонта автомобиля; перечень предоставляемых лизингополучателю дополнительных услуг; общая сумма лизинговых платежей и размер вознаграждения лизингодателя; порядок расчетов. Особенности ведения лизинговых операций должны быть отражены в учетной политике организации.

Лизинговые правоотношения оформляются несколькими взаимосвязанными договорами:

1) договором купли-продажи, заключаемым лизингодателем и продавцом;

2) договором финансовой аренды, заключаемым лизингодателем и лизингополучателем;

700000 руб. х 1/37 х 0,5 = 9459 руб.

1.4. Аренда

Эксплуатировать чужое транспортное средство можно двумя способами:

1) выплатить сотруднику компенсацию;

2) специального характера (§ 3 «Аренда транспортных средств»).

К договору аренды транспортного средства предъявляются следующие требования:

1) заключается в письменной форме;

1) коммерческую эксплуатацию автомобиля, в том числе ГСМ и иные материалы, используемые при эксплуатации;

2) страхование автомобиля и гражданской ответственности, предусмотренные законом или договором.

Если это не оговорено договором, то по умолчанию эти расходы несет арендатор.

Условия договора имеют большое значение для признания расходов арендатора экономически оправданными. Так, если в нем сказано, что ГСМ оплачивает арендодатель, то арендатор не вправе учесть оплату бензина. Организация-арендатор, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть расходы на содержание арендованных транспортных средств без экипажа и страхование гражданской ответственности их владельцев при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, если договорами аренды обязанность по оплате таких расходов не возложена на иных лиц (письмо УФНС от 20.11.2006 N 18-11/3/102521).

У арендатора должно быть документальное подтверждение того, какие материалы (работы, услуги) были приобретены и для какого транспортного средства. Нужно обосновать необходимость и целесообразность расходов, которые учитываются по оплате.

Транспортное средство передается арендатору и обратно арендодателю по акту приема-передачи, в котором отражаются дата передачи имущества, какое и в каком состоянии передано имущество; акт подписывается сторонами.

Если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи транспортного средства, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора и у организаций есть основание для учета сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор). Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды ни налоговым, ни бухгалтерским законодательством не предусмотрено.

Если организация, руководствуясь письмом ФНС РФ от 05.09.2005 N 02-1-07/81, не составит акта оказанных услуг, то в этом случае появляется риск, что налоговая инспекция в ходе налоговой проверки признает расходы необоснованными. Если же в договоре не оговорены сроки составления акта оказанных услуг, то акт должен составляться так часто, чтобы можно было признать расходы арендатора обоснованными (ежемесячно).

Для учета ГСМ используется правая лицевая часть путевого листа. Показания спидометра на начало работы должны совпадать с показаниями спидометра на конец предыдущего дня работы автомобиля (при возвращении в гараж). А разница между показаниями спидометра за текущий день работы должна соответствовать общему количеству пройденных за день километров, указанной на оборотной стороне. Раздел «Движение горючего» заполняется в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов.

Остаток горючего в баке фиксируется в листе на начало и конец смены. Расчет расхода указывается по нормам, утвержденным в организации по данной машине, и по сравнению с этой нормой указывается фактический расход, экономия или перерасход по отношению к норме.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм (Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»):

1) базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии;

2) транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

а) автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

б) самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

4) для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб.м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

1) потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков;

2) удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;

1.5. Обмен на имущество

По договору мены обе стороны признаются и продавцом, и покупателем товара, поскольку каждая из них и продает, и покупает, только расчет между сторонами осуществляется не деньгами, а взаимозачетом стоимостного выражения ценности (оценочной стоимости) каждого из обмениваемых товаров. Поэтому согласно п.2 ст.567 ГК РФ к договору мены применяются соответственно положения гл.30 ГК РФ о договоре купли-продажи.

Не каждое автотранспортное предприятие купит новый автомобиль, и при недостаточности денежных средств можно взять кредит в банке или воспользоваться предложением автосалона обменять свое старое транспортное средство на новое или подержанное, но в более хорошем состоянии с соответствующей доплатой. Такая схема является разновидностью услуги trade-in, предлагаемой продавцами автомобилей. Часто автосалоны грузовых автомобилей предлагают для обмена подержанные автомобили с небольшим пробегом, они более доступны по цене и не требуют обкатки, однако гарантию на такие автомобили продавец не предоставляет.

Необходимость замены автомобиля возникает в результате его износа и выявления тех или иных неисправностей, которые ограничивают его эксплуатацию. Ремонт или восстановление автотранспорта влекут финансовые потери, да и неизвестно, сколько времени потребуется на предпродажную подготовку автомобиля. Основное достоинство услуги trade-in заключается в том, что для замены старого грузовика на новый требуется гораздо меньше времени. Продавец примет стоимость старой техники в зачет, а у автотранспортного предприятия будет возможность тут же выбрать подходящий вариант из находящихся на площадке продавца автомобилей, внеся лишь разницу в цене.

К преимуществам trade-in можно отнести:

1) сокращение рисков транспортного предприятия (рисков изменения спроса, большего срока реализации, падения цены, ухудшения товарного вида или угона автомобиля);

1) по стоимости транспортного средства, подлежащего передаче;

2) по стоимости полученного автомобиля.

В ситуации неравноценного обмена стоимость приобретенного транспортной организацией нового автомобиля определяется по цене его реализации автосалоном. Ориентироваться на цену передачи собственного старого автомобиля не стоит, так как не только она определяет стоимость нового автомобиля, но и сумма доплаты за разницу в цене. При определении срока полезного использования приобретенного транспортного средства с пробегом предприятие вправе зачесть срок его предыдущей эксплуатации у бывших собственников (п.59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Пример

Антошина О.А. Покупка автотранспортного средства: бухгалтерский и налоговый учет // Экономико-правовой бюллетень. 2007. N 8. СПС Гарант.

1) остаточная налоговая стоимость;

2) цена его реализации, согласованная с автосалоном.

Однако в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Налоговую остаточную стоимость можно подтвердить регистрами налогового учета и первичными документами на приобретение автомобиля, если они сохранились. Эти аргументы выступают в пользу первого варианта. В то же время цена нового автомобиля, указанная в договоре мены, соответствует сумме доплаты и цены реализации старого автомобиля (а не его остаточной стоимости). Поэтому и второй вариант тоже имеет право на существование. Да и к тому же автотранспортному предприятию он более выгоден с точки зрения расчета налога на прибыль (большая первоначальная стоимость, а значит, выше сумма амортизационных отчислений, включаемых в расходы). Выбор в пользу остаточной стоимости старого автомобиля при формировании первоначальной стоимости нового автомобиля не приведет к уменьшению налоговых обязательств, при этом возникнет необходимость применения ПБУ 18/02, так как появляется разница между стоимостью нового автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете. В такой ситуации в отсутствие прямого нормативного регулирования, разъяснений финансистов и арбитражной практики нужно самостоятельно выбрать один из предложенных вариантов.

Если поступивший на предприятие автомобиль уже эксплуатировался, то при определении нормы амортизации автотранспортное предприятие вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками.

Однако нужно документально подтвердить срок эксплуатации автомобиля, например, паспортом транспортного средства (письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142).

При рассмотрении порядка обложения НДС товарообменных операций выделяют порядок определения налоговой базы по переданному имуществу и порядок применения налоговых вычетов по поступившему.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров, полученных им в денежной или натуральной формах (п.2 ст.153 НК РФ). Обычно для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки (п.1 ст.40 НК РФ). Таким образом, для целей уплаты НДС налоговая база при реализации старого автомобиля может определяться исходя из согласованной сторонами оценки, зафиксированной в договоре (ст.568 ГК РФ).

Моментом определения налоговой базы согласно п.1 ст.167 НК РФ является наиболее ранняя из дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав.

Датой отгрузки считается дата составления первого по времени документа, оформленного на покупателя, т.е. налоговая база по НДС определяется в момент отгрузки независимо от момента перехода права собственности (письма Минфина России от 05.05.2006 N 03-04-11/80, ФНС России от 28.02.2006 N ММ-6-03/202@). Это значит, что если автотранспортное предприятие фактически передало старый автомобиль автосалону и эта операция оформлена соответствующими документами (например, накладной или актом приема-передачи), то предприятие обязано начислить НДС с реализации.

Можно определять налоговую базу по реализации старого автомобиля при обмене на условиях trade-in по наиболее раннему моменту:

1) дате передачи автомобиля автосалону (дню отгрузки);

1.6. Вклад в уставный капитал

Следует ли в данном случае выписывать счет-фактуру? Налоговый кодекс РФ не дает ответа на этот вопрос, поэтому исходя из того, что принимающая сторона принимает восстановленный НДС в общеустановленном порядке, во избежание разногласий с налоговыми инспекторами оформлением счета-фактуры не следует пренебрегать.

Пример

1) данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

2) сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

1) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей организации;

2) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада получающей организации;

Глава 2. Требования к оформлению автотранспорта

2.1. Регистрация

Регистрация транспортных средств осуществляется для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещена.

Собственник транспортного средства, которое приобретено в соответствии с законом и отвечает установленным требованиям безопасности дорожного движения, который хочет использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов. При этом Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство. Снятие (неснятие) транспортного средства с учета перед заключением договора о прекращении на него права собственности само по себе не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, т.е. на деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Приказ МВД России «О порядке регистрации транспортных средств» от 27.01.2003 N 59 значительно облегчает жизнь владельцев автотранспорта. Ранее владельцы транспортных средств обращались либо в нотариат, либо в организации, выдающие справки-счет, в то время как по закону можно не только составить письменный договор, но и заключить устный. В МРЭО стали обращаться автовладельцы, желавшие зарегистрировать транспортное средство при помощи договора, написанного от руки, но так и не было желавших устно переоформить машину. Это неудивительно: обнаружить в 38-страничном документе пункт в приложении, оформленном мелким шрифтом, сможет не каждый, да и нагромождение юридических формулировок под силу только специалисту. Поэтому знают о существующей возможности в основном сотрудники МВД, которые понимают, что реализация этого пункта в нынешней его редакции просто неосуществима.

Согласно п.5.2 приложения к приказу МВД России от 27.01.2003 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация снятых с регистрационного учета в ГИБДД транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного устно, производится при представлении заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных настоящими Правилами.

В ГИБДД РФ подготовили проект постановления, которое значительно изменяет процедуру прохождения техосмотра автотранспорта и постановки машин на учет. Авторы проекта предлагают автосалонам самим выдавать талоны техосмотра на новые машины. Чтобы поставить авто на учет в ГИБДД и получить номера, достаточно будет предъявить талон техосмотра, а само транспортное средство «пригонять» не придется. Пройти техосмотр после принятия постановления можно будет в любом городе независимо от места регистрации автомобиля. Кроме этого, в ГИБДД предлагают передать функции технического осмотра автомобилей частным организациям, которым автоинспекция будет выдавать аккредитацию. Проводить техосмотр будут не автосервисы, а экспертные организации, которые не занимаются ремонтом машин. Исключение автоинспекторы хотят сделать только для крупных автосалонов, которые будут выдавать талоны техосмотра при продаже машин, а также при их регулярном обслуживании. В приказе МВД РФ от 28.03.2002 N 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств» потребовалось увеличить количество цифровых кодов, применяемых на «номерах» дипломатических представительств и международных организаций в связи с расширением списка таковых. Появились новые межгосударственные организации, которые пользуются дипломатической неприкосновенностью, расширился институт консульских учреждений, возглавляемых почетными консульскими должностными лицами.

Можно ставить на учет и снимать с него машины в один день. Прежде всего это касается транспортных средств, ввозимых в страну с целью продажи, этим активно пользуются и те, кто занимается куплей-продажей машин. Раньше в таких случаях при постановке на учет в регистрационных подразделениях автомобилю присваивали вполне реальный номер. Потом снимали машину с учета, а номер уничтожали. И хотя он даже не выдавался на руки, больше использовать его не могли. Сейчас в целях экономии в подобных случаях присваивается знак «Транзит». В приказе МВД РФ прописан пункт о том, что допускается использование ранее выданных регистрационных знаков в случае, если владелец продал свой автомобиль и купил (или собирается приобрести) новый. При снятии с учета он пишет заявление и оставляет за собой прежний номер. Принимать решение по этому вопросу будут непосредственно в местных регистрационных подразделениях.

Поскольку номера хранятся именно в подразделении и на руки не выдаются, а в приказе срок их хранения не оговаривается, то при выдаче дубликатов паспортов транспортных средств в них будут указываться данные всех оригиналов и дубликатов паспортов, выданных ранее. Сделано это затем, чтобы тщательнее отслеживать историю автомобиля.

Упрощена постановка на учет машин с измененной маркировкой, однако в том случае, если номера «перебиты» законно.

Сейчас новый порядок регистрации предусматривает подобные случаи. И теперь при признаках изменения маркировки в случаях, соответствующих законодательству, машину после необходимой проверки поставят на учет без вопросов.

Согласно приказу МВД РФ «О порядке регистрации транспортных средств» для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств, представляют:

3) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;

7) справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат;

8) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством;

1) документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию РФ;

2) документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам;

3) решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения;

4) документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями;

5) выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы);

6) договоры, свидетельства о праве на наследство и другие документы на право собственности, заключенные и (или) составленные в соответствии с законодательством или международными договорами РФ.

При замене водительского удостоверения нужно предоставить в ГИБДД следующие документы:

2) водительское удостоверение;

3) водительскую карточку;

4) медицинскую справку не старше 3 лет;

5) заявление установленной формы;

6) квитанцию об уплате за водительское удостоверение.

2.2. Страхование автомобиля

Организации часто имеют дело с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), а также с добровольным страхованием транспортных средств, предусматривающим возмещение ущерба от повреждения или гибели самого средства транспорта (КАСКО).

Страховыми случаями КАСКО являются угон, ДТП, в том числе с движущимися и неподвижными предметами, опрокидывание машины, стихийные бедствия и их последствия (например, град, ливень, ураган, падение деревьев и веток) и пр. К страховым случаям КАСКО относится любой ущерб, нанесенный автомобилю другими лицами (разбитые фары, стекла, кража колес, магнитол и др.) Суммы страховых взносов законодательно не определены и устанавливаются самостоятельно страховыми организациями. Указанные виды страхования особых сложностей, связанных с порядком учета страховых взносов, не вызывают.

Основными документами, регулирующими вопросы страхования автотранспорта, являются:

1) вред причинен имуществу;

2) ДТП произошло с двумя застрахованными участниками;

3) обстоятельства, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в бланке извещения, выдаваемого страховщиком.

Заполненные бланки извещения о дорожном происшествии вместе с заявлением потерпевшего о страховой выплате должны быть направлены страховой организации. В случае возникновения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств или обстоятельств причинения вреда, страховщик может назначить проведение независимой экспертизы причастных к случившемуся транспортных средств (если есть сомнение, что именно эти машины попали в аварию). Размер страховой выплаты в счет возмещения вреда потерпевшему не может превышать 25000 руб. Дополнительных выплат потерпевший требовать не вправе, за исключением ситуации, если обнаружится вред, причиненный его жизни или здоровью, о котором он не знал на момент предъявления требования о страховой выплате.

Размер страховой выплаты (п.1 ст.12 Федерального закона N 40-ФЗ), причитающейся пострадавшему за причинение вреда здоровью, рассчитывается в соответствии с правилами гл.59 ГК РФ. В случае смерти потерпевшего наследникам будет выплачено не более 25000 руб. на возмещение расходов по погребению и 135000 руб. за причинение вреда жизни.

Возмещаемый убыток при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется (п.2 ст.12 Федерального закона N 40-ФЗ):

3) свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц);

5) водительское удостоверение (копия) лиц, допущенных к управлению транспортным средством (если договор заключается при условии, что допущены только определенные лица).

Изменения коснулись инвалидов (п.1 ст.17 Федерального закона N 40-ФЗ), в 2006 году 50%-ная скидка предоставлялась только на автомобили, полученные через органы соцзащиты, инвалиду и еще одному водителю. Согласно редакции 2007 года эта льгота распространяется на любые автомобили, которые имеют инвалиды в соответствии с медицинскими показаниями, также она предоставляется дополнительно двум водителям.

С 1 января 2009 года планируется начать продажу международных полисов ОСАГО (ст.31 Федерального закона N 40-ФЗ). Функция контроля за наличием страховки возлагается на таможенные органы. Страховые организации должны будут стать членами профессионального объединения. Для оформления ДТП без сотрудников милиции нужно будет разработать типовые схемы происшествий, рекомендации по расчету ущерба и прочее.

Федеральным законом от 04.11.2007 N 251-ФЗ «О внесении изменения в статью 966 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» изменен срок исковой давности в отношении требований, вытекающих из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, теперь он будет составлять три года (ст.196 ГК РФ).

Для того чтобы застраховать гражданскую ответственность, нужно заключить договор со страховой организацией, имеющей соответствующую лицензию. С этой целью организация должна представить страховой организации следующие документы или их копии:

1) заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, которая приведена в приложении 1 к Правилам ОСАГО;

3) свидетельство о регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо, зарегистрированное в РФ);

Таблица 2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя

Возраст и стаж водителя, указанные в страховом полисе

До 22 лет включительно со стажем вождения до 2 лет включительно

До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 2 лет

Более 22 лет со стажем вождения до 2 лет включительно

Более 22 лет со стажем вождения свыше 2 лет

СП = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,

2.3. Страховое возмещение

При наступлении страховых случаев страхователю выплачивается страховое возмещение. В соответствии с п.44 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263) для его получения нужно представить в страховую организацию следующие документы:

1) справку о ДТП, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 25.09.2006 N 748 «О форме справки о дорожно-транспортном происшествии», которая прилагается к заявлению о выплате страховой суммы по ОСАГО (см. приложение);

2) извещение о ДТП (если его заполнял потерпевший).

Копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, полученные в органах милиции, представляют потерпевшие в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, в зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет страховщику и другие документы, которые приведены в п.51, 53-56 или 61 Правил ОСАГО.

Оценка причиненного транспортному средству вреда осуществляется в соответствии с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств»). Экспертиза проводится в отношении транспортного средства страхователя (потерпевшего), признаваемого таковым в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ. Для экспертизы привлекаются эксперт-техник или экспертная организация. Оплата их услуг, а также возмещение иных расходов на экспертизу производятся за счет средств страхователя. Впоследствии страховщик возмещает данные расходы согласно заключенному договору. По результатам экспертизы в письменной форме составляется экспертное заключение, в котором по п.19 Правил организации экспертизы должны быть указаны:

1) полное наименование, организационно-правовая форма, местонахождение экспертной организации, Ф.И.О., должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководитель поручил проведение экспертизы;

2) дата составления и порядковый номер экспертного заключения;

3) основание для проведения экспертизы;

4) полное фирменное наименование и местонахождение страховщика;

6) перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки;

7) нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;

8) сведения о документах, в том числе о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;

9) описание проведенных исследований;

10) обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы их применения;

11) выводы по каждому из поставленных вопросов.

Выводы экспертизы не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

В случае, если страховщик (потерпевший) с выводами экспертизы не согласен, он может организовать повторную экспертизу с привлечением другого эксперта-техника. Расходы, связанные с назначением и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет средств ее инициатора, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином (п.20-22 Правил организации экспертизы).

Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. В соответствии с п.55, 56 Правил ОСАГО страховая организация обязана компенсировать дополнительно понесенные расходы на:

2) дополнительное питание;

3) приобретение лекарств;

5) посторонний уход;

6) санаторно-курортное лечение;

7) приобретение специальных транспортных средств;

8) подготовку к другой профессии.

В рамках страховых выплат возмещаются ущерб, причиненный в результате потери кормильца, и расходы на погребение. Если ущерб нанесен имуществу, то страховая организация должна компенсировать пострадавшему реальную стоимость имущества, которая определяется в зависимости от его состояния. При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или превышает его стоимость до аварии.

Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере «восстановительных» расходов, т.е. тех затрат, которые необходимы для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, к которым относятся расходы на:

1) материалы и запасные части, необходимые для проведения ремонтных работ;

2) оплату работ по ремонту транспортного средства.

Если в результате ДТП повреждено не только транспортное средство, но и объекты недвижимости, находящиеся в месте аварии, то возмещению подлежат и расходы по восстановлению данного имущества. Кроме этого, страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или до проведения независимой экспертизы.

Если по результатам ДТП будет заведено уголовное (гражданское) дело, то размер выплаты может зависеть от результатов производства по этим делам. Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания производства и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страхового возмещения.

Организации могут находиться на разных системах налогообложения в зависимости от вида деятельности, но каждая из них пользуется услугами различных страховых организаций.

Единый налог на вмененный доход

Если организация вела одну деятельность, подпадающую под единый налог на вмененный доход, служебная машина была разбита в результате ДТП. Страховая организация возместила сумму, потраченную при ремонте автомобиля (50000 руб.), которая была перечислена на расчетный счет организации.

Учитывая, что организация ведет только один вид деятельности, получение страховой выплаты нельзя признать доходом от иного вида предпринимательской деятельности.

Из этого следует, что факт получения этой суммы по договору страхования не может быть основанием для применения общего режима налогообложения. Поэтому организация не должна исчислять налог на прибыль (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 01.12.2006 N 03-11-04/3/520).

Страхование работников при упрощенной системе налогообложения (УСН): один из трех

В этом случае речь идет об обязательных видах страхования работников и имущества. Например, если указанные в законе лица обязаны страховать жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами (ст.927 ГК РФ).

Условия и порядок проведения обязательного страхования определяют федеральные законы о конкретных видах обязательного страхования (ст.3 Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»).

Если затраты на страхование у организации на УСН носят не обязательный, а добровольный характер, то ей придется нести их за свой счет.

Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий (ст.19 Закона РФ от 11.03.92 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Этот вид страхования нельзя относить к расходам организации на УСН, поскольку в настоящее время отсутствует специальный нормативный правовой акт, определяющий порядок и условия обязательного страхования граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью (письмо УМНС России по г.Москве от 11.07.2003 N 28-11/38625).

Обязательное страхование имущества при УСН

1) воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

2) военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Источник

Читайте также:  Акт о списании автомобиля для гаи образец
Ответы на популярные вопросы