Автомобиль на предприятии и сбор за загрязнение 2017

Экологический сбор: кто, сколько, когда и как должен заплатить за 2017 год

Экологический сбор — относительно новый вид платежа, в этом году компании и предприниматели будут перечислять его во второй раз. В сегодняшней статье мы напомним о том, кто должен его платить, как по нему отчитываться, а также о правилах расчета экологического сбора и сроках его уплаты. Кроме того, мы ответим на часто задаваемые вопросы об уплате сбора в отношении упаковки.

Кто обязан платить экологический сбор за 2017 год

Экологический сбор за 2017 год должны заплатить организации и ИП, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Список таких товаров (включая упаковку) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. В отношении продукции, не упомянутой в данном перечне, сбор платить не нужно.

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору Подать заявку

Обратите внимание: с начала 2018 года действует другой перечень товаров (включая упаковку) подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. Но применять новый перечень плательщики будут только в 2019 году при расчете экосбора за 2018 год. Что же касается 2017-го года, то в этот период действовал прежний список, поэтому именно его следует использовать сейчас.

Экологический сбор в отношении упаковки

Практика показала, что производителям и импортерам очень сложно разобраться, нужно ли платить в той или иной ситуации сбор в отношении упаковки (здесь и далее речь идет об упаковке, включенной в перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств). Например, когда компания приобретает упаковку, и частично использует ее для собственных нужд, а частично — для продажи своей продукции. Или когда импортер получает детали в коробках, собирает готовые изделия, упаковывает в те же коробки и продает покупателям. Вопросы также возникают у организаций и ИП, которые продают пустую тару в качестве самостоятельного товара.

Чиновники пока не дали по этим вопросам исчерпывающих разъяснений. Единственный случай, прокомментированный Росприроднадзором, касается упаковки, которая использована для собственных нужд. В письме от 20.02.17 № ОД-06-02-32/3380 ясно сказано, что такая упаковка под экологический сбор не подпадает.

При решении прочих вопросов, на наш взгляд, нужно руководствоваться пунктом 10 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства). Там говорится, что обязанность по выполнению нормативов утилизации в отношении упаковки лежит на тех, кто производит и импортирует товары в этой упаковке. Значит, платить экологический сбор должны организации и ИП, которые используют тару для упаковывания и продажи своей продукции.

Из приведенной выше нормы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, продажа пустой тары в качестве самостоятельного товара не влечет обязанности по уплате экологического сбора.

Во-вторых, продажа готовых изделий в той же упаковке, в которой ранее поступили детали, также не влечет обязанности по уплате сбора. Дело в том, что по закону экосбор в отношении данной тары должен был заплатить тот, кто упаковал и продал детали. Правда, это справедливо только в случае, когда упакованные детали были приобретены у российского поставщика. Если же продавцом является иностранное лицо, то, по логике, заплатить сбор придется российскому покупателю.

В-третьих, компании и предприниматели, купившие пустую тару, упаковавшие свою продукцию и продавшие ее, должны заплатить экологический сбор.

Расчет экологического сбора

Сумма экологического сбора за 2017 год рассчитывается как произведение трех величин: массы товара и (или) упаковки, соответствующего норматива утилизации и ставки сбора.

Нормативы утилизации на 2015-2017 годы утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.12.15 № 2491-р. Обратите внимание: с начала 2018 года действуют другие нормативы (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р). Но они рассчитаны на период с 2018 по 2020 год, поэтому применить их впервые нужно в 2019 году при расчете сбора за 2018 год.

Ставки экологического сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284.

Издательство выпускает глянцевые журналы, утилизация своими силами не производится. В 2017 году было выпущено 10 тонн журналов. Норматив утилизации составляет 10%, ставка равна 2 378 руб. за тонну.

Величина экосбора за 2017 год равна 2 378 руб.(10 тонн × 10% × 2 378 руб./тонну).

Отчетность в Росприроднадзор по экологическому сбору

Росприроднадзор в письме от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721 напомнил, что не позднее 1 апреля 2018 года плательщики экологического сбора должны заполнить и представить два отчета:

Также в письме № ВС-06-02-32/721 говорится, что не позднее 15 апреля 2018 года плательщики экосбора должны представить еще один документ:
расчет суммы экологического сбора (форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488).

Добавим, что все указанные виды отчетности составляются в электронной форме, подписываются электронной подписью и направляются в Росприроднадзор через интернет. На официальном сайте этого ведомства размещены бесплатные сервисы для составления отчетности. Датой представления считается день, когда отчет отправлен через интернет. Дополнительно сдавать отчетность на бумажном носителе не нужно.
При этом существует два способа сдать электронную отчетность в РПН.

Читайте также:  Автомобиль ока чертеж кузова

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, в которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров. Заполнить и проверить, а потом отправить его на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два больших преимущества.

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку

Однако если у плательщика нет технической возможности использовать интернет, он вправе сдать отчетность на бумаге. Тогда декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров и отчет о выполнении норматива утилизации производители должны подать в территориальное управление Росприроднадзора, а импортеры — в центральный аппарат этого ведомства. Что касается «бумажного» расчета суммы экосбора, то все без исключения плательщики должны представить его в свое территориальное управление.

Отчетность на бумаге составляется в одном экземпляре и либо направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдается лично. К «бумажной» декларации о количестве выпущенных в обращение товаров нужно приложить копию на электронном носителе. Датой представления считается дата почтового отправления или дата, когда Росприроднадзор сделал отметку о получении отчета на бумажном носителе.

Сроки уплаты экологического сбора

Согласно пункту 2 статьи 24.5 Закона об отходах производства, экологический сбор необходимо перечислить не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Соответственно, сбор за 2017 год нужно перечислить не позднее 15 апреля 2018 года. Эта дата названа в письме Росприроднадзора от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721.

Образец платежного поручения со всеми необходимыми реквизитами, включая код бюджетной классификации, приведен на сайте Росприроднадзора. Копию платежного поручения следует приложить к расчету суммы экологического сбора.

Штрафы за неуплату и непредставление отчетности

Организация или предприниматель, не уплативший, либо не полностью уплативший экологический сбор, получит требование Росприроднадзора о погашении задолженности. Если истечении 30 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.15 № 1073). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.

А вот если плательщик сбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.

Источник

Автомобиль на предприятии и сбор за загрязнение 2017

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Плата за загрязнение окружающей среды
транспортным средством

Плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) является обязательным сбором для всех организаций, в том числе для «упрощенцев». Уплата данного сбора всегда вызывала много споров. Часть вопросов исчезнет после вступления в силу со следующего года поправок в природоохранное законодательство, например, отмены сбора с автотранспорта.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Порядком определения платы, а также ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» для всех организаций и предпринимателей, в деятельности которых используются следующие загрязняющие окружающую среду факторы:

Виды вредного воздействия согласно данному постановлению Виды деятельности, в которой появляется НВОС Нормативный документ
Выброс загрязняющих и иных веществ
в атмосферу стационарными источниками – недвижимое имущество
Котельные, ТЭЦ, заводы и фабрики, которые загрязняют атмосферу через трубы, уходящие
в небо, работы сварочным или газовым оборудованием
Пункт 3 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867
Выброс загрязняющих и иных веществ
в атмосферу передвижными источниками – движимое имущество
Транспортные средства, воздушные или водные суда, работающие на бензине, керосине, газе или дизельном топливе Пункт 4 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867
Сброс загрязняющих веществ
в водные объекты – надземные
и подземные воды
Заводы и фабрики, чьи отходы загрязняют воду Статья 5 ВК РФ
Размещение отходов производства
и потребления
Хранение и захоронение отходов твердого мусора (например, отработанных люминесцентных ламп, бытового мусора и т. д.) на полигонах и свалках,
а также отвалы горных пород
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ

В настоящее время в нормативных документах перечислены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 предусматривает два вида платы за перечисленные воздействия: в пределах нормативов и в пределах установленных лимитов.

Если используются только передвижные источники загрязнения, то оформлять разрешение на их действия не нужно, если же загрязнение природы происходит по другим категориям, то требуется получить разрешение на выбросы в окружающую среду (ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) согласно положениям постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 либо оформить лицензию на размещение и захоронение отходов согласно постановлению «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов». При этом если предприятие нанесло вред окружающей среде, то уплата экологического сбора не освобождает нарушителя от возмещения вреда природе и государству.

Право собственности на отходы теперь определяется в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, в силу п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо вправе обратить в свою собственность отходы производства и другие отходы, совершив при этом действия, свидетельствующие об их обращении в собственность.

Чаще всего организации на УСН используют в своей деятельности транспортные средства, как свои собственные, так и арендованные. При этом необходимо помнить, что кроме выбросов в атмосферу автотранспортом данные источники загрязнения при эксплуатации или ремонте создают специфические отходы, как то:

Поэтому нужно, чтобы в договоре, например с обслуживающей автотранспорт мастерской, и актах выполнения работ было прописано, что отходы после техосмотра или ремонта остаются в автомастерской.

Платить же сбор необходимо за весь используемый транспорт. При этом вставать на учет нет необходимости, нужно только ежеквартально представлять отчет по сбору в Росприроднадзор по месту нахождения стационарных источников загрязнения или по месту регистрации передвижного источника загрязнения и перечислять исчисленную сумму в бюджет.

Действующим законодательством не предусмотрено взимание пени за нарушение сроков перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

За непредставление отчетности организация может быть наказана согласно ст. 8.5 КоАП РФ как за сокрытие информации о состоянии окружающей среды. Данное нарушение влечет за собой штраф для юридических лиц в размере от 20 000 до 80 000 руб. Несвоевременное внесение платы штрафуется по ст. 8.41 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. За нарушения правил обращения с отходами, касающихся паспортизации и разработки лимитов, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности.

Поэтому «упрощенцам», как и другим организациям, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, надо составить и представить расчет – отчет о плате НВОЗ и оплатить в этот же срок данный сбор в бюджет.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (включая ИП), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

Отмена сбора с автотранспорта

Согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», вступающие в действие с 01.01.2016.

В связи с этим с 01.01.2016 плата за НВОЗ будет взиматься только:

Как видите, за выбросы в атмосферу движимыми средствами (т. е. автотранспортом) загрязнений плата браться не будет начиная с 01.01.2016.

Однако указанные изменения в настоящее время каждый трактует по-своему. Все дело в том, что Закон № 219-ФЗ не только изменил ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», но и внес изменения в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», новая редакция которой вступила в силу с 01.01.2015.

Фактически изменениями конкретизированы источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – стационарные. За них плата взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Получается, что в одной норме на сегодняшний день перечислены и передвижные, и стационарные источники (ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»), а в другой – только стационарные (ст. 28 Закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в своем письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 разъяснило, что с 01.01.2015 взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом дополнило, что в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

А вот позиция Росприроднадзора, которая обнародована на их сайте, состоит в том, что данная плата отменяется с 01.01.2016.

В связи с этим «упрощенцам», использующим автомобили, необходимо заручиться разъяснениями территориального управления Росприроднадзора. Хотя понятно, какой ответ будет дан. Поскольку принимают отчеты и штрафуют именно региональные Управления Росприроднадзора, к тому же в Федеральном законе закреплено, что данная поправка вступает в силу именно с 01.01.2016, то в 2015 г. платить за транспорт все же необходимо.

В период с 01 января 2015 г. по 01 марта 2017 г. Правительством РФ должны быть утверждены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, развивающие положения ст.ст. 16.1–16.5 Закона «Об охране окружающей среды», предусматривающие требования к новому порядку исчисления и внесения платы за НВОС, в том числе в части применения коэффициентов при исчислении платы за НВОС.

Расчет платы

Чтобы вовремя сдать расчет в Росприроднадзор, необходимо его правильно заполнить. Для каждого вида загрязнения в постановлении Правительства от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух» установлены свои нормативы.

В расчете норматив надо перемножить с количеством загрязняющих веществ и поправочными коэффициентами, в расчете участвуют 4 коэффициента (см. таблицу).

Наименование коэффициента Кто использует Где брать значение коэффициента
Коэффициент экологической значимости Все, кто заполняет расчет Приведен в Приложении № 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344
и зависит от региона нахождения. Например, для Поволжья – это 1,9
Коэффициент, учитывающий инфляцию В конце года Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает значение данного коэффициента на следующий год.
На 2015 г. данный коэффициент равен 2,45 по нормативам, утвержденным в 2003 г. и указанным в постановлении № 344, или 1,98 по нормативам, утвержденным в 2005 г. и указанным в постановлении № 410
Дополнительный коэффициент 1,2 Используется для городского транспорта Уже в названии коэффициента указано его значение. Если транспорт организации не передвигается по городу, то
согласно Приложению № 2 к постановлению № 344 организация данный коэффициент не применяет
Дополнительный коэффициент 2 Используется для определенных территорий В названии коэффициента также уже указано его значение. Он применяется для охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и Байкала, для зон экологического бедствия. Для плательщиков из других регионов данный коэффициент равен 1
согласно п. 1 постановления № 344

Если иное не предусмотрено договором, то платить за загрязнение окружающей среды транспортным средством, полученным по договору лизинга, должен лизингополучатель.

Пример.

Фирма ЦСК использует как собственный, так и арендованный автотранспорт. По итогам квартала на основании отчета движения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и путевых листов (можно использовать акты на списание ГСМ) бухгалтер рассчитала общее количество израсходованных дизельного топлива и бензина: 3766 л дизтоплива и 1330,05 л бензина. Переводим литры в тонны и получаем 3,766 т дизтоплива и 1,33005 т бензина. Для бензина известна его плотность, поэтому количество умножаем на 0,75 (данное значение плотности для бензина А-95 приводит ФНС РФ в своем письме от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@) и получаем 0,998 т бензина.

Полученное количество загрязняющих веществ перемножаем с нормативами и коэффициентами и получаем итоговую сумму в 60 руб., как это видно на рисунке 1.

Рисунок 1.

Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 и состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей перечислению в бюджет по итогам отчетного квартала, и четырех разделов – по одному для каждого вида загрязнения (стационарные источники, передвижные источники, сбросы и отходы).

Сумму в 60 руб. бухгалтер ЦСК перенес во второй лист расчета по строке 034, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2.

Титульный лист оформляется аналогично налоговым декларациям, подписывается и отправляется в местное Управление Росприроднадзора в срок до 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца, но при этом переноса, как в налоговых декларациях, здесь нет. В 2015 г. надо отчитаться и уплатить налог:

С 2016 года отчетным периодом будет календарный год, соответственно, плату нужно будет вносить не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом.

Если сумма исчисленного налога, как в нашем случае, меньше 50 тыс. руб., то отчет сдается в бумажном виде. Если же платеж достигает размера 50 тыс. руб., то его сдача осуществляется либо на магнитном носителе, либо по телекоммуникационным каналам связи согласно п. 11 Общих положений Порядка заполнения расчета.

Платежные реквизиты для перечисления сбора лучше уточнить в своем Управлении Росприроднадзора (на стендах или на сайте). КБК Росприроднадзора (как неналоговый платеж) – 498 1 12 01000 01 0000 120.

Сумма платы за НВОС относится к затратам организации в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в пределах допустимых нормативов для стационарных источников или сбросов в воду, превышение данных нормативов списывается за счет чистой прибыли. Нормировать плату за НВОС по автотранспорту не нужно. «Упрощенцы» также вправе списывать уплаченный экологический сбор на уменьшение доходов (при применении объекта «доходы минус расходы») согласно пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

С 2016 года платить за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) должны те предприятия, в результате деятельности которых образовались эти отходы.

Планируемые изменения

Упомянутый нами Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ внес значительные изменения в действующее законодательство в части охраны окружающей среды. Часть из них, как мы говорили, уже начала действовать, а часть еще не вступила в силу, причем сроки предусмотрены вплоть до 01 января 2020 года. Изменения связаны с появлением ряда новых понятий в сфере охраны окружающей среды. Также конкретизированы лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подробно описаны правила определения платежной базы и непосредственного расчета платы, а также порядок и сроки ее внесения. Все основные положения, касающиеся исчисления данной платы, теперь будут изложены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ведь сейчас положения об особенностях исчисления платы, сроках ее внесения и т. п. перечислены в различных актах Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.

Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Подробнее обо всех изменениях, внесенных Законом № 219-ФЗ, читайте в следующем номере журнала.

Итак, перечислим основные нововведения:

ОТ РЕДАКЦИИ

В действующем законодательстве в сфере природопользования понятие «размещение отходов» не содержится. Природопользователями и контролирующими органами оно трактуется по-разному. Так, по мнению Ростехнадзора, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов (письмо от 12.02.2007 № 04-09/169). Однако в арбитражной практике есть судебные акты, в которых суды, принимая решения в пользу хозяйствующих субъектов, подчеркивают, что нормы законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере природопользования, не связывают непосредственно наличие обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов с правом собственности на эти отходы (см., например, постановления ФАС УО от 22.01.2013 № Ф09-13560/12, ФАС ЦО от 26.11.2012 № А54-4401/2012, ФАС СКО от 26.12.2012 № А53-2482/2012, ФАС ЗСО от 18.07.2012 № А75-9339/2011).

Источник

Ответы на популярные вопросы